Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ / MANAGEMENT / INNOVATION / INNOVATION MANAGEMENT / INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEM / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / STANDARDIZATION / REQUIREMENT COMPLIANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Виталия Геннадьевна

Рассматриваетcя перспектива расширения конкурентных преимуществ предприятия на основе обеспечения эффективности и результативности его процессов. Показан инновационный подход к управлению путем интеграции различных систем менеджмента, учитывающих различные аспекты деятельности. Анализируется вопрос выбора основы для интеграции соответствующих подсистем. Представлено, что внедрение интегрированной системы менеджмента повышает эффективность управленческой деятельности организации. Исследуется данный инструмент совершенствования менеджмента на предприятиях отрасли водного транспорта, деятельность которых жестко регламентирована требованиями международных и национальных нормативно-правовых актов в различных областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьева Виталия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE MANAGEMENT TECHNOLOGIES

Perceptively, the expanding of the enterprise competitive advantages on the basis of ensuring the efficiency and effectiveness of its processes, an innovative approach to management may involve the integration of various management systems that take into account various aspects of activity. This makes it extremely important to choose the basis for the integration of the relevant subsystems and, thus, is of fundamental importance within the framework of the implementation strategy of the integrated management system. This management improvement tool can also be used at the enterprises of the water transport industry. Their activities are strictly regulated by the requirements of international and national regulatory acts in various fields, for example, in the field of environmental management or safety management. At the same time, the result of the improvement on the basis of the integrated management system introduction is the increase in the efficiency of the organization’s management activities.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 629.12.001.2: 656.66

Соловьева Виталия Геннадьевна, к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и финансов ФГБОУВО «ВГУВТ», e-mail: quality@vgavt-nn.ru.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»).

603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: управление, инновации, инновационный менеджмент, интегрированная система менеджмента, система менеджмента качества, стандартизация, соответствие требованиям.

Рассматриваетcя перспектива расширения конкурентных преимуществ предприятия на основе обеспечения эффективности и результативности его процессов. Показан инновационный подход к управлению путем интеграции различных систем менеджмента, учитывающих различные аспекты деятельности. Анализируется вопрос выбора основы для интеграции соответствующих подсистем. Представлено, что внедрение интегрированной системы менеджмента повышает эффективность управленческой деятельности организации. Исследуется данный инструмент совершенствования менеджмента на предприятиях отрасли водного транспорта, деятельность которых жестко регламентирована требованиями международных и национальных нормативно-правовых актов в различных областях.

Свидетельством конкурентных преимуществ предприятия является устойчивый рост эффективности его деятельности, основанный на внедрении инноваций [1].

Стабильность положительной динамики показателей эффективности и результативности характеризует уровень прогрессивности инновационного менеджмента как системы взаимосвязанных действий по достижению стратегических целей на основе использования возможностей по совершенствованию управления инновационными процессами предприятия. Тем не менее, зависимость конкурентоспособности от результатов деятельности, в том числе, напрямую не связанной с инновационной продукцией или услугами, не позволяет считать роль инновационного менеджмента определяющей в обеспечении конкурентных преимуществ. Общая оценка эффективности может быть дана только в отношении системы менеджмента предприятия в инновационной сфере деятельности. Это обусловлено не столько наличием в ее составе всех элементов инновационного менеджмента, сколько большей стратегической ориентацией данной системы ввиду отсроченности использования дохода от инновационной деятельности (рисунок 1). Таким образом, основное внимание следует сосредоточить на тех факторах, в т.ч. нововведениях в сфере управленческих технологий, которые обеспечивают востребованный рынком рост эффективности действующей системы менеджмента (далее - СМ).

Базой внедрения инновационных технологий в управление предприятием, в т.ч. предприятием водного транспорта, служит политика в области стандартизации, основанная на согласованных и прозрачных требованиях стандартов и являющаяся составной частью национальной инновационной политики как одного из компонентов мировой инновационной экосистемы. Документы по стандартизации наиболее точно определяют и специфическую сущность предмета инноваций, без четкого определения которого не представляется возможной системная оценка факторов влияния системы инновационного менеджмента предприятия (далее - СИМ) (таблица 1).

Рис. 1. Организационная схема системы внедрения инноваций

Например, отдельные нормативные документы трактуют инновацию (англ. innovation) как «внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком» [1].

Близким для практики менеджмента современных предприятий видится определение, предлагаемое Организацией экономического сотрудничества и развития, который рассматривает инновацию как «применение новой, значительно улучшенной продукции (материальных товаров и услуг), процессов, новых рыночных методов или новых организационных методов в бизнес-практике, организации рабочих мест или внешних отношений» [1].

Системный подход к инновационному менеджменту определяет потребность в структурировании его инструментальных средств. И здесь, использование информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) совершенно обоснованно признается одним из самых эффективных инструментов реализации инноваций, поскольку текущий момент общемирового технологического развития делает объективно необходимым повсеместное использование технических и программных средств вычислительной техники при проектировании и реализации любой системы, в том числе и СИМ.

Тем не менее, несмотря на огромное число очевидных преимуществ от использования ИКТ, оправданным будет отнесение их к чисто техническим инструментам информационной, технологической и эксплуатационной поддержки всех уровней и направлений целенаправленного воздействия менеджмента по обеспечению эффективности деятельности системы [1].

Таблица 1

Направления выявления факторов влияния в рамках СИМ

Элемент системы Область формирования факторов влияния по отдельным этапам управления инновациями

Проектирование Внедрение

Предмет инноваций Продукция и услуги

- Процессы

Стратегия организации

Субъект инноваций (человек) Творческое приложение фантазии Реализованная творческая идея

Открытия Проецирование определенного интеллектуального решения при получении нового знания

Изобретения

Рационализация

Темп внедрения инноваций - Радикальные изменения

- Постепенные изменения

Природа инноваций Технологические инновации

Нетехнологические инновации

Комбинация технологических и нетехнологических инноваций

Основные свойства инноваций Новизна

Производственная применимость (экономическая обоснованность)

Соответствие запросам потребителей

Наибольшие же потенциальные возможности для системных улучшений по этапам создания, поддержания и развития инновационной активности предприятия и обеспечения его экономического роста видятся в совершенствовании механизмов менеджмента.

В этой связи и с целью обеспечения соответствия стратегии предприятия предъявляемым требованиям все большее внимание привлекает управленческая технология, основанная на интеграции сертифицированных систем менеджмента. Это не только увеличивает долю нематериальных активов предприятия и свидетельствует об эволюции бизнеса, но и является мощным инструментом развития инновационного потенциала общей СМ.

В перспективности данной концепции развития СМ убеждает и ужесточение конкурентной борьбы со стороны западных и отечественных предприятий, уже зарекомендовавших себя в области управления качеством, экологией и профессиональной безопасностью.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что внедрение интегрированной системы менеджмента предприятия (далее - ИСМП) обеспечивающей конкурентоспособность предприятия во внешней среде, имеет ряд явных преимуществ для его внутреннего контекста и полностью отвечает требованиям мирового делового сообщества (таблица 2).

Таблица 2

Основные преимущества ИСМП

Объект влияния Влияние внедрения ИСМП

результат преимущество

Внутренняя среда организации

Виды деятельности Согласованность и структурированность Более высокий уровень общей результативности от согласованных действий

Оптимизация функциональности в рамках одной СМ Минимизация функциональной разобщенности

Персонал Вовлеченность персонала в улучшение деятельности Высокая степень мотивированности персонала

Документация Оптимизация объема документации Минимизация и достаточность документации

Затраты Уменьшение затрат в сравнении с суммарными затратами по нескольким СМ Большая экономичность и эффективность по сравнению с независимым внедрением нескольких стандартов на СМ

Внешняя среда организации

Конкуренты Поддержка реализации стратегии организации в области конкурентной борьбы Надежность защиты от конкурентов

Приоритет над конкурирующими организациями при прочих равных условиях

Имидж Усиление позиций на рынке путем усовершенстования работы над имиджем Респектабельность, положительный имидж и высокий статус организации

Заинтересованные стороны (ЗС) Выполнение всех требований ЗС в отношении управления качеством, охраной окружающей среды и охраной труда Ускороение получения разрешений, лицензий и других разрешительных документов

Рост доверия со стороны ЗС Своевременность получения инвестиций и льготных кредитов

Минимизация страховых процентных ставок

Тот факт, что при рассмотрении вопросов, касающихся ИСМП, особое место занимают аспекты, связанные со стандартизацией, обусловливает широкое распространение взгляда на них как на совокупность сертификатов соответствия требованиям международных стандартов (далее - МС), например, ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18000 (таблица 3).

Таблица 3

Базовые МС для внедрения ИСМП

МС Подсистема СМ Объект управления Цель обеспечения соответствия требованиям (область потенциального улучшения)

Все отрасли экономики

ИСО 9001 Система менеджмента качества (СМК) [2] Качество менеджмента Решение задач управления качеством

ИСО 14001 Система экологического менеджмента (СЭМ) [3] Воздействие производства продукции на природу Снижение уровня рисков ущерба экологии

МС Подсистема СМ Объект управления Цель обеспечения соответствия требованиям (область потенциального улучшения)

ОШЛБ-18000 СМ профессиональной безопасности и здоровья (СМПБ) [4] Персонал организации Рост уровня производительного и безопасного труда персонала

КО 26000 Система социальной ответственности [5] Комфортность труда Социальная защищенность Реализация социальных гарантий Благотворительность и поддержка общественных движений и этики ведения бизнеса Выполнение требований социальной среды существования

ИСО 27000 Система управления информационной безопасностью (СУИБ) [6] Информация Обеспечение защиты конфиденциальной информации

ИСО 20252 Система исследования требований и удовлетворенности заинтересованных сторон (СИТУЗС) [7] Спрос на продукцию Удовлетворенность потребителей Обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции

Отдельные отрасли экономики

ИСО 22000 СМ безопасности продуктов питания (СМБПП) [8] Продукция предприятий пищевой промышленности Гарантии безопасности продукции, чистоты и гигиены производства

КО 13485 СМ в медицинской промышленности [9] Медицинские изделия Гарантии соответствия поставляемых медицинских изделий и связанного с ними обслуживание требованиям потребителя и применимым регулирующим требованиям

Однако, несмотря на все преимущества (включая снижение затрат) внедрение ИСМП является на данный момент выбором крупных организаций, имеющих значительную долю рынка и располагающих значительными ресурсами. Именно такие предприятия, как правило, нацелены на долгосрочную перспективу и их высшее руководство отдает себе отчет в исключительной важности оптимизации процессов, прозрачности системы управления, повышении надежности и эффективности производства.

Тем не менее, обострение экологической ситуации, вопросы охраны труда и прочие социальные проблемы, а также внимание, уделяемое этим аспектам правительством РФ, заставляют менеджмент промышленных предприятий реального сектора экономики уделять им больше внимания и принимать стратегические решения, учитывая их актуальность и злободневность.

Ввиду этого, предприятия водного транспорта также не должны оставаться в стороне от участия в решении данного спектра проблем и всеми возможными способами содействовать снижению рисков, обусловленных действием подобных негативных факторов [11]. Одним из наиболее прогрессивных путей управления рисками в речном порту может стать внедрение ИСМП.

С другой стороны, требования к эффективности деятельности по управлению орга-

низацией ставят вопрос о выборе исходной модели системы управления. В первую очередь, внимание фокусируется на стандарте PAS 99, содержащем спецификацию требований к общей СМ как базовой структуре для интеграции [12]. Целесообразность его использования оправдана для организаций, внедривших или собирающихся внедрить несколько СМ, поскольку зачастую все они имеют некоторые общие элементы, менеджмент которых может осуществляться интегрированным образом. Это позволяет признать корректным их объединение в рамках общей СМ путем интеграции общих требований, установленных стандартами на СМ или техническими условиями.

Отдельные исследователи отмечают, что в PAS 99 дается прозрачный намек на то, какой должна быть модель ИСМП, и обращают внимание не только на то, что сам стандарт моделью разработки СМ не является [13], но отмечают необходимость понимания того факта, что PAS 99 не имеет статус сертификационного стандарта прямого действия (соответствие требованиям данного стандарта не означает соответствия требованиям любого из упомянутых выше стандартов ISO/OHSAS.

Поэтому с учетом всех возможностей, представляемых PAS 99, думается, что взгляд на ИСМП должен быть несколько шире и выходить за рамки вопроса поиска стандарта. Собственно, имеет смысл задаться целью не столько выбора стандарта как основы для интеграции, сколько ставить задачу выработки концепции интеграции, которая ориентирована на стратегический путь развития организации, и уже с этой точки зрения подходить к выбору платформы для интеграции.

Данный подход позволит снизить потенциальные риски, возникающие ввиду невозможности отождествления ИСМП с СМ организации, охватывающей все виды ее деятельности, например, вопросы финансового или инвестиционного менеджмента. Некоторая условность при обобщении данных понятий связана с возникающей в этом случае необходимостью стандартизации всех областей общего менеджмента, что может оказаться неопределенно длительным процессом, который сможет завершиться после разработки стандартов на все области, охватываемые СМ.

Имея целью рост качества управления, целесообразнее проводить параллель между понятиями системы общего менеджмента и СМК, которая не должна рассматриваться в качестве надстройки или одной из подсистем СМ, а может проектироваться как комплекс подсистем экологического менеджмента, менеджмента безопасности и других видов деятельности, реализуемых при обеспечении требований соответствующих стандартов, что, по существу, позволяет рассматривать ее в качестве платформы для проектирования ИСМП.

Исследования показывают, что в настоящее время большинство хозяйствующих предприятий и организаций имеют СМК, сертифицированную в соответствии с требованиями ИСО серии 9000, которая при условии прогрессивности менеджмента по существу является их СМ, поэтому именинно СМК и может стать той моделью, которая должна использоваться в качестве базы для интеграции различных СМ организации. В пользу этого довода могут быть приведены: наличие в ИСО 9001 общих элементов с другими СМ, и цикл PDCA, лежащий в основе системы, и всеобъемлющий охват видов деятельности организации системой менеджмента качества, и, наконец, общность принципов, лежащих в основе формирования элементов СМК (таблица 4).

Использование стандартов ИСО в качестве основы внедрения ИСМ определяется не только огромным успехом данного семейства стандартов в области формирования мировоззрения и продвижения идеологии качества. Следствием этой невероятной общемировой популярности стало превращение их в единую платформу и язык в сфере качества, инструмент, способствующий упрощению процедур взаимодействия, а также средство определения базового уровня уверенности в том, что предприятия и организации предлагают соответствующую требованиям продукцию. Можно с уверенностью говорить о том, что эти стандарты создали базу для разработки других стандартов на СМ: в сфере экологии, охраны здоровья и безопасности, информационной безопасности и энергетики.

Подход с позиции менеджмента качества широко применяется в таких специализированных отраслях, как авиация, телекоммуникации, образование, местное управление и здравоохранение и создает возможности для инновационного совершенствования менеджмента их предприятий.

Таблица 4

Наиболее общие подходы к выбору основы для внедрения ИСМ

Функционирование ИСМП Принцип ИСО 9001:2015 Бизнес-преимущества

область параметр

1. Проектирование процедур Использование PDCA в качестве руководства для всех СМ Системный подход 0.3.2 Повышение предсказуемости и управляемости бизнес-процессов

Планирование 6

Идентификация законодательных и других требований Ориентация на потребителя 8.2 Обеспечение уверенности в том, что требования потребителей, а также применимые требования выявлены, осознаны и выполняются

2. Управление процедурами Применение процессного подхода Процессный подход 0.3 Непосредственное отражение реальных процессов

Идентификация областей управления для обеспечения эффективности и результативности деятельности

Политика СМ Вовлечение работников 5.2 Рост уверенности в обеспечении соответствия требованиям

Цели 6.2

Менеджмент ресурсов Лидерство руководителя 7.1 Обеспечение результативности СМ

Обязанности, ответственность и полномочия в организации Менеджмент взаимоотношений 5.3 Обеспечение соответствия СМ требованиям, сохранение целостности СМ

Идентификация и оценка аспектов, воздействий и рисков Принятие решений на основе свидетельств 6.1 Рост степени удовлетворенности потребителей за счет обеспечения соответствия продукции и услуг на базе выявления рисков и возможностей

3. Анализ и оценка процедур Мониторинг, измерения, анализ и оценка 9.1 Постоянное повышение пригодности, адекватности и результативности СМ

Внутренние аудиты 9.2

Анализ со стороны руководства Лидерство руководителя 9.3

4. Улучшение процедур Несоответствия и корректирующие действия Постоянное улучшение 10.2 Обеспечение соответствия корректирующих действий степени серьезности выявленных несоответствий

Улучшение 10.3 Выявление потребности и/или возможности как составной части постоянного улучшения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примером ИСМ предприятия водного транспорта (например, речного порта), может служить СМК, включающая подсистему управления безопасностью судов речного порта (далее - СУБ), регламентирующую деятельность работников порта и членов экипажей судов порта по обеспечению безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, а также в случае возникновения связанных с судами опасностей и аварийных ситуаций, и отвечающую требованиям Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации [14]. Другим примером интеграции СМ может служить предприятие водного транспорта, деятельность которого регламентируется международными нормативными документами, в частности МК ПДНВ 1978 года [15], одним из требований которой является наличие системы стандартов качества как средства демонстрации способности предприятия обеспечивать потребителей продукцией и услугами в соответствии с их требованиями, а также требованиями международных и национальных нормативных документов в областях управления качеством деятельности членов экипажей морских судов (ЧЭМС).

Внедрение инноваций, а также преобразование предприятия в самообучающуюся систему является необходимыми условиями реализации стратегической цели повышения прибыльности предприятия и роста его общественно-полезной социальной ценности, а текущая мировая тенденция увеличения роли знаний в корпоративном менеджменте обеспечивает гибкость по отношению к нестабильности окружающей среды и эффективность при управлении рисками. В этих условиях именно совокупность МС ИСО серии 9000 должна выступать в качестве организационно-методической базы для внедрения и обеспечения функционирования ИСМП. Эта точка зрения обусловливается соответствием принципов общего менеджмента понятиям и принципам, сформулированным в этих стандартах, и подкрепляется использованием процессного подхода, непосредственно отражающего реальные процессы, осуществляемые в современном бизнесе (в противовес опосредованному стилю, принятому в функциональном подходе). Кроме того, не последнюю роль в формировании этого подхода сыграла первичность ввода в действие стандартов ИСО серии 9000, во многом предопределившая методологию построения других международных стандартов на СМ.

А ввиду того, что модель процессов организации является отражением самой организации, что в широком смысле делает предметом ИСО 9001 качество системы управления ею, становится закономерным рост результативности организации путем внедрения ИСМП на платформе СМК.

Список литературы:

[1] ГОСТ Р 55901-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководящие указания по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента для инновационных сфер деятельности (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.12.2013 N 2269-ст).

[2] ISO 9001:2015 Quality management systems - Requirements.

[3] ISO 14001:2015 Environmental management systems - Requirements with guidance for use.

[4] ГОСТ Р 54934-2012/0HSAS 18001:2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.07.2012 N 154-ст).

[5] ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility.

[6] ISO/IEC 27000:2018 Information technology - Security techniques - Information security management systems - Overview and vocabulary.

[7] ISO 20252:2019 Market, opinion and social research, including insights and data analytics - Vocabulary and service requirements.

[8] ISO 22000:2018 Food safety management systems - Requirements for any organization in the food chain.

[9] ISO 13485:2016 Medical devices - Quality management systems - Requirements for regulatory purposes.

[10] ISO 9004:2018 Quality management - Quality of an organization - Guidance to achieve sustained success.

[11] ISO 31000:2018 Risk management - Guidelines.

[12] PAS 99:2012 Specification of common management system requirements as a framework for integration.

[13] Василевская С.В. Время собирать камни...[Электронный ресурс] //Методы менеджмента качества. - 2010. - № 6. - с. 19-24. - Режим доступа: http://www.qbcentre.spb.ru/pbl/ SVasilevskaya_MMK_2010-06 .pdf.

[14] Федеральный закон от 07.03.2001 № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации».

[15] Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несение вахты (ПДНВ). - Международная морская организация, Лондон, 2013. - 413 с.

SYSTEM APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE MANAGEMENT TECHNOLOGIES

Solovyeva Vitalya G., Candidate of Economic Sciences, assistant professor of the Department of Accounting, Analysis and Finance, Volga State University of Water Transport 5, Nesterov st, Nizhny Novgorod, 603951

Keywords: management, innovation, innovation management, integrated management system, quality management system, standardization, requirement compliance.

Perceptively, the expanding of the enterprise competitive advantages on the basis of ensuring the efficiency and effectiveness of its processes, an innovative approach to management may involve the integration of various management systems that take into account various aspects of activity. This makes it extremely important to choose the basis for the integration of the relevant subsystems and, thus, is offundamental importance within the framework of the implementation strategy of the integrated management system. This management improvement tool can also be used at the enterprises of the water transport industry. Their activities are strictly regulated by the requirements of international and national regulatory acts in various fields, for example, in the field of environmental management or safety management. At the same time, the result of the improvement on the basis of the integrated management system introduction is the increase in the efficiency of the organization's management activities.

References:

[1] GOST R 55901-2013. Natsional'nyy standart Rossiyskoy Federatsii. Rukovodyashchie ukazaniya po obosnovaniyu i razrabotke standartov na sistemy menedzhmenta dlya innova-tsionnykh sfer deyatel'nosti (utv. i vveden v deystvie Prikazom Rosstandarta ot 17.12.2013 N 2269-st).

[2] ISO 9001:2015 Quality management systems - Requirements.

[3] ISO 14001:2015 Environmental management systems - Requirements with guidance for use.

[4] GOST R 54934-2012/OHSAS 18001:2007. Natsional'nyy standart Rossiyskoy Federatsii. Sistemy menedzhmenta bezopasnosti truda i okhrany zdorov'ya. Trebovaniya (utv. i vveden v deystvie Prikazom Rosstandarta ot 06.07.2012 N 154-st).

[5] ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility.

[6] ISO/IEC 27000:2018 Information technology - Security techniques - Information security management systems - Overview and vocabulary.

[7] ISO 20252:2019 Market, opinion and social research, including insights and data analytics - Vocabulary and service requirements.

[8] ISO 22000:2018 Food safety management systems - Requirements for any organization in the food chain.

[9] ISO 13485:2016 Medical devices - Quality management systems - Requirements for regulatory purposes.

[10] ISO 9004:2018 Quality management - Quality of an organization - Guidance to achieve sustained success.

[11] ISO 31QQQ;2Q18 Risk management - Guidelines.

[12] PAS 99;2Q12 Specification of common management system requirements as a framework for integration.

[13] Vasilevskaya S.V. Vremya sobirat' kamni... [Elektronnyy resurs] //Metody menedzhmenta kachestva. - 2Q1Q. - № 6. - s. 19-24. - Rezhim dostupa; http;//www.qbcentre.spb.ru/pbl/ SVasilevskaya_MMK_2Q 1Q-Q6 .pdf.

[14] Federal'nyy zakon ot 07.03.2001 № 24-FZ «Kodeks vnutrennego vodnogo transporta Rossiyskoy Federatsii».

[15] Mezhdunarodnaya konventsiya o podgotovke i diplomirovanii moryakov i nesenie vakhty (PDNV). - Mezhdunarodnaya morskaya organizatsiya, London, 2Q13. - 413 s.

Статья поступила в редакцию 24.Q6.2Q19 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.