Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ'

СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СХЕМА / СИСТЕМА / ТЕОРИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП / PERSONALITY / MULTIDIMENSIONAL THEORY / CONCEPTION / SYSTEM APPROACH / SYSTEM-FORMING PRINCIPLE / SYSTEM HYPOTHESES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Немов Р.С., Яценко Д.А.

В статье критически оценивается современное состояние теоретических исследований в области психологии личности. Указывается на то, что эти исследования до сих пор остаются разделенными на множество частных теорий, в которых, в свою очередь, ставятся и решаются далеко не все вопросы, касающиеся личности. Высказывается и обосновывается мнение о необходимости создания целостной, интегральной теории личности, которая строилась бы на системной основе и охватывала как можно больше вопросов, связанных с психологией личности. В статье излагаются идеи, касающиеся разработки такой теории. На основе анализа рассмотренных теорий представлена схема многомерной системы личности, при описании которой предлагаются ответы на следующие вопросы: предмет психологического исследования личности, определение личности, структура личности, отличие личностных свойств от других психологических особенностей человека, происхождение личности, формирование и развитие личности, аномалии в развитии личности, типология личности, оценка уровня развития личности, соотношение биологического и социального в личности, сознание и бессознательное в личности, культурно-исторические аспекты личности, личность и деятельность (личность и поведение), личность и познавательные процессы, личность и межличностные отношения, личность и общество, методы исследования личности, психокоррекция личности. Помимо подходов к системному решению каждого из перечисленных вопросов указывается его системообразующий фактор, лежащий в основе такого решения, и даются ссылки на работы психологов, в которых имеются заделы для дальнейшей разработки соответствующих вопросов. В заключение на основе анализа и обобщения проблем, рассмотренн ых в различных концепциях личности, предлагается авторское видение современных подходов к изучению личности.The article critically assesses the current state of theoretical research in the field of personality psychology. It is pointed outю that these studies are still divided into many private theories, in which, in turn, not all questions concerning the individual are put and solved. An opinion is expressed and justified on the need to create a holistic, integral personality theory that would be built on a systematic basis and would cover as many issues as possible related to the psychology of the individual. The article contains ideas on the development of such a theory. It is proposed to name the theory discussed in the article, the multidimensional system metaconception of personality, understanding by the concept of a set of assumptions that require further development and verification. In the version of the multidimensional system metaconception of personality contained in the article, answers are offered to the following questions: the subject of psychological research of a person, the definition of a personality, the structure of a personality, the difference of personal properties from other psychological features of a person, the origin of a person, the formation and development of a personality, anomalies in the development of personality, typology of personalities, evaluation of the level of development of the individual, the correlation of the biological and social in the individual, consciousness and unconsciousness in the individual, cultural-historical (personality and behavior), personality and cognitive processes, personality and interpersonal relations, personality and society, methods of investigating the personality, psychocorrection of the personality. In addition to approaches to the systemic solution of each of these issues, its system-forming factor underlying this decision is indicated, and references are given to the work of psychologists, in which there are grounds for the systematic development of relevant issues. In conclusion, on the basis of the proposed systemic conception of personality, hypotheses are proposed that relate to the solution of the issues under discussion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ»

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.29.1.02

СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

Р. С. Немов, МГПУ Москва, Д. А. Яценко, МИП, Москва

В статье критически оценивается современное состояние теоретических исследований в области психологии личности. Указывается на то, что эти исследования до сих пор остаются разделенными на множество частных теорий, в которых, в свою очередь, ставятся и решаются далеко не все вопросы, касающиеся личности. Высказывается и обосновывается мнение о необходимости создания целостной, интегральной теории личности, которая строилась бы на системной основе и охватывала как можно больше вопросов, связанных с психологией личности. В статье излагаются идеи, касающиеся разработки такой теории. На основе анализа рассмотренных теорий представлена схема многомерной системы личности, при описании которой предлагаются ответы на следующие вопросы: предмет психологического исследования личности, определение личности, структура личности, отличие личностных свойств от других психологических особенностей человека, происхождение личности, формирование и развитие личности, аномалии в развитии личности, типология личности, оценка уровня развития личности, соотношение биологического и социального в личности, сознание и бессознательное в личности, культурно-исторические аспекты личности, личность и деятельность (личность и поведение), личность и познавательные процессы, личность и межличностные отношения, личность и общество, методы исследования личности, психокоррекция личности. Помимо подходов к системному решению каждого из перечисленных вопросов указывается его системообразующий фактор, лежащий в основе такого решения, и даются ссылки на работы психологов, в которых имеются заделы для дальнейшей разработки соответствующих вопросов. В заключение на основе анализа и обобщения проблем, рассмотренных в различных концепциях личности, предлагается авторское видение современных подходов к изучению личности.

Ключевые слова: личность; схема; система; теория; концепция; системный подход; системообразующий принцип.

Для цитаты: Немов Р. С., Яценко Д. А. Системный взгляд на концепции личности // Системная психология и социология. 2019. № 1 (29). С. 19-30.

Введение

Среди существующих в настоящее время психологических теорий личности преобладают те, которые разработаны отдельными авторами зачастую без соотнесения предлагаемых в них идей с теми, которые содержатся в других теориях личности1.

1 Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 1. С. 14-19; Анцыферо-ва Л. И. Личность в трудных жизненных условиях. Переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18; Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического

© Немов Р. С., Яценко Д. А., 2019

В большинстве существующих теорий личности ставятся и решаются частные вопросы. Положения многих теорий в практике напрямую не используются, а системный подход, который является одним из основных в современных психологических исследованиях, в психологии личности в полной мере не реализуется. Это снижает научную ценность и уменьшает эвристические возможности соответствующих теорий.

анализа. М.: Изд-во МГУ 1990. 367 с.; Божо-вич Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОД ЭК, 2001. 352 с.; Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 308 с.

В статье предпринята попытка сделать системный научный обзор современных концепций личности.

Для характеристики психологии личности при системном ее изучении, были рассмотрены следующие двадцать параметров:

1) предмет исследования личности;

2) определение личности;

3) структура личности;

4) отличие личностных от других психологических свойств человека;

5) происхождение личности;

6) формирование и развитие личности;

7) аномалии в личности;

8) возрастные особенности личности;

9) индивидуальные различия личностей;

10) типология личностей;

11) оценка уровня развития личности;

12) соотношение биологического и социального в личности;

13) сознание и бессознательное в структуре личности;

14) культурно-исторические аспекты личности;

15) личность и деятельность (поведение);

16) личность и познавательные процессы;

17) личность и межличностные отношения;

18) личность и общество;

19) методы исследования личности;

20) психокорреция личности.

Для структурирования перечисленных подходов предложена схема, объединяющая различные аспекты, рассматриваемой проблемы. На рисунке 1 в обобщенном виде представлены основные составляющие предлагаемой схемы многомерной системы личности. Первая, обозначенная как проблемный состав концепций, содержит в себе определение и концептуальное описание двадцати перечисленных выше подходов. Предполагается, что все понятия, используемые с этой целью, будут опера-ционализированными и верифицированными. Вторая составляющая, обозначенная как теоретические положения и факты, касающиеся личности, включает совокупность идей, относящихся ко всем этим подходам. Третья составляющая, представленная на рисунке 1 как положения, лежащие в основе методов исследования

Рис. 1. Основные составляющие схемы многомерной системы личности

личности, включает теоретическое и методологическое обоснования соответствующих методов, их классификацию. Четвертая составляющая, выделенная на рисунке 1 как идеи, связанные с практикой работы с личностью, раскрывается через описание методов практической работы с личностью, включая психодиагностику и оценку уровня развития человека как личности.

Перечисленные компоненты представлены также на рисунке 2 и далее в тексте раскрываются через их составляющие. Одновременно с этим предлагаются возможные системные решения относящихся к ним вопросов, их научные основания, системообразующие факторы и теоретические предпосылки — труды тех ученых, на базе которых

соответствующие решения предлагается разрабатывать2.

1. Предмет исследования личности. Системное решение данного вопроса ориентировано на понимание личности как сложно устроенной системы и включает постановку следующих вопросов:

- Что представляет собой личность как система?

- Каковы основные системные составляющие личности?

2 С учетом ограниченного объема статьи в ней подробно не раскрывается, каким образом в процессе создания схемы многомерной системы личности могут быть использованы идеи, содержащиеся в трудах называемых авторов.

Рис. 2. Компоненты многомерной системы личности 21

- Какие связи системного характера существуют между этими составляющими?

- В каких отношениях личность как система находится с другими системами?

- По каким законам системного характера формируется и развивается личность?

В качестве системообразующего фактора при решении данного вопроса выступает идея о том, что предметом научного изучения личности должны стать характеризующие ее, системно организованные структуры, связи и отношения. Подобное решение опирается на труды ученых, в которых определен предмет психологии личности и реализована методология системного подхода к изучению психических явлений. Это, в частности, работы Г. Ю. Айзенка; Л. И. Анцыферовой3,

A. Г. Асмолова4, Б. С. Братуся5, Л. И. Божо-вич6, Д. Келли, Р. Кеттелла, А. Н. Леонтьева7, А. Маслоу, Г. Оллпорта8, Б. Н. Рыжова,

B. Франкла, Э. Эриксона и др. [3-5; 7; 8; 14].

2. Определение личности. Системный подход к решению данного вопроса предполагает рассмотрение личности как микросистемы, включенной в состав макросистем, называемых психикой человека, социальными группами и обществом. Личность состоит из множества взаимосвязанных микросистемно организованных элементов, традиционно рассматриваемых как ее свойства.

В качестве системообразующего фактора при таком решении вопроса выступает необходимость объединения в ее определении идей, содержащихся в разных теориях

3 Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях. Переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.

4 Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ 1990. 367 с.

5 Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 308 с.

6 Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. 352 с.

7 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.

8 Оллпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. 345 с.

личности. В частности, в исследованиях А. Адлера, А. Г. Асмолова9, Б. С. Братуся10, У. Джемса, Л. И. Божович11, Д. Келли, Р. Кеттелла,

A. Маслоу, В. Франкла, З. Фрейда, К. Хорни, Э. Эриксона и др. [1; 3; 4; 11; 12; 14].

3. Структура личности. Системный подход к представлению структуры личности предполагает ее многоуровневое описание как системы, состоящей из разных групп свойств и связей между ними. Системообразующим фактором, задающим такое представление о структуре личности, выступает идея о том, что в ней должно быть отражено большинство известных, описанных в научной литературе личностных качеств человека.

В таком представлении о личности предлагается использовать идеи, содержащиеся в научных трудах К. А. Абульхановой-Славской12, Г. Ю. Айзенка, Л. И. Анцыферовой13, А. Г. Асмолова14, Б. С. Братуся15, Л. У. Джемса, Д. Келли, Р. Кеттелла, А. Маслоу, У. Майшела, Г. Маррея,

B. Н. Мясищева16, К. К. Платонова17, В. Франкла, Э. Эриксона и др. [3-5; 8; 11; 12; 14].

4. Отличие личностных от других психологических свойств человека. Системный подход к решению данного вопроса исходит из того, что разные группы психологических свойств человека, в том числе личностные, образуют в психике человека относительно автономные подсистемы, которые находятся в определенных отношениях с другими подсистемами психологических свойств, например с психическими процессами и состояниями.

Системообразующим фактором при таком решении вопроса может выступить идея о том, что различия между личностными и другими

9 Асмолов А. Г. Указ. соч.

10 Братусь Б. С. Указ. соч.

11 Божович Л. И. Указ. соч.

12 Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 1. С. 14-19.

13 Анцыферова Л. И. Указ. соч.

14 Асмолов А. Г. Указ. соч.

15 Братусь Б. С. Указ. соч.

16 Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 34-39.

17 Платонов К. К. Структура и развитие лично-

сти. М.: Наука, 1986. 254 с.

психологическими свойствами человека должны иметь не частный (дифференциально-психологический), а целостный (интегральный) характер. Такое понимание отличий личностных от других психологических свойств человека основывается на идеях, содержащихся в научных трудах А. Н. Леонтьева18, А. Мас-лоу, Г. Оллпорта19, К. Роджерса, В. Франкла, Б. Н. Рыжова и др. [5; 7; 11; 12;].

5. Происхождение личности. Системное решение данного вопроса основывается на следующих идеях. Личность в ее психологическом понимании — это микросистема, которая возникает, существует и развивается в процессе взаимодействия двух других макросистем: природы и общества. Выступая как относительно автономная микросистема, личность через образование, культуру и социальные отношения приобретает качества, связанные со свойствами порождающих ее макросистем, превращая их в собственные психологические особенности. Влияние образующих личность макросистем, однако, не сохраняется в ней в исходном, первозданном виде на протяжении всего процесса ее формирования и развития. При рождении личности (вспомним известное высказывание А. Г. Асмолова20: «индивидом рождаются, а личностью становятся») характерные для человека психологические особенности вступают в новую, системную организацию и далее, в процессе формирования и развития личности, изменяются по системным законам.

При таком решении вопроса в качестве системообразующего фактора может выступить идея, согласно которой все объекты, представляющие собой микросистемы, возникают в результате взаимодействия не менее сложно организованных макросистем, которые по отношению к ним являются «родительскими». Вновь рождаемые в результате их взаимодействия микросистемы поначалу сохраняют присущие им свойства, но затем отделяются от них, становятся, говоря словами Г. Оллпорта, «функционально автономными», и далее уже могут развиваться по собственным законам. Такое решение вопроса базируется на идеях,

содержащиеся в научных трудах Л. И. Ан-цыферовой21, А. Н. Леонтьева22, А. Маслоу, Э. Фромма, Э. Эриксона и др. [5; 10; 14].

6. Формирование и развитие личности. Системное решение данного вопроса может состоять в следующем. Становление и развитие человека как личности, можно представить как постепенное и прогрессивное преобразование всей системы психологических свойств, характеризующих человека как личность. Акцент при этом должен ставиться на изменениях внутрисистемных связей соответствующих свойств.

В качестве системообразующих факторов, определяющих такое понимание процесса формирования и развития личности, предлагаются следующие идеи: законы личностного развития человека имеют системный характер и относятся к целым совокупностям свойств, связанных друг с другом; эти законы, являясь едиными для всех людей, могут индивидуально своеобразно проявляться у разных личностей в различных социальных ситуациях. Предлагаемое решение вопроса основано на анализе и обобщении идей, содержащихся в научных трудах А. Адлера, У. Джемса, А. Н. Леонтьева23, А. Маслоу, В. С. Мерлина24, Б. Н. Рыжова, Г. Салливана, З. Фрейда, В. Франкла, Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, К. Юнга и др. [8; 11; 12; 21].

7. Аномалии в развитии личности. Нормальность или аномальность в развитии личности — это не только относительная, но и системная характеристики личностного психологического развития человека. Абсолютно нормальных или исключительно аномальных личностей не существует. Каждый человек в отношении одних свойств и форм поведения может находиться в пределах существующих норм, а в отношении других — отклоняться от них. Кроме того, само понятие «норма» в психологическом развитии человека как личности является теоретически и методологически не вполне определенным.

18 Леонтьев А. Н. Указ. соч.

19 Оллпорт Г. Указ. соч.

20 Асмолов А. Г. Указ. соч.

21 Анцыферова Л. И. Указ. соч.

22 Леонтьев А. Н. Указ. соч.

23 Там же.

24 Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь: ПГПИ, 1990.

107 с.

С системной точки зрения данный вопрос может ставиться и решаться через определение и описание системных нарушений связей, существующих между психологическими свойствами личности, а также между личностью и ее поведением.

Системообразующим фактором в данном случае выступает идея, согласно которой нарушения личности и ее поведения касаются не отдельных, а многих, связанных друг с другом, личностных свойств и форм поведения. Такое понимание отклонений в развитии личности базируется на данных о комплексных или системных нарушениях психики и поведения людей, полученных клиническими психологами, врачами-психиатрами, представителями психоанализа. Среди них можно назвать, например, Б. С. Братуся25, К. Роджерса, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и др. [11; 12].

8. Возрастные особенности личности. Системное представление о возрастных особенностях личности включает в себя следующие положения. В каждом возрасте в психологии человека как личности могут быть отражены особенности, характерные для людей разных возрастов, с доминированием при нормальном развитии личности тех из них, которые присущи людям данного возраста. Между психологическими особенностями людей разных возрастов существуют, кроме того, характерные для них системные связи, которые могут изменяться при переходе из возраста в возраст. Возрастная психологическая характеристика человека — это не набор рядополо-женных, независимых друг от друга психологических свойств, а общее возрастное состояние системы таких свойств.

В основе подобного понимания возрастных психологических особенностей личности лежит системообразующий фактор, согласно которому возраст в его психологическом понимании — это состояние связей, существующих между различными психологическими свойствами и формами поведения человека. Научной, теоретической и методологической основной для такого понимания возрастных особенностей людей могут служить труды специалистов по возрастной психологии

личности, в том числе Л. И. Божович26, А. Н. Леонтьева27 и др.

9. Индивидуальные различия людей как личностей. Системный подход к пониманию и объяснению индивидуальных психологических различий личностного характера базируется на тех же положениях, которые выше были сформулированы применительно к возрастным особенностям личности. К сказанному можно добавить следующее. Индивидуальная психологическая характеристика человека — это, прежде всего, связи, существующие между его психологическими свойствами и формами поведения. Люди как личности отличаются друг от друга не набором имеющихся у них психологических свойств или форм поведения, а связями, существующими между ними.

Системообразующим фактором, лежащим в основе такого понимания индивидуальности личности, является положение, согласно которому индивидуальность относится не к отдельным психологическим свойствам или видам поведения человека, а к состоянию системы, включающей личность и ее деятельность. Научная база для такого представления об индивидуальных особенностях личности заложена в трудах известных отечественных и зарубежных психологов: К. Левина28, А. Маслоу, В. С. Мерлина29, А. В. Петровского30, В. А. Петровского31, К. Юнга и др. [5; 13; 15; 17].

10. Типология личностей. Типы личностей, выделяемые психологами, всегда включали в свой состав людей, которые отличались друг от друга по нескольким психологическим качествам. Однако когда возникал вопрос о существовании устойчивых типов людей, то они определялись по статистически

Братусь Б. С. Указ. соч.

26 Божович Л. И. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Леонтьев А. Н. Указ. соч.

28 Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. 576 с.

29 Мерлин В. С. Указ. соч.

30 Петровский А. В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 75-83.

31 Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 272 с.

25

достоверным различиям в отдельных психологических качествах. Системный подход к решению данного вопроса предполагает иное методологическое основание. Вначале необходимо определить типичные, встречающиеся у многих людей системы психологических свойств и связанных с ними форм поведения, и далее на этой основе построить типологию личности.

Системообразующим фактором при решении обсуждаемой задачи могут стать типичные организации систем психологических свойств и форм поведения у разных людей. Теоретическая и методологическая основа такого подхода содержится в научных трудах К. Г. Юнга, В. С. Мерлина32, Б. Н. Рыжова и др. [7; 15].

11. Оценка уровня развития личности. Системный подход к решению данного вопроса связан с акцентированием внимания на взаимосвязях личностных свойств с точки зрения устойчивости и развитости соответствующих взаимосвязей. Оценку уровня развития личности в рамках системного похода рекомендуется проводить в три этапа:

1) изучение взаимосвязей личностных свойств, имеющихся у высокоразвитых как личности людей;

2) установление связей, существующих между различными личностными свойствами у данного человека;

3) сравнение уровня развития взаимосвязей личностных свойств у изучаемого человека с взаимосвязями тех же свойств, характеризующими высокоразвитых как личности людей.

Системообразующим фактором, задающим такое решение вопроса, может выступить идея: личность и уровень ее психологического развития характеризует не столько набор отдельных, имеющихся у данного человека психологических свойств, сколько устойчивые связи между ними. Теоретической основной для такого решения могут стать научные труды Г. Оллпорта33, Р. Кеттелла, Б. Н. Рыжова, Э. Эриксона и др. [4; 7; 14].

12. Соотношение биологического и социального в личности. Системное решение

32 Мерлин В. С. Указ. соч.

33 Оллпорт Г. Указ. соч.

данного вопроса представляется следующим. Личность — это биосоциальное образование, причем в самой личности ее биологические или социальные составляющие отдельно не существуют. Каждое свойство личности является относительно автономной, целостной биосоциальной подсистемой, в которой, когда она уже сформировалась, практически невозможно отделить биологическое от социального. Соответственно, вопрос о соотношении биологического и социального в личности целесообразно ставить и решать не со структурно-статических, а с динамических позиций, примерно так, как в свое время поставил и решил вопрос о связи мышления и речи Л. С. Выготский. Речь идет о том, чтобы, разделив биологические и социальные влияния на личность, проследить их генезис и выяснить, какое влияние на личность и ее поведение могут оказывать оба начала в возрастной динамике их взаимодействия.

Системообразующим фактором для подобного решения вопроса может выступить идея синтеза биологического и социального в реально существующих свойствах личности и ее поведении. Данное решение опирается, в свою очередь, на теоретические разработки У. Джемса, Д. Келли, Р. Кеттелла, А. Маслоу, К. Роджерса, Дж. Роттера, З. Фрейда, Э. Эриксона, К. Юнга и др. [5; 11; 12; 14; 15].

13. Сознание и бессознательное в личности. Сознание и бессознательное — это составляющие личности, которые представлены на разных уровнях ее целостной системной организации. При решении данного вопроса с системных позиций можно выделить четыре таких уровня. Два из них непосредственно связаны с сознанием. Это — высший и высокий уровни функционирования личности. Высший уровень — исключительно разумный, рациональный. Высокий уровень базируется на здравом смысле и осознаваемых (регулируемых) чувствах человека — таких, которыми он может управлять. Третий уровень — полусознательный. Он включает в себя как сознание, так и бессознательное, представленные в единстве. Себя как личность на данном уровне человек может лишь частично осознавать, а своим поведением не полностью управлять. Четвертый уровень

личности и регуляции ее поведения — исключительно бессознательный. На данном уровне самосознание человека как личности не функционирует, а поведение человека полностью регулируется со стороны бессознательного.

Системное решение вопроса соотношения сознания и бессознательного состоит в предположении о том, что на каждом уровне личностного развития человека в управлении его поведением принимает участие и сознание, и бессознательное, но их психологическое содержание и роль отличаются друг от друга. Системообразующей основой такого решения может стать перенесенная в психологию личности теория многоуровневой динамической регуляции, где концептуальной основой служат, к примеру, концепция А. Адлера [1].

14. Культурно-исторические аспекты личности. Возможное решение данного вопроса с системных позиций представляется следующим. Культура и история — это две разные макросистемы. Личность возникает и развивается в процессе взаимодействия этих макросистем. Особенности истории и культуры преломляются в личностях, превращаясь в их социально-типические и культурно-специфические психологические свойства. Эти социально-типические и культурно-специфические свойства должны рассматриваться как целостные совокупности и анализироваться с системных позиций.

В качестве системообразующего фактора для такого решения вопроса может выступить идея о том, что история и культура людей проявляются не в индивидуальных или частных дифференциально-психологических особенностях людей, а в культурно типических свойствах личности34.

15. Личность и деятельность (поведение). Системное решение вопроса, касающегося объяснения поведения человека со стороны его личности, может быть следующим. Такое объяснение также должно иметь системный характер и включать в себя несколько различных, согласованных друг с другом возможных объяснений, причем каждое из них, взятое в отдельности, может рассматриваться

34 Асмолов А. Г. Указ. соч.; Леонтьев Д. А.

Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 с.;

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.

как правильное, необходимое, но недостаточное. Среди частных объяснений поведения личности с точки зрения системного подхода могут оказаться следующие: происходящие в сознании человека; неосознаваемые психологические образования; потребности, мотивы и чувства; черты личности (черты характера); когнитивно-смысловые структуры; социальное окружение человека; привычки и стиль жизни.

Такой способ объяснения базируется на следующих системообразующих факторах. Личность и ее поведение представляют собой сложно организованные системы. Сами причины в этом случае имеют, как правило, системный характер. Суть системного подхода к объяснению поведения заключается, кроме того, в вероятностном понимании причин, т. е. таком их понимании, которое основано на случайном сочетании в пространстве и времени множества частных, одновременно действующих детерминант поведения. Изложенная выше точка зрения обобщает и в конструктивном ключе развивает идеи, представленные в работах У Джемса, К. Левина35, Б. Н. Рыжова, В. В. Столина, Э. Фромма, Э. Эриксона и др. [7; 10-12; 14].

16. Личность и познавательные процессы. Системное решение данного вопроса может представляться в следующем. Познавательные процессы и личность являются относительно независимыми друг от друга, но различных познавательных процессов это касается в разной степени. Некоторые из свойств личности могут демонстрировать большую, другие — меньшую связь с познавательными процессами. К примеру, наименее зависимыми от личностных свойств человека являются ощущения и восприятие. Что касается других познавательных процессов, таких, например, как внимание, память, воображение, мышление и речь, то между ними и личностью человека могут существовать более глубокие и определенные зависимости. Системное решение обсуждаемого вопроса, соответственно, заключается в том, чтобы, исходя из такого понимания личности и познавательной сферы, определить системные связи, существующие между ними.

Левин К. Указ. соч.

35

Системообразующим фактором для такого решения вопроса может служить предположение, согласно которому внутрисистемные связи в психологии человека могут быть различными для разных групп психологических свойств личности и познавательных процессов. Это решение, в свою очередь, опирается на научные труды Д. Келли, К. К. Платонова36 и т. д. [3; 20].

17. Личность и межличностные отношения. Личность и межличностные отношения так же традиционно рассматриваются, как и микросистемы, существующие и функционирующие в рамках макросистем, называемых социальными группами. Отношения, складывающиеся между людьми в различных социальных группах, с одной стороны, определяются их индивидуальными особенностями; с другой стороны, сами межличностные отношения влияют на формирование и развитие человека как личности. Соответственно, между личностью и ее взаимоотношениями с людьми в различных социальных группах существуют специфические системные связи. Они могут стать предметом специального исследования при решении обсуждаемого вопроса.

Системообразующим фактором в данном случае может выступить идея, согласно которой разнообразные и многосторонние связи (отношения), которые складываются между людьми в различных социальных группах, относятся как к личности, так и к социальным группам [2; 6; 9; 17].

18. Личность и общество. Данный вопрос касается связей, существующих не между отдельными личностями, не между личностью и частной социальной группой, а между личностью и обществом в целом. Этот вопрос традиционно ставится и решается не в психологии, а в других науках, например в истории и социологии. В этом вопросе есть и собственно личностный, психологический аспект. Это — отношение личности к обществу и отношение общества к данной личности. Системное решение этого вопроса может заключаться в следующем. За исходную позицию в его решении можно взять две относительно автономные системы — личность и общество — и далее

исследовать связи, существующие между ними.

Системообразующим фактором в этом случае может выступить идея о том, что каждая отдельно взятая личность и общество в целом строят свои отношения на системной основе. Теоретические и методологические основы решения данного вопроса можно найти в трудах многих социальных психологов и представителей общественных наук.

19. Методы исследования личности. Системное решение вопроса о методах исследования личности может основываться на следующих идеях. Методы исследования личности, прежде всего, необходимо разделить на группы, предназначенные для изучения и оценки различных свойств личности, которые в совокупности составляют ту или иную подсистему методов. В процессе анализа результатов, получаемых с помощью такой подсистемы методов, необходимо делать такие выводы об изучаемой личности, которые также имеют системный характер.

Системообразущей основой для подобного решения вопроса могут стать следующие идеи. Для реализации системного подхода к изучению личности необходимо выбирать не отдельные свойства, а взаимосвязанную совокупность таких свойств и соответствующую ей систему методов исследования. По результатам исследования, в свою очередь, необходимо раскрывать и описывать системные связи, существующие между разными психологическими свойствами человека и видами его поведения. В процессе разработки такого представления о методах исследования личности могут быть использованы идеи, содержащиеся в трудах Д. Келли, Р. Кеттелла, К. Роджерса, Дж. Роттера, Б. Н. Рыжова, В. В. Столина37, В. Франкла, З. Фрейда, Э. Эриксона, К. Юнга и др. [3; 4; 7; 8; 12; 14; 15].

20. Психокорреция личности. Возможное системное решение вопроса о психокоррекции личности представляется следующим. Аномалии или отклонения, которые подлежат исправлению в ходе коррекционной работы, связанной с личностью, всегда имеют

Платонов К. К. Указ. соч.

37 Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.

36

системный характер и касаются не отдельных психологических свойств или форм поведения человека, а их систем и взаимосвязей. Методы психокоррекции личности также должны иметь системный характер и быть направленными на изменение личности одновременно по многим, связанным друг с другом свойствам и формам поведения.

Системообразующими факторами, касающимися такого решения вопроса, могут стать следующие идеи. При оказании психокоррек-ционного воздействия на личность устойчивых результатов можно добиться только тогда, когда соответствующее воздействие направлено на взаимосвязанные аспекты психологии и поведения человека, а не на отдельные его психологические свойства или формы поведения. В подсистеме личности, которая подлежит коррекции, всегда необходимо выделять главный, системообразующий фактор, от которого в наибольшей степени зависит ее актуальное состояние и поведение. Оказывая практическое воздействие на личность, на этот фактор надо обращать особое внимание. Представленное выше решение вопроса опирается на научные труды А. Адлера, К. Роджерса, В. Франкла и др. [2; 7; 11; 12; 16; 19].

Заключение

В статье предлагается схема многомерной системы личности на основе проведенного анализа современных подходов к ее изучению.

Обобщение рассматриваемых проблем позволяет сформулировать следующие положения.

1. Личность — это совокупность психологических свойств и форм поведения, которые формируются, развиваются и меняются по системным законам.

2. Системообразующая составляющая личности — это то, что в ней является устойчивым, проявляется в разных видах деятельности и значимо связано с другими составляющими личности.

3. Происхождение личности — это процесс, в результате которого формирующиеся у человека личностные свойства оказываются объединенными в целостную, устойчивую систему, определяющую в дальнейшем характерные для него действия, поступки и реакции на различные жизненные ситуации.

4. Одним из системных законов формирования и развития человека как личности является закон систематической переоценки человеком своего прошлого, после того как он поднялся на более высокий уровень психологического развития.

5. Способы системного, личностного объяснения поведения человека могут быть разными и основываться на следующих принципах:

- предложение сразу нескольких альтернативных (но не взаимоисключающих) объяснений одного и того же поведения;

- согласование предлагаемых объяснений таким образом, чтобы они дополняли друг друга;

- доказательство необходимости и достаточности предложенных объяснений.

6. Нормальное или аномальное функционирование личности является разным по отношению к различным координатам или точкам отсчета, в отношении которых, соответственно, задаются норма или отклонение от нее.

7. Применяемые в настоящее время методы исследования личности не позволяют получать целостное системное представление о ней. Для этого необходимо создавать новый, отличный от разработанного еще в конце XIX века, аппарат математико-статистическо-го анализа. Он должен быть рассчитан на многопараметрическое, системное исследование личности. Результаты такого исследования могут считаться достоверными, если данные, полученные с помощью соответствующей системы валидных и надежных психодиагностических методик, будут с высокой вероятностью предсказывать поведение людей.

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Академический проект, 2015. 240 с.

2. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2002. 320 с.

3. Келли А. Дж. Теории личности. СПб.: Речь, 2000. 249 с.

4. Кеттелл Р. Б. Психология индивидуальности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 127 с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2011. 352 с.

6. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2001. 657 с.

7. Рыжов Б. Н. Системная психология. Второе издание. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 355 с.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Книга по требованию, 2012. 366 с.

9. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 504 с.

10. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 2017. 320 с.

11. Холл К., Линдсей Т. Теории личности. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 592 с.

12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2016. 608 с.

13. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2006. 766 с.

14. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 352 с.

15. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Академический проект, 2017. 540 p.

16. Carver C. S., Scheier M. F. Perspectives on Personality (8th ed). New York: Pearson, 2017. 648 p.

17. Cervone D., Pervin L. A. Personality: Theories and Research (13th ed). New York: John Wiley and Sons, 2016. 560 p.

18. Larsen R. J., Buss D. M. Personality Psychology: Domain of Knowledge about Human Nature (6th ed). New York: McGraw-Hill Education, 2018. 768 p.

19. Mayer J. D. Personality: A Systems Approach (2nd ed). Lanham, MD: Rowman and Littlefield Publishers, 2018. 448 p.

20. Schultz D. P., Schultz S. E. Theories of Personality (11th ed). Boston: Wadsworth, 2017. 504 p.

21. Theories and Terminology of Personality Psychology. By Kendra Cherry. Reviewed by Stevan Gans, M.D., 2018. URL: https://www.verywellmind.com/personality-psychology-study-guide-2795699

A SYSTEM PERSPECTIVE ON CONCEPTS OF PERSONALITY

R. S. Nemov, MCU, Moscow, D. A. Jatsenko, MIP, Moscow

The article critically assesses the current state of theoretical research in the field of personality psychology. It is pointed outo that these studies are still divided into many private theories, in which, in turn, not all questions concerning the individual are put and solved. An opinion is expressed and justified on the need to create a holistic, integral personality theory that would be built on a systematic basis and would cover as many issues as possible related to the psychology of the individual. The article contains ideas on the development of such a theory. It is proposed to name the theory discussed in the article, the multidimensional system metaconception of personality, understanding by the concept of a set of assumptions that require further development and verification. In the version of the multidimensional system metaconception of personality contained in the article, answers are offered to the following questions: the subject of psychological research of a person, the definition of a personality, the structure of a personality, the difference of personal properties from other psychological features of a person, the origin of a person, the formation and development of a personality, anomalies in the development of personality, typology of personalities, evaluation of the level of development of the individual, the correlation of the biological and social in the individual, consciousness and unconsciousness in the individual, cultural-historical (personality and behavior), personality and cognitive processes, personality and interpersonal relations, personality and society, methods of investigating the personality, psychocorrection of the personality. In addition to approaches to the systemic solution of each of these issues, its system-forming factor underlying this decision is indicated, and references are given to the work of psychologists, in which there are

grounds for the systematic development of relevant issues. In conclusion, on the basis of the proposed systemic conception of personality, hypotheses are proposed that relate to the solution of the issues under discussion.

Keywords: personality; multidimensional theory; conception; system approach; system-forming principle; system hypotheses.

For citation: Nemov R. S., Jatsenko D. A. A System Perspective on Concepts of Personality // Systems psychology and sociology. 2019. № 1 (29). P. 19-30.

References

1. Adler A. Practice and theory of individual psychology. M.: Akademicheskiy prospekt, 2015. 240 p.

2. Bandura A. A theory of social learning. SPb.: Evroznak, 2002. 320 p.

3. Kelly A. J. A theory of personality. SPb.:Rech, 2000. 249 p.

4. Cattell R. B. The psychology of individuality. SPb.: Prime-Eurosnak, 2007. 127 p.

5. Maslow A. Motivation and personality. SPb.: Piter, 2011. 352 p.

6. Pervin L., John O. The psychology of personality. A theory and research. M.: Aspekt Press, 2001. 657 p.

7. Ryzhov B. N. System psychology. Second edition. M.: T8 Publishing Technologies, 2017. 355 p.

8. Frankl V. Man's search for meaning. M.: Kniga po trebovaniyu, 2012. 366 p.

9. Freyger R., Feidimen D. Personality. Theories, exercises, experiments. SPb.: Praym-Evroznak, 2006. 504 p.

10. Fromm E. To have or to be. M.: AST, 2017. 320 p.

11. Hall K., Lindsay T. Theories of personality. M.: Eksmo-Press, 2000. 592 p.

12. Kjell L., Ziegler D. Theories of personality. SPb.: Piter, 2016. 608 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Chudnovsky V. E. Personality formation and the problem of the meaning of life. M.: Moscow psychosocial institute; Voronezh: MODEK, 2006. 766 p.

14. Erickson E. Identity and crisis. M.: Flinta, 2006. 352 p.

15. Jung K. G. Psychological types. M.: Akademicheskiy prospekt, 2017. 540 p.

16. Carver C. S., Scheier M. F. Perspectives on Personality (8th ed). New York: Pearson, 2017. 648 p.

17. Cervone D., Pervin L. A. Personality: Theories and Research (13th ed). New York: John Wiley and Sons, 2016. 560 p.

18. Larsen R. J., Buss D. M. Personality Psychology: Domain of Knowledge about Human Nature (6th ed). New York: McGraw-Hill Education, 2018. 768 p.

19. Mayer J. D. Personality: A Systems Approach (2nd ed). Lanham, MD: Rowman and Littlefield Publishers, 2018. 448 p.

20. Schultz D. P., Schultz S. E. Theories of Personality (11th ed). Boston: Wadsworth, 2017. 504 p.

21. Theories and Terminology of Personality Psychology. By Kendra Cherry. Reviewed by Stevan Gans, M.D., 2018. URL: https://www.verywellmind.com/personality-psychology-study-guide-2795699

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.