Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТЭК'

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТЭК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институциональная среда / конкурентоспособность университетов / высшее образование / рейтинги университетов / наукометрия / экспертные оценки / institutional environment / university competitiveness / higher education / university rankings / scientometrics / expert assessments.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТЭК»

Петросянц Д.В.

к.э.н., доцент Департамента политологии Финансового университета

dan-basa@yandex. ru

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТЭК1

Ключевые слова: институциональная среда, конкурентоспособность университетов, высшее образование, рейтинги университетов, наукометрия, экспертные оценки.

Keywords: institutional environment, university competitiveness, higher education, university rankings, scientometrics, expert assessments.

Введение

ТЭК, являясь наиболее ресурсоемкой и исторически обеспечившей свое центральное положение в экономике страны отраслью, не только «потребляет» тысячи выпускников российских (также и зарубежных, включая страны бывшего СССР) университетов, но и развивает модель взаимодействия с образовательными учреждениями, включающую в себя такие элементы, как:

- изучение отраслевого (возможно, и существенно шире) рынка труда, прогноз изменений на рынках труда в связи с прогнозами развития ТЭК2;

- формирование профессиональных требований и профессиональных стандартов работников отрасли (на корпоративном уровне, на уровне профессиональных и бизнес-сообществ, ассоциаций, союзов), что влияет на разработку образовательных стандартов3;

- организация сотрудничества с университетами (возможно и другими образовательными организациями) в сферах разработки и совместных образовательных программ, развития совместных исследований вплоть до участия компаний ТЭК в создании совместных центров R&D вплоть до инновационных долин и лощин; заключения соглашений о целевой подготовке специалистов; участия представителей компаний ТЭК в оценке и сертификации выпускников и т.п.;

- развитие собственных корпоративных университетов, которые могут развиваться скорее в условиях интеллектуально «удобренной» академической среды;

- диверсификация компаний ТЭК выдвигает новые требования к молодым специалистам и организациям, их готовящих, что выводит этот круговорот взаимодействия бизнеса и академии на принципиально иной уровень.

В настоящем исследовании мы постарались картировать нынешнее визуально воспринимаемое состояние экосистем инноваций в ряде ведущих российских университетов, подготавливающих специалистов для ТЭК.

Исследования по теме

Вопросами подготовки кадров в высшей школе для топливно-энергетической отрасли занимались и проводили аналитические исследования многие российские и зарубежные ученые4.

В статье В.Н. Мещерякова и О.В. Крюкова «проанализировано состояние и перспективы инновационного развития подходов к учебному и научно-техническому сотрудничеству ведущих технических университетов страны и предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) по подготовке и переподготовке кадров»5.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-010-00104 «Системное регулирование развития экосистем инноваций в российских ведущих центральных и региональных университетах».

2 См., например: Крюков О.В. Система подготовки оперативного персонала газотранспортных предприятий // Компрессорная техника и пневматика. 2016. - № 5. - С. 43-47; Мещеряков В.Н., Крюков О.В. Формы учебного сотрудничества технических университетов с нефтегазовыми предприятиями // Профессорский журнал. Серия: Технические науки. 2019. - № 1 (1). - С. 46-56; Юшков И.В. Проблема глобальной диспропорции в структуре производства и потребление энергоресурсов как вызов России в XXI веке // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. - № 3 (53). - С. 18-23.

3 Рогалёв Н.Д. Человеческий капитал - основа инновационного развития российской энергетики // Энергетическая политика. 201(5. - № 3. - С. 25-30.

4 Агиней Р.В. Базовая выпускающая кафедра «Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» НГТУ им. Р.Е. Алексеева в АО «Гипрогазцентр» // Кадры газовой промышленности. - М.: Газпром-экспо, 2015. - С. 11-12; Аниси-мов В.Н. Современные образовательные технологии подготовки специалистов по внедрению современных ремонтных технологий на предприятиях ТЭК // Химическая техника.- 2017. - № 4. - С. 12-13.

5 Мещеряков В.Н., Крюков О.В. Формы учебного сотрудничества технических университетов с нефтегазовыми предприятиями // Профессорский журнал. Серия: Технические науки. 2019. - № 1 (1). - С. 46-56.

Интересен опыт создания имитационных моделей-тренажеров для наглядного освоения изучаемого материала. Так, в исследовании ученых из РУДН, «представлены результаты работ авторов в рамках проекта по созданию образовательного комплекса по БЖ-менеджменту (управление охраной труда, промышленной и экологической безопасностью). Образовательный комплекс включает в себя виртуальный тренажер по экологической безопасности ТЭК, позволяющий моделировать аварийные ситуации на магистральных нефтепроводах, сопровождающиеся разливами нефти. Это эффективная образовательная технология, успешно применяемая в разных отраслях»1.

Применение технологий, свойственных новому технологическому укладу, предъявляет новые требования к подготовке специалистов, ускоряя жизненный цикл профессий2. Вообще принцип подготовки специалистов под заказ работодателя и в связке с работодателем представляется наиболее перспективным. Так, например, в ОмГТУ действует базовая кафедра совместно с Омским нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ). При этом студенты полностью представляют современные технологии, применяемые на этом производстве, перспективы развития и сложности реализации в освоении инновационных технологий. Для чего часть лабораторно-технической базы университета формируется на базе тех же принципов, что и производственный процесс на Омском НПЗ. Подобный подход характерен и для других технических университетов3.

Основы организации процесса обучения специалистов ТЭК в РФ

В первую очередь напомним принципы формирования европейского образовательного пространства в 20102020, которым следуют и российские университеты.

1. Социальное измерение: равноправный доступ к образованию («Мы подчеркиваем социальный характер высшего образования и стремимся создать равные возможности получения качественного образования»).

2. Обучение в течение всей жизни («Должны гарантироваться доступность, качество образования и прозрачность информации»).

3. Трудоустраиваемость («Вузы ... должны совершенствовать услуги, доступность и качество работы служб по трудоустройству»).

4. Обучение, ориентированное на студента, и миссия обучения в высшем образовании («Мы просим вузы обратить особое внимание на совершенствование качества преподавания учебных программ на всех уровнях»).

5. Образование, научные исследования, инновации.

6. Открытость на международном уровне («Транснациональное образование должно руководствоваться европейскими стандартами и рекомендациями для гарантии качества»).

7. Мобильность («считается, что мобильность студентов, молодых ученых и профессорско-преподавательского состава повышает качество программ»).

8. Сбор данных («.основа для анализа и сравнения»).

9. Механизмы прозрачности («Инструменты прозрачности должны быть тесно связаны ... с гарантией качества и признанием, которые остаются нашим главным приоритетом и должны основываться на сравнимых данных и соответствующих показателях для описания многообразных профилей вузов и их программ»).

10. Финансирование («Государственное финансирование остается важным приоритетом как гарантия равного доступа и последующего постоянного развития автономных высших учебных заведений»).4

Сами же направления подготовки высшего образования (ВО) в ТЭК входят в следующие укрупненные направления по классификатору Министерства науки и высшего образования РФ (МНВО).

• Математические и Естественные науки (Химия, Науки о Земле)

• Инженерное дело, Технологии и Технические науки (Техника и технологии строительства, Информатика и вычислительная техника, Информационная безопасность, Тепло- и Электроэнергетика, Машиностроение, Физико-технические науки и технологии, Химические технологии, Промышленная экология и биотехнологии, Техносферная безопасность и природообустройство; Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия; Техника и технологии наземного транспорта, Управление в технических системах, высокотехнологичные направления (приборостроение, измерительная техника и т.п.), ...)

• Науки об обществе (Экономика и управление).

В табл. 1 приведены направления подготовки по программам бакалавриата в российских университетах специалистов ТЭК.

1 Хаустов А.П., Редина М.М. Современные тренажерные образовательные технологии для подготовки специалистов ТЭК // Хартия Земли - практический инструмент решения фундаментальных проблем устойчивого развития: сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию реализации принципов Хартии Земли в Республике Татарстан. 2016. - С. 247-250.

2 Будзинская О.В. Актуальные проблемы перестройки системы инженерного образования // Микроэкономика. 2019. -№ 3 (86). - С. 11-15.

3 См. также Баранов В.Г., Милов В.Р. Направления учебно-инновационного сотрудничества технического университета с предприятиями // Автоматизация в промышленности. 2010. - № 2. - С. 60-63.

4 Экономический факультет МГУ им. Ломоносова. Европейское пространство высшего образования: историческая справка. -https://www.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x41/xb3/16819/file/ЕПВО-Ист_справка.р(!£

Таблица 1

Направления подготовки бакалавриата в российских университетах специалистов ТЭК

Направления подготовки Коды направлений подготовки

Геология 05.03.01

Теплоэнергетика и теплотехника 13.03.01

Электроэнергетика и электротехника 13.03.02

Энергетическое машиностроение 13.03.03

Техносферная безопасность 20.03.01

Природообустройство и водопользование 20.03.02

Нефтегазовое дело 21.03.01

Землеустройство и кадастры 21.03.02

Геодезия и дистанционное зондирование 21.03.03

Технология транспортных процессов 23.03.01

Наземные транспортно-технологические комплексы 23.03.02

Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов 23.03.03

Источники: https://postupi.on1ine и https://vuzopedia.ru

В табл. 2 приведены направления подготовки по программам специалитета. Таблица 2

Направления подготовки специалитета в российских университетах специалистов ТЭК

Направления подготовки Коды направлений подготовки

Проектирование технологических машин и комплексов 15.05.01

Химическая технология материалов современной энергетики 18.05.02

Прикладная геодезия 21.05.01

Прикладная геология 21.05.02

Технология геологической разведки 21.05.03

Горное дело 21.05.04

Физические процессы горного или нефтегазового производства 21.05.05

Нефтегазовые техника и технологии 21.05.06

Наземные транспортно-технологические средства 23.05.01

Транспортные средства специального назначения 23.05.02

Источники: М1р8://ро81:ир1.оп1те и https://vuzopedia.ru.

На данном этапе исследования ограничимся направлениями подготовки по коду 21.00.00 - Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.

В следующей таблице для этого направления подготовки приводятся общее число университетов страны, реализующих программы бакалавриата и специалитета по выделенному направлению подготовки, средние значения проходного балла ЕГЭ, средние значения стоимости обучения (табл. 3).

Таблица 3

Общая численность университетов РФ, реализующих программы бакалавриата и специалитета по направлению подготовки 21.00.00 - Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, средние значения проходного балла ЕГЭ и средние значения стоимости обучения,

на 2019/20 учебный год

Направление подготовки ЕГЭ, средний балл Средняя стоимость, руб./год Число вузов, ед.

21.03.02 - Землеустройство и кадастры 161 146 000 121

21.03.01 - Нефтегазовое дело 189 171 000 62

21.05.04 - Горное дело 148 193 000 46

21.05.02 - Прикладная геология 162 159 000 36

21.05.03 - Технология геологической разведки 166 177 000 18

21.03.03 - Геодезия и дистанционное зондирование 169 142 000 17

21.05.01 - Прикладная геодезия 167 149 000 17

21.05.05 - Физические процессы горного или нефтегазового производства 181 172 000 11

21.05.06 - Нефтегазовые техника и технологии 219 161 000 10

Источники: https://postupi.on1ine и https://vuzopedia.ru

Можно полагать, что наиболее популярными направлениями подготовки являются Нефтегазовые техника и технологии и Нефтегазовое дело: относительно высокие средние значения проходного ЕГЭ и стоимости обучения.

Каждое из этих частных поднаправлений имеет множество профилей специализации; именно по ним возможна оценка образовательных программ, наряду, конечно, с проведением экспертной оценки.

Какие условия и критерии необходимы для синхронизации учебного процесса по подготовке специалистов в университетах и требований работодателей, да еще и в соотношении с развитием экономики регионов? Сформулируем некоторые из этих условий:

- заказ на подготовку специалистов. Наиболее успешным становится, как правило, системное сотрудничество по линии руководство региона - работодатель - университет;

- включенность университета в решение задач развития страны и региона. Подразумевает под собой полный цикл взаимодействия и поддержки в университете как научно-исследовательской деятельности, так и практико-ориентированных подходов к обучению, переобучению и адаптации к инновационным изменениям в производстве;

- совместные структуры университета с правительственными структурами, институтами, предприятиями и т.п. Помимо базовых кафедр, приветствуются любые иные конструктивные формы сотрудничества;

- договоры о стратегическом партнерстве. Очень важен не разовый, а системный подход на длительную перспективу, обеспечивающий расширение горизонтов планирования при сотрудничестве университетов с контрагентами;

- вхождение университета в российские и международные консорциумы. Нельзя заниматься инновационными методами в высокотехнологичной сфере и не быть частью мирового научно-технического сообщества в этих сферах. Инбридинг в университетах может привести очень быстро к «декоративности» и невостребованности на практике преподаваемых дисциплин вчерашнего и позавчерашнего дня;

- мониторинг внешней среды и рынка труда, технологий и услуг. Университет действует как постоянно действующий локатор-сканер, отслеживая все изменения не только в производственно-технологическом аспекте, но и в социально-экономической, и в политической сферах. В идеале в технических университетах, выпускающих специалистов для российского ТЭК, потребуется создание своего аналитического центра форсайт-исследований. Центр станет генератором инициатив по взаимодействию университета с внешней средой, понимаемой в самом широком смысле этого слова. Еще одной функцией такого центра станет критический анализ сформированной в университете структуры и используемых технологий управления1;

- и последнее в нашем списке, но важное по своей сути, - источники финансирования и пополнения ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели эффективности деятельности ряда российских университетов, специализирующихся

на подготовке профессионалов ТЭК

На рис. 1 нами представлена пузырьковая диаграмма, характеризующая не только объемы бюджетов вузов ТЭК, но и показывающая из каких источников формируется этот бюджет. Выделяются объемом бюджета федеральные университеты - КФУ, ДВФУ, СФУ, а также РУДН (свыше 9 млрд. руб.). У РУДН больше всего привлечено внебюджетных средств. Однако по объему доли НИР в этих бюджетах лидируют другие университеты - ТПУ, СПбГор-ный и ТПУ (свыше 30%).

70

50

ь

СП

50

40

30

го

10

УГНТУ; 2,9 РГУНГГубкин; 4,9

. J

СВФУАмглосов; 5,4

ПНИПУ; 3,Б

10 15 20 25

Доля НИР в доходах университета, %

30

35

ИсТОчшт. ^ичгшлсш ш идши I ч< .

40

Рисунок 1.

Бюджеты университетов и доля в них доходов из внебюджетных источников и НИОКР

в 2018 г., млрд. руб., %

1 Симонов К.В., Петросянц Д.В. Социально-политические проблемы общественного согласия при формировании регионального инновационного кластера // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - М., 2015. - № 4 (20). - С. 6-12.

2 Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования // Сайт Министерства науки и высшего образования РФ. Главный информационно-вычислительный центр. - Шр://т&са1оге.т1ссе(1и.ги/тот1;оп^/?т=уро

На рис. 2 можно видеть двухфакторную диаграмму, где представлены объем НИОКР и доходы от НИОКР на одного НПР в ряде университетов, специализирующихся на подготовке специалистов ТЭК.

Источник: составлено по МНВО РФ.

Рисунок 2.

Объем НИОКР и доходы от НИОКР на одного НПР в 2018 г.

На рис. 3 представлена сравнительная публикационная заметность вузов СКФО в СМИ и иных открытых источниках. Динамика публикаций позволяет отслеживать заметность университета в информационно-коммуникационном пространстве, а индекс 8Р1 - их качество. С 2019 года индекс 8Р1 был заменен на обновленный индекс Заметности1.

18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 ¿000 о

А/* $

о

120000 100000

I Число лубл. 2018, ед.

■¿¡л 2018

Источник: составлено по БСЛК-Интерфакс2.

Рисунок 3.

Публикационная активность в СМИ в 2018 г.

На рис. 4 представлены данные по степени вовлеченности ученых исследуемых университетов в грантовые проекты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). По числу грантовых проектов РФФИ и их финансированию выделяется КФУ (свыше 200 млн. рублей привлечено на исследования).

1 Петросянц Д., Чаплыгин А., Светцова А. Развитие информационно-коммуникационной среды современного российского вуза // Проблемы теории и практики управления. - М., 2015. - № 4. - С. 123-133.

2 База российских СМИ БСЛЫ-Интерфакс. - http://scan-interfax.ru

V

&

У /

оff rf

300

250

200

150

100

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), финансирование, тыс. руб. Российский фонд фундаментальных исследовании (РФФИ), число проектов, ед.

Источник: составлено по НРУ Интерфакс [11]

Рисунок 4.

Участие университетов в грантовых проектах РФФИ в 2018 г.

На рис. 5 представлены данные о степени вовлеченности ученых исследуемых университетов в грантовые проекты Российского научного фонда (РНФ).

250 000 200 000 150 000 100 000 50 000

о

14 -J__<4__rt

ц Ш ш I

М LJ U I

/ /у-/у// / <//////// //:/

# JT О

<$г

oV

J?

* O'-

er

I Российский научным фонд (РНФ), финансирование, тыс. руб. Российским научный фонд (РНФ), число проектов, ед.

Источник: составлено по НРУ Интерфакс1

Рисунок 5.

Участие университетов в грантовых проектах РНФ в 2018 г.

На рис. 6 представлены величины индекса Хирша в базе Scopus ряда ведущих университетов, ведущих в РФ подготовку специалистов ТЭК.

1 Официальный сайт проекта Академия Интерфакс. - www.academia.interfax.ru

585

л*v

fjr

£

> .s

О #

12019.03 12020.03

Источник: составлено по Scopus1.

Рисунок 6.

Индекс Хирша на март 2020 г. в базе Scopus

На рис. 7 представлены данные по общему числу публикаций в базе Scopus в университетах, занимающихся подготовкой специалистов ТЭК.

о

СП

25000 м

40" W

20000

15000

10000

5000

:» gs, „

¿AI^. «г- Oil)

uj o-i ЛтН г«<н (ПО -ня> q-m

.-1 (nr~. tr- eso ЛП(М Stn SS Д2 йй d'"1 МШ

„Ч (Or- мг* luj _иа о! I 35Г ЯН 3S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

">m <*>m !> "Я «я

ПППЛПППППгпп

4 * /^w *

S?

12019.03 ■ 2020.03

Источник: составлено по Scopus.

Рисунок 7.

Число публикаций на март 2020 г. в Scopus

На рис. 8 представлены данные о численности обучающихся по очной форме по направлению подготовки 21 Прикладная геология, горное дело нефтегазовое дело и геодезия в 2018 г.

1 Реферативная база данных научных публикаций Scopus. - www.scopus.com

586

4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

> # ^ ^ сф° ^ ^ л* # # ^ ,0*

^ >>> / V^ V / ^ °

¿V

¿г

Обучающиеся в университете на очной форме по направлению подготовки 21 - Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дел о и геодезия

Доля от обучающихся по очной форме в университете по направлению подготовки 21 - Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дел о и геодезия

Источник: составлено по НРУ Интерфакс.

Рисунок 8.

Численность обучающихся по очной форме по направлению подготовки 21 -Прикладная геология, горное дело нефтегазовое дело и геодезия в 2018 г., чел., %

Заключение

Резюмируя, отметим, что композиционное использование методов и разработок в сфере изучения экосистемы инноваций в российских университетах, специализирующихся на подготовке специалистов ТЭК, сочетание использования политических и социально-экономических рычагов воздействия на механизмы хозяйствования в условиях дефицитности ресурсообеспечения, перенаправление экономики на инновационные рельсы путем формирования устойчивой модернизационной и психообщественной инфраструктуры в регионах России, позволяет выявить наиболее успешные практики в российских условиях.

Для региональных вузов нельзя переоценить тот вклад, который они способны вносить в развитие региональной инновационной системы, что должно стать не только декларацией, а действующим драйвером развития экономик регионов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.