Никифоров М.Ю., Горелов С.А. Психолого-педагогические детерминанты процесса адаптации.
УДК 37.017
В. С. Олейников*, А. С. Душкин**, М. Е. Гурьев***
Системно-деятельностный подход в исследовании профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел
В статье рассматривается проблема разработки системно-деятельностного подхода в профессионально-нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел. Анализируются методологические и теоретические аспекты системно-деятельностного подхода, обсуждаются перспективы применения данного подхода в профессионально-нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел, представлены определения сущности и специфики системно-деятельностного подхода в профессионально-нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, профессионально-нравственное воспитание, сотрудник органов внутренних дел.
VS. Oleynikov*, A.S. Dushkin**, M.E. Guriev***. System-activity approach in the study of professional-moral education of employees of internal affairs bodies. This article deals with the problem of development of system-active approach in vocational and moral education of bodies of internal Affairs. The methodological and theoretical aspects of systemic-activity approach are analyzed, the prospects for applying this approach in vocational and moral education of employees bodies of internal Affairs, are discussed the definitions of the essence and specificity of system-active approach in vocational and moral education of employees of internal Affairs bodies.
Keywords: system-activity approach, professional and moral education, personnel of bodies of internal Affairs.
Система профессионально-нравственного воспитания сотрудника органов внутренних дел строится, исходя из этических основ государства и общества, тесного взаимодействия нравов, добродетели и законов. Здесь нельзя обойтись без фундаментального изучения педагогической теории. Многие процессы, протекающие в недрах современного общества, не могут быть до конца поняты и объяснены без привлечения выводов, полученных при системно-педагогическом исследовании морали и права и их взаимодействия в процессе обучения и воспитания личности.
Профессионально-нравственное воспитание, развивает у сотрудников представления о нравственных основах службы в органах внутренних дел, вооружает знаниями профессионально-этических требований к поведению на службе и в быту, учит правильным взаимоотношениям в служебном коллективе и вырабатывает устойчивые навыки соблюдения антикоррупционного поведения [4].
Какую бы сторону воспитательной работы мы ни рассматривали, она будет связана с отношением к другим людям и отношением к обществу в целом, а значит, с нравственностью [6].
В свое время великий немецкий мыслитель Георг Гегель писал: «Педагогика есть искусство делать людей нравственными; она рассматривает человека как природное существо и показывает путь, следуя которому он снова рождается, его первая природа превращается во вторую духовную природу, так что духовное становится в нем привычкой» [7, с. 187]. О том же свидетельствует и высказывание К.Д. Ушинского: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [12, с. 79]. Профессионально-нравственное воспитание сотрудника органов внутренних дел, в отличие от других направлений воспитания, имеет свою собственную линию развития,
* Олейников, Владимир Стефанович, профессор кафедры педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.
** Душкин, Антон Сергеевич, начальник кафедры педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д.1. 8931-288-47-57. E-mail: dushkin-ac@mail.ru.
*** Гурьев, Михаил Евгеньевич, доцент кафедры педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат исторических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. 8911-22801-54. E-mail: mgurev@bk.ru.
* Oleynikov, Vladimir Stefanovich, professor of the department of pedagogics and social psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor, Honored Worker of higher school of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1.
** Dushkin, Anton Sergeevich, Head of the department of pedagogics and social psychology, St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of psychological sciences, associated professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. 8931-288-47-57. E-mail: dushkin-ac@mail.ru.
*** Guriev, Mikhail Evgenievich, docent of the department of pedagogics and social psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of of historical sciences, associated professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. 8911-228-01-54. E-mail: mgurev@bk.ru.
© Олейников В.С., Душкин А.С., Гурьев М.Е., 2016
Педагогика
сложную и своеобразную динамику. В нём происходят изменения, вызванные правоохранительной деятельностью и насущными потребностями общественного развития. Постепенное накопление этих изменений приводит к формированию в личности сотрудника профессионально-нравственных элементов, отражающих динамику становления системы регулирования общественных отношений средствами правоохранительной деятельности. Деятельность сотрудника органов внутренних дел разнообразна. Чтобы выполнить её, он должен уверенно ориентироваться в окружающей среде, иметь верное представление о природе, обществе, усвоить поведенческий опыт других людей. Признание того, что сущность деятельности и отношений в органах внутренних дел сложна, многогранна и что, соответственно, роль их в жизни сотрудника неоднозначна, определяет ещё один важнейший методологический принцип педагогики - системно-деятельностный подход как наиболее последовательное проявление диалектического метода исследования.
Не претендуя на окончательное решение этой задачи, считаем необходимым изложить несколько условий пунктов методологии системно-деятельностного анализа, на которых будет основываться исследование профессионально-нравственного воспитания как педагогической проблемы: а) изучая объект профессионально-нравственного воспитания, необходимо отчётливо видеть его сложное строение, не допускать соблазна выдать сложное за простое, т.е. свести свойства целого к свойствам какого-либо из его элементов; б) проводить системно-деятельностный подход не только при анализе строения изучаемого объекта, но и при анализе его происхождения и его функционирования, т.к. совокупность качеств, присущих данному объекту, взаимосвязана совокупностью сил, вызвавших его к жизни, и с совокупностью функций, им используемых; в) анализируя объект профессионально-нравственного воспитания, выделить те его составляющие, которые являются, с одной стороны необходимыми, а с другой - достаточными для того, чтобы качественное своеобразие целого возникло и приобрело определённую степень устойчивости; г) рассматривая при необходимости профессионально-нравственный компонент системы обособленно, учитывать его относительную самостоятельность, т.е. соотносить его с целым, в котором он реально существует и функционирует; при таком подходе сложный системный объект окажется подсистемой более общей системы (педагогики).
Взаимосвязь профессионально-нравственного воспитания сотрудника с непосредственным социальным окружением, перевод объективного с субъективного, внешнего во внутреннее и обратные процессы осуществляются в ходе правоохранительной деятельности самого сотрудника органов внутренних дел. Именно в деятельности сотрудника диалектически соединяются в единое целое эти противоположные стороны. Поэтому деятельностное единство этих двух сторон является главным условием формирования личности сотрудника. Весь процесс жизни представляет собой не что иное, как систему сменяющих друг друга деятельностей. Такой системный подход позволяет полно и глубоко раскрыть процессы взаимодействия сотрудника со своим социальным окружением. Правоохранительная деятельность понимается в этом случае не только как условие профессионально-нравственного развития сотрудника, она рассматривается в тесной связи со всей общественной жизнью.
Профессионально-нравственную основу правоохранительной деятельности сотрудника органов внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О полиции», другие законы и нормативные правовые акты [1, 2, 3]. Поэтому всякая правоохранительная деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Следовательно, неотъемлемой характеристикой правоохранительной деятельности является её осознанность. Вместе с тем деятельность как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием правоохранительной деятельности являются сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне правоохранительной деятельности сотрудника - в сфере профессионально-нравственных идеалов и человеческих ценностей.
Современное развитие общества все яснее показывает, что не только деятельность в сфере морали или права, но и научное познание, и технико-инструментальная деятельность обретают смысл, в конечном счете, в зависимости от своей нравственной ориентированности, от того, какое влияние оказывается этой деятельностью на человеческое существование. Сама правоохранительная деятельность тесно связана и зависима от социально-политических факторов и профессионально-нравственной культуры общества. В различных типах культуры она занимает различное место, выступая то в роли носителя высокого смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни. Последнее характерно для нынешнего этапа развития общества.
В настоящее время в серьезной корректировке нуждается концепция профессионально-нравственного воспитания сотрудника органов внутренних дел. Результаты деятельности органов внутренних дел могли бы быть значительно выше, если бы её ход подкреплялся соответствующими изменениями в профессионально-нравственной подготовке сотрудников. Сотрудник сегодня вынужден действовать в несоответствующем ситуации режиме законности. Правоохранительная функция оперативно-служебных задач, выполняемых органами внутренних дел, предопределяет повышение профессионально-нравственных требований ко всем, кто ее осуществляет [8].
Системно-деятельностный подход к анализу профессионально-нравственного воспитания сотрудника органов внутренних дел рассматривается как методологическая основа. Общие положения теории деятельности и личности раскрыты в трудах многих известных психологов и педагогов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.В. Кузьмина, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.) Учёные приходят к выводу о необходимости уравновешивания природных и социальных свойств и качеств людей и требований к их профессии. Профессия как определенный, относительно устойчивый вид
Олейников В.С., Душкин А.С., ГурьевМ.Е. Системно-деятельностный подход в исследовании...
общественно-трудовой деятельности, как регламентированная функция сотрудника представляет собой очень сложное социально-психологическое и профессионально-нравственное явление. В ней находят своё отражение цели и задачи профессионального труда, его содержание, организация, условия осуществления и результаты.
Профессия сотрудника органов внутренних дел представляет собой сложную систему различных видов труда, находящиеся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Центральное место в этой системе занимает профессионально-нравственное регулирование общественных отношений. Сотрудник защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Сотруднику запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах сотрудником допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник органов внутренних дел во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Таким образом, в процессе службы сотрудник выступает в качестве субъекта прежде всего основных видов социальной деятельности: труда, общения и познания. Эти виды деятельности между собой неразрывно связаны и могут осуществляться лишь в широкой системе общественных связей и взаимозависимостей. Объективная необходимость в регулировании общественных отношений определяется прежде всего общественным характером правоохранительной деятельности. Регуляторами общественных отношений в любом обществе выступают социальные нормы. Эти нормы функционируют в виде правил поведения общего характера, рассчитанных на неоднократное действие и адресуемых к неопределенному кругу лиц. В них содержатся общественные требования определенного поведения личности, через эти нормы сотрудник контролирует поведение людей, дает оценку их поведению и выносит соответствующие санкции в случае несовпадения поступка человека с правилами, сложившимися в обществе.
Из всей совокупности социальных норм, действующих в обществе, сущностными характеристиками нормативной формы регулирования общественных отношений обладают в полной мере только мораль и право. Именно мораль и право представляют собой самостоятельные виды норм, созданные обществом и опирающиеся на общественное мнение (нормы морали), с одной стороны, и исходящие от государства и опирающиеся на его авторитет и принудительную силу (нормы права) - с другой. Раньше других социальных норм в обществе складываются моральные нормы. Нормы морали отражают исторически сложившиеся правила поведения людей и в то же время это объективированное требование общества к личности, где предписывающий момент находится в единстве с оценочным. Это обусловлено тем, что люди свои нравственные воззрения всегда черпают из практических отношений.
Всеобщность норм морали состоит в том, что в них заключен императив, обязательный для всех членов общества. Этот императив безличный, т.к. его основание не определяется волей какого-либо лица, а имеет силу безотносительно к власти, полномочиям, особому авторитету, функциональной роли и отличительным качествам субъекта, его высказавшего. Отражая однотипное в разнообразии массовой практики людей, моральные нормы содержат требования в форме безличного долженствовательно-оценочного суждения, но предписывают личности определенные поступки, которые она должна совершать или не совершать. Эти предписания, независимо от того, откуда они исходят (коллектив, отдельный человек), выражают общественное по своему происхождению требование.
Нормы морали опираются на силу общественного мнения и регулируют поведение личности в интересах всего общества. Поэтому они выступают критерием оценки поведения людей и средством контроля за их поступками со стороны общества. Однако внутренним регулятором поведения личности нормы морали становятся лишь тогда, когда они интернализируются в сознании субъекта поведения, осознаются человеком, когда он убеждается в целесообразности данного типа поведения как образца честности, законности и добра. Моральные предписания достигают цели тогда, когда они превращаются в убеждения личности и становятся внутренними стимулами его поступков, мотивами деятельности. Личность выступает не в роли пассивного исполнителя, а в качестве субъекта, сознательно формирующего и выражающего для себя моральное предписание общества.
Область отношений, регулируемых нормами морали, чрезвычайно широка. Она пронизывает все взаимоотношения людей в сфере их деятельности. Где бы человек ни работал, какой бы профессией ни обладал, он всегда выступает прежде всего членом какой-то общности, а поэтому обязан считаться с другими людьми и как-то мотивировать свои поступки.
Однако было бы ошибочным на основании сказанного считать, что нормы морали могут подменить другие виды социальных норм в процессе регулирования общественных отношений, такие, например, как технические нормы, нормы общественных организаций, уставные нормы деятельности правоохранительных органов и др. Конечно, недобросовестное или старательное отношение к своей работе обязательно подлежит моральной оценке, но это не означает, что порядок выполнения той или иной работы является объектом морального регулирования. Если сотрудник работает с техникой -это объект регулирования технических норм, которые имеют свою специфику. Если нормы морали регулируют отношения между людьми, то технические нормы регулируют поведение людей по отношению к орудиям производства, предметам природы, технике, оружию и т.п.
Между всеми видами социальных норм существует тесная взаимосвязь и взаимодействие. Так, содержание организационно-технических норм устанавливается не этикой, но их соблюдение как важная сторона служебной дисциплины сотрудника органов внутренних дел охраняется и моралью,
Педагогика
и правом. Выполнение, казалось бы, социально-нейтральной организационно-технической нормы не может быть оценено иначе как с точки зрения юридической и нравственной целесообразности. Отношение сотрудников органов внутренних дел к оружию и технике регулируется требованиями уставов, наставлений и инструкций, касающихся эксплуатации техники и использования оружия. Технические нормы, регулирующие эти отношения, не выражаются в форме нравственных понятий. Но отношения между сотрудниками, складывающиеся в процессе обслуживания техники и оружия, не могут быть морально безразличными. Они регулируются как правовыми, так и моральными нормами, которые являются главными элементами системы социальных норм и в значительной мере определяют черты всей системы, характер взаимоотношений между ее частями.
В поведении сотрудников, связанных правоохранительной деятельностью, всегда выражается профессионально-нравственная позиция, отношение человека к человеку, определённому коллективу, действующим в обществе морально-правовым нормам, принципам и идеалам. Поведение сотрудника нельзя представить вне рамок тех или иных профессионально-нравственных отношений. Но специфика профессиональных и нравственных отношений состоит в том, что они не существуют в чистом виде, а выделяются в самостоятельные отношения лишь силой научной абстракции. Вместе с тем профессиональные и нравственные отношения пронизывают экономические, политические и все другие виды общественных отношений.
Иначе говоря, профессионально-нравственные отношения не имеют сугубо обособленной сферы приложения, а выступают в качестве сторон других видов общественных отношений.
Таким образом, анализ места и роли профессиональных и нравственных норм в системе социального регулирования показывает, что эти нормы являются главными в системе социальных норм и выступают основным средством регулирования общественных отношений в современном обществе, причем с развитием правового государства их роль постоянно возрастает.
Как уже подчеркивалось, тенденция усиления нравственных аспектов в регулировании общественных отношений характерна и для органов внутренних дел. Однако это положение нельзя понимать упрощенно. В силу своей специфики органы внутренних дел всегда будут нуждаться не только в нравственном регулировании, но и в правовой регламентации, в сочетании мер убеждения и принуждения. Пока будут существовать правоохранительные органы, будет иметь место правовое регулирование отношений, отражающее специфику этой организации. В силу исключительной важности задач органов внутренних дел по характеру их организации, особенностям служебной деятельности, где нельзя допускать даже малейших отступлений от установленного порядка или промедлить с применением решительных, безоговорочных мер, общество еще длительное время будет нуждаться не только в моральной, но и в правовой регламентации, в сочетании убеждения и принуждения.
В правоохранительной деятельности намного больше нравственных норм, являющихся одновременно и правовыми нормами, глубже их взаимодействие. Показателем того, как тесно взаимосвязаны моральные и правовые нормы в условиях органов внутренних дел, могут служить также ныне действующие уставы. В них особенно подчеркивается необходимость соблюдения сотрудниками моральных норм поведения, безупречного выполнения требований законов, присяги и своих служебных обязанностей. В уставах наряду с правовыми, юридически закреплены и такие требования морали, как честность, правдивость, коллективизм, товарищеская взаимопомощь и т.п. Такое сочетание нравственного долга с долгом служебным играет большую роль в формировании у сотрудников органов внутренних дел высоких нравственных, психологических и профессионально значимых качеств личности. В этом их принципиальное отличие от нормативных правовых актов [11].
Изложенное выше позволяет констатировать, что выработка устойчивых механизмов профессионально-нравственных отношений в деятельности сотрудников невозможна без обучения и воспитания. И наоборот, сам процесс профессионально-нравственного воспитания ведет к выработке устойчивых механизмов регуляции обучения, поведения и деятельности.
Профессионально-нравственное воспитание сотрудника органов внутренних дел является центральной категорией юридической педагогики [9]. В общей педагогике такое воспитание чаще всего связывается с подготовкой подрастающего поколения к жизни и выступает как организованный и целенаправленный педагогический процесс формирования сознания и поведения личности обучающегося. Следует отметить, что это понятие употребляется в различных значениях, имеет различный смысл, тем более, что воспитывает и окружающая среда, и материальные и духовные условия, и быт, и средства массовой информации, и другие факторы и условия. Воспитание, обучение, развитие, морально-психологическая подготовка, формирование сотрудников, выступающие в единстве и органическом взаимодействии, образуют педагогический процесс, являются его структурными компонентами.
Профессионально-нравственное воспитание есть не что иное, как специально организованный процесс сознательного и целенаправленного формирования отдельного сотрудника или группы сотрудников, ведущий к возникновению устойчивых критериев и механизмов регуляции отношений и деятельности. Через обучение и воспитание устанавливается реальное взаимодействие воспитателя (начальника) и его подчиненных и их вместе взятых с теми условиями, в которых протекают служебно-педагогический процесс и повседневная жизнь сотрудников органов внутренних дел. Глубинная сущность профессионально-нравственного отношения к подчиненному заключается прежде всего в целенаправленной продуманной организации включения его в разнообразные виды деятельности [10].
В настоящее время системно-деятельностный подход к анализу профессионально-нравственного воспитания стал органически необходимым для решения фундаментальных задач этики и права.
Устюжанин В.Н. О состоянии и приоритетах развития высшего образования в России
Недооценка этого подхода, примитивизм, комментаторство, морализаторство всё ещё не преодолены в правовой и этической литературе и являются серьёзными препятствиями для успешного решения сложных задач профессионально-нравственного развития общества и личности. Сейчас в этой области научного познания главное значение приобретают перспективные исследования коренных проблем профессионально-нравственного воспитания. Педагогика станет действенной и эффективной научной системой, поможет максимальному преобразованию человеческой личности тогда, когда раскроет и объяснит объективные и субъективные факторы, глубокие закономерности и механизмы профессионально-нравственного формирования людей, когда поможет созданию таких объективных условий, при которых человек мог бы быть реально этичен.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 851.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» //СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7020.
4. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Официальный сайт ДГСК МВД России. - URL: https://dgsk.mvd.ru/Documents/P_MVD.
5. Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Официальный сайт ДГСК МВД России. - URL: https://dgsk.mvd.ru/Documents/P_MVD.
6. Витольник, Г. А., Душкин, А. С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел : учебное пособие. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 126 с.
7. Гегель, Г. Ф. Полное собр. соч. : в 14 т. - Т. 7. - М., Л., 1956.
8. Горбачева, И. Е, Румянцева, Т. Н., Шалаева, Ю. Е. Совершенствование нравственного воспитания кадров полиции в современных условиях : монография. - Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2014. - 104 с.
9. Левитан, К. М. Юридическая педагогика : учебник. - М.: Норма, 2015. - 432 с.
10. Москаленко, С. Г. Организация профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. - 2014. - № 3. - С. 54-64.
11. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел : курс лекций. - М.: ДГСК МВД России, 2012. - 160 с.
12. Ушинский, К. Д. О пользе педагогической литературы. - М.: Педагогика, 1996. - 272 с.
УДК 159.9+37.02 В.Н. Устюжанин*
О состоянии и приоритетах развития высшего образования в России
Проблема, сформулированная в заглавии этой статьи, в последнее время привлекает самый пристальный интерес педагогических работников. Автором предпринята попытка определить значение этой проблемы, проанализировать ее причины, а также представить свое понимание приоритетов развития современной системы высшего образования в России.
Ключевые слова: государство, дискурс, приоритет, развитие, высшее образование, организация.
V.N. Ustuzhanin.* The status and priorities of higher education development in Russia. The
problem formulated in the title of the article attracts the most intent attention of the teaching staff in late time. The author attempts to determine the problem significance, to analyze its reasons and to present his comprehension of priority development of higher education in Russia.
Keywords: state, discourse, priority, development, higher education, organization.
Особенности современного периода развития России требуют на новом уровне учёта проблем современного образования, в т.ч. проблем высшего образования. В 2015 г. Министерство образования и науки Российской Федерации декларировало следующие приоритетные цели и задачи: повышение
* Устюжанин, Виктор Николаевич, профессор кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 744-13-13. E-mail: uvn52@rambler.ru.
* Ustjuzhanin, Viktor Nikolaevich, professor of Legal Psychology Department, St. Petersburg University of Internal Affairs, PhD of pedagogical sciences, professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. (812) 744-13-13. E-mail: uvn52@rambler.ru.
© Устюжанин В.Н., 2016