Научная статья на тему 'Системное мышление в музыке'

Системное мышление в музыке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МУЗЫКА / ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / SYSTEM THINKING / MUSIC / WORLD AROUND KNOWLEDGE / MUSICAL HARMONY / MUSICAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Делазари М. А., Делазари Д. Л.

В музыке источником и причиной возникновения мысли, в первую очередь, является звук. В природе существует бесконечное множество звуков, воспринимаемых слухом человека, но отличие звуков от шумов заключается в особенных свойствах первого высота, длительность, громкость, тембр (они отобраны и организованы в определенную систему в процессе развития музыкальной культуры, воспитания музыкального человека). С этого отбора начинается стремление к упорядоченности компонентов музыкальной системы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the music source and cause of thought, first of all, is sound. In nature, there are an infinite number of sounds perceived by the human ear, but the difference of sounds from noise is the special properties of the first the height, length, volume, tone (they are selected and organized into a system in the development of musical culture and musical education rights). With this selection begins quest for ordering the components of the music system.

Текст научной работы на тему «Системное мышление в музыке»

дискуссия

журнал научных публикаций

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Делазари М.А., преподаватель, Лицей искусств "Санкт-Петербург"; Делазари Д. Л., соискатель, факультет музыки, Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена., г. Санкт-Петербург, Россия

СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ В МУЗЫКЕ

Взаимосвязь логоса и музыкального творчества - актуальнейшая проблема современного теоретического гуманитарного знания. Она, по нашему мнению, находится на стыке таких наук, как философия, психология, естествознание, культурология, искусствоведение и музыковедение.

Человеческое мышление является сложнейшим творческим и активным практическим процессом, с помощью которого человек познает не только окружающий мир, но и самого себя. Представление о мышлении человека как о сложном философском понятии развивалось на протяжении многих веков. Наука, в сущности, выделяет две разновидности мышления -обыденное и научное. Но, издавна, философы выявляли различные виды мышления (образное, элементарное, системное) и формы мышления (умозаключения, силлогизмы, гипотезы и т.д.). В 1970-х годах НТР привела человечество к потребности синтезировать ранее существующие типы мышления в одно, по словам философа И. В. Николаева, «правильное высшее системное мышление человека» [1]. Академик РАО, психолог В. П. Зинченко считает, что: «мышление представляет собой культурно-историческую категорию». В культуре известно огромное количество разновидностей мышления. Например, В. Зинченко в своей работе «Наука о мыш-

лении» классифицировал виды мышления в образовании, характеризующие мышление и его носителя: сомневающееся — догматическое, автономное (самостоятельное) - конформное, продуктивное (творческое) — критическое (часто выхолощенное или агрессивное), систематическое (доказательное) — случайное (хаотическое). Далее в своей работе он отметил: «Я намеренно не использовал расхожий термин системное, поскольку согласен с П. А. Флоренским в том, что система -результат события мысли, а не ее предпосылка. К тому же результат, к счастью, временный. Опыт истории и науки свидетельствует о том, что любая система таит в себе жало смерти, правда, иногда она таит его невыносимо долго» [2]. Но, по нашему мнению, о познании чуда мышления возможно говорить и с помощью системности, подтверждение этих слов мы можем увидеть у В. Зинченко: «С этим легко согласятся художники, но для многих ученых аналитического склада такое утверждение звучит как минимум странно. Но и тем, кто согласен с данным положением, эксплицировать логику зрительного образа и представить ее в виде некой формальной схемы не удавалось» [3]. Иначе говоря, профессионалы в разных областях знания независимо друг от друга пытаются создать абстрактную модель «правильного высшего системного мыш-

№7 СЕНТЯБРЬ 2010

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ^

ления», или иначе говоря, адекватную модель системного мышления, полагая, что системность связывает компоненты мышления (умственный и чувственный) в единое целое. Однако эта потребность до сих пор требует дальнейших теоретических и прикладных исследований.

В конце ХХ века отечественные искусствоведы справедливо считают, что фундаментом любому творческому процессу служит осознанность, логичность, или иначе, системность. Вторая особенность - в развитии эмоциональной и интеллектуальной жизни людей имеет место известная преемственность. Переход чувств и мыслей одного периода к чувствам и мыслям последующего периода связан с общим развитием личности, и не только. Осознанность и преемственность традиций - это одни из главных характеристик не только общего мышления, но и музыкального (системного) мышления. Например, музыковеды исследуют родство Л. ван Бетховена и И. С. Баха в контексте эстафеты времен, стилей, художественного мышления, в частности мелодического мышления: «Ме-лодико-тематические открытия великого полифониста, усвоенные и претворенные его великим преемником столетие спустя в новых стилистических условиях, стали мощным мостом мелодической культуры» [4]. По мнению современного отечественного музыкального критика М. Мищенко, эта своеобразная реконструкция некоторых черт языка Бетховена применительна к творчеству основателя нововенской композиторской школы, экспрессиониста А. Шенберга: «Скрытая структура западной музыки, впервые извлеченная на поверхность Бетховеном, не просто явная в додекафонии Шенберга: она стала на какое-то время единствен-

но возможным способом самораскрытия музыки» [5]. Это подчеркивает третью из главных особенностей музыкального системного мышления - абстрактность. Музыкант мыслит чувственными образами, но он мыслит на основе абстрактного мышления и знания музыкальной теории, гармонии, полифонии, музыкального слышания и т.д., что отличает его от других людей, любителей, непрофессионалов.

В музыке источником и причиной возникновения мысли, в первую очередь, является звук. В природе существует бесконечное множество звуков, воспринимаемых слухом человека, но отличие звуков от шумов заключается в особенных свойствах первого - высота, длительность, громкость, тембр (они отобраны и организованы в определенную систему в процессе развития музыкальной культуры, воспитания музыкального человека). С этого отбора начинается стремление к упорядоченности компонентов музыкальной системы.

«Системное мышление композитора» является наивысшим, продуктивным и наиболее развитым уровнем творческого мышления в музыке, в основе которого лежит интеграция звуковых комплексов в иерархически организованную целостность на основе законов музыкальной логики. Но в XXI веке понятие «систем-

Л. ван Бетховен

дискуссия

журнал научных публикаций

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ного мышления музыканта (композитора)» чрезвычайно тесно связано со способностью выражения музыканта своего отношения к жизни, к искусству, к художественному взаимодействию с музыкальным коллективом, к организационной деятельности музыкантов и администраторов, с экономической стороной концертной деятельности. Это особенно ярко выражено у дирижеров, так как их профессия охватывает ряд задач, связанных не только с музыкальными сторонами его деятельности. Для дирижера важно не только осознанное взаимодействие со своими творческими партнерами, но и психологические функции и механизмы, и знаковое (языковое) информационное взаимодействие, и процесс управления. «Дирижер и оркестр неразрывны и взаимозависимы в своих действиях. Они представляют собой основные компоненты целостной системы, объединяющей воедино творческие устремления всех участников данной совместной деятельности. Ее основными составляющими являются:

1) система самоорганизации и самоуправления дирижера;

2) система внутренней саморегуляции оркестра;

3) система общения и активного взаимодействия руководителя и музыкального коллектива» [6].

Таким образом, системное мышление как фундамент художественного мышления музыканта представляет собой чрезвычайно сложное комплексное явление, по поводу которого написано огромное количество литературы, до сих пор требующее адекватного системного подхода к музыкальной культуре.

1. Николаев, А. И. Ощущения четвертого порядка / А. И. Николаев, И. В. Николаев. - СПб. : Возрожденная Россия, 2006. - 176 с.

2. Зинченко, В. П. Наука о мышлении // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 7.

3. Зинченко, В. П. Наука о мышлении // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 10-11.

4. Белянова, Г. Л. Пафос преодоления. Аналитические заметки о мелодике Бетховена / Г. Л. Белянова. - СПб.: НИИ Химии СПбГУ, СПб., 2001. - С. 5.

5. Мищенко, М. // Новая русская книга: критическое обозрение / Гл. ред. Г. Морев. - СПб.: Академический проект, 2001. № 3/4 (10/11). - С. 76.

6. Ержемский, Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика. СПб.: Деан, Ферт, 1993. - С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.