БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. АиФ. - 2010. - № 7. - 17-23 февр.
2. АиФ. - 2010. - № 8. - 24 февр. - 2 марта.
3. Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика / М. А. Бакунин. — М. : Правда, 1989. - 622 с.
4. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель // Г. В. Ф. Гегель. Сочинения : в 14 т. / Г. В. Ф. Гегель. - М. ; Л. : Соцэкгиз, 1935. - Т. 7. - 427 с.
5. Гобозов И. А. Философия политики / И. А. Гобозов. — М. : Новая шк., 1998. - 424 с.
6. Ильин В. В. Мир Globo : Вариант России / В. В. Ильин. - Калуга : Полиграф-Информ, 2007. - 252 с.
7. Ильин В. В. Россия в сообществе мировых цивилизаций / В. В. Ильин. — М. : КДУ, 2009. - 200 с.
8. Ключевский В. О. Собр. соч. : в 9 т. / В. О. Ключевский ; ред. В. Я. Янин. - М. : Мысль, 1987. - Т. 1. - 430 с.
9. Панарин А. С. Философия политики / А. С. Панарин. — М. : Новая шк., 1996. — 427с.
10. Паркинсон С. Н. Законы Паркинсона : сб. / С. Н. Паркинсон. - М. : Прогресс, 1989. - 448 с.
11. Толстой Л. Н. Война и мир : роман : в 2 т. / Л. Н. Толстой ; сост. С. Г. Бочаров ; Ин-т «Открытое о-во». — М. : Слово / Slovo, 1999. — Т. 2. — 662 с.
Поступила 12.07.10.
СИСТЕМНО-ЦИКЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
А. В. Логинов
В статье предложена схема исследования политического процесса с применением системно-циклической концепции, ориентированной на нахождение причинно-следственных внутрисистемных связей. Выделение данных связей носит не произвольный характер, а определяется логикой развития живых систем. Данному фактору уделяется крайне мало внимания в моделях системного типа, развитых в русле кибернетической традиции.
Принимая во внимание циклическую логику развития политической системы, необходимо понимать, что в каждый момент времени в системе происходят изменения ее подсистем. В зависимости от текущего цикла (от состояния энергии в цикле) происходит ослабление одних подсистем и усиление других. Учитывая, что любая система стремится к балансу своих подсистем, идеальным состоянием будет считаться состояние динамического равновесия. В таком состоянии политическая система эволюционирует достаточно органично, без заметных пере-
грузок. В таких условиях действия акторов имеют большее соответствие природным процессам. Основной исследовательской задачей являются выделение данных подсистем, оценка их «силы» в текущий момент времени, дальнейшая их балансировка внутри ситуации (т. е. внутри текущего цикла). Представленная древнекитайской традицией концепция «пяти движений» (с кит. у-син) определяет не только содержательное наполнение каждого из пяти выделенных циклов, но и совокупность подсистем политической системы [2].
1
4
© А. В. Логинов, 2010
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2010 | № 3
Подсистемы политической системы и их взаимосвязь. В каждом цикле формируется свой ведущий принцип, статус-кво системы. Доминирование в каждый момент времени одной из подструктур свидетельствует о доминировании определенного типа общественных отношений. Модель «пяти движений» носит образный характер. Господство доминирующих образов, составляющих информационный задел цикла, становится в какой-то момент всеобъемлющим. В результате информация (образ цикла) влияет на материю (институты системы) через энергию (циркуляция ресурсных потоков), неизбежно трансформируя материю. Материя по мере такой работы все больше соответствует внутреннему образу цикла. Б. Б. Виногродский справедливо отмечает: -сМы живем в циклах, и циклы отражают смену общественного сознания. Циклы — это единицы времени, которые обязательно накладываются на единицы сознания и состояния» [1].
В каждый момент времени происходят изменения сложившегося типа общественных отношений. Изменения общественных
отношений приводят к усилению или ослаблению подсистем, которые выступают основными маркерами политического процесса. Характер их соотношения оказывает влияние на содержательную логику цикла.
Ключевые маркеры — это подсистем-ные составляющие циклического развития, определяющие ведущий принцип того или иного цикла, его ресурсы и ограничения. Следуя концепции «пяти движений», можно выделить пять подсистем политической системы:
1) политические лидеры;
2) политическая идеология;
3) политическая стабильность;
4) политический порядок;
5) ресурсы власти.
Следует особо подчеркнуть, что выделенная совокупность пяти подструктур носит не произвольный характер, а соответствует внутренней структуре пяти элементов в концепции у-син. Это соответствие по схеме: пять элементов — пять состояний вещества — пять наиболее выраженных аналогов этого вещества в политической системе (рис.).
Идеология
Политические лидеры
Ресурсы власти
Политический порядок
Политическая стабильность
Рис. Подсистемные маркеры политического процесса
Каждая из пяти выделенных подсистем, неизменно присутствуя в определенной спецификации внутри системы, претерпевает постоянные изменения во времени и пространстве. Эти изменения могут быть связаны с процессами усиления или ослабления той или иной подсистемы в определенный момент времени; с процессом взаимного
Серия «Политические науки»
контроля или сдерживания и другими внутрисистемными процессами. Поэтому для того чтобы поставить правильный «диагноз» политической системе, важно правильно определить соотношения силы каждой из пяти подсистем в государственном организме. Если «диагноз» системе будет поставлен правильно, то это позволит отыс-
кать верные пути решения назревших проблем, поставить желаемые цели и наметить стратегию их достижения. Если следовать данной логической цепочке, тогда система политического прогнозирования и планирования будет носить не произвольно сформированный, а органичный характер. Если принимаемые политические решения соответствуют времени-ситуации, то они успешны. Предложенная нами схема включает в себя систему прямых и обратных связей, которые обеспечивают ее сверхустойчивость (см. рис.).
Система прямых созидающих связей (движение по часовой стрелке). Концентрация ресурсов приводит к формированию лидерских амбиций и усилению политического влияния лидеров; закрепив свое положение в системе, лидеры формируют идеологию; идеология приводит к усвоению предложенных ценностей, тем самым идеология в процессе органического «переваривания» в определенной степени становится политической культурой и способствует политической стабилизации; из политической стабильности вырастает политический порядок, который унифицирует сложившуюся систему общественных связей; политический порядок в свою очередь приводит к накоплению ресурсов; накопленные системой ресурсы используются новыми лидерами для следующего витка модернизации политической системы.
Система контролирующих связей (движение по циклу звезды). Потребности общества и имеющиеся ресурсы контролируют идеологию (идеология всегда стремится найти в народе поддержку); идеология контролирует политический порядок (политический порядок опирается на идеологию); политический порядок контролирует политических лидеров (лидеры для усиления своего влияния стремятся найти опору в сложившейся системе общественного порядка, в силовых структурах и методах); политические лидеры контролируют подсистему политической стабилизации (стабильность системы опирается на сильных и независимых политических лидеров); в условиях политической стабилизации лучше контролируются ресурсы (процесс удовлетворения многоплановых интересов общества находит опору в стабильной политической системе).
Система разрушающих связей
(движение против часовой стрелки). Этот процесс связан с чрезмерным усилением одной из пяти подсистем. Это стимуляция в противоположном направлении, когда стимулируемый элемент достаточно силен
(«сын») и он оказывает обратное воздействие на «отца».. Так, например, чрезмерные политические амбиции лидеров, их неспособность достичь компромисса могут привести к истощению ресурсной базы (примером этого процесса сегодня является политическая ситуация на Украине); процесс чрезмерного накопления ресурсов ведет к конфликту затоваривания (в результате ос-° лабляется духовная составляющая общества, у людей снижается социальная мотивация). В результате ослабляется политический порядок, который режиму не удается надолго сохранить в таких условиях; чрезмерная унификация и стандартизация всех сторон жизни общества (политический порядок) разрушают политическую стабильность, т. е. сформировавшийся статус-кво системы; чрезмерная стабилизация ведет к застою, что в свою очередь приводит к неразвитости отношений, застойным процессам в идеологии и внешней политике; избыточная идеологизация общества приводит к культурной революции, в результате страдают сами лидеры. Очень точно данный процесс характеризует высказывания: «Революция пожирает собственных детей!», «Революция начинается умеренными, совершается непримиримыми, завершается реставрацией». Помимо названных связей есть и другие, поскольку нахождение системы на определенном цикле развития характеризуется влиянием не только доминирующей подструктуры, но и характером воздействия иных подструктур, поэтому на процессы в одном участке системы неизбежно реагирует вся система.
Таким образом, рассмотренная модель представляет собой систему, охваченную прямыми и обратными связями, которые обеспечивают ее сверхустойчивость. Из-за воздействия какого-либо фактора извне может нарушиться какой-либо из элементов, но если при этом сохранены связи между ними, то система в результате действия прямых и обратных связей после переходного процесса придет в равновесие. Однако если в результате воздействия внешних факторов будут оборваны регулирующие связи, то система не сможет прийти в равновесное состояние.
Системно-циклическая концепция совместно с концепцией политического цикла составляют методологическую основу для политического анализа ситуации и принятия качественных политических решений. В процессе политического анализа ситуации важна логическая последовательность действий исследователя, на основе которой строится схема исследования политической
I
6
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2010 | № 3
ситуации. В представленной ниже совокупности основных и промежуточных этапов исследования можно условно выделить: 1) теоретико-методологическую область, дающую представление о законах взаимодействия процессов и циклической матрице, охватывающей эти процессы; 2) область политического анализа, представляющую логически выверенную цепочку исследования процесса развития политической системы; 3) область политического прогнозирования и планирования, позволяющую на основе предпринятого анализа составить научное представление о вероятностных перспективах дальнейшего развития политической системы, адекватных целях и стратегии их достижения с учетом логики текущего цикла.
Схема исследования политической
ситуации
I. Теоретико-методологическая область:
1) формулирование исходной научной гипотезы. Основной гипотезой исследования является предположение о том, что все развивается по циклам, т. е. процесс развития всегда циклически обусловлен и в какой-то мере «связан» внутренней логикой цикла;
2) предложение и обоснование на основе исходной гипотезы двух базовых теоретико-прикладных конструкций: теории политического цикла и системно-циклической теории.
И. Область политического анализа:
1) нахождение соответствий между политическими процессами и циклическими составляющими модели «пяти движений». Этот этап заключается в выделении и сопоставлении ключевых подсистем (маркеров политического процесса);
2) последовательный анализ процесса эволюции выделенных подсистем на протяжении определенного периода времени. Выбор продолжительности временного отрезка определяется исследовательскими задачами, а точнее, степенью их локальности. При выборе периода важно понимание, что политическая ситуация — это результат сложения всех ранее принятых политических решений на нынешнем и предшествующих циклах развития политической системы;
3) отыскание доминирующей (наиболее сильной) на данный момент подсистемы и оценка состояния «силы» других подсистем. На данном этапе определяется текущий цикл развития политической системы, а также степень сбалансированности ключевых маркеров между собой. Определяется характер «наклона» системы;
4) анализ периода текущего цикла и определение сложившегося сценария развития ситуации (во многом заданного предыдущими системными трендами);
5) исследование микропроцессов внутри более масштабного цикла. Внутрисистемные микропроцессы готовят политическую систему к более заметным структурным сдвигам в соответствии с логикой текущего цикла. Такая детализация бывает необходима в целях определения «вложенных циклов» и составления более точного краткосрочного прогноза. Точность такого прогноза зависит от грамотного анализа микропроцессов с постоянным их соотнесением с макропроцессами.
III. Область политического прогнозирования и планирования:
1) определение вероятностных перспектив (сценариев) развития политической системы;
2) определение желаемых адекватных целей политического развития с учетом текущего цикла и его сценария;
3) разработка стратегии достижения желаемого политического результата.
Предложенная нами концепция и основанная на ней схема исследования политической ситуации представляют собой попытку определения причинно-следственных внутрисистемных связей. Выделение данных связей носит не произвольный характер, а определяется логикой развития живых систем. Данному фактору, к сожалению, уделяется крайне мало внимания в моделях системного типа, развитых в русле кибернетической традиции. Мы полагаем, что более широкое применение данной модели в политической практике позволит вплотную подойти к разработке системы органичных методов принятия качественных политических решений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Интервью с Б. Виногродским на «Радио России» 10 октября 2008 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.bronislav.ru/events. — Загл. с экрана.
2. Логинов А. В. Социальная политика современной России в контексте цикличности политического процесса : монография / А. В. Логинов. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. — 320 с.
Поступила 18.06.10.
Серия «Политические науки»
17