Научная статья на тему 'Системные механизмы становления синдромальной структуры деменции'

Системные механизмы становления синдромальной структуры деменции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системные механизмы становления синдромальной структуры деменции»

Результаты исследования:

У больных 1-й и 2-й групп, получавших скальпотерапию, улучшение наступило достоверно быстрее, чем у больных 3-й и 4-й групп. Отмечался регресс симптоматики на 3-4 процедуре, уменьшалась выраженность головной боли, головокружения. В 1-й и 2-й группах уменьшился уровень реактивной тревожности по сравнению с контрольными группами, однако уровень личностной тревожности оставался повышенным. По результатам корректурной пробы Бурдона отмечалось достоверное улучшение (р<0,05) в 1-й и 2-й группе, по сравнению с 3-й и 4-й группами. По результатам тестирования СМИЛ в 1-й группе произошло достоверное снижение по шкалам Б, 1, 2, 3, 7, 8 (р<0,05) по сравнению с исходными результатами тестирования и достоверно более выраженное снижение по шкалам 1 (р=0,056) и 8 (р=0,084) по сравнению с контрольной группой. У больных 2-й группы отмечалось снижение по шкалам 1,3,7, подъем по 9 шкале по сравнению с 4-й группой (р<0,05).

Таким образом, дополнительное к психофармакотерапии применение скальпотерапии целесообразно у больных с психовегетативными нарушениями с ДЭ, поскольку помогает улучшать концентрацию внимания за счет активирующего влияния на кору головного мозга, способствует улучшению мозгового кровообращения за счет улучшения регуляции сосудистого тонуса, улучшения оттока венозной крови от черепа, что обладает вестибулолитическим действием, положительно влияет на тревожные и депрессивные проявления

ДЭ.

СИСТЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИНДРОМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ДЕМЕНЦИИ

А. П. Сиденкова

Уральская ГМА, г. Екатеринбург

E-mail автора: sidenkovs@mail.ru

Актуальность проблем поздних деменций помимо их высокой распространенности обусловлена сложной полиморфной синдромальной структурой, определяющей трудности курации этих больных. В ходе обсервационного исследования 214 семей пациентов с деменциями альцгеймероского и сосудистого типов, проводимого с 2004 по 2009 г. г., на базе Свердловской областной клинической психиатрической больницы, выявлено взаимное влияние факторов, связанных с течением, структурой деменции на параметры жизнедеятельности ухаживающих лиц и влияние отдельных аспектов особенностей аффективного взаимодействия, степени толерантности, уровня распознавания болез-

ненных расстройств со стороны ухаживающих на становление деменции. С позиций комплексного системного подхода сформулирована психосоциальная модель поздних деменций, объясняющая механизм становления структуры синдрома слабоумия, в ее основу положено представление о человеке как о динамической рефлексирующей системе с постоянным стремлением поддержания гомео-стаза как биологических, так и социальных параметров собственного функционирования.

В контексте данного представления, когнитивные (познавательные) функции детерминируют качество чувственного познания (перцептивная составляющая: получение и распознавание (декодированием) мультимодальных сигналов среды), рационального познания (семантическая и категориальная оценка поступающей информации, ее опосредование к прошлому опыту, актуальному состоянию) и формирование адекватного (по характеру и содержанию) ответа среде.

В условиях когнитивного расстройства (крайним проявлением которого является деменция) происходит нарушение процесса познания как на этапе чувственного восприятия поступающего извне информационного шума (под информационным шумом понимается недифференцированный по содержанию поток внешних раздражителей любой модальности), так и на этапе семантической переработки информации и формирования ответа. Познавательные функции активного внимания, гнозиса, речи (сенсорный и сематический компоненты) являясь базисными для начальных этапов познания, опосредованно через мнестические, синтетическая мыслительные процессы позволяют соотнести принятый и первоначально декодированный шумовой сигнал с актуальными потребностями индивида, консолидировав его, сформировать ответ в приемлемой для среды форме. Таким образом, при деменциях в условиях дефицита познавательных функций происходит нарушение дифференциации поступающих сигналов (причем как внешних, так и внутренних), потенциально значимый для больного сигнал может не дифференцироваться как значимый, восприниматься как индифферентный, не стимулирующий к ответу среде, либо может восприниматься искаженно с последующим ответом в контексте этого искажения.

Нейродинамические нарушения, сопровождающие нарастание деменции ведут к усилению фрустрации индивида в условиях поступающей информации, поскольку количество «необработанных» и «неотвеченных» сигналов среды растет. Отсутствие семантической дифференцировки интенсивно поступающей извне информации с сохраняющейся регистрацией поступления нового сигнала вновь и вновь фрустрирует, что феноменологически проявляется симптомами аберрантного поведения, ажитации, сопротивлением попыткам ухода и помощи.

№ 1, 2011 Тюменский медицинский журнал

23

Системный подход позволяет рассматривать жизнедеятельность человека в контексте социальных взаимоотношений. Пациент, страдающий де-менцией, не прекращает свое существование как личность (эта личность динамично меняется в процессе болезни, но в каждый дискретный момент времени она обладает универсальными личностными характеристиками. Поступивший информационный декодированный сигнал подвергается обработке центральной нервной системы определенной личности с интерпретативно - обусловленным разнообразием ответа. Участие в процессе взаимодействия с пациентом неформального опекуна, члена семьи привносит в процесс их взаимодействия компонент пристрастности, эмоциональной вовлеченности, детерминируя особый уровень экспетаций, фрустрация которых является дезадап-тивной для ухаживающего, часто не трактующего поведение больного как болезненное, усиливая конфликтность общения, феноменологически проявляясь в претензиях, критике по отношению к больному. Дестабилизация психического состояния ухаживающего с развитием психодезадаптаци-онных нарушений, психических расстройств пограничного уровня обусловливает изменение аффективного реагирования, определяя механизм становления феномена «Экспрессивных («Выражаемых») Эмоций» (частые критические замечания, высокий уровень враждебности, высокая тревожность ухаживающих и др.), которые характеризуются высокой интенсивностью предъявления вербальной информации в единицу времени, за-шумляя основную содержательную часть высказывания, затрудняя для пациента с деменцией качественное декодирование информации, поступающей в процессе этого общения.

Негативная оценка ухаживающим действий пациента несет отдельное самостоятельное значение, повышая стрессогенность среды для больного.

Итак, качество и уровень социального приспособления больного с деменцией, а также структура синдрома деменции (когнитивные и психопатологические симптомы) опосредуются комплексом биологических и психосоциальных факторов.

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА

Т.Н. Сперанская, О.П. Красова, С.А. Патер

КПБ им. Н.Н. Солодникова, г. Омск E-mail авторов: pontiac@list.ru

В настоящее время, помимо лечебно-профилактической, важнейшей функцией психиатрического дневного стационара, является восстановительная. Цель её - не чувствовать себя отверженным в обществе, изгоем, не таким, как все, человеком второго сорта. Потому реабилитационная работа в отделении проводится на всех уровнях, начиная врачом и заканчивая младшим медицинским персоналом. Создание атмосферы искренности и взаимного доверия, установления адекватного контакта с пациентом, требует творческого подхода от всех сотрудников отделения. Реабилитация в условиях психиатрического дневного стационара имеет определенные особенности. В ней ведущая роль отводится социальному работнику, который по направлению лечащего врача осуществляет восстановление и развитие социальных навыков пациента.

Дневной стационар - связующее звено между внебольничным и стационарным психиатрическими звеньями. В нем проводится как долечивание после выписки из стационара, так и купирование обострения у пациентов, направленных диспансером. В отделении осуществляются лечебно-диагностическая, психотерапевтическая, логопедическая, психолого-коррекционная, социореаби-литационная виды помощи, а также проводятся медико-социальная, трудовая экспертизы и полное обследование лиц призывного возраста. В отделение принимаются пациенты с обострением психических заболеваний (шизофрения, шизоаффектив-ные психозы, биполярное аффективное расстройство); пациенты с рекуррентными аффективными расстройствами, в случае отсутствия ажитации, выраженной тревоги или значительной заторможенности, при сохранении относительно упорядоченного поведения; пациенты с расстройствами личности в состоянии субкомпенсации, декомпенсации; пациенты с органическими расстройствами ЦНС в случае декомпенсации астенической, нев-розоподобной, ипохондрической, аффективной симптоматики. Не подлежат приему в отделение пациенты с психическими расстройствами, представляющие непосредственную опасность для себя и окружающих; пациенты со стойкими суицидальными тенденциями или суицидальными попытками в анамнезе без критики к содеянному; страдающие судорожными припадками со склонностью к генерализации; пациенты, злоупотребляющие наркотическими, токсическими веществами и алкоголем.

Дневной стационар работает по пятидневной неделе, исключая работу в ночное время, при необходимости в две смены. Лечение пациентов осуществляется ежедневно. Допускается сокращение времени ежедневного пребывания пациента, а так же предоставление дней, свободных от посещения для непосредственного включения пациен-

24

Тюменский медицинский журнал № 1, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.