УДК 005.3 © Т В. Конорева, 2013
Т.В. Конорева
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
В статье выделены функциональный и системный подходы к исследованию организации. Основное внимание уделено системному подходу к управлению организацией. С позиции современных концепций менеджмента и необходимости переноса акцента с агрегированной финансовой информации для оценки деятельности организаций на комплексную систему индикаторов бизнеса выделены основные подсистемы управления организацией, уточнен их поэлементный состав.
Ключевые слова: организация как система, исследование организации, поведенческий подход, системный подход, технико-экономический подход, матрица управления, функции управления, подсистемы организации.
С позиции системного подхода организация представляется как целостное множество взаимосвязанных элементов, обладающих определенными свойствами, связями и отношениями, выделяемое исследователем из окружающей среды на основе единства их функционирования. Системный подход как способ мышления по отношению к организации сферы услуг позволяет нам комплексно оценить данную систему, деятельность системы управления, наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях управления в системе, а в конечном итоге - улучшить состояние системы.
В современной теории управления организацией системный подход является ведущим.
Неограниченная сложность организации как системы предопределяет и методологию его исследования. Важнейшей особенностью данной методологии является непременное единство функционального (поведенческого) и структурного подходов.
Функциональный подход проявляется в выделении из окружающего мира организации и исследовании двух составляющих системы: собственно организация (система) и внешняя среда. С одной стороны, внешняя среда воздействует на организацию через входы, с другой - организация воздействует на внешнюю среду через выходы. Поведение системы при различных колебаниях внешней среды максимально интересует исследователя при функциональном подходе (рис. 1).
Рис. 1. Поведенческий подход к исследованию организации
Глубже познать механизмы функционирования системы, оценить деятельность организации, выявить причины и следствия эффективной и неэффективной работы, определить зависимости параметров выхода от внутреннего состояния организации и
разработать направления совершенствования организации, а, в конечном счете, повышения эффективности позволяет структурный анализ организации.
Структурный анализ организации прежде всего заключается в выявлении подсистем и элементов системы. Их выделение проводится в соответствии с целью исследования. Цель нашего исследования - выявление факторов системной эффективности деятельности организации. Системная эффективность зависит от эффективности бизнес-процессов в организации, эффективности функциональных областей менеджмента, эффективности управления в целом, эффективности взаимодействия с внешней средой. С этих позиций проведем структурный анализ организации.
Организация представляется как совокупность подсистем. В.А. Абчук выделяет следующие виды подсистем организации:
• техническая как взаимосвязанный, взаимообусловленный, находящийся в согласованном пропорциональном состоянии комплекс оборудования, предназначенный для решения определенной задачи;
• технологическая как набор правил, определяющий последовательность операций и процессов производства, в ходе которых создается продукция с определенными параметрами и качеством;
• подсистема совместного труда как необходимая его организация для достижения определенной цели, количественные и качественные пропорции отдельных видов труда, их расчленение и взаимные связи в процессе производства;
• экономическая как единство экономических связей всех сторон производства;
• социальная как связь людей в процессе производства;
• подсистема организации производства, позволяющая рационально использовать людей, оборудование, предметы труда, заводские площади, создающая условия для повышения эффективности производства в пределах заданных ресурсов [1, с. 126].
На наш взгляд, выделение данных подсистем организации основано на описанном нами технико-экономическом подходе к управлению, который господствовал в экономике в советский период. ГОСТом 24525.0-80 был рекомендован определенный состав конкретных функций управления, который мы классифицируем в соответствии с предложенными В.А. Абчуком подсистемами организации (табл. 1).
Таблица 1
Соответствие подсистем организации конкретным функциям управления на основе технико-экономического подхода
Виды подсистем организации Конкретные функции управления
Техническая Техническая подготовка производства
Технологическая Организация работ по стандартизации Управление технологическими процессами Метрологическое обеспечение Технологический контроль и испытания
Подсистема совместного труда Организация производства Организация труда
Экономическая Перспективное и текущее экономическое и социальное планирование Учет и отчетность Экономический анализ Сбыт продукции Капитальное строительство Финансовая деятельность
Социальная Организация работы с кадрами Организация труда и заработной платы
Подсистема организации производства Организация производства Оперативное управление производством Материально-техническое снабжение
Как видно из табл. 1, в подсистеме совместного труда происходит некоторое дублирование конкретных функций управления социальной подсистемы и подсистемы организации производства. Таким образом, ее выделение как отдельной подсистемы представляется нам нецелесообразным.
Такой подход к управлению организацией подразумевал в качестве показателей оценки деятельности использование агрегированных финансовых показателей, как прибыль, рентабельность, платежеспособность и прочие, а также ряд специфических групп показателей, характеризующих эффективность конкретных подсистем.
С позиции современных представлений менеджмента акцент с агрегированной финансовой информации для оценки деятельности организаций переносится на комплексную систему индикаторов бизнеса. Так, важнейшей для управления становится информация о следующих факторах: клиенты и рынки; нововведения в продукты и услуги;
общее качество, длительность процессов, а также стоимость ключевых внутренних процессов;
творческий потенциал сотрудников [2, с. 37]; технические возможности систем организации; состояние морально-психологического климата в коллективе.
Последний фактор рассматривается нами как комплексный показатель отношений в коллективе, лояльности сотрудников к организации, а также организационной культуры.
С этой точки зрения выделение в системе организации технической, технологической, экономической, социальной, а также подсистем совместного труда и организации производства не охватывает ключевые современные индикаторы бизнеса.
Учитывая развитие теории менеджмента и появление ряда новых концепций управления компаниями, нами предлагается выделение в системе организации следующих подсистем (рис. 2):
подсистема общего управления; инновационная подсистема; подсистема организации работы с клиентами; операционная подсистема; социальная подсистема; коммуникационная подсистема.
Л^^^ГкЛ А УПРА йг^Х^
Рис. 2. Организация как система
Таблица 2
Матрица управления_
Ч Общие функции КонкретныеЧ функции N Планирование Организация Мотивация Контроль Л V Координация
Управление инновационно й подсистемой Планирование инновацион-ной деятельности Организация инновационной деятельности Мотивация инновационной деятельности Контроль инновационной деятельности
Управление подсистемой организации работы с клиентами Планирование работы с клиентами Формирование структуры работы с клиентами Мотивация эффективной работы с клиентами Контроль областей работы с клиентами
Управление операционной подсистемой Планирование операционной деятельности Построение структуры операционной подсистемы Мотивация в операционной подсистеме Контроль в операционной подсистеме
Управление социальной подсистемой Планирование социальной деятельности Построение структуры социальной подсистемы Мотивация в социальной подсистеме Контроль в социальной подсистеме
Управление системой коммуникаций в управлении Планирование системы коммуника-ций Построение системы коммуникаций организации Мотивация в системе коммуникаций Контроль в системе коммуни-каций
< С ^ >
Координация
Подсистема общего управления включает с позиции процессного подхода, описанного теоретиками школы административного управления, общие функции управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. В настоящее время получили распространение двухмерные и трехмерные представления об управлении. В двухмерной модели общее управление предстает как матрица управления, где горизонтальные срезы представлены как общие функции, а вертикальные - как конкретные функции управления (табл. 2). В матрице управления есть 20 основных квадрантов концентрации усилий менеджера - бизнес-процессов управления. Данная модель может служить основой для построения управленческих структур. Обращая внимание на особое место функции координации в модели, заметим, что координация определяет качество сотрудничества между подразделениями и является основой формирования коммуникационной подсистемы организации. «Отсутствие согласованности... чревато проблемами и конфликтами» [3, с. 398].
Коммуникационная подсистема охватывает систему прямой и обратной связи управляющей и управляемой подсистем, связи между отдельными подсистемами организации, связи самой организации с внешней средой. В связи с этим она представлена двумя элементами: внешними и внутренними коммуникациями.
Социальная подсистема складывается, на наш взгляд, из трех основных подсистем: • социально-экономическая - охватывает вопросы организации оплаты труда, мотивации и стимулирования;
• социально-техническая - связана с эргономическими показателями производства, созданием благоприятных технических условий труда, использованием достижений НТП в организации рабочих мест работников;
• социально-культурная - охватывает творческий потенциал сотрудников, морально-психологический климат в коллективе, лояльность сотрудников к организации, организационную культуру.
Операционная подсистема связана с обеспечением обычной деятельности организации и включает в свою очередь элементы: коммерческую, производственную, финансовую подсистемы, а также подсистему эккаунтинга. Коммерческая - охватывает вопросы закупки, сбыта и обмена. Включает, таким образом, разработку систем управления внутренней логистикой; работу с поставщиками, управление движением продуктов к потребителям (внешней логистикой). Производственная - включает техническую, технологическую и подсистему организации производства, описанные в работах В. А. Абчука. Финансовая подсистема охватывает вопросы поиска и оптимального использования капитала, корпоративного управления. Подсистема эккаунтинга включает бухгалтерский и управленческий учет, анализ, аудит в организации.
Для выявления факторов системной эффективности в дальнейших исследованиях целесообразно выделение в каждой подсистеме ключевых факторов успеха и определение показателей их состояния.
Таким образом, организация представляет собой сложную систему, состоящую из подсистемы общего управления; инновационной, операционной, социальной, коммуникационной подсистем; подсистемы организации работы с клиентами.
Библиографический список
1. Абчук, В.А. Энциклопедия современного бизнеса [Текст] / В. А. Абчук. - СПб.: Вектор, 2005. - 640 с.
2. Аткинсон, Э.А. Управленческий учет [Текст] / Э. А. Аткинсон, Р. Д. Банкер, Р. С. Каплан, М. С. Янг. - М.: Вильямс, 2007. - 880 с.
3. Дафт, Р. Менеджмент [Текст] / Р. Дафт. - СПб.: Питер, 2007. - 864 с.
SYSTEM APPROACH TO MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION
Tatyana V. Konoreva,
associate Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies Financial University under the Government of the Russian Federation, Omsk branch
Abstract. In article functional and system approaches to organization research are allocated. The main attention is paid to system approach to management of the organization. From a position of modern concepts of management and need of transfer of accent from aggregated financial information for an assessment of activity of the organizations the main subsystems of management are allocated for complex system of indicators of business with the organization, their bit-by-bit structure is specified.
Keywords: organization as system, organization research, behavioural approach, system approach, technical and economic approach, matrix of management, function of management, organization subsystem
Сведения об авторе:
Конорева Татьяна Васильевна - кандидат экономических наук, доцент Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (г. Омск), e-mail: konorevamail.ru@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 07.06.2013.