Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
система / системный подход / цифровизация / цифровая экономика / подготовка кадров / образование / system / systems approach / digitalization / digital economy / training / education

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н Ю. Анисимова

Вопросы подготовки кадров в условиях цифровизации являются в настоящее время одними из наиболее актуальных на всех уровнях управления. Научного обоснования требуют как понятийно-категориальный аппарат данного процесса, так и системный подход к их исследованию. Систематизация знаний методологического, организационного и практического характера в сфере подготовки высококвалифицированного персонала позволяет значительно повысить ее эффективность за счет использования всех преимуществ цифровой экономики. В статье представлены результаты монографического исследования системного подхода, показаны его сущностные характеристики, рассмотрены сходство и отличия с комплексным подходом к изучению реально существующих объектов. С позиции проблемных вопросов подготовки кадров в условиях цифровизации раскрыты общеметодологический и конкретно-научный уровни их анализа, определены ключевые категории функционирования данной системы. Отражены нормативно-правовое обеспечение, организационная, содержательная, процессуальная и технологическая составляющие системы подготовки кадров в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC APPROACH TO TRAINING IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Training in the context of digitalization is now one of the most relevant issues at all levels of management. Both the conceptual and categorical apparatus of this process and the systematic approach to their study require scientific justification. The systematization of methodological, organizational and practical knowledge in the field of training of highly qualified personnel makes it possible to significantly increase its effectiveness by taking advantage of all the advantages of the digital economy. The article presents the results of a monographic study of the system approach, shows its essential characteristics, considers the similarities and differences with a complex approach to the study of realworld objects. From the point of view of problematic issues of training in the conditions of digitalization, the general methodological and specifically scientific levels of their analysis have been revealed, key categories of the functioning of this system have been identified. The regulatory and legal support, organizational, substantive, procedural and technological components of the training system in the conditions of digitalization are reflected.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Источники:

1. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный pecypc]URL: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj -sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 28.12.2020)

2. Отчет о состоянии правоприменительной практики в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 28.12.2020).

3. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровизации взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности // Russian Economic Bulletin. 2019. Т.2. № 6. С. 18- 21

4. Гомон И.В., Ахмедзянов Р.Р., Непарко М.В., Постнова А.В. Современное состояние и направления развития взаимодействия внешнеэкономической и таможенной деятельности России // Экономика и предпринимательство. 2018. №2 (91). С. 80 - 87.

5. Петрушина О.М. Некоторые аспекты таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности / О.М. Петрушина, А.В. Борзенкова // Современное социально-экономическое пространство: проблемы и перспективы. Материалы заочной научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. В.К. Крутикова. - 2018. - С. 19-24.

6. Петрушина О.М., Кондрашова И.В., Гатцукова Т.Ю. Показатели деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности// Вестник КГУ №1, 2020. с.1

References:

1. Annual collection " Customs Service of the Russian Federation "[Electronic resource]URL: http://customs.ru/activity/re-sults/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (accessed: 28.12.2020)

2. Report on the state of law enforcement practice in the field of protection of intellectual property rights in the Eurasian Economic Union [Electronic resource] / Access mode: http://www.eurasiancommission.org/ (accessed: 28.12.2020).

3. Alekseeva E. V., Akhmedzyanov R. R., Kondrashova I. V. Some problems of digitalization of interaction of customs authorities with participants of foreign economic activity. 2019. Vol. 2. No. 6. S. 18 - 21

4. Gomon I. V., Akhmedzyanov R. R., Neparko M. V., Postnova A.V. The current state and directions of development of interaction between foreign economic and customs activities of Russia // Economics and Entrepreneurship. 2018. No. 2 (91). pp. 80-87.

5. Petrushina O. M. Some aspects of customs declaration and customs control of goods containing intellectual property objects / O. M. Petrushina, A.V. Borzenkova // Modern socio-economic space: problems and prospects. Materials of the correspondence scientific and practical conference with international participation / ed.by V. K. Krutikov. - 2018. - p. 19-24.

6. Petrushina O. M., Kondrashova I. V., Gatsukova T. Yu. Indicators of the activities of customs authorities for the protection of intellectual property rights// Bulletin of KSU No. 1, 2020. p. 1

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10875

Н.Ю. Анисимова - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, anisimova.99@mail.ru,

N.Yu. Anisimova - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, V.I. Vernadsky Crimean Federal University.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ SYSTEMATIC APPROACH TO TRAINING IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Аннотация. Вопросы подготовки кадров в условиях цифровизации являются в настоящее время одними из наиболее актуальных на всех уровнях управления. Научного обоснования требуют как понятийно-категориальный аппарат данного процесса, так и системный подход к их исследованию. Систематизация знаний методологического, организационного и практического характера в сфере подготовки высококвалифицированного персонала позволяет значительно повысить ее эффективность за счет использования всех преимуществ цифровой экономики. В статье представлены результаты монографического исследования системного подхода, показаны его сущностные характеристики, рассмотрены сходство и отличия с комплексным подходом к изучению реально существующих объектов. С позиции проблемных вопросов подготовки кадров в условиях цифровизации раскрыты общеметодологический и конкретно-научный уровни их анализа, определены ключевые категории функционирования данной системы. Отражены нормативно-правовое обеспечение, организационная, содержательная, процессуальная и технологическая составляющие системы подготовки кадров в условиях цифровизации.

Abstract. Training in the context of digitalization is now one of the most relevant issues at all levels of management. Both the conceptual and categorical apparatus of this process and the systematic approach to their study require scientific justification. The systematization of methodological, organizational and practical knowledge in the field of training of highly qualified personnel makes it possible to significantly increase its effectiveness by taking advantage of all the advantages of the digital economy. The article presents the results of a monographic study of the system approach, shows its essential characteristics, considers the similarities and differences with a complex approach to the study of real-world objects. From the point of view of problematic issues of training in the conditions of digitalization, the general

methodological and specifically scientific levels of their analysis have been revealed, key categories of the functioning of this system have been identified. The regulatory and legal support, organizational, substantive, procedural and technological components of the training system in the conditions of digitalization are reflected.

Ключевые слова: система, системный подход, цифровизация, цифровая экономика, подготовка кадров, образование

Keywords: system, systems approach, digitalization, digital economy, training, education

Роль процесса цифровизации в современном обществе трактуется достаточно широко: от фундамента нового технологического уклада [1] до виртуальной сферы, дополняющей реальность [2]. Различные авторы характеризуют цифровые преобразования в экономике и как новый этап ее развития [3], и как основу ее инфраструктуры [4], и как инновационный вид деятельности [5], и как совокупность технологий [6], придавая им черты уже устойчивых экономических понятий. Объективный же подход к цифровизации как к новому научному знанию позволяет утверждать, что и в его описании необходимы новые термины, качественно отражающие суть происходящих изменений.

В основе формирования глобального цифрового пространства лежит активное развитие информационно -сетевых технологий и их поэтапное внедрение во все сферы общественной жизни. Производственно-трудовые отношения, как базис экономического развития, не просто задействованы в данном процессе, а являются исходной точкой этих трансформаций. В цифровой экономике создается новая структура занятости, появляются новые формы организации труда, изменяется содержание и характер работы. Широкое использование информационных видов деятельности стимулирует развитие творческого поиска, креативных подходов, интеллекта и цифровых компетенций. Главную роль в формировании цифровой постиндустриальной среды играет новый производственный ресурс - информация, а знания становятся решающим фактором производства.

Процесс цифровизации производственно-трудовых отношений, как и его структурного элемента - подготовки кадров - происходит стремительно, но начался относительно недавно. Краткосрочность исторического горизонта появления самого термина «цифровая экономика» (Д. Тапскотт [7], Н. Негропонте [8], 1995) обуславливает как отсутствие ее единого понятийно-категориального аппарата, так и всесторонне обоснованного системного подхода. Формирование данного подхода на основе проведенного монографического исследования и явилось целью данной статьи.

Как верно указывает В. И. Невская, «методологическая сущность системного подхода выражается системой общенаучных понятий, которые обладают, в отличие от частно-научных категорий, широкими эвристическими возможностями, так как сфера их продуктивного использования не ограничена пределами конкретной области знания» [9]. Основы данного подхода были заложены в 1927 году Л. Берталанфи, который характеризовал систему как «комплекс взаимодействующих элементов, образующих некоторую целостность» [10]. Следует отметить, что данное определение зачастую вводит в заблуждение исследователей системного подхода, которые ставят знак равенства между понятиями «система» и «комплекс». Вместе с тем, это, хотя и тесно взаимосвязанные, но все-таки разные термины.

Комплексный подход рассматривает категорию комплекса с двух сторон: как соединение неких элементов и как взаимосвязь этих элементов. Основное понятие системного подхода - «система» - определяется как объективное единство закономерно связанных между собой предметов и явлений, которые выступают как единое целое. То есть, оба термина апеллируют общими понятиями объективного мира, но указывают на различные внутренние связи между ними. Целостность же, как одно из обязательных свойств системы, получила впоследствии соответствующие развитие в концепции синергетики Г. Хакена и обосновании принципа синергизма [11].

Преимущество системного подхода заключается в том, что его применение может обеспечить не только целостное описание объекта, выявление его структуры и соподчинения элементов, но и, в процессе интерпретации полученных данных, определить новые направления исследования. Очевидно, что опыт применения системного подхода в исследовании проблемы организации подготовки кадров играет важную роль в условиях цифро-визации.

Можно согласиться с мнением Н. Ф. Тихомировой, что «концептуальный анализ различных подходов к сущности системы и сфере ее действия показывает, что имеет место два уровня анализа данного понятия: общеметодологический и конкретно-научный» [12]. Общеметодологический уровень включает в себя определение ключевых категорий функционирования данной системы: цели, принципов, объекта, субъекта и функций. Их структурно-логическая взаимосвязь в системе подготовки кадров представлена на рисунке 1, а адаптация к условиям цифровизации включает три этапа:

- на макроуровне происходит концептуальная модернизация всей системы подготовки кадров, основными компонентами которой выступают общее образование, основное и дополнительное профессиональное образование, самообразование. Макроуровень характеризуется системным обновлением образовательного процесса, то есть цифровой адаптацией различных парадигм образования, доминировавших в тот или иной период общественного развития: «знаниевой», «культурологической», «технократической», «гуманистической», «соци-етарной» и пр.

- на мезоуровне происходит обновление каждого элемента системы подготовки кадров с учетом реализуемых им образовательных компетенций. Мезоуровень характеризуется компонентным обновлением образовательного процесса в направлении его гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, диверсификации, стандартизации, многоуровневости, фундаментализации, компьютеризации и т.д.;

- на микроуровне происходит обновление отдельных элементов системы подготовки кадров. Микроуровень характеризуется обновлением целостного образовательного процесса за счет совершенствования его нормативно-правового обеспечения, организационной, содержательной, процессуальной и технологической составляющих. Данные составляющие выступают связующим звеном между общеметодологическим и конкретно-научным уровнями исследования системы подготовки кадров.

Рисунок 1 - Структурно-логическая схема системного подхода к организации подготовки кадров.

Сформировано автором

Нормативно-правовое обеспечение включает законодательные акты в сфере цифровизации экономики, образования и производственно-трудовых отношений. К первой группе можно отнести Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [13] и Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» [14]; ко второй - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [15] и Национальный проект «Образование» [16]; к третьей - Трудовой кодекс Российской Федерации [17].

Нормативно-правовые документы первых двух групп регламентируют порядок формирования цифровой среды и информационного общества в Российской Федерации, особенности цифровизации процесса обучения на различных образовательных уровнях, прописывают желаемые цели цифровых преобразований и пути их достижения. Конкретизация этих направлений нашла отражение в Федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики», паспорт которой был утвержден в 2019 году [18]. Ключевыми точками данного проекта являются обеспечение цифровой экономики высококвалифицированными кадрами, поддержка талантливой молодежи в приобретении цифровых компетенций, содействие населению в получении цифровой грамотности. В 2021 году не менее 40,0 % населения России должно обладать цифровыми навыками.

Основной документ третьей группы - Трудовой кодекс Российской Федерации - еще в 2013 году определил особенности регулирования труда дистанционных работников. Однако, общемировой карантин, вызванный пандемией коронавируса COVTD-19, обострил необходимость уточнения понятий дистанционной (удаленной) работы и их содержательных характеристик [19]. С 2021 года в России введены понятия постоянной, временной и периодической дистанционной работы, установлена возможность работодателей отправить сотрудников работать из дома без их согласия, определено новое основание для увольнения, когда работник не выходит на связь по непонятным причинам. В части подготовки кадров данные условия касаются как профессорско-преподавательского состава ВУЗов и учреждений систем ДПО, так и системы дуального образования, функционирующей на основе базовых кафедр и непосредственно производственных предприятий.

Организационная составляющая системы подготовки кадров в условиях цифровизации включает совокупность ее институциональных участников, осуществляющих предусмотренную законодательством деятельность по подготовке кадров, а также направления их взаимодействия.

Содержательная составляющая определяет состав и структуру отдельных учебных дисциплин цифрового характера, их место в основных и дополнительных образовательных программах, а также направлениях самоподготовки.

Процессуальная составляющая системы подготовки кадров обуславливает как структуру познавательной деятельности обучающихся цифровым компетенциям, так и структуру профессиональной деятельности педагогов и наставников.

Технологическая составляющая влияет на структуру и содержание методической работы, методических материалов и способы их представления, в том числе с использованием компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий. Наиболее востребованными из них в настоящее время являются облачные технологии, электронное и дистанционное обучение, открытые образовательные ресурсы, открытое, смешанное и микрообучение, массовые открытые онлайн-курсы (МООК) и куратор содержания.

Таким образом, применение системного подхода в исследовании процесса подготовки кадров в цифровой экономике накладывает отпечаток на все его этапы, формы и уровни, начиная от программы научных исследований и заканчивая непосредственными практическими мероприятиями основного и дополнительного профессионального образования. Системный подход реализует требования общей теории систем, согласно которой организация подготовки кадров рассматривается и как сложная система и, одновременно, как элемент более крупной системы. Уточнение понятийно-категориального аппарата системного подхода к организации подготовки кадров позволит повысить ее эффективность как важнейшего ресурса цифровой экономики.

Источники:

1. Гриценко, О. А. Цифрова економжа: сучасш виклики для економгстш та правознавщв / О. А. Гриценко // Економ1чна теорш та право. - 2018. - № 2(33). - С. 77-90.

2. Иванов, В. В. Информационные технологии: ожидания, возможности, риски / В. В. Иванов // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности. - 2020. - № 1(3). - С. 18-27.

3. Халин, В. Г. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски / В. Г. Халин, Г. В. Чернова // Управленческое консультирование. - 2018. - № 10. - С. 46-52.

4. Mesenbourg, T. L. Measuring the Digital Economy / T. L. Mesenbourg. - URL: https:// www.census.gov/content/dam/Cen-sus/library/workingpapers/2001/econ/umdigital.pdf

5. Машевская, О. В. Цифровизация инновационный среды: теоретико-методологический аспект / О. В. Машевская // Наука и инновации. - 2020. - № 6(208). - С. 45-49.

6. Баранов, Д. Н. Сущность и содержание категории «Цифровая экономика» / Д. Н. Баранов // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1 «Экономика и управление». - 2018. - № 2(25). - С. 15-23.

7. Tapscott, D. The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence / D. Tapscott. - New York: McGraw-Hill, 1994. - 342 с.

8. Negroponte, N. Being Digital / N. Negroponte. - New York: Vintage Books, 1995. - 255 с.

9. Невская, В. И. Специфика методологической сущности системного подхода / В. И. Невская // Ценности и смыслы. -2012. - № 6(22). - С. 10-22.

10. Берталанфи, Л. Общая теория систем: Критический обзор / Л. Берталанфи // Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969. - С. 23-82.

11. Хакен, Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии / Г. Хакен. - Ижевск: ИКИ, 2003. - 320 с.

12. Тихомирова, Н. Ф. Системный подход: сущность, становление и развитие / Н. Ф. Тихомирова // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. - 2019. - № 4. - С. 147-152.

13. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/

14. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/

15. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

16. Паспорт Национального проекта «Образование», утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 г. № 16. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/

17. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/

18. Паспорт Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», утвержденный протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28.05.2019 г. № 9. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328933/

19. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях: Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 407-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370070/

References:

1. Gritsenko, O. A. Digital economy: Wikliks for economics of that law / O. A. Gritsenko // Ekonomichna theory of that law. -2018. - No. 2(33). - P. 77-90.

2. Ivanov, V. V. Information technologies: expectations, opportunities, risks / V.V. Ivanov // Designing the future. Problems of digital reality. - 2020. - No. 1(3). - P. 18-27.

3. Khalin, V. G. Digitalization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks / V. G. Khalin, G. V. Chernova // Management consulting. - 2018. - No. 10. - P. 46-52.

4. Mesenbourg, T. L. Measuring the Digital Economy / T. L. Mesenbourg. - URL: https:// www.census.gov/content/dam/Cen-sus/library/workingpapers/2001/econ/umdigital.pdf

5. Mashevskaya, O. V. Digitalization of the innovative environment: theoretical and methodological aspect / O. V. Mashevskaya // Science and Innovation. - 2020. - No. 6 (208). - P. 45-49.

6. Baranov, D. N. Essence and content of the category «Digital Economy» / D. N. Baranov // Bulletin of Moscow University named after S. Yu. Witte. Series 1 «Economics and Management». - 2018. - No. 2(25). - P. 15-23.

7. Tapscott, D. The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence / D. Tapscott. - New York: McGraw-Hill, 1994. - 342 p.

8. Negroponte, N. Being Digital / N. Negroponte. - New York: Vintage Books, 1995. - 255 с.

9. Nevskaya, V. I. Specifics of the methodological essence of the systemic approach / V. I. Nevskaya // Values and meanings. -2012. - No. 6 (22). - P. 10-22.

10. Bertalanfi, L. General theory of systems: Critical review / L. Bertalanfi // Research on the general theory of systems. - M.: Progress, 1969. - P. 23-82.

11. Hacken, G. Secrets of Nature. Synergetics: the doctrine of interaction / G. Haken. - Izhevsk: IKI, 2003. - 320 p.

12. Tikhomirova, N. F. Systemic approach: essence, formation and development / N. F. Tikhomirova // Bulletin of Donetsk National University. Series B: Humanities. - 2019. - No. 4. - P. 147-152.

13. On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030: Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 No. 203. - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_216363/

14. On approval of the program «Digital Economy of the Russian Federation»: Order of the Government of the Russian Federation dated 28.07.2017 No. 1632-p. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/

15. On education in the Russian Federation: Federal Law of 29.12.2012 No. 273-FZ. - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/

16. Passport of the National Project «Education», approved by the protocol of the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects of 24.12.2018 No. 16. - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_319308/

17. Labor Code of the Russian Federation of 30.12.2001 No. 197-FZ. - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_34683/

18. Passport of the Federal Project «Personnel for the Digital Economy», approved by the Protocol of the Presidium of the Government Commission for Digital Development, the Use of Information Technologies to Improve the Quality of Life and Conditions of Entrepreneurial Activity dated 28.05.2019 No. 9. - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_328933/

19. On amendments to the Labor Code of the Russian Federation regarding the regulation of distant (remote) work and temporary transfer of an employee to distant (remote) work at the initiative of the employer in exceptional cases: Federal Law of 08.12.2020 No. 407-FZ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370070/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.