СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И АНАЛИЗ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНЫМ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
С. В. ЯКИМЧУК
В статье рассматривается теория методологических основ и система социальной защиты населения как комплексная категория, связанная с разрешением проблем и противоречий социума на разных этапах его существования. Формой социального инвестирования выступает формирование методологических подходов к социальной защите населения.
Ключевые слова: социальная защита населения, системный подход, социальное инвестирование, человеческий капитал.
Социальная защита населения в любой стране мира призвана содействовать людям в успешном разрешении их жизненных проблем. При этом социальная защита как часть социальной работы направлена на стабилизацию развития общества, поддержание общественной и национальной безопасности в смысле сохранения генофонда, воспроизводства населения страны, сокращения социальных конфликтов, создания уравненных жизненных возможностей для разных категорий населения. Иначе говоря, социальная защита есть важнейшая составляющая социального развития общества, и от ее форм и объемов зависит поступательное или регрессивное движение социума.
Методология исследования социальной защиты как формы социального инвестирования не может не включать приемы других дисциплин, так как природа социальной защиты связана с разнообразными институтами социума, развитие которых способствует развитию социальной защиты. Имеется в виду не только экономический, но и правовой, социологический, педагогический аспекты социальной защиты. Наиболее развита методология социальной защиты в юриспруденции, так как основа государственной социальной защиты - законодательные акты, а исполнительными органами являются преимущественно органы социального обеспечения. Однако экономический аспект социальной защиты также необходим, ведь в условиях нарастания дифференциации в обществе: материальной, моральной и демографической (в смысле старения белой расы) - рост расходов на социальную защиту неизбежен. Следовательно, он должен быть обосно-
ван в качестве затрат на оказание общественных услуг и верифицирован с точки зрения общественной пользы. Существует мнение, что социальная защита как главная часть социальной работы всегда затратна (например, А. И. Тюбеев) [11]. Однако научные взгляды на исключительно затратный характер создания общественных благ и услуг имеют тенденцию к изменениям. Целью создания общественных благ и услуг является удовлетворение либо потребностей всего общества в целом, либо потребностей отдельных социальных групп. Потребление как процесс удовлетворения потребностей традиционно рассматривалось как конечный акт воспроизводства, поэтому затраты на удовлетворение потребностей считались окончательными, без каких-либо результативных для экономики последствий. Лишь с тех пор, как изменилось отношение исследователей к роли человека в экономике, потребление стало рассматриваться как полноценная часть цикличного развития воспроизводства, имеющая своим результатом формирование: рабочей силы, личности, человеческого капитала.
Социальная защита населения представляет собой совокупность социальных инвестиций в сферу потребления тех категорий граждан, которые наиболее подвержены социальным рискам в силу половозрастной и социальной дифференциации. Причем виды таких социальных инвестиций могут быть как материально-вещественного плана, так и в форме услуг.
Социальная защита населения представляет собой совокупность социальных инвестиций в сферу потребления отдельных категорий населения с це-
лью компенсации последствий социальных рисков и создания возможностей воспроизводства и развития всем членам общества.
Каким же образом социальные инвестиции связаны с социальной защитой населения? Общеизвестно, что инвестиция - это долгосрочное вложение капитала в какую-либо отрасль хозяйства, предприятие или экономическую и социальную программу как внутри страны, так и за ее пределами, осуществляемое с целью получения дохода. Основным субъектом инвестиционной деятельности является инвестор (вкладчик капитала, осуществляющий инвестицию). Основными формами инвестиций, по утверждению исследователя В. Ю. Кудрявцева [5], являются покупка ценных бумаг или помещение капитала в создание предприятий, экономикосоциальные структуры или программы. Часть исследователей считают, что в качестве социальных инвесторов могут выступать преимущественно фирмы, которые направляют средства на развитие своего персонала, включая затраты на рост квалификации работников, подготовку и переподготовку рабочей силы, содержание социальных объектов и обеспечение тем самым роста производительности труда на предприятии. Другие исследователи (например, Л. В. Шульгина) [14], с точкой зрения которых мы согласны, утверждают, что социальные инвестиции - это затраты государства, частного бизнеса и общественных организаций на развитие человеческого капитала путем инвестирования в сферу потребления с целью роста эффективности от использования этого человеческого капитала. Иначе говоря, в условиях рыночной экономики инвестиции возможны лишь в том случае, если существует возможность определения их эффективности. То есть, если можно видеть количественный прирост в результате инвестирования. С точки зрения К. Макконнелла и С. Брю [8] затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, так как текущие расходы осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем.
Все вышеприведенные точки зрения позволяют нам утверждать, что вложения в сферу социальной защиты также будут иметь форму социальных инвестиций, если мы сможем доказательно определить степень их компенсации для инвесторов. Эта компенсация может касаться, например, воспроизводства и роста национального человеческого капитала (если речь идет о поддержке безработных, медицинской помощи, социальной защите детей). О компенсации для общества может идти речь и в том случае, если инвестиции направлены на под-
держание национальной безопасности и снижение криминальных рисков в виде помощи мигрантам, социальной поддержки малообеспеченных семей, поддержания молодых семей. Компенсация для общества возможна и в случае поддержки инвалидов и пенсионеров, как потенциальной рабочей силы для национальной экономики. С нашей точки зрения, вложения в сферу социальной защиты всегда будут выглядеть как социальное инвестирование, даже в случае благотворительной помощи. Ведь любые, сознательно направленные средства в поддержку граждан высоких групп социального риска, обеспечивают снижение этого риска и, тем самым, снижение социальной напряженности в обществе, нормализацию воспроизводственных процессов, выравнивание жизненного уровня разных групп населения. Так как наше утверждение должно быть доказательным, обратимся к выработке методологии исследования социальной защиты как формы социального инвестирования.
Сложность и многоаспектность категории «социальная защита» как форма социального инвестировании заставляет формировать специфическую методологию ее теоретического исследования, а затем - и методологию применения результатов исследования к практике.
Теоретическое исследование социальной защиты как формы социального инвестирования требует формирования методологии, которая в полной мере могла бы раскрыть сущность социальной защиты как формы социального инвестирования и отразить взаимосвязи, показывающие эффективность такого инвестирования. Теоретическое знание является результатом разрешения иного противоречия - между предметом познания и методом, с помощью которого возможно познание этого предмета (при этом не является обязательным требование единства и взаимосвязи познания и преобразования, теоретической и практической деятельности). Теоретико-методологическое знание выводится из разрешения проблемы, содержащей в себе оба противоречия: между предметом и методом, между познанием и преобразованием. Под методологией исследователями понимается «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе».
Кроме того, поиск методологии - это формирование представлений о структуре, логической организации, методах и средствах теоретической деятельности, а также - о принципах и процедурах формирования и применения методов познания и преобразования действительности; о совокупности наиболее общих принципов решения сложных практических задач, о методах исследования; о
системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учением об этой системе; об исходных (ключевых) положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогических исследований.
Существенным признаком методологического знания является, прежде всего, его принадлежность к разрешению специфического противоречия - между процессами познания и преобразования социальной практики.
Поэтому можно определить сущность методологии социальной защиты как формы социального инвестирования в виде «учения о структуре, логической организации, методах и средствах
деятельности защиты населения в области теории и практики социального инвестирования».
«В ... методологии науки, как она сложилась на сегодняшний день существуют различные уровни исследования с присущими им методами и средствами анализа познавательного процесса». Исходя из сложившихся уровней методологического исследования, мы выделили, вслед за новосибирской школой, всеобщую философскую методологию; общенаучную методологию; конкретно-научную методологию, дополнили эти уровни теоретическим и научно-практическим подходами, сформировав тем самым единство теории, методологии и практики.
Структура теории методологических основ социальной защиты населения может быть представлена в виде рисунка 1.
Общеметодологические Научно-практические
основы социальной основы социальной
защиты населения защиты населения
1
Всеобщие научные подходы к социальной защите населения
Общенаучные основы Частно -научные
социальной защиты основы социальной
населения защиты населения
Рис. 1. Структура теории методологических основ социальной защиты населения
Общепринято выделение эмпирического и теоретического уровней познания, подуровнями последнего выступают научно-эмпирический и научно-теоретический уровни. Результаты познания - это знание, для которого используются факты, идеи, гипотезы, теории (правила, постулаты, принципы). Совокупность знаний, определенная в логическую систему с помощью таких ее элементов, как основания, теории, законы, закономерности, категории, понятия и другие представляют собой логическую структуру. Вместе с тем, именно она, в свою очередь, является объектом познания для своей собственной методологии.
Такое предметное содержание методологии, во-первых, позволяет рассматривать социальную защиту населения как область практической деятельности (практический уровень), отражаемую в соответствующей теории, и как научную дисциплину (теоретический уровень), отражаемую в со-
ответствующей методологии (методологический уровень).
Во-вторых, такое предметное содержание позволяет определить, что методологическое знание социальной защиты населения - это знание о его рефлексии (отражении) в сознании исследователя. Если же представить знание, относящееся к методологии социальной защиты населения в структурно-перечислительном виде, то оно представит собой следующую совокупность:
1. Знание о познании, в процессе которого вырабатывается знание. Иными словами, методология социальной защиты населения - это один из общих разделов науки, исследующий и формирующий содержание, организацию и методику, логическую структуру и принципы научно-познавательного процесса, научно-исследовательской деятельности, которая называется (в широком смысле слова) методологической рефлексией.
Методологическую рефлексию, наряду со способностью к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования, В. В. Краев-ский [4] относит к содержанию методологической культуры исследователя. Это знание может быть описано в виде минимального перечня методологических категорий, выступающих как характеристики научного исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, значение для науки, значение для практики.
Отметим, что это знание является результатом лишь исследовательской деятельности, что не
дает права сводить его к методологическому знанию в целом.
2. Знание о науковедческом знании необходимо, прежде всего, для углубленного анализа логической структуры социальной защиты населения.
3. Знание о преобразовании - эта часть методологии, которая связана с проблемами взаимодействия теории и практики путем внедрения в нее научных знаний, использованием передового опыта, инноватики.
Таким образом, совокупное использование абстрактности знания, критерия предметного его содержания и критерия сферы его распространения позволяет определить структуру методологии социальной защиты населения в целом (рис. 2).
Рис. 2. Структура методологии социальной защиты населения
методологией социальной защиты в общем смысле понимается теория о структуре, логической организации, методах и средствах познавательной (исследовательской) и преобразовательной (практической) деятельности, а также деятельность по получению и применению такого (методологического) знания в системе социальной защиты населения.
При этом более общие знания, знания наук более высокого методологического статуса реализу-
ют по отношению к данному знанию методологическую функцию и формируют методологическую основу.
Совокупность этих знаний, представленная в высшей, наиболее развитой форме своей организации, составляет теорию методологических основ социальной защиты населения.
Единство и взаимосвязь теории методологических основ, теории проблем методологии и теории
методологических проблем социальной защиты населения составляет структуру методологии.
Для исследования структуры и содержания методологического знания, выявления иерархии и характера взаимодействия этого знания с другими видами и уровнями знаний, верификации полученного знания как методологического, целесообразно комплексное применение критерия абстрактности знания, критерия его предметного содержания, критерия сферы его применения (распространения).
Кроме того, комплексное использование вышеназванных критериев позволяет определить и проанализировать источники формирования методологического знания о социальной защите, основные пути дальнейшего развития методологии социальной защиты населения.
Формируя методологические подходы к социальной защите населения как форме социального инвестирования, мы использовали комплекс всеобщих и общенаучных методов.
Всеобщим научным методом со времен Аристотеля остается диалектический. Смысл диалектического метода применительно к предмету нашего исследования состоит в том, что социальная защита должна рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости с социальным инвестированием и с социальной политикой государства. Социальная защита как процесс находится в постоянном движении. Причем одни принципы и методы ее построения находятся в процессе развития, другие - в процессе деградации. Движение внутри системы социальной защиты происходит в процессе развития от низших стадий к высшим, от простого к сложному, от конкретного к абстрактному (и наоборот, в случае деградации). Однако использовать только диалектический метод в условиях синтеза разных экономических парадигм (марксистских, неоинституциональных, неоклассических и др.) было бы недостаточно. Некоторые экономические школы (маржиналистская, например) вполне эффективно используют метафизический подход, который позволяет рассматривать социальную защиту, абстрагируясь от многочисленных связей.
Из комплекса общенаучных методов нами были использованы системный и метод синергетики.
Системный подход к экономическим явлениям предполагает, что экономические отношения субъектов возникают в рамках определенных структурных связей, объединенных в единое целое. Для более точного использования категории «экономическая система» необходим семантический и формально-логический анализ понятия «система» применительно к социальной защите населения.
Можно рассматривать систему как «организованный комплекс средств достижения общей цели», как это утверждается исследователем И. М. Верещагиным. Можно опираться на понимание материальной системы как созданной с определенной целью природой или человеком частью объективного материального мира, которая состоит из относительно устойчивых взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, развитие и совершенствование которой зависит от взаимодействия с окружающей средой. С точки зрения исследователя Ерохиной Е. А., система - это совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности [2]. Мы остановились на определении системы, предложенном математиком С. П. Никаноровым, который понимает под системой любой объект вместе с его интерпретацией [9]. При этом под интерпретацией следует понимать осмысленную точку зрения исследователя на некий объект, то есть, система -это объект плюс описание объекта, сделанное на основании определенного культурного среза сознания исследователя.
Мы рассматриваем систему как комплексную категорию, связанную с разрешением проблем и противоречий социума на разных этапах его существования. Любая система абстрактна. Любая система рассматривает ресурсы и ограничения ее функционирования в рамках поставленной проблемы. Любая система, исходя из рисков ее положения, включает целеполагание и целедостижение и стремится к минимизации существующих рисков.
Система социальной защиты отражает проблемы человеческих институтов, основанных для упорядочивания жизни социума. С момента появления в социуме морали (вначале религиозной, затем - светской), решение проблем справедливости использования ограниченных ресурсов было оформлено в виде социальных институтов. Одним из них стал институт социальной защиты, который имеет исторический генезис и подвержен трансформациям в соответствии с целями и задачами общества.
Социальная защита как институциональное образование имеет свою структуру, свои регламенты, свои цели и функции. В общем виде схема социальной защиты как институциональной системы и схема управления ею будут нами подробнее рассмотрены в дальнейших параграфах. Необходимо также исходить из того, что большинство институциональных систем социальной защиты носят на-
циональный характер. Межнациональные институты социальной защиты находятся в стадии формирования и - под влиянием национальных особенностей социальной защиты.
Рассмотрев такие свойства системы как целостность, иерархичность и эмерджентность, мы можем обратиться к трактовке системы как встроенному в соответствующую среду функциональному комплексу иерархически взаимосвязанных компонентов, позволяющих в их целостности воспроизводить ее саму и обеспечивать ее самоорганизацию и саморазвитие в рамках существующей внешней среды, а также - научную интерпретацию этого комплекса. Математик С. П. Никаноров считает, что под системой понимается субъектная интерпретация всех взаимосвязей в механизме объекта, которые позволяют этим объектом эффективно управлять [9]. Таким образом, система - это объект, сознательно преобразуемый определенным образом (через интерпретацию исследователем этого объекта) с целью выхода на конечный результат. Интерпретация исследователя зависит от
Взаимосвязь социальной
уровня развития научных представлений на каждом этапе развития социума.
Любая система должна быть саморегулируе-мой. То есть, самоорганизация и саморазвитие, как свойства системы, означают необходимость и возможность ее саморегулирования. Однако социальная защита остается частично саморегули-руемой, так как главной регулирующей силой для нее в любой национальной экономике остается государство. Частичное саморегулирование социальной защиты связано с участием в социальном инвестировании в нее таких экономических субъектов, как фирм, общественных организаций, домохозяйств. Следовательно, социальная защита может в той мере выступать в виде системы, в какой она является формой социального инвестирования. Во всех остальных случаях меры по социальной защите носят либо срочный и временный характер, либо бессистемны, либо носят окончательно затратный характер и имеют пассивный эффект. Таким образом, социальная защита и социальное инвестирование взаимосвязаны и взаимозависимы (табл. 1).
Таблица 1
и социального инвестирования
Уровни экономических субъектов социальной защиты Источники социального инвестирования Цели социального инвестирования Виды социальной защиты
Государство
федеральный уровень средства федерального бюджета (социальное обеспечение, социальные программы) национальная безопасность, демографические проблемы (сокращение естественной убыли населения), снижение риска криминальных действий граждан, рост занятости, поддержка малообеспеченных семей, обеспечение норм социальной жизни отдельных категорий граждан трудовые пенсии, по старости, по инвалидности, социальные пенсии и пособия, социальное и медицинское страхование, программы поддержки потоков мигрантов (соотечественники за рубежом, поддержка переселившихся в Россию и пр.), монетизация льгот и т. п.
региональный и муниципальный уровни средства регионального и муниципального бюджетов (социальные программы) сокращение смертности в регионе, укрепление деторождаемости, регулирование миграционных потоков, поддержка уровня жизни детей и лиц пенсионного возраста, программы усыновления сирот социальное обслуживание, адресная социальная помощь, содержание учреждений социальной защиты, финансирование региональных и муниципальных программ по социальной защите и пр.
общественные организации средства бюджетов общественных организаций, благотворительных фондов поддержание здоровья пенсионеров и инвалидов за счет средств профсоюзов, студенческих и других общественных организаций, предоставление материальной помощи, организация социальных мероприятий для членов общественных организаций создание Фондов социальной защиты (материальная помощь, скидки на продовольствие, финансирование городских мероприятий по социальной защите и пр.)
Частный
фирма Единый социальный налог, выплаты из прибыли (благотворительные средства) сокращение рисков пенсионного возраста и наступления инвалидности работников, поддержка уровня жизни детей и граждан, нуждающихся в ней, обеспечение воспроизводства рабочей силы и пр. направление благотворительных средств для региональных социальных программ, адресная помощь ветеранам предприятия, направление средств в негосударственные пенсионные фонды
Уровни экономических субъектов социальной защиты Источники социального инвестирования Цели социального инвестирования Виды социальной защиты
и пр.
домохозяйство фонд оплаты труда, сбережения семьи сокращение рисков пенсионного возраста и наступления инвалидности членов семьи, накопление средств на нормальное воспроизводство членов семьи негосударственное пенсионное обеспечение, накопительные социальные программы (напр., медицинского страхования)
Приведенный в таблице 1 уровень домохозяйства также означает социальное инвестирование, так как затраты инвестора-домохозяйства получают свою компенсацию. Признаки социального инвестирования здесь налицо, то есть, имеют место затраты в социальную сферу для получения социального эффекта.
В то же время, например, Л. В. Шульгина [14] и В. Ю. Кудрявцев [5] утверждают, что домохозяйство не является социальным инвестором, видимо, по признаку его индивидуальности. Отсюда - определение системы социального страхования, которое мы можем сформулировать следующим образом: под системой социальной защиты понимается комплекс отношений экономических субъектов социальной защиты по поводу направления социальных инвестиций для эффективного сокращения социальных рисков на основе адекватных форм, инструментов и социальной ответственности.
Социальная защита населения выступает как явление рыночной экономики, имеет категориальное выражение и обладает собственным механизмом. С позиции явления рыночной экономики социальная защита оказывает влияние на социаль-
ную ситуацию в стране, и в то же время она попадает под влияние внешних и внутренних факторов, как экономических, так и социальных.
Социальная защита рассматривается с позиции обеспечения материальными средствами существования населения и предотвращения бедности, нужды, повышенного износа рабочей силы. В соответствии с Конвенцией МОТ № 117, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
С этой позиции строится и система управления социальной защитой. По поводу традиционной системы управления социальной защитой исследователи высказали множество критических замечаний. Например, исследователь Л. Н. Сенных привела некоторый перечень объектов управления социальной защитой, который мы дополнили и дифференцировали по социальным инвесторам в соответствии с задачами нашей работы (табл. 2).
Таблица 2
Объединенная классификация объектов управления системой социальной защиты населения*
№ группы объектов Социальный инвестор Объекты управления системой социальной защиты населения
1 Государство, фирмы Система обязательного социального страхования, состоящая из подсистем: пенсионного страхования (ПФР), обязательного медицинского страхования (ОМС), социального страхования (ФСС); система охраны труда**, система социального партнерства**
2 Государство Учреждения, предоставляющие виды социальных услуг (система социального обслуживания, система социальной помощи)
3 Государство, НКО, домохозяйство Образовательные учреждения системы социальной защиты населения
4 Государство, Фирмы, НКО Ведомственные журналы, газеты
5 Государство, фирмы Управляющие компании
6 Фирмы, НКО, домохозяйство Негосударственные пенсионные фонды
№ группы объектов Социальный инвестор Объекты управления системой социальной защиты населения
7 Фирмы, НКО, домохозяйство Негосударственные страховые фонды
8 Государство Предприятия и организации социальной защиты (протезно-ортопедические и пр.)
9 НКО Благотворительность * *
10 Государство, НКО Поддержка семей переселенцев-соотечественников, мигрантов**
* - построено автором работы на основе данных Л. Н. Сенных ** - объекты предложено включить автором работы.
Таким образом, особенностью объекта управления социальной защитой населения является его социальный характер. Государственные органы управления российской соцзащиты можно классифицировать на: 1) органы, наделенные полномочиями только в сфере социальной защиты (Министерство здравоохранения и социального развития РФ; органы социальной защиты населения субъектов РФ; органы социальной защиты муниципальных образований; 2) подразделения государственных органов, выполняющих многочисленные функции в своей области деятельности, одной из которых является полномочие по назначению и выплате пенсий, например, комиссия при Высшем Арбитражном Суде РФ, Правительство РФ, министерства силовых структур.
Первые из них обладают единством и относительным присутствием элементов вертикального управления и контроля. Вторые не обладают единой системой взаимодействия и контроля. С точки зрения автора работы, задачей государственной системы социальной защиты является создание единой системы управления социальной защитой в виде, например, отдельного министерства или межведомственной структуры. Разобщенность объектов социальной защиты и сложные взаимодействия между ними и управленческими системами создают дополнительные сложности для эффективной работы самой системы социальной защиты.
Литература
1. Белопольский Н. Г. Основы производственно-хозяйственной энвироники. М., 1990. С. 19.
2. Ерохина Е. А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход. иКЬ: Шр://ек-lit.agava.ru/books.htm
3. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1984.
4. Краевский В. В. Методология научного исследования. Спб., 2001.
5. Кудрявцев В. Ю. Социальные инвестиции в человеческий капитал и их эффективность в современной России: дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2008.
6. Левин А. И. Научно-технический прогресс и личное потребление. М., 1979.
7. Липский И. А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: Монография. Тамбов-Москва, 2000. С. 5-94.
8. Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т.: пер. с англ. 11 изд. М., 1992.
9. Никаноров С. П., Персиц Д. Б. Об одном направлении в развитии теории систем и его значении для приложений // Вопросы кибернетики. 1977. Вып. 32.
10. Сенных Л. Н. Социальная защита населения: Административно-правовое регулирование системы управления: монография. Воронеж, 2002.
11. Тюбеев А. И. Социальная работа как фактор стабилизации регионального социума(на материалах Северного Кавказа). Автореф. дис. канд. соц. наук. М., 2000.
12. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
13. Федосеев, П. Н. Взаимосвязь философии и конкретных наук // Диалектический материализм и современная наука. Прага, 1978.
14. Шульгина Л. В. [и др.] Регулирование воспроизводства человеческого капитала в промышленности современной России. Воронеж, 2007.
* * *
SYSTEM APPROACH AND THE ANALYSIS OF BASIC CONCEPTS OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION AND
ITS INTERRELATION WITH SOCIAL INVESTMENT IN THE HUMAN CAPITAL
S. V. Yakimchuk
In article the theory of methodological bases of social protection of the population and system as complex category connected with solution of problems and society contradictions at different stages of its existence is considered. The form of social investment is formation of methodological approaches to social protection of the population.
Key words: social protection of population, system approach, social investment, human capital.