«затраты» окупаются сторицей, прежде всего, в виде более вдумчивой и содержательной игры у юных шахматистов, что неминуемо повышает их результаты и в очных турнирах.
Примечания
1. Ошеров М. Е. Психология шахматной борьбы. - М. : Русский шахматный дом, 2017. - 88 стр.
2. Файн Р. Психология шахматного игрока. Размышления психоаналитика о шахматах и шахматистах. - М. : Русский шахматный дом, 2015. -96 стр.
3. Авербах Ю. Л. Шахматы на сцене и за кулисами. - М. : Рипол -Классик, 2003. - 320 с.
4. Друзь В. А. Спортивная тренировка и соревнования. - СПб. : Питер, 2007. - 118 с.
5. Каспаров Г. К. Шахматы как модель жизни. - М. : Эксмо, 2007. -
352 с.
6. Крогиус Н. В. Психологическая подготовка шахматиста. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. - С. 15.
7. Куцаев В. В. Спортивные конкурсы и соревнования // Физическая культура. 2006. № 2. - С. 66-68.
8. Линдер И. М. Эстетика шахмат. - М. : Сов. Россия, 1981. - 240 с.
9. Паначев В. Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа // СОЦИС. 2007. № 11.
10. Теория и методика физического воспитания : учеб. пособие для студ. фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, М. Я. Вилевский, К. Х. Грантынь. - М. : Просвещение, 1985.
11. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. - М. : Физкультура и спорт, 1980.
12. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М. : Академия, 2002. - 480 с.
С. П. Метелев, В. В. Шмидт
Системный уровневый подход в формировании содержания учебно-тренировочного процесса по дополнительной общеразвивающей программе «Волейбол»
Статья посвящена проблеме качества образования по дополнительным общеразвиваю-щим программам физкультурно-спортивной направленности в условиях модернизации системы дополнительного образования детей. Авторы рассматривают современные риски и обосновывают необходимость системного и уровневого подхода к формированию содержания программ на примере программы «Волейбол». В статье представлены задачи системного обучения по виду спорта «волейбол» и методика формирования содержания программы по уровням подготовки.
Ключевые слова: задачи подготовки волейболистов, уровни подготовки волейболистов, виды (направления) подготовки волейболистов, классификация видов занятий по содержанию.
Данная статья мотивирована потребностью осмысления противоречий, возникающих в деятельности педагога дополнительного образования, реализующего программы физкультурно-спортивной направленности, в условиях современных преобразований системы дополнительного образования детей.
Проекты и новации, направленные на повышение рентабельности учреждений дополнительного образования, качества оснащения их современными средствами обучения стимулируют тенденции к стандартизации системы в целях упрощения моделей её организации и финансирования. Экономические модели организации дополнительного образования начинают влиять на его содержание. Порой это может проявляться в унификации программ дополнительного образования по структуре и содержанию, в сокращении сроков их реализации до условно установленного по экономическим основаниям, в отсутствии учета задач и специфики образовательной деятельности по конкретной программе при организации образовательного процесса. Упрощение содержания из-за упрощения формы влечет за собой риск снижения качества образования, утрату развивающего характера образовательного процесса, отказ от системности в сопровождении одаренного ребенка в условиях дополнительного образования.
Вместе с тем многолетняя сложившаяся практика реализации дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности показывает, что одаренный волейболист может успешно развиваться только в условиях систематического учебно-тренировочного процесса, тщательно выстроенного уровневого содержания подготовки, ориентированного на развитие волейболиста во времени, на результат и при комплексной постановке задач образования на каждом уровне.
Осмысливая необходимость сохранения системного уровневого подхода в формировании содержания дополнительных общеразвивающих программ для юных волейболистов, мы утверждаем:
- приоритет содержания дополнительного образования над формой его реализации,
- приоритет уровневой подготовки над одногодичной подготовкой по краткосрочной программе в дополнительном образовании,
- приоритет долгосрочных целей учебно-тренировочного процесса (целей спортивного саморазвития юного волейболиста) над текущими целями в рамках одного учебного года,
- приоритет ориентации на результат над ориентацией на физкультурный досуг, мотивированный неустойчивым интересом.
Нами разработана дополнительная общеразвивающая программа «Волейбол», ориентированная на уровневое и целенаправленное сопровождение одарённых обучающихся, что определяется уже при формировании задач и ожидаемых результатов.
114
Образовательные задачи, ориентированные на достижение результатов в тренировочном процессе, реализуются на основе уровневой подготовки от обучения основам техники и тактики игры в волейбол до подготовки волейболистов высокой квалификации, резерва сборных юношеских и молодёжных команд России, регионов.
Развивающие задачи, ориентированные на метапредметные результаты, - это укрепление здоровья, содействие разностороннему правильному физическому развитию (развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, гибкости) и готовности к достижению цели на основе командного взаимодействия.
В рамках воспитательных задач, направленных на личностные результаты, осуществляется духовно-нравственное развитие личности волейболиста на основе формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Содержание образования одарённых подростков по программе распределяется по уровням подготовки спортсмена: стартовый, базовый и продвинутый уровень.
Обучение на стартовом уровне предполагает привлечение к занятиям перспективных для волейбола обучающихся общеобразовательных школ, имеющих письменное разрешение врача-педиатра. Активно осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, мотивацию к занятию волейболом и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на следующий уровень подготовки.
На базовом уровне закладывается основа специальной и технической подготовки. Обучающиеся начинают включаться в соревнования. По итогам обучения обучающиеся достигают нормативных требований 3-го юношеского разряда.
Группа продвинутого уровня формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых обучающихся, прошедших необходимую подготовку не менее двух лет и выполнивших приёмные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Обучение длится 2 года. Большое внимание уделяется тактической, технической подготовке, делается акцент на подготовку к соревнованиям и участие в них.
Таким образом, уровневое распределение учебного материала основано на преемственности целей учебно-тренировочного процесса в обучении от года к году и обеспечивает системное сопровождение развития волейбольного мастерства от новичка до спортсмена предпрофессионально-го уровня.
На каждый год обучения содержание структурируется в учебном процессе по направлениям подготовки: теоретической, физической, технической, тактической, интегральной.
Теоретическая подготовка включает в себя компетентность в области правил гигиены при занятиях физкультурой и спортом; основ строения и функций организма человека; правил игры в волейбол; основ методики обучения технике и тактике игры в волейбол, основ тренировки по волейболу, а также правил поведения во Дворце, в спортивном зале, на автодорогах.
Физическая подготовка ориентирована работу по двум направлениям: общей физической и специальной физической подготовке.
Общая физическая подготовка предполагает развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости. Методика обучения определят следующие виды упражнений в учебно-тренировочном процессе:
- легкоатлетические упражнения (бег с ускорением, с низкого старта, с препятствиями, с чередованиями с ходьбой, кросс, на время - 60 и 100 м);
- прыжки (в высоту, в длину, с поворотом на 90 и 180 градусов, тройной прыжок);
- метание теннисного и набивного мяча, толкание ядра;
- многоборья (спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные);
- гимнастические (с набивными мячами, гимнастическими палками, гантелями, на гимнастической скамейке, кувырки вперёд, назад, стойки на лопатках, руках);
- перевороты в сторону, с места, с разбега;
- подвижные игры (эстафеты с бегом, с прыжками, с мячами, с гимнастическими упражнениями, перетягивание каната);
- спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, футбол).
Специальная физическая подготовка ориентирована на развитие
способностей, востребованных на занятиях непосредственно по виду спорта волейбол. Данное содержание реализуется включением в методику занятий следующих форм работы:
- упражнения на развитие прыгучести - прыжки из приседа, полуприседа, полуприседа на выпаде; на одной, на обеих ногах на месте и в движении, с доставанием подвешенного мяча, со скакалкой, на матах, с отягощением, в глубину с последующим выпрыгиванием;
- бег по крутым склонам, по лестницам, по песку, по воде, по снегу;
- упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передачи мяча (сгибание и разгибание рук в опоре лёжа, сжимание и разжимание пальцев рук, упражнения с кистевыми эспандерами, многократные броски с ловлей набивного мяча от груди двумя руками, от головы);
- упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач (круговые движения руками в плечевых суставах, упражнения с ре-
зиновыми амортизаторами, укреплёнными на гимнастической стенке, броски набивного мяча двумя руками и одной из-за головы на дальность);
- упражнения на развитие качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов (броски набивного мяча с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке, метание теннисного мяча с места, в прыжке, через сетку, удары по мячу на амортизаторах);
- упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании (прыжки с касанием руками подвешенного мяча, прыжки у стенки с хлопком ладонями о стенку, прыжки у сетки с переносом рук на другую сторону сетки).
Техническая подготовка предполагает включение в содержание учебно-тренировочного процесса следующих упражнений:
- перемещения и стойки (основная, низкая стартовая стойка, перемещения бегом, шагом, приставным шагом, скачком);
- передача мяча (сверху двумя руками над собой с перемещением, в парах, в треугольнике, в стенку, на точность, а также отбивание мяча кулаком через сетку);
- подачи мяча (верхняя прямая подача с расстояния 3, 6 м., из-за лицевой линии);
- нападающие удары (прыжок вверх толчком 2 ног, с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, темп бега, кистевые удары по мячу, бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с места и с разбега, нападающий удар с собственного подбрасывания);
- приём мяча снизу двумя руками (подбрасывание мяча снизу над собой, то же - в движении, то же - мяч набрасывает партнёр, то же - в парах, приём снизу подачи на задней линии и первая передача в зону нападения);
- блокирование одиночного прямого удара по ходу из зон 4, 2, 3 (блокирование стоя на подставке, то же - в прыжке с площадки).
Тактическая подготовка в учебно-тренировочном процессе включает работу в области тактики индивидуальной, групповой и командной защиты и нападения:
- индивидуальная тактика нападения (выбор места для выполнения 2- й передачи, выбор места подачи, выбор способа отбивания через сетку, выбор направления 2-й подачи, выбор направления подачи);
- групповая тактика нападения (взаимодействие игроков передней линии, взаимодействие игроков задней и передней линии, взаимодействие игроков задней и передней линии);
- командная тактика нападения (система игры со 2-й передачи игрока передней линии);
- индивидуальная тактика защиты (выбор места при приёме мяча, приёме направляющего удара, блокировании, страховке партнёра);
- групповая тактика защиты (взаимодействие игроков внутри линий на приёме и блокировании, взаимодействие игроков передней и задней линий при страховке);
- командная тактика защиты (расположение игроков при приеме подачи «углом вперёд», «углом назад»).
Интегральная подготовка спортсменов на занятиях представлена как чередование различных перемещений, упражнений ОФП и СФП, технических приёмов, индивидуальных, групповых, командных тактических действий в нападении, в защите, в общей игре.
В рамках программы «Волейбол» объём содержания по отдельным направлениям подготовки (теоретической, физической, технической, тактической, интегральной) зависит от уровня подготовки спортсмена.
Распределение объёмов компонентов тренировки (в часах)
№ Содержание занятий Стартовый 1-й г. о. Базовый 2-й г. о. Продвинутый 3-й г. о. Продвинутый 4-й г. о.
1 Теоретическая подготовка 8 8 8 8
2 Общая физическая подготовка 50 30 52 60
3 Специальная физическая подготовка 50 30 60 60
4 Техническая подготовка 32 32 120 110
5 Тактическая подготовка 32 32 60 100
6 Интегральная подготовка 8 30 96 58
7 Клубные игры, клубные турниры 36 36 0 0
8 Соревнования 0 18 36 36
ИТОГО: 216 216 432 432
В первый год обучения акцент сделан на общую и специальную физическую подготовку обучающихся, а также большой объём часов выделен на клубные игры и турниры. На продвинутом уровне спортсмены активно включаются в соревнования, а в содержании учебно-тренировочного процесса начинает доминировать техническая и тактическая подготовка.
В основе разделения занятий по направленности лежит связь их содержания с характером соревновательной игровой деятельности волейболистов. Однонаправленные занятия посвящены одному из компонентов
тренировки (технической, тактической, общей или специальной физической подготовке). Комбинированные включают материал двух-трех компонентов в различных сочетаниях. Целостно-игровые построены на взаимосвязи сторон подготовки волейболистов с использованием метода сопряженных воздействий, фрагментом игры, двусторонней игры в волейбол, игровых тренировок. Занятия различаются также по степени нагрузки. Меньшей нагрузкой отличаются однонаправленные занятия по обучению технике и тактике игры, в остальных нагрузку можно варьировать в необходимых пределах в зависимости от поставленных задач.
Однонаправленные занятия по физической подготовке посвящаются
V и и 1 и V и
преимущественно общей, специальной физической подготовке или общей и специальной. На таких занятиях решаются задачи развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, а также преимущественного развития названных качеств в определенном сочетании применительно к специфике отдельных приемов игры, тактических действий и в целом соревновательной игровой деятельности, большое место отводится скоростно-силовой подготовке. На таких занятиях широко применяются тренажерные устройства и различный специальный инвентарь. Занятия проводятся в форме круговой тренировки.
Однонаправленные занятия по обучению технике решают важнейшую задачу - овладение волейболистами и спортсменами пляжного волейбола широким арсеналом приемов игры. Такие занятия включают подводящие упражнения, широко применяются наглядные пособия, киноматериалы, просмотр видеозаписей, технические средства обучения и т. п. Усилия тренера направлены на то, чтобы юные спортсмены овладели, во-первых, рациональной техникой, во-вторых, овладели этой техникой правильно и в совершенстве.
Однонаправленные занятия по обучению тактике призваны сформировать у волейболистов навыки умелого применения изучаемых тактических действий (в нападении и защите) - индивидуальных, групповых и командных. При обучении тактике особенно полезны наглядные пособия и различные технические средства. Большое место в таких занятиях отводится заданиям с учетом игровых функций волейболистов в команде. Особое внимание уделяется повышению уровня индивидуального тактического мастерства волейболистов.
Однонаправленные занятия но совершенствованию техники помогают обеспечить высокую степень надежности навыков выполнения приемов игры. При совершенствовании навыков у занимающихся вырабатывается универсальность, но при этом обязательно учитываются индивидуальные особенности спортсменов, а также игровая функция каждого из них в команде. Чередуются облегченные и усложненные условия выполнения технических приемов, широко варьируются нагрузки с целью избежать отрицательного влияния адаптации.
Комбинированные занятия, основанные на технической и физической подготовке, подчинены главной задаче - более успешному обучению новым приемам игры и совершенствованию ранее освоенных при максимальном проявлении необходимых для этих приемов физических способностей, а также неуклонное совершенствование навыков выполнения приемов в процессе становления и совершенствования мастерства волейболиста. Содержание физической подготовки зависит от задач и содержания технической подготовки (начальное обучение, совершенствование) на определенном этапе годичного цикла.
Цель комбинированных занятий на основе технической и тактической подготовки - совершенствование технических приемов в плане обеспечения эффективного выполнения арсенала тактических действий для данного контингента волейболистов. С другой стороны, совершенствование навыков выполнения индивидуальных, групповых, командных тактических действий в нападении и защите должно обеспечить возможность максимального использования технического арсенала, которым к этому времени овладели спортсмены. В комбинированных занятиях могут ставиться задачи начального обучения технике и тактике, но больше это характерно для решения задач совершенствования технико-тактического мастерства.
Комбинированные занятия на основе физической, технической и тактической подготовки строятся на основе предыдущих видов занятий при ведущей роли технико-тактического содержания. Последовательность упражнений: средства физической подготовки, технической, тактической, при этом неоднократно. Таким образом, имеет место чередование названных средств.
В комбинированных занятиях применяется учебная двухсторонняя игра, которая направлена на решение основных задач данного занятия. Занятия целостно-игровые (по интегральной подготовке) направлены на решение важнейшей задачи - обеспечить реализацию в игровой соревновательной деятельности всего, что достигнуто в процессе отдельных компонентов тренировки, то есть эти занятия направлены на интеграцию тренировочных эффектов в соревновательной деятельности волейболистов. Основное содержание таких занятий составляют задания на переключение в действиях. Задания на переключение состоят в выполнении технических приемов нападения, технических приемов защиты, технических приемов нападения и защиты; тактических действий - индивидуальных, групповых и командных - в каждом из них отдельно в нападении, отдельно в защите, а также, что самое главное, и нападении и защите. Игровые тренировки посвящены учебным играм в волейбол или пляжный волейбол, в которых применяется система продуманных заданий. Главная цель - добиться того, чтобы волейболисты применяли в игре изученный технико-тактический арсенал в полном объеме и уверенно, а также тактически целесообразно и, главное, эффективно.
Контрольные занятия посвящены приему нормативов, выполнению контрольных заданий (по индивидуальным планам), получению данных о том, как волейболисты применяют в игре изученные технические приемы и тактические действия.
Теоретические занятия проводятся в виде лекций, семинаров, бесед и экзаменов (зачетов). Кроме того, теоретической подготовке уделяется внимание и на практических занятиях, где спортсменам помогают осмыслить технологические установки тренеров по решению задач тренировочно-соревновательной деятельности волейболистов.
Практика показывает, что система структурирования содержания, ориентированная на системность и уровневость учебно-тренировочного процесса, является основой обеспечения качества образования одарённых воспитанников по дополнительной общеразвивающей программе физ-культурно-спортивной направленности «Волейбол».
Примечания
1. Волейбол / под общ. ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. - 4-е изд. - М. : ТВТ Дивизион, 2009.
2. Волейбол // Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - М. : Академия, 2004.
3. Волейбол : справочник. - М. : Физкультура и спорт, 1984.
4. Железняк Ю. Д., Слуцкий Л. Н. Волейбол в школе. - М. : Просвещение, 1989.
5. Ивойлов А. В. Волейбол. - Минск, 1985.
6. Клещев Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. - М. : Физкультура и спорт, 1979.
7. Пельман М. Р. Специальная физическая подготовка волейболиста. - М. : Физкультура и спорт, 1969.
8. Слуцкий Л. Н. Волейбол - игра связующего. - М. : Физкультура и спорт, 1984.
9. Спортивные игры / под ред. В. В. Марущака. - М. : Воениздат, 1985.
10. Техника и методика обучения волейболу / О. А. Ибрагимова, А. Ж. Вараева, Е. А. Ибрагимова, П. Ю. Малаалиева. - Махачкала, 2016.
11. Фурманов А. Г., Болдырев Д. М. Волейбол. - М. : Физкультура и спорт, 1983.