СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И.В. Щетинина, ассистент
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
В статье рассматриваются вопросы управления конкурентоспособностью предприятия. Приводится трактовка таких понятий, как «конкурентоспособность предприятия», «управление конкурентоспособностью предприятия».
Обосновывается необходимость применения системного подхода к управлению конкурентоспособностью предприятия, рассматривается система управления конкурентоспособностью предприятия и анализируются её основные составляющие (подсистемы)
Отечественные и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г. Л. Азоевым, А. Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В. Д. Андрианов, П. С. Завьялов, Р. А. Фатхутдинов исследовали не только природу конкуренции и конкурентоспособности, но и проблемы обеспечения конкурентоспособности.
Сравнительно недавнее формирование и развитие теории конкурентоспособности обусловило тот факт, что в настоящее время общепринятого определения конкурентоспособности нет, и данное понятие трактуется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) оно относится.
В самом общем виде конкурентоспособность в экономической науке понимается как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.
Понятие конкурентоспособности применительно к организациям и предприятиям связываются, в первую очередь, с понятием эффективности их функционирования. Данная точка зрения разделяется как зарубежными, так и отечественными авторами.
Основная предпосылка конкурентоспособности предприятий - производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако для реализации данной предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке, т. е. под конкурентоспособностью понимается «текущее положение предприятия на рынке, в первую очередь, доля рынка и тенденция ее изменения». Во многих работах конкурентоспособность предприятия - это «способность осуществлять прибыльную деятельность в условиях конкурентного рынка».
Некоторые авторы рассматривают конкурентоспособность предприятия, прежде всего, как его способность к развитию и возможность производить товары, отвечающие требованиям отраслевого рынка при условии наилучшего использования всех имеющихся ресурсов (человеческих, организационных и материальных).
Если обобщить существующие точки зрения по данному вопросу, то конкурентоспособностью обла-
дают те хозяйствующие субъекты, которые эффективно функционируют, предоставляют потребителю конкурентоспособные товары и услуги и стремятся к развитию.
Главным в обеспечении конкурентоспособности предприятия как первого условия достижения высоких конечных результатов (прибыльности, устойчивости, комплексности развития, качества жизни) является повышение качества управления конкурентоспособностью
Под управлением конкурентоспособностью предприятия понимается управление процессом принятия и реализации управленческих решений, направленных на достижение и удержание конкурентных преимуществ на максимально возможный промежуток времени с целью устойчивого развития предприятия, наиболее полного удовлетворения нужд потребителей.
Повышение конкурентоспособности предприятия связано с актуальной задачей построения соответствующей системы управления. Это является весьма сложной задачей, так как система управления конкурентоспособностью является сложной стохастической системой, на которую воздействуют условия окружающей и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности: случайные события, изменения цены товара, ценности товара для потребителей, численности и свойств конкурентов, параметров производственных процессов и другие факторы.
В настоящее время большинство авторов и исследователей рассматривают проблему обеспечения конкурентоспособности предприятия с точки зрения маркетингового подхода, полагая, что она определяется конкурентоспособностью производимой им продукции. Последняя представляет собой относительную, четко привязанную к месту и времени характеристику состояния товара или услуги, отражающую его преимущества по сравнению с другими аналогичными объектами. В этой связи рассмотрение конкурентоспособности предприятия сквозь призму конкурентоспособности продукции может быть воспринято как подход, реализуемый лишь на оперативном или, в крайнем случае, тактическом уровне управления, которые предполагают принятие управленческих решений, позволяющих локализовать неблагоприятную ситуацию и минимизировать возможные потери. Стратегическая конкурентоспособность предприятия
обеспечивается при наличии у предприятия устойчивых управляемых конкурентных преимуществ на длительную перспективу развития, на формирование которых должен быть сориентирован весь комплекс маркетинговых, производственно-технологических, финансово-экономических и организационно-управленческих бизнес-процессов.
Как известно, всякая самоуправляемая система представляет собой единство двух подсистем: объекта управления и субъекта управления, осуществляющего сознательное воздействие на объект с целью достижения поставленной цели.
В процессе управления происходит взаимодействие между объектом управления и управляющей подсистемой, заключающееся в обмене информационными, энергетическими и финансовыми потоками между собой, внутренней и внешней средой.
Системное управление конкурентоспособностью (СУКС) состоит в том, чтобы, оказывая управляющее воздействие на формирование и поддержание факторов и показателей конкурентоспособности предприятия, обеспечивать формирование и развитие у него устойчивых конкурентных преимуществ высокого уровня, в том числе и выпуск высококонкурентных товаров или услуг в условиях воздействия среды высокой степени неопределенности и изменчивости.
Системное управление конкурентоспособностью предполагает:
- установление целевой ориентации системы и рамок ее функционирования;
- определение конкретных целей, объектов, критериев функционирования системы;
- разработку системы базовых показателей функционирования системы;
- формирование состава задач системы;
- разработку функциональной структуры системы;
- установление регламентов принятия управленческих решений при изменении показателей деятельности системы;
- определение регламентов развития и совершенствования системы.
Целью системы управления конкурентоспособностью является повышение эффективности деятельности организации на основе разработки механизма комплексной оценки и обоснованности всех принимаемых управленческих решений с точки зрения их влияния на увеличение конкурентоспособности предприятия как экономической системы.
Система управления конкурентоспособностью представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые функционируют во времени как единое целое, решая при этом главную задачу - обеспечить достижение запланированных стратегических целей развития предприятия путем наилучшего удовлетворения потребностей всех заинтересованных экономических субъектов.
Принципы системного анализа, лежащие в основе создания СУКС, базируются на целостном представлении исследуемых объектов, поскольку система определяется системными объектами, свойствами и связями, Системными объектами являются вход, выход, процесс, обратная связь, критерий и ограничение.
Как известно, важным методом системного анализа является метод декомпозиции: «изучаемая система разбивается на подсистемы до тех пор, пока не достигнет уровня ее основных компонентов. В идеальном случае мы получили бы модель и возможность установить с достаточной точностью, что произойдет с каждым возможным входом на любом этапе его прохождения через систему или описать каждую ответную реакцию системы.
Для СУКС ключевым моментом является корректный выбор объектов управления, в качестве которых можно выделить функциональные подсистемы. В число функциональных подсистем управления входят: маркетинговая, производственно-техническая, финансово-экономическая, инновационно-
технологическая, инвестиционная, информационная, кадровая, а также управляющая подсистемы.
Система управления конкурентоспособностью предприятия представлена на рисунке.
В процессе управления ставится и достигается множество целей, различающихся по самым различным параметрам значимости, содержанию, пространственным и временным рамкам. Каждая подсистема управления характеризуется своими факторами, параметрами и показателями, воздействуя на которые посредством соответствующих методов и инструментов управления можно достичь главной цели управления - роста конкурентоспособности предприятия.
Главной целью функционирования СУКС является обеспечение интегрального показателя конкурентоспособности или поддержание на определенном уровне локальных показателей конкурентоспособности функциональных подсистем. В этом случае управление осуществляется в результате оптимизации всех этих показателей, являющихся локальными по отношению к общей цели.
В качестве базовых показателей (базы сравнения) могут выступать: среднеотраслевые показатели; показатели любого конкурирующего предприятия; эталонные показатели потребителя к товару; показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени. Для этого проводится анализ факторов внутренней и внешней среды, а также конкурентов. Внутренняя среда предприятия рассматривается как комплекс факторов, воздействующих на конкурентоспособность предприятия изнутри. Внешняя среда образует комплекс факторов, воздействующих на конкурентоспособность предприятия извне. При этом рассматриваются все факторы, которые могут воздействовать прямым и косвенным образом.
Информация о состоянии функциональных подсистем
Вход :
информация о состоянии внешней среды
Объект управления - функциональные подсистемы
Финансово - экономическая
Маркетинговая
Производственно - техническая
Кадровая
Инвестиционная
Информационная
Инновационно - технологическая
1
Субъект управления (Управляющая подсистема)
Анализ информации о состоянии функцио-
нальных подсистем и внешней среды
Поиск резервов для роста конкурентоспособности
Принятие решений о необходимости разработки стратегии оста конкурентоспособно-
сти
Разработка стратегии роста конкурентоспособности
Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
Выход :
Воздействие на внешнюю среду
Координирующие воздействия
Система управления конкурентоспособностью предприятия
Управляющая подсистема (менеджмент организации) анализирует влияние этих факторов на бизнес. Через маркетинговую подсистему она получает информацию о свойствах конкурентов и потребителей, о спросе на товар, требованиях по качеству и ценности товара, прогнозировании новых запросов потребителей. На основании этой информации через технические задания определяются цели, параметры и показатели инновационно-технологической подсистемы; формулируются цели и показатели инвестиционной подсистемы, призванной обеспечить финансирование инноваций за счет собственных и привлеченных средств; определяются потребности в обновлении и модернизации имеющейся производ-
ственной подсистемы управления конкурентоспособностью. Весьма важным моментом является обеспечение оптимального, сбалансированного функционирования всех подсистем управления конкурентоспособностью. Только в этом случае обеспечивается си-нергетический эффект, достижение и воспроизводство устойчивых конкурентных преимуществ всей экономической системы.
Управляющая подсистема занимается изучением всего комплекса указанных вопросов и управлением состоянием функциональных подсистем, она предназначена для эффективного и оперативного управления конкурентоспособностью фирмы. В ней определяются основная и локальные цели управления конкуренто-
способностью, формируется оптимальное управляющее воздействие, наилучшим образом решаются вопросы оптимизации функционирования всех подсистем в соответствии с концепциями современного менеджмента. В наиболее простой интерпретации управление конкурентоспособностью можно отождествить с поддержанием устойчивого экономического состояния системы и запаса конкурентоспособности в приемлемых рамках. Оптимальное дозирование управляющих воздействий благоприятно сказывается на конкурентоспособности, устойчивости функционирования и живучести экономической системы как субъекта хозяйствования.
Таким образом, СУКС предполагает установление целей данной системы, а также показателей конкурентоспособности, которые характеризуют степень и эффективность достижения этих целей и, кроме того, описывают эффективность использования ограниченных ресурсов отдельными функциональными подсистемами.
Внедрение систем управления конкурентоспособностью является с точки зрения эволюции концепций менеджмента логической и более высокой стадией развития всеобщей системы управления качеством (ТрМ). Внедрение СУКС базируется на общих прин-
ципах внедрения инновационных проектов. Она органично встраивается в существующую систему управления в целостном виде или поэтапно на основе развития и совершенствования функциональных подсистем управления конкурентоспособностью.
Литература
1. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации / Р. А. Фатхутдинов. - М., 2006. - 448 с.
2. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М., 2003. - 348 с.
3. Абрамов, В. Л. Управление конкурентоспособностью экономических систем / В. Л. Абрамов // Маркетинг. - 2009. - № 5. - С. 19 - 24 С.
© 89081315763
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, управление конкурентоспособностью предприятия, система управления конкурентоспособностью предприятия