УДК 159 . 9 . 01; 159. 9:001. 8 + 159. 922 + 159. 9:61 + 159. 923:316. 6 РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-3-206-216
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ МАТЕРИНСТВА
И. Л. Шелехов
Томский государственный педагогический университет, Томск
Раскрывается содержание термина «девиантное материнство», указываются различные степени выраженности расстройства поведения матери. Выделяются четыре основных режима функционирования системы «мать - ребенок», отражающие основные варианты практической реализации материнства: нормативное и условно нормативное материнство, нарушения материнско-детских взаимоотношений, девиантное материнство (антисоциальная форма), девиантное материнство (протосоциальная форма). Приведена авторская система диагностических критериев и оценки материн-ско-детских взаимоотношений. Приводятся авторские графические изображения, наглядно иллюстрирующие вариативность материнства и основные варианты его практической реализации. Материалы статьи дополняют существующие гносеологические представления о проблеме определения нормы и отклонений в психологических исследованиях материнства.
Ключевые слова: методология науки, психология, подход, система, личность, исследование, материнство, мать, ребенок, взаимоотношения, оценка, норма, отклонение, девиация.
Актуальность темы исследования. Проблематика девиантного материнства является одной из наиболее социально значимых областей исследования в психологии. Под термином «девиантное материнство» понимается нарушение поведения матери, являющееся фактором дестабилизации родительско-детских отношений. Указанные поведенческие расстройства имеют различную степень выраженности:
- формальное, ситуативное общение с ребенком;
- игнорирование своих обязанностей в обеспечении полноценного ухода за ребенком;
- нежелание осуществлять воспитание ребенка;
- нарушения материнско-детских взаимоотношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и появления отклонений в его психическом развитии;
- юридический отказ от ребенка;
- проявление открытого пренебрежения и насилия по отношению к ребенку;
- провоцирование несчастных случаев (скрытый инфантицид);
- преднамеренное убийство ребенка.
Под скрытым инфантицидом понимается:
- недостаточный уход за ребенком;
- пренебрежение нуждами ребенка;
- лишение ребенка попечительства и опеки;
- неоказание ему медицинской и иных видов помощи;
- провоцирование несчастных случаев, влекущих за собой гибель ребенка.
На западе основная часть научных исследований, посвященных проблематике девиан-тных форм материнского поведения, отражена в работах Barnett D., Manly J. T., Cicchetti D., 1993; Singer P., 1993; Bonnet С., 1995; Spinelli M. G., 2002; Holt S., Buckley H., Whelan S., 2008; Dedel K., 2010; Finkelhor D., Turner H., Ormrod R., Hamby S., 2010; Leventhal J. M., Martin K. D., Gaither J. R., 2012; Chiang W. L., Huang Y. T., Feng J. Y., Lu T. H., 2012; Devakumar D., Osrin D., 2016; Crouch J. L., Irwin L. M., Milner J. S., 2017.
До распада СССР (1991 г.) в статистических отчетах отсутствуют данные о девиантных формах материнского поведения. В современной России основными объектами научного исследования являются отказ матери от ребенка и скрытый инфантицид (Брутман В. И., Радионова М. С., 1997; Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. и др., 2000; Филиппова Г. Г., 2000-2003, 2006; Айвазян Е. Б., Арина Г. А., Николаева В. В., 2002; Айвазян Е. Б., 2005; Михель Д. В., 2007; Гелимханова Н. В., Пашкова М. В., Ревина Я. С., 2009; Шелехов И. Л., Уразаев А. М., 2009; Жигинас Н. В., Семке В. Я., 2013; Захарова Е. И., 2015) [1-4].
Оценка материнства. Определение нормы и, соответственно, объективная оценка материнства представляют собой достаточно сложную задачу ввиду отсутствия однозначных диагностических критериев. Практика показывает, что для определения нормы следует пользоваться не каким-то одним критерием, а совокупностью признаков, позволяющих отразить всю многогранность материнско-детских взаимоотношений [5-7].
Рис . 1. Вариативость материнства . Примечание . Серым цветом обозначены зоны снижения уровня благополучия ребенка, возникновения отклонений в его психическом и соматическом развитии
В качестве критериев нормативного материнства взяты данные собственных исследований, анализ психологических литературных источников (Bonnet С., 1995; Эйдемиллер Э. Г., 1996; Брутман В. И., Радионова М. С., 1997; Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. и др., 2000; Филиппова Г. Г., 2002) и правовой базы: Международная конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.), Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (ст. 7, 38; комментарий к статье 38 Конституции РФ), Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.).
Вариативность материнства. Материнство характеризуется объективным многообразием вариантов реализации материнско-детских взаимоотношений (рис. 1).
В практике выделяются четыре основных режима функционирования системы «мать -ребенок» (рис. 2).
в г
Рис . 2 . Основные варианты практической реализации материнства: а - нормативное и условно нормативное материнство; б - нарушения материнско-детских взаимоотношений; в - девиантное материнство (антисоциальная форма); г - девиантное материнство (протосоциальная форма)
Основные варианты материнства представлены в табл. 1.
Таблица 1
Вариативность материнства и характеристика функционирования системы
«мать - ребенок»
Вариативость материнства Характеристика поведения матери и функционирования системы «мать - ребенок»
Нормативное материнство В полной степени соответствует нормам (медико-биологическим, медико-психологическим, статистическим, правовым, лингвистическим, моральным, социальным, культурным, религиозным, семейным и родительско-детским, идеальным)
Условно-нормативное материнство Незначительные отклонения от оптимума материнско-детских взаимоотношений
Нарушения материнско-детских взаимоотношений Дигрессивное функционирование негативно сказывается на психосо-магическом, социальном статусе ребенка. Имеющиеся отклонения от норм могут быть компенсированы сочетанным влиянием положительных эндо- и экзогенных факторов
Девиантное материнство Характеризуется грубыми нарушениями материнско-детских взаимоотношений, которые служат причинами снижения уровня благополучия ребенка, возникновения отклонений в его психическом и соматическом развитии. Поведение матери может детерминировать возникновение у ребенка выраженных нарушений здоровья или его гибель
Нарушения материнско-детских взаимоотношений и девиантное материнство представлены антисоциальной и протосоциальной формами. Ярко выраженные нарушения поведенческих реакций матери обусловлены патологическими процессами и могут рассматриваться как проявления болезни. В связи с тем что материнство представляет собой полиаспектный феномен, для его исследования и оценки необходимо использовать систему критериев (табл. 2).
Таблица 2
Система диагностических критериев
и оценка материнско-детских взаимоотношений
№ Диагностический критерий Материнско-детские взаимоотношения
Нормативное материнство Условно-нормативное материнство Нарушения материнско-детских взаимоотношений. Девиантное материнство
1 История семьи и особенности семейного воспитания женщины Семейная история не отягощена В семейной истории отмечаются отдельные случаи нарушений межличностных отношений с матерью и бабушкой Межличностные отношения по женской линии нарушены в трех поколениях и более. Мать и бабушка характеризуются как дистантные, отстраненные женщины. В предыдущих поколениях регистрируется физическое насилие, расторжение браков, паттерны отказа от детей
2 Семейные особенности как база для реализации института материнства Мать имеет поддержку со стороны других членов семьи Одинокая мать Одинокая мать или неблагополучная семья
3 Сценарий жизни женщины Сценарий жизни осознан. Материнство занимает одно из ключевых позиций в сценарии жизни Сценарий жизни осознается не в полной мере. В сценарии жизни присутствует материнство Сценарий жизни материнство не предполагает. Ребенок не занимает значимого места в жизни женщины
Продолжение табл. 2
№ Диагно стиче ский критерий Материнско-детские взаимоотношения
Нормативное материнство Условно-нормативное материнство Нарушения материнско-детских взаимоотношений. Девиантное материнство
4 Ребенок как ценность Ребенок является самостоятельной ценностью с адекватным материнским отношением к нему Пониженная или неадекватно завышенная ценность ребенка и тревожно-амбивалентный стиль материнского отношения Ребенок не является ценностью или является средством для достижения иных ценностей (источник материальных благ, средство удержания мужчины и т. д.)
5 Планирование беременности Беременность запланированная Беременность незапланированная (случайная) Беременность нежелательная. Поздняя идентификация беременности
6 Особенности отношения к беременности Предпринимаются меры к сохранению беременности (посещение женской консультации, выполнение акушерских рекомендаций, подготовка к родам) На стадии беременности отмечается гипоэстезия и гипер-эстезия шевеления плода Женщина не считает нужным изменять образ жизни в связи с беременностью и отказываться от вредных привычек
7 Желанность ребенка Ребенок является желанным Вынужденное сохранение беременности Рождение или усыновление является средством получения материальных благ (льгот, пособий)
8 Готовность к выполнению материнских функций Высокий уровень психологической готовности Женщина не готова к материнству (отсутствие психологической готовности, социальная и экономическая нестабильность, отсутствие образования) Отказ от ребенка (психологический или физический)
9 Материнское отношение к ребенку Любовь или выраженное положительное отношение к ребенку Искаженное восприятие матерью своего нежеланного ребенка (амбивалентное отношение) Негативное отношение матери
10 Эмоциональный контакт с ребенком Эмоциональный контакт с ребенком, обеспечивающий его психическое и физическое развитие Эмоциональный контакт отсутствует Ребенок вызывает отрицательные эмоции. Эмоциональное отвержение ребенка
11 Ребенок во внутренней картине мира матери Ребенок представляется женщиной как ее часть Ребенок представляется женщиной как нечто незначительное, далекое от нее самой Ребенок представляется женщиной как нечто враждебное, как существо, обманувшее ее надежды, источник принуждения и страдания
12 Психологические особенности матери Отсутствие острых невротических конфликтов, связанных с ребенком. Готовность к уходу за ребенком и его воспитанию Инфантилизм, эгоцентризм и эгоизм, повышенная агрессивность, матери. Чувство вины, сверхкомпенсации в виде стремления Проявление по отношению к ребенку открытого пренебрежения и насилия
Продолжение табл. 2
№ Диагностический критерий Материнско-детские взаимоотношения
Нормативное материнство Условно-нормативное материнство Нарушения материнско-детских взаимоотношений. Девиантное материнство
к пронизанному тревогой «безупречному материнству»
13 Взаимоотношения мать - ребенок Строится по стилю покровительства и сотрудничества Попустительское, эмоционально отстраненное, регулирующее Враждебное
14 Уход за ребенком Систематиче ский Ситуативный Мать не занимается уходом за ребенком, передоверяя свои функции другим членам семьи или соответствующим социальным институтам
15 Особенности воспитания ребенка Воспитание ребенка как полноценного члена общества. Имеется воспитательная стратегия Стратегии воспитания (гипоопека, реже гиперопека), которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и появления отклонений в его психическом развитии Ребенок воспитывается ситуативно, с отсутствием четкой стратегии воспитания или не воспитывается вообще
16 Соблюдение лингвистиче ских норм при общении с ребенком Монологи и диалоги соответствуют правилам литературного языка Вербальное общение с периодическим использованием ненормативной лексики - архаизмов, диалектизмов, жаргонизмов, варваризмов, неологизмов Вербальное общение с регулярным использованием ненормативной лексики, в том числе употреблением табуированной, бранной и обсценной лексики
17 Соблюдение культурных норм при общении с ребенком Культурные нормы соблюдаются, ребенку объясняется их значение и значимость Культурные нормы соблюдаются эпизодически Культурные нормы не соблюдаются
18 Участие матери в образовании ребенка Женщина предпринимает систематические усилия для получения ребенком максимально возможного уровня образования Женщина ситуативно контролирует образование ребенка Женщина не уделяет внимания образованию ребенка или мешает его обучению
19 Получение ребенком образования (посещение учебных заведений) Ребенок получает образование, соответствующее требованиям современного общества (в том числе получает дополнительные образовательные услуги) Ребенок получает недостаточное образование Ребенок не получает образования или ограничивается низкими ступенями образования (начальное, неполное среднее)
№ Диагностический критерий Материнско-детские взаимоотношения
Нормативное материнство Условно-нормативное материнство Нарушения материнско-детских взаимоотношений. Девиантное материнство
20 Физическое и психическое развитие ребенка Ребенку предоставляются условия для физического и психического развития (имеются игрушки, книги, домашние животные, компьютер) Ребенку выделяется время и материальные ресурсы по остаточному принципу Мать не занимается развитием ребенка
21 Защита интересов ребенка Систематиче ская защита интересов ребенка Ситуативная защита интересов ребенка Отсутствие защиты интересов ребенка или пренебрежение его интересами
22 Оказание ребенку медицинской помощи Профилактика возникновения заболеваний (сбалансированный рацион, постановка прививок, обеспечение профосмотров) Оказывается в случае наличия заболевания Не оказывается
23 Обеспечение условий для физического благополучия ребенка Ребенку обеспечивается уровень материальных благ, соответствующий экономическим и культурным особенностям общества (полноценное питание, медицинское обслуживание, бытовые условия, жилье) Уровень физического комфорта ребенка ниже, чем позволяют доходы семьи Минимальный уровень физического комфорта. Средства, выделяемые государством на содержание ребенка, расходуются на иные нужды
24 Обеспечение безопасности ребенка Предпринимаются систематические меры по обеспечению безопасности (уход за ребенком, устранение опасных предметов, инструктаж) Ситуативное обеспечение безопасности Скрытый инфантицид (недостаточный уход за ребенком, неоказание ему медицинской помощи, а также провоцирование несчастных случаев, влекущих за собой гибель ребенка)
25 Поведение матери в экстремальных ситуациях Самопожертвование матери ради интересов ребенка Уклонение от защиты интересов ребенка Отказ от ребенка и покидание его
26 Агрессия по отношению к ребенку Отсутствует Вербальная агрессия по отношению к ребенку Физическое насилие
27 Разлука матери и ребенка Разлука матери и ребенка возможна только под влиянием исключительных обстоятельств и воспринимается женщиной как катастрофа. Женщина предпринимает меры к поиску ребенка Женщина легко переживает расставание с ребенком Женщина добровольно покидает ребенка. Отказывается от выполнения материнских функций, передоверяя их третьему лицу или государству
Окончание табл. 2
Материнско-детские взаимоотношения
№ Диагностический критерий Нормативное Условно-нормативное Нарушения материнско-детских взаимоотношений. Девиантное материнство
материнство материнство
Наличие отдельных
признаков несущест-
венных отклонений от
социальных норм:
28 Склонность женщины к развитию аддиктивных состояний У женщины отсутствует психическая или физическая зависимость просмотр ТУ-про-грамм (новостей, сериалов, криминальной хроники), покупка товаров по каталогам, потребность в прослушивании определенной музыки, зависимость от отношений с определенным человеком Женщина страдает нефармакологическими (игровые аддик-ции, работоголизм, шопоголизм) или фармакологическими (алкоголизм, токсикомания, наркомания) аддикциями
29 Противоправные действия женщины в отношении ребенка Невозможны Возможны в сновидениях устрашающего Нанесение ребенку тяжких телесных повреждений. Убийст-
характера во ребенка
Совокупность приведенных в табл. 2. диагностических критериев позволяет проводить качественный анализ материнско-детских взаимоотношений, их соответствие норме или патологии. В случае выявления отклонений от оптимума показано проведение психологической коррекции [8-12].
Своевременное выявление нарушений материнско-детского взаимодействия и эффективное проведение психологической коррекции позволяет решить ряд важных задач:
- обеспечение психологического здоровья членов семьи;
- повышение социальной значимости института семьи;
- оптимизация демографических показателей;
- стабилизация экономической и политической обстановки в стране;
- снижение социальной напряженности.
Предложенная система критериев имеет особое значение для организации комплекса мероприятий, направленных на профилактику девиантного материнства.
Выводы. Качественно различны модификации материнства: нормативное материнство, условно-нормативное материнство, нарушение материнско-детских взаимоотношений, девиантное материнство.
Нарушение материнско-детских взаимоотношений и девиантное материнство представлены антисоциальной и протосоциальной формами.
Слабовыраженная дигрессия в поведенческих реакциях женщины представлена разнообразными вариантами нарушения материнско-детских взаимоотношений. Ярко очерченные отклонения от оптимума функционирования системы «мать - ребенок» рассматриваются как девиации.
Семейные и материнско-детские взаимоотношения представляют собой полиаспек-тный феномен, трудно поддающийся формальной оценке. Вместе с тем существует принципиальная возможность качественного анализа материнско-детских взаимоотношений, их соответствие норме или патологии.
Предложенная система критериев учитывает многообразие форм материнско-детских взаимоотношений, которые широко варьируют от нормы до девиаций.
Система критериев оценки реализации материнских функций актуальна для психологической науки и практики, вносит значимый вклад в решение первостепенных задач общества и государства.
Факторами, детерминирующими формирование нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантных форм материнского поведения, добровольной бездетности, являются противоречия в структуре социума, личности, репродуктивной функции и тенденция к стремлению показателей психологической готовности женщины к реализации социально-ролевой материнской функции в область минимальных значений.
Женщины с нарушениями материнско-детских взаимоотношений, девиантными формами материнского поведения характеризуются наличием признаков психологического и социального неблагополучия.
Список литературы
I. Брутман В . И . , Варга А. Я . , Хамитова И . Ю . Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал . 2000 . Т . 21, № 2 . С . 79-87 .
2 . Залевский Г . В . , Мамышева Н . Л . , Шелехов И . Л . Индивидуально-психологические особенности беременных в прогно-
зе формирования девиантных форм материнского поведения // Сибирский психол . журнал . 2005. № 22 . С . 7-12 .
3 . Шелехов И . Л . , Уразаев А. М . Психологическая коррекция девиантных форм материнского поведения . Томск: Изд-во
Том . гос . пед . ун-та, 2009 . 128 с .
4 . Жигинас Н . В . , Семке В . Я . Психическое здоровье семьи . Томск: Изд-во Том . гос . пед . ун-та, 2013. 304 с .
5 . Шелехов И . Л . , Гребенникова Е . В . Методологический подход к исследованию репродуктивного поведения женщины
как системному структурно-уровневому феномену // Вестник Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2015 . Вып . 9 (162) . С . 89-95.
6 . Шелехов И . Л . Системный подход как методологический базис личностно ориентированных психологических исследо-
ваний // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2017 . Вып . 2 (16) . С . 9-20 .
7 . Шелехов И . Л . , Белозёрова Г . В . Взаимодействие систем «личность» - «социум» // Научно-педагогическое обозрение
(Pedagogical Review) . 2017 . Вып . 3 (17) . С . 117-126 .
8 . Шелехов И . Л . , Берестнева О . Г . Репродуктивное здоровье женщины: психологические и социальные аспекты . Томск:
Изд-во Томского политехнического ун-та, 2013. 366 с .
9 . Шелехов И . Л . , Гребенникова Е . В . , Иваничко П . В . Методы активного социально-психологического обучения: учеб . -
метод . комплекс . Томск: Изд-во Том . гос . пед . ун-та, 2014. 264 с .
10 . Шелехов И . Л . , Белозёрова Г . В . Визуализация семейной системы: Метод Б. Хеллингера в контексте научной парадиг-
мы // ПРАЕНМА. Проблемы визуальной семиотики (ПРАЕНМА. Journal of Visual Semiotics) . 2017 . Вып . 1 (11) . С . 86-103.
II. Шелехов И . Л . , Белозёрова Г . В . Личностные аспекты адаптации в исследовании образов, символов, сюжетов сновидений . Томск: Изд-во Томского гос . пед . ун-та, 2016 . 420 с .
12 . Smyshlyaeva L . G . , Demina L . S . , Shelekhov I . L . , Nasonov D . B . , Kravchenko O . I . , Kalinina S . S . Peer Mentoring as a Professional Test for Trainee Teachers in the Sphere of Deviant Behavior Prevention of Minors // Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations Proceedings of the XVIIth International Conference on Linguistic and Cultural Studies (LKTI 2017), October 11-13, 2017, Tomsk, Russia . P. 37-43. URL: https://link . springer. com/book/10 . 1007/978-3-319-67843-6 (дата обращения: 26 .01. 2018) .
Шелехов Игорь Львович, кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии психологических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 21.05.2018
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-206-216
A SYSTEMATIC APPROACH TO THE DEFINITION OF NORMS AND DEVIATIONS IN PSYCHOLOGICAL STUDIES OF MOTHERHOOD
I. L. Shelekhov
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
This article reveals the content of the term «deviant motherhood» and indicates different degrees of severity of a mother's behavioral disorder. There are four basic modes of the functioning of the system «mother - child», that reflect main ways of practical realization of motherhood: normative and conditionally normative motherhood, disturbances in mother-child relationship, deviant motherhood (antisocial form), deviant motherhood (protosociological form). The author's system of diagnostic criteria and assessment of mother-child relationships are given. The article also provides author's graphic images that illustrate the variability of the motherhood and basic variants of its practical implementation. The article complements existing gnoseological ideas about the problem of determination of norms and deviations in psychological studies of motherhood. Based on the conducted research the following conclusions were made: Modifications of motherhood are qualitatively different: normative motherhood, conditional-normative motherhood, impaired parent-child relationships, and deviant motherhood. The violation of mother-child relationship and deviant motherhood are presented by antisocial and protosociological forms. Weakly expressed digression in the behavioral responses of a woman is presented by a variety of violations of mother-child relationship. Obvious deviations from the optimum operation of the system «mother - child» are considered as deviations. Family and mother-child relationships represent a polyaspectual phenomenon, that is difficult for formal assessment. However, there's a general possibility of a qualitative analysis of mother-child relationships, their correspondence to the norm or pathology. The proposed system of criteria takes into account the variety of forms of mother-child relationships, which vary widely from the norm to deviance. A system of criteria for evaluation of the implementation of maternal functions is relevant to psychological science and practice, it makes a significant contribution to the solution of priority tasks of a society and a state. The factors determining the formation of disorders of mother-child relationship, deviant forms of maternal behavior, voluntary childlessness are the contradictions in the structure of a society, identity, reproductive function and the tendency to aspiration of the indicators of psychological readiness of a woman to the realization of the social role of maternal functions in the area of the minimum values. Women with impaired mother-child relationships, and deviant forms of maternal behavior, are characterized by the presence of signs of psychological and social distress.
Key words: methodology of science, psychology, approach, system, personality, research, maternity, mother, child, relationship, assessment, rate, aberration, deviation.
References
1. Brutman V. I. , Varga A. Ya . , Khamitova I. Yu . Vliyaniye semeynykh faktorov na formirovaniye deviantnogo povedeniya materi [Influence of family factors on the formation of deviant behavior of the mother] . Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 2000, vol . 21, no . 2, pp . 79-87 (in Russian) .
2 . Zalevskiy G . V. , Mamysheva N . L . , Shelekhov I. L . Individual'no-psikhologicheskiey osobennosti beremennykh v prognoze
formirovaniya deviantnykh form materinskogo povedeniya [Individually-psychological features pregnant in the forecast of formation of deviating forms of parent behavior] . Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Psychological Journal, 2005, no . 22, pp . 7-12 (in Russian) .
3 . Shelekhov I . L . , Urazaev A . M . Psikhologicheskaya korrektsiya deviantnykh form materinskogo povedeniya [Psychological
correction of deviant forms of maternal behavior] . Tomsk, TSPU Publ . , 2009 . 128 p . (in Russian) .
4 . Zhiginas N . V. , Semke V. Ya . Psikhicheskoye zdorov'e sem'i [Mental health of the family] . Tomsk, TSPU Publ . , 2013. 304 p .
(in Russian)
5 . Shelekhov I. L . , Grebennikova E . V. Metodologicheskiy podkhod k issledovaniyu reproduktivnogo povedeniya zhenshchiny
kak sistemnomu strukturno-urovnevomu fenomenu [Methodological approaches to research the reproductive behavior of women as systemic structural phenomenon] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univeriteta - TSPU Bulletin, 2015, no . 9 (162), pp . 89-95 (in Russian) .
6 . Shelekhov I. L . Sistemnyy podkhod kak metodologicheskiy bazis lichnostno-orientirovannykh psikhologicheskihk issledo-
vaniy [Systematic approach as methodological basis of personality-oriented psychological research] . Nauchno-peda-gogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, no . 2 (16), pp . 9-20 (in Russian) .
7 . Shelekhov I. L . , Belozerova G . V. Vzaimodeystviye sistem «lichnost'» - «sotsium» [Interaction of systems «personality» -
«socium»] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, no . 3 (17), pp . 117-126 (in Russian) .
8 . Shelekhov I. L . , Berestneva O . G . Reproduktivnoye zdorov'e zhenshchiny: psikhologicheskiye i sotsial'nye aspekty [Repro-
ductive health of a woman: psychological and social aspects] . Tomsk, Tomsk Polytechnic University Publ . , 2013. 366 p . (in Russian)
9 . Shelekhov I. L . , Grebennikova E . V. , Ivanichko P. V. Metody aktivnogo sotsial'no-psikhologicheskogo obucheniya: ucheb.-
metod. kompleks [Methods of active socio-psychological education: training and metodology complex] . Tomsk, TSPU Publ . , 2014 . 264 p . (in Russian) .
10 . Shelekhov I. L . , Belozerova G . V. Vizualizatsiya semeynoy sistemy: Metod B . Hellingera v kontekste nauchnoy paradigmy
[Visualization of the family system: B . Hellinger's method in the context of the scientific paradigm] . nPAEHMA. Problemy vizual'noy semiotiki - PPAEHMA. Problems of visual semiotics (Journal of Visual Semiotics), 2017, no . 1 (11), pp . 86-103 (in Russian)
11. Shelekhov I. L . , Belozerova G . V. Lichnostnye aspekty adaptatsii v issledovanii obrazov, simvolov, syuzhetov snovideniy [Personality aspects of adaptation in the study of images, symbols, dream scenes] . Tomsk, Tomsk State Pedagogical University Publ . , 2016 . 420 p (in Russian) . 12 . Smyshlyaeva L . G . , Demina L . S . , Shelekhov I. L . , Nasonov D . B . , Kravchenko O . I. , Kalinina S . S . Peer Mentoring as a Professional Test for Trainee Teachers in the Sphere of Deviant Behavior Prevention of Minors. Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations Proceedings of the XVIIth International Conference on Linguistic and Cultural Studies (LKTI
2017). Tomsk, 2017 . Pp . 37-43. URL: https://link. springer, com/book/10 .1007/978-3-319-67843-6 (accessed 26 January
2018) .
Shelekhov I. L., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]