Научная статья на тему 'Системные трансформации в экономике и финансах: теория, эмпирические закономерности, адаптивные инструменты'

Системные трансформации в экономике и финансах: теория, эмпирические закономерности, адаптивные инструменты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
964
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ФИНАНСОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / МОДЕЛИ ИЗМЕРЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ / КОРПОРАТИВНЫЙ РОСТ / "СДВИГ ПАРАДИГМЫ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хотинская Г. И., Черникова Л. И.

В статье отмечается, что в совокупности системных трансформаций последних десятилетий особое место занимают финансовые трансформации мега-, макрои микроэкономического характера. На микроуровне они проявляются в форме смены моделей измерения и управления, что означает «сдвиг парадигмы» в корпоративных курсах. Представляя собой основной вектор перспективных изменений в российских компаниях, эти трансформации носят специфический характер и обусловливают необходимость разработки адаптивного инструментария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системные трансформации в экономике и финансах: теория, эмпирические закономерности, адаптивные инструменты»

Удк 33.336

системные трансформации В экономике и финансах: теория, эмпирические закономерности, адаптивные инструменты

г. И. ХОТИНСКАЯ, доктор экономических наук, заместитель заведующего кафедрой финансового менеджмента Е-mail: hotinskaya@bk. т Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва

Л. И. ЧЕРНИКОВА, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой финансов Е-mail: tariff2004@mail. т Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва

В статье отмечается, что в совокупности системных трансформаций последних десятилетий особое место занимают финансовые трансформации мега-, макро- и микроэкономического характера. На микроуровне они проявляются в форме смены моделей измерения и управления, что означает «сдвиг парадигмы» в корпоративных курсах. Представляя собой основной вектор перспективных изменений в российских компаниях, эти трансформации носят специфический характер и обусловливают необходимость разработки адаптивного инструментария.

Ключевые слова: экономические системы, финансовые трансформации, модели измерения и управления, корпоративный рост, «сдвиг парадигмы».

В общей теории систем экономика относится к системам большой сложности. Она имеет многоуровневую и иерархическую структуру (мега-, макро-, мезо-, микроуровень) и в то же время является подсистемой по отношению к обществу в целом. В зарубежной литературе исследования

экономических систем, их типов, элементов и их взаимосвязей, характера движения, способов смены имеют давнюю историю. В России интерес к этой области исследований стал проявляться с началом перестройки, поскольку остро встал вопрос выбора экономической системы, в русле которой надо проводить реформы.

Имманентными свойствами экономической системы являются ее изменение, движение, эволюция как кумулятивный процесс изменений общества. Накопление количественных и качественных изменений в элементах системы и во взаимосвязях между ними приводит к следующим последствиям:

- нарушение устойчивости системы;

- исчерпание резерва поступательной модификации;

- возникновение качественной неопределенности;

- прекращение линейного развития;

- возникновение необходимости системных корректив и поиска нового системного качества.

Глубокие изменения качества системы, приводящие к возникновению новой системы, именуются трансформацией. Активные системные трансформации планетарного масштаба, начавшиеся во второй половине ХХ в. (особенно в последней его четверти), в экономической литературе именуются глобализацией, сервисизацией, информатизацией, виртуализацией, сетизацией. Финансисты (и не только они) сходятся во мнении, что лидирует в этих трансформационных процессах финансовая сфера. В результате системных трансформаций финансового характера в современной действительности формируются геофинансы - финансы планетарного масштаба и новый тип экономики - финансовая экономика, финансомика, финансономика.

Современные финансовые трансформации -это усиление влияния финансов и финансовых отношений на все стороны экономической деятельности в результате нарастающих изменений финансового характера на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, имеющих множество форм проявления и характерных признаков.

В формирующейся в результате этих трансформаций новой объективной реальности происходят системные сдвиги на уровне хозяйствующих субъектов - в корпоративных курсах. В этих условиях классическое представление об управлении компанией преобразуется в финансовое управление, управление стоимостью в ее финансовой трактовке. Управление финансами как подсистема корпоративного менеджмента подчиняет своей логике все другие управленческие подсистемы. Таким образом, трансформируется не только логика классического менеджмента, но и логика классического финансового менеджмента [1].

Практика показывает, что в новом тысячелетии в России вслед за странами с развитым рынком формируется стоимостная (финансовая) модель измерения и управления корпоративными финансами. Стоимостная (финансовая) модель приходит на смену учетной (затратной) модели измерения и управления. Каждая из этих моделей характеризуется:

- специфическими целями, задачами и причинно-следственными связями;

- источниками информации;

- аналитическими инструментами;

- расчетными технологиями;

- оценочными критериями;

- драйверами роста;

- управленческими решениями (табл. 1).

В настоящее время стоимостная модель распространена лишь в крупных (как правило - публичных) компаниях с масштабными целями и задачами в длительных временных горизонтах, ориентированных в том числе на зарубежных инвесторов. Однако происходящие в таких компаниях изменения указывают вектор системных трансформаций на микроуровне в обозримом будущем. Сдерживающими факторами в распространении стоимостной модели является не столько ее спорность, сколько недостаточно развитый финансовый рынок и низкая финансовая грамотность населения в целом и менеджмента большинства российских компаний - в частности.

Проведенная сравнительная оценка моделей измерения и управления корпоративными финансами свидетельствует о системных трансформациях на микроуровне, что можно трактовать как смену парадигмы.

Понятие «парадигма»1 впервые было сформулировано Томасом Куном и производно от греч. лараЗегуца, что означает «пример», «модель», «образец». По Т. Куну, парадигма - это:

- не просто текущая теория, но мировоззрение, в котором существует общепринятая теория месте со всеми ее выводами;

- признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и способы их решений;

- совокупность общепринятых ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств.

К общепринятым парадигмам относят:

- образцовый метод принятия решений;

- модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей.

При этом общепринятая парадигма определяет не «знание всего», а только сущностное знание. Наряду с общепринятой парадигмой в совокупности понятий выделяют личную парадигму, под которой понимается ментальная модель конкретного человека.

В современном толковании смена парадигм или сдвиг парадигм - это:

- научная революция, которая происходит тогда, когда появляются аномалии, выходящие за

1 Понятия «парадигма» и «смена парадигм» впервые были сформулированы Томасом Куном в монографии «Структура научных революций», изданной Чикагским университетом в 1962 г. Смелость и новаторство работы обусловили ее популярность и породили многочисленные споры. С тех пор появилось множество публикаций, где так или иначе интерпретируется, используется, излагается или критикуется концепция Куна.

Таблица 1

сравнительная оценка моделей измерения и управления корпоративными финансами

критериальный признак Учетная модель Финансовая модель

Основа финансового мышления Экономический рационализм Рациональность + иррациональность

Базовые концепции (поведение индивидов) Концепция «экономического человека», теории рациональных ожиданий Экономическая теория + поведенческие финансы и эмпирические закономерности на фоне абсолютизации стоимости (феномен «финансы ради финансов»)

Базовые концепции (трактовка капитала) Монетарная и вещественная концепции капитала (капиталом является все, что приносит доходы) Финансовая концепция капитала (капитал приносит доход или прибыль в том случае, если стоимостная оценка чистых активов в конце периода превышает их сумму на начало периода)

Целеполагание Рост прибыли (валовой, операционной, чистой и т. д.) Рост стоимости компании как условие максимизации богатства ее собственников

Способы достижения стратегических целей Генерирование доходов и оптимизация соотношения доходов и расходов Выявление и управление факторами создания стоимости (включая рыночные), повышение потенциала прибыльности

Источники информации Финансовая отчетность Финансовая отчетность + альтернативы, упущенная выгода, стратегические планы, рыночные индикаторы и др.

Методический инструментарий Анализ финансовых коэффициентов Анализ финансовых коэффициентов + сценарный анализ; оценка риска, теория вероятности, дисконтирование, мультипликаторы и т. д.

Оценочные критерии Бухгалтерская прибыль как разница между фактическими доходами и расходами Трансакционные издержки, экономическая прибыль, экономическая добавленная стоимость, чистый денежный поток, приведенная стоимость и др.

Временной горизонт Оценка достигнутых результатов (состояния), т. е. преимущественно деятельность в прошлых периодах Оценка факта и перспективы, ориентация на «успешное будущее»

Доминанты в оценке Балансовые оценки Фундаментальная и рыночная стоимость

Сфера применения Контроль за текущими операциями (внутренняя среда) Стратегические решения и их реализация (внутренняя среда с учетом внешних факторов)

Источники роста Преимущественно эндогенные (внутренне присущие) Эндогенные + экзогенные (внешние, рыночные)

Причинно-следственные связи В области экономики и финансов Взаимосвязь и взаимообусловленность финансово-экономических проблем и неэкономических факторов

Отношение к рискам Проблема рисков не анализируется Риск трактуется как неопределенность и измеряется абсолютными и относительными показателями

Отношение к деньгам Инструмент измерения результата, оцениваемый номинально или с корректировкой на инфляцию Инвестиционный ресурс, имеющий стоимость во времени

Преимущества Объективность оценок и достаточно высокая точность вне зависимости от внешних факторов, не поддающихся однозначному измерению Ориентация на стратегические цели и реалистичность их достижения; адекватность оценок рыночным критериям; гибкость применяемого инструментария; учет интересов многих заинтересованных лиц; относительная независимость от учетных стандартов

Недостатки Ориентация на прошлые периоды без учета перспективы; невысокая актуальность оценок в силу применения исторических цен; относительная статичность оценок; игнорирование рисков, внешних факторов и интересов многих заинтересованных лиц; манипулирование отчетностью Большая роль субъективных оценок и эвристических методов; высокая формализация экономических процессов и неизбежные при этом абстракции; отсутствие привязки к методам учета и обусловленная этим недостаточная точность; множественность оценок; высокая зависимость от внешних факторов

тной модели измерения и управления корпоративными финансами, с другой, - свидетельствуют о «болезнях роста» и специфике адаптивного развития российского бизнеса к условиям современной хозяйственной среды.

Последний тезис объясняется тем, что в подавляющем большинстве российских компаний индикаторы роста не сопровождаются адекватным повышением эффективности финансово-хозяйственной деятельности. В последнее десятилетие в среднем по России наблюдается крайне неустойчивая динамика рентабельности и понижающийся тренд прежде всего в части рентабельности продукции. Экспоненциальный рост абсолютных индикаторов на фоне снижающейся эффективности (рентабельности) означает экстенсивное развитие российского бизнеса, при котором в большинстве компаний неэффективно используется ресурсный потенциал на фоне неразвитых финансовых технологий.

Следует отметить, что подобные тенденции наблюдались и в компаниях США. Так, Д. Коллис и С. Монтгомери отмечают, что для компаний Соединенных Штатов были характерны:

- в 1970-е гг. - небольшой рост при любых издержках, пассивных собственниках и неэффективном правлении;

- в 1980-е гг. - увеличивающийся рост («бешеный рост» и «необузданное» расширение), в том числе растущие премии за слияния компаний;

- в 1990-е гг. - интенсивный рост на фоне активности правления и собственников;

- в 2000-е гг. - переосмысление стратегии и тактики роста после серии скандалов, связанных с бухгалтерским учетом [2].

Очевидно, что российский бизнес находится в настоящее время на этапе масштабного роста при неэффективном управлении. Это свидетельствует о распространении в России модели «рост ради роста». При этом следует отметить, что речь идет о балансовых оценках, сформированных по данным бухгалтерской отчетности. Балансовые данные формируются в России в условиях жестких норм бухгалтерского учета и не модифицированы рыночными оценками, например в части нематериальных активов. В этих условиях скандалы, обусловленные «раздуванием» корпоративной отчетности, для РФ маловероятны, но переосмысление модели роста неизбежно в обозримой перспективе.

Системные трансформации в экономике и финансах, макроэкономические тренды и особен-

ности адаптивного развития российских компаний к условиям открытой экономики, наблюдающиеся на развитых рынках, позволяют сформулировать рамочную концепцию развития российского бизнеса с акцентом на финансовые инструменты и индикаторы.

Как известно, концепция - это:

- генеральный замысел, определяющий стратегию действий;

- система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе;

- определенный способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса;

- комплекс взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого [5].

В совокупности концепций выделяют основную и рамочную концепции. Рамочная концепция -частный случай основной концепции или общий подход к выработке основной концепции и постановке проблем на данном этапе развития. Рамочная концепция отличается от основной меньшей детализацией. Сформулируем рамочную концепцию развития российского бизнеса в контексте современного корпоративного приоритета - экономического (прежде всего - финансового) роста.

Смена парадигмы в корпоративных курсах означает:

- расширение стоимостно ориентированного управления на микроуровне;

- сужение пространства, не поддающегося стоимостному измерению;

- усиление значимости финансовых стратегий и технологий в достижении стратегических целей.

В совокупности стратегических целей доминирующим на данном этапе развития российского бизнеса и в обозримой перспективе становится корпоративный рост, множество типов и моделей которого классифицируются по нескольким признакам демаркации:

1) по темпам роста:

- высокий/низкий;

- ускоренный/ограниченный;

2) по траектории изменений: положительный/ отрицательный;

3) по характеру роста:

- устойчивый/переходный;

- экстенсивный/интенсивный;

- сбалансированный/несбалансированный и

т. д.;

4) по типам изменений, исходя из географических аналогий:

- «крутые холмы»;

- «холмы»;

- «плато»;

- «горы»;

- «равнины»;

- «денвер»;

5) по детерминантам роста:

- объективные детерминанты2, вписывающиеся в простую АК-модель;

- субъективные детерминанты3, учтенные в стандартом уравнении экономического роста);

6) по источникам роста:

- органический рост или рост на основе внутренней доходности компаний;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- неорганический рост или расширение через слияния и поглощения, альянсы и т. п.;

- финансовый рост - дооценка активов, рыночные измерения и т. п.;

7) по моделям экономического роста:

- эндогенные - внутренние;

- экзогенные - внешние [3].

Из этого множества рассмотрим основные модели роста компаний: внутренний и внешний рост [3].

Модель внутреннего роста (эндогенная модель). В данной модели корпоративный рост реализуется за счет внутренних ресурсов и в рамках существующих бизнес-систем. Расширение производственных мощностей и наращивание объемов продаж ведут к увеличению балансовой стоимости бизнеса. Это расширение становится альтернативой приобретению существующего бизнеса, хотя и не приводят к существенным скачкам объемов деятельности. Ее применение позволяет усовершенствовать операционную бизнес-модель. Тем самым возникает новый импульс к росту.

Модель характеризуется относительно низким уровнем риска. Поскольку увеличение активов находится под полным контролем менеджеров, устраняются риски, связанные с ведением дел присоединяемыми компаниями, максимально используются накопленные внутри компании знания и опыт.

В то же время внутренний рост является более медленным механизмом увеличения стоимости бизнеса по сравнению с внешним. Рост компании происходит постепенно - по мере накопления внутренних ресурсов при небольшой диверсификации

2 Труд и капитал.

3 Поведенческие, институциональные и т. п.

активов. Данная модель характеризуется невысокими темпами роста с объективно присущими ограничениями, а по характеру роста она вполне устойчива и сбалансирована.

Модель внешнего роста (экзогенная модель). В данной модели компании увеличивают свой размер за счет слияний, поглощений, присоединений, стратегических альянсов. Эти механизмы обеспечивают:

- быстрый выход на глобальный рынок или быстрое проникновение на новые рынки;

- расширение существующей бизнес-системы компании;

- укрепление ее стратегических позиций. При этом внешний рост происходит скачкообразно: в результате некоторых широко известных слияний компании удваивали объем продаж.

При этом модель внешнего роста характеризуется наиболее высокими рисками. Многочисленные исследования слияний и поглощений показали, что от 50 до 70 % всех этих операций не принесли ожидаемого синергетического эффекта, потому что объединенная компания не смогла увеличить своей стоимости [4].

Данная модель характеризуется высокими и ускоренными темпами роста, для нее характерны неустойчивость и перманентно возникающие дисбалансы.

Очевидно, что выбор модели в каждом конкретном случае обусловлен:

- принятой стратегией приращения активов;

- объемом продаж и структурой ресурсов;

- их значимостью в достижении результатов;

- топ-характеристиками компании.

В качестве основной проблемы корпоративного роста на ближайшую перспективу следует рассматривать повышение эффективности использования внутренних и внешних факторов и детерминант роста. В связи с этим неизбежна периодизация в развитии российского бизнеса. Но, учитывая специфику рыночных преобразований в России и сжатые сроки системных трансформаций, в отличие от периодизации Д. Коллис и С. Монтгомери для РФ можно выделить два основных этапа: 1. Этап экстенсивного роста (кратко- и среднесрочная перспектива), в рамках которого неизбежно накопление проблем «необузданного» расширения и переосмысление тактики и стратегии роста, понимание необходимости учитывать объективные ограничения.

Таблица 2

Методический инструментарий финансовых измерений корпоративного роста [3]

Показатель Экономическое содержание Алгоритм расчета

«Золотое правило экономики предприятия» Условие роста, сбалансированного по динамике прибыли, продаж, активов Т , > Т > Т > 100 % приб прод ак

Коэффициент устойчивого роста - КУР Условие роста, адекватное объему реинвестированной прибыли Р . , или рост, сбалансированный по источникам l reinvest jr ' г финансирования P . , / Е = (P - div) / Е reinvest

Модель BCG (оценка устойчивости роста) Увеличение объема продаж при условии сохранения операционной (К1 - рентабельность продаж, К2 - оборачиваемость активов), и финансовой (К3 - коэффициент автономии, К4 - норма накопления) политик неизменными g = К\ • К2 • КЗ • К4

Рентабельность совокупного капитала - ROA Характеристика эффективности использования ресурсного потенциала (совокупных активов) P / А

Рентабельность собственного капитала - RO Характеристика эффективности использования собственного капитала P / Е

Рентабельность инвестиций -ROI Характеристика эффективности использования инвестиций P /1

Рентабельность продаж - ROS Характеристика эффективности ценовой политики компании P / S

Рентабельность производства -ROC Соотношение затрат и финансовых результатов P / С

2. Этап интенсивного роста (средне- и долгосрочная перспектива) как результат переосмысления с учетом объективных ограничений роста, при котором повысится значимость показателей эффективности и индикаторов сбалансированного и устойчивого роста (табл. 2). Следует отдельно остановиться на оценке устойчивости роста в трактовке Boston Consulting Group (BCG): устойчивый рост - это скорость увеличения объема продаж при условии сохранения операционной и финансовой политик неизменными. Для оценки операционной политики в модели BCG используются два коэффициента:

- рентабельность продаж:

- оборачиваемость активов.

Для оценки финансовой политики используются:

- коэффициент реинвестирования (капитализации) прибыли;

- коэффициент финансового рычага (мультипликатор капитала).

Темп устойчивого роста в модели BCG - это возможная скорость увеличения продаж при неизменности вышеперечисленных четырех коэффициентов. В случае отклонения фактического темпа роста от расчетного должны произойти изменения либо в операционной, либо в финансовой политике. Превышение фактических темпов роста над расчетными может привести к дисбалансу источников финансирования и нехватке капитала. Динамика роста

ниже расчетного в разных операционных ситуациях повлечет образование избытка капитала.

Темп роста (оцениваемый ростом доходов), превышающий расчетный коэффициент, может свидетельствовать о дисбалансе динамики в части корпоративного роста и источников финансирования, т. е. о недостатке капитала. Темп роста ниже расчетного коэффициента может привести к образованию избытка капитала.

В совокупности факторов и детерминант корпоративного роста для России весьма перспективны следующие финансовые инструменты:

- нематериальные активы, их идентификация, стоимостная оценка, постановка на учет и отражение в отчетности;

- бренд-активы как неотъемлемая составляющая НМА, отсутствующие в российском правовом пространстве, но уже играющие важную роль во многих рыночных трансакциях (в секьюритизации займов, слияниях и поглощениях, лицензировании и франчайзинге, связях с инвесторами и др.);

- рыночные измерения стоимости компаний в целом и отдельных составляющих их активов, бизнесов, портфелей.

В настоящее время все перечисленные финансовые инструменты активно используются в зарубежных практиках, но весьма дискретно представлены в России. Это свидетельствует не только о необходимости продолжения исследований в области системных финансовых трансформаций

на разных уровнях управления, но и о целесообразности популяризации современных финансовых технологий, широко распространенных за рубежом и адаптированных к российской хозяйственной среде.

Список литературы

1. Белолипецкий В. Г. Финансовое равновесие в условиях рыночной трансформации экономики России.М. 2002.

2. Коллис Д. и Монтгомери С. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход. М.: Бизнес-Олимп. 2007.

3. Финансовые механизмы экономического роста на микроуровне. Отчет о НИР под рук. Е. И. Шохина. М. 2011.

4. Schwenker B., Schneider F., Kleppel C. Finding the formula for growth. URL: http://www. rolandberger. ru/media/pdf/rb_press/RB_study_Formula-for-growth_ 20050420.pdf.

5. URL: http://www. wikipedia. ru.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»

ISSN 2073-4484

Выпускается с 2008 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИИЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80-100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34158 80628 44368

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.