Научная статья на тему 'Системный метод исследования инфраструктуры внешнеторговой деятельности'

Системный метод исследования инфраструктуры внешнеторговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / СИСТЕМА / FOREIGN TRADE ACTIVITY / INFRASTRUCTURE / SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бедова Евгения Владимировна

В статье рассматриваются теоретические положения системного подхода, его применение в качестве метода исследования системы инфраструктуры внешнеторговой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бедова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System Method Of Foreign Trade Activity Infrastructure Research

The articale considers theoretical principles of the system method and its application as a research method for the foreign trade activity infrastructure system

Текст научной работы на тему «Системный метод исследования инфраструктуры внешнеторговой деятельности»

Экономика

УДК 339.5

Бедова Евгения Владимировна

Evgeniya Bedova

СИСТЕМНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE SYSTEM METHOD OF FOREIGN TRADE ACTIVITY INFRASTRUCTURE RESEARCH

В статье рассматриваются теоретические The articale considers theoretical principles of the положения системного подхода, его применение в system method and its application as a research качестве метода исследования системы инфра- method for the foreign trade activity infrastructure sys-структуры внешнеторговой деятельности tem

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, Key words: foreign trade activity, infrastructure, system инфраструктура, система

Внешнеторговая деятельность (далее ВТД) в современных условиях является важной составной частью российской экономики. Государственные органы, коммерческие предприятия и организации, связанные с оказанием содействия развитию внешнеторговой деятельности, образуют инфраструктуру внешнеторговой деятельности. Исторически сложившийся невысокий инфраструктурный уровень развития внешней торговли определяет целый спектр проблем, затрудняющих эффективное развитие торгового сотрудничества с зарубежными странами.

Для успешного развития внешней торговли необходимо исследование совокупности компонентов инфраструктуры ВТД, их связи друг с другом, свойств и функционирования с целью максимального использования ее резервов. В настоящей работе рассматривается возможность использования одного из обще-

научных методов методологического обеспечения науки - системного метода, содержащего огромный научный потенциал для решения вопросов развития инфраструктуры ВТД.

С философской точки зрения под методом любой науки понимается система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания [1; С. 218]. Возникновение системного метода связано с именем известного биолога Л. фон Берталанфи, который сформулировал принципы исследования живых объектов как открытых систем, т.е. совокупностей взаимосвязанных элементов, находящихся в процессе непрерывного обмена с внешней средой.

Впоследствии системный метод стал использоваться во многих областях науки и практики, разрабатываться на философско-методологическом уровне как общенаучная

теория с универсальным применением.

Главной категорией системных исследований в целом является понятие системы. Система представляет собой совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности.

Системный метод опирается на два базовых принципа: принцип системности и принцип изоморфизма. Принцип системности отражает всеобщность взгляда на объекты, явления и процессы мира как на систему со всеми присущими ей закономерностями [7; С. 54].

Принцип изоморфизма обычно понимается как наличие однозначного или частичного соответствия структуры одной системы структуре другой, что позволяет моделировать ту или иную систему посредством другой, подобной ей в том или ином отношении [24; С. 26]. Оба принципа - принцип системности и принцип изоморфизма - подчеркивают наличие общих системных закономерностей, что не исключает и специфики строения, функционирования и движения систем различных типов.

В качестве общесистемных свойств выступают целостность, иерархичность и инте-гративность. Целостность - это общесистемное свойство, заключающееся в том, что изменение любого компонента системы оказывает воздействие на все другие ее компоненты и приводит к изменению системы в целом; и наоборот, любое изменение системы отзывается на всех компонентах системы [15; С. 173]. Иерархичность системы состоит в том, что она может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка [15; С. 4], а каждый ее элемент, в свою очередь, является системой. Интегративность представляет собой обладание системой свойствами, отсутствующими у ее элементов [11; С. 12] и, наоборот, обладание элементов свойствами, не присущими системе.

Функция системы является основным

системообразующим фактором, смыслом ее существования, назначением, необходимостью системы [7; С. 10]. Функция задается системе извне и показывает, какую роль данная система выполняет по отношению к более общей системе, в которую она включена составной частью наряду с другими системами, выступающими для нее средой.

Помимо функции, система может иметь цель. Цель - это "желаемое" значение или подмножество значений функций системы [7; С. 11]. Цель может быть заданной как извне, так и, исходя из внутренних потребностей системы, поставлена системой самой себе. Чтобы достичь цели, система должна находиться в "области достижимости", т.е. параметры как самой системы, так и ее среды должны достичь определенных значений.

Любая система имеет определенный состав. Изучение состава системы имеет особое значение при определении свойств системы на основе анализа свойств ее элементов, что фактически является одной из самых актуальных и универсальных задач современной науки [13; С. 54].

Компоненты системы существуют не независимо, а имеют друг с другом определенные связи. Связи представляют собой не принимающие решений компоненты системы, осуществляющие взаимодействие между другими компонентами, между системой в целом и средой [6; С. 84]. Связи превращают систему из простого набора компонентов в единое целое и вместе с компонентами определяют состояние и структуру системы при определяющем влиянии функции.

Структуру системы можно определить как совокупность компонентов и внутренних связей системы. Структура под воздействием функции во многом определяет свойства системы, в том числе и общесистемные свойства целостности, иерархичности и интегративно-сти. Она также играет важную роль в функционировании системы, обеспечивая относительную ее устойчивость и способствуя сохранению качественной определенности системы.

Функционирование системы представляет собой реализацию ею во времени и пространстве функций. Функционирование системы во времени называют ее поведением [7; С. 17].

Экономическая система определяется как совокупность ресурсов и экономических субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления, образующих единое целое.

Институт инфраструктуры внешнеторговой деятельности (далее ВТД) также представляет собой сложноорганизованную социально-экономическую систему, включающую в

себя как нормативно-правовые основания внешней торговли в виде правовых актов, сложившихся правил и порядков, регламентирующих и регулирующих внешнюю торговлю, так и организационные учреждения (государственные, частные, общественные), регулирующие, обеспечивающие и содействующие развитию данной сферы экономической деятельности [5; С. 3].

Инфраструктура, являясь неотъемлемой частью воспроизводственного процесса, обеспечивает непрерывность и единство внешнеторговых операций, финансово-экономические и управленческие связи во внешнеэкономической деятельности (см. рисунок).

Система инф раструктуры

внешнеторговой деятельности

Г осударственные органы. деятельность которых носит разрешительный и контролирующий характер нормативно -правовая база Субъекты сф еры услуг Субъекты вспом огательного характера

I 1 I

Минэкономразвития, Ветнадзор, Санитарнокарантинная инспекция, Фитосанитарная инспекция, Транспортная инспекция, Росфиннадзор Организации информационного обеспечения: консультационные, инжиниринговые, рекламные фирмы Учебные заведения, готовящие специалистов в сфере внешнеторговой деятельности

1 1

Страховые компании Торгово-промышленная палата Р Ф

I I I

Таможенные органы Транс портно-экспедиторско-складские фирмы Предприятия связи

I I 1

Центральный банк Р Ф Товарные биржи Ярмарочные и выставочные организации

|

Посредники: агенты, дистрибьютеры, брокеры

Уполномоченные банки

Схема системы инфраструктуры внешнеторговой деятельности

Проблематика системного исследования инфраструктуры внешней торговли является наименее изученной и образует широкое поле деятельности для авторских новаций, теоретического осмысления и методологического обоснования, что определило выбор темы статьи.

Рассмотрение инфраструктуры ВЭД в качестве единой системы, состоящей из разноуровневых подсистем, может способствовать выявлению функциональных особенностей ее элементов, оптимизации внутрисистемных связей и, как следствие, улучшению условий торговых операций.

Инфраструктуре ВТД как системе присущи общесистемные и особенные свойства.

Целостность инфраструктуры внешнеторговой деятельности проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого ее компонента оказывает воздействие на все другие компоненты и изменяет систему в целом, а любое изменение системы инфраструктуры ВТД отражается на тех или иных особенностях экспортных и импортных операций и, как следствие, на национальной экономике.

Элементы инфраструктуры внешнеторговой деятельности, такие, как банки, таможня, транспортный блок, выставочно-ярмарочная деятельность, способны значительно деформировать рынки без изменения их общей направленности.

Например, банки, сокращая кредитование внешней торговли, оказывали подавляющее действие на национальную экономику в целом. Случалось, что банки с целью получения прибыли ввергали экономики различных стран в тяжелые финансовые и экономические кризисы (ответственность банковской группы Сороса за финансовый кризис в ЮгоВосточной Азии (1996-1997 гг.), дефолт в РФ (1998 г.), финансовый кризис в США (2006 г.).

Таможенный блок - неотъемлемая составляющая инфраструктуры ВТД. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможен-

ному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом. Изменение ставок вывозных таможенных пошлин на пиломатериалы полностью изменило номенклатуру экспорта леса в КНР.

Транспортный блок непосредственно влияет на внешнюю торговлю, стимулируя или подавляя возможности развития экспортноимпортных операций через изменение скорости, направления товаропотоков, изменение стоимости тарифов. Повышение тарифов ОАО РЖД на железнодорожные перевозки ведет к подорожанию товаров из-за транспортных расходов, что может отразиться на ассортименте и количестве импортируемых-экспортируемых товаров.

Иерархичность инфраструктуры ВТД означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка - национальную экономику, а каждый ее компонент также является системой.

Интегративность инфраструктуры ВТД представляет собой обладание свойствами, отсутствующими у ее компонентов.

Особенными свойствами инфраструктуры ВТД являются следующие:

- ее подсистемы имеют нечеткие границы: один и тот же компонент инфраструктуры может одновременно являться элементом системы и окружающей среды одновременно;

- инфраструктура ВТД является динамической системой.

Сущность инфраструктуры ВТД проявляется в ее функциях:

- во-первых, внешнеэкономические факторы, т.е. среда, изменяя функции, вызывает смену механизма функционирования экономической системы, а это приводит к изменению структуры системы и связей, которое может происходить как в направлении прогресса, так и в направлении регресса;

- во-вторых, с усложнением функции в пределах старого строения происходит дифференциация, которая в будущем может вызвать обособление новой части, т.е. развитие

системы [14; С. 81].

1. Институты инфраструктуры внешнеторговой деятельности выполняют интегрирующую функцию, способствуя развитию внешнеторгового потенциала, существенно облегчая деятельность субъектов ВЭД, обеспечивая экономию на трансакционных издержках.

2. Информационная функция инфраструктуры ВТД заключается в накоплении, отборе и передаче информации в пространстве и времени [8; С. 20].

3. Регулирующая функция: институты инфраструктуры ВТД направляют деятельность субъектов ВТД в русло, наиболее полезное национальной экономике в целом [7; С. 21], и пытаются приостановить деятельность субъектов, приносящую отрицательные последствия.

4. Негэнтропийная функция проявляется в обеспечении устойчивости, повышения уровня организованности ВТД.

5. Защитная функция инфраструктуры заключается в обеспечении защиты отечественных производителей, национальных интересов страны.

Компоненты инфраструктуры ВТД имеют друг с другом сложную систему прямых и обратных, непосредственных и опосредованных, функциональных и причинных связей. Существует четыре главных вида связей элементов инфраструктуры ВТД [10; С. 70].

1. Бюрократические связи имеют регламентированный, вертикальный характер, осуществляются между многими уровнями, основаны на принуждении, подчинении и санкциях за его нарушение. Примерами таких связей могут служить отношения по поводу внешней торговли между экспортером и налоговым органом или экспортером и таможенным органом.

2. Рыночные связи носят горизонтальный характер, осуществляются между юридически равноправными субъектами, одним из главных мотивов поведения которых является получение прибыли, основываются на согла-

шении между субъектами и обычно опосредуются при помощи денег. Такие связи имеют отношения экспортера и уполномоченного банка или экспортера и грузоперевозчика.

3. Этический вид связи также имеет горизонтальный характер и осуществляется между равноправными субъектами, но основан либо на ожидании взаимной помощи, либо одностороннем альтруизме, к примеру, отношения сотрудничества в сфере валютного контроля между таможенным органом и подразделением валютного контроля Росфиннадзо-ра.

4. Агрессивная связь носит горизонтальный характер, осуществляясь при помощи силы принуждения при посредстве или без посредства денег, законом и моралью не регламентируется. Примером такой связи может служить «нечистая» конкуренция между экспортерами.

Наличие связи обеспечивается деятельностью субъектов инфраструктуры ВТД, а форма, направленность, количество их являются выражением системы потребностей и интересов субъектов.

Поскольку любая связь субъектов выражает их потребности и интересы, то в основе связи экономических субъектов в системе развитого разделения труда лежит принцип полезности [3; С. 69].

Субъектами инфраструктуры ВТД могут выступать государство, производители экспортной и потребители импортной продукции, внешнеторговые организации, функциональные и содействующие организации: банковские учреждения, транспортно-экспедиционные фирмы, страховые компании, рекламные фирмы, торгово-промышленная палата РФ, общественные организации экспортеров и импортеров, аналогичные субъекты других стран. Объектами инфраструктуры ВТД могут выступать товары, услуги (включая услуги труда), ценные бумаги, деньги, информация, некоторые виды права собственности, рабочая сила.

Исходя из изложенного, следует заключить, что инфраструктуре внешней торговли

присущи все свойства, характерные для системы. Следовательно, системный подход, содержащий огромный научный потенциал, может быть успешно использован в качестве одного из методов ее исследования. Анализ ре-

1. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев [и др.]. - М.: Проспект, 2004. - 496 с.

2. Афанасьев В.Г. Системность и общество /В.Г. Афанасьев. - Изд. 2-е перераб и доп. - М.: Наука, 2005. - 317 с.

3. Барышев А.А. Целостность отношений товарного производства и этапы его развития: дис. ... канд. экон. наук / А.А. Барышев. - Томск, 1991. -159 с.

4. Беляев М. Механизм управления факторами развития современных экономических систем / М. Беляев, О. Максимчук // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 11. - С. 19-24.

5. Громов А.В. Инфраструктурные институты содействия развитию внешнеторговой деятельности в регионах: автореферат / А.В. Громов. - Орел, 2004. - 25 с.

6. Дружинин В.В. Проблемы системологии / В.В. Дружинин, Д.С. Конторов. - СПб.: Питер, 2006. -142 с.

7. Ерохина Е.А. Развитие национальной экономики: системно-самоорганизационный подход / Е.А. Ерохина. - Томск: Изд-во Томского унта, 1999. - 160 с.

8. Капелюшников Р.И. Философия рынка Ф. Хайека /Р.И. Капелюшников //Мировая экономика и международные отношения. - 1989. - № 12. - С. 20.

Коротко об авторе_______________________________

Бедова Е.В., аспирантка, Читинский государственный университет (ЧитГУ)

Дом. тел.: 32-49-06

Научные интересы: внешняя торговля приграничного региона, экономика КНР, стратегия России во внешнеэкономических отношениях с КНР и Монголией, валютное регулирование и валютный контроль

зультатов системного исследования инфраструктуры ВЭД позволит решить вопросы повышения роли и значения ВТД для отдельных регионов и предпринимательских структур, а следовательно, и для экономики страны в целом.

__________________________________Литература

9. Клейнер Г. Системный подход к экономической политике / Г. Клейнер //Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 5. - С. 40-42.

10. Корнаи Я. Бюрократия и рынок /Я. Кор-наи //Вопросы экономики. -1989. - № 12. - С. 6974.

11. Костюк В.Н. Изменяющиеся системы / В.Н. Костюк. - Киев: Одесса, 2003. - 154 с.

12. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб. пособие /ТГ. Лешкевич. - М.: иНфРА-М, 2005. -272 с.

13. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев. - М.: Сфера, 1999. - 63 с.

14. Режабек ЕЯ. Становление понятия организации / ЕЯ. Режабек. - Ростов н/Д, 2001. -131 с.

15. Садовский В.Н. Основания общей теории систем /В.Н. Садовский. - Изд-е 3-е перераб. - М., 2004. - 228 с.

16. Федько В.П. Инфраструктура внешнеэкономической деятельности России: эволюция, проблемы формирования и тенденции развития: монография / В.П. Федько, В.А. Бондаренко. -Ростов н/Д., 2004. - 117 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Черковец О. Внешнеэкономическая интеграция - системный аспект / О, Черковец // Экономист. - М., 2005. - № 1. - С. 40-45.

______________________Briefly about the author

E. Bedova, Postgraduate student, Chita State University

Areas of expertise: foreign trade of the near-boundary region, economy of the Chinese People's Republic, RF strategy of external economic relations with CPR and Mongolia, currency regulation and currency control

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.