Султанова Л.М.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Организация и безопасность движения» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет».
Батманов Э.З.
Кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Организация и безопасность движения» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет».
Мирзаханова Н.Н.
Аспирант 2 года обучения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет».
Системный анализ эффективности мероприятий по организации и безопасности дорожного движения
Введение
В условиях развития дорожно-транспортной инфраструктуры и увеличения количества участников дорожного движения организация безопасности на дорогах выступает задачей государственного значения и находит своё отражение в нормативно-правовых документах Российской Федерации, среди которых можно выделить Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» [1], федеральную целевую программу «повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [2], национальный проект «Безопасные качественные дороги» [3] и др. Формирование комплекса эффективных мер и целенаправленных действий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения можно достичь с помощью системного подхода к организации безопасного дорожного движения. Использование комплексного подхода вместо разрозненных единичных операций способных решить поставленные перед государством задачи по снижению уровня аварийности на дорогах нашей страны.
повышение уровня безопасности дорожного движения (БДД) сегодня является одним из приоритетных направлений реализации государственной политики во всех странах, выдвигая на первый план индикатор развития и сохранения социально-экономического и демографического уровня. Организация безопасного дорожного
движения ориентирована в первую очередь на сохранение жизни и здоровья граждан и регулируется на законодательном уровне [1, 2, 3].
Рассматривая основные тенденции и перспективы развития направлений снижения аварийности на дорогах, следует отметить, что в скором будущем эксперты прогнозируют переход от организации дорожного движения к управлению дорожным движением, то есть произойдёт переход на беспилотное управление транспортом, что позволит организации безопасности на дорогах и снижения аварийных ситуаций.
Безопасность дорожного движения- это деятельность предупредительного характера, направленная на снижение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и сокращения тяжести последствий от аварийных ситуаций на дорогах. БДД необходимо рассматривать в виде комплексной системы действий, направленных на снижение уровня аварийности и сокращения числа ДТП, поэтому отсутствие системного подхода в процессе организации дорожного движения обеспечит малозначительные результаты в вопросах безопасности на дорогах.
Актуальность исследования вопросов организации безопасного дорожного движения обусловлена возрастающей необходимостью учёта ряда факторов при разработке системного подхода к повышению БДД в системе «участник дорожного движения - транспортное средство - дорога - внешняя среда» (УДД-ТС-Д-ВС).
Таким образом, целью настоящей работы является применение системного подхода к организации безопасного дорожного движения. Исследование аварийных участков на дорогах и мест сосредоточения ДТП, принимая во внимание особенности автомобильных дорог (АД) и дорожно-транспортной инфраструктуры, позволит оценить результаты статистических данных аварийности, выявить тенденции её сокращения и обосновать системный подход повышении безопасности дорожного движения на российских дорогах.
Материалы и методы
Исследование вопросов повышения уровня безопасности дорожного движения, являющихся в современных условиях приоритетным направлением государственной политики, проведено на основании изучения норм действующего законодательства в сфере организации дорожного движения [1, 2, 3], статистических данных о результатах деятельности Федерального дорожного агентства [4] и работ российских авторов, рассматривающих тенденции развития этой сферы [5, 6]. Исследование проведено с использованием сравнительно-
го анализа, аналитического метода, с помощью экспертных оценок.
Результаты
Организация дорожного движения с обеспечением безопасности на дорогах является важной задачей деятельности Федерального дорожного агентства (Росавтодор), специалистами которого в деталях разбираются причины каждого инцидента на трассах, условия организации безопасного движения, определяются мероприятия по ликвидации аварийно-опасных участков и реализуется система мер, позволяющих предупредить возникновение аварийных ситуаций. Важную роль в процессе организации безопасного движений выполняют подведомственные Росавтодору федеральные казенные учреждения и территориальные подразделения Госавтоинспекции МВД России, содействуя своей слаженной работой выполнению правил дорожного движения (ПДД) всеми участниками.
В 2021 году Росавтодор осуществляло свою деятельность в соответствии с целями и задачами, определёнными Посланием Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, указами Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2021 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р, Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года,который сформулирован в распоряжении Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года № 2765-р, Планом деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2019-2024 годы, утвержденным к реализации Министром транспорта РФ 25 сентября 2019 года [4].
В рамках реализации Государственной программы «Развитие транспортной системы» на финансирование основных элементов, входящих в состав Национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2019 году, было выделено 126,3 млрд. рублей, в 2020 году - 137,8 млрд. рублей, в 2021 году - 258,4 млрд. рублей, в том числе на исполнение федеральных проектов «Развитие федеральной магистральной сети»- 142,5 млрд. рублей, «Региональная и местная дорожная сеть» - 112,1 млрд. рублей и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»- 3,8 млрд. рублей (рис. 1).
Рисунок 1. Финансирование основных структурных элементов Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», 2019-2021 гг., млрд. руб.
Источник: [4].
На реализацию входящего в состав национального проекта «Транспортная часть Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» федерального проекта «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа - Западный Китай» в 2019 году было направлено 14,5 млрд. рублей, в 2020 году - 14,5 млрд. рублей, в 2021 году -18,2 млрд. рублей. Реализация мероприятий в рамках федеральных проектов «Морские порты» в 2019 году предусматривала выделение в 2019 году 15,7 млрд. рублей, в 2020 году - 24,1 млрд. рублей, «Коммуникации между центрами экономического роста» в 2019 году -102,7 млрд. рублей, в 2020 году - 87,0 млрд. рублей.
Направлениями государственной программы предусматривалась реализация трех ведомственных целевых программ: «Капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федераль-
ного значения»: 305,5 млрд. рублей в 2019 году, 329,0 млрд. рублей и в 2021 году - 345,8 млрд. рублей, «Содействие развитию автомобильных дорог регионального и местного значения»: в 2019 году - 62,4 млрд. рублей, в 2020 году - 79,6 млрд. рублей, в 2021 году -156,0 млрд. рублей, «Организационное, информационное и научное обеспечение реализации подпрограммы «Дорожное хозяйство»: в 2019 году - 25,9 млрд. рублей, в 2020 году - 28,6 млрд. рублей, в 2021 году - 25,9 млрд. рублей.
Общий расходы из федерального бюджета на реализацию основных мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», включает бюджетные ассигнования на дорожно-эксплуатационные работы - 341,2 млрд. рублей (41,8% средств), на строительство и реконструкцию федеральных дорог - 142,5 млрд. рублей (17,5% средств), на предоставление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации (субсидии и иные межбюджетные трансферты) - 300,7 млрд. рублей (36,9% средств) (рис. 2).
Рисунок 2. Структура ассигнований из федерального бюджета на финансирование деятельности Росавтодора, 2021 г., млрд. руб.
■ Строшсльство и реконструкщгя федерал ьных дорог Ремонт ][ содержание федерля ьных дорог
■Трансферты су&ьекгам РФ Через РоОаВТОДОр
■ Прочие работы
Источник: [4].
Как показывает анализ объёмов ассигнования из федерального бюджета на финансирование основных структурных элементов Государственной программы Российской Федерации за период 2019-2021 годы на организацию и безопасность дорожного движения на российских дорогах были направлены значительные средства, позволяющие предупредить возникновение аварийных ситуаций и ДТП.
Анализпричин аварийных ситуаций на дорогах показывает, что ДТПв большей степени обусловлены несоблюдением водителями Правил дорожного движения, в частности - нарушением
скоростного режима, что показывает статистика более чем в 80% случаев ДТП.
Поэтому в целях повышения уровня безопасности дорожного движения на федеральных трассах Росавтодором решается ряд задач, среди которых основными мероприятиями, направленными на предупреждение аварийных ситуаций, являются меры по предупреждению выезда автомобилей на полосу встречного движения, наезда на пеших участников дорожного движения, а также контроль за соблюдением установленного ограничения скорости.
Следует подчеркнуть, что мероприятия по разделению встречных транспортных потоков на федеральных трассах, расширение проезжей части дорог до четырех и шести полос движения, установка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, строительство пешеходных переходов и устройство линий стационарного электроосвещения способствуют сокращению ДТП и помогают ликвидации мест концентрации аварийных ситуаций.
Кначалу 2022 года на федеральной сети дорог оборудовано порядка 1000 км барьерного ограждения, а до конца 2024 года предусмотрено планом оснащение системами разделения транспортных потоков всех федеральных трасс.
Положительным моментом на пути к снижению ДТП является расширение в 2021 году более 256 км федеральных автомагистралей до четырех полос и порядка 25 км до шести полос. Также обеспечению безопасного дорожного движения способствует устройство более 450 км искусственного электроосвещения, установка 182 комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и возведение 184 светофора. На подведомственных Росавтодору автомобильных дорогах в 2021 году было установлено более 30 пешеходных переходов в разных уровнях.
Организация безопасного дорожного движения и снижение количества аварийных условий - одна из ключевых задач национального проекта «Безопасные качественные дороги», реализующегося в 84 субъектах Российской Федерации в настоящее время.
В 2021 году в рамках реализации нацпроектов были установлены свыше 226 тыс. новых дорожных знаков, более 3,1 тыс. светофорных объектов и 1481 тыс. пог. м стационарного освещения, обустроено порядка 1755 тыс. пог. м барьерного и 290 тыс. пог. м пешеходного ограждения, нанесена разметка в количестве более 28,6 млн. пог. м, устройство более 1,6 млн. пог. м тротуаров.
обсуждение
В условиях увеличения дорожно-транспортной инфраструктуры и количества участников дорожного движения особое внимание следует уделять пропаганде безопасности дорожного движения в средствах массовой информации. Сегодня наблюдается возрастание интенсивности транспортного движения, расширение дорожной сети российских автодорог, поэтому формирование культуры безопасного поведения на дорогах выступает важнейшей задачей для работников дорожной инфраструктуры, сотрудников Госавтоинспекции, педагогического сообщества и родителей [5].
Среди основных трендов с сфере организации и обеспечения безопасности дорожного движения можно отметить эволюционные процессы в городских транспортных системах.
По оценкам экспертов к 2035-2040 годам произойдёт переход от организации дорожного движения к управлению движением на дорогах, то есть переход на беспилотное управление транспортом. по мнению специалистов, автоматизация транспортной системы позволит решить проблему пробок и соблюдения пДД, сократить количество аварийных ситуаций, исключив человеческий фактор.
Тем не менее, необходимо отметить, что существуют и угрозы безопасности в цифровой городской транспортной системе: хакерские атаки, сбой программного обеспечения, вредоносное воздействие на систему искусственного зрения, физическое повреждение датчиков и каналов связи, искажение сигнала датчиков, несовместимость протоколов и продуктов разных стран и разных производителей.
Решением этих и других проблем в сфере безопасности в цифровой среде может стать создание специальных стандартов и регламентов, то есть одним из важнейших пунктов развития «Безопасных и Умных городов» должно стать грамотное государственное регулирование [6].
при этом, развитие цифровой среды в сфере организации безопасности дорожного движения может привести не только к упразднению ряда профессий, но и напротив к появлению новых специальностей. Поэтому уже сейчас важно принимать меры и вкладываться в обучение соответствующих специалистов, чтобы не столкнуться с проблемой кадрового дефицита.
Заключение
Разработка системного подхода к организации безопасного дорожного движения и создание транспортной экосистемы, направленной на эффективное взаимодействие всех участников дорожного
движения, автоматизированных транспортных средств и элементов дорожно-транспортной инфраструктуры, позволят создать безопасные условия в сфере дорожного движения. Отметим, что в настоящее время в отдельных местностях применяются элементы умной дорожно-транспортной инфраструктуры: адаптивные светофорные объекты, детекторы транспортного потока, паркоматы и т.д., являющиеся частью интеллектуальной дорожно-транспортной инфраструктуры.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О безопасности дорожного движения». // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8585/. (Дата обращения: 09.04.2022).
2. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 N 864 (ред. от 16.05.2020) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152847/ 981a53f16a2961b3427b384faef58631f5ce0f86/. (Дата обращения: 09.04.2022).
3. Паспорт национального проекта «Национальный проект «Безопасные качественные дороги» (утв. Минтрансом России). // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_399975/257903e774d58ffc4f443f1cdbe25034d8e91cb0/. (Дата обращения: 09.04.2022).
4. Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального дорожного агентства за 2021 год. - Москва, 2022. // URL: https://rosavtodor.gov.ru/about/kollegiya-rosavtodora/itogovye-zasedaniya-kollegii. (Дата обращения: 09.04.2022).
5. Куракина Е.В., Склярова А.А. Повышение уровня безопасности дорожного движения в системе «участник дорожного движения - транспортное средство - дорога - внешняя среда» // Научный рецензируемый журнал «Вестник СибАДИ», 2020. № 17 (4). С. 488-499.
6. Бажина М.А. Правовое регулирование безопасности дорожного движения в эпоху цифровизации // Журнал «Безопасность дорожного движения», 2021. № 4. С. 4-6.
References
1. Federal Law No. 196-FZ of December 10, 1995 (as amended on November 29, 2021) "On Road Safety". // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/. (04.09.2022).
2. Decree of the Government of the Russian Federation of October 3, 2013 N 864 (as amended on May 16, 2020) "On the federal target program "Improving road safety in 2013-2020". // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152847/981a-53f16a2961b3427b384faef58631f5ce0f86/. (04.09.2022).
3. Passport of the national project "National project "Safe quality roads" (approved by the Ministry of Transport of Russia). // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_399975/257903e774d58ffc4f443f1cdbe25034d8e91cb0/. (04.09.2022).
4. Final report on the results of the activities of the Federal Road Agency for 2021. - Moscow, 2022. // URL: https://rosavtodor.gov.ru/about/kollegiya-rosavtodora/itogovye-zase-daniya-kollegii. (04.09.2022).
5. Kurakina E.V., Sklyarova A.A. Improving the level of road safety in the system "road user - vehicle - road - external environment" // Scientific peer-reviewed journal "Vestnik SibADI", 2020. № 17 (4). P. 488-499.
6. Bazhina M.A. Legal regulation of road safety in the era of digitalization // Journal "Road Safety", 2021. № 4. P. 4-6.