Научная статья на тему 'Системный подход к менеджменту'

Системный подход к менеджменту Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3646
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЗАКОНЫ МЕРФИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кверевкина Дарья Геннадьевна

В статье всесторонне рассматривается системный подход к менеджменту в рамках научноисследовательской работы магистранта, приводится сопоставление с другими подходами. Особенностью статьи выступает совмещение традиционных подходов с элементами использования некоторых законов Мерфи. В заключении приводятся ответы автора статьи на замечания рецензента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к менеджменту»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 330.1

Кверевкина Дарья Геннадьевна

магистрант СПбГЭУ, г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: ponts09@mail.ru Научный руководитель: Пашкин Сергей Борисович д.пед.н., профессор РГПУ имени А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: sergejjpas hkin@mail.ru

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ Аннотация

В статье всесторонне рассматривается системный подход к менеджменту в рамках научно-исследовательской работы магистранта, приводится сопоставление с другими подходами. Особенностью статьи выступает совмещение традиционных подходов с элементами использования некоторых законов Мерфи.

В заключении приводятся ответы автора статьи на замечания рецензента.

Ключевые слова

Менеджмент. Системный подход. Законы Мерфи. Научно-исследовательская работа. Синергетический

подход к менеджменту.

В основу данной статьи лег отчет о научно-исследовательской работе, выполненной в период обучения в бакалавриате СПбГЭУ.

Формирование задачи исследования.

Несколько слов в качестве предисловия. Системный подход подразумевает как традиционализм в суждениях, так и парадоксы в утверждениях. Поэтому при разработке данной статьи мной были использованы некоторые законы Мерфи, которые, с моей точки зрения, расширят представление о предмете исследования.

Актуальность темы исследования.

В современных условиях важно найти исходные позиции к трактовке различных явлений. Почему? Да потому, что неверный ракурс, точка зрения, позиция исследователя могут привести к ненаучным толкованиям проблемы, поиску и применению неправильных способов ее решения. В доказательство хотелось бы привести слова русского психофизиолога И.П. Павлова, который говорил, что при правильном методе и посредственный ученый может достичь высоких результатов, при плохом же методе даже самый выдающийся исследователь не достигнет ничего. Мы говорим: сколько людей - столько точек зрения. В известном анекдоте так и написано, что в любом вопросе два еврея имеют три несхожих мнения. И это подтверждается по многим вопросам. В частности, хотелось бы привести две диаметрально противоположных точки зрения на достижение результата. Девиз ордена иезуитов «Цель оправдывает средства», а Л.Д. Троцкий, разрабатывая теорию «перманентной революции», говорил, что «движение - все, конечная цель - ничто». Поэтому любому теоретику и практику важно найти правильные исходные позиции, применить современные научные методы, использовать передовые технологии для оптимального и эффективного решения стоящих перед ним задач. В менеджменте, наряду с системным, существуют комплексный, ситуационный, процессный подходы. С моей точки зрения, именно системный подход является важнейшим (системообразующим) для всеобъемлющего и всестороннего синтеза в рамках одной научной дисциплины (проблемы) на уровне новых знаний, ключом для решения глобальных задач.

Системный подход достаточно широко изучен, разработан и применяется в современном мире во многих отраслях науки и практики. Однако, революционные изменения в мире, всеобщая информатизация,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

достижения научно-технического прогресса и их реализация в повседневной жизни дает нам право утверждать, что системный подход не только не изжил себя, но требует дальнейших разработок в соответствии с новыми реалиями.

Выбранная тема не предполагает решения определенной практической задачи (задач).

Об актуальности темы исследования говорят постулаты передовой теории систем:

1. Все, что угодно, - система.

2. Все, что угодно, - часть более крупной системы.

3. Вселенная бесконечно систематизирована как снизу вверх (большие системы), так и сверху вниз (меньшие системы).

4. Все системы бесконечно сложны (Иллюзия простоты возникает от того, что внимание сосредоточивается на одном или нескольких вариантах).

Но есть правило глупости по Франсу: «Если миллион человек верят в какую-то глупость, она все равно остается глупостью».

Цель исследования изучить системный подход, провести его сопоставление с другими подходами по широкому кругу критериев (показателей) и на примерах показать его преимущества к решению конкретных задач.

Объект исследования современные подходы к менеджменту.

Предмет исследования системный подход к менеджменту.

Гипотезы исследования.

1. Современные менеджеры будут функционировать более эффективно, если в их практике реализовывать системный подход.

2. Изучение системного подхода даст мне возможность в будущей деятельности применять его на практике, что будет способствовать повышению качества изучения дисциплин гуманитарного, социального и профессионального циклов в СПбГЭУ.

3. Самостоятельная научная работа по избранной теме сформирует у меня первичные навыки исследователя.

И тут можно привести как утверждение Томпсона: «Любой факт можно подогнать под любое утверждение, если включить в последнее дополнительные предположения», так и правило Кибитцера: «Когда о проблеме ничего не знаешь, предлагать решения намного проще».

Задачи исследования:

1. Провести библиографический поиск и на его основе сделать ретроспективный анализ подходов к менеджменту в России и за рубежом.

2. Провести анализ современных подходов к менеджменту.

3. Определить место, значение и современное состояние теории и практики системного подхода к менеджменту.

4. Сопоставить системный подход с другими подходами.

5. Обработать полученные в результате библиографического поиска данные.

6. Сформулировать выводы и рекомендации по результатам исследования.

7. Составить отчет и презентацию о проделанной работе.

8. Представить отчет и презентацию на зачет.

Методы исследования: теоретические - научный поиск и анализ источников и литературы, обработка полученных результатов.

Условия проведения поиска лабораторные: работа в научных читальных залах РНБ и библиотеке СПбГЭУ, поиск в интернете.

В качестве объектов поиска выступали труды выдающихся отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, учебники, учебные пособия, научные издания.

И тут есть достаточно справедливый закон Уильямса и Холанда: «Если собрано достаточное количество данных, то с помощью статистических методов можно доказать все, что угодно» и правило Рэя для точности: «Измеряйте микрометром. Отмечайте мелом. Отрубайте топором».

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Постановка задачи.

1.Описание проблемы.

Как подходить к менеджменту и оценивать его эффективность? Нужен ли он вообще? А если нужен, то в чем его предназначение? Какие знания он генерирует? На какие научные постулаты опирается? Какие имеет достижения? С какими сопредельными отраслями знаний граничит? Какова востребованность менеджеров в условиях рыночной экономики в период мирового кризиса в России и за рубежом?

Но, психотерапевтический принцип Макгаффина говорит, что «легко видеть светлую сторону в проблемах других людей».

2. Словесная формулировка.

Я поставила задачу углубленно изучить в рамках данной НИР системный подход, провести его сопоставление с другими подходами по широкому кругу критериев (показателей), на примерах показать его преимущества в решении конкретных задач и отразить ее (задачу) в данном отчете.

3. Финитизация. В результате научного исследования должно быть всесторонне рассмотрено применение системного подхода в менеджменте.

Однако закон Данна гласит: «Самая тщательная подготовка отнюдь не заменяет глупого везения».

Построение задачи.

4. Композиция.

- Провести ретроспективный обзор и анализ подходов к менеджменту в России и за рубежом.

- Провести анализ современных подходов к менеджменту.

- Определить место, значение и современное состояние теории и практики системного подхода к менеджменту.

- Разработать авторскую программу: содержание, принципы, методы и формы исследования, а также этапы реализации программы.

- Проверить разработанную программу в реальных условиях (в нашем случае - получая подтверждение из различных источников информации (см. список литературы) в условиях научных читальных залов РНБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, а в будущем - в практических условиях разработки большого НИР (диссертационного исследования) - на базе конкретных организаций (фирм).

- Обработать полученные экспериментальные данные методами объективного и субъективного контроля (мы ограничены в исследовательской базе).

- Доказать эффективность авторской программы (в нашем случае теоретически).

- Сформулировать выводы и рекомендации по результатам исследования.

Но заповедь Бернстайна говорит о композиции: «Национальный цветок радиологов и рентгенологов -это кустарник для живой изгороди».

5. Локализация задачи.

На реализацию поставленной задачи отведен месяц. База проведения исследования - научные читальные залы Российской национальной библиотеки (РНБ) им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Невский и Московский пр.), библиотека ИнжЭкона, личная библиотека, СМИ, интернет-ресурсы. Работа носит теоретический исследовательский характер.

Объект исследования современные подходы к менеджменту.

Предмет исследования системный подход к менеджменту.

Методы исследования теоретические.

Практическая реализация полученных результатов не предполагается. Текущий и рубежный контроли не предусматриваются. Общая трудоемкость НИР 3 зачетных единицы (кредита), 108 часов. Результатом НИР является отчет с презентацией и заканчивается зачетом.

Базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов. Глубина исследовательской базы более 50 лет.

Этапы исследования: начальный (выбор темы и определение рамок и замысла исследования, объекта и предмета, цели, этапов и задач - 1 неделя), основной (запись в РНБ, работа в ее научных читальных залах, поиск информации в библиотеке ИнжЭкона, личной библиотеке, СМИ, интернет ресурсах - 2 недели),

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

заключительный (систематизация полученного материала по теме НИР, оформление НИР (отчета и презентации) - 1 неделя). Подготовка к зачету - 3 дня.

Но теория Оскара Уайлда говорит о любых рамках (границах): «По-настоящему знают себя только люди мелкие».

Оценка задачи.

6. Кондификация.

В условиях Санкт-Петербурга, обучения в СПбГЭУ, наличия доступа к всемирной паутине возможности для реализации поставленных задач представляются безграничными, тем более, что практические методы исследования и реализации замысла (анкетирования, опросы, тестирования, экспертные оценки (за исключением получения зачета по данной работе) и др.) не предусматриваются, как и обращение к законодательным и подзаконным актам, нормативной документации.

Хотя закон педиатрии об условиях реализации говорит: «Никогда не обследуйте ребенка, который обут в ковбойские сапоги».

7. Когнификация.

Системный подход является одним из подходов не только к менеджменту, но и к другим наукам, отраслям знаний, дисциплинам. Весь мир, вселенная - это система, состоящая из меньших систем. Поэтому и данный подход является всеобъемлющим. Часто его разделяют на части, пытаются заузить в целях конкретизации получения конечных результатов (системно-деятельностный и сменивший его компетентностный подход в современном российском образовании).

Системный подход сложен, ибо учитывает все показатели, влияющие на эффективность конечного результата. Данный подход в менеджменте предусматривает широту охвата проблемы в условиях риска и неопределенности, появления новых знаний и технологий. Что важнее? Тактические, ситуативные решения в угоду быстрой выгоды или стратегические затраты в надежде на будущее. Жесткая эксплуатация с максимальной отдачей или удовлетворенность от работы? Прибыль в угоду человеческим отношениям? Технократизм или гуманизм?

В менеджменте возможна многовариантность подходов, показателей и критериев. Системный подход как наиболее всеобъемлющий формирует системное мышление руководителя, требует всестороннего подхода к управлению, привлечения специалистов различного профиля. А это ведет к дополнительным затратам.

И тут актуален постулат Пенфилда: «Каждый узкий специалист может улучшить свои показатели, становясь более широким».

8. Квалификация.

Данная работа представляет собой теоретическую задачу, подразумевающую применение анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, классификации, систематизации, оценки и других умственных операций.

Здесь уместен закон Велилинда об эксперименте: «Если повторение эксперимента может создать проблему, делай эксперимент только один раз».

9. Вариантизация.

Поставленная задача может быть выполнена как в ограниченном объеме (при недостатке источников информации или времени), так и в расширенном виде с выходом на практику (проведение экспериментов на базе различных организаций и фирм). На менеджмент можно посмотреть и с других позиций (подходов). Однако замена на исследование другого подхода к менеджменту не предполагается, так как произойдет смена темы (предмета) нашей НИР.

И всплывает закон Таля: «На каждую точку зрения есть другая, критикующая первую».

Обоснование задачи.

10. Конектизация.

Системный подход к менеджменту связан с другими универсальными подходами, такими как комплексный, ситуационный и процессуальный. Кроме того, существуют ещё и национальные подходы. У всех подходов есть как общие черты, так и специфические. В частности, в комплексном подходе, в отличие

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

от системного, отсутствуют принципы. А ситуационный подход упор делает на практику, организацию производства. Американская школа менеджмента ориентировалась изначально на специализацию, рационализацию, эффективность и прагматизм в достижении целей. А японская модель решающее значение отдает гармонизации отношений и мобильности. С моей точки зрения, системный подход дает методологическую основу объединения вышеперечисленных подходов и моделей, позволяет с научных, методологических позиций оценить их преимущества и недостатки.

Актуален второй закон Вайнберга: «Если бы строители строили дома так, как программисты пишут программы, то первый же дятел разрушил цивилизацию».

11. Актуализация.

Системный подход как никогда актуален для современного менеджмента и бизнеса. Для его реализации нужны как фундаментальные знания и опыт, так и умение «держать руку на пульсе», следить за изменениями в мире. Он позволяет как бы «подняться» над проблемой, все расставить на свои места, определить межсистемные связи, вносить коррективы, разрабатывать и реализовывать новые подходы, учитывая при этом доводы оппонентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, по правилу Роджерса: «Проект примут только тогда, когда никто из членов комиссии не пострадает в случае провала, но зато в случае успеха все они получат поощрение».

12. Компрометация.

В современном мире идет погоня за сиюминутной выгодой. Снижается интерес к теории. Владельцы капиталов, топ-менеджеры зачастую не хотят вкладывать деньги в разработки, которые могут (или не могут) принести прибыль в далеком будущем (перспективе).

Системный подход затратен (по времени и средствам), требует привлечения большого числа высококвалифицированных специалистов, не гарантирует достижения прибыли, хотя и снижает вероятность принятия неверного решения.

Компрометирующим парадоксом звучит восьмой закон Хорвуда: «В сложных системах всякая взаимосвязь между собранной информацией и принимаемыми решениями отсутствует».

Обозначение задачи.

13. Экспликация.

Ключевые понятия: основные положения теории систем, классификация и свойства систем, организационная система, системный подход в теории и практике менеджмента, менеджмент как система, условия и критерии результативности и эффективности менеджмента, менеджмент XXI века. В частности:

Система (греч. systema - целое, составленное из частей соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Элемент - простейшая неделимая часть системы, т. е. предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения системы, решения конкретной задачи, поставленной цели.

Подсистема - часть системы, представляющая собой самостоятельную систему, обладающую системными свойствами.

Надсистема (суперсистема) - система, включающая в себя определенное число систем.

Элемент - неразложимый далее элемент системы.

Связь - форма взаимодействия элементов системы. С помощью связей формируются отношения, определенные для данной системы.

Свойства - качества параметров объектов, т. е. внешние их проявления.

Отношение - заранее заданное условие взаимосвязи между элементами.

Структура - внутренняя форма, отражающая определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее строение.

Состояние - множество существенных свойств, которыми система обладает на данный момент времени.

Поведение - способность системы переходить из одного состояния в другое.

Равновесие - способность системы сохранять свое поведение в отсутствие внешних воздействий сколь

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

угодно долго.

Устойчивость - способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из него выведена под влиянием внешних возбуждающих воздействий.

Развитие - направленное закономерное изменение.

Системный подход (СП) - совокупность принципов и методов исследования любых объектов как систем. Системный подход ориентирован на раскрытие основных системных свойств объектов, выявление всех типов связей и сведение их в одну картину. СП требует не только анализа (разложения), но и синтеза систем, т. е. объединения отдельных частей в целое. СП также требует начинать процесс познания от целого к частям и выделения главного в исследуемых объектах и явлениях.

Системный подход к анализу теории и практики менеджмента позволяет выявить критические переменные и ограничения в системе. Владение приемами системного подхода требует от руководителя решать любую проблему с учетом взаимодействия с другими проблемами. Главной задачей системного подхода является построение целостной картины объекта.

Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких целей. Неотъемлемым элементом организационных систем является человек.

Организационная система может рассматриваться как:

• производственная система, объединяющая ресурсы, производственный процесс и продукцию;

• социально-техническая система, состоящая из людей и технической системы, необходимой для выполнения производственных заданий;

• система, содержащая элементы конкурентной ситуации, снижающие эффективность функционирования системы.

Сущность науки управления, элементы системы менеджмента, содержание управленческой деятельности, принципы системного подхода, результаты применения системного подхода при анализе деятельности организации как социальной системы, сопоставление комплексного и системного подходов, характерные черты менеджмента XXI века приведены мной в презентации.

14. Перекодировка.

Менеджер должен знать и владеть теоретико-методологическими основами менеджмента, иметь навыки и уметь применять на практике различные подходы, методы, технологии в системном подходе, опираясь на все новое и передовое.

Вместе с тем, закон Гилба утверждает: «Любая система, которая зависит от надежности человека, ненадежна».

Научная новизна.

Сложно говорить о научной новизне работы магистранта. Хотя, с моей точки зрения, подытоживая результаты своего поиска, я бы употребила понятие - синергетический подход к менеджменту (закон синергии о результатах соединения потенциалов элементов системы), который бы воедино вобрал в себя традиционные подходы на позициях гуманизма и гармонизации функционирования системы (систем). Хотя закон синергии подразумевает при простом сложении потенциалов не только приращение, но и как снижение прироста эффективности, так и рост не в соответствии с вложениями. Так что вопрос спорный.

Субъективно для меня новизна состояла в изучении новых источников и литературы, знакомство с РНБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, овладении новыми способами научного поиска, написании данного отчета. Думаю, что и соединение традиционных взглядов на системный подход с парадоксальными законами мерфинианы также в какой-то мере оригинально.

Практическая значимость.

Проведенное исследование носит теоретический характер. В части практической значимости его можно оценить только субъективно, для себя. Изучение новых источников и литературы, знакомство с РНБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, овладение новыми способами научного поиска, написание данного отчета дали мне практические навыки исследовательской работы, а представление доклада и презентации - навыки изложения научного сообщения.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза принята.

И в заключении хотелось бы привести теорему Фирта: «Пять - это достаточно хорошее приближение к бесконечности».

Ответы на замечания рецензента доктора экономических наук профессора Цветкова А.Н. по отчету о НИР: «Системный подход к менеджменту».

Прежде всего, хотелось бы выразить искреннюю признательность уважаемому рецензенту профессору Цветкову Алексею Николаевичу за внимательное и скрупулезное прочтение моего скромного опуса и за ценные замечания, которые позволили мне пересмотреть отдельные положения рецензируемого отчета и тем самым углубить его содержание.

А теперь по существу высказанных замечаний:

1. По поводу принятия позиции «я-мы». Отчет по данной НИР не предполагал ссылок на авторитеты и научного руководства. Говоря «я, с моей точки зрения» и т.д., мной выбран персонифицированный подход к данному исследованию. А он предполагает полную ответственность автора за все свои утверждения и посылки. Подход «мы» деперсонифицирован, то есть я как бы переношу груз своих возможных недочетов на других людей, а это не входило в мои планы. Вместе с тем, я опиралась в исследовании на научные работы других авторов. И с этих позиций можно согласиться с мнением уважаемого рецензента об уместности употребления местоимения «мы».

2. Уважаемый рецензент предлагает дифференцировать тему исследования и ее предмет (пункт 5), уточнив предмет (добавив) словами «место» и «современный». Любое уточнение предмета зауживает тему исследования, так как известно, что тема работы и ее предмет адекватны. Предметом психологии выступает и педагогическая психология, и психология управления, и психология менеджмента и т.д. Вместе с тем, предложенная рецензентом формулировка «место системного подхода в современном менеджменте» реально отражает содержание моей работы, так как я опиралась в исследовании в большей степени на новейшие положения современной науки о менеджменте. В свое оправдание хочу сказать, что при определении предмета я исходила из выбора темы из предложенного списка, а последний не подлежал корректировке.

3. Замечание «а есть не передовая, отсталая?» по поводу посылки «передовая теория систем» (в актуальности темы исследования). Мерфиниана - это феноменология с примесью парадоксов. Она дружит с авторскими ассоциациями. В данном случае аналогию можно провести с утверждениями Козьмы Пруткова, когда он элементарные житейские истины представлял как научные постулаты. Например: «К чему тебе одеколоны, если идешь позади походной колонны?». Или с умным видом можно кильки называть анчоусами. Так что понятие «передовая» надо рассматривать с позиции шутки, когда общеизвестное выдается за новое, современное и прогрессивное.

4. Замечание по заповеди Бернстайна о композиции в пункте 4: «Национальный цветок радиологов и рентгенологов - это кустарник для живой изгороди». Здесь я имела в виду, что у любого исследователя могут быть сформированы стереотипы, профессиональные деструкции и деформации, недостаток знаний и опыта, которые могут наложить определенный негативный отпечаток на структуру НИР, подразумевая при этом, что и моя композиция (да и позиция тоже) может показаться терновым кустом, который будет спасением для братца Кролика от братца Лиса..

5. По замечанию в финитизации (пункт 3): «Насколько эти законы верны и реальны? Может быть тему переформулировать?» Данные законы как бы предупреждают нас об окружающих нас опасностях, неприятностях, и учат быть к ним готовыми, не расслабляться. Известна фраза: «Si vis pacem - para bellum» (хочешь мира - готовься к войне). То есть эти законы, может быть, и не вполне научны, но уж точно поучительны. А вот насчет переформулировки темы только хочется сказать: не стоит. Данные законы, по-моему, это как бы аксессуары к рассматриваемой теме. А аксессуары всегда были и есть значимыми дополнениями к чему-то основному. Женщины-политики часто лишь деталями показывают свою позицию. В частности, у бывших Госсекретаря США Мадлен Олбрайт такими аксессуарами были броши, премьер-

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

министра Великобритании Маргарет Тэтчер платочки и шарфики. Можно вспомнить всем известную фразу Фаины Георгиевны Раневской в кинофильме «Весна», когда она, примеряя перед зеркалом шляпку, воскликнула: «Красота - страшная сила!»

6. Замечание о несерьезности закона Велилинда об эксперименте: «Если повторение эксперимента может создать проблему, делай эксперимент только один раз». В 60-70-е г.г. прошлого века в СССР шла дискуссия между физиками и лириками об их роли, значении и доминировании в жизни общества. И любой спор заканчивался в итоге шуткой (примером может служить зарождение КВН). Чувство юмора продлевает жизнь, особенно если человек способен шутить над собой. Вот и я подтруниваю над своими «глобальными» изысками в науке, применяя вышеназванные окрашенные юмором и сарказмом постулаты. Хотелось бы еще привести из мерфинианы максиму У.К.Филдса: «Начинайте каждый день с улыбки, и этого с вас хватит».

7. В п. 9 (вариантизация) уважаемый рецензент предложил при выходе на практику заменить эксперименты на опросы. Можно согласиться, что оба метода являются практическими, однако эксперимент вбирает в себя целую массу практического инструметария: опросы (устные и письменные), анкеты (закрытые и открытые), тесты, беседы, интервью, наблюдение, анализ результатов деятельности и т.д. И чем больше данных методов мы применим в эксперименте - тем более объективными будут его результаты.

8. Особая благодарность рецензенту за добавление в список литературы книг Рассела Акоффа и А.И.Пригожина. Смелость и остроумие Акоффа (Ackoff, Russel L.) особенно ярко воплотились в книге Ackoff s Fables ("Мифы Акоффа") (1991). Из наиболее цитируемых его сентенций выделяются три: (1) Наилучшим дизайнером систем является тот, кто знает, как превзойти любую предложенную другими систему. (2) Наилучшей реакцией на произвольное требование будет такая реакция, которая окажется столь же произвольной, как и само требование. (3) Умственные и творческие способности являются производителями, а не продуктами образования, но нередко оказываются и его жертвами. А.И. Пригожин в своей книге приводит методы противодействия дезорганизации, основанные на разработанной автором теории синергичной организации, которая появилась в результате анализа и обобщения его многолетней консультационной практики. Данных работ я раньше не встречала. Сейчас же увидела разновидность мерфинианы в работах первого автора и мое предположение о синергетическом (у Пригожина синергичном) подходе к созданию гармоничной организации у второго.

9. Некоторые рассуждения «в развитие». Можно ли сформулировать критерии системности менеджмента? Критерий - это признак, на основе которого производится оценка, классификация чего-либо, мерило оценки. В экономической теории распространено понятие критерия оптимальности как предельной меры экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений и выбора оптимального. И вот тут-то как раз и вся загвоздка в слове «экономический», которое ставится во главу угла как мерило. А ведь есть еще и психологические, социально-психологические и другие понятия эффективности (внутренняя гармония человека, социально-психологический климат организации) о чем как раз и пишет А.И Пригожин. И задача состоит в том, чтобы «в одну повозку впрячь коня и трепетную лань». В психологии есть понятие «критериальная валидность». То есть определение соответствия применяемых в исследовании методов с полученными результатами. Если все сводить к экономической эффективности, то с критериями разобраться достаточно просто. Но менеджмент связан с людьми. И в этом вся проблема. Тут можно говорить только об относительности истины и субъективности критериев. Идеи эгалитаризма (равенства) показали свою несостоятельность: коммунизма еще никто не построил. Разные подходы к менеджменту показывают свою эффективность в весьма различных условиях и обстоятельствах. Синергетичность всех подходов в системном тоже весьма условна. Мир меняется. А системный подход как бы хочет быть истиной в последней инстанции, быть универсальной отмычкой к любой проблеме, в том числе и в менеджменте. А любое навязывание, гегемония, диктат рождают противодействие, борьбу (закон единства и борьбы противоположностей данную борьбу считает источником любого развития). И в этой борьбе и рождается истина. Поэтому и о системности или не системности менеджмента можно говорить весьма условно, так как истина многозначна. Уважаемый рецензент может обвинить меня в релятивизме, но

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

это разумный релятивизм. Поэтому в своей рецензируемой работе я и применила мерфиниану, стараясь отойти от традиционализма и где-то окрасить серьезные утверждения и положения юмором физиков и лириков.

И в заключении хотелось бы привести закон Вернера Гейзенберга: «Есть вещи, которые настолько серьезны, что по их поводу можно только шутить».

Список использованной литературы:

1. Акофф Р. Акофф о менеджменте. СПб.: Питер, 2002. 448 с.

2. Глущенко В.В. Менеджмент: Системные основы. 2-е изд. Железнодорожный (Моск. обл.): НПЦ «Крылья», 1998. 223 с.

3. Гвишиани Д.М. Организация и управление. Социологический анализ буржуазных теорий. М.: Наука, 1970. 382 с.

4. Гвишиани Д.М. Социология бизнеса. Критический анализ американской теории менеджмента. М.: Соцэкгиз, 1962. 195 с.

5. Дафт Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. 829 с.

6. Друкер П. Практика менеджмента. М.: Вильямс, 2000. 397 с.

7. Лапыгин Ю.Н. Теория менеджмента. М.: Рид Групп, 2011. 336 с.

8. Мескон и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1995. 700 с.

9. Пашкин С.Б., Курмышов В.М., Березняцкий В.С. Проблемная ситуационная задача как средство проверки сформированности компетенций обучающихся по учебной дисциплине // Перспективы развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (13 августа 2015 г., г. Уфа). Уфа, РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 92-94.

10.Пашкин С.Б., Семикин В.В., Минко А.Н. Развитие метакомпетенций студентов (курсантов) на основе применения рефлексивных творческих заданий // Современное состояние психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 августа 2015 г., г. Уфа). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.116-118.

11.Пашкин С.Б., Минко Н.И., Миленина И.П. Методология и методы психолого-педагогических исследований / ВИТУ. СПб., 2008 106 с.

12.Полное собрание законов Мерфи / Пер. с англ. 4-е изд. Минск: «Попурри», 2008. 608 с.

13.Пригожин А.И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с.

14.Пудич В.С. Системное развитие менеджмента как науки. М.: ГУУ, 2001. 219 с.

15.Семикин В.В., Пашкин С.Б., Гончаренко С.В. Содержание и балльно-рейтинговая система оценки научно-исследовательской практики магистрантов // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 января 2016 г., г. Самара) / В 2 ч. Ч.2. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 78-81.

16.Соболева Е.Н. Менеджмент: системный подход к управлению. М.: Экон-информ, 2003. 93 с.

17. Современный менеджмент: российские реалии и теория: сб. научных трудов / Отв. ред. А.Н. Цветков. -СПб.: СПбГИЭУ, 2004. - 176 с.

18.Теория системного менеджмента: Учебник / Под ред. П.В. Журавлева. М.: Изд-во «Экзамен», 2002. 512 с.

19.Уорд М. 50 методик менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2004. 199 с.

20.Цветков А.Н. Менеджмент в исследованиях и разработках. СПБ.: СПбГИЭА, 1997. 98 с.

21.Цветков А.Н., Зарембо В.Е. Методы решения творческих задач в менеджменте. Учебно-практическое пособие. М.: Кронус, 2010.

22.Шереметов П.В. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие. М.: Изд-во «Омега-Л», 2007. 406 с.

© Кверевкина Д.Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.