Научная статья на тему 'Системно-деятельностное представление мореплавания'

Системно-деятельностное представление мореплавания Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРЕПЛАВАНИЕ / СИСТЕМА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНАЛИЗ / ПРОБЛЕМА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Мойсеенко С.С.

В представленной статье рассмотрены вопросы методологического обеспечения решения проблем обеспечения безопасности и эффективности коммерческого мореплавания и океанического рыболовства. Рассмотрена методика системно-деятельностого представления деятельности человека на море. Дано определение системы «Мореплавание». Рассмотрены основные направления практического применения методологии системно-деятельностного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Мойсеенко С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системно-деятельностное представление мореплавания»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

Его использование позволило значительно сгладить поток и устранить погрешности, привносимые завихрениями на острых гранях кристалла.

В результате выполнения НИОКР были созданы комплекты конструкторской и технологической документации, предназначенной для изготовления датчиков расхода газа типоразмера G4 на основе интегральных тепловых преобразователей. Были изготовлены опытные образцы датчиков и проведены их испытания. Также были проведены испытания опытных образцов датчиков в составе оборудования газовой котельной. В настоящее время ведется оптимизация технической документации для передачи изделия в производство на предприятии ЗАО «Газдевайс».

В ходе выполнения данного проекта был получен опыт разработки современной электронной компонентной базы на основе кремниевой MEMS-технологии, а также интеграции таких компонентов в энергосберегающие системы бытового назначения. Командой проекта получен патент на изобретение № 2522760 «Анемометрический датчик». Кроме того получен опыт взаимодействия с другими российскими предприятиями, занимающимися изготовлением и продвижением энергосберегающих приборов систем. По мере развития проекта и общения с потенциальными заказчиками выяснились и другие варианты использования разработанного чувствительного элемента и, соответственно, иные рыночные ниши.

По заказу ООО «Грамеком», крупного производителя аппаратуры для систем связи, был разработан датчик контроля утечек воздуха. Такие датчики предназначены для применения в качестве индикатора расхода осушенного воздуха в системах содержания телекоммуникационных и других кабелей связи работающих под избыточным давлением. Был создан датчик, конструктивно встраиваемый в состав установок подготовки осушенной газовой смеси - т.н. адсорбционные или мембранные компрессорные установки (МСУ, КСУ или МКСУ). Эти установки предназначены для получения из атмосферного воздуха сухих газовых смесей с пониженным содержанием кислорода, которые используются для содержания кабелей городских телефонных сетей, а также других кабелей связи под постоянным избыточным давлением с целью предупреждения нарушений связи, вызываемых попаданием влаги внутрь кабеля. Особенность такого датчика утечек - широкий диапазон измерений от 0,04 до 3 л/мин. Аналоги работают в более узком диапазоне расходов.

ООО «Московский электроламповый завод» предложила использовать сенсор в качестве датчика давления низкого вакуума. Среди других возможных применений датчик взрывоопасных газов и датчик ветра.

В результате реализации проекта была полностью достигнута основная цель программы «Развитие». Выручка ООО «Сенсор Микрон», которое получило грант, за 2015 год составила 12 500 000 руб. При этом среднесписочная численность сотрудников выросла с 3 до 25 человек.

Таким образом, участие МИП в программе «Развитие» позволяет им, в том числе, с использованием государственного финансирования, разрабатывать и выводить на рынок новую востребованную техническую продукцию

© Митрофанов А С. 2016

УДК 629.123

С.С. Мойсеенко

Д.п.н., к.т.н., профессор БГАРФ КГТУ г. Калининград, Российская Федерация

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МОРЕПЛАВАНИЯ

Аннотация

В представленной статье рассмотрены вопросы методологического обеспечения решения проблем обеспечения безопасности и эффективности коммерческого мореплавания и океанического рыболовства.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

Рассмотрена методика системно-деятельностого представления деятельности человека на море. Дано определение системы «Мореплавание». Рассмотрены основные направления практического применения методологии системно-деятельностного подхода

Ключевые слова

Мореплавание, система, деятельность, анализ, проблема, проектирование, управление, безопасность.

Keywords

Navigation, system, activity, analysis, problem , design , management, security.

В процессе деятельности человека на море возникает множество проблем, требующих решения. Так в коммерческом мореплавании и океаническом рыболовстве существует проблема обеспечения безопасности мореплавания и эффективности работы флота. Возникает множество задач связанных с обеспечением безопасности и эффективности морских перевозок, рыболовства, работы специализированных судов (например, трубоукладчики и кабелеукладчики). В этой связи актуальной является задача методологического обеспечения решения проблем и сложных задач проектирования транспортно-технологических систем и управления процессами коммерческого мореплавания и океанического рыболовства.

Проблемы возникают в процессе деятельности человека. Поэтому их выявление и анализ есть, по сути, анализ самой деятельности. Мореплавание представляет собой специфический вид человеческой деятельности. Носителями такой деятельности являются люди, предметы и средства труда [1]. В процессе реализации мореплавания используется потенциал различных направлений науки и техники, технологий, проектирования и экспериментирования, т.е. по существу мореплавание - это система деятельностей разной степени общности.

Существенным для осмысления мореплавания как системы деятельностей являются следующие четыре тезиса [1], определяющих представления об онтологической схеме мореплавания.

Первый тезис - необходимо сформулировать контексты, которыми задается прикладное значение деятельности. Например, в качестве контекста можно рассматривать обеспечение международных торгово-экономических связей. Также задание контекста носит наиболее общий характер. Далее контекст детализируется. Существенным в сформулированном контексте является то, что деятельность реально может существовать только в определенном контексте (контекстах).

Второй тезис - деятельность должна иметь мыслительное обеспечение. Последнее обеспечивается за счет введения фонов, которые являются функциональными характеристиками. Другими словами фон - это мыслительное, категориальное обеспечение деятельности или работы, т.е. схемы мыследеятельности [1].

Третий тезис - мореплавание представляет собой систему деятельностей, включая систему мыследеятельности. Следовательно, исследуя мореплавание необходимо выложить представления о видах и типах деятельностей, необходимые для реализации мореплавания [2].

Четвертый тезис - развитие деятельности, мореплавания в частности, предполагает в качестве одного из необходимых условий проблематизацию. Проблематизация проходит путь анализа ситуации, включая исторический фон, до обобщений и формулирования проблем, которые необходимо решить, чтобы обеспечить дальнейшее развитие.

В качестве категориального обеспечения для системно-деятельностного представления мореплавания будем использовать такие категории как множество, процесс, качество, системы. Мореплавание как система деятельности представлена на рисунке 1.

Четыре фокуса - исторический, знания, жизнедеятельность и МД (мыследеятельность) задают рамку существования и реализации мореплавания как системы деятельностей. Основные типы деятельности, посредством которых мореплавание материализуется, объединены в четыре большие группы. Это деятельности связанные с научными исследованиями и образованием, разработкой технологий и эксплуатацией человеко-машинных систем, экономико-правыми аспектами, организацией, производством и управлением.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070

история

Образовательная и

научно-исследовательская

знания

жизнедеятельность

Экономико-правовая

МД

Рисунок 1 - Системно-деятельностное представление мореплавания

Развитие мореплавания проходит через качественные изменения, накапливаемые в рамках деятельностей. В качестве мотивации развития выступают контексты, определяемые рамкой четырех фокусов (рисунок 1). Исключение из рассмотрения, хотя бы одного из них, является противоестественным самой диалектике развития.

Последнее положение подтверждается историко-логическим анализом мореплавания. В частности, в морском судоходстве наблюдается значительное отставание в части безопасности мореплавания, экологии, социокультурных аспектов, которые лежат в фокусе жизнедеятельности. Это, в первую очередь, связано с тем, что мореплавание как вид человеческой деятельности преследует две цели - собственную и социальную. Собственная цель - это получение прибыли в результате оказания услуг (например, перевозки грузов, пассажиров, буксировки объектов и др.). Социальная цель - развитие экономико-торговых связей, рыночных отношений, что, в конечном счете, направлено во благо человека. Однако собственная и социальная цели часто вступают в противоречие. Извлечение максимальной прибыли возможно лишь при минимизации затрат. Последнее возможно за счет сокращения расходов и/или увеличения провозной платы (ставки фрахта, тарифы ). Однако сокращению расходов часто осуществляется за счет снижения затрат на решение вопросов повышения безопасности мореплавания и даже на выполнение минимальных требований конвенций, национальных законов и норм.

Рассмотрим более детально топологию деятельности в мореплавании, представленную на рисунке 1. По типам деятельности представлены четырьмя основными группами: организационно-управленческая; научно-исследовательская и образовательная; технологическая; экономико-правовая. В таблице 1 представлены в более детализированном виде основные виды деятельностей по типам. Отметим, что предложенная детализация не претендует на законченность. Спорным может быть и вопрос группировки деятельности по типам. Однако здесь мы не ставим задачу исследования деятельностей, а рассматриваем этот вопрос в принципиальной постановке.

Выше отмечалось, что носителями деятельности являются люди, предметы и средства труда. Иными словами для реализации той или иной деятельности необходимо создать систему. Примером таких систем являются: человеко-машинные; производственно-хозяйственные; информационные; научно-исследовательские; образовательные; экспериментальные; сервисные системы и т.д. Таким образом, реальное воплощение мореплавания как системы деятельности получает посредством создания различных систем, реализующих основные и вспомогательные виды деятельности и процессы соответственно.

Каждая из таких систем состоит из элементов и связей между ними, функционирующих как единое целое для достижения поставленных целей в соответствие с заданными контекстами [3, 4]. В свою очередь, такие системы входят как элементы или подсистемы в большие и суперсистемы «Мореплавание».

Мореплавание как система деятельности является субстанцией наднациональной. В этой связи, национальные системы, реализующие мореплавание, взаимодействуют между собой на разных уровнях сложности и тесноты связей, образуя интернациональную суперсистему. Основными функциями такой

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

суперсистемы являются координация усилий государств в области мореплавания и обеспечения его безопасности, правовое регулирование морского судоходства, рыболовства, разработки недр океанов и морей, экологии Мирового океана и т.д. В настоящее время примером такого координирующего органа является IMO (международная морская организация). Параллельно национальной системе мореплавания на основе двухсторонних соглашений могут создавать некие системы для решения возникающих проблем, решение которых требует усилий двух и более государств.

Таблица 1

Основные виды деятельности в коммерческом мореплавании

1. Организация, 2. Технологическая 3. НИР образование 4. Экономико-правовая

руководство, управление 2.1 Проектирование 3. 1 Исследования в 4.1 Экономическая

1.1 Организация 2.2 Экспериментирование области мореплавания 4.2 Информационная

деятельностей, систем 2.3 Производство: суда, - судовождение 4.3 Аналитическая

1.2 Руководство оборудование, машины, - технологии 4.4 Прогнозирование

исполнителями механизмы 3.2 Исследования в 4.5

1.3 Управление 2.4 Технология области права 4.6 Программирование

процессами: грузоперевозок 3.3 Исследования в 4.7 Проектирование

информационные 2.5 Технология области экономики 4.8 Законотворчество в

технологические погрузочно-разгрузочных 3.4 Стандартизация области ММП

экономические работ 3.5 Анализ,

социальные 2.6 Технологии в прогнозирование,

правовые контексте экологии рекомендации

сервисные 2.7 Технологии спасания 3.6 Образовательная:

контроль судов и людей - стандартное

исследовательские 2.8 Технологии образование

экспериментирование обеспечения - тренинг

образовательные жизнедеятельности и т.д. - повышение

1.4 Аналитическая: 2.9 Информационные и квалификации

мониторинг прогнозирование - создание учебно-

анализ справочных пособий

разработка рекомендаций Информационная

1.5 Издательская

Таким образом, системно-деятельностное представление мореплавания можно рассматривать как методологический базис для решения теоретических и практических задач проектирования транспортно -технологических систем и управления процессами морских перевозок, включая управление рисками и транспортными издержками. Выводы.

1. Резюмируя изложенное, можно дать следующее рамочное определение мореплаванию. Мореплавание - это система деятельности, ориентированная на реализацию важных для человечества целей, материализуемых посредством создания организационно-управленческих, технологических, экономико-правовых, научно-исследовательских и образовательных систем.

2. Системно-деятельностное представление коммерческого мореплавания является методологическим базисом проектирования транспортно-технологических систем морских перевозок и управления транспортными процессами.

3. Мореплавание как система деятельности является субстанцией наднациональной. Национальные системы, реализующие мореплавание, взаимодействуют между собой на разных уровнях сложности и тесноты связей образуют интернациональную суперсистему

Список использованной литературы

1. Щедровицкий Г.П. Избранные труды/ Ред. Состав. А.А. Пископпель, П.Г. Щедровицкий. - М.: Изд-во Шк. Культ. Полит., 1995. - 759 с.

2. Мойсеенко С.С., Мейлер Л.Е. Методология проектирования транспортных процессов и систем: Монография/С.С. Мойсеенко, Л.Е. Мейлер. - Калининград. Изд-во БГАРФ, 2014. - С. 22-29

3. Мухин В.И. Исследование систем управления. Учебник/ В.И. Мухин.- М.: Экзамен, 2002.- 256 с.

4. Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой/Монография: Ю.И. Черняк.-М.: Экономика, 1975.- С. 45-53

© Мойсеенко С.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.