ББК 474.58
СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
Ю.В. Подпоеетная ЮУрГУ
Обоснован системно-синергетический подход к управлению образовательным процессом в образовательном учреждении. Сформулированные положения опираются на специфику управления образованием, включают требования гуманного управления и конкретизируются в условиях системного управленческого взаимодействия субъектов образования.
Управление образовательным процессом в образовательном учреждении представляет собой сложное явление социальной действительности. Субъектами управления образовательным процессом являются сотрудники образовательного учреждения (педагоги, учеб-но-вспомогательный персонал), а также учащиеся. Соответствующее управление (самоуправление) осуществляется через проявление определенных отношений с собой, с другими участниками образования, с образовательными системами. Таким образом, данные отношения носят характер субъект-субъектных или субъект-объектных [3]. Системносинергетическое представление образования является особым видом выражения субъект-субъектных и субъект-объектных отношений с окружением и с отраженными представлениями о нем.
Системно-синергетический подход - это сочетание системного и синергетического подходов. Оба этих подхода имеют свои отличительные особенности. Например, в системном подходе акцент делается на свойствах системы, а в синергетическом - на межсис-темном взаимодействии [2]. Сходство в этих подходах основывается, в частности, на системном отражении действительности. Учитывая взаимодополняемость системного и синергетического подходов, исследователи пришли к выводу о целесообразности рассмотрения их теоретико-методологического обобщения - системно-синергетического подхода. В научной литературе имеются разработки, в которых постулируются основные положения системно-синергетического подхода, а также уточняется роль данного подхода в отражении образования [1, 2, 5].
Учитывая концептуальные положения системно-синергетического подхода в образова-
нии, определим ведущие положения данного подхода к управлению образовательным процессом в образовательном учреждении [5].
Первое положение отражает направленность управления образовательным процессом в образовательном учреждении на осуществление гуманистической идеи в образовании.
Гуманное образование своей внешней составляющей (образовательное пространство) сориентировано на содействие самореализации участниками образования своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях [5]. Поэтому управление образовательным процессом в образовательном учреждении, направленное на создание условий гуманно ориентированного образовательного пространства, объективно способствует самореализации человека.
С одной стороны, гуманно ориентированные участники образования, являющиеся субъектами управления (самоуправления) образовательным процессом в образовательном пространстве, направляют свою деятельность и взаимодействие с партнерами на внешние предпосылки гуманизации образования (разработка соответствующих нормативов в духе гуманизма, стимулирование бережного отношения к себе и к партнерам, удовлетворение когнитивных потребностей участников образования в информации о себе и об окружении). С другой стороны, субъекты управления (самоуправления) образовательным процессом, находясь в условиях образовательного пространства, проявляют себя (свое личное). Если такие проявления имеют гуманистическую направленность, то управление образовательным процессом направлено на создание условий в образовательном учреждении, которые благоприятствуют их отношениям с собой и с окружением. Другими словами,
управление образовательным процессом должно быть сориентировано на побуждение участников образования к гуманным само-проявлениям.
Второе положение системно-синергетического подхода к управлению образовательным процессом в образовательном учреждении отражает приоритетность сущностных свойств участников гуманного образования.
Гуманное образование состоит в создании специальных, индивидуально сориентированных условий в образовательном пространстве. Смысл соответствующих условий в том, чтобы организовывать образование с целью побуждения участников образования к социально приемлемым проявлениям своих сущностных свойств. Такие условия создаются в соответствии с 2 основаниями. Иерархически ведущим основанием являются сущностные свойства участников образования. Зависимыми от этого основания являются практически достижимые варианты целевого заказа. Выводимые с учетом сущностных свойств и развившейся самости участников образования варианты целевого заказа (перспективных ориентиров) базируются на общем социально приемлемом (значимом) основании. Это означает, что перспектива развития самостей и природоопределенных сущностных свойств социально сориентирована [5].
Функция управления состоит в создании условий в образовательном пространстве, способствующих развитию самостей участников образования, само реализации социально приемлемых вариантов всех их сущностных свойств [1]. Следовательно, цель управления образовательным процессом - создание условий, благоприятствующих развитию сущностных свойств, необходимых для укрепления духовного, физического и психического здоровья человека и способствующих развитию его образованности. Управление образовательным процессом, направленное на гуманное образование, проявляется в оказании содействия участникам образования в удовлетворении их потребностей. Это означает профессионально квалифицированное разъяснение как целевых замыслов, содержательных и методических аспектов их выражения, ожидаемых при этом результатов, так и поддержку усилий участников образования, направленных на достижение успехов в самовыражении.
Третье положение системно-синергетического подхода отражает направленность
гуманного образования на развитие готовности его участников к самореализации своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях.
В общем плане готовность человека к самореализации своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях предстает как специфический элемент его самости. Это означает, что соответствующая готовность является синтезом природоопределенных предпосылок и усвоенного (личного и социального) опыта. От развившихся свойств готовности человека к самореализации своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях зависит как состояние его отношений с окружением, перспектива их развития, так и возможности человека самосовершенствоваться. Элементами готовности человека к самореализации своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях являются:
- интеллектуальная просвещенность в че-ловекознании;
- личный опыт самоуправления;
- физическое и психическое (духовное) здоровье.
Одним из значимых условий самореализации является сформированность у человека соответствующей готовности. При этом цель заключается в сформиронии у участников образования способностей, при наличии которых они могли бы самостоятельно адаптироваться к условиям окружения и строить отношения с ним таким образом, чтобы реализовать свой внутренний потенциал. В аспекте управления это означает целесообразность создания условий в образовательном процессе для формирования готовности участников образования к самореализации своих сущностных свойств.
Таким образом, управление образовательным процессом отражает направленность гуманного образования на развитие готовности его участников к самореализации своих сущностных свойств, если выполняется следующий комплекс условий. Во-первых, в образовательном процессе создаются условия, ориентирующие участников образования на самореализацию своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях. Во-вторых, каждому участнику образовательного процесса предоставляются значительные субъектные компетенции, например, в плане самостоятельного установления «предельных» значений для развития собственных
Управление образованием
сущностных свойств. В-третьих, каждый участник образования имеет возможность получить управленческую и (или) педагогическую поддержку (содействие) в намерениях к самореализации своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях. В-четвертых, каждому участнику образования вменяется в обязанность определенное содержание деятельности. Например, учащимся необходимо усвоить содержание образования в пределах, не ниже предусмотренных ГОС, преподавателям устанавливается профессиональный функционал, выполнение которого строго регламентировано. В-пятых, необходимо учитывать тенденции в качественных изменениях готовности человека к самореализации своих сущностных свойств. В-шестых, учет естественных возможностей участников образования: важно реально оценить естественный потенциал каждого участника образования в достижении им лично ценной и социально приемлемой «Я-концепции». В-седьмых, опора на естественные возможности организма и задание максимально допустимых режимов энергозатратности деятельности человека, направленной на развитие его готовности к самореализации своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях, т.е. направленность на развитие соответствующей готовности участников образования может быть осуществлена лишь в определенных условиях [5].
В управлении образовательным процессом возможны различные взаимоотношения между субъектами образования. Они обеспечивают как построение, так и процессуальную реализацию управленческих «горизонталей» и «вертикалей». Различие функций субъектов управления образовательным процессом на каждом уровне управленческой вертикали не означает невозможности самореализации в управлении каждого субъекта независимо от его иерархического положения в системе управления. Именно в связи с этим можно говорить о паритетности (равноправии) отношений субъектов в управленческом взаимодействии [1].
Поэтому четвертое положение системносинергетического подхода к управлению образовательным процессом предполагает паритетность отношений субъектов в управленческом взаимодействии. В общем плане условия реализации паритетности в управленческом взаимодействии могут быть ассоциированы с условиями образовательного пространства.
Именно там можно заложить нормативно регламентирующие условия так, чтобы осуществлялась паритетности в управленческом взаимодействии. В образовательном пространстве определяются перспективы управления образовательным процессом. В деятельностно-стимулирующих условиях можно закладывать меры, побуждающие каждого участника образования к поиску единственно правильных подходов к равноправному управлению (самоуправлению) образовательным процессом. Теоретически просматривается возможность обеспечения субъектов управления равными коммуникативно-информационным условиям в управлении образовательным процессом [5].
В управлении образовательным процессом субъекты управления взаимодействуют между собой и объектами управления. При этом они взаимодействуют в неких условиях, используют средства, благодаря чему становится возможным управление образовательным процессом. Все обеспечение этих процессов (условия, средства, формы, базы и т.д.) составляет процессуальный план реализации управления [1].
В связи с вышесказанным пятое положение системно-синергетического подхода к управлению образовательным процессом предполагает системность процессуальных реализаций. Речь идет о процессуальных реализациях в образовательном процессе как о намеренно создаваемых субъектами управления конструкциях (методиках, планах, проектах, программах и т.п.). Процессуальные реализации могут отграничиваться от соответствующих процессов. Другими словами, их можно до осуществления процесса отражать как образы (модели).
Системность процессуальных реализаций может служить значимой предпосылкой социально приемлемых проявлений участниками образования своих сущностных свойств при осуществлении ими управления образовательным процессом в образовательном учреждении. Всякая процессуальная реализация управления образовательным процессом в аспекте гуманного образования предстает в форме искусственной образовательной системы, спроектированной по двум основаниям. Нижнее основание - выявленное состояние готовности к управлению образовательным процессом участников образования - является главным (ведущим), т. е. приоритет в определении состава, структуры и функций проектируемой процессуальной реализации принадле-
жит нижнему основанию. Верхнее основание -прогнозируемое состояние готовности к управлению образовательным процессом участников образования - служит для каждого их них ориентиром в управленческой деятельности и во взаимодействии с партнерами [5].
Каждая процессуальная реализация гуманного управления образовательным процессом в образовательном учреждении предстает в форме искусственной образовательной системы. Ее ведущим основанием в морфологическом аспекте является имеющиеся состояние готовности к управлению (самоуправлению) образовательным процессом участников образования. Функциональное назначение соответствующей процессуальной реализации состоит в том, чтобы способствовать развитию готовности к управлению (самоуправлению) образовательным процессом участников образования. Структурный аспект проектируемой процессуальной реализации обусловливается единством нижнего и верхнего оснований соответствующей образовательной системы. Генезис процессуальных реализаций закладывается в технологиях продвижения к востребованным состояниям готовности к управлению (самоуправлению) образовательным процессом участников образования. Применение процессуальных реализаций, разработанных в соответствии с требованиями системно-синергетического подхода, не исчерпывают их системности как признака гуманного управления образовательным процессом в образовательном учреждении [5].
Таким образом, системно-синергетический подход к управлению образовательным процессом в образовательном учреждении базируется на взаимодополняющих друг друга положениях системного и синергетического подходов, опирается на специфику управления образованием, включает в себя требования гуманного управления и конкретизируется в условиях системного управленческого взаимодействия субъектов образования.
Литература
1. Ильясов, Д. Ф. Теория управления образованием: Учеб. пособие по спец. курсу для студ. пед. специальностей и рук-ей образо-ват. учреждений / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 344 с.
2. Рузавин И. Г., Синергетика и системный подход / И.Г. Рузавин // Философские науки. - 1985. -М 5. - С. 48-55.
3. Сериков, Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация: Монография / Г.Н. Сериков - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. — 664 с.
4. Сериков, Г. Н. Элементы теории системного управления образованием: В 4-х ч. -Системное видение образования / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994. -4 1,-169 с.
5. Сериков, Г.Н., Здоровьесбережение в гуманном образовании: монография / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.