Научная статья на тему 'Системный подход к проблеме диагностирования и прогнозирования качества высшего военно-профессионального образования курсантов'

Системный подход к проблеме диагностирования и прогнозирования качества высшего военно-профессионального образования курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДИАГНОСТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ / DIDACTIC SYSTEM / DIAGNOSTICS AND PREDICTION / THE QUALITY OF EDUCATION / EDUCATIONAL MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларина Т. В., Леонтьева Юлия Сергеевна

В статье рассматривается дидактическая система диагностирования и прогнозирования качества высшего военно-профессионального образования курсантов с позиции системного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларина Т. В., Леонтьева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC APPROACH TO THE DIAGNOSTICS AND PREDICTION PROBLEM OF HIGHER MILITARY PROFESSIONAL CADETS’ EDUCATION QUALITY

The article deals with didactic system of diagnostics and prediction of higher military professional cadets’ education quality from the point of view of systemic approach

Текст научной работы на тему «Системный подход к проблеме диагностирования и прогнозирования качества высшего военно-профессионального образования курсантов»

УДК 378

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ

Т.В. Ларина, Ю.С. Леонтьева

В статье рассматривается дидактическая система диагностирования и прогнозирования качества высшего военно-профессионального образования курсантов с позиции системного подхода

Ключевые слова: дидактическая система,

образования, образовательный мониторинг

Повышение качества подготовки военных специалистов определяющим образом влияет на эффективность функционирования и развития всей системы обучения в вузе и составляющих ее образовательных процессов. При этом наиболее качественным признается такой способ организации образовательного процесса, при котором знания приобретаются в контексте модели будущей деятельности с опорой на подлинные жизненные ситуации. Для достижения наилучшего качества образования первостепенной остается проблема диагностирования и прогнозирования качества образования, поскольку диагностика является обязательным компонентом любой образовательной системы, а прогнозирование потребностей в военных кадрах, задача, способствующая определению возможностей координации процессов подготовки военных специалистов. Однако

необходимо не только уметь диагностировать уровень качества образования, но и определить условия, при которых будет обеспечиваться требуемое качество образования.

В законе Российской федерации «Об образовании» одним из основных принципов государственной политики рассматривается адаптивность системы образования к особенностям и уровню развития обучающихся. Существующие цели и задачи образования требуют обновления в организации учебного процесса, что является

нормальным естественным процессом, отвечающим задачам совершенствования образовательной системы. В связи с переходом военных вузов на новый уровень в системе высшего военнопрофессионального образования возникает необходимость в разработке усовершенствованной в соответствии с современными требованиями дидактической системы диагностирования и прогнозирования качества образования курсантов.

Целью данной статьи является, рассмотрение перспективы развития дидактической системы

диагностирования и прогнозирования качества

Ларина Татьяна Владимировна - ВУНЦ ВВС «ВВА им.

Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», канд. пед. наук, профессор, e-mail: tanialar2008@vandex.ru, тел. 8-919-18747-61

Леонтьева Юлия Сергеевна - ВУНЦ ВВС «ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», преподаватель, тел. 8-920217-31-06

диагностирование и прогнозирование, качество

высшего военно-профессионального образования курсантов, имеющую принципиальную важность и коренным образом меняющую тактику и стратегию ее реализации.

В результате смещения акцентов с позиции фундаментализма к прагматической практике, образовательные программы высшего

профессионального образования нового поколения являются проводником идей и принципов между традиционным (фундаментальным) и

компетентностным (практико-ориентированным) подходами.

Результат обучения, компетенция, модуль, зачетная единица и другие термины являются основными единицами ФГОС ВПО нового поколения основанного на компетентностном подходе, делающем акцент на результате образования. При этом в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность специалиста действовать в различных ситуациях.

Особое внимание в новых стандартах уделяется переходу от содержания дисциплины (чему преподаватель должен учить) к результатам обученности, т.е. то, чем обучающийся должен владеть после завершения процесса обучения. Но, как определить, с помощью, каких компонентов педагогической системы, тот, необходимый уровень обучения, который будет отражать достигнутый результат качества образования?

Анализ педагогической литературы и научных исследований показывает, что пока еще нет единства в понимании ряда принципиальных вопросов: в чем сущность, содержание деятельности профессорско-преподавательского состава по обеспечению качества образования, какими наиболее эффективными педагогическими средствами, ресурсами должны располагать вузы для решения этой задачи.

Основные рекомендации, содержащиеся в публикациях и исследованиях по проблемам качества образования, посвящены отдельным предложениям и путям обеспечения качества вузовского образования, вопросам управления и контроля качества обучения. В целом диагностирование и прогнозирование качества профессионального образования обучающихся как дидактическая система не нашла должного

отражения. Все это, с одной стороны, затрудняет изучение вопросов диагностирования и прогнозирования качества образования в вузе, а с другой стороны, дает возможность для более широкого самостоятельного научного поиска в его изучении.

При этом немаловажное значение имеет выяснение следующих вопросов:

- определение и реализация требований системного и процессного подходов для изучения и анализа дидактической системы диагностирования и прогнозирования качества образования в высшем военно-учебном заведении;

- уточнение места дидактической системы диагностирования и прогнозирования качества образования в вузе как подсистемы вузовской системы качества образования;

- определение сущности и содержания

дидактической системы диагностирования и

прогнозирования качества образования;

- уточнение характерных особенностей, присущих дидактической системе диагностирования и прогнозирования качества образования в вузе.

Проведенный историко-педагогический анализ свидетельствует, что системный подход для разработки педагогических концепций используется достаточно давно. Разработанная П.К.Анохиным теория функциональных систем позволила использовать системный подход в педагогике, а затем и в психологии. В начале 1970-х годов Ф.Ф.Королев, М.А.Данилов, В.М.Малинин

неоднократно подчеркивали необходимость

проведения системно-структурных исследований в области педагогики.

Вместе с тем, П.К.Анохин, М.А.Данилов, В.М. Малинин обращали внимание исследователей на то, что одно только взаимодействие не может сформировать систему из множества элементов. Они указывали, что системой можно назвать только такой комплекс избирательно включенных составляющих, в котором их взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленных на получение общей положительной цели,

фокусированного полезного результата [1]. Общая положительная цель, фокусированный полезный результат в системе образования заключается в достижении качественного обучения, воспитания и развития личности будущего специалиста.

Система качества образования в вузе как единое целое включает в себя множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Как и всякая система, она состоит их множества элементов, являющихся, в свою очередь, подсистемами данной системы.

Обеспечивающие подсистемы различных систем выделяются в соответствии с их структурой, целями и предназначены для создания условий эффективного функционирования и развития всей системы. К таким условиям относятся: обеспеченность кадрами высокой

квалификации, методическое, правовое,

организационное, педагогическое, математическое, программное, техническое обеспечение. Обеспечивающие подсистемы призваны

гарантировать своевременность, качество, полноту, обоснованность, правомочность принимаемых решений по функционированию и развитию всей системы [3].

Дидактическая система диагностирования и прогнозирования качества образования

представляет собой подсистему всей образовательной системы, которая включают в себя множество взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и взаимодействующих между собой. При этом дидактическая система диагностирования и прогнозирования качества образования имеет свои специфические цели: создание системы проверки функционирования эффективности учебно-

воспитательного процесса и создание необходимых экономических, материально-технических,

педагогических условий, необходимых для достижения соответствующего качества образования. Они лишь трансформируют, конкретизируют общую цель системы образования в вузе в свои специфические задачи.

Изучение исследований, выполненных по проблемам системного подхода [4], учет требований международных и отечественных стандартов, а

также анализ элементов (подсистем), входящих в дидактическою систему диагностирования и

прогнозирования качества образования

свидетельствуют, что разработка концепции диагностирования и прогнозирования качества образования в вузе с позиций системного и

процессного подходов включает в себя:

- во-первых, возможность рассмотрения

дидактической системы диагностирования и

прогнозирования качества образования, как систему, являющуюся подсистемой системы качества образования в вузе;

- во-вторых, объединения в дидактическую систему диагностирования и прогнозирования необходимых и достаточных элементов учебновоспитательного процесса в вузе, объединенных единой целью;

- в-третьих, наличия системообразующего элемента, выполняющего объединительную функцию по отношению к другим элементам;

- в-четвертых, трансформацию общей для системы образования цели в собственную специфическую цель дидактической системы диагностирования и прогнозирования, достижение которой будет способствовать и достижению общей цели;

- в-пятых, определение существующих отношений, связей между элементами и субъектами учебно-воспитательного процесса, а также элементов, выполняющих по отношению друг к другу взаимодополняющие, взаимообогащающие функции, устранение или отсутствие хотя бы одного из которых приводит к ликвидации,

разрушению самой дидактической системы диагностирования и прогнозирования качества образования.

Проведенное исследование дает возможность выделить ряд положений, которые определяют место дидактической системы диагностирования и прогнозирования качества образования во всей системе образования и позволяют определить ее как специфическую сферу деятельности преподавателей и обучающихся (курсантов).

Дидактическая система диагностирования и прогнозирования качества образования обучающихся это, во-первых - важнейшая составная часть всех систем образования, функционирующих на различных уровнях: межгосударственном, региональном,

отраслевом и вузовском. Однако цели и задачи диагностирования и прогнозирования на разных уровнях системы образования различны и имеют свои специфические особенности. Основными задачами дидактического диагностирования и прогнозирования качества образования обучающихся является:

а) на государственном уровне: определение перспективных направлений развития и модернизации системы образования; разработка содержания современного образования на основе государственных образовательных стандартов; создание процедуры, критериев и инструментария оценки качества образования; формирование государственного заказа на подготовку специалистов на основе перспективных и краткосрочных прогнозов; разработка и внедрение эффективных образовательных технологий и средств и др.

б) на региональном уровне: учет национальных

и региональных особенностей в содержании подготовки специалистов; подготовка

педагогических кадров для региона; оценка и прогноз количества и характера подготовки специалистов и др.;

в) на отраслевом уровне: разработка

профессиограмм и программ подготовки

специалистов для отрасли; обеспечение

преемственности в содержании программ

начального, среднего, высшего и послевузовского

профессионального образования специалистов отрасли и др.;

г) на вузовском уровне: создание

внутривузовского механизма, гарантирующего качество образования, определение вариативного содержания образовательных программ, реализация личностно-ориентированного подхода в подготовке специалистов, ведение образовательного

мониторинга, разработка и создание современного учебно-методического обеспечения

образовательного процесса и др.;

Во-вторых, диагностирование и

прогнозирование качества образования

обучающихся (курсантов) является разновидностью обеспечивающих систем вуза и включает в себя множество различных элементов, которые взаимосвязаны друг с другом и образуют определенную структуру. Дидактическая система диагностирования и прогнозирования качества образования в вузе интегрирует в себя только те элементы учебно-воспитательного процесса, на которые можно воздействовать педагогическими средствами. Прежде всего, это: цель, содержание, результат образования, обучающиеся (курсанты) и преподаватели, методики и технологии

педагогического взаимодействия между ними, образовательная и воспитательная среда учебного занятия и вуза в целом и др.

Литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Спб.: Изд-во «Питер», 2000. С. 142.

2. Ермашенко Б.М., Породенко В.П., Литвинова Т.А. Система управления качеством // Высшее образование в России. № 4. 2005. С. 9-14.

3. Обеспечивающие подсистемы системы управления // Управление организацией. М.: Изд.дом ИНФА-М, 2001. С. 1131.

4. Основы философии и теории качества образования: Отчет о НИР. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета), 2000. 105 с.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

SYSTEMATIC APPROACH TO THE DIAGNOSTICS AND PREDICTION PROBLEM OF HIGHER MILITARY PROFESSIONAL CADETS’ EDUCATION QUALITY

T.V. Larina, U.S. Leontieva

The article deals with didactic system of diagnostics and prediction of higher military professional cadets’ education quality from the point of view of systemic approach

Key words: didactic system, diagnostics and prediction, the quality of education, educational monitoring

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.