Научная статья на тему 'Системный анализ безопасности и экологичности проекта как метод повышения квалификации молодого специалиста'

Системный анализ безопасности и экологичности проекта как метод повышения квалификации молодого специалиста Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
147
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный анализ безопасности и экологичности проекта как метод повышения квалификации молодого специалиста»

УДК 658.382

Т.Н. Бакаева

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОЛОГИЧНОСТИ ПРОЕКТА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Слово безопасность прочно вошло в жизнь современного человека как результат изменения среды обитания, превращения биосферы в техносферу и увеличения факторов негативного воздействия как на систему “человек - среда обитания” в целом, так и на ее отдельные компоненты.

Глобальность и актуальность проблемы защиты природной среды от негативных воздействий не снижает значимости и необходимости разработки эффективных мер по уменьшению опасного или вредного воздействия производственных факторов , т.к. производственная среда - разновидность техносферы и на нее распространяются основные законы, принципы и правила функционирования техносферы.

Длительный период формирования технократического мышления, примат технических параметров проектируемых и создаваемых устройств и систем над параметрами их безопасности и безвредности привели к тому, что практически нет производств и видов человеческой деятельности, в которых условия труда соответствовали бы нормам по всем группам факторов.

Одним из эффективных путей создания безопасных и безвредных условий труда является повышение требований к инженерным разработкам по вопросам их безопасности и экологичности.

Обязательным критерием профессиональной пригодности и высокого уровня инженерной подготовки в современных условиях должно являться умение молодого специалиста грамотно анализировать и выявлять на стадии проектирования все возможные негативные факторы воздействия и закладывать в инженерную разработку эффективные методы защиты.

Показателем подготовленности специалиста к решению задач безопасности и экологичности инженерных разработок является соответствующий раздел дипломных проектов.

В течение последних четырех лет кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности ТРТУ ведет целенаправленную работу, связанную с обучением будущих инженеров новым эффективным методам анализа проектируемых устройств, в частности, системному анализу безопасности и экологичности с использованием графического метода построения деревьев причин, опасностей, отказов.

Указанный метод уже давно и хорошо зарекомендовал себя при проектировании технических систем в ракетостроении, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Настал период внедрения его в инженерные разработки любых отраслей промышленности.

Практика работы со студентами инженерных специальностей ТРТУ показала, что данный метод системного анализа служит ярким показателем уровня общеинженерной подготовки будущего специалиста и безотказно выявляет все пробелы в его профессиональном обучении. Его особенностью является то, что решение вопросов повышения безопасности конструкции или технологического процесса приводит к повышению надежности инженерной разработки.

Многие студенты с интересом и увлечением анализируют свои проекты, подробно выясняя все причины возможной актуализации опасностей, рассматривают методы и способы снижения вредного воздействия негативных факторов, внедряют элементы малоотходных и безотходных технологий.

Однако есть студенты, которые, подходя к заключительному этапу обучения - дипломированию, не всегда правильно и адекватно понимают значимость проблем безопасности и экологичности, не могут провести требуемый анализ и разработать комплекс необходимых защитных мероприятий.

Одной из причин этого является отсутствие или недостаточное освещение вопросов безопасности и экологичности в специальных конструкторских и технологических дисциплинах. Профилирующие кафедры по-прежнему делают акцент на технические и технологические характеристики, не рассматривая новую разработку как источник потенциальных негативных воздействий на человека и его среду обитания.

В связи с этим возникает необходимость введения сквозной подготовки специалистов и обязательного освещения вопросов безопасности и экологичности в специальных технических дисциплинах.

Изменение технократического мышления, его гуманитаризация - процесс длительный, требующий постоянных разнообразных многоуровневых форм работы, но именно за ним скрывается основной резерв повышения эффективности мероприятий по защите среды обитания и сохранению биосферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.