Научная статья на тему 'Систематизация законодательных актов Кыргызской Республики в области защиты таможенной информации'

Систематизация законодательных актов Кыргызской Республики в области защиты таможенной информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ / ЗАЩИТА ТАМОЖЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТАМОЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ТАМОЖЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ / SYSTEMATIZATION / LEGISLATION / PROTECTION OF CUSTOMS INFORMATION / CUSTOMS / CROSS-BORDER TRANSMISSION OF CUSTOMS INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медетбекова Арина Шамшибековна

В статье автор анализирует законодательство Кыргызской Республики в области правового обеспечения информационной безопасности таможенной деятельности. На основе проведенного исследования определено ключевое направление решения проблем информационной безопасности при осуществлении трансграничной передачи таможенной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of the Kyrgyz Republic legal acts in the sphere of customs information security

In this paper the author analyzes the legislation of the Kyrgyz Republic in the field of legal information security of customs activities. Based on a study author defines the basic direction of solving information security problems in the implementation of cross-border transmission of customs information.

Текст научной работы на тему «Систематизация законодательных актов Кыргызской Республики в области защиты таможенной информации»

А. Ш. Медетбекова

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ТАМОЖЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

В статье автор анализирует законодательство Кыргызской Республики в области правового обеспечения информационной безопасности таможенной деятельности. На основе проведенного исследования определено ключевое направление решения проблем информационной безопасности при осуществлении трансграничной передачи таможенной информации.

Ключевые слова: систематизация; законодательные акты; защита таможенной информации; таможенная деятельность; трансграничная передача таможенной информации.

- 131

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 2 • 2011

Мировой экономический кризис негативно повлиял на внешнеторговую деятельность развивающихся стран, в том числе и Кыргызской Республики. Несмотря на преимущества, которые имеет республика, являясь членом ВТО, ей пока не удается полностью обеспечить свой промышленный потенциал по реализации традиционных товаров экспорта. В этой обстановке освоение новых рынков сбыта, в частности на территории государств СНГ и, в первую очередь, России как крупнейшего торгового партнера, невозможно без взаимодействия таможенных служб, в том числе в информационной сфере. Данный процесс, как известно, предполагает необходимость предоставления и обмена информацией ограниченного пользования. Однако нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности таможенной деятельности Кыргызской Республики в настоящее время не систематизировано.

Защиту таможенных информационных ресурсов Кыргызской Республики при их передаче партнерам по внешнеэкономической деятельности регламентирует значительное количество разных по уровню и значению законодательных актов.

Так, ст. 7 «Основные обязанности государственного служащего» Закона «О государственной службе Кыргызской Республики» [1] обязывает государственных служащих хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения службы в течение периода в установленном законом порядке (п. 11); сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 12).

Вопросы обеспечения информационной безопасности затрагиваются в ст. 11 «Ограничения, связанные с государственной службой». Так, государственным служащим запрещается использовать в неслужебных целях служебную информацию.

Разглашение охраняемой законом тайны (государственной, служебной и иной), ставшей известной государственному служащему в связи с исполнением им возложенных обязанностей, может служить основанием для увольнения с государственной службы (ст. 31).

«Закон об информации Кыргызской Республики» [2] уделяет значительное внимание вопросу обеспечения информационной безопасности. В главе 4 «Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации» ст. 20 определяет, что защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Режим защиты информации устанавливается в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, а также в отношении открытой или конфиденциальной документированной информации.

При этом за правонарушения при работе с документированной информацией органы государственной власти, организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики (п. 4).

В отношении таможенных органов и их сотрудников может быть применен п. 5 указанной статьи, устанавливающий ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем с учетом международных договоров, ратифицированных Кыргызской Республикой.

Вопросы защиты информации косвенно рассматриваются в Таможенном кодексе Кыргызской Республики (далее - ТК КР) [3]. В частности, в ст. 358 указано, что пользование информационными ресурсами таможенных органов является открытым и общедоступным, за исключением случаев, когда доступ к информации ограничен в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Ограничения на распространение таможенной информации накладываются ст. 8 «Получение и предоставление информации таможенными органами», при этом:

1) информация, предоставленная таможенным органам государственными органами и лицами в соответствии с ТК КР и другими законами Кыргызской Республики, может использоваться исключительно в таможенных целях;

2) таможенные органы и их должностные лица не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную тайну, а также коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 8;

3) за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну или являющейся конфиденциальной, таможенный орган и его должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, за исключением случаев передачи информации правоохранительным органам и высшим органам государственного управления.

Правовые аспекты защиты информации в таможенных органах подробно рассмотрены в ст. 359 ТК КР «Защита информации прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации». В ней, в частности, указано, что защита информации прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, осуществляется в порядке, установленном в соответствии с нормативными актами компетентных органов Кыргызской Республики. Она обеспечивается посредством внедрения и использования специальных программно-технических средств защиты информации, совместимых со средствами обеспечения информационных систем и информационных технологий, которые подлежат сертификации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Уровень защиты информации, обеспечиваемый средством защиты информации, должен соответствовать категории информации. Соответствие уровня защиты информации определенной категории обеспечивается таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатации средств защиты информации осуществляют уполномоченный государственный орган и иные государственные органы согласно нормативным правовым актам Кыргызской Республики.

Требования трансграничного обмена таможенной информацией регламентируются ст. 360 ТК КР «Участие таможенных органов в международном информационном обмене», где указывается, что уполномоченный государственный орган и иные таможенные органы участвуют в международном информационном обмене с таможенными органами, а также в пределах их компетенции с иными органами и организациями иностранных государств и международными организациями в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами и международными договорами Кыргызской Республики.

Согласно ст. 373 «Защита сведений о деятельности таможенных органов» защита государственной тайны и конфиденциальной информации в таможенных органах обеспечивается в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Ответственность таможенных органов за предоставление недостоверной информации предусмотрена ст. 382, однако в ней не определены санкции за разглашение или неправомерное использование служебной таможенной информации. Ответственность сотрудников таможенных органов за разглашение конфиденциальной информации определена Кодексом об административных нарушениях Кыргызской Республики (далее - КоАП КР) и Уголовным кодексом Кыргызской Республики (далее - УК КР).

В соответствии с КоАП КР [4] вопросы разглашения служебной информации сотрудниками таможенных органов могут рассматриваться в соответствии со ст. 504-31 «Невыполнение должностными и иными лицами требований таможенного законодательства». Например, невыполнение должностными лицами и иными работниками предприятия, учреждения или организации требований таможенного законодательства, а равно невыполнение таких требований иными физическими лицами, выполняющими для предприятия, учреждения или организации работы по договорам гражданско-правового характера, влекут предупреждение или наложение штрафа от пяти до двадцати расчетных показателей.

Как уже было отмечено выше, информация, передаваемая участниками ВЭД в таможенные органы, может содержать сведения, составляющие коммерческую или банковскую тайну. Вопросы нарушений в области безопасности коммерческой и банковской тайны наиболее подробно рассматриваются в УК КР [5].

Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, а также незаконное получение информации, составляющей коммерческую или банковскую тайну (ст. 193 - 194 УК КР), в частности собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, перехват информации в средствах связи, незаконное проникновение в компьютерную систему или сеть, использование специальных технических средств, а равно иной незаконный способ с целью их разглашения либо использования наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных месячных заработных плат либо арестом на срок до шести месяцев.

Правовая охрана информационных ресурсов таможенных органов может обеспечиваться в соответствии со ст. 289 УК КР. Так, неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, повлекший уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, наказывается штрафом в размере от ста до трехсот минимальных месячных заработных плат либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ или их сети, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных месячных заработных плат либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Отдельно рассматриваются вопросы, связанные с разглашением государственной или служебной тайны лицом, которому эти сведения были доверены или

стали известны по службе или работе (ст. 300 УК КР «Разглашение государственной тайны»). Статья предусматривает при отсутствии признаков шпионажа наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет. В случае появления тяжких последствий лишение свободы увеличивается на срок до пяти лет.

На основании проведенного анализа законодательства Кыргызской Республики в области защиты таможенной информации можно сделать вывод о том, что система законодательных актов, связанных с защитой конфиденциальной таможенной информации, имеет многоуровневую структуру (рис.).

Объект защиты

Информация участников ВЭД Правоохранительная информация Специальная таможенная информация

I

Каналы «утечек», разглашения информации

Персонал (инсайдеры) Информационные системы Технические средства негласного съема информации

Нормативно-правовая защита информации

Таможенное законодательство

Национальный Таможенный кодекс Международные соглашения в таможенной сфере

I

Информационное законодательство

Законы о защите информации Подзаконные нормативные акты по защите информации (ГОСТ, приказы и т. д.)

I

Законодательство об ответственности за нарушения в области информационной безопасности

Кодекс об административных правонарушениях КР

Уголовный кодекс КР

Закон «О государственной службе»

Рис. Структура системы нормативных актов в сфере защиты информации в законодательстве Кыргызской Республики

Как видно из представленной схемы, вопросы, относящиеся к информации и обеспечению информационной безопасности, отражаются во многих нормативных правовых актах. Следует отметить, что среди других стран СНГ только

в законодательстве Кыргызской Республики в качестве отдельной статьи, квалифицирующей состав правонарушения информационной безопасности в таможенной сфере, выделяется ст. 504-31 КоАП КР «Невыполнение должностными и иными лицами требований таможенного законодательства».

Таким образом, в отличие от общих вопросов законодательного обеспечения информационной безопасности, которые действуют только в пределах национальной территории, обмен таможенной информацией носит трансграничный характер. Поэтому решение проблем обеспечения безопасности таможенной информации на территориях стран - участниц таможенного взаимодействия предполагает необходимость максимального сближения основных принципов правовой защиты и информационной безопасности сторон информационного взаимодействия. Первым шагом в этом направлении для Кыргызской Республики должна стать систематизация ее законодательных актов в сфере защиты таможенной информации.

Использованные источники

1. Закон Кыргызской Республики «О государственной службе Кыргызской Республики» (по состоянию от 11.08.2004 № 114).

2. Законодательство Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www. kg.spinform.ru.

3. Таможенный кодекс Кыргызской Республики (по состоянию на 17.10.2008).

4. Кодекс об административных правонарушениях Кыргызской Республики (введен в действие Законом Кыргызской Республики от 04.08.1998 № 115, по состоянию на 23.01.2009 № 20).

5. Уголовный кодекс Кыргызской Республики (по состоянию на 10.02.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.