Научная статья на тему 'Системный подход к определению туризма и его социально-экономической сущности в современном обществе'

Системный подход к определению туризма и его социально-экономической сущности в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1113
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКА / ИНДУСТРИЯ ОТДЫХА / РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ / TOURISM / ECONOMY / LEISURE / RECREATION AND TOURISM INDUSTRY / TOURIST DESTINATION / TOURIST FLOWS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Попова Елена Витальевна, Шевченко Анна Александровна

Рассмотрены понятия «туризма», «туристской дестинации», «туристских потоков», проанализированы сложившиеся подходы к изучению и организации индустрии отдыха и туризма, приведены проблемы научного обеспечения туристической сферы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Попова Елена Витальевна, Шевченко Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO TOURISM DEFINITIONS AND ITS SOCIO-ECONOMIC MEANING IN THE MODERN SOCIETY

In the article we present the following terms: tourism, tourist destination, tourist flows. The article also analyses the prevailing approaches to how to learn and organize the industry of tourism and recreation, as soon as there are some problems of scientific support for the tourism sector

Текст научной работы на тему «Системный подход к определению туризма и его социально-экономической сущности в современном обществе»

УДК 338.482

UDC 338.482

СИСТЕМНЫЙ подход к ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТУРИЗМА И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Попова Елена Витальевна

д.э.н., к.ф.-м.н., профессор, заведующий

кафедрой информационных систем

Шевченко Анна Александровна аспирант кафедры информационных систем

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Рассмотрены понятия «туризма», «туристской дестинации», «туристских потоков», проанализированы сложившиеся подходы к изучению и организации индустрии отдыха и туризма, приведены проблемы научного обеспечения туристической сферы

Ключевые слова: ТУРИЗМ,

ЭКОНОМИКА, ИНДУСТРИЯ ОТДЫХА, РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА,

ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ, ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ

SYSTEM APPROACH TO TOURISM DEFINITIONS AND ITS SOCIO-ECONOMIC MEANING IN THE MODERN SOCIETY

Popova Elena Vitalievna

Dr.Sci.Econ., Cand.Phys.-Math.Sci., professor,

Head of the Chair of information systems

Shevchenko Anna Aleksandrovna postgraduate student of the Chair of information systems

Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia

In the article we present the following terms: tourism, tourist destination, tourist flows. The article also analyses the prevailing approaches to how to learn and organize the industry of tourism and recreation, as soon as there are some problems of scientific support for the tourism sector

Keywords: TOURISM, ECONOMY, LEISURE, RECREATION AND TOURISM INDUSTRY, TOURIST DESTINATION, TOURIST FLOWS

В XXI веке индустрия отдыха и туризма стала одной из ведущих отраслей экономики многих стран, выйдя в лидерство по доходности во внутри-валовый продукт на международном рынке. Прибыльность данной отрасли проигрывает только доходам нефтяной и автомобильной промышленностям. Туристическая отрасль напрямую или косвенным образом связана с более 30 отраслями экономики. Индустрия отдыха и туризма на сегодняшний день играет большое значение в направлении устойчивого развития общества и, по мнению Генеральной ассамблеи ООН, является исключительно важным инструментом

для усовершенствования экономико-социального положения стран [21].

В современном мире, при сложившемся ритме жизни, человеку необходим отдых, смена территориального пространства, получение новых впечатлений и развлечений, что приводит к росту потребностей в туристических услугах. Одной из главных государственных задач представляется регенерация работоспособности, поддержание и укрепление здоровья граждан.

Говоря об индустрии отдыха и туризма, необходимо рассмотреть основные понятия, характеризующие эту отрасль. Самому понятию «туризма» до настоящего времени не было дано однозначного определения, вопреки большому количеству посвященных этому работ. Многие авторы [2,3,4,9,18] вносят в определение «туризма» следующие ключевые составляющие: цель поездки, нахождение в местах, отличающихся от ежедневных мест пребывания, туристское поведение, финансово-экономические взаимодействия между путешественниками и производителями товаров и услуг, взаимоотношения туристической сферы и окружающей среды. Статистические рекомендации [19] предлагают определять «туризм», как активность людей, путешествующих и пребывающих в местах за пределами их привычной среды в промежуток времени, не более года с различными целями. В [18] понятие “туризма” включает в себя все взаимосвязанные передвижения граждан, не предполагающие под собой смену постоянного места жительства и работы: поездки для отдыха, оздоровления, деловых встреч, культурных мероприятий.

Более многостороннее определение, по нашему мнению, предоставляет Международная ассоциация научных экспертов в области туризма, говоря о том, что «туризм» - множество действий и взаимосвязей, возникающих во время географического перемещения путешественников в места, отличные от мест их

проживания [2]. При рассмотрении экономического подхода, о «туризме» говорят как об особенной экономической отрасли, вобравшей в себя функционирование туристско-рекреационных комплексов, оказывающих услуги и предоставляющих товары для удовлетворения туристических потребностей путешественников [20].

Одним из главных элементов туристической системы является туристская дестинация. Зарубежные авторы подразумевают под этим понятием определенное место для отдыха и путешествий [23], привлекательную для туристов географическую зону, оставляющую у путешественников впечатления и эмоции [24,25]. В отечественной литературе туристская дестинация описывается как определенная территория, предоставляющая различные услуги, отвечающие потребностям путешественника и удовлетворяющие его потребности на транспортировку, проживание, питание, развлечение, оздоровление и т.д., как место, располагающее всеми необходимыми учреждениями и выбранное туристским сегментом как цель поездки [11,13]. Это сложная, многокомпонентная система, где субъекты туризма представляют собой центральную подсистему, а целевой функцией является максимальное удовлетворение рекреационных потребностей [16]. Среди географов, понятие туристской дестинации причисляется к выделению рекреационных зон на основании зональности природных ресурсов [4,6,7,8,10,14].

Исходя из вышеизложенного, сделаем следующие выводы:

туристская дестинация включает в себя учреждения рекреации (санаторно-курортные, гостиницы, дома отдыха, туристические базы и т.д.) и предприятия, их обслуживающие (транспортная инфраструктура, коммунальные службы, предприятия

общественного питания, сувенирной продукции и т.д.); в структуре туристской дестинации можно выделить отрасли рекреации: оздоровление, лечение, туризм, кратковременный отдых, детский отдых, активный отдых;

на территории туристской дестинации развитие индустрии отдыха и туризма является приоритетным по сравнению с остальными отраслями экономики;

туристская дестинация обладает привлекательностью для путешественников, находящей выражение в природных, исторических, культурных, познавательных и других объектах.

По нашему мнению, туристская дестинация объединяет в себе учреждения санаторного лечения, отдыха, туризма, предприятий обслуживания, которые в совокупности предназначены для удовлетворения потребностей в рекреации людей за счет использования природных, культурных, исторических, социально-экономических ресурсов определенной территории. В качестве основы развития системы выступают природные и культурно-исторические комплексы, комфорт и качественность отдыха обеспечиваются технической системой и обслуживающим персоналом, сохранность структуры системы, связь подсистем, воплощение главных целей и задач обеспечивается органами управления.

Основой экономики индустрии отдыха и туризма являются туристские потоки, источник дохода туриндустрии. Статистика подразумевает под туристскими потоками число зарегистрированных туристов, посетивших ту или иную местность. Это количество есть основной показатель, определяющий движение туристов для конкретного региона. Они характеризуются следующими

составляющими: общее количество путешественников, число дней пребывания, средняя продолжительность пребывания.

При исследовании индустрии отдыха и туризма стоит обратить особое внимание на взаимосвязь между элементами и их свойствами, взаимодействие, как всеобщую форму связи подсистем, предметов, явлений, проявляющуюся в том, что модификация одного объекта становится следствием изменения другого [16].

Долгое время для изучения и организации индустрии туризма отечественные исследователи применяли рекреационно-географический подход, основывающийся на характеристике природных, культурных и исторических ресурсов, сформировавшихся туристических маршрутах и специализации по видам отдыха.

Возникший позже, обусловленный ростом и видовым изменением потребностей туристов, социально-географический подход обосновал необходимость оказание внимания к комфортабельности условий размещения населения, заслуживающим интерес культурным, историческим, развлекательным, досуговым и другим объектам по основным специальным критериям [12].

В 1980 году был осуществлен переход к исследованию туристической деятельности с учетом влияния технических и экономических параметров, обусловленный интенсивным ростом доли туристически активного населения, включения в оборот незадействованных ранее ресурсов.

Особенности работы вызвали необходимость в согласовании, как циклов деятельности рекреации, так и координирование технологических процессов, реализовывающихся при помощи инфраструктуры и материально-физических

компонентов [5]. Наблюдается постепенное укрепление отраслевого подхода к толкованию понятия территориального туризма (данный вид туризма характеризуется взаимосвязями элементов, опосредованных территорией). Увеличивается рост переплетений географического аспекта исследований с экономическим, социальным, демографическим и т.д. [15].

Необходимо обратить внимание, что до недавнего времени в отечественной науке наблюдалось практически автономное развитие рекреационно-географического и социально-экономического подходов к исследованию туристической индустрии. Последствием вовлечения индустрии отдыха и туризма в рыночные отношения стала необходимость исследования аспектов организации деятельности, финансовых, социальных, анализ сложившихся трудностей государственной регулировки функционирования туриндустрии, работы всевозможных компонентов отрасли как на уровне региона, так и туристической компании, а также более детальное рассмотрение отличительных черт разных видов туризма [1,17,22]. Следует отметить одновременное сплочение и укрепление междисциплинарного подхода к исследованию туриндустрии, что вызывает потребность в разработке всесторонних подходов.

Однако, на сегодняшний день, научное обеспечение индустрии отдыха и туризма в РФ описывается рядом нерешенных вопросов, из которых можно выделить:

научную необоснованность проблем в туристической отрасли, что не предоставляет возможности выявить сущность проблем отрасли, выработать научные аспекты изучения, в последствии разработать обоснованные и результативные методы их

разрешения, в связи с чем, в данный момент, возникающие отраслевые трудности разрешаются механически, за счет колоссального расхода ресурсов и, в большинстве случаев, с малой долей эффективности.

отсутствие «науки о туризме». На сегодняшний день, научное обеспечение о туриндустрии в РФ отображается размыто, что не дает возможности выработать определенную научную базу. Рассматриваемые на различных конференциях и семинарах, описываемые в диссертациях методы и подходы к изучению отрасли туризма в последствии не систематизируются и не обобщаются, что приводит к отсутствию возможности разработки единой системы обучения. Результатом вышеописанной проблемы являются различный уровень и качество подготовки кадров учебными заведениями.

отсутствие управления туристической отраслью как науки на общегосударственном уровне. На сегодняшний день, отсутствует структура, согласовывающая научную деятельность в отрасли туризма.

В заключении стоит отметить, что индустрия отдыха и туризма один из важнейших факторов благополучия общества, так как результатом является увеличение продолжительности жизни, сокращение заболеваемости, повышение культурного уровня населения. Продуктивность этой отрасли напрямую связана с интенсивностью использования природными и другими ресурсами, грамотной организацией функционирования туристских дестинаций. Для разрешение этих задач необходим достоверный анализ данных и применение современных

средств и методов экономико-математического моделирования.

Список литературы

1. АзарВ.И. Экономика и организация туризма. М.: Экономика, 1972.

2. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. —М.: Аспект Пресс, 2004,- 463 с.

3. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. - М.: Наука, 1996,- 46 с.

4. Дмитриевский Ю.Д. Туристские районы мира. - Смоленск: СГУ, 2000. - 224 с.

5. Каваляускас П. Проблемы территориальной организации рекреационной деятельности // Теоретические проблемы рекреационной географии. - М.: 1989.

6. Квартальное В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы, реальность. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 421 с.

7. Квартальное В.А. Теория и практика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003.-672 с.

8. Квартальное В.А. Туризм, - М.: Финансы и статистика, 2004.-314 с.

9. Крачило Н.П География туризма. - Киев: Вища школа. Головное из-во, 1987.-208 с.

10. Моделирование и познание.- Минск: Наука и техника, 1974. - 212 с.

11. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. 2005.

12. Мухина Л.И. Принципы и методы технологической оценки природных комплексов. - М.: 1973.

13. Николаев С.С. Стратегия формирования единого туристского пространства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2000.

14. Основы менеджмента туризма /Научн. ред. Квартальное В.А. - М.: РМАТ, 1996.-341 с.

15. Пирожник П.П., Лещинский В.И. Районирование рекреационного потенциала туристских центров и оптимизация его использования. - М.: 1987.

16. Попова Е.В., Кумратова А.М, Шебзухова М.В. Туристко-рекреационная деятельность: методы, модели, прогноз: Монография (научное издание). - Краснодар: КубГАУ, 2008. -194 с.

17. Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном периоде. - М.: 1997.

18. Проблемы развития индустрии туризма. Под общей редакцией Олдака П.Г. -Новосибирск: 1970,- 238 с.

19. Рекомендации по статистики туризма / ООН. Департамент по экономической и социальной информации и анализу политики. Статистический отдел. -Нью-Йорк, 1994. -103 с.

20. Тарасова Я.Б. Экономический механизм развития курортно-туристического комплекса региона.: Автореф. дис. ...канд. э, наук. - Майкоп, 2002,- 25 с.

21. Шпилько СП. Шангели НО. Концепция развития туризма в Российской Федерации. Труды Академии наук туризма. - СПб.: Олбис, 1995.

22. Юрик P.A. Экономический механизм основной деятельности в иностранном туризме: Автореф. дис. канд. экон. наук. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991.

23. Althof W. Incoming-Tourismus. Muenchen; Wien; Oldenbourg, 1996.

24. Bryden J. Tourism and development. N.Y.; L., 1980.

25. Pearce P. Tourism development. L., 1981.

References

1. Azar V.l. Economika i organizatsiya turisma. M: Economika, 1972.

2. Aleksandrova A.Yu. Mezhdynarodniy turism: Uchebnoe posobie dlya. - M.: Aspect Press, 2004. - 463 s.

3. Aleksandrova A.Yu.Economika I territorialnaya organizatsiya mezhdynarodnogo turisma. - M: Nauka, 1996. - 46 s.

4. Dmitrievskii Yu.D. Turistskie raiony mira. - Smolensk: SGU, 2000. - 224 s.

5. Kavalyauskaus P. Problemy territorialnoi organizatsii rekreatsionnoi deyatelnosti // Teoreticheskie problem rekreatsionnoi geografii. - M.: 1989.

6. Kvartalnov V.A. Mirovoi turism na poroge 2000 goda: prognozy, realnost. - M: Financy i Statistica, 1998. -421 s.

7. Kvartalnov V.A. Teoriya i praktika turisma: Uchebnik. - M: Financy i Statistica, 2003. - 672 s.

8. Kvartalnov V.A. Turism. - M: Financy i Statistica, 2004. - 314 s.

9. Krachilo N.P. Geographiya turisma. - Kiev: Visha Shkola. Golovnoe izdatelstvo, 1987. - 208 s.

10. Modelirovanie i poznanie. - Minsk: Nauka i Tehnika, 1974. - 212 s.

11. Morozov M. A. Economica i predprinimatelstvo v sotsialno-kulturnom servise i turisme. 2005.

12. Muhina L.I. Printsipy i metody tehnologicheskoi otsenki prirodnyh kompleksov. - M.: 1973.

13. Nikolaev S.S. Strategii formirovaniya edinogo turisticheskogo prostranstva: aftoref. dis. ... cand. econ. nauk. SPb, 2000.

14. Osnovy menedzhmenta turisma / Nauchn. red. Kvartalnov V.A. - M: RMAT, 1996. - 341 s.

15. Pirozhnik I.I., Leschinskii V.l. Raionirovanie rekreatsionnogo potentsiala turistskih tsentrov i optimizatsiya ego ispolzovaniya. - M.: 1987.

16. Popova E.V., Kumratova A.M., Shebzuhova M.V. Turistsko-rekreatsionnaya deyatelnost: metody, modeli, prognoz: Monografiya (nauchnoe izdanie). - Krasnodar KubGAU 2008. - 194 s.

17. Popov R. Y. Gosudarstvennoe regulirovanie stanovleniya i razvitiya turisma v Rossii na perehodnom periode. - M.: 1997.

18. Problemy razvitiya industrii turisma. Pod obschei redaktsiey Oldaka P.G. -Novosibirsk: 1970. -238.

19. Rekomendatsii po statistike turisma / OON. Departament po ecomomicheskoi i sotsialnoq informatsii i analizu politiki. Statisticheskii otdel. -New York, 1994. - 103 p.

20. Tarasova Y.B. Economicheskii mehanizm razvitiya kurortno-turisticheskogo kompleksa regiona: aftoref. dis. ... cand. econ. nauk. - Maykop, 2002. - 25 s.

21. Shpilko S.P., Shangeli N.O. Kontseptsiya razvitiya turisma v Rossiyskoy Federatsii. Trudy Akademii nauk turisma . - SPb.: Olbis, 1995.

22. Yurik R.A. Economicheskii mehanizm osnovnoi deyatelnosti v inostrannom turisme: aftoref. dis. ... cand. econ. nauk. -M: Izd-voMosk. Un-ta, 1991.

23. Althof W. Incoming-Tourismus. Muenchen; Wien; Oldenbourg, 1996.

24. Bryden J. Tourism and development. N.Y.; L., 1980.

25. Pearce P. Tourism development. L., 1981.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.