Научная статья на тему 'Системный подход к управлению потоковыми процессами на российских железных дорогах'

Системный подход к управлению потоковыми процессами на российских железных дорогах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТОКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГРУЗООБОРОТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / МОРСКОЙ ПОРТ / САНКЦИИ / FLOW PROCESSES / TURNOVER OF GOODS / RAILWAY TRANSPORT / SEAPORT / SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володькина Л. В., Чекмарёва Г. И.

В статье обоснован системный подход к управлению потоковыми процессами на российских железных дорогах. Рассмотрены управленческие задачи, связанные со спецификой технологии осуществления перевозок. Выявлены особенности международных взаимоотношений транспортного процесса в условиях санкций.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the system approach to the management of flow processes on Russian Railways. The author considers the management challenges associated with the specificity of the technology of transportation. Peculiarities of international relations in the transport process in terms of sanctions.

Текст научной работы на тему «Системный подход к управлению потоковыми процессами на российских железных дорогах»

Л. В. Володькина, Г. И. Чекмарёва

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПОТОКОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

Аннотация

В статье обоснован системный подход к управлению потоковыми процессами на российских железных дорогах. Рассмотрены управленческие задачи, связанные со спецификой технологии осуществления перевозок. Выявлены особенности международных взаимоотношений транспортного процесса в условиях санкций.

Ключевые слова

Потоковые процессы, грузооборот, железнодорожный транспорт, морской порт, санкции.

L. V. Volodkina, G. I. Chekmariova

SYSTEM APPROACH TO MANAGEMENT OF STREAM PROCESSES

ON RUSSIAN RAILWAYS

Annotation

In article the system approach to the management of flow processes on Russian Railways. The author considers the management challenges associated with the specificity of the technology of transportation. Peculiarities of international relations in the transport process in terms of sanctions.

Keywords

Flow processes, turnover of goods, railway transport, seaport, sanctions.

В современных условиях сложно переоценить значение железнодорожного транспорта при организации материального потока от поставщиков к потребителям. Вопросы рационализации потоковых процессов на сегодняшний день выделяются в отдельные направления исследования. Железнодорожный транспорт имеет существенные отличия в организации своего производства от всех иных наземных видов транспорта (высокая капиталоемкость, специфическая ширина колеи, отличная от европейских, восточных стран, олигополи-зация перевозчиков). В связи с этим задача управления потоковыми процессами в рамках создания железнодорожного транспортного коридора требует решения многофакторных задач, связанных как со спецификой технологии осуществления перевозок, трансформа-

ции потоковых процессов на сортировочных станциях, так и организацией приемо-сдаточных операций. Систематизация потоковых процессов на железной дороге решает ряд вопросов, связанных с организацией информационных потоков документооборота на грузовых станциях, а также управлением информационных потоков в пути следования груза.

Как показывает анализ работ в области управления потоковыми процессами железнодорожных перевозок, в современных условиях резко возросло количество инновационных подходов к организации процесса транспортировки железнодорожного транспорта.

Важным фактором, способствующим развитию инновационных подходов в системе управления железнодорожным транспортом, является введе-

ние санкций со стороны европейских государств и соответствующих ответных мер российских компаний.

Как показывает статистика, объемы перевозок товаров, вошедших в санкционный список, из стран Европы и Украины, Турции активно замещаются товарами из других стран, таким образом, увеличивая долю отечественного товара и производя частичное импорто-замещение. В частности, морепродукты и рыба из Норвегии в последнее время активно поставляются в европейскую часть России с Дальнего Востока.

По данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот портов России за январь-декабрь 2015 г. увеличился на 5,7 % по сравнению с 2014 г., и составил 676,7 млн т. Экспортных грузов перегружено 539,1 млн т., что на 7,7 % больше по сравнению с 2014 г., импортных грузов — 33,3 млн т меньше на 23,3 % относительно предыдущего, 2014 г., транзитных — 48,2 млн т больше 1,2 % к 2014 г., каботажных — 56,1 млн т, что составило 15,6 % больше предыдущего периода — 2014 г. [6].

По данным Минтранса, объем перевалки грузов в российских портах составил 676,7 млн т., что на 5,7 % больше, чем в 2014 г. (623,4 млн т), а по сравнению с 2013 г. увеличился на 14,7 % (589,78 млн т) [7].

Последние события, связанные с обострением взаимоотношений с Турцией, привели к тому, что ряд российских компаний пересмотрели маршрутизацию своих потоков с южного направления (порт Новороссийск) на северное (порт Санкт-Петербург). Переориентация грузооборота в отношении Новороссийского порта привела к улучшению ситуации по загруженности петербургского порта — произошла переориентация грузопотоков на отечественные перевалочные мощности.

Рассматривается возможность создания логистического канала доставки китайской продукции по мультимо-

дальной схеме использования ДальнеВосточных портов, а затем железнодорожной ветки, соединяющей восточные, западные и центральные регионы страны. Представлен анализ некоторых показателей деятельности ОАО РЖД.

По данным Ассоциации морских торговых портов, объем перевалки сухогрузов составил за год 2015 г. составил 312,2 млн т (рост 5,3 %), в том числе: угля — 123,2 млн т (увеличился на 6 %), зерна — 34,4 млн т (рост составил 15,1 %), черных металлов — 26,2 млн т (рост на 12,2 %), грузов на паромах —

21.6 млн т (рост в 1,9 раза), минеральных удобрений — увеличение на 8,8 % (до 16,0 млн т), увеличение руды — на 10,8 % по сравнению с 2014 г. (достиг 6,7 млн т), лесных грузов — 5,3 млн т (рост — 10,7 % по сравнению с 2014 г.) и цветных металлов — 3,5 млн т (рост

10.7 %). Объем перевалки грузов в контейнерах сократился до 40,1 млн т, тем самым уменьшившись на 14,4 % по сравнению с отчетным периодом 2014 г., металлолома — 4,2 млн т (сокращение на 8,8 %) и рефгрузов — 3,2 млн т по отношению за предыдущий период, 2014 г. (снижение на 11,4 %) [7].

Объем перевалки наливных грузов составил 364,5 млн т увеличился на

6.0 % по отношению к 2014 г., в том числе: сырой нефти — 202,1 млн т (рост составил 8,0 %), нефтепродуктов —

146.0 млн т (увеличение на 3,7 %) и сжиженного газа — 12,9 млн т (рост на

5.1 %) [6].

Таким образом, экспорт за 2015 г. увеличился на 7,7 %, что составило

539.1 млн т, импорт за 2015 г. значительно уменьшился на 23,3 %, составив 33,3 млн т, объем транзитных грузов увеличился на 1,2 % — 48,2 млн т, объем каботажных грузов увеличился на 15,6 %, достигнув 56,1 млн т.

В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов увеличился до 230,7 млн т (+3,2 %). Снизился грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга —

до 51,1 млн т (-15,8 %) и Калининграда — до 12,7 млн т (-8,6 %). Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 232,9 млн т (рост на 10,2 %), в том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 98,4 млн т (+21,4 %), наливных — до 134,5 млн т (+3,2 %). Грузооборот портов Новороссийска увеличился до 127,1 млн т (+4,5 %), Кавказа — до 30,5 млн т (+14,9 %), Туапсе — до 25,2 млн т (+13,9 %), Тамани — до 12,3 млн т (+20,8 %), Ростов — до 11,6 млн т (+12,1 %), Азова — до 7,1 млн т (+5,2 %), Таганрога — до 2,9 млн т (+2,0 %) и Те-мрюка — до 2,5 млн т (+23,0 %). Уменьшили объем перевалки грузов операторы морских терминалов порта Ейска — до 3,9 млн т (-2,8 %). Морские порты Крыма перевалили 9,6 млн т, из них порт Керчи — 7,8 млн т [6].

Таким образом, из сложившейся ситуации в целом видна существенная переориентация транспортировки грузов на более выгодное месторасположение перевалки грузов на территории РФ. При этом объем транзита грузов РФ через порты стран Балтии за 2015 г. сократился минимум на 15 %. Грузовладельцы уходят в Петербург из Котки, Таллина, Риги, поскольку при перемещении товаров через Санкт-Петербургские порты логистиче-

ские издержки значительно сокращаются, что позволяет снизить непроизводственные издержки, входящие с себестоимость ввозных товаров (за 2015 г. у таллинского порта грузооборот сократился на 21 %, у рижского — вырос на 4,7 %) [8].

С вводом с 1 января 2016 г. санкций в отношении товаров из Турции, а также с изменением порядка проведения таможенного оформления в отношении товаров из Украины прогнозируется увеличение товарооборота с восточным соседом — Китаем.

В связи с возрастающей транспортным оборотом между Китаем и Россией, по данным статистики: размер очищенной выручки от услуг интегрированной логистики в 2015 г. составил 12,8 млрд руб., что на 1,4 % выше уровня 2014 г.; доля очищенной выручки от услуг интегрированной логистики в 2015 г. в общем объеме доходов железнодорожного транспорта выросла до 56,2 % (по сравнению с 55,3 % в 2014 г., и с 41,2 % в 2013 г.), что объясняется увеличением спроса на эти услуги, в том числе со стороны средних и мелких клиентов.

Динамика показателей интегрированной логистики на железнодорожном транспорте за 2010-2015 гг. представлена на рисунке 1.

Динамика очищенной выручки от услуг по контрактам интегрированной логистики в 2010-2015 гг., млрд руб.

55,3

41,2

29,7

29,6

33,2

4,9 11,6

■ в, 8,5

16 17,1

10,4 14,9

11,4 9,2

56,2

12,8 5,5

2010 Прочая выручка 2012 2013 2014 2015

Очищенная выручка от интегрированных логистических услуг Доля интегрированных логистических услуг в очищенной выручке

Рисунок 1 — Динамика очищенной выручки от услуг по контрактам интегрированной логистики в 2010-2015 гг., млрд руб.

Из данных статистики следует, что грузооборот российских железнодорожных перевозок с использованием интегрированной логистики начиная с 2010 г. по отношению к 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 гг. значительно увеличился на 7, 9,3, 8,6, 5 и 12,5 %, соответственно, достигнув наивысшего показателя за последние пять лет, таким образом, ни разу не приблизившись к изначальному показателю 2010 г., а доля интегрированных логистических услуг в очищенной выручке за пять лет возросла в два раза, с 29,7 % достигнув 56,2 %. Это свидетельствует об эффективном использовании интегрированных логистических подходов на железнодорожном транспорте [9]. Однако за 2015 г. в общий показатель выручки от интегрированных логистических услуг

сократился с 20,5 на 17,8 % по сравнению с 2014 г., что на 1,4 % меньше по отношению к предшествующему периоду. Однако за предыдущие два периода доля интегрированных логистических услуг в очищенной выручки возросла с 55,3 до 56,2 %, что на 0,9 % больше в 2015 г. по отношению к 2014 г. [10].

Таким образом, по данным показателям следует вывод, что систематизация интегрированных логистических услуг значительно увеличивает занимаемую долю в очищенной выручке, несмотря на общее сокращение использования услуг по контрактам интегрированной логистики за анализируемый период с 2010 по 2015 гг.

Соразмерность железнодорожных перевозок в России за 2013-2015 гг. представлена на рисунке 2.

СОРАЗМЕРНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ В 2013-2015 ГГ.,%

■ Внутренние контейнерные перевозки

■ Международные контейнерные перевозки

Рисунок 2 — Соразмерность железнодорожных перевозок в России

в 2013-2015 гг., %

Анализ показателей железнодорожных перевозок в России за 2013, 2014 и 2015 гг. в разрезе международных и внутренних контейнерных перевозок выявил незначительные колебания. Однако резкое снижение контей-

нерных перевозок связано с введенными санкциями в отношении с РФ, что негативно отразилось на всем грузообороте в целом. Таким образом, внутренние контейнерные перевозки на железнодорожном транспорте уменьшились на

4,2 % в 2015 г. по отношению к 2014 г., что составило 42,8 %. Что касается международных российских железнодорожных перевозок, то в 2015 г. показатель составил 41 %, это меньше на 12 % показателя 2014 г. [11].

Проанализировав статистические данные показателей, можно говорить о непосредственном влиянии негативных политических событий в отношении международных и внутренних показателей перевозки железнодорожным транспортом в России за 2013-2015 гг.

Несмотря на внешнеэкономическую ситуацию в России, в последнее время немаловажное значение приобретают и технологические процессы сопряженности между участниками транспортного движения на внутренним рынке транспортных перевозок, занимая особое место в методологии исследования транспортной конъюнктуры рынка и построения тарифной системы. Технологическая сопряженность включает в себя применение единой технологии транспортировки, а также прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.

Несмотря на положительные изменения, которые ожидает железнодорожный транспорт, необходимо отметить, что только при наличии взвешенного подхода при формировании тарифов при перевозке грузов возможно повышение значимости железнодорожного транспорта в инфраструктуре перевозок Восток — Запад.

Совместное планирование коммерческой деятельности участников железнодорожной транспортной системы означает разработку управления потоковыми процессами, а также повсеместное применение единых планов графиков грузооборота.

Основными принципами организации управления потоковыми процессами железнодорожного транспорта являются:

- создание единой транспортной системы, включающей создание

транспортных коридоров и транспортных цепей;

- обеспечение функционирования системного технологического пространства;

- совместное планирование всех участников организации транспортного процесса;

- определение оптимального маршрута доставки нужного объекта потока;

- выбор рациональных перемещения потоков,

- безопасность движения, перемещение и хранение материалопотока;

- безотказность системы;

- минимизация человеческого фактора.

Несмотря на то что на сегодняшний день механизм управления потоковыми процессами на российских железных дорогах представляет собой высокоорганизованную систему, необходимо проводить дальнейшие мероприятия по совершенствованию данной работы.

Важным направлением является создание условий для обеспечения эффективной ценовой политики, а также повышения конкурентоспособности по сравнению с автомобильным транспортом. Для этого необходимо иметь четкий механизм, позволяющий удовлетворить потребности крупных игроков международного бизнеса. Четко ориентироваться на снижение себестоимости, для этого перевозчик должен сделать своим девизом: «точность и скорость доставки».

Необходимо выработать правила игры для всех участников рынка железнодорожных перевозок:

- прозрачность тарифов;

- широкий спектр дополнительных услуг;

- создание современной системы управления информационными потоками на всех этапах обработки и продвижения грузопотоков;

- упрощение приемо-сдаточных операций;

- создание гибкой системы скидок;

- повышение качества обслуживания.

Таким образом, благодаря целенаправленным организационным, плановым и контрольным мероприятиям возможно создание оптимальных условий, удовлетворяющих всех участников железнодорожных перевозок, способствующее улучшению экономической составляющей транспортной отрасли.

Из вышеизложенного следует вывод: выходом из сложившейся кризисной ситуации могут стать новые расширенные возможности управления потоковыми процессами на российских дорогах, направленные на систематизацию всех технологических и технических процессов движения как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Библиографический список

1. Альбеков, А. У., Лялюев, С. Ю. Логистическая оценка форм организации материальных потоков в товародвижении // Новые подходы к развитию логистики в формате Россия — член ВТО: отвечая на вызовы. Расширяя возможности (VIII Южно-Российский логистический форум, 12-13 октября 2012 г.). — Ростов н/Д, 2012. — С 19.

2. Интерактивная версия годового отчета ПАО «ТрансКонтейнер» за 2015 г. [Электронный ресурс] / под ред. В. Г. Самойленко. — Режим доступа : http://www.indpg.ru/transport.

3. Кретов, И. И., Садченко, К. В. Логистика во внешнеторговой деятельности : учеб. пособие. — М. : ДИС, 2006. — С. 182-203.

4. Хачатурян, А. Е. Проблемы теории и практики управления [Электронный ресурс] // Международный журнал. — Режим доступа : www.uptp.ru/ urss.ru/upto-2015-.Wo12.

5. Шкарупа, С. Снижение транспортных издержек в условиях кризиса // ЛОГИНФО. — 2015. — № 12.

6. http://www.morport.com/rus.

7. http://www.mintrans.ru/news/deta il.php?ELEMENTJD.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. http://www.mintrans.ru/news.

9. http://www.trcont.ru/press-center.

10.http://www.trcont.ru/investoram.

11.http://www.trcont.ru/fileadmin/co ntent/documents.

Bibliographic list

1. Albekov, A. U., Lyalyuev, S. Yu. Logistic assessment of forms of organization of material streams in merchandising // New approaches to development of logistics in a format Russia — the member of WTO: answering calls. Expanding opportunities (VIII Southern Russian logistic forum, October, 12-13, 2012). — Rostov-on-Don, 2012. — P. 19.

2. Interactive version of annual report of PAO «TransContainer» for 2015 [Electronic resource] / ed. by V. G. Samoylenko. — Mode of access : http://www.indpg.ru/transport.

3. Kretov, I. I., Sadchenko, K. V. Logistic in foreign trade activity : textbook. — M. : DIS, 2006. — P. 182-203.

4. Khachaturian, A. E. Problems of theory and practice of management [Electronic resource] // International magazine. — Mode of access : www.uptp.ru/urss.ru/ upto-2015-№12.

5. Shkarupa, S. Decrease in transport expenses in the conditions of crisis // LOGINFO. — 2015. — № 12.

6. http://www.morport.com/rus.

7. http://www.mintrans.ru/news/detai l.php?ELEMENT_ID.

8. http://www.mintrans.ru/news.

9. http://www.trcont.ru/press-center.

10. http://www.trcont.ru/investoram.

11. http://www.trcont.ru/fileadmin/co ntent/documents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.