Научная статья на тему 'ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСОСОБНОСТЬ ИНВАЛИДОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДЦП'

ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСОСОБНОСТЬ ИНВАЛИДОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДЦП Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / CEREBRAL PALSY / СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / SYSTEMS PSYCHOLOGY / PSYCHIC WORK CAPACITY / VERSATILE TYPE OF MIND / INGENETIVE TYPE OF MIND

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыжов Борис Николаевич, Михайлова Ольга Викторовна

Статья посвящена исследованию системных характеристик психической работоспособности инвалидов вследствие детского церебрального паралича, с различными формами заболевания, а также результатам тренинга системных характеристик психической работоспособности инвалидов вследствие детского церебрального паралича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рыжов Борис Николаевич, Михайлова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHIC WORK CAPACITY IN PEOPLE WITH VARIOUS FORMS OF CEREBRAL PALSY

The article is devoted to the study of the system characteristics of psychic work capacity in persons with disabilities due to the cerebral palsy and various forms of the disease. Also the results of the training system characteristics of the psychic work capacity in persons with disabilities due to cerebral palsy are shown.

Текст научной работы на тему «ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСОСОБНОСТЬ ИНВАЛИДОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДЦП»

ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСОСОБНОСТЬ ИНВАЛИДОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДЦП1

Рыжов Б. Н.

МГПУ, Москва, Михайлова О. В. МНПЦреабилитационных технологий, Москва

Статья посвящена исследованию системных характеристик психической работоспособности инвалидов вследствие детского церебрального паралича, с различными формами заболевания, а также результатам тренинга системных характеристик психической работоспособности инвалидов вследствие детского церебрального паралича.

Ключевые слова: психическая работоспособность, детский церебральный паралич, системная психология.

PSYCHIC WORK CAPACITY IN PEOPLE WITH VARIOUS FORMS OF CEREBRAL PALSY

Ryzhov B. N.

MCTTU, Moscow, Mikhaylova O. V. Moscow Research and Practical Center For Rehabilitation Technologies, Moscow

The article is devoted to the study of the system characteristics of psychic work capacity in persons with disabilities due to the cerebral palsy and various forms of the disease. Also the results of the training system characteristics of the psychic work capacity in persons with disabilities due to cerebral palsy are shown.

Key words: psychic work capacity, cerebral palsy, systems psychology, versatile type of mind, ingenetive type of mind.

Введение

Цикл исследований системных характеристик психической работоспособности инвалидов ДЦП, позволяющих контролировать сохранность основных психических функций (внимания, памяти и мышления) и развитие важнейших стилевых особенностей деятельности (версативность-ингени-тивность), которые играют немаловажную роль при социальной и профессиональной адаптации, позволил установить основные категории ограничений психической работоспособности инвалидов и выделить ряд связанных с ними особых характеристик, включая большую выраженность у инвалидов версативного радикала психической работоспособности [1, 2].

Целями настоящей работы были уточнение нормативов ограничений психической работоспособности у инвалидов с различными формами ДЦП и определение эффективности средств оптимизации их психической работоспособности методом системного тренинга темповых и мнестических компонентов деятельности.

Методическая база исследования

В работе использовался R-TEST - тест «Психическая работоспособность», позволяющий определить интегральный показатель психической работоспособности, его составляющие: показатели объема, сложности и темпа образования системы, а также стилевые особенности деятельности, выраженные в индексе версативности-ингенитивности [3].

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Разработка технологии и нормативной базы психологической поддержки и профессионального сопровождения инвалидов ДЦП», проект № 14-16-77007.

Таблица 1

Возрастные нормы выполнения субтестов теста R-TEST

Возраст, лет Число правильных ответов по методикам (нижние и верхние границы результатов и среднее значение)

«Счет в автотемпе» «Запоминание геометрических фигур» «Модифицированный тест Равена»

10-11 45-53 14-18 4-7

12-13 54-64 16-19 5-8

14-15 65-75 18-20 6-9

16-17 76-86 18-21 7-10

18-29 75-85 18-20 7-9

30-40 65-75 16-18 6-9

Тест был представлен электронной версией, включающей три последовательно задаваемых субтеста. В основе первого субтеста лежит методика «Счет в автотемпе», предназначенная для оценки качества выполнения обследуемым простой счетно-логической деятельности при ограниченном перечне используемых в задании элементов и высоком темпе предъявляемой информации. В основе второго субтеста лежит методика «Запоминание геометрических фигур», предназначенная для оценки качества выполнения обследуемым мнестической деятельности с большим числом подлежащих запоминанию элементов при ограниченном времени выполнения задания. Третий субтест использует модификацию известной методики «Прогрессивные матрицы Равена» для оценки качества выполнения обследуемым сложной логической деятельности.

Статистическая обработка результатов проводилась с применением программ Microsoft Excel. При расчете показателей темпа, объема и сложности деятельности (коэффициенты Kt, Kn, Kc соответственно) применялись возрастные нормы, приведенные в таб. 1.

Всего в исследовании приняло участие 83 инвалида ДЦП. При этом специальному анализу были подвергнуты группы инвалидов с различными формами ДЦП, в том числе:

• со спастической диплегией, численностью 30 обследованных,

• левосторонним и правосторонним гемипа-резом, численностью 23 обследованных,

• различными дискинетическими формами, численностью 18 обследованных,

• тетрапарезом, 12 обследованных.

Поскольку основной задачей исследования была оценка психической работоспособности инвалида, в случае связанных с основным заболеванием затруднений выполнения тестов из-за дефекта манипулятивной функции, психолог в ряде случаев оказывал техническую помощь испытуемому, дублируя выполнение его ответов с помощью «мыши» или клавиатуры компьютера.

Результаты исследования психической работоспособности инвалидов с различными формами ДЦП

На рис. 1, 2 приведены данные исследования показателей психической работоспособности в группах инвалидов со спастической гемиплегией и гемипарезом. Как видно из приведенных графиков, весь контингент обследуемых разделяется на две контрастные группы. Из них первая группа, названная «группа А», имеет незначительное отклонение от нормы по показателям психической работоспособности. Среднее значение показателя Кр для этой группы при гемипарезе составляет 0,8 при стандартном отклонении 0,19. Учитывая, что границы нормы находятся в пределах 0,75-1,25, эти данные в основном попадают в границы нормы.

В отличие от этого для группы В при ге-мипарезе среднее значение показателя Кр составляет 0,3 при стандартном отклонении 0,07, что явно ниже нормы.

Среднее значение показателя Кр для группы А при спастической гемиплегии составляет 0,82 при стандартном отклонении 0,1.

1,4 1,2

1? • и н

Ь О

х О

I 5 0,6

I °

15 О „ .

* ЧЭ 0,4 5 &

0,2 0

Ле БЬ >1Й и п эа вь .11 г ем ип а эе з

Г Р}/ ГП Пс 1 Е 3 "Р У" 1П а А

123456789 10 11 1213 1415 16171819 20 2122 23 № обследуемого

Рисунок 1. Показатели психической работоспособности при гемипарезе

Спастическая диплегия

12345678 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

N1 обследуемого

Рисунок 2. Показатели психической работоспособности при спастической гемиплегии

Эти данные также в основном находятся в пределах нормы. Для группы В при этой форме заболевания среднее значение показателя Кр составляет 0,33 при стандартном отклонении 0,12, что так же, как и при гемипарезе, значительно ниже нормы.

Статистический анализ распределений показателей психической работоспособности при названных формах ДЦП показывает, что различие между группами А и В является статистически значимым при Р<0,01.

С учетом приведенных в табл. 2 границ качественной интерпретации показателей психической работоспособности на рис. 3, 4 предложена визуальная интерпретация полученных распределений, соотнесенная с грани-

цами зон высокой, нормальной и сниженной психической работоспособности.

На рис. 5, 6, 7 на круговых диаграммах приведено количественное соотношение числа обследованных, отнесенных к группам А и В, при гемипарезе и спастической гемиплегии, а также соотношение числа обследованных с различным уровнем психической работоспособности в группах А и В при гемипарезе и спастической гемиплегии.

При тетрапарезе количество полученных данных недостаточно для статистически обоснованных выводов. Однако имеющиеся материалы (среднее Кр для этой группы равно 0,33 при стандартном отклонении 0,2) дают общий результат для группы В при других формах ДЦП.

Таблица 2

Качественная интерпретация показателей психической работоспособности

Индекс Уровень и характеристика

Кр психической работоспособности

1,51 и выше А - экстраординарная

1,26-1,5 В - высокая

1,25-0,75 N - нормальная

0,74-0,50 X - сниженная

0,49-0,25 Y - низкая

0,24-0,0 Z - отсутствует

Примечание: темно-серым цветом указана область реального распределения показателей Кр, пунктиром указана линия аппроксимации реальных данных нормальным распределением

Примечание: темно-серым цветом указана область реального распределения показателей Кр, пунктиром указана линия аппроксимации реальных данных нормальным распределением

Рисунок 3. Распределение показателей психической работоспособности при гемипарезе

Рисунок 4. Распределение показателей психической работоспособности при спастической гемиплегии

Гемипарез. Соотношение числа обследуемых в группах А и В

Спастическая диплегия. Соотношение числа обследуемых в группах А и В

Рисунок 5. Соотношение числа обследованных, отнесенных к группам А и В, при гемипарезе и спастической гемиплегии

Психическая работоспособность при гемипарезе (группа А)

Психическая работоспособность при гемипарезе (группа В)

Рисунок 6. Соотношение числа обследованных с различным уровнем психической работоспособности в группах А и В при гемипарезе

Психическая работоспособность при спастической диплегии (группа А)

Психическая работоспособность при спастической диплегии (группа В)

Рисунок 7. Соотношение числа обследованных с различным уровнем психической работоспособности в группах А и В при спастической гемиплегии

Для различных дискинетических форм ДЦП (спастико-гиперкинетическая форма, спастико-дискинетическая форма) полученные данные, так же как и при гемипарезе и спастической гемиплегии, позволяют выделить группы квазинормальной и сниженной работоспособности. Среднее значение показателя психической работоспособности в первой из них (группа А) составило 0,82 при стандартном отклонении менее 0,07.

В группе В для этой формы ДЦП среднее значение Кр было равно 0,51 при стандартном отклонении 0,09. Несмотря на то что эти данные несколько выше результатов, характерных для групп В при гемипарезе и спастической ге-миплегии, в целом результаты анализа психической работоспособности при дискинетических формах ДЦП достаточно хорошо корреспондируют с ранее полученными результатами.

Таким образом, полученные показатели позволяют установить основные категории ограничений психической работоспособности инвалидов. В их числе выделяются:

• Группа А - категория без ограничений психической работоспособности или умеренного снижения психической работоспособности, имеющая показатели Кр не ниже 0,6. Лица, отнесенные к этой группе, могут адаптироваться в достаточно широком круге профессий, в которых главным ограничивающим их адаптацию фактором будет являться недостаток физических возможностей движения.

• Группа В - имеющая показатели Кр ниже 0,6. Представители этой группы не подлежат профессиональному трудоустройству обычного типа. Для представителей этой категории возможна работа лишь в специально созданных условиях для лиц с ограничениями физического и психического развития. Дополнительным ограничением психической работоспособности можно считать тенденцию к большей выраженности верса-тивного типа психической работоспособности инвалидов ДЦП.

Тренинг психической работоспособности инвалидов ДЦП

Тренинг когнитивных функций инвалида ДЦП предусматривал выполнение инвалидом курса компьютерных нагрузочных заданий, требующих мобилизации высших психических функций, таких как: внимание,

мышление, память, переработка информации и принятие решения в условиях ограниченного времени, сенсомоторной координации. Тренинг был направлен на повышение темповых характеристик деятельности, процессов памяти и восприятия информации, зрительно-моторной координации.

Тренинг темпа

При тренинге темповых характеристик простой логической деятельности инвалиду на экране монитора компьютера предъявляются цифры двух цветов в навязанном темпе. Учитывая цвет каждого вновь предъявляемого числа, инвалид должен его складывать с предыдущим результатом или вычитать из него. При этом каждый полученный результат является исходным числом для следующей операции. Все вычисления проводятся в уме и вводятся с помощью клавиатуры компьютера.

Если поступает правильный ответ, то темп предъявления следующего числа увеличивается. В случае ошибочного ответа или запаздывания темп предъявления следующей цифры снижается.

Таким образом, методика тренинга воспроизводит наиболее существенные характеристики деятельности многих операторских профессий: высокий темп и непрерывность. Выполняя задание, инвалид должен непрерывно переходить от одного раздражителя к другому, учитывая их специфику (цвет - появление зеленой цифры означает сложение с предшествующим результатом, а красной - вычитание из этого результата, значение и даже расположение на экране). Удерживая в памяти результат предыдущей операции, он должен изменять его с предъявлением нового раздражителя.

Методика использовалась как тренажер для повышения темповых характеристик психической работоспособности инвалида.

Тренинг памяти

При тренинге мнестических характеристик психической работоспособности использовалась усовершенствованная методика «memory» из числа входящих в R-TEST. Особенностью методики была возможность прогрессивного увеличения числа предлагаемых для запоминания объектов, начиная от одного до 16. При этом в случае успеха при воспроизведении пре-

0,7

о,г --

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,1 --

о -,-I-,-,-,-,-,-,-

1 2 3 Л 5 Б 7 в Э 10 II 12 13 11 15 16

Длительность треннинга (сутки)

Рисунок 8. Групповая динамика показателя К в ходе тренинга темпа

Примечание: прямая линия - исходный уровень коэффициента темпа

дыдущей матрицы количество предъявляемых для запоминания объектов в последующей матрице увеличивалось на единицу, а в случае неуспеха уменьшалось на единицу.

В обследовании приняло участие 28 инвалидов, выполнивших 8 сеансов тренинга каждый.

На рис. 8 представлен усредненный график тренинга темпа.

На рис. 9 представлен усредненный по группе график тренинга памяти.

Из приведенных графиков видно, что предложенные тренинги обеспечивали в среднем 15-25% прироста соответствующей характеристики психической работоспособности.

Заключение

1. Проведенное исследование позволило определить нормативы ограничений психиче-

1,2

0,5 0,4

о,г--

О 4--Т---т---Т-Т-----1-1-—г--Т----Г-Т-------1

1 2 3 Л 5 6 7 8 0 10 11 12

Длительность треннинга (сутки)

Рисунок 9. Групповая динамика показателя Кп в ходе тренинга памяти

Примечание: прямая линия - исходный уровень коэффициента памяти

ской работоспособности инвалидов ДЦП, выделив при этом группу инвалидов, имеющих показатели Кр не ниже 0,6. Лица, отнесенные к этой группе, могут адаптироваться в достаточно широком круге профессий, в которых главным ограничивающим их адаптацию фактором будет являться недостаток физических возможностей движения. Представители с показателем Кр ниже 0,6 не подлежат профессиональному трудоустройству обычного типа. Для представителей этой категории возможна работа лишь в специально созданных условиях для лиц с ограничениями физического и психического развития.

2. Проведенное исследование установило принципиальную возможность использования блока системных методик для оптимизации психической работоспособности инвалидов ДЦП.

Литература

1. Михайлова О. В., Рыжов Б. Н. Системная технология и методы профессиональной ориентации и поддержки инвалидов вследствие детского церебрального паралича // Специальное образование. 2013. N° 2(30).

2. Рыжов Б. Н., Михайлова О. В. Системные особенности психической работоспособности инвалидов ДЦП // Системная психология и социология. 2014. № 4(12). С. 13-20.

3. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. 2010. № 2. С. 5-24.

References

1. Mikhailova, O. V., Ryzhov B. N. System technology and methods of vocational counseling and support of persons with disabilities due to cerebral palsy // Special education. 2013. № 2(30).

2. Ryzhov B. N., Mikhailova, O. V. System features of psychic work capacity in persons with cerebral palsy //

Systems psychology and sociology. 2014. № 4(12).

3. Ryzhov B. N. System basis of psychology // Systems psychology and sociology. 2010. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.