Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ИНВАЛИДОВ ДЦП'

СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ИНВАЛИДОВ ДЦП Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / CEREBRAL PALSY / СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / SYSTEMS PSYCHOLOGY / ВЕРСАТИВНЫЙ ТИП УМА / ИНГЕНИТИВНЫЙ ТИП УМА / PSYCHIC WORK CAPACITY / VERSATILE TYPE OF MIND / INGENETIVE TYPE OF MIND

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыжов Борис Николаевич, Михайлова Ольга Викторовна

Статья посвящена описанию исследования системных характеристик психической работоспособности инвалидов вследствие детского церебрального паралича, включая показатели объема, сложности и темпа тестовой деятельности, а также определенных на их основе интегрального показателя психической работоспособности и стилевых особенностей деятельности инвалидов, выраженных в индексе версативности-ингенитивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рыжов Борис Николаевич, Михайлова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System features of psychic work capacity in persons with cerebral palsy

The article is devoted to the description of the study of system characteristics of psychic work capacity of invalid persons due to cerebral palsy. Volume, complexity and tempo indicators of test activities are also discussed. On the basis of these indicators the integral indicator of psychic work capacity and stylistic peculiarities of the activities of persons with disorders are calculated.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ИНВАЛИДОВ ДЦП»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ИНВАЛИДОВ ДЦП1

Рыжов Б. Н.

МГПУ, Москва, Михайлова О. В. МНПЦреабилитационных технологий, Москва

Статья посвящена описанию исследования системных характеристик психической работоспособности инвалидов вследствие детского церебрального паралича, включая показатели объема, сложности и темпа тестовой деятельности, а также определенных на их основе интегрального показателя психической работоспособности и стилевых особенностей деятельности инвалидов, выраженных в индексе версативности-ингенитивности.

Ключевые слова: психическая работоспособность, детский церебральный паралич, системная психология, версативный тип ума, ингенитивный тип ума.

SYSTEM FEATURES OF PSYCHIC WORK CAPACITY IN PERSONS WITH CEREBRAL PALSY

Ryzhov B. N. MCTTU, Moscow, Mikhaylova O. V.

Moscow Research and Practical Center for Rehabilitation Technologies, Moscow

The article is devoted to the description of the study of system characteristics of psychic work capacity of invalid persons due to cerebral palsy. Volume, complexity and tempo indicators of test activities are also discussed. On the basis of these indicators the integral indicator of psychic work capacity and stylistic peculiarities of the activities of persons with disorders are calculated. Key words: psychic work capacity, cerebral palsy, systems psychology, versatile type of mind, ingenetive type of mind.

Введение

Проблема психологической диагностики когнитивных характеристик инвалидов вследствие детского церебрального паралича (ДЦП) приобретает в настоящее время особое значение вследствие резкого возрастания числа этих заболеваний во всем мире и ряда новых возможностей социальной и профессиональной адаптации, которые открывают перед инвалидом прогресс компьютерных средств и интернет-технологий [1, 6]. Однако успешность использования этих возможностей в значительной мере зависит от рационального учета индивидуальных особенностей инвалида, позволяющих ему достичь лучших результатов в той или иной группе решаемых задач [1, 2, 3].

С учетом этого обстоятельства целью настоящей работы стало исследование системных характеристик психической работоспособности инвалидов ДЦП, позволяющих контролировать сохранность основных психических функций (внимания, памяти и мышления) и развитие важнейших стилевых особенностей деятельности (версативность-ингенитивность), играющих немаловажную роль при социальной и профессиональной адаптации.

Методологическая база исследования

Основной методологической базой исследования стала концепция системной психологии [4, 5], дающая теоретическое и конкретное методическое обоснование всей совокупности диагностических критериев

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Разработка технологии и нормативной базы психологической поддержки и профессионального сопровождения инвалидов ДЦП», проект № 14-16-77007.

Рисунок 1. Графическая интерпретация структуры когнитивных способностей обследуемого

оценки психической работоспособности. К этим критериям относится ряд частных показателей психической работоспособности, соответствующих традиционно выделяемым показателям развития отдельных когнитивных способностей, в том числе:

• доступный человеку при стандартной тестовой нагрузке объем образуемой системы (доступное количество составляющих систему элементов или количество независимых параметров управления), который обозначается символом п и соотносится с характеристикой кратковременной памяти человека;

• доступное при стандартной тестовой нагрузке уменьшение энтропии (меры неупорядоченности) регулируемой системы (доступная сложность связей, устанавливаемых между элементами управляемой системы), которое обозначается символом С и соотносится с характеристиками мышления;

• доступный при стандартной тестовой нагрузке темп регулирования (образования) системы, который обозначается символом t и соотносится с характеристиками внимания и восприятия.

Вместе с тем важнейшим диагностическим критерием является построенный на основе частных показателей интегральный показатель психической работоспособности. Построенная с его учетом графическая интерпретация

структуры когнитивных способностей (всех показателей психической работоспособности) представлена на рис. 1.

В то же время концепция системной психологии позволяет выделить особые стилевые особенности деятельности человека, связанные с доминированием в структуре психической работоспособности того или иного частного показателя психической работоспособности типы психической работоспособности или особые качества ума. В их числе выделяют версативный тип, в основе которого лежит способность к систематизации большого числа исходно независимых объектов, а доминирующей характеристикой продуктивности является объем образуемой системы - число ее элементов п, и ингенитивный тип, системной доминантой которого является преимущественная возможность уменьшение энтропии (неупорядоченности) образуемых системных связей С, и стоящий между ними уравновешенный тип.

Методы исследования

Эмпирическое исследование системных характеристик психической работоспособности инвалидов было проведено на базе Московского научно-практического центра реабилитации инвалидов вследствие ДЦП. В исследовании участвовали 55 инвалидов ДЦП, при этом была выделена подгруппа па-

циентов со спастической диплегией (n = 25), атонически-астатическим синдромом (n = 8), правосторонними гемипарезами (n = 10), левосторонними гемипарезами (n = 12). Все пациенты могли ходить самостоятельно: в зависимости от формы ДЦП спастико-парети-ческой походкой, гемипаретической походкой или атактической походкой. У большинства обследованных фиксировалось нарушение мелкой моторики.

Поскольку основной задачей исследования была оценка психической работоспособности инвалида, в случае связанных с основным заболеванием затруднений выполнения тестов из-за дефекта манипулятивной функции психолог в ряде случаев оказывал техническую помощь испытуемому, дублируя выполнение его ответов с помощью «мыши» или клавиатуры компьютера.

По возрасту инвалиды были разделены на группы 15-18 лет (n = 21) и 19-35 лет (n = 34).

Для практической реализации метода системной диагностики психической работоспособности использовался R-TEST - «Психическая работоспособность», позволяющий определить интегральный показатель психической работоспособности. Его составляющие: показатели объема, сложности и темпа образования системы, а также стилевые особенности деятельности, выраженные в индексе версативности-ингенитивности [5].

Тест был представлен электронной версией, включающей три последовательно задаваемых субтеста. В основе первого субтеста лежит методика «Счет в автотемпе», предназначенная для оценки качества выполнения обследуемым простой счетно-логической деятельности при ограниченном перечне используемых в задании элементов и высоком темпе предъявляемой информации. По результатам первого субтеста производилась оценка параметра t при стандартной тестовой нагрузке - коэффициента темпа деятельности Kt.

В основе второго субтеста лежит методика «Запоминание геометрических фигур», методика MEMORY, предназначенная для оценки качества выполнения обследуемым мнестичекой деятельности с большим числом подлежащих запоминанию элементов при ограниченном времени выполнения задания. По результатам второго субтеста производилась оценка параметра n при стандартной

тестовой нагрузке - коэффициента объема кратковременной памяти Kn.

Третий субтест использует модификацию известной методики «Прогрессивные матрицы Равена» для оценки качества выполнения обследуемым сложной логической деятельности. По результатам этого субтеста производилась оценка параметра С при стандартной тестовой нагрузке - коэффициента сложно-логической деятельности Kc .

На основе этих коэффициентов в соответствии с концепцией системной психологии [5] рассчитывался интегральный коэффициент психической работоспособности Ар.

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программ Microsoft Excel. При этом применялись следующие непараметрические методы: сопоставление двух зависимых групп по количественному признаку (соответственно с использованием метода Уилкоксона); описательная статистика. Статистически значимыми считались результаты при р<0,05.

Результаты исследования

В табл. 1 приведены результаты выполнения методики «Счет в автотемпе» инвалидами младшей и старшей возрастных групп. Сопоставление полученных показателей с данными возрастной нормы указывает на серьезное (более чем в два раза) снижение результативности выполнения теста инвалидами вне зависимости от возрастной группы.

При этом легко заметить чрезвычайно большой разброс полученных результатов, лишь немногим уступающий средним значениям получаемых оценок. Особенно это заметно на примере среднего времени реакции испытуемых.

Также заметное, хотя и несколько менее выраженное, снижение показателей отмечено у инвалидов и по двум другим тестовым методикам (табл. 2).

Видно, что результаты выполнения задания имеют тенденцию ухудшения по мере увеличения возраста инвалидов. Значимой корреляции полученных показателей с диагнозом пациента обнаружено не было, однако внутри каждой возрастной группы легко обнаружить три контрастные подгруппы, разделявшиеся уровнем выполнения тестовых заданий (табл. 3, 4).

Таблица 1

Результаты выполнения методики «Счет в автотемпе» инвалидами

Среднее Количество Количество Коэффицент

время предъявленных правильных темпа

Контингент реакции, цифр ответов деятельности

с кг

М±СКО М±СКО М±СКО М±СКО

Группа 15-18 лет

Возрастная 1,95 92 87

норма

Инвалиды 5,36± 53,67± 49,83± 0,55±

± 4,52 ± 24,84 ± 24,02 ± 0,27

Группа 19-35 лет

Возрастная 1,99 90 86

норма

Инвалиды 4,8± 51,2± 47,2± 0,53±

±4,7 ±27,0 ±26,5 ± 0,31

Примечание. Здесь М - среднее значение показателей; СКО - среднеквадратичное отклонение.

Таблица 2

Результаты выполнения методик «MEMORY» и «Мод. Равен» инвалидами

МЕТОДИКА «MEMORY» МЕТОДИКА «Мод. РАВЕН»

Количество Коэффицент Количество Коэффицент

Контингент правильных объема правильных от- сложно-логи-

ответов кратковременной ветов ческой деятель-

М±СКО памяти М±СКО ности Кс

Кп М±СКО

М±СКО

Группа 15-18 лет

Возрастная 19 6

норма

Инвалиды 12,16± 0,64± 4,58± 0,76±

±7,74 ±0,42 ± 2,27 ±0,38

Группа 19-35 лет

Возрастная 18 5

норма

Инвалиды 8,71± 0,51± 3,09± 0,64±

±5,59 ±0,31 ±2,21 ±0,44

Подгруппу А составляли инвалиды, чьи когнитивные способности практически не отличались от возрастной нормы. Теоретически в нее подпадали все испытуемые, чей интегральный коэффициент психической работоспособности превышал уровень 0,66, то есть меньше чем на 33% снижался относительно возрастной нормы.

Однако практически коэффициент психической работоспособности в подгруппах А изменялся от 0,92 (в младшей возрастной подгруппе) до 0,96 (в подгруппе 19-35 лет) при весьма незначительных значениях стандартных отклонений, не превышавших 12-16% средних значений. Подгруппа А оказалась наиболее многочисленной среди других групп

Таблица 3

Коэффициент психической работоспособности и его составляющие в возрастной выборке инвалидов ДЦП 15-18 лет

Коэффициент Коэффициент Коэффициент Коэффициент

темпа Объема сложно-логиче- психической

Подгруппа деятельности кратковременной ской деятельности работоспособности

кг памяти Кс Кр

М±СКО Кп М±СКО М±СКО

М±СКО

Все инвалиды 0,55± 0,64± 0,76± 0,65±

±0,27 ±0,42 ±0,38 ± 0,31

Подруппа А 0,7± 0,98± 1,08± 0,92±

±0,22 ±0,3 ±0.17 ±0,11

Подруппа В 0,62± 0,46± 0,49± 0,52±

±0,05 ±0,06 ±0,16 ±0,02

Подруппы А + В 0,67± 0,8± 0,88± 0,79±

±0,18 ±0,35 ±0,33 ±0,21

Подруппа С 0,18± 0,16± 0,38± 0,24±

±0,01 ±0,14 ±0,25 ±0,04

Таблица 4

Коэффициент психической работоспособности и его составляющие в возрастной выборке инвалидов ДЦП 19-35 лет

Коэффициент Коэффициент Коэффициент Коэффициент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

темпа объема сложно-логиче- психической

Подгруппа деятельности кратковременной ской деятель- работоспособности

кг памяти ности Кр

М±СКО кп кс М±СКО

М±СКО М±СКО

Все инвалиды 0,53± 0,51± 0,64± 0,58±

±0,31 ±0,31 ±0,44 ±0,31

Подруппа А 0,88± 0,89± 1,08± 0,95±

±0,2 ±0,26 ±0,36 ±0,16

Подруппа В 0,49± 0,36± 0,6± 0,49±

±0,18 ±0,06 ±0,31 ±0,1

Подруппа С 0,18± 0,29± 0,15± 0,21±

±0,15 ±0,16 ±0,12 ±0,06

(39,4% общей численности обследованных инвалидов).

Подгруппу В составляли инвалиды, чья психическая работоспособность находилась в пределах от одной до двух третей возрастной нормы. Но реально она также оказалась весьма компактной по показателям разброса относительно средних значений.

Коэффициент психической работоспособности ее членов составлял около 50% возраст-

ной нормы при весьма малых значениях СКО и практически не различался в возрастных подгруппах (см. табл. 3 и 4).

Наконец, подгруппу С составляли наименее успешные инвалиды, чей коэффициент психической работоспособности был менее трети возрастной нормы. Реально он составлял 0,21-0,24% возрастной нормы, также при весьма малых значениях СКО, не превышавших 4-6%.

Все инвалиды

^-1—Кр

ОД 0.2 0,3 0.4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 1,1 1,2

Рисунок 2. Распределение показателей психической работоспособности по группам инвалидов в возрасте 15-18 лет

Все инвалиды

V

Кр

Рисунок 3. Распределение показателей психической работоспособности по группам инвалидов в возрасте 19-35 лет

Таким образом, выделенные подгруппы, практически не пересекаясь между собой, отражали существенную тенденцию полученного распределения, условно изображенную на рис. 2 и 3.

Полученные показатели позволяют установить основные категории ограничений психической работоспособности инвали-

дов, выделив категорию без ограничений психической работоспособности (ПР) или незначительного ее снижения, подгруппу А, позволяющую инвалиду адаптироваться в достаточно широком круге профессий, в которых главным ограничивающем их адаптацию фактором будет недостаток физических возможностей движения.

30

30

70

1 я 60

& §

§ = ор 1С -л 50

ш о я к >Я 40

^ т о ш

о - 30

18

20

ДО

0

А В А В С

А В С -

Версатив

Уравновешенный

Рисунок 4. Распределение показателей версативности-ингенитивности у инвалидов по группам успешности А, В, С

=

Ь я & а

3 о § ^

я «

я

Версатив

Уравновешенный

I" Норма Я 15-18 ■ 19-35

Рисунок 5. Распределение показателей версативности-ингенитивности в норме и различных возрастных подгруппах инвалидов

Следующую категорию ограничений ПР составляет подгруппа В, представители которой по своим когнитивным возможностям могут выполнять только весьма ограниченный круг простых работ. Последнюю категорию, соответствующую подгруппе С, можно признать не подлежащей профессиональному устройству обычного типа. Для представителей этой категории возможна работа лишь в специально созданных условиях для лиц с одновременным ограничением физических и когнитивных возможностей.

При этом следует рассмотреть ряд дополнительных моментов, связанных с характерными психологическими особенностями выделенных категорий ограничений ПР. Прежде

всего это касается распределения в группах параметров версативности-ингенитивности. Как видно из рис. 4, количество ингенитивов в подгруппах А и В значительно превышало количество версативов. (Разумеется, для группы С, на фоне резкого и тотального снижения когнитивных возможностей, выделение показателя ингенитивности-версативности может быть достаточно условным.)

В то же время в норме количество верса-тивов, как правило, несколько превосходит количество ингенитивов (рис. 5). Полученный эффект можно объяснить значительно более замкнутой жизнью, которую вынужден вести инвалид: реальными ограничениями элементной базы, окружающих его с детства

предметов, что приводит к тому, что сам стиль жизненной адаптации субъекта сдвигается в область регулирования и создания новых связей в обедненной элементами среде, а не к поиску новых элементов. Таким образом, сам факт инвалидности и связанных с ним ограничений передвижения является импульсом для развития ингенитивных качеств личности.

Учет этого важного обстоятельства необходим при выборе конкретных видов социальной и профессиональной адаптации инвалида.

Заключение

Проведенное исследование психической работоспособности различных групп инвалидов ДЦП позволило установить основные категории ограничений психической работоспособности инвалидов и выделить ряд связанных с ними особых характеристик, включая большую выраженность у инвалидов версативного радикала психической работо-способноси.

Литература

1. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. М.: НВТ «БИМК-Д», 2008.

2. Михайлова О. В., Рыжов Б. Н. Системная технология и методы профессиональной ориентации и поддержки инвалидов вследствие детского церебрального паралича // Специальное образование. 2013. № 2(30).

3. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001.

4. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. 2010. № 1. С. 6-43.

5. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология 2010. № 2. С. 5-24.

6. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб.: Дидактика Плюс, 2001.

References

1. Complex Rehabilitation of Children with Cerebral Palsy: Methodical Recommendations. M: BIMK-D, 2008.

2. Mikhailova O. V., Ryzhov B. N. System Technology and Methods of Vocational Counseling and Support of Persons with Disabilities due to Cerebral Palsy // Special Education. 2013. № 2(30).

3. Morosanova V. I. Individual Style of Self-Regulation. M.: Nauka, 2001.

4. Ryzhov B. N. System Basis of Psychology // Systems Psychology and Sociology. 2010. № 1. P. 6-43.

5. Ryzhov B. N. System Basis of Psychology // Systems Psychology and Sociology. 2010. № 2. P. 5-24.

6. Shipitsyna L. M., Malajczuk I. I. Cerebral Palsy. SPb: Didactics Plus, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.