УДК 330.65.016
С.М. Анпилов, С.И. Ашмарина*
СИСТЕМНЫЕ ОСНОВЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье рассматриваются проблемы исследования устойчивого развития предприятия и особенности целеполагания при обосновании приоритетных направлений стратегического развития предприятия как сложной открытой динамической системы, являющейся подсистемой более сложных макросистем — «регион» и «национальная экономика», или «национальное хозяйство». Особое внимание уделяется информационным аспектам взаимодействия экономических систем разного уровня.
Ключевые слова: система, устойчивое развитие, целепола-гание, информационное взаимодействие.
При исследовании проблем устойчивого развития предприятий региона всегда возникает вопрос объективности поставленных целей и самой возможности развертывания выбранной или планируемой структурной модели. Считаем целесообразным рассматривать отдельные аспекты данных проблем с позиций системного анализа как проблем получения, организации и движения управленческой информации в экономических системах различного уровня, так как специфические особенности управленческой информации предопределяют необходимость учета взаимодействия и взаимовлияния информационных потоков различного уровня вне зависимости от объекта исследования.
Система представляет собой множество элементов, характеризующихся отношениями и связями между ними и образующих определенную целостность. Данное определение является наиболее употребимым в литературе. Всякая система — это упорядоченное соответствующим образом множество элементов, между которыми существуют или могут быть установлены связи, определяющие поведение целого [1].
Проведение системного анализа должно включать в себя необходимость выделения отдельных отношений и связей, направленных на обеспечение свойств целостности и установление способов описания этих отношений и связей. Отдельные отношения и связи в системе, при определенной ее интерпретации, могут выступать ее элементами и подчиняться соответствующей иерархии, что, в свою очередь, дает возможность построения не совпадающих между собой последовательности включения систем друг в друга и анализа исследуемого объекта с различных сторон.
Система, представляющая собой объединение множества взаимосвязанных элементов, может противостоять среде. Развитие системы в среде, как правило, базируется на упорядоченности ее элементов, отношений и связей. Упорядочен-
* © Анпилов С.М., Ашмарина С.И., 2011
Анпилов Сергей Михайлович ([email protected]), кафедра экономики города и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1; Ашмарина Светлана Игоревна, кафедра прикладного менеджмента Самарского государственного экономического университета, 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.
Системные основы целеполагания, обеспечивающего устойчивое развитие предприятия 33
ное целостное, состоящее из множества взаимосвязанных элементов и представляющее собой сложную систему, демонстрирует определенное взаимодействие со средой. Любое управление сложной системой должно строиться на выделении целевой функции ее развития и построении дерева целей ее результативного функци онир ования.
Предприятие представляет собой сложную открытую динамическую систему, являющуюся подсистемой более сложных макросистем — «регион» и «национальная экономика», или «национальное хозяйство». В свою очередь, национальная экономика является подсистемой мировой экономики и в большинстве случаев подсистемой интеграционных межгосударственных или наднациональных образований, обладающих большим или меньшим свойством системности, таких, например, как НАФТА, СНГ, ЕС и др. В социально-экономических системах, к которым относится предприятие, постановка и реализация функции целеполагания осуществляется субъектом этого процесса — человеком. Объектом управления являются собственно хозяйственная система, ее производственные, технические, финансовые, ресурсные и другие подсистемы и отношения. Системная природа хозяйствующего субъекта определяет его хозяйственную или производственную структуру как механизм или инструмент реализации целей данной территориально-экономической системы. Осуществляя функцию целеполагания, хозяйственная система определяет свои стратегические цели и формирует в соответствии с ними свою внутреннюю организацию, выступающую как средство достижения этих целей [2].
Данный процесс осуществляется на всех пространственных уровнях, и, соответственно, любая система рассматривает свою внутреннюю, внутрисистемную среду как пространство, которое необходимо преобразовать согласно поставленным ею целям и сформировать в соответствии с этими целями некий внутренний структурный механизм. Поскольку условием существования объекта как системы считается наличие у него особого системного качества, обособляющего объект от других, то любая система стремится к его сохранению и усилению. Одним из проявлений этого качества становится свойство целостности. Сохранение данного качества выражается в стремлении к доминированию собственных целей системы как условию сохранения целостности. Таким образом, в любой сложной иерархически организованной системе, к которой и относится экономика, между системами всех уровней всегда будет возникать конфликт целей, вызванный самим фактом системности входящих в нее объектов. Но возможности реализации структурных приоритетов будут определяться в итоге тем, какая из систем обладает большими возможностями по контролю информационной среды или, точнее, по контролю информационных потоков между внутренней и внешней средой.
Если исходить из того, что любая система формирует свою внутреннюю структуру как механизм достижения поставленных целей, то исходным импульсом, задающим направленность и содержание программы развития, будет являться этап постановки целей. Цели, как известно, есть результат оценки ситуации, в которой находится система, — ее внутренней и внешней среды в текущий момент и предполагаемого, возможного развития этой ситуации в будущем. Таким образом, цели системы, сформулированные как программные действия структурных изменений, будут определяться: во-первых, возможностями системы (ее субъекта) заниматься определением и постановкой целей, т. е. креативным потенциалом системы; во-вторых, количеством и качеством доступной для системы информации о ее внутренней и внешней среде. При этом информация, поступающая в систему извне, дает не только представление о состоянии внеш-
34
Вестник СамГУ. 2011. № 10 (91)
ней среды, но и непосредственно влияет на саму возможность субъекта целепо-лагания генерировать большее или меньшее количество различных структурных стратегий. Представляется, что картина данного процесса может выглядеть следующим образом. Экономические системы различного пространственного уровня являются одновременно и объектами, реализующими свои цели, и внешней средой для систем низшего уровня. Так, региональное хозяйство — внешняя среда для экономической системы «предприятие», которое, в свою очередь, является системой, функционирующей во внешней среде «национальная экономика». Система «мировое хозяйство» — внешняя среда для системы «национальная экономика», региональных подсистем последней и хозяйствующих субъектов региона, т. е. для систем всех более низких уровней.
Такая сложная, или многоуровневая, организация внешней и внутренней среды экономических систем оказывает непосредственное влияние на процесс разработки и последующей реализации хозяйственных стратегий. Именно позиция, или место, среды как «внешней» или «внутренней» по отношению к рассматриваемой хозяйственной системе определяет характер информационных потоков между системами двух смежных иерархических уровней и в конечном итоге — возможности по формированию внутренних информационных ресурсов предприятия (управленческих решений).
Если хозяйственно-правовое пространство территории является внутренней средой административной системы, то следует предположить, что именно эта система посредством действий персонифицирующего ее субъекта управления обладает максимальными возможностями получения, оценки и управления информацией, циркулирующей в данной среде, и, самое главное, возможностями формирования определенной информационной среды, т. е. оказывает непосредственное и прямое воздействие на процессы формирования стратегии развития.
Указанное формирование состояния внутренней информационной среды происходит двумя путями или, точнее, имеет две причины: во-первых, любая социальная система стремится сознательно установить максимально возможный контроль над процессами и объектами, в ней происходящими; во-вторых, формирование контролируемой информационной среды системы есть следствие контроля или задания материальной среды этой системы: конструируя материальную структуру и связанные с ней ресурсные потоки, субъект управления при этом уже создает одновременно определенное информационное состояние среды. Можно сказать, что второй процесс первоначально является не целенаправленным с позиций обеспечения определенного информационного пространства (состояния), а идет автоматически и независимо от «желания» системы.
Таким образом, функционируя как сложная открытая динамическая система, экономика постоянно формирует внутри себя некоторую информационную среду как следствие постановки и реализации ее целей. В результате подсистемы предприятий формируются и задаются, в числе прочего, информационным пространством, программируемым региональной и национальной системами. Кроме того, на процессы формирования целей устойчивого развития значимое влияние оказывают внутренние процессы предприятия как системы взаимодействия производственных и управленческих информационных потоков. Объективная необходимость учета взаимодействия и взаимовлияния информационных параметров функционирования экономических систем различных уровней предопределила необходимость развития особой логики и методологии системного исследования проблем устойчивого развития, в котором понятие «система» служит своего рода гносеологической рамкой, задающей многоуровневую программу исследования.
Информационная картина внешней среды, анализируемая субъектом управления производственными процессами, дает представление о возможных на-
Системные основы целеполагания, обеспечивающего устойчивое развитие предприятия 35
правлениях по разработке устойчивых стратегий развития, т. е. фактически служит источником формирования внутренних управленческих решений. Если исходить из того, что принятие тех или иных решений хозяйствующим субъектом есть результат оценки эффективности работы системы по линиям «вход — выход», то состояние, задаваемое национальной экономикой, можно охарактеризовать как «координатную», или критериальную, систему, определяющую оценку и поведение зависимых от национальной экономики систем и объектов. Другими словами, внутреннее состояние макросистемы определяет параметры самооценки входящих в нее подсистем и критерии целей, ставящихся этими подсистемами. Таким образом, системой задается качественный показатель состояния входящих в нее подсистем. В современных условиях одним из определяющих факторов устойчивого развития является становление информационной экономики, создающей новые условия и возможности развития бизнеса. Однако формирование внутренней информационной среды системой макроуровня не означает полной или абсолютной программируемости сред более низкого уровня. Во-первых, это связано с тем, что в экономических системах по многим причинам нет и не может быть полной управляемости всеми объектами и процессами. Во-вторых, поведение системы на любом уровне зависит, в свою очередь, от состояния входящих в нее подсистем, т. е. на ее траекторию существенно влияет логика функционирования обратной связи между системой и подсистемой. Таким образом, производственные подсистемы сами производят значимую (системообразующую) информацию с точки зрения развития регионального и национального хозяйства.
Здесь возникает следующий важный аспект функционирования предприятий как подсистем: будучи, как уже отмечалось, сложными системами, они характеризуются наличием нескольких субъектов принятия решений (в данном случае мы подразделяем их на подсистемы — управления и производства). Для любой системы, и предприятия в том числе, определяющими факторами при формировании стратегии устойчивого развития становятся принимаемые ею решения в плане использования имеющейся информации и, что особенно важно, наличие у системы возможностей получения дополнительной, внешней информации. Такой «выход» за рамки вышестоящего иерархического уровня не только дает возможность расширить или изменить информационную картину и получить больше информации о текущем состоянии, главное, это позволяет субъекту принятия решения освоить и применить другие модели поведения и другие формы внутренней организации. Следовательно, потенциал и возможности подсистем организма выступать в качестве субъекта целеполагания определяются и ограничиваются их возможностью воспринимать и анализировать информацию, находящуюся во внешней среде.
Библиографический список
1. Амбарцумов А. А. Агропромышленный комплекс: экономико-правовые проблемы совершенствования управления: учебное пособие. М.: ВЮЗИ, 1987. 71 с.
2. Ашмарина С.И., Риман Д.О. Информатизация региона: основы теории и методологии. Самара: Изд-во СГЭУ, 2005. 216 с.
36
BecmHUK CaMlV. 2011. № 10 (91)
S.M. Anpilov, S.I. Ashmarina*
SYSTEMATIC BASIS OF TARGETTING WHICH ENSURE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A COMPANY
The article deals with problems of research of sustainable development of an enterprise and peculiarities of targetting to justify the priorities of strategic development of an enterprise as a complex opened dynamic system, which is a subsystem of more complex macro systems — «region» and «national economy» or «national economy». Particular attention is paid to the information aspects of interaction of economic systems at different levels.
Key words: system, sustainable development, targetting, information interaction.
* Anpilov Sergey Mihailovich ([email protected]), the Dept. of Economy of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation; Ashmarina Svetlana Igorevna, the Dept. of Applied Management, Samara State University of Economics, Samara, 443090, Russian Federation.