Научная статья на тему 'Системный подход к решению проблемы корпоративного управления на морском транспорте'

Системный подход к решению проблемы корпоративного управления на морском транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / MANAGEMENT MODEL / CORPORATE GOVERNANCE / SYNERGISTIC EFFECT / SUBSYSTEMS OF MANAGEMENT / SEA TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимченко Татьяна Николаевна

В статье обобщен мировой опыт корпоративного управления и проведена сравнительная оценка различных моделей. Определена необходимость системного подхода при формировании системы корпоративного управления на морском транспорте. Сформированы основные подсистемы корпоративного управления крупными судоходными компаниями.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article world experience of corporate governance is generalized and the comparative estimation of various models is сarried out. The necessity of the system approach is defined in formation of corporate governance system on sea transport. The basic subsystems of corporate governance are generated by the large shipping companies.

Текст научной работы на тему «Системный подход к решению проблемы корпоративного управления на морском транспорте»

|Выпуск4

Список литературы

1. Концепция международного многопрофильного портового и судоремонтного центра ПОЭЗ «Советская гавань» / Мин-во эконом. развития и внешних связей Хабаровского края. Проекты концепций ПОЭЗ в Мурманске и Ульяновске [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http:/www.special_economic_zones

2. Об утверждении Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения: Приказ Мин-ва эконом. развития Рос. Федерации от 24 февр. 2009 г. № 58.

3. Лозовская М. В. Определение направлений совершенствования методов оценки эффективности функционирования особой экономической зоны в Калининградской области / М. В. Лозовская [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://bief.ru/wp-content/uploads/2010/09/418. pdf.

УДК 65.012:656.615 Т. Н. Тимченко

канд. экон. наук, доцент, докторант, СПГУВК

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

THE SYSTEM APPROACH TO THE CORPORATE GOVERNANCE SOLUTION OF A PROBLEM ON SEA TRANSPORT

В статье обобщен мировой опыт корпоративного управления и проведена сравнительная оценка различных моделей. Определена необходимость системного подхода при формировании системы корпоративного управления на морском транспорте. Сформированы основные подсистемы корпоративного управления крупными судоходными компаниями.

In article world experience of corporate governance is generalized and the comparative estimation of various models is сarried out. The necessity of the system approach is defined in formation of corporate governance system on sea transport. The basic subsystems of corporate governance are generated by the large shipping companies.

Ключевые слова: модель управления, корпоративное управление, синергетический эффект, подсистемы управления, морской транспорт.

Key words: management model, corporate governance, synergistic effect, subsystems of management, sea transport.

184]

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ формах зарубежного бизнеса сложились три основных юридических подхода к созданию форм хозяйственных субъектов: англо-американский, германский и японский.

Основная отличительная черта англо-американской модели состоит в том, что

только акционеры имеют право влиять на принятие стратегических решений организации. Менеджеры и работники в эту группу не входят, они должны только выполнять установки владельцев — обычно это получение максимума дохода на акцию. Однако менеджеры имеют свои дополнительные интересы.

Например, в США социальный статус менеджера зависит от размера компании и от места иерархии управления ею.

Поэтому у менеджеров проявляется коллективный интерес увеличить размеры компании и усложнить иерархию за счет уменьшения части прибыли, идущей на выплаты дивидендов владельцам акций. Существуют специальные хорошо разработанные механизмы профилактики и разрешения подобных конфликтов.

Еще одной особенностью этой модели корпорации является высокая распыленность пакета акций: в большинстве крупных компаний количество акционеров исчисляется сотнями тысяч и миллионами, и даже самые крупные пакеты акций, если они не организованы, не имеют возможности реально влиять на дела компании. В этих условиях большая власть принадлежит профессиональным менеджерам.

В Западной Европе доминирует германская модель. В стратегическом управлении корпорацией принимают участие: акционеры, банки, предоставившие кредит, работники компании, профсоюзы и государство, владеющее акциями компании.

Фондовый рынок играет в Германии меньшую роль, чем в странах с англо-американской моделью. Он меньше по своим размерам и менее ликвиден.

Покупка и продажа акций сопряжены с большими затратами, при этом в открытом доступе мало информации о делах компаний: согласно закону они сообщают о себе только один раз в год, зато процветает бизнес по конфиденциальному получению информации, то есть промышленный шпионаж.

Это объясняется тем, что на рынке доминируют крупные инвесторы, которые контролируют все сколько-нибудь значимые корпорации. Такими инвесторами могут быть отдельные люди, финансовые компании, банки, профсоюзы, правительства земель, муниципальные органы и т. п. Обычно эти акционеры заинтересованы в корпорациях и их успешной работе, поэтому с большим трудом расстаются со своими пакетами акций и предпочитают активно вмешиваться в дела компании в случае возникновения проблем.

Особую роль в рамках германской модели играет банковский капитал. В Германии банкам разрешается сколько угодно покупать акции компаний, а поскольку банки в этой стране не делятся на инвестиционные и коммерческие и могут оказывать компании весь спектр услуг, то они владеют полной информацией о своих клиентах и имеют неоспоримые преимущества перед другими владельцами акций при манипуляции с последующими.

Что касается японской модели корпораций, то после окончания Второй мировой войны американцы уничтожили существовавшую ранее в Японии национальную модель организации хозяйственной деятельности и попытались внедрить свою, в которой юридическую основу корпорации составляют акционеры. Но в сочетании с национальными традициями сложилась особая разновидность — японская модель корпорации.

Японская корпорация рассматривается в качестве одного из элементов более крупных общественных образований, призванных служить интересам общества — «кейрецу».

В «кейрецу» входят банки, финансовые и страховые компании, промышленные группы, торговые фирмы и т. п. Крупные «кейрецу» насчитывают до 100 и более организаций, все они связаны между собой перекрестным владением акциями. На вершине «кейрецу» стоит один из главных коммерческих банков страны, который является основным источником финансирования группы. Поэтому, несмотря на то что финансовый рынок Японии достаточно развит, его ликвидность невысока (акции продают-покупают в основном внутри «кейрецу»); кроме того, при покупке-продаже акций играет роль не их рыночная стоимость, а традиции и ценностные установки: укрепление личной унии, клановых, кастовых и других групповых отношений. Одни «кейрецу» могут кредитовать другие и тем самым помогать друг другу.

Вся финансовая система контролируется «системообразующими банком». Аналогичная жесткая система контроля существует и в производственной области. Основные «кейрецу» организованы вокруг некоторого набора взаимосвязанных технологий, направляемых на производство наукоемкой продук-

Выпуск 4

|Выпуск4

ции. Ведущие компании размещают производство комплектующих только внутри своей группы.

В основу реформирования российской экономики была положена англо-американская модель. Однако предпринятая при этом ваучерная попытка распылить акции крупных корпораций между представителями трудовых коллективов, руководством и инвесторами практически завершилась провалом. Отсутствие механизмов защиты интересов мелких акционеров и их неспособность влиять на принимаемые компанией решения привели к сбросу акций основной массой мелких держателей.

Акции были скуплены спекулянтами и перепроданы крупным собственникам — акционерам, которые стремились установить контроль над предприятием. Сегодня можно констатировать, что в основном концентрация акций в руках крупных собственников завершена.

В России нет запрета для коммерческих банков приобретать акции компаний. На начальных этапах реформ банки могли кредитовать предприятия под залог их акций. Поскольку предприятия не могли нормально работать, то банки получили под свой контроль основные промышленные предприятия. Заметим, что банки кредитовали предприятия в основном бюджетными деньгами, а предприятия не могли потом расплатиться. Произошло сращивание финансового капитала с промышленным.

Сформировались олигархические структуры: основные отрасли оказались разбиты на сферы влияния между отдельными группировками, которые до сих пор ведут между собой ожесточенную борьбу за передел собственности и за захват влияния на высшие эшелоны политической власти. В этих условиях банки потеряли способность выполнять функции финансовой инфраструктуры, потому что перелив капитала через границы олигархических групп оказался затруднен. Внешне эти группы могут напоминать японские «кейрецу», но полное отсутствие национальной идеологии, деловой морали превращает их в инструмент обогащения олигархов, а не в средство достижения национальных целей.

В современной России типичной формой корпоративного недобросовестного поведения контролирующих акционеров (внутренних или внешних) является массовое нарушение прав мелких собственников. Весьма типичными являются: отсутствие и несвоевременная выплата дивидендов, протаскивание решений об эмиссии акций с целью увеличения акционерного капитала, игнорирование мнений акционеров, несоблюдение нормативов представительства работников в советах директоров и т. д. Распространение таких действий порождено противоречиями между крупными и мелкими собственниками. Интересы мелких и крупных акционеров принципиально расходятся. Первых по большей части волнует размер дивидендов, а вторых — управление предприятиями, рост активов, ликвидность акций. Мелкие акционеры практически не представлены в советах директоров.

Другое противоречие порождается различием интересов внутренних и внешних собственников. Обычно разграничение между ними проводится по характеру участия в управлении. Внешние собственники являются как бы собственниками «для себя», внутренние — как «для себя», так и «для предприятия». Иначе говоря, пассивные собственники реализуют свои права, но не обязанности. Именно в этом лежат причины большинства конфликтов на приватизированных предприятиях.

Если предположить, что пассивные собственники постепенно будут отторгаться, то российская модель корпоративного управления по участию в ней банков и крупных собственников будет походить на германояпонскую. Это — высокая концентрация пакетов акций, наличие перекрестных тесных интересов промышленных компаний и банков, устойчивые связи собственников предприятия, активное их участие в управлении, невысокая степень развития фондового рынка. Англо-американская модель, напротив, характеризуется доминированием пассивных собственников, что активно поддерживается развитым законодательством. Ее отличает невысокая концентрация пакетов акций, уважение интересов мелких собственников, высокая степень развития фондового рынка,

непрочность связи между собственниками и предприятиями. Для российской корпоративной модели характерным является участие в капитале предприятий государства (аналогичные явления наблюдаются в Италии и Франции).

По мнению автора, система управления морским транспортом требует оптимизации с ориентиром на корпоративное управление по германо-японской схеме. Это позволит ввести в систему управления банки, предоставляющие кредиты для модернизации и обновления флота; работников компании, непосредственно участвующих в формировании и распределении грузопотоков, закреплении судов по различным направлениям, а также осуществлять контроль и протекционизм со стороны государства.

Однако механическое повторение зарубежного опыта без адаптации к российским условиям, без развития собственной теории может оказаться недостаточно эффективным. Создание корпоративных структур в системе морского транспорта требует не только глубокого анализа существующей системы управления, но и разработки концепции возможного развития корпоративного управления, глубокого исследования теоретических и методических аспектов управления корпорацией, имеющей высокий внутренний потенциал и жизнеспособность в нестабильных рыночных условиях.

Кроме того, корпоративное управление на морском транспорте должно разрабатываться с учетом системного подхода, который является одним из основных методологических средств изучения интеграции или интегрированных зависимостей, позволяющих обнаружить в системе прирост качества и закономерностей (интегральный эффект) по сравнению с исходным ее состоянием.

Анализ различных толкований понятия «система» позволяет определить систему как совокупность (множество) элементов взаимосвязанных интегральными свойствами и закономерностями [1].

Основная методологическая проблема при исследовании системных объектов состоит в том, чтобы выявить детерминанты, приводящие к организации элементов в систему,

установить специфические основания, связи и отношения, выявить закономерности структуры, функционирования и развития данной системы.

Рассматривая систему как единство взаимосвязанных элементов, совместно действующих для достижения цели, необходимо отметить, что свойства, которыми она обладает в целом, отличаются от свойств образующих ее элементов.

Для данного исследования имеет особую важность возможность получения дополнительного эффекта от создания системы корпоративного управления на базе материнской холдинговой компании, объединяющей контрольные пакеты входящих в состав холдинга судоходных компаний, за счет повышения уровня управляемости и организованности всей системы.

Так, если символом Эф(Н) обозначить эффективность (организованность) системы Н, состоящей из подсистем ^1, S2, ..., Sn (судоходных компаний), то эффективность взаимодействия между подсистемами S S ...

Sn (синергетический эффект) Эфс может быть определена по формуле

Эфс(Я) = £эф№) + Эфс, (1)

і=1

где Эф(£) — эффективность подсистемы Sp п — количество подсистем.

Основой системного подхода является определение цели функционирования системы, формулирование задачи ее достижения и обоснование критерия оптимальности решения задачи, выявления путей и методов решения системной задачи.

Основной целью функционирования системы корпоративного управления в судоходных компаниях является обеспечение их конкурентоспособности на мировом фрахтовом рынке и получение максимальной прибыли для всех участников холдинга.

Большие социально-экономические системы, к которым относится система корпоративного управления, обладают такими важнейшими чертами, как наличие большого числа подсистем, сложной иерархической структуры, большого числа элементов, разнообразия функций.

Выпуск 4

|Выпуск4

Так, в систему корпоративного управления в крупных судоходных компаниях должны входить 5 основных жизнеобеспечивающих подсистем: правовое обеспечение, методологическое обеспечение, организационное обеспечение, информационное обеспечение, кадровое обеспечение (рис. 1).

Подсистема «Правовое обеспечение» должна включать законодательные акты и государственные документы, регламентирующие деятельность холдинговой структуры в области налогообложения, трудового законодательства, регулирования цен и тарифов, контроля качества, платежеспособности холдинга и др.

Цель СКУ — обеспечение конкурентоспособности на рынке транспортных услуг и получение максимальной прибыли всеми участниками холдинговой компании

188]

Правовое Методическое Организационное Информационное Кадровое

обеспечение обеспечение обеспечение обеспечение обеспечение

I

£

І0 в Ё

Я 3

в і1

О) о в 1=£

I

I

8

и

& X!

а з а р, * Й

її

її-с ,я за о а и Й а 8 §

§

&

П

§

Л

&

§

8

ей

К Ж

в «

я I

я з

§ I

Я О & 13 а 9 в ч

&

§

И

§

о

& К И К рп Д

= В ЙI

В X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю

щ О & § о н в Й и & к в

а

>8

и ГЗ

ч и &

н н

ев И

м § о в Рн н о ЭК

о

£ И

и о

н

о И

к

о п

ей 5

н о

и X

к

Й н

Он о о

сз X

« л

к ч

и

в Й

о 0>

3 ч

Рис. І. Система корпоративного управления в крупных судоходных компаниях

Одной из основных является подсистема «Методологическое обеспечение» формирования и эффективного функционирования системы корпоративного управления.

Она должна включать:

— концепцию формирования системы корпоративного управления на морском транспорте;

— методический подход к реорганизации судоходных компаний;

— экономический механизм взаимодействия холдинговой компании и ее структурных предприятий;

— методические основы обоснования критериев выбора оптимального варианта структуры корпоративного управления на морском транспорте;

— методологию разработки стратегии и тактики развития судоходных компаний в условиях корпоративного управления.

Подсистема «Информационное обеспечение» должна включать: банк базовых данных и моделей, банки управленческих моделей и данных управленческо-информацион-ных систем.

Создание автоматизированной интегрированной управленческо-информационной системы для холдинговой компании позволит:

— получать широкий спектр управленческой информации: плановой, оперативной и контрольной в документированной форме;

— рассчитывать в электронном виде и представлять программируемые виды (процессы) управленческой и исполнительной деятельности.

Управленческо-информационная система интегрирует информационную систему, ориентированную на прошлые периоды, с информационной системой, ориентированной на будущее.

От системы плановых расчетов она отличается тем, что:

1. Учитывает плановую информацию, которая частично готовится на базе расчетных моделей, вводит и обрабатывает контрольную информацию.

2. В соответствии с принципом замкнутого контура управления на базе плановых и контрольных показателей формирует информацию для регулирующих воздействий,

которая частично может быть использована автоматически в качестве директивных (контрольных) цифр.

Важное значение в системе корпоративного правления имеет разработка подсистемы «Кадровое обеспечение», которая должна включать:

— определение потребности в персонале холдинга с учетом профессионально-квалифицированной структуры;

— мероприятия по подготовке и переподготовке персонала с учетом новых функций и задач управления холдингом;

— эффективное использование персонала в штатных службах и органах холдинга.

Ключевое значение в проведении кадровой политики холдинга имеет планирование расстановки и перемещения руководящих кадров предприятия, входящих в холдинг. Основными задачами в этой области являются:

1. Планирование высших руководящих кадров и резерва, в том числе содействие при разработке планов персонала и перемещений (замены) кадров руководителей, разработка принципов оценки и планирование процессов оценки (аттестации) руководящих кадров, разработка и ведение централизованной документации (картотеки) руководящих кадров и резервов.

2. Организация подбора высших руководящих кадров, в том числе мероприятия по поддержке и повышению квалификации руководящих кадров и резерва, прием, переводы, увольнение руководителей, планирование и проведение мероприятий по поддержке кадрового резерва, планирование, подготовка и проведение тренинга для руководителей. Эти функции должен выполнять отдел в составе аппарата холдинга.

Разработка и реализация кадровой политики холдинговой компании в целом может быть поручена центру управления персоналом, в задачи которого будет входить:

— организация работы по приему и увольнению работников;

— подготовка кадров;

— оформление пенсий работникам предприятия;

— оформление и учет отпусков и больничных листов;

Выпуск4

|Выпуск4

— регистрация иностранных специалистов, командированных на предприятия компании;

— проведение мероприятий по оформлению документов работников, командируемых за границу;

— разработка положений о заработной

плате;

— организация социального обслужи-

вания работников штаб-квартиры;

— организация связей с общественностью;

— подготовка контрактов и др.

Разработка перечисленных методологических документов, структур, организационных регламентов, мероприятий позволит сформировать эффективную систему корпоративного управления на морском транспорте.

Список литературы

1. Волкова В. Н. Системный анализ и принятие решений: слов.-справ. / В. Н. Волкова. — М.: Высш. шк., 2004.

2. Эскиндаров М. А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике / М. А. Эскиндаров. — М.: Республика, 1999.

УДК 338.46 Я-474 Э. В. Яковлева,

аспирант,

СПГУВК

УПРАВЛЕНИЕ ПЛАВУЧИМИ ГОСТИНИЧНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ

MANAGEMENT FEATURES OF FLOATING HOTEL COMPLEXES

В статье раскрывается сущность гостиничной деятельности, методы и цели управленческого учета на плавучих гостиничных комплексах, приводится перечень услуг, оказываемых для путешествующих с целью отдыха (развлечений) и в поездках делового назначения. Приводится перечень организационно-управленческих структур мирового гостиничного бизнеса. Раскрываются основные особенности плавучих гостиничных комплексов. Подчеркивается важность оценки затрат при управлении плавучими гостиничными комплексами.

The article reveals the essence of hospitality activities, methods and objectives of management accounting in floating hotel complexes, lists the hotel services to travelers for the purpose of recreation (entertainment) business and travel destination. Lists the organizational and management structures of the global hotel industry are produced. The main features of the floating hotel complexes are revealed. Emphasis is stressed on the importance of assessing costs in the management offloating hotel complexest.

Ключевые слова: плавучие гостиничные комплексы, гостиничные услуги, учет, управление, водный транспорт, гости, управленческий учет, на воде, гостиниц.

Key words: floating hotel complexes, hotel services, accounting, management, water transport, guests, managerial accounting, on water, hotels.

ОСТИНИЧНАЯ индустрия России развивается в контексте общеевропейского процесса и повторяет в

основных чертах этапы становления европейских гостиничных комплексов. Вместе с тем особенности русского гостеприимства, обус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.