Научная статья на тему 'Системный подход к организации государства'

Системный подход к организации государства Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
738
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к организации государства»

© 2003 г. В.К. Петров

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА

Способом обобщения различных подходов к исследованию государства, в том числе кибернетического, термодинамического, системно-структурного (системно-функционального) или организационного, синергетического и других является системный подход. Это не дань моде, хотя в конце XX в. большинство наук в связи с успехами общей и математической теории систем проходят этап теоретического обобщения научных данных и знаний с помощью системологии, системотехники и иных средств системного анализа и синтеза. Не исключение в этом списке гуманитарные науки и исследования проблем на стыке с естественными науками, в частности в рамках политологии, где уже сложилось направление, названное политической кибернетикой. Этот \ гежд ис ц и п л и на р н ы й раздел относится одновременно и к политологии, и к общей теории систем, изучает политические проблемы и процессы с помощью кибернетических методов, использования принципов самоорганизующихся, саморегулируемых и самостабилизирующихся систем.

Применительно к политике кибернетический системный анализ означает, во-первых, рассмотрение социально-политической системы как единого целого, во-вторых, изучение целей политики и принимаемых решений в этой сфере, в-третьих, моделирование социально-политических процессов.

При рассмотрении вопросов использования методов системного анализа в политической кибернетике сложились две основные концепции, одна из которых делает упор на математическую теорию систем для описания различных процессов и объектов, другая - на логику системного анализа. При этом «системный анализ, с точки зрения западной политологии, - это исследование, цель которого помочь руководителю, принимающему решение, в выборе курса действий путем систематического изучения его действительных целей, количественного сравнения (там, где это возможно) затрат, эффективности и риска, которые связаны с каждой из альтернатив политики или стратегии достижения целей, а также путем формулировки дополнительных альтернатив, если это признается желательным» [1].

Первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных позиций, был Д. Истон [2]. Согласно представлениям его и более поздних авторов, политическая система - это устойчивая форма человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетновластные решения для общества.

Политическая система отличается от других систем общества следующими характеристиками:

- универсальностью охвата общества своим воздействием, распространяющимся на всех его членов;

- претензией на конечный контроль над применением принуждения;

- обладанием правом выносить обязывающие решения, принимаемые в качестве легитимных;

- способностью принимать авторитетно-властные решения, несущие в себе существенную вероятность того, чтобы им подчинятся.

Чаще всего в западной политологии понятие политической системы употребляется для обозначения совокупности отношений, охватывающих управление государством и политические процессы в нем.

Успешное решение задачи системного подхода к проблеме дает возможность подключить к разработкам такие мощные методологические средства системного анализа, как моделирование, ситуационный, оптимизационный, кибернетический (в том числе методы экономической кибернетики), эволюционный, динамический, функциональный и структурный подходы к исследованию цивилизации, государства и их комплексов. Для описания различных систем обычно используют моделирование. Напомним, что модель - это упрощенный или приближенный заменитель реальной организационной системы, его отображение: целевое, абстрактное или реальное, статическое или динамическое. Моделирование организационных систем осуществляют для обеспечения различной глубины описания и детализации выполняемых исследований или разработок (концепции, проекта, рабочих документов).

Моделирование политических процессов понимается в зарубежной политической науке как метод исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях) для уточнения характеристик существующих или создающихся объектов политической жизни. Модель может выступать заменителем оригинала на уровнях отдельных элементов; структур; поведения или функций; результатов.

Моделирование - весьма емкое понятие.

1. По назначению оно предусматривает использование самых разнообразных познавательных (для организации и представления знаний), классификационных (фиксирующих отношения тождественности или различий, определенных по правилам деления объема понятия), прагматических (образцов организации правильных действий), реальных (моделей построенных из реальных объектов), функциональных (моделей, описывающих процессы, связанные с назначением данной организационной системы), динамических, характеризующих рост или развитие, и др.

2. По способу представления информации модели принято подразделять

на:

- статические. К этому классу в первую очередь относят наглядное макетирование, например разработку карты государства, схему демаркации его границ, изготовление макетов ландшафта местности, города или государственного предприятия. Наглядное моделирование является как бы моментальной фотографией исследуемого объекта системы - статической моделью, в которой отсутствует временной фактор. По этой причине к статическим мо-

делям можно отнести не только масштабированные макеты, но также произведения изобразительного искусства (скульптуры, картины, произведения архитектуры и тому подобные отображения реальных объектов);

- мысленные (аналоговые или гипотетические). В первом случае используются одно или несколько общих свойств функционирования различных объектов-аналогов, например, однотипных учреждений (министерств, государственных университетов, вооруженных сил различных стран, государственных предприятий или других аналогичных организаций различных государств) в сходных условиях. Вторая разновидность - это мысленное гипотетическое моделирование. Его применяют, когда знаний об изучаемом объекте (организационном процессе) недостаточно для построения или использования формальных моделей и разработчик вынужден строить гипотетическую модель, например, использования военной, научной, либо другой доктрины государства;

- символьные (знаковые или языковые). Использование не только макетов или схем, но и описание свойств объектов. Примером такого моделирования является использование знаков на картах, топографических планах и т.п. К этому классу относят так называемые семантические (от греч. ветапйков -обозначающий) или вербальные (описанные словами, от лат. \ erbalis - словесный) модели. Следовательно, любые документы, определяющие процессы государственного строительства или содержащие описание объектов (учреждений, организаций) государственного управления, являются средствами моделирования государственных организаций. Языковое моделирование предполагает применение не только семантических моделей, которые с помощью тезауруса однозначно характеризуют смысловое значение явлений или объектов для описания того или иного организационного процесса или устройства, но и использование специальных языков (алгоритмических, машинных, программирования), необходимых для моделирования организационных процессов или организационных объектов в целях их оптимизации;

- математические, позволяющее получать характеристики состояния реального объекта или процесса на основе использования специальных математических соотношений (математических моделей). К основным типам математических моделей относят аналитические, устанавливающие функциональные или структурные соотношения (например, полученные с помощью математической логики; уравнения регрессии; полиномы различной степени; ряды Тейлора; сетевые, циклические и другие графы; сети Петри; искусственные нейронные сети и др.), имитационные, воспроизводящие поведение исследуемой организационной системы в динамике (во времени), а также комбинированные математические, учитывающие структурные и функциональные соотношения. Математическое моделирование в политической науке используется в основном при исследовании стратегий политических партий, когда пытаются математически просчитать политические условия их прихода

к власти или ее удержания; выработке политики исполнительной власти, ориентированной на получение максимальной поддержки при минимальных издержках, анализе дипломатических и военных стратегий крупных держав [3];

- реальные в виде научных (социальных, экономических, политических и т.п.) экспериментов, подтверждающих или опровергающих адекватность всех использованных выше концептуальных или проектных моделей реальным условиям. Реальное моделирование является итоговой оценкой практической пригодности результатов моделирования.

Системный подход, в том числе и к организационному проектированию государства на основе моделирования, - методологическая основа оптимизации создаваемых человеком организационных процессов или организаций различного назначения. Объект исследований в теории систем - это обычно устройство либо процесс, который обеспечивает целесообразное применение средств достижения целей. В совокупности перечисленные компоненты образуют систему.

Определение понятия система можно свести в наиболее общем виде к перечислению ее базовых свойств: наличия целей функционирования; целостности и декомпозиции состава; связи элементов и их комплексов в виде структуры; упорядоченности (организации) названных компонентов; развития.

Остановимся на основах системного подхода к политическим организационным системам. Созданию либо реорганизации любой организационной системы предшествует этап аналитической работы, заключающейся в выполнении не только системного анализа, но и научных исследований и разработок для создания прогрессивного прообраза организационного объекта. Для этого может быть использован системно-структурный (статические модели), системно-функциональный (изменение функций без перестройки структуры) и системно-эволюционный (целенаправленное изменение во времени структуры и функции организационной системы) подходы.

Системно-функциональный подход. Несколько подробнее рассмотрим системный подход к описанию и декомпозиции целевой функции. Для концептуального описания функционирования организационных систем различной природы можно воспользоваться ингерентной, т.е. связанной с внешней средой по критериям текстуры (внешних связей и взаимодействия меяеду различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими (от лат. (схШга - связь, соединение, тканье)), теоретической моделью любого объекта организационного проектирования (рисунок).

Ф 2

Фіг Объект

организационного

проектирования

г=ч<(М

Теоретическая модель объекта организационного проектирования: Е - целевая функция — материальные и (или) духовные ценности, создаваемые организационной системой (например, названные выше компоненты развития культуры; вектор производственной программы государственного предприятия; функция изменения объемов образовательных услуг и т.п.); ф/ - «входная» переменная (например, природные ресурсы; вектор производственных или финансовых ресурсов, поступающих в организационную систему); ф>2— факторы внешней среды (например, число дней в году, температурный режим), влияющие на поведение системы и изменение целевой функции; ф3— параметры состояния организационной системы

Общее, что характеризует данный подход, - возможность определения не только качественных, но и количественных взаимосвязей (зависимостей, закономерностей) показателей текстуры, структуры, входных и выходных переменных. Таким образом, системно-функциональный подход позволяет исследовать кинематику изменения (движения во времени) различных показателей организационной системы под воздействием разных факторов.

Продолжая анализ системно-функционального подхода к организации государства, необходимо отметить следующее важное обстоятельство. В соответствии с четвертым постулатом организационных систем для исследования процессов организации управления блоки управления так же, как и объект организационного проектирования (объект управления), можно представить аналогичным набором компонентов. Такой подход позволяет обеспечить комплексное исследование свойств государства с позиций системного единства, гомеостазиса, самоорганизации (самосохранения, самовоспроизводства, самоуправления), эволюции, коэволюции и эмерджентности в обеспечении его устойчивого существования и развития.

Системно-структурный подход. Структурой в теории организации принято называть состав как самих объектов, так и совокупность устойчивых связей меяеду ними, которые обеспечивают ее целостность и сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

В отличие от теории организации в теории систем с присущим ей отсутствием четкой материальной предметной области исследований, структурой

принято называть только свойства отношений или связей между частями системы.

В политологии отношения (элиты и электората, политической власти и оппозиции, политических групп и лидеров и пр.) существуют и используются для обозначения упорядоченных и формализованных социально-политических связей между политическими институтами государства как совокупности организаций, связанных между собой функциями управления, обеспечивающих единство общества как системы. Для описания структуры (устойчивых связей в комплексе с составом политических институтов, их строением или устройством) организационных систем и их компонентов часто применяют математическую теорию графов.

Таким образом, системно-структурный подход исследует статику, как бы «мгновенную фотографию» системы без учета фактора времени и возможностей структурных перестроек организационной системы.

Системно-эволюционный подход предполагает моделирование развития организационной системы во времени с помощью исследования диалектического единства законов и закономерностей эволюционного и революционного развития, которые предполагают: исследование изменчивости и наследственности свойств (функций и их показателей) во времени; целевой выбор элементов структуры (целесообразное снижение множества альтернатив) в режиме как медленной адаптации организационной системы к изменяющимся факторам, так и скоротечной перестройки организационной системы при незначительном изменении тех или иных ее параметров.

В политологии основой политического развития является политический конфликт. Противоборство различных социально-политических сил, политических институтов, других объектов или субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные с борьбой за обретение власти, ее перераспределением, изменением политического статуса, по мнению большинства политологов, имеет в основе социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие обществу.

Под термином «развитие» различных, в том числе и политических, организационных систем принято понимать целенаправленный процесс изменения во времени как структуры, так и функции моделируемой системы. Это определение отличает системно-эволюционный подход от системнофункционального, используемого для исследования изменений во времени только функций организационной системы, например, только роста того или иного параметра (показателя, например, численности населения) без изменения структуры.

Для наиболее общего описания развития любой системы применяют понятие системного времени, характеризующее этапы жизненного цикла системы и ее структурных перестроек от стадии зарождения к стадии интенсивного развития до точки перегиба, далее к стадии дефилирующего развития, отли-

чающегося падением темпов роста главного параметра целевой функции системы. После стадий развития система может попасть в стадию застоя, деградации с ухудшением главного параметра целевой функции и гибели. Свойство последней стадии - скачкообразное изменение главного параметра системы и необходимость утилизации структурных компонентов.

Для описания стадий этапа развития моделируемой системы иногда используют так называемые логистические закономерности структурных превращений для наращивания главного параметра. Такое математическое моделирование позволяет утверждать, что в точке перегиба логистической закономерности при переходе от стадии интенсивного развития в стадию дефли-рующего развития желательно либо начинать научно-исследовательские работы по принципиальной реорганизации объекта организационного проектирования, либо проводить реконструкцию (реорганизацию, реформирование) объекта. Такое решение позволяет осуществить профилактические меры, которые не допустят перехода организационной системы в стадию застоя, деградации и гибели.

Для описания этапа деградации и гибели системы может быть использована теория катастроф. В математическом представлении ими принято называть скачкообразные изменения главного параметра системы F в ответ на плавные изменения названных выше показателей целевой функции (ф-j).

В наиболее общем виде основные требования моделирования развивающихся систем определяются следующими дополнениями к определению системы:

- развивающаяся система характеризуется дополнительным вектором «входных» переменных (ресурсов), необходимых для ее структурных перестроек;

- развивающаяся система имеет дополнительный вектор «выходной» переменной - улучшение целевой функции и перераспределение во внешнюю среду продуктов структурной перестройки;

- моделирование таких систем должно предусматривать совместную, структурную и функциональную оптимизацию для обеспечения совокупного изменения векторов как целевой функции F => max, так и ф i => min с использованием управляющих воздействий.

Моделирование организационных систем, обычно предшествующее организационному проектированию, позволяет рассмотреть наиболее общую процедуру организационного проектирования при последовательном переходе от задания на реорганизацию (реформирование) к концепции, организационному проекту и далее к разработке рабочей документации.

Примечания

1. Зарубежная политология: Словарь-справочник / Под ред. А.В. Миронова, П.А. Цыганкова. М., 1998.

2. Easton D. System Analysis of Political Life. N.Y., 1965.

3. Примером такой статической модели для построения системы организации управления государством может служить, например, архитектурный комплекс Сенатской площади в Санкт-Петербурге - реальная архитектурная модель, оставленная нам предками для понимания способа рациональной структуризации (упорядочения, организации) государственной власти. В его центре - скульптура императора (Медный всадник), который отождествляет символ верховной власти в императорской России. Слева - Сенат, в период с 1711 по 1917 гг. выполнявший законотворческие и высшие судебные и кассационные функции, ведавший вопросами государственного управления, осуществлявший надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. Справа - Синод, в ведении которого находились с 1721 по 1917 гг. не только вопросы государственной политики для разрешения церковных дел, но и вопросы книгопечатания, народного образования и просвещения. За Невой размещались здания коллегий для отраслевого государственного управления (Иностранных дел, Военная, Адмиралтейств-коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор, Ревизионная, Юстиц-, Берг-, Мануфактур-, Коммерц-, Вотчинная коллегии, Главный магистрат; позже возникли коллегии экономии, медицинских дел, юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских, финляндских дел), которые впоследствии были заменены министерствами. С противоположной стороны комплекс завершал Исаакиевский собор - символ государственной религии.

4. Мелихов С.В. Количественные методы в американской политологии. М., 1979.

Майкопский государственный технологический институт 9января 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.