Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ТЕОРИЯ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ / ВАРИАТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимкина Ю.Ю.

Статья посвящена проблеме применения системного подхода к обучению иностранному языку в вузе. Исходя из междисциплинарных данных о неустойчивости систем и процессов, представляется необходимым актуализировать системный подход к обучению иностранному языку. Под актуализацией системного подхода понимается перевод из состояния потенциального в состояние соответствующее современным условиям посредством применения теории сложных систем. Обучение иностранному языку как сложная система характеризуется наличием большого числа взаимосвязанных элементов, сложностью функции системы и её компонентов, наличием подсистем на уровнях подготовки бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Управление системой выступает одним из приоритетных направлений обеспечения её устойчивости. Вариативность как системообразующий элемент предоставляет возможность учета потребностей субъектов образовательного процесса путем выбора задач, способов решения, форм и методов обучения, не привнося энтропию в целостный образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEMATIC APPROACH TO FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN UNIVERSITIES

The article is dedicated to the problem of applying the system approach to foreign language teaching in universities. Based on the interdisciplinary data on the instability of systems and processes, it seems necessary to actualize the system approach to foreign language teaching. The actualization of the system approach is understood as a translation from the potential state to the state corresponding to modern conditions through the application of the theory of complex systems. Foreign language teaching as a complex system is characterized by the presence of numerous interrelated elements, the complexity of the system of function and its components, the presence of subsystems at the levels of undergraduate, graduate and postgraduate training. The management of the system is one of the priority directions of ensuring its sustainability. Variability as a system-forming element provides an opportunity to take into account the needs of the subjects of the educational process by selecting tasks, solutions, forms and methods of training, without introducing entropy into the holistic educational process.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) / THEORY AND METHODS OF TEACHING AND UPBRINGING (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION)

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.127.47 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Научная статья

Тимкина Ю.Ю.1, *

1 ORCID : 0000-0001-5005-0071;

1 Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (timkinaj[at]mail.ru)

Аннотация

Статья посвящена проблеме применения системного подхода к обучению иностранному языку в вузе. Исходя из междисциплинарных данных о неустойчивости систем и процессов, представляется необходимым актуализировать системный подход к обучению иностранному языку. Под актуализацией системного подхода понимается перевод из состояния потенциального в состояние соответствующее современным условиям посредством применения теории сложных систем. Обучение иностранному языку как сложная система характеризуется наличием большого числа взаимосвязанных элементов, сложностью функции системы и её компонентов, наличием подсистем на уровнях подготовки бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Управление системой выступает одним из приоритетных направлений обеспечения её устойчивости. Вариативность как системообразующий элемент предоставляет возможность учета потребностей субъектов образовательного процесса путем выбора задач, способов решения, форм и методов обучения, не привнося энтропию в целостный образовательный процесс.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, системный подход, теория сложных систем, вариативность, управление.

A SYSTEMATIC APPROACH TO FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN UNIVERSITIES

Research article

Timkina Y.Y.1 *

1 ORCID : 0000-0001-5005-0071;

1 Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation

* Corresponding author (timkinaj[at]mail.ru)

Abstract

The article is dedicated to the problem of applying the system approach to foreign language teaching in universities. Based on the interdisciplinary data on the instability of systems and processes, it seems necessary to actualize the system approach to foreign language teaching. The actualization of the system approach is understood as a translation from the potential state to the state corresponding to modern conditions through the application of the theory of complex systems. Foreign language teaching as a complex system is characterized by the presence of numerous interrelated elements, the complexity of the system of function and its components, the presence of subsystems at the levels of undergraduate, graduate and postgraduate training. The management of the system is one of the priority directions of ensuring its sustainability. Variability as a system-forming element provides an opportunity to take into account the needs of the subjects of the educational process by selecting tasks, solutions, forms and methods of training, without introducing entropy into the holistic educational process.

Keywords: foreign language teaching, systems approach, complex systems science, variability, management.

Введение

Рассматриваемая сегодня во многих исследованиях концепция энтропии, изначально сформулированная в термодинамике, позволяет объяснить не только физические процессы, но и применима к пониманию социальных процессов, в том числе, образованию и профессиональной подготовке студентов. Закон энтропии показывает, что упорядоченных систем в окружающем мире значительно меньше, чем беспорядочных; любые неконтролируемые изменения в системе ведут к беспорядку и разрушению системы как преобладающему состоянию мироустройства. Упорядоченность систем заключается в функциональном устройстве, самоорганизации, использовании энергии для поддержания целостности при воздействии импульсов из внешнего окружения.

Образовательный процесс в вузе включающий постановку цели - формулировку планируемого результата, определение принципов обучения, подбор соответствующих методов, технологий и средств обучения, является определенной системой, функциональные части которой взаимозависимы и взаимообусловлены, подчинены достижению цели. Обучение отдельным дисциплинам включается в масштабную сложно организованную систему высшего образования.

Исследования системы обучения иностранному языку в вузе показывают значительное влияние общей системы высшего образования, наличие глобальных и локальных факторов, условий, воздействующих на устойчивость системы. Модернизация образования - приведение процесса обучения в соответствие современному состоянию науки, потребностям общества, усовершенствование каких-либо аспектов обучения, например, обновление педагогических технологий, с одной стороны, встречаются с препятствиями и неспособностью системы быть гибкой, с другой стороны, вносят энтропию, что приводит систему в менее устойчивую позицию, отражается в трудностях достижения

качества обучения. Современные методические разработки, авторские методики не находят место в образовательном процессе вуза в силу потребности сохранения системы.

Значимость системного подхода к обучению иностранному языку в современных условиях повышается. Рассмотрение образовательного процесса в виде системы, её проектирование, установление границ позволит определить возможности внутри системы, способы обновления содержания и технологий, обеспечивающих устойчивость системы.

Основные результаты

Сегодня разработаны и обоснованы различные дидактические подходы к обучению, позволяющие рассматривать объект и предмет педагогического процесса исходя из личностных, социальных, педагогических и методических потребностей, к таким подходам относятся акмеологический, личностно-ориентированный, деятельностный на философском уровне познания, интегративный, синергетический, компетентностный и другие на общенаучном уровне. При этом сложность определения позиции, из которой ведется изучение образовательного процесса, наличие пересекающихся принципов в различных подходах зачастую ведет к невольному размыванию границ, смещению угла зрения, и, как следствие, отсутствию положительных изменений в обучении. Представляется необходимым установить системный подход в качестве ключевого, определяющего проектирование, существование и развитие обучения иностранному языку.

Теоретические положения системного подхода представлены в работах И.В. Блауберга, М.С. Кагана, Э.Г. Юдина и других. Исследование характеристик сложноорганизованного объекта посредством анализа и синтеза отдельных частей системы делает видимыми взаимоотношения части и целого, позволяет определить качество связей между частями системы, функции самой системы и каждой её отдельной части. Рассмотрение образовательного процесса как педагогической системы, обладающей совокупностью взаимосвязанных структурных и функциональных элементов, подчиненных цели образования, дает понимание единства отдельных частей, образующих качество системы и придающих ей специфические свойства [2].

Обучение иностранному языку в вузе является частью системы профессиональной подготовки бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов и подчинено общей цели высшего образования. Регламентирующие акты, установление цели, предписание форм и методов обучения (интерактивные), установление места (курс, семестр), выделение временных ресурсов (общее количество зачетных единиц, часы на аудиторную и самостоятельную работу) задается общей системой вуза. Эти данные являются входящими условиями проектирования системы обучения иностранному языку. Кроме того, многоуровневость обучения обуславливает специфические свойства системы, отражающиеся в принципах обучения, содержательном наполнении, методах обучения на каждом уровне подготовки.

Анализ исследований в области методики обучения иностранным языкам показывает, что внутри системы также присутствуют импульсы, влияющие на состояние образовательного процесса:

• потребность регулирования курсов иностранного языка для специальных целей и разработки учебно-методического обеспечения [7], [8];

• введение интегрированного обучения для обучающихся с высоким уровнем языковой подготовки [1];

• необходимость разработки методов и форм, обеспечивающих повышение мотивации обучающихся [5];

• ориентирование образовательного процесса на потребности обучающегося [11];

Решение обозначенных вызовов видится в обеспечении целостности иноязычного образовательного пространства [4] путем установления связей между компонентами образовательного процесса на основе системного подхода [9], [10]. Применение системного подхода в современных условиях предполагает его актуализацию.

Под актуализацией системного подхода понимаем его перевод из состояния потенциального в состояние соответствующее современным условиям и его установление в качестве ведущего подхода обучению иностранным языкам посредством данных о работе сложных систем. Сложная система характеризуется «наличием большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, сложностью функций самой системы и её компонентов, возможностью разбиения на подсистемы, управлением системой и интенсивными потоками информации, взаимодействием с внешней средой, функционированием в условиях случайных факторов» [6]. При обучении иностранному языку к числу элементов относятся: социальный запрос, современное понимание процесса овладения иностранным языком, принципы обучения, отбор языкового материала, разработка методических заданий, организация самостоятельной работы, необходимость интенсификации образовательного процесса путем введения смешанного обучения [3], методы и формы и контроля и другое. Разбивка на подсистемы происходит на разных уровнях подготовки, отличающихся в целеполагании, организации и управлении процессом, методах обучения. К случайным факторам возможно причислить разноуровневую языковую подготовку обучающихся в начале обучения, формы обучения (введение дистанционного обучения при соответствующей эпидемиологической обстановке). Очевидно, что большинство данных системы не являются количественными, а качественными, что также сказывается на сложности функционирования системы, предполагает большую роль управления системой на основе экспертных методов. Управление системой является значимым условием, способствующим развитию системы, поддержанию её эффективного функционирования, осуществлению контроля с целью корректировки цели, согласованности работы подсистем.

При наличии большого количества качественных данных и целеполагании образовательного процесса в рамках гуманистической парадигмы, фокусирующейся на потребностях обучающегося [11] системообразующим элементом целесообразно определить вариативность обучения в виде многообразия форм познавательной деятельности в иноязычной среде, множественности методов обучения и разнообразия форм контроля, выполняющих обучающие функции. Вариативность, обуславливающая характеристики компонентов системы и определяющая специфичность процесса, предоставляет преподавателям и студентам возможность выбора вариантов обучения, то есть позволяет в

условиях ограничения системы применять разнообразие форм и методов, не привнося энтропию в целостный образовательный процесс.

Заключение

Системный подход философского уровня научного познания позволяет определить обучение иностранному языку как сложную систему, включающую подсистемы, а именно, обучение в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре; состоящую из большого количества элементов, требующих согласованности и взаимообусловленности; поддающуюся влиянию случайных факторов. Применение теории сложных систем позволяет определить возросшую значимость управления системой на основе анализа данных, корректировки задач и способов решения, контроля согласованности компонентов образовательного процесса. В качестве системообразующего элемента выступает вариативность, реализующая учет потребностей субъектов образовательного процесса посредством применения много- и разнообразия способов, методов и средств овладения иностранным языком в вузе. Практическая ценность работы заключается в определении роли управления системой обучения иностранному языку на основе экспертных методов и рассмотрении вариативности в качестве способа центрирования системы на потребностях субъектов образовательного процесса.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Алмазова Н.И. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике. / Н.И. Алмазова, Т.А. Баранова, Л.П. Халяпина // Язык и культура. — 2017. — 39. — с. 116-134. — DOI: 10.17223/19996195/39/8

2. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин — М.: Наука, 1973. — 274 с.

3. Васильева Ю.С. Смешанное обучение: модели и реальные практики. / Ю.С. Васильева, Е.В. Родионова, Н.В. Чичерина // Открытое и дистанционное образование. — 2019. — 1 (73). — с. 22-32.

4. Еловская С.В. Целостность иноязычного образовательного пространства ВУЗа. / С.В. Еловская, Л.А. Дёмина // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2017. — 1. — с. 14-16.

5. Заседателева М.Г. Повышение мотивации к изучению иностранного языка в ходе реализации системно-деятельностного подхода. / М.Г. Заседателева, Е.Б. Быстрай, Л.А. Белова и др. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — 5. — с. 91-101.

6. Набродова И.Н. Сложные системы и процессы их функционирования. / И.Н. Набродова // Известия ТулГУ. Технические науки. — 2015. — 9. — с. 190-194.

7. Поляков О.Г. Психолого-педагогические аспекты проектирования курса английского языка для специальных целей: анализ потребностей и выбор подхода. / О.Г. Поляков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. — 9-2 (39). — с. 133-137.

8. Сергеева Н.Н. Модель обучения студентов неязыкового вуза стратегиям работы с лексикой в профессионально ориентированном контексте. / Н.Н. Сергеева, М.В. Ермолаева // Язык и культура. — 2020. — 50. — с. 258-272.

9. ВгаскеП M.A. RULER: A theory-driven, systemk approa^ to sorial, emotional, and academic learning. / M.A. ВгаскеП, C.S. Bailey, J.D. Hoffmann et al. // Ed^a^^l Psy^^st. — 2019. — 54 (3). — p. 144-161.

10. Jarabson M.J. Education as a ramplex system: Co^eptual and methodologkal imp^a^ons. / M.J. Jarabson, J.A. Levin, M. Kapur // Ed^a^^l Researcher. — 2019. — 48 (2) . — p. 112-119.

11. Shmeleva Z.N. Student-centered learning of the foreign language at the non-linguists university. / Z.N. Shmeleva // Azimuth of saen^fe research: pedagogy and psyAology. — 2019. — 1. — p. 297-300.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Almazova N.I. Pedagogkheskie podxody' i modeli integrirovannogo ob^heniya inostranny'm yazy'kam i professional'ny'm disriplinam v zarubezhnoj i rossijskoj lingvodidaktike [Pedagogsal approaAes and models of integrated teaming of foreign languages and professional disdplines in foreign Russia and linguodidactics]. / N.I. Almazova, T.A. Baranova, L.P. Xalyapina // Yazy'k i kul'tura [Language and Culture]. — 2017. — 39. — p. 116-134. — DOI: 10.17223/19996195/39/8 [in Russian]

2. Blauberg I.V. Stanovlenie i sushhnost' sistemnogo podxoda [Formation and esserce of the system approach] / I.V. Blauberg, E'.G. Yudin — M.: Nauka, 1973. — 274 p. [in Russian]

3. Vasil'eva Yu.S. Smeshannoe ob^tier^: modeli i real'ny'e praktiki [Blended learning: models and real cases]. / Yu.S. Vasil'eva, E.V. Rodionova, N.V. Chicherina // Otkry'toe i distanrionnoe obrazovanie [Open and dista^e education]. — 2019. — 1 (73). — p. 22-32. [in Russian]

Mewdynapodnhrn MayuMO-uccAedoBameAbCKUu wypnm ■ № 1 (127) • MuBapb

4. Elovskaya S.V. Celostnost' inoyazy'chnogo obrazovatel'nogo prostranstva VUZa [The integrity of the foreign language educational space of the university]. / S.V. Elovskaya, L.A. Dyomina // Pedagogika. Voprosy' teorii i praktiki [Pedagogy. Questions of theory and practice]. — 2017. — 1. — p. 14-16. [in Russian]

5. Zasedateleva M.G. Povy'shenie motivacii k izucheniyu inostrannogo yazy'ka v xode realizacii sistemno-deyatel'nostnogo podxoda [Increasing motivation for learning a foreign language in the course of implementing a system-activity approach]. / M.G. Zasedateleva, E.B. By'straj, L.A. Belova et al. // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University]. — 2018. — 5. — p. 91-101. [in Russian]

6. Nabrodova I.N. Slozhny'e sistemy' i processy' ix funkcionirovaniya [Complex systems and processes of their functioning]. / I.N. Nabrodova // Izvestiya TulGU. Texnicheskie nauki [News of TulGU. Technical science]. — 2015. — 9. — p. 190-194. [in Russian]

7. Polyakov O.G. Psixologo-pedagogicheskie aspekty' proektirovaniya kursa anglijskogo yazy'ka dlya special'ny'x celej: analiz potrebnostej i vy'bor podxoda [Psychological and pedagogical aspects of designing a course of english for specific purposes: needs analysis and approach choice]. / O.G. Polyakov // Filologicheskie nauki. Voprosy' teorii i praktiki [Philological sciences. Questions of theory and practice]. — 2014. — 9-2 (39). — p. 133-137. [in Russian]

8. Sergeeva N.N. Model' obucheniya studentov neyazy'kovogo vuza strategiyam raboty' s leksikoj v professional'no orientirovannom kontekste [Model of teaching strategies of working with vocabulary to non-linguistic students in the professionally-oriented context]. / N.N. Sergeeva, M.V. Ermolaeva // Yazy'k i kul'tura [Language and culture]. — 2020. — 50. — p. 258-272. [in Russian]

9. Brackett M.A. RULER: A theory-driven, systemic approach to social, emotional, and academic learning. / M.A. Brackett, C.S. Bailey, J.D. Hoffmann et al. // Educational Psychologist. — 2019. — 54 (3). — p. 144-161.

10. Jacobson M.J. Education as a complex system: Conceptual and methodological implications. / M.J. Jacobson, J.A. Levin, M. Kapur // Educational Researcher. — 2019. — 48 (2) . — p. 112-119.

11. Shmeleva Z.N. Student-centered learning of the foreign language at the non-linguistic university. / Z.N. Shmeleva // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. — 2019. — 1. — p. 297-300.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.