Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЦВЕТОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПО Д.В. СОЧИВКО'

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЦВЕТОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПО Д.В. СОЧИВКО Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / ПСИХОДИНАМИКА / РАСЧЕТА ПСИХОДИНАМИЧЕСКИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сочивко Ольга Ивановна

В данной статье представлен системный анализ цветовых предпочтений по Д.В. Сочивко. Автором указано, что Д.В. Сочивко глубоко и основательно изучил теорию и практику применения теста Люшер, предложил и обосновал свой метод расчета психодинамических коэффициентов. Данный метод был создан в ходе работы с различными группами испытуемых, находящихся в различных условиях жизнедеятельности - от студентов вузов до осужденных различных категорий. Эффективность метода подтверждается десятилетиями исследований и не снижающейся частотой применения в настоящее время, в том числе для оценки «групп риска» разных выборок обследуемых лиц. За материальную основу теста Д.В. Сочивко взяты 8 карточек разного цвета и одинакового формата. Основные цвета (1, 2, 3, 4) - синий, зеленый, красный, желтый, дополнительный - фиолетовый, коричневый, черный (5, 6, 7) и серый (0). Профессор Д.В. Сочивко отмечает, что исследование состоит в том, что перед человеком выкладывают все восемь карточек и просят выбрать один самый приятный цвет. После выбора карточки ее переворачивают и предлагают снова выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся и т. д. Д.В. Сочивко предлагает интерпретацию полученных результатов индивидуального выбора обследуемого. В данной статье представлены примеры интерпретации некоторых психодинамических коэффициентов (пс.д.к.) и их взаимосвязи, интерпретация модели пространства предпочтений по 168 пс.д.к.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сочивко Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC ANALYSIS OF COLOR PREFERENCES BY D.V. SOCHIVKO

This article presents the systemic analysis of color preferences by D.V. Sochivko. The author indicates that D.V. Sochivko deeply and thoroughly studied the theory and practice of the use of the test Luscher, proposed and substantiated his method for calculating psychodynamic coefficients. This method was created in the course of working with various groups of subjects, located in various conditions of vital activity - from university students to convicted of various categories. The efficiency of the method is confirmed by decades of research and non-reducing application frequency at present, including to evaluate the "risk groups" of different samples of persons surveyed. For the material basis of the test D.V. Sochivko taken 8 cards of different colors and the same format. Basic colors (1, 2, 3, 4) - blue, green, red, yellow, extra - purple, brown, black (5, 6, 7) and gray (0). Professor D.V. Sochivko notes that the study is that the person is offered all eight cards and asked to choose one very pleasant color. After selecting the card, it turns over and person is offered again to choose the most pleasant color from the remaining, etc. D.V. Sochivko offers the interpretation of the obtained results of the individual choice of the surveyed. This article presents examples of interpretation of some psychodynamic coefficients (PS.D.K.) and their relationship, interpretation of the model of preferences of 168 ps.d.k.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЦВЕТОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПО Д.В. СОЧИВКО»

УДК 159.9.07

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЦВЕТОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПО Д.В. СОЧИВКО

Ольга Ивановна Сочивко, преподаватель, кандидат психологических наук, майор внутренней службы, Кузбасский институт ФСИН России, Новокузнецк

Аннотация

В данной статье представлен системный анализ цветовых предпочтений по Д.В. Сочивко. Автором указано, что Д.В. Сочивко глубоко и основательно изучил теорию и практику применения теста Люшер, предложил и обосновал свой метод расчета психодинамических коэффициентов. Данный метод был создан в ходе работы с различными группами испытуемых, находящихся в различных условиях жизнедеятельности - от студентов вузов до осужденных различных категорий. Эффективность метода подтверждается десятилетиями исследований и не снижающейся частотой применения в настоящее время, в том числе для оценки «групп риска» разных выборок обследуемых лиц. За материальную основу теста Д.В. Сочивко взяты 8 карточек разного цвета и одинакового формата. Основные цвета (1, 2, 3, 4) - синий, зеленый, красный, желтый, дополнительный - фиолетовый, коричневый, черный (5, 6, 7) и серый (0). Профессор Д.В. Сочивко отмечает, что исследование состоит в том, что перед человеком выкладывают все восемь карточек и просят выбрать один самый приятный цвет. После выбора карточки ее переворачивают и предлагают снова выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся и т. д. Д.В. Сочивко предлагает интерпретацию полученных результатов индивидуального выбора обследуемого. В данной статье представлены примеры интерпретации некоторых психодинамических коэффициентов (пс.д.к.) и их взаимосвязи, интерпретация модели пространства предпочтений по 168 пс.д.к.

Ключевые слова: метод, психодинамика, расчета психодинамических коэффициентов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p584-589

SYSTEMIC ANALYSIS OF COLOR PREFERENCES BY D.V. SOCHIVKO

Olga Ivanovna Sochivko, the candidate ofpsychological sciences, teacher, Major of the Interior Service, Kuzbass Institute of the FSIN of Russia, Novokuznetsk

Abstract

This article presents the systemic analysis of color preferences by D.V. Sochivko. The author indicates that D.V. Sochivko deeply and thoroughly studied the theory and practice of the use of the test Luscher, proposed and substantiated his method for calculating psychodynamic coefficients. This method was created in the course of working with various groups of subjects, located in various conditions of vital activity - from university students to convicted of various categories. The efficiency of the method is confirmed by decades of research and non-reducing application frequency at present, including to evaluate the "risk groups" of different samples of persons surveyed. For the material basis of the test D.V. Sochivko taken 8 cards of different colors and the same format. Basic colors (1, 2, 3, 4) - blue, green, red, yellow, extra - purple, brown, black (5, 6, 7) and gray (0). Professor D.V. Sochivko notes that the study is that the person is offered all eight cards and asked to choose one very pleasant color. After selecting the card, it turns over and person is offered again to choose the most pleasant color from the remaining, etc. D.V. Sochivko offers the interpretation of the obtained results of the individual choice of the surveyed. This article presents examples of interpretation of some psychodynamic coefficients (PS.D.K.) and their relationship, interpretation of the model of preferences of 168 ps.d.k.

Keywords: method, psychodynamic, the calculation of psychodynamic coefficients.

ВВЕДЕНИЕ

Психологическая диагностика личности с помощью цветового теста Макса Люше-ра является на сегодняшний день одним из самых распространенных методов диагностики эмоционального состояния человека.

Эмпирический цветовой выбор, представленный тестом М. Люшером, позволяет провести психодинамический анализ, направленный на выявление в цветовых типах лич-

ности основных, противоположно направленных психодинамических сил, направляющих поведение и дающих ему энергию движения и развития [1].

В данной статье нами будут рассмотрены общие положения «метода расчета психодинамических коэффициентов Д.В. Сочивко». Эмпирический цветовой выбор, представленный тестом М. Люшера, как было показано Д.В. Сочивко, позволяет провести именно психодинамический анализ, направленный на выявление в цветовых типах личности основных, противоположно направленных психодинамических сил, направляющих поведение и дающих ему энергию движения и развития [1].

Психофизиологической базой определения значения цветов исторически является изучение реагирования испытуемого на цвет.

Д.В. Сочивко, глубоко и основательно изучив теорию и практику применения теста Люшера [2], предложил и обосновал свой метод расчета психодинамических коэффициентов. Он был создан в ходе работы с различными группами испытуемых, находящимися в различных условиях жизнедеятельности - от студентов вузов до осужденных различных категорий. Эффективность метода подтверждается десятилетиями исследований и не снижающейся частотой применения в настоящее время, в том числе для оценки «групп риска» разных выборок обследуемых лиц.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

За материальную основу теста Д.В. Сочивко взяты 8 карточек разного цвета и одинакового формата. Основные цвета (1, 2, 3, 4) - синий, зеленый, красный, желтый, дополнительный - фиолетовый, коричневый, черный (5, 6, 7) и серый (0). Исследование состоит в том, что перед человеком выкладывают все восемь карточек и просят выбрать один самый приятный цвет. Действовать при этом нужно интуитивно и не пытаться проводить какие-то параллели (это цвет мне идет, а этот не очень, такого цвета у меня туфли или рубашка, поэтому выбираю его). После выбора карточки ее переворачивают и предлагают снова выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся и т. д.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Интерпретировать полученные результаты индивидуального выбора, обследуемого можно следующим образом. Прежде всего учесть, что у каждого цвета есть предположительный смысл, скрытое значение: красный олицетворяет собой стремление к власти, доминированию; синий - спокойствие, удовлетворенность и т. д. Кроме того, цветовой ряд предпочтения указывает на личностные качества обследуемого и имеет определенную функциональную значимость. Две первые позиции в нем означают цели и способы, которыми их можно достичь, а две последние - скрытые, нереализованные потребности.

Остановимся подробнее на анализе метода расчета психодинамических коэффициентов Д.В. Сочивко [3]. В своей работе ученый излагает авторский способ построения психодинамических коэффициентов, проводя параллель с коэффициентом дезадаптации (Кда), который был выявлен в ходе психодинамических исследований среди осужденных: «... люди различных психологических типов показывают устойчивые различия по выбору синего, желтого и черного цветов теста Люшера. Так, одни лица отвергают синий и черный, а желтый, наоборот, ставят в начале ряда, другие лица, напротив, отвергают желтый, а синий и черный помещают в начало ряда. Если обратиться к стандартной таблице интерпретаций цветовых выборов, то относительно первых можно будет сказать, что эти люди будут «противиться разрядке», «собирать нервы в кулак» (синий в конце ряда), при этом «надеяться на лучшее будущее» (желтый в начале ряда) и бороться с ограничениями (черный в конце ряда). Что же касается вторых, то эти люди скорее будут «стремиться к покою» (синий в начале ряда), разочаровываться и «терять надежду» (желтый в конце ряда), вплоть до отчаяния и непредсказуемых действий (черный в начале ряда)».

Д.В. Сочивко предложил применять коэффициент дезадаптированности от 0,07 до 2,67. Первая (низкая) цифра означала, что человек с таким показателем хорошо адаптирован к экстремальным условиям жизнедеятельности, вторая (высокая) - полностью дезадаптирован. Для удобства вычислений полученные коэффициенты умножали на 100. Сравнив полученные результаты с люшеровскими выборами испытуемых, Д. В. Сочивко создал полный ряд коэффициентов (168), давших возможность более точно интерпретировать полученные результаты и расширить психодинамические поведенческие циклы. Приведем их перечень.

Примеры интерпретации некоторых психодинамических коэффициентов.

Коэффициент конструктивности поведения равен частному от деления рангового места черного цвета на сумму ранговых мест синего и зеленого цветов.

К Черный

конст ~ ^ ~ ~

Синий + зеленый

Низкие значения коэффициента обычно характерны для испытуемых, тяготящихся условиями, в которых они находятся. Они стараются отдалиться от реальной жизни, уйти в себя, не желают ни с кем соглашаться ни по каким вопросам, отказываются сотрудничать и вести конструктивный диалог. Высокие значения показывают те, кто умеет решать проблемы сообща с другими, договариваться и уступать, если это нужно в интересах дела. Такие люди понимают пользу саморазвития и умеют принимать решения независимо от других.

Коэффициент волевой напряженности - это частное от деления рангового места зеленого цвета на сумму ранговых мест желтого и коричневого цветов.

К Зеленый

вол Желтый + Коричневый

Низкие значения коэффициента означают решимость преодолевать трудности и решать возникающие проблемы. Такие люди уверены в себе и стараются самоутвердиться, ждут признания от окружения, разборчивы в отношениях. Высокие значения коэффициента показывают усталость, отсутствие активной сопротивляемости проблемам, невозможность принять решение, находится в состоянии отчаяния.

Коэффициент избегания находят делением рангового места зеленого цвета на сумму ранговых мест желтого и коричневого цветов.

К Зеленый

тб Серый + Черный

Высокие значения показывают: испытуемый считает, что его ситуация безнадежна, не может решать самостоятельно свои проблемы, слабо пытается защитить себя и не хочет общаться с теми, с кем ему тяжело. Низкие значения демонстрируют: человек активно сопротивляется воздействиям извне, пытается вникнуть во все, что ему интересно, действует наступательно вплоть до назойливости.

Коэффициент сопротивляемости находят делением рангового места зеленого цвета на сумму ранговых мест коричневого и черного цветов.

К Зеленый

соп Серый + Черный

Низкие значения коэффициента говорят о желании лица свободно жить и развиваться, его целенаправленности в своих намерениях. Высокие значения означают большую проблемность данной личности, нежелании разрешать проблемные ситуации и противодействовать негативным обстоятельствам, иллюзорные мечты уйти от суеты и жить спокойно.

Коэффициент дистантности общения - это частное от деления рангового места синего цвета на сумму ранговых цветов серого и коричневого цветов.

К

дист

Синий

Серый + Коричневый

Низкие значения коэффициента указывают на желание общаться, сердечность и эмпатию к другим, иногда даже чрезмерную, когда люди не думают о необходимости держать дистанцию, хотя бы самую меленькую. Высокие показатели, наоборот, являются маркерами отсутствия эмпатии, холодности и замкнутости. Такие лица стремятся исключительно к покою.

Коэффициент мечтательности находят как частное от деления рангового места желтого цвета на сумму ранговых цветов зеленого и черного.

К _ Желтый меч Зеленый + Черный

Низкие оценки: стремление испытуемого к независимости в выборе и поступках, надежда на лучшее будущее и добрые перемены в жизни. У этих лиц мечтания и представления о том, что все будет хорошо, подменяют какое-либо желание сделать что-то для этого будущего самому. Они надеются на счастливое стечение обстоятельств, удачу, неожиданный успех. Высокие оценки: это прежде всего разочарованность в жизни и в людях, «безнадега», утрата престижа. Пытаясь исправить ситуацию, такие люди способны проявить жесткость и насильно пытаться доказать, что они значимы и самостоятельны. При этом часто они выдают желаемое за действительное и не пытаются реальным способом исправить ситуацию, в борьбе за самоутверждение их общение с другими людьми может стать неконструктивным и негативно окрашенным.

Коэффициент чувственно-эстетического отношения к действительности рассчитывают, как частное от деления рангового места фиолетового цвета на сумму ранговых мест желтого и серого цветов.

К Фиолетовый

чувс.эст ~ *ТГ ~ ^ ~

Желтый + Серый

Низкие оценки характеризуют того, кто предрасположен к бегству от насущных проблем в иллюзорный мир, в котором отсутствуют разочарования и все устраивается по его желанию. Применяют обаяние, будучи уверенными в том, что так легче добиться своего. Высокие оценки чаще всего у тех, кто сопротивляется обстоятельствам, старается сформировать критическое отношение к действительности, в крайних случаях доходящее до высокомерия и подозрительности относительно искренности и надежности отношений с близкими людьми.

Коэффициент конфликтности - это частное от деления рангового места черного цвета на сумму ранговых мест фиолетового и синего цвета.

К Черный

конф Фмолетовый + Синий

Низкие оценки коэффициента означают, что человек недоволен обстоятельствами своей жизни, постоянно обвиняет в личных неудачах других, но не себя, выказывает им свое презрение, насмехается, подначивает. Высокие оценки демонстрируют нежелание вступать в конфликты, споры, стремление оставаться в спокойной обстановке, проявлять свое обаяние, общаясь с окружающими.

Коэффициент активности находят как частное от деления рангового места красного цвета на сумму ранговых мест черного и синего цветов.

К _ Красный акт Черный + Синий

Низкие оценки характерны для тех, кто может развивать значительные усилия в борьбе с ограничениями и запретами в своем стремлении свободно развиваться. Их не удовлетворяет сложившаяся ситуация, выход из которой достигается посредством напря-

женной деятельности, направленной на достижение личного успеха или приобретение разнообразного опыта. Высокие оценки - маркер нехватки жизненной энергии, практически полного ее отсутствия, пассивности, желание играть роль жертвы и нежелание противодействовать жизненным невзгодам, мечты о тишине и покое, доброжелательной и безопасной атмосфере.

В таблице показана совокупность психодинамических коэффициентов и их системные взаимосвязи в соответствии с методом, предложенным Д.В. Сочивко.

Таблица - Полная таблица психодинамических коэффициентов по возможным сочетаниям цветов (в формулы подставляются ранговые места каждого цвета во втором или последнем выборе испытуемого, восьмой номер соответствует серому, дополнительно по-

1 2 3 4

№ коэф-та синий № коэф-та зеленый № коэф-та красный № коэф-та желтый

1 1/2+3 22 2/1+3 43 3/1+2 64 4/1+2

2 1/2+4 23 2/1+4 44 3/1+4 65 4/1+3

3 1/2+5 24 2/1+5 45 3/1+5 66 4/1+5

4 1/2+6 25 2/1+6 46 3/1+6 67 4/1+6

5 1/2+7 26 2/1+7 47 3/1+7 68 4/1+7

6 1/2+8 27 2/1+8 48 3/1+8 69 4/1+8

7 1/3+4 28 2/3+4 49 3/2+4 70 4/2+3

8 1/3+5 29 2/3+5 50 3/2+5 71 4/2+5

9 1/3+6 30 2/3+6 51 3/2+6 72 4/2+6

10 1/3+7 31 2/3+7 52 3/2+7 73 4/2+7

11 1/3+8 32 2/3+8 53 3/2+8 74 4/2+8

12 1/4+5 33 2/4+5 54 3/4+5 75 4/3+5

13 1/4+6 34 2/4+6 55 3/4+6 76 4/3+6

14 1/4+7 35 2/4+7 56 3/4+7 77 4/3+7

15 1/4+8 36 2/4+8 57 3/4+8 78 4/3+8

16 1/5+6 37 2/5+6 58 3/5+6 79 4/5+6

17 1/5+7 38 2/5+7 59 3/5+7 80 4/5+7

18 1/5+8 39 2/5+8 60 3/5+8 81 4/5+8

19 1/6+7 40 2/6+7 61 3/6+7 82 4/6+7

Кдо 20 1/6+8 41 2/6+8 62 3/6+8 83 4/6+8

21 1/7+8 Кизб 42 2/7+8 63 3/7+8 84 4/7+8

5 6 7 8

№ коэф-та фиолетовый № коэф-та коричневый № коэф-та черный № коэф-та серый

85 5/1+2 106 6/1+2 Ккп 127 7/1+2 148 8/1+2

86 5/1+3 107 6/1+3 128 7/1+3 149 8/1+3

87 5/1+4 108 6/1+4 129 7/1+4 150 8/1+4

88 5/1+6 109 6/1+5 130 7/1+5 151 8/1+5

89 5/1+7 110 6/1+7 131 7/1+6 152 8/1+6

90 5/1+8 111 6/1+8 132 7/1+8 153 8/1+7

91 5/2+3 112 6/2+3 133 7/2+3 154 8/2+3

92 5/2+4 113 6/2+4 134 7/2+4 155 8/2+4

93 5/2+6 114 6/2+5 135 7/2+5 156 8/2+5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

94 5/2+7 115 6/2+7 136 7/2+6 157 8/2+6

95 5/2+8 116 6/2+8 137 7/2+8 158 8/2+7

96 5/3+4 117 6/3+4 138 7/3+4 159 8/3+4

97 5/3+6 118 6/3+5 139 7/3+5 160 8/3+5

98 5/3+7 119 6/3+7 140 7/3+6 161 8/3+6

99 5/3+8 120 6/3+8 141 7/3+8 162 8/3+7

100 5/4+6 121 6/4+5 142 7/4+5 163 8/4+5

101 5/4+7 122 6/4+7 143 7/4+6 164 8/4+6

102 5/4+8 123 6/4+8 144 7/4+8 165 8/4+7

103 5/6+7 124 6/5+7 145 7/5+6 166 8/5+6

104 5/6+8 125 6/5+8 146 7/5+8 167 8/5+7

105 5/7+8 126 6/7+8 147 7/6+8 168 8/6+7

Данные таблицы, распределенные по 8 столбцам, содержащим в себе по 21 коэффициенту, свидетельствуют о нормальном распределении их значений на достаточно широких выборках испытуемых. Наиболее плохо показывают себя черный и серый факторы, хотя если в группе будет достаточно депрессивных испытуемых, то распределение может прийти к нормальному.

Методическая работа с приведенной в таблице моделью пространства цветопред-почтений может вестись в трех направлениях.

Интерпретация отдельного психодинамического коэффициента применяется в том случае, если задача эксперимента ставится в отношении конкретных проявлений личности. Стремясь прояснить вопрос адаптации сотрудника в коллективе, исследователь применяет также коэффициент дезадаптации. То же самое можно сделать, если необходимо сравнить какие-то обстоятельства и реакцию находящихся в них участников с разными психодинамическими типами.

Использование в интерпретациях некоторого множества коэффициентов. Для чего это нужно делать? Чтобы можно было целенаправленно отследить все малейшие изменения психодинамики обследуемого. Однако это множество должно демонстрировать полностью спектр реакций цветопредпочтений. Интерпретировать полученные результаты можно с помощью нескольких приемов, наблюдая за теми коэффициентами, которые: серьезно изменились в ходе исследования, показали высокие значения корреляционных связей со статическими тестовыми показателями; имеют максимальные и минимальные значения в одной группе; намного отличаются от нормы Вальнефера или от средних значений по группе испытуемых.

Интерпретация модели пространства предпочтений по 168 пс.д.к. Интерпретируется вся факторная структура по последовательности цветовых факторов, цвету, развалившемуся на несколько других цветовых факторов, анализируются и интерпретируются спектры различий коэффициентов согласно различиям в группах или условий тестирования по каждому фактору.

Для изучения методики расчета психодинамических коэффициентов по тесту М. Люшера по методике Д.В. Сочивко необходимо рассмотреть примеры из психологических научно-исследовательских работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, цветовые предпочтения соотносятся с функциональными личностными состояниями человека. Индивидуальные или усреднённые по однородной группе функциональные состояния рассчитываются методом расчета психодинамических коэффициентов Д.В. Сочивко.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сочивко Д.В. Цветопсиходинамика / Д.В. Сочивко. - Москва : МПСИ, 2009. - 432 с.

2. Сочивко Д.В. Психодинамика / / Д.В. Сочивко. - Москва : ПЕР СЭ, 2003. - 256 с.

3. Сочивко Д.В. Экзистенциальная психодинамика / Д.В. Сочивко. - Москва ; Рязань : Высшая школа психологии, 2020. - 225 с.

REFERENCES

1. Sochivko D.V. (2009), Color Psychodynamics, Psychological and Social Institute, Moscow.

2. Sochivko D.V. (2003), Psychodynamics, PER-SE, Moscow.

3. Sochivko D.V. (2020), Existential Psychodynamics, Higher School of Psychology, Moscow,

Ryazan.

Контактная информация: sochivko_o@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.