Научная статья на тему 'Системно-деятельностный подход к обучению теме «Кислоты» по учебнику «Химия 8 класс» В. В. Еремина и соавторов'

Системно-деятельностный подход к обучению теме «Кислоты» по учебнику «Химия 8 класс» В. В. Еремина и соавторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КИСЛОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Наталия Валентиновна, Вернигора Александр Николаевич, Козлова Татьяна Дмитриевна

В статье рассмотрен один из возможных вариантов использования системно-деятельностного подхода в обучении химии. Предложены учебные ситуации для проведения урока по теме «Кислоты» в свете реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системно-деятельностный подход к обучению теме «Кислоты» по учебнику «Химия 8 класс» В. В. Еремина и соавторов»

УДК 372.854

Н. В. Волкова, А. Н. Вернигора, Т. Д. Козлова

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ТЕМЕ «КИСЛОТЫ» ПО УЧЕБНИКУ «ХИМИЯ 8 КЛАСС» В. В. ЕРЕМИНА И СОАВТОРОВ

Аннотация. В статье рассмотрен один из возможных вариантов использования системно-деятельностного подхода в обучении химии. Предложены учебные ситуации для проведения урока по теме «Кислоты» в свете реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

Ключевые слова: обучение химии, системно-деятельностный подход, кислота.

В настоящий момент в нашей стране происходят большие изменения в системе образования, связанные с введением Федеральных государственных стандартов нового поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС ООО) представляет собой совокупность требований, которые обязательны при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [1]. Введение ФГОС не предполагает существенного изменения содержания образовательных программ, однако подразумевает существенное обновление условий реализации основной образовательной программы, технологий обучения и его результатов.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, предполагающий в первую очередь готовность школьников к саморазвитию и активную учебнопознавательную деятельность обучающихся.

Используя системно-деятельностный подход, учитель создает условия для выведения и осмысления новых знаний [2-4]. Создание значимой для ученика проблемной ситуации - одна из важнейших характеристик деятельностного подхода, позволяющая закрепить положительное отношение к деятельности по ее решению. Правильно заданная учебная задача побуждает школьника понять суть проблемы, осуществить поиск результата, используя свои способности, и проверить его правильность. Обучение осуществляется «через открытие» и приводит к получению хороших результатов.

В настоящее время авторы учебников работают над созданием и совершенствованием учебно-методических комплексов (УМК), использующих подходы к обучению в свете ФГОС ООО.

Одними из первых линию учебников, ориентированных на ФГОС, представил авторский коллектив Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова под руководством В. В. Еремина [5].

Целью нашей работы является разработка учебных задач, позволяющих использовать системно-деятельностный подход в обучении теме «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений» по учебнику «Химия 8 класс» В. В. Еремина и соавторов.

Системно-деятельностный подход предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, а также гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

67

Вестник Пензенского государственного университета № 4 (12), 2015

В условиях реализации системно-деятельного подхода существенно меняется позиция как учителя, так и учащегося. Учитель выступает в качестве инициатора действий учащихся, помогая им самостоятельно получать новые знания и достигать намеченных результатов. Задача учителя - формирование универсальных учебных действий, то есть «умения учиться» у учащихся.

Обучение в условиях реализации системно-деятельного подхода - это усвоение материала, поданного в виде учебной задачи (проблемы, учебной ситуации). Учитель не выступает в качестве транслятора учебного материала, его задача - управлять продуктивной деятельностью школьников, создающих личностный образовательный продукт. Решение учебных задач сопровождается продуктивной личностной деятельностью и включает в себя:

- анализ условий задачи;

- соотнесение имеющихся знаний с данными задачами;

- поиск нового материала, получение новых знаний;

- выбор пути решения;

- рефлексия.

Внедрение новых подходов и технологий обучения вносит определенные коррективы не только в содержание, но и в структуру урока. Конструирование урока в свете ФГОС проходит основные этапы [6]:

1) отбор содержания и инструментария;

2) определение целей;

3) прогнозирование результатов;

4) выстраивание диалога с учащимися;

5) соотнесение результатов и целей (этап рефлексии).

Нами разработаны учебные ситуации, позволяющие реализовать системнодеятельностный подход в обучении разделу «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений» по учебнику В. В. Еремина и соавт. «Химия 8 класс».

Проведение урока по теме «Кислоты» В. В. Ереминым и соавт. запланировано при обучении разделу «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений». В учебнике отсутствует материал, посвященный обобщению сведений о свойствах кислот. Первоначальные сведения о соединениях данных классов школьники получили при изучении разделов «Кислород», «Водород», «Вода». Поиск и систематизация учебного материала по теме «Кислоты» будет являться основной целью учащихся. Задача учителя - подать материал в форме учебных задач, доступных для решения восьмикласснику. Сведения о строении, свойствах и способах получения кислот систематизируются и оформляются учащимися в виде таблиц.

Учебные ситуации могут быть частью содержания учебно-методического комплекта или самостоятельно разрабатываться учителем. Учебная задача может быть представлена школьнику в виде проблемного эксперимента, мыслительного эксперимента, качественных или расчетных задач. Эти задачи могут быть использованы на разных этапах урока. Они могут быть индивидуальными, групповыми, общими.

Мы представляем вашему вниманию учебные ситуации - фрагменты уроков по теме «Кислоты».

Фрагмент 1.

Процесс переваривания пищи в желудке протекает под влиянием соляной кислоты, содержащейся в желудочном соке. Неправильное пищеварение, связанное с избытком кислоты, сопровождается недомоганием - изжогой. Этот симптом можно устранить, приняв раствор соды или лекарственные средства, содержащие оксид магния. Какие процессы протекают при попадании соды или оксида магния в желудок? Запишите уравнения протекающих реакций. (Учащиеся вспоминают свойства кислот, особенности реакций кислот с солями и оксидами, осуществляют поиск недостающей информации в учебнике, записывают уравнения реакций, лежащих в основе учебной задачи.)

68

Гуманитарные исследования

Фрагмент 2.

Первый промышленный способ получения соляной кислоты был предложен в XVI в. Глаубером. Он заключался во взаимодействии поваренной соли с серной кислотой. В XIX в. хлороводород стал побочным продуктом в синтезе соды из поваренной соли через соль Глаубера. Выброс хлороводорода в атмосферу стал причиной кислотных дождей и туманов, оказавшихся губительными для растительности и рыбы. Инструменты ремесленников, живших вблизи от химического производства, быстро корродировали. Какая химическая реакция лежит в основе получения соляной кислоты таким методом? Почему железные инструменты быстро корродируют в атмосфере, содержащей хлороводород? Какой способ получения хлороводорода можете предложить вы? (Учащиеся вспоминают свойства кислот, реакцию взаимодействия кислот с солями и металлами, осуществляют поиск недостающей информации в учебнике, записывают уравнения реакций, лежащих в основе учебной задачи, предлагают способ получения хлороводорода из водорода и хлора.)

Фрагмент 3.

Оксид серы (IV), или сернистый газ, известен с древних времен. Он образуется при горении серы и серусодержащих соединений, извержении вулканов. Сернистый газ нельзя собрать над водой, так как он хорошо в ней растворим. Попадая на слизистые оболочки, оксид серы (IV) вызывает их раздражение: жжение в горле, слезотечение. К какой группе оксидов относится сернистый газ? Какая реакция протекает при его растворении в воде? (Анализируя классификацию оксидов, школьники выясняют, что сернистый газ является кислотным оксидом, делают вывод о возможности его взаимодействия с водой, записывают уравнения протекающих реакций.)

Конструирование учебных ситуаций требует от учителя творческого подхода и хорошей эрудиции. Решение задач может способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных целей обучения. Важным этапом современного урока является рефлексия, заключающаяся в самоанализе деятельности и ее результатов. Мы предлагаем завершить решение учебных задач этапом рефлексии, построенной по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно ответить на вопросы учителя:

Учитель: Что нового вы узнали о свойствах кислот?

Ученик: Кислоты реагируют с металлами, стоящими в ряду напряжения левее водорода, оксидами металлов, солями.

Учитель: Чему вы научились сегодня?

Ученик: Экспериментально определять кислоты среди других веществ, правильно записывать уравнения реакций, протекающих с кислотами.

Учитель: Что было особенно интересным?

Ученик: Проводить эксперимент самостоятельно.

Кроме того, можно предложить учащимся устно или письменно продолжить предложения: «Сегодня мне удалось...»; «Я сумел...»; «Было интересно...»; «Было трудно...»; «Я понял, что.»; «Теперь я могу.»; «Я почувствовал, что.»; «Я научился.»; «Меня удивило.» и т.п.

Реализуя системно-деятельностный подход, мы обучаем школьников организации собственной учебной деятельности: способом поиска информации и ее переработки, формируем прочные знания, способствуем личностному развитию.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт : официальный сайт. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=266i

69

Вестник Пензенского государственного университета № 4 (12), 2015

2. Дерябина, Н. Е. Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии / Н. Е. Дерябина // Химия в школе. - 2006. - № 9. - С. 15-23.

3. Файзуллина, Н. Р. Об использовании в обучении деятельностного подхода / Н. Р. Файзул-лина // Химия в школе. - 2003. - № 3. - С. 19-21.

4. Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - № 6. - С. 23-27.

5. Еремин, В. В. Химия. 8 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений / В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов. - М. : Дрофа, 2012. - 268 с.

6. Нелюбина, Е. Г. Особенности разработки технологических карт современного урока / Е. Г. Нелюбина // Актуальные проблемы химического образования : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. учителей химии и преподавателей вузов (г. Пенза, 10 декабря 2014 г.). - Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. - С. 5-8.

Волкова Наталия Валентиновна

кандидат биологических наук, кафедра химии и теории и методики обучения химии,

Пензенский государственный университет E-mail: balikovan@mail.ru

Вернигора Александр Николаевич

кандидат биологических наук, доцент, кафедра химии и теории и методики обучения химии,

Пензенский государственный университет E-mail: vanvan7@yandex.ru

Козлова Татьяна Дмитриевна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: tatyana-kozlova-94@list.ru

удк 372.854

Волкова, Н. В.

Системно-деятельностный подход к обучению теме «Кислоты» по учебнику «Химия 8 класс» В. В. Еремина и соавторов / Н. В. Волкова, А. Н. Вернигора, Т. Д. Козлова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 4 (12). - C. 67-70.

Volkova Nataliya Valentinovna

candidate of biological sciences, sub-department of chemistry and the theory and methodology learning chemistry,

Penza State University

Vernigora Aleksandr Nikolaevich

candidate of biological sciences, associate professor, sub-department of chemistry and the theory and methodology learning chemistry,

Penza State University

Kozlova Tat'yana Dmitrievna

student,

Penza State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.