Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО'

СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П. П. БЛОНСКИЙ / СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ / ПСИХОЛОГОПЕДАГ ОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артамонова Елена Романовна, Лобанов Евгений Валерьевич

В статье анализируется вклад П. П. Блонского в развитие системных идей в психологической науке. Описываются актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии, нашедшие отражение в фундаментальных трудах автора. Рассматривается используемый им диалектико-материалистический подход к решению основных методологических проблем психологии. Освещается концептуальная модель решения проблемы психического развития ребенка. Осуществляется теоретический анализ широкого спектра затрагиваемой автором проблематики: исследование вопроса о значении детства, об историческом изменении темпов и содержания различных возрастных этапов развития человека, выделение различных стадий возрастного развития и специфических переходов между ними, а также постановка проблемы психологического возраста и разработка конкретно-исторического направления ее решения. Отмечается наличие в работах Блонского новаторских идей, послуживших фундаментом для зарождения системных концепций с целью понимания основ психического развития человека. Особое внимание в статье уделяется тем представлениям П. П. Блонского по вопросам возрастной и педагогической психологии, которые сохраняют свой научный и практический интерес по настоящее время. Творческое наследие Блонского дает современным исследователям ключ к осмыслению психолого-педагогических закономерностей становления человеческой личности. В его работах звучат идеи психофизиологического единства, а также необходимости повышения роли генетических исследований в рассмотрении механизмов возрастного развития. При этом подчеркивается значение активной включенности в соответствующую возрасту деятельность как необходимого условия гармоничного развития личности ребенка. Все это свидетельствует о понимании Блонским необходимости применения принципа системности к изучению психических явлений. В трудах Блонского высказываются идеи системной взаимосвязи психических процессов. Им постулируются основные принципы организации изучения психологии ребенка. Острый интерес вызывают взгляды автора относительно психологических особенностей обучения и воспитания трудных школьников, а также положения Блонского, затрагивающие специфику интеллектуального развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM IDEAS IN THE CREATIVE HERITAGE OF P. P. BLONSKY

The article analyzes the contribution of P. P. Blonsky to the development of systems ideas of psychological science. The article describes the actual problems of developmental and educational psychology, which are reflect ed in the fundamental works of the author. The dialectical-materialistic approach used by him to the solution of the main methodological problems of psychology is considered. The conceptual model of solving the problem of mental development of a child is covered. A theoretical analysis of a wide range of the problems touched upon by the author is carried out: the study of the question of the importance of childhood, of the historical change in the pace and content of various age stages of human development, the identification of various stages of age development and specific transitions between them, as well as the formulation of the problem of psychological age and the development of a specific historical direction its solutions. It is noted the presence of innovative ideas in Blonsky’s works, which served as the foundation for the emergence of systemic concepts in order to understand the foundations of human mental development. Particular attention in the article is paid to those views of Blonsky on issues of developmental and educational psychology, which retain their scientific and practical interest to the present. Blonsky’s creative heritage gives modern researchers the key to understanding the psychological and pedagogical laws of the formation of the personality. In his works, ideas of psychophysiological unity sound, as well as the need to increase the role of genetic research in considering the mechanisms of age-related development. At the same time, the importance of active involvement in age-appropriate activities is emphasized as a necessary condition for the harmonious development of the child’s personality is emphasized. All this testifies to Blonsky’s understanding of the need to apply the principle of consistency to the study of mental phenomena. In Blonsky’s works, the ideas of the systemic relationship of mental processes are expressed. He postulates the basic principles of organizing the study of the child. The author’s views on the psychological characteristics of teaching and upbringing of difficult schoolchildren, as well as Blonsky’s provisions concerning the specifics of the intellectual development of children, are of keen interest.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО»

История психологии и психология истории

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.8

СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО

Е. Р. Артамонова,

ВлГУ, Владимир, art1960.2@yandex.ru

Е. В. Лобанов,

МГМСУ имени А. И. Евдокимова, Москва,

lobanov. evg@inbox.ru

В статье анализируется вклад П. П. Блонского в развитие системных идей в психологической науке. Описываются актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии, нашедшие отражение в фундаментальных трудах автора. Рассматривается используемый им диалектико-материалистический подход к решению основных методологических проблем психологии. Освещается концептуальная модель решения проблемы психического развития ребенка. Осуществляется теоретический анализ широкого спектра затрагиваемой автором проблематики: исследование вопроса о значении детства, об историческом изменении темпов и содержания различных возрастных этапов развития человека, выделение различных стадий возрастного развития и специфических переходов между ними, а также постановка проблемы психологического возраста и разработка конкретно-исторического направления ее решения.

Отмечается наличие в работах Блонского новаторских идей, послуживших фундаментом для зарождения системных концепций с целью понимания основ психического развития человека. Особое внимание в статье уделяется тем представлениям П. П. Блонского по вопросам возрастной и педагогической психологии, которые сохраняют свой научный и практический интерес по настоящее время.

Творческое наследие Блонского дает современным исследователям ключ к осмыслению психолого-педагогических закономерностей становления человеческой личности. В его работах звучат идеи психофизиологического единства, а также необходимости повышения роли генетических исследований в рассмотрении механизмов возрастного развития. При этом подчеркивается значение активной включенности в соответствующую возрасту деятельность как необходимого условия гармоничного развития личности ребенка. Все это свидетельствует о понимании Блонским необходимости применения принципа системности к изучению психических явлений.

В трудах Блонского высказываются идеи системной взаимосвязи психических процессов. Им постулируются основные принципы организации изучения психологии ребенка. Острый интерес вызывают взгляды автора относительно психологических особенностей обучения и воспитания трудных школьников, а также положения Блонского, затрагивающие специфику интеллектуального развития детей.

Ключевые слова: П. П. Блонский; системные идеи; педагогическая психология; возрастная психология; диалектико-материалистический подход; деятельность; закономерности развития; психолого-педагогические закономерности.

Для цитаты: Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. 93-102. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.8

Артамонова Елена Романовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Владимир.

E-mail: art1960.2@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-1714-3625

© Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В., 2020

Лобанов Евгений Валерьевич, аспирант Московского государственного медико-стоматологического университета имени А. И. Евдокимова, Москва. E-mail: lobanov.evg@inbox.ru ORCID: 0000-0003-2249-004X

UDC 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.8

SYSTEM IDEAS IN THE CREATIVE HERITAGE OF P. P. BLONSKY

Е. R. Artamonova,

VSU, Vladimir, art1960.2@yandex.ru,

Е. V. Lobanov,

MSUMD, Moscow,

lobanov. evg@inbox.ru

The article analyzes the contribution of P. P. Blonsky to the development of systems ideas of psychological science. The article describes the actual problems of developmental and educational psychology, which are reflected in the fundamental works of the author. The dialectical-materialistic approach used by him to the solution of the main methodological problems of psychology is considered. The conceptual model of solving the problem of mental development of a child is covered. A theoretical analysis of a wide range of the problems touched upon by the author is carried out: the study of the question of the importance of childhood, of the historical change in the pace and content of various age stages of human development, the identification of various stages of age development and specific transitions between them, as well as the formulation of the problem of psychological age and the development of a specific historical direction its solutions.

It is noted the presence of innovative ideas in Blonsky's works, which served as the foundation for the emergence of systemic concepts in order to understand the foundations of human mental development. Particular attention in the article is paid to those views of Blonsky on issues of developmental and educational psychology, which retain their scientific and practical interest to the present.

Blonsky's creative heritage gives modern researchers the key to understanding the psychological and pedagogical laws of the formation of the personality. In his works, ideas of psychophysiological unity sound, as well as the need to increase the role of genetic research in considering the mechanisms of age-related development. At the same time, the importance of active involvement in age-appropriate activities is emphasized as a necessary condition for the harmonious development of the child's personality is emphasized. All this testifies to Blonsky's understanding of the need to apply the principle of consistency to the study of mental phenomena.

In Blonsky's works, the ideas of the systemic relationship of mental processes are expressed. He postulates the basic principles of organizing the study of the child. The author's views on the psychological characteristics of teaching and upbringing of difficult schoolchildren, as well as Blonsky's provisions concerning the specifics of the intellectual development of children, are of keen interest.

Keywords: P. P. Blonsky; system ideas; pedagogical psychology; age-related psychology; dialectical materialistic approach; activity; patterns of development; game theory; psychological and pedagogical laws.

For citation: Artamonova E. R., Lobanov E. V System ideas in the creative heritage of P. P. Blonsky // Systems Psychology and Sociology. 2020. № 4 (36). P. 93-102. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.36.4.8

Artamonova Elena Romanovna, PhD in Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of General and Educational Psychology of the Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia.

E-mail: art1960.2@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-1714-3625

Lobanov Evgeniy Valeryevich, postgraduate student at the A. I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, Moscow, Russia.

E-mail: lobanov.evg@inbox.ru

ORCID: 0000-0003-2249-004X

Введение

Кардинальные изменения, происходящие во всех сферах современного общества, требуют осмысленного изучения опыта, накопленного в области знаний о человеческой природе. В связи с возрастающими потребностями в прогнозировании развития психологической науки повышается роль историко-пси-хологических исследований, без которых практически невозможно адекватно определить современное состояние науки и построить прогноз ее будущего развития, найти необходимые для этого зоны роста [27: с. 5]. Вследствие этого особое значение приобретает выявление личного вклада в развитие психологии наиболее выдающихся исследователей. Таковым является Павел Петрович Блонский (1884-1941). В характеристике, выданной Институтом психологии в 1939 г., говорится: «П. П. Блонский является одним из наиболее эрудированных и квалифицированных психологов в Советском Союзе» [30].

Творческое наследие Блонского в области возрастной и педагогической психологии является источником развития современного психологического знания, поскольку оно сохраняет свою актуальность как с точки зрения теоретико-методологического подхода к решению психологических проблем и созданной им системы понятий в психологии, так и с точки зрения полученных ценных научных результатов и сделанных выводов, которые являются перспективной базой для дальнейших исследований.

Диалектико-материалистический подход к рассмотрению психологических вопросов в трудах П. П. Блонского

Жизнь и научная деятельность выдающегося ученого, педагога и психолога П. П. Блонского протекали в сложных условиях начала строительства социализма и становления материалистически ориентированной психологии в нашей стране в 20-30-е гг. XX в. В это время он проявлял большой интерес к таким проблемам, как психическое развитие ребенка, характеристика детских возрастов,

психологические основы воспитания и обучения школьников.

Большая часть трудов Блонского по проблемам возрастной и педагогической психологии выходила в свет как педологические работы. Они содержат обобщение многосторонних знаний разнообразных отраслей науки, важный фактический материал, ценные научные выводы, а также сохраняющие ценность до сегодняшнего дня практические рекомендации [4: с. 5; 7: № 3, с. 33].

Особую ценность представляет проведенное Блонским исследование вопроса о назначении детства, об историческом изменении темпов и содержания различных возрастных этапов развития человека. Плодотворным источником дальнейших исследований явилось его указание на наличие в ходе возрастного развития различных эпох или стадий и специфических переходов между ними [9: с. 26].

В трудах Блонского разработаны направления диалектико-материалистического подхода к решению сложнейшей методологической проблемы психологии — психического развития ребенка. Основным было требование изучать все факторы развития во взаимосвязи и взаимовлиянии, учитывать диалектическое единство внешних и внутренних факторов развития. Блонский подчеркивал социально-классовый характер влияния окружающей среды и воспитания, утверждал взгляд на воспитанника как на активного участника воспитания, доказывал большое значение включения его в определенные виды деятельности для направленного психического развития. Ценным является его призыв к педагогам изучать законы наследственности и степень их влияния на ход индивидуального развития.

Необходимо подчеркнуть, что в его работах был накоплен богатый материал о возрастных особенностях детей и закономерностях их развития. В свое время Д. Б. Эльконин считал, что работы Блонского, посвященные проблеме периодизации психического развития в детском возрасте, являются одними из самых фундаментальных в этой области [32: с. 6].

Рассматривая развитие как процесс качественных преобразований, которые могут происходить как критически (от греч. kritike —

искусство разбирать), так и литически (от греч. lytikos — способный освобождать), Блонский дал подробную характеристику изменений, свойственных периоду новорожденности, грудного возраста, малютке, дошкольнику, школьнику, подростку, юноше; рассмотрел возрастные особенности физического, психического и общественно-политического развития детей. В своих трудах Блонский уделял внимание разработке теории развития видов деятельности ребенка, предлагая собственный новаторский взгляд на теорию игры. Он утверждал, что именно характер видов деятельности, в которые включен ребенок, их взаимосвязь являются ключом к пониманию специфических особенностей данного возраста и определяют отношение ребенка к окружающей действительности, направление его всестороннего развития. При этом указывал, что решающее значение имеет не сам факт занятия каким-либо видом деятельности, а то изменяющееся с возрастом значение, которое игра, учение, труд имеют в жизни ребенка в развитии его психических процессов. Блонский выявил преемственность в развитии этих видов деятельности.

Блонский изучал эволюцию форм общения ребенка с окружающими, рассматривая ее как важнейшую форму его жизнедеятельности. В результате проведенных им исследований показано влияние речевого развития ребенка на эволюцию мышления. Блонским разработана общая теория развития речи, в основу которой положено стремление ребенка к расширению контакта с окружающей действительностью, подчеркнута роль среды в формировании правильной речи [8: с. 12].

В плане характеристики каждого возраста Блонский большое внимание уделял изучению особенностей взаимоотношений между детьми, их коллективной жизни, рассмотрению изменения отношения детей к различным видам и произведениям искусства, к красоте. Им внесен непревзойденный вклад в исследование проблем детской сексуальности1.

1 Блонский П. П. Очерки детской сексуальности / под ред. Э. Ю. Шурпе, В. Н. Скосырева; Гос. центр. науч.-исслед. ин-т охраны здоровья детей и подростков. Л.; М.: Изд. центр Ин-та охраны здоровья детей и подростков, 1935. 128 с.

Блонский уделял внимание разработке психологических основ профориентации подростка.

Ученый настаивал на необходимости для педагогов изучать возрастные особенности детей и закономерности их развития. Им были разработаны такие основополагающие для отечественной психологии принципы организации и реализации изучения ребенка, как генетический, принцип детерминизма, принцип целостного изучения, включающий в себя требование комплексной характеристики каждого возраста. Блонский утверждал принцип гуманистического подхода к личности ребенка, который, к сожалению, некоторое время не находил должного практического воплощения [26: с. 15; 31: с. 29].

В целом же можно отметить, что в научных изысканиях Блонскому присущ диалекти-ко-материалистический подход при рассмотрении психологических вопросов.

Вопросы возрастной психологии в трудах П. П. Блонского

В золотой фонд возрастной психологии вошла постановка П. П. Блонским проблемы возраста и утверждение необходимости конкретно-исторического подхода к ее решению. Разработанная им возрастная периодизация строилась в основном на требовании целостного подхода к изучению психики ребенка с точки зрения установления корреляций между психическими, физиологическими и антропометрическими данными. Стремление Блонского дать материалистическое обоснование развитию различных функций ребенка вполне оправдано с точки зрения материалистической психологии. Большую ценность представляют его исследования возрастных особенностей физиологического, психического, общественно-политического развития детей. Они содержат богатый фактический материал и важные научные выводы. Необходимо заметить, что проблема межфункциональных связей и психофизического единства, изучению которой уделено значительное внимание в работах Блонского, исследуется современными учеными явно недостаточно.

Блонский — один из первых психологов, кто утверждал, что младенец является социальным

существом. Данная им характеристика детских возрастов содержала в себе предпосылки изучения новообразования каждого возраста. Ценным является классовый подход Блонского к характеристике возрастных особенностей. Многие из высказанных им мыслей об особенностях возрастного развития детей получили дальнейшую разработку в трудах Б. Г. Ананьева [1: с. 33; 2: с. 11], Л. И. Божович [10: с. 3], А. А. Люблинской [21: с. 5], В. С. Мухиной [24: с. 10] и других отечественных психологов. Особую важность для современных исследователей имеет то, что Блонский пытался дать систему знаний о возрастных особенностях детей под практически-педагогическим углом зрения.

Сохраняют свое значение в настоящее время работы Блонского, посвященные развитию и взаимосвязи видов деятельности ребенка, разработанная им теория игры. Заслугой ученого является и то, что, рассматривая общение с окружающими как важнейшую форму жизнедеятельности ребенка, он изучал эволюцию форм общения ребенка с окружающими людьми.

Представляют интерес и мысли Блонского о психологических основах профориентации подростков. Актуально звучит его предложение изучать в школе основы психологии и научной организации труда [18: 174].

В современной психологии нашли подтверждение мысли ученого о системных связях в становлении и развитии психических функций, их ускоренном формировании в условиях, ставящих перед человеком задачи выживания; о безграничной вариативности форм индивидуальных различий. Высказанная им идея об относительно большей продолжительности периода детства с течением эволюции цивилизации также получила свое дальнейшее развитие в трудах выдающихся отечественных психологов.

Блонский считал, что воспитание и обучение влияют главным образом на темпы и полноту развития, но отменить или заменить действие закономерностей развития они не в состоянии. Он доказывал все увеличивающееся в процессе возрастного развития значение коллективных взаимоотношений детей для их общего развития.

Вопросы педагогической психологии в наследии П. П. Блонского

Сохраняют научный интерес исследования П. П. Блонского, посвященные вопросам педагогической психологии. Он всесторонне рассмотрел проблемы оптимальной организации обучения и воспитания применительно к разным возрастам (начиная от дошкольников и кончая студентами вузов) [4: с. 14; 5: с. 89].

По словам А. А. Леонтьева, «многие... мысли П. П. Блонского развиты в книгах и статьях Л. С. Выготского и прежде всего в его замечательной книге "Педагогическая психология".» [20]. Широкое развитие в трудах отечественных и зарубежных ученых получили идеи Блонского об умственном развитии детей [13: с. 43; 23: с. 349]; факторах, определяющих работоспособность учеников [3: с. 5]; важности активной мыслительной деятельности учеников на уроках [6: с. 78; 11: с. 68; 22: с. 15]; качествах характера, влияющих на успешность обучения [12: с. 11; 1: с. 33].

Практическую ценность для современной школы представляют данные Блонским рекомендации по развитию у учеников умения работать, предложенные им методы перевоспитания дезорганизаторов, ленивых учеников, приемы развития и поддержания познавательного интереса. В его творчестве берет начало идея создания интеллектуального фона класса. Вопреки расхожему мнению критиков творчества Блонского можно утверждать, что он подчеркивал роль школы в умственном развитии детей. Богатый теоретический материал и важные для практики современной школы рекомендации содержатся в исследованиях Блонского психологических особенностей различных уроков. Основополагающими для работ многих известных психологов (В. Н. Ар-темова, Д. Н. Богоявленского, Е. И. Игнатьева, З. И. Калмыковой, Г. С. Костюка, А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской, А. А. Смирнова, А. Н. Соколова и др.) явились мысли Блонского по проблемам понимания и усвоения, о роли самоконтроля в усвоении понятий.

Ценными для развития психологии стали проведенные ученым на основе принципа диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности развития психических процессов

исследования возрастных особенностей развития у детей познавательных психических процессов. Его труды способствовали утверждению необходимости изучения целостной познавательной деятельности, предполагающей «взаимоучастие» нескольких психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, воображения, памяти, мышления, речи) в процессе познания2. Блонский стремился выявить истоки каждого психического явления и динамику его развития. Необходимо по достоинству оценить плодотворность такого подхода к исследованию психических функций и способствовать его внедрению в психологические работы.

Критическая оценка зарубежных работ своего времени (А. Валлон, К. Бюлер, Ст. Холл, Ж. Пиаже, З. Фрейд и др.) по вопросам психологии детского развития была в центре его внимания, равно как и проблемы стандартизации существующих методик и практик, вопросы прогнозирования индивидуального развития ребенка в рамках психодиагностики.

Не теряют своего значения исследования Блонского, посвященные изучению трудных школьников. Он был новатором в этой области. В работах советских психологов, в частности в проведенных под руководством Н. А. Менчин-ской [23: с. 349], в научных трудах З. И. Калмыковой [16: с. 132; 17: с. 5], С. Я. Рубинштейн [28: с. 11], Л. С. Славиной [29: с. 11] и других, мы находим подтверждение и развитие выводов Блонского о психических особенностях трудных школьников (дезорганизаторов, неуспевающих учеников, умственно недоразвитых и психически недоразвитых детей). Актуальными остаются его педагогические рекомендации по кор-рекционной работе с трудными школьниками. Многие из них нашли применение в работе педагогов и школьных психологов настоящего времени.

Заметим, что термин «трудные школьники» в понимании Блонского имеет более широкое содержание, чем в современной отечественной психологии, где под ним понимают главным образом педагогически запущенных

детей, отстающих в развитии и неуспевающих школьников3. В настоящее время крайне незначительное внимание уделяется исследованию трудностей, возникающих в процессе обучения детей с высоким интеллектуальным развитием, поэтому в дальнейшем развитии нуждаются мысли Блонского о психических особенностях и работе с детьми, имеющими высокий интеллектуальный коэффициент (IQ)4.

Блонский являлся одним из основоположников отечественной психологии воспитания. Будучи сторонником гуманистического подхода к проблемам воспитания детей, он доказывал необходимость организации воспитания на основе знаний возрастных особенностей развития детей. При этом решающую роль в развитии ребенка отводил воспитанию. Блонский утверждал двусторонний характер процесса воспитания, активность воспитанника, плодотворность воспитания, опирающегося на собственные силы воспитываемой личности. Главную цель воспитания он видел в формировании гармонически развитой личности. Блонский внес неоценимый вклад в решение сложнейшей проблемы психологии воспитания — вопроса соотношения саморазвития и воспитательных воздействий. Им было высказано немало новаторских идей, например вопрос о возможности управления поведением ребенка посредством психолого-педагогических технологий для понимания основных линий его становления и развития как личности. Многие из них получили развитие в трудах Б. Г. Ананьева [1: с. 33; 2: с. 11], С. Я. Рубинштейн [28: с. 21], А. А. Люблинской [21: с. 115] и других психологов, а также применение в практике передовых педагогов и психологов.

Проблему формирования характера Блонский рассматривал в связи с вопросами развития воли и внимания. Этот подход к данной проблеме ждет своего дальнейшего развития. Актуальными и для сегодняшней педагогической и психологической практики являются

2 Блонский П. П. Как обеспечить будущим учителям знание возрастных особенностей детей // Педагогическое образование. 1934. № 6. С. 40-44.

3 Блонский П. П. Когда ребенок не понимает // Народный учитель. 1934. № 1. С. 60-62.

4 Блонский П. П. Научный способ оценки учебников // На путях к новой школе. 1924. № 3. С. 10-14.

исследования Блонского отрицательных форм поведения и средств их преодоления, а также психологических основ воспитательного воздействия. Им было положено начало изучению развития психических процессов в условиях конкретных видов деятельности.

Блонский положил начало изучению такого, остающегося еще недостаточно исследованным в современной психологии воспитания, вопроса, как выявление психологических особенностей различных представителей коллектива. Во многом пророческими и нашедшими применение в практике передовых педагогов и психологов последующих поколений явились также его идеи о роли коллектива в процессе воспитания, о назначении детского самоуправления.

Работы Блонского, разработанная им система понятий в психологии являются образцом применения психологических знаний для разработки педагогических проблем. Они также образец пристального и вдумчивого отношения к передовой педагогической и психологической практике.

Заключение

Выдающийся ученый П. П. Блонский по праву считается одним из основателей

важнейших отраслей психологии — возрастной и педагогической, — в рамках которых была проведена не только основательная разработка многих практических и теоретических вопросов психологии, но и сама постановка фундаментальных задач, требующих глубинного изучения. Богатые научные данные, сделанные выводы, а также практические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, без сомнения, нуждаются в дальнейшем анализе и последующем развитии.

Творческое наследие П. П. Блонского представляет собой неотъемлемую составляющую истории формирования психологической науки. Наличие в работах Блонского идей, послуживших фундаментом для зарождения системных концепций, свидетельствует о необходимости рассмотрения психического развития человека в контексте системной парадигмы.

Многие из высказанных П. П. Блонским идей требуют дальнейшего изучения и переосмысления путем применения методологии системно-психологического подхода, поскольку представления автора о закономерностях формирования личности лежат в основе системных представлений о природе человеческой психики, получивших развитие на более позднем этапе становления психологической науки.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Важная проблема современной педагогической антропологии: Онтогенетические свойства человека и их взаимосвязь // Советская педагогика. 1966. № 1. С. 33-53.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.

3. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учений и трудовой деятельности детей. М.: Просвещение, 1986. 251 с.

4. Артамонова Е. Р. Вопросы детской и педагогической психологии в трудах П. П. Блонского: дис. ... канд. психол. наук. М., 1988. 149 с.

5. Артамонова Е. Р. Научное наследие П. П. Блонского — богатейший источник психологической мысли // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 4. С. 89-99.

6. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание. 1987. 80 с.

7. Блонский П. П. Вопросы психологии школьника. Лекция 1-я: Как образовывается характер ребенка и как в нем разобраться. Лекция 2-я: Элементы характера и основные недостатки его // Народный учитель. 1934. № 3. С. 33-36; № 4. С. 25-27.

8. Блонский П. П. Память и мышление / Наркомпрос, Гос. науч. исслед. инст. психологии. М.; Л.: Гос. соц.-экон. изд-во. 1935. 213 с.

9. Блонский П. П. Психология младшего школьника: избранные психологические тр. / под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2006. 629 с.

10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

11. Вагнер В. А. Биопсихология и смежные науки. Пг.: Образование, 1923. 71 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Волокитина М. Н. Очерки психологии младших школьников. М.: АПН РСФСР, 1957. 214 с.

13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

14. Данильченко М. Г. Выдающийся советский педагог и психолог. К 85-летию со дня рождения П. П. Блонского // Народное образование. 1969. № 7. С. 96-98.

15. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. 150 с.

16. Калмыкова З. И. Некоторые типические особенности мыслительной деятельности неуспевающих школьников // Дети с временными задержками развития / под ред. Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971. С. 132-138.

17. Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, 1982. 96 с.

18. Кострюков В. Я. Некоторые вопросы всестороннего развития личности в трудах П. П. Блонского // Учен. зап. Горьковского пед. ин-та им. М. Горького. Серия: Общественные науки. 1970. Вып. 76. С. 173-180.

19. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. 303 с.

20. Леонтьев А. А. Вижу революционное наследие // Учительская газета. 1988. 7 ноября.

21. Люблинская А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 415 с.

22. Махмутов М. И. Современный урок. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1985. 184 с.

23. Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 349-387.

24. Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. 272 с.

25. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России: монография. Дубна: Феникс, 1995. 336 с.

26. Петровский А. В. Проблемы психологии в последних трудах П. П. Блонского // Вопросы психологии. 1964. № 3. С. 15-28.

27. Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9). С. 5-15.

28. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1970. 199 с.

29. Славина С. Л. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. М.: АПН РСФСР, 1958. 214 с.

30. Характеристика Государственного института психологии на имя П. П. Блонского (1939) // Научный архив РАО. Личный фонд П. П. Блонского. Ф. 112. Оп. 1. Ед. хр. 215. Л. 1.

31. Шеин А. А. П. П. Блонский как психолог // Вопросы психологии. 1964. № 3. С. 29-39.

32. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.

References

1. Ananiev B. G. Vazhnaya problema sovremennoj pedagogicheskoj antropologii: Ontogeneticheskie svojstva cheloveka i ih vzaimosvyaz [An important problem of modern pedagogical anthropology: Ontogenetic properties of man and their relationship] // Sovetskaya Pedagogika [Soviet Pedagogy]. 1966. № 1. P. 33-53.

2. Ananiev B. G. O problemax sovremennogo chelovekoznaniya [On the problems of modern human knowledge]. M.: Nauka, 1977. 380 p.

3. Antropova M. V. Rabotosposobnost uchashhixsya i ee dinamika v processe uchenij i trudovoj deyateFnosti detej [Working capacity in students and its dynamics in the process of their learning and work activities]. M.: Prosveshhenie, 1986. 251 p.

4. Artamonova E. R. Voprosy' detskoj i pedagogicheskoj psixologii v trudax P. P. Blonskogo: dis. ... kand. psixol. nauk [Issues in child and educational psychology in P. P. Blonsky's works: dis. ... PhD in Psychol. Sciences]. M., 1988. 149 p.

5. Artamonova E. R. Nauchnoe nasledie P. P. Blonskogo — bogatejshij istochnik psixologicheskoj mysli [Scientific heritage of P. P. Blonsky — the plentiful source of psychological ideas] // Psixologicheskij zhurnal [Psychological Journal]. 2004. T. 25. № 4. P. 89-99.

6. Babansky Yu. K. Intensifikaciya processa obucheniya [Intensification of the teaching process]. M.: Znanie, 1987. 80 p.

7. Blonsky P. P. Voprosy' psixologii shkoFnika. Lekciya 1-ya: Kak obrazovy'vaetsya xarakter rebenka i kak v nem razobrat'sya. Lekciya 2-ya: E'lementy' xaraktera i osnovny'e nedostatki ego [Schoolchildren's psychology questions. Lecture 1: How the character of a child is formed and how to understand it. Lecture 2: Elements of character and its main shortcomings] // Narodny'j uchiteF. 1934. № 3. S. 33-36; № 4. S. 25-27.

8. Blonsky P. P. Pamyat' i my'shlenie [Memory and thinking] // Narkompros, Gos. nauch. issled. inst. psihologii [People's Commissariat for Education, State. scientific research. Institute of Psychology]. // M.; L.: Gos. socz.-e'kon. izd-vo. 1935. 213 p.

9. Blonsky P. P. Psixologiya mladshego shkol'nika [Psychology of a junior schoolchild]: izbranny'e psix-ologicheskie tr. / pod red. A. I. Lipkinoj, T. D. Marcinkovskoj. M.: Izd-vo Moskovskogo psixologo-social'nogo in-ta; Voronezh: MODE'K, 2006. 629 p.

10. Bozovicz L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. M.: Prosveshhenie, 1968. 464 p.

11. Wagner V. A. Biopsixologiya i smezhny'e nauki [Biopsychology and related sciences]. Petrograd: Obrazovanie, 1923. 71 p.

12. Volokitina M. N. Ocherki psixologii mladshix shkol'nikov [Essays on the psychology of younger students]. M.: APN RSFSR, 1957. 214 p.

13. Vygotsky L. S. Educational psychology. M.: Pedagogika, 1991. 480 p.

14. Danilchenko M. G. Vy'dayushhijsya sovetskij pedagog i psixolog. K 85-letiyu so dnya rozhdeniya P. P. Blonskogo [Outstanding Soviet teacher and psychologist. To the 85th anniversary of the birth of P. P. Blonsky]. // Narodnoe obrazovanie [Public education]. 1969. № 7. P. 96-98.

15. Egorova T. V. Osobennosti pamyati i my'shleniya mladshix shkol'nikov, otstayushhix v razvitii [Features of memory and thinking of younger schoolchildren who are lagging behind in development]. M.: Pedagogika, 1973.150 p.

16. Kalmykova Z. I. Nekotory'e tipicheskie osobennosti my'slitel'noj deyatel'nosti neuspevayushhix shkol'nikov [Some typical features of the mental activity of unsuccessful schoolchildren] // Deti s vremenny'mi zaderzhkami razvitiya / pod red. T. A. Vlasova, M. S. Pevzner [Children with temporary developmental delays / ed. T. A. Vlasova, M. S. Pevzner]. M.: Pedagogika, 1971. P. 132-138.

17. Kalmykova Z. I. Problema preodoleniya neuspevaemosti glazami psixologa [The problem of overcoming academic failure through the eyes of a psychologist]. M.: Znanie, 1982. 96 p.

18. Kostryukov V. Ya. Nekotory'e voprosy' vsestoronnego razvitiya lichnosti v trudax P. P. Blonskogo [Some questions of the all-round development of personality in the works of P. P. Blonsky]. // Uchen. zap. Gor'kovskij ped. in-t im. M. Gor'kogo [Science records. Gorky Pedagogical Institute named after M. Gorky]. Seriya: Obshhestvenny'e nauki. 1970. Vy'p. 76. P. 173-180.

19. Krutetskiy V. A. Psixologiya obucheniya i vospitaniya shkol'nikov [Psychology of teaching and education of schoolchildren]. M.: Prosveshhenie, 1976. 303 p.

20. Leontiev A. A. Vizhu revolyucionnoe nasledie [I see a revolutionary legacy] // Uchitel'skaya gazeta [Teachers' newspaper]. 1988. 7 noyabrya.

21. Lyublinskaya A. A. Detskaya psixologiya [Children's psychology]. M.: Obrazovanie, 1971. 415 p.

22. Makhmutov M. I. Sovremenny'j urok [Modern lesson]. 2-nd ed., rev. and add. M.: Pedagogika, 1985. 184 p.

23. Menchinskaya N. A. My'shlenie v processe obucheniya [Thinking in the learning process] // Issle-dovaniya my'shleniya v sovetskoj psixologii [Research thinking in Soviet psychology]. M.: Nauka, 1966. P. 349-387.

24. Mukhina V. S. Detskaya psixologiya [Children's psychology]. M.: Obrazovanie, 1985. 272 p.

25. Nikolskaya A. A. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psixologiya dorevolyucionnoj Rossii: mono-grafiya [Age and pedagogical psychology of pre-revolutionary Russia: monograph]. Dubna: Feniks, 1995. 336 p.

26. Petrovsky A. V. Problemy' psixologii v poslednix trudax P. P. Blonskogo [Problems of psychology in the last works of P. P. Blonsky] // Voprosy' psixologii [Questions of psychology]. 1964. № 3. P. 15-28.

27. Romanova E. S., Ryzhov B. N. Istoriya psixologii s sistemny'x pozicij [History of psychology from a systemic perspective] // Sistemnaya psihologiya i sociologiya [Systems psychology and sociology]. 2014. № 1 (9). P. 5-15.

28. Rubinshtejn S. Ya. Psixologiya umstvenno otstalogo shkol'nika [Psychology of mentally retarded schoolchildren]. M.: Prosveshhenie, 1970. 199 p.

29. Slavina S. L. Individualnyj podxod k neuspevayushhim i nedisciplinirovannym shkolnikam [Individual approach to unsuccessful and undisciplined schoolchildren]. M.: APN RSFSR, 1958. 214 p.

30. Xarakteristika Gosudarstvennogo institute psixologii na imya P. P. Blonskogo (1939) [Characteristics of the State Institute of Psychology addressed to P. P. Blonsky (1939)] // Nauchnyj arxiv RAO. Lichny'j fond P. P. Blonskogo. F. 112. Op. 1. Ed. xr. 215. L. 1.

31. Shein A. A. P. P. Blonskij kak psixolog [P. P. Blonsky as a psychologist] // Voprosy' psixologii [Questions of psychology]. 1964. № 3. P. 29-39.

32. Elkonin D. B. K probleme periodizacii psixicheskogo razvitiya v detskom vozraste [On the problem of periodization of mental development in childhood] // Voprosy' psixologii [Questions of psychology]. 1971. № 4. P. 6-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.