К.А. Смирнов, В.В. Малых, Т. Е. Никитина
Любое решение в области маркетинга имеет и достоинства и недостатки. Важно, чтобы достоинства принимаемых решений существенно перекрывали недостатки, чтобы их баланс был в пользу фирмы, чтобы политика маркетинга соответствовала стратегии и ресурсам фирмы.
50
Список литературы
1 Шульц Д., Танненбаум С., Паутерборн Р. Новая парадигма маркетинга: интегрируемые маркетинговые коммуникации. М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Траут Дж. Маркетинговые войны. СПб., 2004.
3. Смирнов К.А. Оперативное маневрирование ресурсами. М.: Экономика, 1972.
Об авторах
К.А. Смирнов — д-р экон. наук, проф., ректор Международного славянского института (Москва).
В.В. Малых — д-р экон. наук, проф., Международный славянский институт (Москва).
Т.Е. Никитина — д-р экон. наук, проф., Международный славянский институт (Москва).
УДК 658.012.1
Л.С. Шеховцева СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕГИОНУ
Анализируется возможность применения понятия «система» по отношению к региону. Исследуется структура региона, связи между его элементами, формирующими цели его развития.
The opportunity of application of concept "system" in relation to region is analyzed. The structure of region, communication between his elements forming the purposes of his development is investigated.
Системный подход к региону предполагает рассмотрение этого объекта как системы: изучение его на разных уровнях (самого объекта
— на мезоуровне, в составе более широкой системы — на макроуровне, на уровне составляющих данный объект элементов — на микроуровне); изучение интегративных свойств; снижение неоднозначности понятий и оценок; использование количественных характеристик.
В региональных исследованиях регион часто называют системой. Под системой обычно понимают нечто целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, обеспечивающих эту целостность во внешней среде. Когда говорят об организационных системах, в которых участвуют люди, то подразумевают наличие в них управления, т. е. процесса целепо-
Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 50 — 58.
лагания и целеосуществления. Методология регионального целепола-гания основывается на анализе и синтезе целей основных элементов региона как организационной системы.
Однако ряд специфических моментов функционирования региона в рыночной экономике, таких как слабые связи между некоторыми элементами внутри системы, невозможность прямого (непосредственного) управления некоторыми элементами (например, бизнесом) и другие, заставляют задумываться о правомочности применения понятия «система» по отношению к региону. Так, В.Н. Лексин и А.Н. Швецов прямо говорят о том, что применительно к региональным территориальным образованиям широкое использование понятия «система» требует определенной осторожности, ибо они столь же целостны, сколько и конгломератны. По мере перехода от макро- к микрорегиональному уровню воздействие многих системообразующих факторов на целостность и внутреннее единство системных образований стремительно убывает [1, с. 25].
Л.И. Лопатников отмечает, что экономической системой называют любой экономический объект, подчеркивая его сложный характер. В этом смысле говорят о фирме, регионе как об экономической системе [2, с. 417]. И здесь тоже сквозит некая «неполноценность» региона как системы.
Для придания ясности вопросу о регионе как системе следует хотя бы просто рассмотреть определение понятия «система». Глубокий анализ понятия «система» выполнен в ряде работ [2; 3].
В «Экономико-математическом словаре» Л.И. Лопатникова отмечается, что определение, приведенное в Большой советской энциклопедии, характеризующее систему как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство, не является ни единственным, ни общепризнанным.
Анализ существующих определений понятия «система» позволил Л.И. Лопатникову с некоторой долей условности поделить их на три группы.
«Определения, принадлежащие к первой группе, рассматривают систему как комплекс процессов и явлений (а также связей между ними), существующий объективно, независимо от наблюдателя.
Определения второй группы рассматривают систему как инструмент, способ исследования процессов и явлений...
Третья группа определений представляет собой некий компромисс между двумя первыми. Система здесь — искусственно создаваемый комплекс элементов (например, коллективов людей, технических средств, научных теорий и т. д.), предназначенный для решения сложной организационной, экономической, технической задачи. Система является реальным объектом и одновременно — абстрактным отображением связей действительности.
Между этими группами определений нет непроходимых границ. Во всех случаях «система» включает понятие о целом, состоящем из взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимозависящих частей, причем свойства этих частей зависят от системы в целом, свойства системы
52
— от свойств ее частей. Во всех случаях имеется в виду наличие среды, в которой система существует и функционирует.» [2, с. 323].
А.С. Малин и В.И. Мухин приводят наиболее известные определения понятия «система» из работ зарубежных и отечественных исследователей, таких как С. Бир, Р. Белман, И. Глинсберг, О. Гросс, М. Месеа-рович, Д. Мако, И. Тахар, Р. Акофф, П.К. Анохин и других [3].
Авторы исследуют управляемые системы и предлагают свое определение: «Система — множество составляющих единство элементов, их связей и взаимодействий между собой и между ними и внешней средой, образующих присущую данной системе целостность и целенаправленность» [3, с. 13].
Для того чтобы определить, является ли регион системой, необходимо доказать в соответствии с системным подходом наличие трех позиций:
1) регион является подсистемой, частью системы более высокого уровня;
2) регион представляет собой целостность, состоящую из элементов, подсистем;
3) все элементы (подсистемы) региона взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют между собой, с внешней средой и образуют целостность.
В контексте исследования региона как государственно-территориального образования регион — это подсистема (часть) государственнообщественной системы. Государственно-общественная система в соответствии с концепцией устойчивого развития может быть представлена как национальная социо-природная система или социоэкосистема [4], состоящая из комплекса подсистем: государственной (политической), экономической, социальной, экологической, культурной и других подсистем, которые в свою очередь выступают как системы по отношению к региону. Поэтому регион является одновременно территориальной подсистемой государственно-общественной системы в целом и совокупностью подсистем, входящих в состав систем национального уровня. То есть регион может рассматриваться как подсистема многих систем: национальной экономики, социальной системы и других.
Следует подчеркнуть, что в условиях глобальной и открытой экономики регионы во все возрастающей степени взаимодействуют с зарубежными странами в различных сферах (экономической, социальной, культурной и др.), которые становятся элементами внешней среды регионов (наряды с национальными). Особенное значение эти процессы имеют для приграничных регионов и эксклавного региона (Калининградской области) России.
Л.И. Лопатников отмечает вслед за французским экономистом Л. Столерю, что если раньше можно было изучать экономику государства как замкнутую систему, то теперь нельзя говорить об экономической системе страны как таковой, надо изучать мировое хозяйство с учетом тех или иных «национальных ограничений» [2].
Регион может исследоваться как комплексная (интегральная) эколо-го-социально-экономическая система или региональная социоэкоси-
стема, а также как отдельные системы (экономическая, социальная и др.) по отношению к внутренним элементам. Таким образом, регион является системой систем, а по классификации Ст. Бира, — очень сложной системой [2].
При рассмотрении региона как интегральной системы выделение ее подсистем, элементов может осуществляться по разным основаниям. Классической является декомпозиция региональной системы на экономическую, социальную, государственную, экологическую и другие подсистемы.
Н. Винер предложил классифицировать системы по особенностям их поведения (бихевиористский подход) [2, с. 321]. На основе бихевиористского подхода можно выделить подсистемы с активным, целенаправленным и пассивным поведением.
С учетом предыдущего исследования, региональную систему можно представить в вице двух групп элементов:
• 1-я группа — активные элементы, элементы-целеносители:
— население (социальная подсистема);
— деловое сообщество, бизнес, производство (экономическая подсистема);
— государственные органы управления (подсистема управления);
• 2-я группа — пассивные, обеспечивающие элементы:
— институты (институциональная подсистема);
— инфраструктура (инфраструктурная подсистема);
— безопасность (подсистема безопасности);
— экология, природная среда и ресурсы (экологическая подсистема).
Население региона представляет собой совокупность или комплекс социальных групп, различающихся по целям, определяемым социальным положением, профессией, доходами, занятостью в производстве, возрастом и другими характеристиками.
Деловое сообщество региона представляет цели, интересы производителей товаров и услуг, предприятий, фирм, компаний, сегментов, отраслей экономики. Основным элементом рыночной экономики являются бизнес-системы (фирмы, компании).
Органы власти региона состоят из законодательной, исполнительной и судебной частей (ветвей) власти субъекта Федерации, а также включают органы муниципального управления и местного самоуправления. Органы исполнительной власти региона представляют собой нижний уровень двухуровневой системы государственного управления, тесно связанный с верхним уровнем — федеральными властями.
Институты понимаются в экономической теории по-разному. При системном анализе региона примем подход Лауреата Нобелевской премии Д. Норта, в котором институты рассматриваются как набор правил поведения индивидуумов. «Это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры, добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения (например, институт частной собственности, институты гражданского общества и т. д.)» [2].
54
Региональные институты разрабатываются и функционируют в правовом поле, установленном федеральным законодательством, национальными институтами. Они должны учитывать международные институты. Последнее обстоятельство особенно резко проявилось в Калининградской области после расширения ЕС, кода этот регион стал эксклавом внутри европейского надгосударства.
Следует отметить, что другой подход (Т. Веблен, у. Митчелл) называет институтами собственно организации, т. е. государства, правительства, фирмы, так или иначе определяющие функционирование экономической системы, в том числе и юридическое закрепление традиций и норм экономического поведения, складывающихся исторически.
Инфраструктура экономики — это совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом, создающих для них как бы общий фундамент, опору [2]. К инфраструктуре относятся сооружения транспорта и связи (дороги, портовые причалы и т. п.), складское хозяйство, энерго- и водоснабжение и т. п. Состав отраслей, относимых к инфраструктуре, определяется по-разному в различных странах.
Региональная инфраструктура включает следующие элементы: 1) социальную инфраструктуру, обслуживающую население региона (здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и т. п.); 2) производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, транспортные сооружения и другую инженерную инфраструктуру); 3) рыночную инфраструктуру, обслуживающую население и бизнес (банки, страховые компании, лизинговые, ипотечные и другие компании); 4) управленческую инфраструктуру, обслуживающую органы управления (спецсвязь, спецтранспорт и т. д.); 5) научную инфраструктуру, обслуживающую все элементы региональной системы и другие.
Безопасность региона обеспечивается региональными и федеральными службами внутренних дел, автоинспекции, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и т. д.
Подсистема «Экология» представляет собой федеральные и региональные органы управления, общественные организации по защите, охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
Вторая группа элементов находится в ведении государственных и муниципальных органов власти. Региональные органы управления через институты, инфраструктуру и другие обеспечивающие подсистемы организуют социальную защиту, жизнеобеспечение населения и функционирование производства. С развитием научнотехнического прогресса и рыночных отношений часть элементов инфраструктуры может переходить в частную собственность или в управление к частным компаниям в связи с ростом экономической
эффективности их использования. Институты могут формироваться на партнерских началах.
Таким образом, основные системообразующие элементы региона
— население, деловое сообщество и производство, государственные органы власти, институты, инфраструктура, безопасность, экология. К системообразующим факторам можно отнести природно-климатические условия, пространственно-территориальное распределение элементов системы, их расположение на местности и другие. Часть элементов системы являются активными по отношению к целям региона (население, деловое сообщество, органы управления), а часть — пассивными (институты, инфраструктура и т. п.).
Все внутренние элементы региона — взаимосвязанные системы. Население региона создает частичный спрос на продукцию регионального бизнеса (другую часть спроса — другие регионы страны и зарубежные страны); поставляет трудовые ресурсы для производства, государственного управления; формирует требования к органам власти, а также к обслуживающим элементам системы (институтам, инфраструктуре и т. д.).
Бизнес (производство), расположенный на территории региона, удовлетворяет потребности населения данного региона (а также других регионов и стран), предоставляет рабочие места, источники доходов населению; платит налоги государству, содержит благодаря им (и благотворительности, участию в социальных программах) социальную сферу региона; создает в качестве жителей и членов делового сообщества спрос и требования к органам власти региона, институтам, инфраструктуре и другим элементам. В свою очередь бизнес получает в регионе трудовые ресурсы и деловую среду.
Государственные органы управления обеспечивают население и деловое сообщество безопасными условиями жизни и деятельности, здоровой природной средой; получает через партнерство с ними новые идеи для дальнейшего развития региона.
Взаимодействие активных элементов региональной системы можно представить в виде матрицы (таблица), в которой по строкам (горизонтали) указано, что предоставляет конкретный элемент другим элементам (или самому себе), а по столбцам — что получает каждый элемент системы.
Матрица взаимодействия активных элементов региональной системы
Элементы системы Элементы системы
Население Деловое сообщество Органы управления
Население Естественное воспроизводство. Социальные связи. Гражданское общество Рабочая сила. Спрос на продукцию и услуги (частично) Рабочая сила. Спрос на услуги власти. Требования к органам власти, социальным институтам, инфраструктуре, стандартам
Окончание табл.
Элементы системы Элементы системы
Население Деловое сообщество Органы управления
Деловое сообщество Удовлетворение спроса на продукцию и услуги. Источники доходов, рабочие места. Частичная социальная поддержка. Спрос на рабочую силу, образование, здоровье и т. д. Поставки сырья, материалов (частично). Спрос на продукцию (частично). Кооперационные связи. Конкурентная деловая среда. Стандарты делового сообщества Требования к институтам, инфраструктуре. Уплата налогов. Источники доходов бюджета и населения. Партнерство. Идеи
Органы государ- ственного управления Условия жизнедеятельности, социальные институты, инфраструктура (здравоохранение, образование, ЖКХ, культурное обеспечение и т. д.), социальное партнерство Условия ведения бизнеса. Предпринимательский климат. Деловые институты, производственная инфраструктура. Партнерство Условия для повышения квалификации и развития управленческого потенциала. Создание и функционирование институтов и инфраструктуры управления
Пониманию взаимосвязей (взаимодействия) между элементами системы «регион» способствует рассмотрение крайней ситуации, например, когда бизнес или какое-либо предприятие (фирма, производство) все необходимое на 100 % завозит из-за пределов региона и все произведенное вывозит за его пределы. Даже в этом случае бизнес (предприятие) сохраняет необходимые связи (взаимодействия) в регионе. Он получает рабочую силу, электрическую и другую энергию, коммунальные услуги, территорию (земельный участок), услуги банков, организаций связи, использует дорожную инфраструктуру, транспорт, коммуникации, услуги государственных органов власти (налоговых, таможенных служб и т. п.), социальной инфраструктуры (здравоохранения, безопасности и т. п.), платит налоги.
Таким образом, можно констатировать тесные связи между частями (элементами) региональной системы, которые зависят от системы в целом и сами формируют ее свойства. Следовательно, регион сам является системой (рис.).
На рисунке представлена структура региона как системы. Регион имеет внутреннюю (структуру) и внешнюю среду (структуру). Внутренняя структура региона на рисунке обозначена цифрой «1» и представлена следующими элементами:
1.1. Население региона.
1.2. Бизнес, предприятия, деловое сообщество.
1.3. Органы управления региона.
1.4. Региональные институты.
1.5. Региональная инфраструктура.
1.6. Безопасность региона.
1.7. Природная среда и ресурсы (экология региона).
58
Внешняя среда региона на рисунке представлена на двух уровнях: национальном (цифра «2», это микросреда региона); международном, мировом (цифра «3»). Это макросреда региона, которая также по ряду параметров является микросредой региона (например, экономическое сотрудничество, поставщики, покупатели, конкуренты), кроме внешнеэкономической деятельности, которая осуществляется через центр.
Национальная и мировая внешняя среда региона состоят из соответствующих элементов, аналогичных структуре региона.
Список литературы
1. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдитори-ал УССС, 2002.
2. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003.
3. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. М.: ГУ-Высшая школа экономики, 2002.
4. Стратегия и проблемы устойчивого развития в 21 веке. М.: Экономика, 2002.
Об авторе
Л.С. Шеховцева — канд. экон. наук, проф. РГУ им. И. Канта, shehovceva@econom. аІЬегііпа. ги
УДК 376
Е.И. Шабалина
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ В РАМКАХ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Приведены основы формирования стратегических планов. Выявлена необходимость совершенствования методических подходов к разработке и реализации стратегий.
Necessity of reinforcement in of methodical approaches to development and realizations of strategy is revealed in the article.
По мере становления местного самоуправления и рыночных реформ в регионах и муниципальных образованиях начала складываться новая система взглядов на процесс планирования, отличающаяся от традиционного административного комплексного и долгосрочного планирования. Процесс перестройки межбюджетных отношений, экономический и финансовый кризисы усилили потребность местных властей в управлении процессом территориального развития с опорой на более эффективное использование имеющегося внутреннего потен-
Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 58 — 62.