Научная статья на тему 'Общая теория социальной защиты: предмет, источники, элементы, основные положения и закономерности, принципы и парадоксы'

Общая теория социальной защиты: предмет, источники, элементы, основные положения и закономерности, принципы и парадоксы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4572
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / SOCIAL PROTECTION / THE GENERAL SOCIAL PROTECTION THEORY / THE ECONOMIC MODEL OF SOCIAL PROTECTION / THE OBJECT OF SOCIAL PROTECTION / THE SUBJECT OF SOCIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черкасская Галина Викторовна

В статье раскрываются предмет, источники, элементы и основные положения общей теории социальной защиты как нового научного направления, формируемого в рамках экономической науки (институциональное направление экономической теории), основанное на представлениях автора о сущности социальной защиты как социально-экономического и социокультурного феномена, и предлагается описание экономической модели социальной защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Черкасская Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The general social protection theory: subject, sources, parts, basic notions and laws, principles and paradoxes

The article considers the subject, sources, parts and basic statements of the general social protection theory as a new scientific direction formed within the limits of the economic science (institutional branch of the economic theory), based on the author’s concept about the essence of social protection as the social and economic and social and cultural phenomenon, and offers the description of the economic model of social protection.

Текст научной работы на тему «Общая теория социальной защиты: предмет, источники, элементы, основные положения и закономерности, принципы и парадоксы»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 304.42

Г. В. Черкасская

Общая теория социальной защиты: предмет, источники, элементы, основные положения и закономерности, принципы и парадоксы

В статье раскрываются предмет, источники, элементы и основные положения общей теории социальной защиты как нового научного направления, формируемого в рамках экономической науки (институциональное направление экономической теории), основанное на представлениях автора о сущности социальной защиты как социально-экономического и социокультурного феномена, и предлагается описание экономической модели социальной защиты.

The article considers the subject, sources, parts and basic statements of the general social protection theory as a new scientific direction formed within the limits of the economic science (institutional branch of the economic theory), based on the author’s concept about the essence of social protection as the social and economic and social and cultural phenomenon, and offers the description of the economic model of social protection.

Ключевые слова: социальная защита, общая теория социальной защиты, экономическая модель социальной защиты, объект социальной защиты, субъект социальной защиты.

Key words: Social protection, the general social protection theory, the economic model of social protection, the object of social protection, the subject of social protection.

Социальная защита как общественный феномен привлекает внимание многих наук, в том числе экономической, однако, поскольку на сегодняшний момент отсутствует общность в понимании сущности социальной защиты, считаем необходимым сформулировать основные положения общей теории социальной защиты.

Общая теория социальной защиты представляет собой совокупность формируемых в рамках общественных наук научных знаний о социальной защите как социально-экономическом и социокультурном феномене, проявляющемся на всём протяжении существования человеческого общества.

Особенность предмета общей теории социальной защиты обусловлена тем, что из всех возможных форм человеческого поведения, имеющих социально-экономическое значение, феномен социальной защиты, особенно в своих первоначальных неорганизованных формах, наиболее сложен для рационального понимания и потому наименее объясним наукой.

Источниками общей теории социальной защиты являются знания, накопленные об этом и сопутствующим ему явлениям в рамках следующих наук: философии, неэкономических общественных наук (истории, юриспруденции, социологии, конфликтологии, демографии, антропологии, этнологии, политологии и др.), неэкономических естественных наук (биологии, географии, физиология, психологии, медицины и др.), общей экономической теории, специальных экономических наук (экономики труда, экономики общественного сектора, экономики социальной сферы и её отраслей, социальной политики, управления и др.). Учитывая социально-экономическое содержание научной категории «социальная защита», общая теория социальной защиты в структуре общественных наук относится к экономической науке (институциональное направление).

Источниками научно-методологического аппарата познания общей теории социальной защиты являются общенаучные (философские) методы познания и специальные методы, в том числе системный анализ, статистический, социологический, экономический, трансакционный, управленческий, финансовый анализ и др.

Связь с другими науками общей теории социальной защиты разнонаправленна: с одной стороны, она (теория) заимствует методы и массивы знаний, имеющиеся в других теориях и науках, с другой - обогащает их новым знанием относительно предмета социальной защиты.

Место общей теории социальной защиты в системе экономического знания определяется особенностью исследуемого предмета и методами его познания. Поскольку социальная защита представляет собой одну из фундаментальных социально-экономических функций человеческого общества, то теория социальной защиты продолжает ряд теорий, рассматривающих длительно существующие феномены человеческого поведения и социального взаимодействия с экономической или социально-экономической точки зрения.

Элементами общей теории социальной защиты как достаточно выраженными и предметно обособленными совокупностями теоретических и практических знаний являются: теория риска (ограниченно), теория страхования (ограниченно), история социальной защиты, теория организации здравоохранения, теория организации образования, теория благотворительности, теория социальной работы, теория социального страхования, теория социального обеспечения, теория социальной помощи, в том числе поддержки и обслуживания.

Указанный ряд может быть расширен за счёт выделения новых субпредметов исследования, например, теории системной социальной защиты или теории управления системой социальной защиты, и др.

Структурно элементами общей теории социальной защиты можно также считать различные теоретические исследования, ограниченные историческими или категориальными субъектнообъектными рамками, например: социальная защита доиндустри-ального и индустриального общества, социальная защита в традиционном, капиталистическом и социалистическом обществах, государственная и негосударственная социальная защита, социальная защита трудозанятых, нетрудоспособных, детей, женщин, пожилых и т. п.

Основные положения и закономерности общей теории социальной защиты.

Социальная защита представляет собой постоянно развивающийся социально-экономический и социокультурный феномен, который существует с момента возникновения человеческого общества.

Постоянно существующей основой социальной защиты являются биологические особенности людей (способность испытывать чувства, эмоции, способность думать и рассуждать, иметь потребность в помогающем поведении), особенности социальной организации (социальные ритуалы и нормы, общественные научно-практические конструкции), а также индивидуальное и общественное гуманистическое мировоззрение, формирующие нормы и правила общественного и личного поведения в области социальной защиты.

Необходимыми и достаточными условиями для возникновения общественной потребности в социальной защите в человеческом обществе являются:

• наличие человеческого общества и взаимодействия внутри него;

• наличие общественного продукта и порядка его распределения;

• обязательная интеграция индивидов в социум путем встраивания их в социальную иерархию и выполнения ими установленных функций, являющаяся необходимым условием выживания конкретного индивида в данном социуме;

• наличие социальных рисков, которые генерируются социумом на любом уровне своего развития как следствие высокого уровня опасности внешней среды и объективной неоптимальности выполнения общественных функций членами социума;

• низкая или пониженная по сравнению с остальными способность конкретного индивида выживать или адаптироваться в конкретном социуме (физическая, умственная, психологическая, социальная слабость, постоянная или временная).

Таким образом, социальная защита как социальноэкономическая категория охватывает совокупность отношений, складывающихся в обществе по поводу производства, распределения и перераспределения общественного продукта в целях обеспечения адекватной социальной адаптации и интеграции индивидов, не способных самостоятельно справиться с воздействием социальных рисков.

Под социальным риском в контексте теории социальной защиты понимается вероятное наступление такого социально обусловленного и не зависящего от индивида события, которое уменьшает или

прекращает возможность нормальной (привычной) социальной и/или биологической жизни индивида.

Предметом социальной защиты является необходимый и соответствующий вторичному социальному статусу уровень социальной адаптации и интеграции в социум объекта социальной защиты, адекватный возможностям общества и его самого.

Объектом социальной защиты являются индивид или группы индивидов (различного уровня), отличительной особенностью которого (которой) является низкая или пониженная по сравнению с остальными способность выживать (адаптироваться) в конкретном социуме (физическая, умственная, психологическая, социальная слабость, постоянная или временная). Субъектом социальной защиты является индивид, группа, общность или организации любого порядка, включая государство, осуществляющие или должные осуществлять мероприятия социальной защиты в отношении признанного объекта социальной защиты. При совпадении субъекта и объекта социальной защиты речь идёт о таком виде социальной защиты, как самозащита, которая чаще всего носит прогнозно-резервно-профилактический характер (запасы на «черный день» и т. п.).

Основная функция социальной защиты как социальноэкономической категории состоит в восстановлении нарушенного воздействием социальных рисков уровня социальной адаптации и интеграции в социум конкретных индивидов и в случае восстановления ими производительной способности - сохранении и приращении человеческого и социального капитала, а в случае невозможности восстановления производительной способности -сохранении и приращении социального капитала, формируемого в процессе оказания необходимых жизнесохранительных или ритуальных мер социальной защиты, основанных на гуманизме, милосердии и социальной ответственности субъектов и объектов социальной защиты.

Механизмы реализации требований социальной защиты как социально-экономической категории в разных исторических и цивилизационных обществах воплощаются в совокупности видов и форм

социальной защиты, применяемых конкретным обществом, совокупность которых в настоящее время в развитом индустриальном обществе представляет собой национальные системы социальной защиты выборочного, национального, межнационального, наднационального и мирового уровней.

Первым простейшим и постоянно существующим видом социальной защиты является помощь в различных формах, которую оказывают более сильные члены общества индивидуально или сообща слабым (объективно или субъективно) членам этого общества.

Эволюция социальной защиты совершает конечный, в том числе и возвратно-поступательный, путь внутри каждого исторически территориально и этнически обусловленного сообщества, но имеет общие для всех сообществ ступени (стадии, уровни эволюции), связанные со степенью организации социальной защиты на уровне самого общества, которая, в свою очередь, обусловлена уровнем общественного развития и господствующим способом общественного производства.

Общая эволюция социальной защиты идет по пути увеличения совокупности объектов, субъектов, видов, форм и методов оказания социальной защиты, при этом циклически возникающие понижательные внутрисистемные изменения обусловлены процессами и характером взаимодействия с системой жизнеобеспечения, в том числе с общей величиной доступных жизненно важных ресурсов в конкретно-исторический период времени, что можно рассматривать как определённые закономерности эволюции социальной защиты.

Социальная защита в рамках общества может иметь организованный и неорганизованный характер, т. е. оказываться:

а) стихийно: по конкретному случаю (сиротству, пожару, увечью и т. п.), по желанию помогающего (благотворителя);

б) условно системно (обязательно с учетом временного фактора): по обычаю, по религиозной норме, по договоренности (устанавливалась на период времени, поддерживалась определенным социальным субъектом в течение своей жизни и т. п.);

в) системно (по исполняемому закону).

Таким образом, социальная защита как общественное явление развивается по пути от простого к сложному: от самых простых -индивидуальной помощи и самозащиты, взаимопомощи и благотворительности, через защиту все более расширяющихся групп (родственных, территориальных, профессиональных, религиозных) - до специально организованных институтов социальной защиты (страхования, обеспечения, помощи, обслуживания и др.), которые могут действовать и за рамками национального государства и общества, что также можно рассматривать как определённые закономерности её эволюции. Основными факторами влияния на процессы и направления эволюции социальной защиты в конкретном обществе являются (по мере возникновения) географические, биологические, экономические, ценностные, политические, религиозные, научные и идеологические факторы, причем в определенный период времени какой-то из факторов (политический, идеологический) может быть превалирующим, в том числе необоснованно, при определении общественной необходимости и полезности конкретных видов и форм социальной защиты в целях их введения или прекращения.

В современном обществе многообразие видов и форм системной социальной защиты воплощается в разнообразных организационных и организационно-правовых формах, существующих в

и ■ м и и и

отраслях социальной сферы. В связи с существующей в российской науке разностью представлений предлагаем свою точку зрения на основные классификационные понятия: форму, вид, тип, институт, механизм социальной защиты и др.

Под формой социальной защиты можно понимать в узком смысле материально-вещественное воплощение социальной защиты, в том числе материальные блага в натуральной форме (жилье, одежда, еда, другие средства жизнеобеспечения), услуги (медицинское и социальное обслуживание, юридические, психологические, образовательные, охранные и другие услуги или действия), финансовые выплаты (пенсии, пособия, компенсации, возмещение вреда и т. п.); в широком - пространственно-разделительное описание любого из видов, способов, направлений, уровней и т. п. социальной защиты.

Под организационно-правовой формой социальной защиты можно понимать оформленную в соответствии с законодательством совокупность субъектов (коллективного субъекта) социальной защиты, осуществляющих отдельный институциональный вид социальной защиты на определённом уровне системно установленным объектам социальной защиты. В нашей стране можно выделить следующие организационно-правовые формы социальной защиты: социальное страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинское страхование, социальное обслуживание, социальную помощь, социальную поддержку, социальную защиту отдельных групп населения.

Под видом социальной защиты следует понимать такую совокупность норм, действий и ресурсов, которая позволяет отличным от других видов образом осуществлять социальную защиту конкретного объекта (помощь, страхование и др.).

Под типом социальной защиты следует понимать достаточно широкую совокупность различных видов социальной защиты, характеризуемую определённой степенью организации. Таким образом, можно выделить типы неорганизованной, организованной и системной социальной защиты.

Под институтом социальной защиты как системным элементом следует понимать вид социальной защиты, имеющий широкое распространение, общественное признание, специфический экономический механизм и соответствующее организационное оформление в рамках правовой и культурной сфер жизни общества. К основным институтам социальной защиты относят: социальное страхование, социальное обеспечение, социальную помощь, социальную работу, социальное обслуживание. Условно, как нам кажется, к институтам социальной защиты можно относить инфраструктурные социальные институты, позволяющие в принципе её осуществлять - это семья, государство, религия, социальная ответственность, социальное партнёрство и т. п.).

Под отраслью социальной защиты следует понимать вид социальной защиты, получивший широкое распространение, общественное признание, специфический экономический механизм и

соответствующее организационное оформление в рамках правовой, экономической и культурной сфер жизни общества. К основным отраслям социальной защиты относятся социальная помощь, социальное страхование, социальное и пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальная работа.

Под направлением социальной защиты следует понимать предметно-объектное выделение основных видов деятельности социальной защиты. Основными (научно признанными и наиболее распространенными) направлениями социальной защиты на сегодня являются: содержание и поддержка нетрудоспособных (пенсии по старости, пособия по болезни, пособия и пенсии по инвалидности, компенсационные и страховые выплаты); поддержка семей с детьми (семейные пособия, жилищные субсидии, детский и материнский капитал); поддержка трудоспособных безработных (пособия, переподготовка, услуги по поиску работы); защита детей, в том числе сирот; поддержка в повторной социализации лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (жертвы домашнего насилия, жертвы терактов, бывшие заключенные, бывшие рабы, заложники, наркозависимые и т. п.); образование; здравоохранение; охрана труда и окружающей среды.

Под механизмами социальной защиты можно понимать обособленные совокупности состояний и процессов и/или передающие устройства, из которых складывается то или иное явление социальной защиты, поэтому зачастую в своём наименовании механизмы могут совпадать в качестве омонимов с наименованиями видов, форм, институтов, отраслей социальной защиты, т. е. иметь так называемый вторичный лингвистический смысл, требующий уточнения, в каком именно качестве употребляется конкретный термин. Наиболее простой механизм - создание натуральных резервов на случай неурожая, наиболее сложный - социальное страхование, которое одновременно может означать вид, форму, институт, отрасль и механизм социальной защиты.

Под методами социальной защиты можно понимать любые способы её оказания, соответственно, различные виды и формы социальной защиты можно одновременно рассматривать и как методы (помощь, страхование и т. д.).

Под мерами социальной защиты следует понимать конкретные способы и объёмы оказания социальной защиты конкретному объекту социальной защиты.

Под мероприятиями социальной защиты можно понимать различные планируемые и фактические действия субъектов социальной защиты, специально организуемые, направленные на получение конкретного результата, характеризующиеся разной степенью организации и совмещением ряда видов социальной защиты.

Под программой социальной защиты следует понимать определённым образом ограничиваемую совокупность норм, действий и ресурсов, позволяющую осуществлять социальную защиту в отношении установленных объектов установленными субъектами в течение определённого периода времени для достижения чётко установленных конечных целей.

Под уровнем социальной защиты следует понимать уровень основного (высшего) субъекта социальной защиты, указывающий на полноту и длительность его ответственности, а также размерность (ограниченность) ресурсной базы.

К основным согласно такому определению можно отнести следующие уровни:

• индивидуальный (микроуровень) - включает множество различных институтов (в том числе семья и т. п.) и организаций, в том числе благотворительных, создаваемых и используемых населением самостоятельно, по своему желанию, за свой счет, на свой страх и риск, с или без поддержки государства. Имеет подуровни: внешний и внутренний, определяемый совпадением или несовпадением объекта и субъекта социальной защиты;

• групповой (мезоуровень) - включает негосударственные системы, обязательные и необязательные, сформированные на определенный или неопределенный период времени по родственному, корпоративному, профессиональному, конфессиональному, территориальному либо иному признаку. Имеет подуровни, связанные с типом группы (семья, территория и т. п.);

• общественный (макроуровень) - включает государственные (учитывая местное самоуправление) обязательные системы, распространяющиеся на часть или всё население страны или совокупности стран (Евросоюз и т. п.);

• глобальный (мегауровень) - надгосударственная или международная система социальной защиты, распространяющая на большую часть или всё население Земли.

Исходя из вышеизложенного, нам кажется удобным в общей теории социальной защиты осуществлять систематизацию по следующим критериям:

• сущностных характеристик социальной защиты;

• характеристик видов социальной защиты;

• оперативных характеристик социальной защиты;

• характеристик формы социальной защиты;

• характеристик объекта социальной защиты;

• характеристик субъекта социальной защиты;

• характеристик социальных рисков.

Данная классификация в своём полном виде объединяет около двухсот классификационных групп, сформированных по семи направлениям и 73-м классификационным критериям.

Вне зависимости от уровня субъекта социальной защиты конкретные меры и мероприятия социальной защиты всегда адресны, т. е. направлены или адресованы конкретному человеку (объекту социальной защиты) в конкретной ситуации, хотя связи в системах социальной защиты могут носить и личный, и безличный характер. При высоком уровне организации системной социальной защиты становится очевидным существенное противоречие, лежащее в основе конфликтности всех системных процессов социальной защиты: между конечной конкретно-личностной направленностью мер социальной защиты и поуровнево усложняемым общественным характером организации этих мер.

Принципы социальной защиты, в том числе организованной, к которым непосредственно относятся принципы её оказания, а косвенно - принципы взаимодействия объектом и субъектов социальной защиты, принципы организации, функционирования и

15

управления системами социальной защиты, принципы финансирования системной социальной защиты - определяются базовыми ценностями конкретного исторически и организационно выделенного общества и могут быть противоречивыми, в том числе повышающими конфликтность социальной защиты, если базовые ценности внутри конкретного общества не совпадают.

Осознание парадоксов социальной защиты означает осознание исследователем на определённом этапе своего исследования необходимости и возможности совмещения естественных процессов постоянного расширения видов, форм и объектов социальной защиты с объективными показателями общественного баланса доноров и реципиентов в системе жизнеобеспечения.

Основной парадокс социальной защиты, особенно наглядно проявляющийся в современном развитом индустриальном обществе, состоит в том, что чем больше она есть, тем больше её нет (или чем она больше, тем она меньше), т. е. по мере своего эволюционного развития в конкретном обществе социальная защита увеличивается до такой степени, что в принципе исчезает как заметное социально-экономическое явление.

Проявлением (следствием) этого парадокса является основное системное противоречие, составляющее основу современной конфликтности так называемых систем социальной защиты мирового образца: чем выше уровень развития системной социальной защиты, тем больше формируется легитимных объектов социальной защиты, которые ожидают и претендуют на соответствующее к себе отношение со стороны остального общества, и тем меньше персональных субъектов социальной защиты, которые могут её оказывать в ожидаемых объёмах.

Таким образом, следует признать, что в условиях индустриального общества массовость конкретного вида социальной защиты на национальном уровне уничтожает её исключительность на индивидуальном. Иными словами, если пенсионным обеспечением охвачено всё население (реально и потенциально), то статус «пенсионер» сам по себе не означает слабость и неспособность его носителя справиться с воздействием социальных рисков, поскольку

отражает конкретный, общеизвестный, всеобщий и эффективный механизм управления таким воздействием. Соответственно, пенсионер, чтобы быть отнесённым к реальным объектам социальной защиты, должен иметь дополнительные признаки слабости, не учитываемые пенсионной системой, например, ограниченную дееспособность, неизлечимую болезнь, очень преклонный возраст и т. п., хотя, безусловно, конституирующей особенностью подобных объектов социальной защиты является их абсолютная чувствительность к факту выполнения общественных обязательств в их отношении.

Экономическая модель социальной защиты может строиться как для субъекта и объекта социальной защиты (вместе и по отдельности, индивидуально и совокупно с общественной точки зрения), так и для процесса их взаимодействия (разных уровней) и включает: издержки, в том числе транзакционные, прибыль, цену и конкуренцию.

Издержки в экономической модели социальной защиты охватывают совокупность затрат ресурсов любой природы (как отрицательная полезность), направленных на восстановление и поддержание необходимого уровня социальной адаптации и интеграции в социум объекта социальной защиты. В теории издержки можно различать как индивидуальные и совокупные, общественно необходимые, плановые и фактические, текущие и перспективные, полные и неполные, в том числе объекта и субъекта социальной защиты. Характерно, что в экономической науке обычно рассматриваются только совокупные издержки (в стоимостной форме) обычно одного субъекта социальной защиты - государства, которые составляются из объемов выплаченных пособий, пенсий, компенсаций, стоимости оказанных услуг и т. п. На наш взгляд, ресурсы, используемые на оказание социальной защиты, могут включать классические и новые факторы производства (земля, труд, капитал, информация и др.), но, будучи использованы в материальновещественной форме, могут быть учтены в основном в стоимостной. В любом случае определённая часть общественных совокупных издержек на социальную защиту в денежной форме уже не учитывается в современной социальной или финансовой статистике,

поскольку осуществляется отдельными домохозяйствами и в отношении других домохозяйств без уведомления государственных органов. Текущие транзакционные издержки объекта социальной защиты - это издержки реального объекта социальной защиты, которые определяются не столько абстрактно существующими в обществе, сколько его личными возможностями доступа к субъектам и ресурсам социальной защиты любой степени организованности, а также возможностями их использования. Так, житель хутора в Восточной Сибири объективно имеет меньше возможностей доступа к ближайшему или надлежащему субъекту и ресурсам социальной защиты, чем обычный житель крупного города, соответственно, его издержки уже будут больше. Величина издержек, связанных с затратами усилий на совместную деятельность с объектом социальной защиты, также имеет значение. Так, определённую часть бездомных удерживает от получения социальной защиты необходимость прилагать значительные (для них) дополнительные усилия, чтобы жить в обычном социуме. В этом смысле транзакционные издержки становятся для таких потенциальных объектов социальной защиты настолько большими, что социальная защита не будет востребована ими в полной мере. Перспективными можно считать издержки, связанные с самозащитой, т. е. совершениями действий по предупреждению и/или резервированию средств для компенсации воздействия определённых социальных рисков (болезнь, безработица и др. «чёрный день»). В принципе издержки любого субъекта социальной защиты (как блага) можно рассматривать не только в стоимостной или денежной, но и иной материально-вещественной форме. Традиционно такими формами будут труд, энергия, природные и искусственные вещества, информация. Как менее традиционные в экономике, но более понятные в данном контексте, можно рассматривать следующие формы: усилия (в том числе психологические, душевные), время (как эквивалент собственной жизни), сама жизнь, возможности, связи, части тела (донорские) и т. д.

Прибыль в экономической модели социальной защиты рассматривается как полезность непосредственного результата или удовлетворения от достигнутого результата фактического восста-

новления и поддержание необходимого уровня социальной адаптации и интеграции в социум объекта социальной защиты. Полезность рассматривается и объектом (объектами) и субъектом (субъектами) социальной защиты различно, в том числе в зависимости от нормативных или собственных экзистенциальных и иных представлений о добре и зле, нужности и важности и т. п. Так, инвалид с детства, родившаяся и прожившая всю жизнь без обеих рук, может быть более самостоятельна и адекватна в обычном социуме, чем кадровый офицер, в результате взрыва мины потерявший несколько пальцев на руках. Характерно, что полезность самого результата и полезность удовлетворения от наличия результата могут различаться, в том числе в одной элементарной системе социальной защиты.

Цена в экономической модели социальной защиты по существу есть объективная и субъективная оценка (ценность, стоимость) направляемых на осуществление социальной защиты (жертвуемых) благ. Если говорить об объекте соцзащиты, то для него ценой социальной защиты будут выступать издержки по идентификации, поиску, привлечению соответствующего субъекта социальной защиты и взаимодействию с ним, в том числе через представителя. Характерно, что цена защиты для объекта социальной защиты также в принципе не рассматривается классической экономической наукой, поскольку считается, что его издержки равны нулю и существуют лишь издержки субъекта защиты. Это не так, издержки объекта могут быть велики настолько, чтобы превышать имеющиеся жизненные силы потенциального объекта защиты. Так, по нашему мнению, не уменьшающееся число маргиналов на улицах крупных городов говорит не столько о неэффективности оказываемой социальной защиты, сколько об их оценке необходимых транзакционных издержек.

Конкуренция в экономической модели социальной защиты может охватывать реальные и условно реальные (нормативные) элементы. Так, выбор в условиях ограниченных ресурсов между несколькими объектами защиты означает конкуренцию объектов, предпочтение определённого субъекта тем или иным объектом означает конкуренцию субъектов, выбор из имеющихся ресурсов означает конкуренцию ресурсов, формирование идеологии той или

19

иной модели социальной защиты означает конкуренцию соответствующих идей и целей и т. п.

Основная идея построения конкретной экономической модели социальной защиты состоит в том, что в зависимости от субъективного восприятия содержания и отношения цены, издержки и прибыли субъект социальной защиты способен осуществлять либо не осуществлять соответствующую, в том числе необходимую и требуемую (обществом, законом), деятельность в отношении лица, признаваемого им объектом социальной защиты, а потенциальный объект социальной защиты - требовать и принимать (не требовать и не принимать) социальную защиту.

Исходя из вышеизложенного, общая теория социальной защиты способна, на наш взгляд, объединить существующие в различных науках массивы знаний о сущности и практике социальной защиты как феномена, имманентного человеческому обществу с момента его возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.