Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ДАРОВАНИЯ: К ЮБИЛЕЮ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА БЛОНСКОГО (1884-1941)'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ДАРОВАНИЯ: К ЮБИЛЕЮ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА БЛОНСКОГО (1884-1941) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
665
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П. П. БЛОНСКИЙ / ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД / ТРУДОВАЯ ШКОЛА / ПЕДОЛОГИЯ / СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА / P. P. BLONSKY / GENETIC METHOD / LABOR SCHOOL / PEDOLOGY / SOVIET PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткин Анатолий Валерьевич

Павел Петрович Блонский - русский и советский философ, педагог и психолог, оказавший большое влияние на послереволюционную российскую педагогику, один из основоположников советской педологии, яркий представитель биогенетического направления исследований в советский детской психологии, автор концепции трудовой школы, один из организаторов и руководителей Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. Диапазон исследований ученого охватывает почти всю актуальную проблематику педагогики и психологии того времени и многие смежные проблемы философии, социологии, этики. Идеи П. П. Блонского и изучаемые им проблемы определили направления исследований ряда научных школ советской психологии и педагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCHER OF EXCEPTIONAL TALENT: TO THE ANNIVERSARY OF PAVEL PETROVICH BLONSKY (1884-1941)

Pavel Petrovich Blonsky - Russian and Soviet philosopher, educator and psychologist, who had a great influence on the post-revolutionary Russian pedagogy, one of the founders of Soviet Pedology, a prominent representative of the biogenetic direction of research in the Soviet child psychology, the author of the concept of a labor school, one of the organizers and leaders of the Academy of Communist education named after N. K. Krupskaya. The range of research scientist covers almost all relevant issues of pedagogy and psychology of the time and many related problems of philosophy, sociology, ethics. Ideas P. P. Blonsky and the problems he studied determined the direction of research of a number of scientific schools of Soviet psychology and pedagogy.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ДАРОВАНИЯ: К ЮБИЛЕЮ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА БЛОНСКОГО (1884-1941)»

А. В. Уткин

Исследователь

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ДАРОВАНИЯ: К ЮБИЛЕЮ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА

БЛОНСКОГО (1884-1941)

УДК 37(092)(091) ББК 74.03(2)6-8 Блонский

Павел Петрович Блонский — русский и советский философ, педагог и психолог, оказавший большое влияние на послереволюционную российскую педагогику, один из основоположников советской педологии, яркий представитель биогенетического направления исследований в советский детской психологии, автор концепции трудовой школы, один из организаторов и руководителей Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. Диапазон исследований ученого охватывает почти всю актуальную проблематику педагогики и психологии того времени и многие смежные проблемы философии, социологии, этики. Идеи П. П. Блонского и изучаемые им проблемы определили направления исследований ряда научных школ советской психологии и педагогики.

Ключевые слова: П. П. Блонский; генетический метод; трудовая школа; педология; советская психологическая наука.

A. V. Utkin

Л RESEARCHER OF EXCEPTIONAL TALENT:

TO THE ANNIVERSARY OF PAVEL PETROVICH BLONSKY (1884-1941)

Pavel Petrovich Blonsky — Russian and Soviet philosopher, educator and psychologist, who had a great influence on the post-revolutionary Russian pedagogy, one of the founders of Soviet Pedology, a prominent representative of the biogenetic direction of research in the Soviet child psychology, the author of the concept of a labor school, one of the organizers and leaders of the Academy of Communist education named after N. K. Krupskaya. The range of research scientist covers almost all relevant issues of pedagogy and psychology of the time and many related problems of philosophy, sociology, ethics. Ideas P. P. Blonsky and the problems he studied determined the direction of research of a number of scientific schools of Soviet psychology and pedagogy.

Key words: P. P. Blonsky; genetic method; labor school; Pedology; Soviet psychological science.

Павел Петрович Блонский родился 14 мая 1884 года в Киеве, в семье мелкого чиновника из обедневших польских дворян Петра (Сигизмунда) Матвеевича Блонского, служащего киевской дворянской опеки. Семья была уникальна по традициям и культуре, как отмечает М. В. Богуславский: «Сам Блонский был убежден в том, что все характерные черты личности могут быть выведены из особенностей ее развития в детском возрасте — это кредо в полной мере относится и к нему самому. Он родился в семье, сложной по своим национальным корням. Один его дед был испанец, другой — поляк, одна бабушка — русская, другая — украинка... самому Павлу Петровичу такая 1

смесь очень нравилась» .

Во время обучения во Второй Киевской гимназии Блонский особенно интересуется психологией и философией. В 1902 г. он заканчивает гимназию с золотой медалью и поступает на историко-филологический факультет Киевского университета. Студенческие годы (1902—1907) Блонского совпали с революционным подъемом и первой революцией в России. Примкнув к партии социалистов-революционеров (эсеров), он трижды подвергался аресту и тюремному заключению в 1903, 1905 и 1906 гг., однако в революционную

деятельность не ушел, во многом благодаря тому, что на историко-филологическом факультете Университета св. Владимира слушает лекции Алексея Никитича Гилярова (интересного и своеобразного философа, историка античной философии, специалиста в области теории философского знания и психолога) и Георгия Ивановича Челпанова (профессора философии и психологии, руководителя психологической семинарии при Киевском университете, автора «Учебника психологии»)2.

Во многом и прежде всего под их влиянием Павел Блонский увлекся античной философией, уже в студенческие годы опубликовав ряд работ по гносеологии и этике, истории философии и психологии. Под руководством Г. И. Челпанова он работает в психологическом семинаре; активно занимаясь самообразованием, изучает политическую экономию, философию, филологию, психологию; интересуется социальными проблемами.

Георгий Иванович Челпанов стал тем локомотивом — руководителем и сподвижником, — который оказал большое влияние на судьбу П. П. Блонского: пригласил его в Москву, настоял на защите им магистерской диссертации, помог стать приват-доцентом Московского университета, привил

3

интерес к научным исследованиям .

1 Богуславский М. В. Теоретик трудовой школы. Павел Петрович Блонский. Режим доступа: URL: http://www.best-pedagog.ru/blonskiy-pavel-petrovich/

2 Прим. авт.: Г. И. Челпанов впоследствии - основатель и директор Психологического института им. Л. Г. Щукиной в 1912-1923 гг.

3 Яровицкий В. А. 100 Великих психологов. М.: Вече, 2004. 432 с. Режим доступа: URL: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/147398-v-yarovitskiy-100-velikih-psihologov. html.

С 1907 П. П. Блонский становится вольнослушателем историко-филологического факультета Московского университета, с 1908 — аспирантом Г. И. Челпанова на кафедре философии и членом Психологического общества при Московском университете. С этого же года он одновременно преподает в нескольких московских гимназиях, Елизаветинском институте и на педагогических курсах Народного университета А. Л. Шанявского, Тихомировских высших женских курсах, в женской учительской семинарии А. В. Липеровского и др. Окончив аспирантуру и выдержав магистерские экзамены, в 1913 г. Блонский приступил к чтению философии и психологии в Московском университете в качестве приват-доцента, став руководителем семинара по истории философии и преподавателем педагогики. В эти годы, уделяя главное внимание философии и занимаясь преподаванием, Блонский изучил самые популярные труды классиков педагогики и известнейших педагогов-современников: Коменского, Руссо, Песталоцци, Ушинского, Локка, Фребеля, Толстого, Кершенштейнера, Дьюи и др.1 В 1911—1918 он активно

выступает с лекциями по педагогической психологии на летних учительских курсах2. Вместе с тем, он подчеркивает: «Прямая моя цель была стать ученым. Преподавание же было для меня сначала лишь источником заработка, пожалуй, даже досадным обстоятельством, отвлекающим меня от научных занятий. Так создалась известная двойственность. Мои печатные работы до 1914 г. были работами почти исключительно по истории философии, да и потом, до 1919 г., вышел ряд моих историко-философских работ»3.

Дореволюционные труды

Блонского имели, главным образом, историко-философский и историко-педагогический характер, его педагогические взгляды отражены в работе «Задачи и методы народной школы» (1916)4, в которой подчеркивалась необходимость строить обучение и воспитание на основе знания закономерностей развития ребенка, уважения к его личности. В этой статье Блонский впервые выступил горячим пропагандистом генетического метода, называя его единственным способом воспитания и обучения, который в состоянии обеспечить органическое развитие сознания детей. Время напи-

1 Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. Вступ. статья Ф. Ф. Королева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 696 с. С.6.

2 Блонский П. П. Режим доступа: URL: http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/blonskiy

3 Блонский П. П. Как я стал педагогом. Библиотека по педагогике. Режим доступа: URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000044/st003.shtml

4 Прим. авт.: Статья была написана в конце 1915 г., напечатана в № 1 и № 2 журнала «Вестник воспитания» за 1916 г. Летом 1917 г. в текст были внесены отдельные исправления и дополнения, и она вышла брошюрой под существующим ныне названием в серии «Педагогическая библиотека для деятелей по народному образованию», организаторами и редакторами которой были П. П. Блонский и И. М. Соловьев. В 1918 г. вышло 2-е отдельное издание статьи.

сания статьи относится к тому периоду деятельности Блонского, который он называл годами педагогического просветительства (1914—1916). Большинство его статей этого периода было напечатано в «Вестнике воспитания» (1890—1917), одном из лучших научно-популярных педагогических журналов того времени. В числе авторов журнала были многие крупные ученые и педагоги того времени, в частности, В. М. Бехтерев, И. И. Мечников, Д. Д. Бекарюков, Ф. Ф. Эрисман, В. П. Вахтеров, А. П. Нечаев, М. М. Рубинштейн и др.1

В 1916 г. выходит в свет пособие П. П. Блонского по педагогике для высших учебных заведений и учительских институтов. Он считает, что образует содержание человеческой культуры совокупность четырех областей: науки (в том числе прикладные), морали (включая политику), искусства (включая технику) и религии. Воспитание есть развитие воспитанника посредством обогащения внутреннего содержания его личности наукой, искусством, моралью и религией. Таким образом, культурные ценности стимулируют истинно-человеческое, специфически-человеческое развитие воспитанника. «Воспитание посредством культурных ценностей очеловечивает, в буквальном смысле

этого слова, воспитанника; и именно в этом и состоит главное педагогическое

значение науки, искусства, морали и

2

религии» .

Цель воспитания определяется П. П. Блонским как всестороннее развитие в ребенке культурно-ценной личности посредством организации для него идеально-культурной среды и воздействия на него специально выбранными, с точки зрения их объективной ценности и соответствия особенностям ребенка, из области науки, искусства, морали и религии стимула-

3

ми .

Педагог и психолог П. П. Блонский глубоко убежден, что в центре подражания ребенка всегда находятся воспитатели — мать, отец, или учитель, если последние действительно являются воспитывающей силой. Ссылаясь на книгу Дж. Дьюи «Психология и педагогика мышления» и во многом разделяя его взгляды, он отмечает, что ребенок постоянно стремится приспособиться к личности воспитателя, а не посвятить себя проблемам изучаемого материала. Напрасна вся техника обучения, бесполезна методически грамотная разработка урока, если на этом уроке учитель проявляет привычки небрежной речи, делает логически неряшливые выводы, дает бессодержательные ответы: дети будут мыслить и говорить не так,

1 Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1 / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. 304 с.

2 Блонский П. П. Курс педагогики (Введение в воспитание ребенка): пособие для высших учеб. завед. и учит. ин-тов. М.: ЗАДРУГА, 1916. 228 с. С. 67.

3 Уткин А. В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII - нач. XX веков: монография. Нижний Тагил: Нижнетагильская гос. соц.-пед. акад., 2010. 376 с. С. 334-336.

как их учит учитель, но так, как он сам мыслит и говорит. Всякий метод «приобретает настоящую силу лишь благодаря тому, что он есть собственность известной личности, не орудие в

1

руке учителя, но самая его рука...» .

П. П. Блонский делает вывод: «Воспитатель, прежде всего и более всего воспитывает тем, как он сам чувствует и делает, мыслит и говорит. Поэтому воспитание ребенка, прежде всего, зависит от степени соответствия социальной среды и самого воспитателя преследуемым при воспитании це-2

лям» .

Главная задача воспитателя — сделать из ребенка культурно-ценную личность, следовательно, учитель должен осознавать огромное бремя ответственности перед Ребенком, Обществом, Культурой.

Эмоциональное обращение П. П. Блонского к коллегам, соединившее жесткую критику дидактоцентризма и страстный жизнеутверждающий призыв к учителям, ярко характеризует личностную позицию ученого-практика, который считает, что духовное воздействие, имеющее своим источником свободную, всесторонне развитую личность учителя, часто оказывает решающее влияние на всю жизнь ученика. «Несравненно вреднее для ребенка я считаю тех «отдавшихся своему делу» учителей и учительниц, — поясняет П. П. Блонский, — кото-

рые часто и по внешнему виду сохранили в себе мало от нормального человека. Беззаветно уверовав в пользу современной школы, ее уроки, методы и учебники, они деспотически захватывают в свои цепкие руки опытных ремесленников учительского цеха живые детские души; добавочными занятиями и частными нотациями они скоро сумеют создать хороших школьных автоматов. Пусть это звучит как парадокс, но беззаветно преданных современной несовершенной школе педагогов я считаю одним из самых вредных для детей! Как насилуют эти полулюди маленьких людей! Любите не школу, а детей, приходящих в школу: любите не книги о действительности, а самую действительность; не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни. А самое главное: любите жизнь и как можно больше живите живой жизнью!»3.

М. В. Богуславский выделяет две отличительные черты, присущие творческой деятельности П. П. Блонского: «Это, во-первых, комплексный подход к трактовке философии, естествознания, психологии и педагогики как взаимосвязанных явлений. А во-вторых — резкая наступательная направленность выдвигаемых и отстаиваемых идей на реализацию их в школьной жизни с целью ее кардинального обновления и улучшения. На основе всего осмысленного у него со

1 Блонский П. П. Курс педагогики (Введение в воспитание ребенка): пособие для высших учеб. завед. и учит, ин-тов / П. П. Блонский. М.: ЗАДРУГА, 1916. 228 с. С. 3.

2 Там же. С. 50.

3 Руфин И. П. П. Блонский в его педагогических высказываниях. М.: «Работник просвещения», 1928. 116 с. С. 105.

временем сложилась своя философия

образования, развивавшаяся в русле

1

парадигмы трудовой школы» .

В годы гражданской войны Блонский активно работал: тогда были написаны такие его работы, как «Трудовая школа» (1919), «Реформа науки» (1920). В книге «Реформа

науки» Блонский провозглашает свое понимание предмета психологии: «Научная психология есть наука о поведении человека, то есть о движениях его как функциях некоторых переменных»2. В этой книге Блонский сформулировал важные для советской психологии тезисы: «Научная психология есть социальная психология» и «Человек есть homo technicus». Человеческое поведение, считал он, «не может быть иным, как социальным», и «с генетической точки зрения, сопоставляя деятельность человека с деятельностью других животных, мы можем характеризовать деятельность человека как деятельность такого животного, которое пользуется орудиями». В продолжение этих идей Блонский публикует в 1921 г. «Очерк научной психологии», где утверждаются принципы поведенческой, или объективной, психологии, ставшие основными для первого послереволюционного периода истории советской

психологии. С 1918 по 1930 г. всего вышло свыше ста его работ. Среди них первые советские учебники для средней и высшей школы. Его статьи публикуются в США и Германии3. П. П. Блонский этого периода был наиболее читаемым автором, с которым по успеху едва ли может сравниться другой современный педагог4. Он участник почти всех съездов и конференций по народному образованию. С 1919 председатель и заведующий научно-педагогической частью Московской академии социального воспитания (с 1924 г. Академия коммунистического воспитания).

В 1922 г. Блонский был приглашен Н. К. Крупской в Научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета для участия в составлении учебных программ для школы. В составе секции ГУСа он работал почти 10 лет, составляя учебные программы для средней школы, книги для чтения, методические материалы. В этот период он активно разрабатывает проблемы педологии, выступая за комплексный подход к изучению ребенка и практике воспитания, опираясь при этом на философски обоснованные представления о познавательных и воспитательных процессах. Его вариант педологии отличается углубленной

1 Богуславский М. В. Теоретик трудовой школы. Павел Петрович Блонский. Режим доступа: URL: http://www.best-pedagog.ru/blonskiy-pavel-petrovich/

2 Словарь психологических терминов П. П. Блонский Режим доступа: URL: https://www. belogurova.ru/glossary?letter=1&word=2452.

3 Яровицкий В. А. 100 Великих психологов. М.: Вече, 2004. 432 с. Режим доступа: URL: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/147398-v-yarovitskiy-100-velikih-psihologov. html.

4 Цит. по: Данильченко М. Г. П. П. Блонский и его вклад в педагогическую науку: автореф. дис. ... на соиск. уч. степ. д-ра пед. наук. (13.00.01) / Науч.-исслед. ин-т общей педагогики акад. пед. наук СССР. М.: [б. и.], 1974. 61 с.

философской проработкой и выраженной гуманистической позицией в анализе комплексных проблем развития ребенка. Вместе с тем, в связи с распространением идей экспериментальной педагогики и педагогической психологии уже к концу 20-х гг. у Блонского меняется взгляд на ребенка и факторы формирования личности. Он разочаровывается в педологии и начинает интересоваться собственно психологией, активно занимаясь вопросами развития мышления, памяти и речи школьников, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

В 1930—1941 годы он — заведующий лабораторией памяти, затем лабораторией мышления и речи в Институте экспериментальной психологии, проводит исследования в области психологии памяти и психологии желаний. Автор одной из классификаций памяти, построенной на генетическом основании. За фундаментальный труд «Память и мышление» (1935) удостоен звания доктора педа-

гогических наук без защиты диссертации. На этот же период приходятся и его наиболее крупные психологические работы: «Трудные школьники», «Развитие мышления школьника», фундаментальные труды «Возрастная педология», «Педология» и др. В 1935 году вышли в свет его «Очерки детской сексуальности» — первая в России (и на долгое время последняя)

серьезная работа по вопросам полово-1

го развития и воспитания .

Автор свыше 200 трудов по различным вопросам философии, педагогики и психологии, ведущий теоретик педологии, исследователь исключительного дарования Павел Петрович Блонский был не только крупным ученым, сыгравшим значительную роль в создании советской психологической науки, но и организатором образования, педагогом-практиком, положившим начало в подготовке педагогических кадров социалистического государства.

1 Богуславский М. В. Теоретик трудовой школы. Павел Петрович Блонский. Режим доступа: URL: http://www.best-pedagog.ru/blonskiy-pavel-petrovich/

Список литературы:

1. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1; под ред. А. В. Петровского / П. П. Блонский. — М. : Педагогика, 1979. — 304 с.

2. Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский; вступ. статья Ф. Ф. Королева.

- М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961.

- 696 с.

3. Блонский, П. П. Как я стал педагогом. Библиотека по педагогике / П. П. Блонский.. Режим доступа: URL: http:/ / pedagogic.ru/books/item/f00 /

s00/z0000044/st003.shtml

4. Блонский, П. П. Курс педагогики (Введение в воспитание ребенка): пособие для высших учеб. завед. и учит. ин-тов / П. П. Блонский. - М. : ЗАДРУГА, 1916. - 228 с.

5. Блонский, П. П. Режим доступа: URL: http://elib.gnpbu.ru/ sections/0100/blonskiy

6. Богуславский, М. В. Теоретик трудовой школы. Павел Петрович Блонский / М. В. Богуславский. Режим доступа: URL: http://www.best-pedagog.ru/ blonskiy-pavel-petrovich/

7. Данильченко, М. Г. П. П. Блонский и его вклад в педагогическую науку: авто-реф. дис. ...на соиск. уч. степ. д-ра пед. наук. (13.00.01) / Науч.-исслед. ин-т общей педагогики акад. пед. наук СССР. - М.: [б. и.], 1974. - 61 с.

8. Руфин, И. П. П. Блонский в его педагогических высказываниях / И. Руфин. — М. : «Работник просвещения», 1928. — 116 с.

9. Словарь психологических терминов П. П. Блонский Режим доступа: URL: https: / / www.belogurova.ru/glossary?letter

=1&word=2452.

10. Уткин, А. В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII — нач. XX веков: монография / А. В. Уткин. — Нижний Тагил: Нижнетагильская гос. соц.-пед. акад.,

2010. — 376 с.

11. Яровицкий, В. А. 100 Великих психологов / В. А. Яровицкий. — М. : Вече, 2004. — 432 с. Режим доступа: URL: https://libking.ru/books/nonf-/ nonf-biography/147398-v-yarovitskiy-100-velikih-psihologov. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.