Научная статья на тему 'Реализация учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода'

Реализация учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА УЧАЩЕГОСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибаева Светлана Николаевна

В статье освещается проблема поиска средств реализации современных образовательных задач, связанных с формированием нового идеала личности. В статье рассматривается один из способов реализации системно-деятельностного подхода с целью формирования универсальных учебных действий на примере учащихся начальной школы. обуча

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шибаева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода»

^ННОВАЦИОННЫеИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ^РОЕКТЫ,ПРОГРЛММЫ,ДОДХОДЫ_

В статье освещается проблема поиска средств реализации современных образовательных задач, связанных с формированием нового идеала личности. В статье рассматривается один из способов реализации системно-деятельностного подхода с целью формирования универсальных учебных действий на примере учащихся начальной школы.

Шибаева Светлана Николаевна

учитель начальных классов МОУ «Гимназия №3» г. Юбилейный Московская область svetik80sh@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Как организовать учебное сотрудничество учащихся начальной школы с целью развития их индивидуальности?

Ключевые слова: компетентность^ подход, метапредметные компетенции, учебное сотрудничество, партнерские отношения, индивидуальные свойства учащегося.

Современное образование в России находится на пути обновления, разработки и внедрения инноваций при сохранении всех лучших традиционных подходов, проверенных временем и приносящих гарантированный результат. Необходимость и возможность внедрения инноваций в образовательный процесс появилась в настоящее время в связи с изменившимися ценностными ориентирами современного общества, общей направленностью политики государства к новому национальному воспитательному идеалу - свободной в самоопределении и развитии личности. Поэтому закономерным стало появление и активное внедрение в образовательную практику стандартов второго поколения (далее ФГОС). Основной целью современного образования РФ выступает «воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Современный педагог должен направлять свои усилия на помощь в самоопределении личности (формировании внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки), при этом результатом освоения основных образовательных программ становится развитие «компетентности к обновлению компетенций». В содержании ФГОС под результатами освоения основных образовательных программ понимается сформированность предметных, личностных и метапредметных компетенций, где метапредметные компетенции раскрываются как:

• Регулятивные (управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность).

• Коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества).

• Познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнений логических операций).

Таким образом, ключевым методологическим основанием в современном образовательном процессе выступает системно-деятельностный подход, реализуемый через формирование универсальных учебных действий, т.е. компетенций.

Основными средствами реализации поставленных государственных целей является содержание образования, формы и методы организации образовательного процесса, современные средства обучения. Анализ функционирующей системы образования показывает, что не все преобладающие формы, методы, средства образовательного процесса отвечают современным требованиям к формируемому идеалу личности. В связи с этим ощущается острая нехватка новых технологий, способов социализации учащихся в изменившейся общественно-политической действительности. Известны два пути преобразования педагогической практики. Первый связан с модернизацией и инновационными решениями: внедрением в педагогическую практику образовательных программ, учебных пособий, организационно-методических комплектов, разработанных группами ученых-исследователей и отслеживанием изменений, результатов реализации предлагаемых программ. Второй связан с деятельностью учителей-практиков, которые, сталкиваясь с противоречиями и невозможностью их разрешения известными способами, начинают поиск средств достижения изменившихся целей (то есть инновационной деятельностью учителя). Таким образом, оба пути инновационны. Учитель, имея непосредственный контакт с учащимися, наблюдая «живую» реакцию обуча-

32

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

ющихся на предлагаемые формы, средства, методы образовательного процесса, обобщая свои наблюдения и опыт, может предоставить ценный материал для ученых-исследователей о наиболее эффективных педагогических средствах. Важно, при разработке основных путей преобразования педагогической практики, учебно-методических комплектов, утвержденных министерством образования, необходимо учитывать опыт учителей - инноваторов.

Одним из путей реализации компетентностного подхода на практике может выступать учебное сотрудничество, позволяющее создать условия для коммуникативного взаимодействия учащихся, развития их индивидуальности. Учебное сотрудничество, или обучение на основе сотрудничества - педагогический подход, при котором учащиеся работают вместе в небольших группах, где каждый член группы может участвовать в выполнении чётко обозначенной коллективной задачи. «Задача современного учителя в настоящее время - не преподносить знания школьникам, а более практическая и приземленная - создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений учить себя самого» [3, с.164].

Сотрудничество учителя и учащегося предполагает партнерство, знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая, в конечном счете, ведет к целе-полаганию, автономизации его познавательной деятельности как основы личностного становления и развития.

Ребенок и учитель выстраивают партнерские отношения, становятся сотрудниками в поиске знаний, необходимых для решения учебной задачи; их отношения строятся как взаимодействие равноправных субъектов (партнеров) образовательного процесса, направленных на развитие индивидуальных свойств учащегося. С другой стороны, учебное сотрудничество может использоваться как способ организации учителем взаимодействия детей в парах и в группах. Формами сотрудничества выступают деловые, ролевые игры, совместно-распределённая деятельность при работе в диадах, триадах, группах разного состава. Учебная самостоятельность старшеклассника существенно зависит от опыта учебного сотрудничества, который он приобрел в начальной школе, от того, насколько учитель умеет строить учебное сообщество и включать каждого ребенка в совместный поиск нового знания.

Л.С. Выготский к исследованию совместной деятельности подходил как к форме обучения и развития ребенка. Ученый считал, что человеческая деятельность по своему происхождению является совместной, общественной. Между участниками деятельности происходит распределение ролей и соответствующих им функций осуществления совместной деятельности. В процессе деятельности учащиеся обмениваются ролями, т.е. каждый учащийся осваивает роль другого, и совместно разрабатываются новые роли для достижения цели деятельности. Роли, которые учащиеся выполняют в процессе деятельности, Выготский называет способами осуществления деятельности. Таким образом, происходит интериоризация внешних,

коллективно распределенных ролей (действий), во внутренние, индивидуальные. При этом Л.С. Выготский придавал решающее значение социокультурному механизму взаимодействия взрослого и ребенка [2].

Организовать работу можно в больших и малых группах, группах гомогенного и гетерогенного состава. При этом важно предлагать учащимся задания проблемного, творческого, поискового характера. Репродуктивные задания не способствуют решению той развивающей задачи, о которой говорил Л.С.Выготский: «Обучение, которое ориентируется на уже завершенные циклы развития, оказывается бездейственным с точки зрения общего развития ребенка, оно не ведет за собой развитие, а само плетется у него в хвосте. ... Всякое обучение является источником развития, вызывающим к жизни ряд таких процессов, которые без него вообще возникнуть не могут»[1]. Приведем примеры интерактивного обучения учащихся начальных классов.

Урок чтения в 4 классе по теме:

«Иван Крылов. Басни»

«Свинья под Дубом», «Квартет»

Учебник литературное чтение «В океане света».

Книга для чтения в 4 классе. Авторы РН. Бунеев, Е.В. Бунеева, часть 1.

Тип урока: закрепление новых знаний

Задачи:

1. Развивать умения находить в басне мораль, иносказание.

2. Выяснить значение понятия «архаизмы», формировать у учащихся умение находить архаизмы в тексте, заменять их современными синонимами.

3. Развивать творческие способности учащихся.

Класс делится на 4 группы по 5-6 человек, группы

получают задание, при этом в первой и третьей, второй и четвертой группах задание одинаковые, с целью последующего сравнения ответов.

Задание для 1 и 3-й группы.

Учащимся предлагается текст басни Крылова «Квартет» и несколько пословиц.

• Сформулируйте мораль басни, найдите иносказание. Какая пословица, по вашему мнению, точнее всего передает мораль басни.

Задание для 2 и 4-й группы.

Учащимся предлагается текст басни Крылова ««Свинья под Дубом», толковый словарь Ожегова.

• Выясните значение слова «архаизм», найдите архаизмы в басне. Прочитайте басню, заменив архаизмы современными синонимами.

Урок истории в 4 классе по теме: Посмотри в свое «зеркало»

Учебник А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова и др.

Окружающий мир. Человек и человечество.

Тип урока: введение новых знаний

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «личность человека».

2. Обосновать роль сознания в процессе формирования личности.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

33

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

3. Выяснить значение «силы воли» в процессе формирования личности.

Класс разбивается на 5 групп по 4-5 человек.

Задание для 1 и 3-й группы.

Учащиеся работают со словарем Ожегова, детским толковым словарем, материалами со страницы 12 учебника истории.

Проблемный вопрос: в чем разница выражений -«лицо человека» и «личность человека»?

Задание для 2-й группы.

Учащиеся работают с текстом учебника истории на странице 13.

Проблемный вопрос: как сознание может помочь человеку стать личностью?

Задание для 4-й группы.

Учащиеся работают с текстом учебника истории на странице 14-15.

Проблемный вопрос: какие признаки отличают человека от других живых существ?

Задание для 5-й группы.

Проблемный вопрос: какова роль силы воли в формировании личности человека?

Урок русского языка в 4 классе по теме: Сочинение миниатюра «Вид из окна»

Учебник «Русский язык», 4 класс, часть 2.

Авторы РН. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина.

Задачи:

1. Развитие письменной речи учащихся.

2. Обогащение активного словаря учащихся глаголами-синонимами.

Учащиеся делятся на 5 групп по 4-5 человек, выбор партнеров по команде осуществляется по желанию учащихся. Всем группам предлагается одинаковое задание. Предварительно учитель читает сочинение с нарушениями правил письменной речи. Анализ сочинения комментируется так: «Мальчик невнимательно слушал учителя на уроке и написал вот такое сочинение. Помогите ему исправить ошибки».

Далее, учащимся предлагается задание.

Задание

Представьте, что вы едете в машине, или в автобусе, или в вагоне поезда и сидите у окна. За окном -или городские улицы, или сельские, или картины природы.

Нарисуйте свою картину с помощью 7 - 9 предложений с однородными членами:

подлежащими, сказуемыми, второстепенными членами. В качестве сказуемых можно использовать глаголы: мелькают, мчатся, проносятся, летят, сменяют друг друга, обгоняют друг дружку и др. Подумайте, какое настроение вы хотите передать?

Начать свое сочинение можно так:

• Когда мне случается путешествовать, я люблю расположиться у окна....

• Когда в выходной мы едем на автобусе на дачу, то я обязательно сажусь у окна...

• Куда бы и на чем мне не приходилось ехать, я стараюсь занять местечко у окна...

• В моей комнате прекрасный вид из окна...

После совместного обсуждения в группах, учащиеся записывают каждый своё сочинение.

Урок математики в 4 классе по теме: «Вычитание смешанных чисел с переходом через единицу»

Учебник Л.Г.Петерсон.

Задача:

1. Организовать мыслительную деятельность учащихся по выведению правила вычитания смешанных чисел с переходом через единицу.

Учащиеся работают в группах по 4-5 человек с одинаковым заданием. Им предлагается алгоритм из вопросов и заданий, в результате выполнения которого, учащиеся должны прийти к выводу о способе вычитания смешанных чисел с переходом через единицу.

Задание

1. Постройте квадрат со стороной 3 см. Раздели-

те его на 9 равных частей. Заштрихуйте 4/9 квадрата. Какая часть квадрата осталась не заштрихованной? Каким числом можно обозначит весь квадрат (целое)?_____

2. Составьте из чисел 4/9, 5/9, 1 все возможные равенства. Объясните их смысл.

3. Выполни действия:

1-7/20=_______

1-13/41=______

4. Выполни действия:

3-13/4=

4 1/3- 2 2/3=

Если затрудняешься, подумай, как можно преобразовать целую часть уменьшаемого, чтобы получить дробную часть или необходимое смешанное число.

Таким образом, организация учебного сотрудничества в образовательном процессе направлена на решение современных образовательных целей, позволяет организовать межличностную коммуникацию и ускорить процесс социализации учащегося.

Литература

1. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. - М.: 1991. -С. 386, 388

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М., 1960.

3. Едренникова С. И. и др. Развитие творческих качеств личности на основе сотрудничества и сотворчества учителя и учащегося в учебно-воспитательном процессе // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №3.

4. Сиденко А.С. О моделях учебного процесса и теоретических основах проектирования http://www.riskland.ru/lib. 2003. http://www.riskland.ru/lib.

5. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. - М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2008. - 208 с.

6. Чернышева Т.Ю. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях уровневой дифференциации // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №1.

7. Фролов А.А., Мухина С.С. Формирование образовательной и социальной компетентности обучающихся через внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий развивающего обучения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №5.

34

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.