Научная статья на тему 'СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ МАШИНИСТОВ В КОНТЕКСТЕ РИСКА ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ'

СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ МАШИНИСТОВ В КОНТЕКСТЕ РИСКА ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА / РАБОТНИКИ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД / БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ / РИСК СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богданова Валентина Евгеньевна, Сериков Василий Васильевич, Закревская Анна Александровна, Дмитриева Екатерина Владимировна

В статье приведены результаты системной оценки индивидуально-личностных свойств работников локомотивных бригад (машинистов и помощников машиниста) двух групп: условно здоровых и внезапно умерших на рабочем месте в результате сердечного приступа. Исследование посвящено научному обоснованию медико-психологических профилактических мероприятий, направленных на коррекцию факторов угрозы внезапной смерти, развития сердечно-сосудистых заболеваний у работников локомотивных бригад. Проведен анализ данных периодического психофизиологического обследования работников локомотивных бригад различных видов движения, предоставленных дирекцией медицинского обеспечения компании «Российские железные дороги» (РЖД). Методы исследования: 16-факторный личностный опросник Кеттелла; методика «Уровень субъективного контроля»; личностный опросник Айзенка (EPI); опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН); методика «Уровень субъективного контроля» (УСК); методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО); опросник Спилбергера - Ханина. По результатам исследования выявлены различия личностных особенностей машинистов в двух группах: практически здоровых и внезапно умерших на рабочем месте в результате сердечного приступа. Психологический профиль работников локомотивных бригад из второй группы характеризуется более низким уровнем эмоциональной устойчивости, жизнерадостности, энергичности, эгоистичности, самочувствия, настроения, интернальности в области достижений и здоровья. Им присущи застенчивость, конформизм, нейротизм, тревожность, усталость, чувствительность, неуверенность. Работников локомотивных бригад из первой группы отличают высокий уровень активности, хорошее настроение, оптимизм, нервно-психическая устойчивость, оптимальный уровень тревожности, независимость в суждениях, общительность, уверенность в себе, самостоятельность, ориентация на собственные цели и интересы. Они воспринимают себя как способных к успеху, уверенных, независимых, самостоятельных, ориентированных на собственные цели и интересы. Таким образом, диагностика личностных черт и состояний посредством надежных психодиагностических методик обеспечивает выявление групп риска с целью проведения мероприятий, направленных на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, переутомления и на сохранение профессионального долголетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богданова Валентина Евгеньевна, Сериков Василий Васильевич, Закревская Анна Александровна, Дмитриева Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ASSESSMENT OF THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF MACHINISTS IN THE CONTEXT OF A SUDDEN DEATH RISK

The article presents the results of a systemic assessment of the individual and personal characteristics of locomotive crew workers (machinists and assistant machinists) of two groups: conditionally healthy and those who died as a result of sudden cardiac death in the workplace. The study is devoted to the scientific substantiation of medical and psychological preventive measures in order to correct the threat factors of sudden death, the development of cardiovascular diseases in workers of locomotive crews. The analysis of the data of periodic psychophysiological examination of employees of locomotive crews of various types of traffic provided by the Directorate of Medical Support of the Company Russian Railways (RZD) is presented. Method research: Kettell’s 16-factor Personality questionnaire; the “Level of Subjective Control” technique; the Eysenck Personality questionnaire (EPQ); the “Well-being, Activity, Mood” questionnaire; the “Level of Subjective Control” technique; the “Diagnostics of Interpersonal Relations” technique; the Spielberger - Khanin questionnaire. According to the results of the study, differences in the personal characteristics of machinists in two groups were revealed: practically healthy and those who died as a result of sudden cardiac death in the workplace. The psychological profile of locomotive crew workers who suddenly died in the workplace is characterized by a lower level of emotional stability, cheerfulness, energy, selfishness, well-being, mood, internality in the field of achievements and health. They are characterized by shyness, conformity, neuroticism, anxiety, fatigue, sensitivity, uncertainty. Employees of locomotive crews of the “conditionally healthy” group are distinguished by a high level of activity, good mood, optimism, neuropsychic stability, optimal level of anxiety, independence in judgments, sociability, self-confidence, independence, orientation to their own goals and interests. They perceive themselves as capable of success, confident, independent, focused on their own goals and interests. Thus, the diagnosis of personality traits and conditions through reliable psychodiagnostic techniques ensures the identification of risk groups and the implementation of measures aimed at the prevention of cardiovascular diseases, fatigue and the preservation of professional longevity.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ МАШИНИСТОВ В КОНТЕКСТЕ РИСКА ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ»

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.02

СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ МАШИНИСТОВ В КОНТЕКСТЕ РИСКА ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ

В. Е. Богданова,

НИИ МТ, Москва,

salve7@yandex.ru,

В. В. Сериков,

НИИ МТ, Москва, vasiliy_serikov@mail.ru,

А. А. Закревская,

НИИ МТ, Москва,

sternwanderer@mail.ru

Е. В. Дмитриева,

НИИ МТ, Москва, kativladi@list.ru

В статье приведены результаты системной оценки индивидуально-личностных свойств работников локомотивных бригад (машинистов и помощников машиниста) двух групп: условно здоровых и внезапно умерших на рабочем месте в результате сердечного приступа. Исследование посвящено научному обоснованию медико-психологических профилактических мероприятий, направленных на коррекцию факторов угрозы внезапной смерти, развития сердечно-сосудистых заболеваний у работников локомотивных бригад.

Проведен анализ данных периодического психофизиологического обследования работников локомотивных бригад различных видов движения, предоставленных дирекцией медицинского обеспечения компании «Российские железные дороги» (РЖД). Методы исследования: 16-факторный личностный опросник Кеттелла; методика «Уровень субъективного контроля»; личностный опросник Айзенка (ЕР1); опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН); методика «Уровень субъективного контроля» (УСК); методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО); опросник Спилбергера - Ханина.

По результатам исследования выявлены различия личностных особенностей машинистов в двух группах: практически здоровых и внезапно умерших на рабочем месте в результате сердечного приступа. Психологический профиль работников локомотивных бригад из второй группы характеризуется более низким уровнем эмоциональной устойчивости, жизнерадостности, энергичности, эгоистичности, самочувствия, настроения, интернальности в области достижений и здоровья. Им присущи застенчивость, конформизм, нейротизм, тревожность, усталость, чувствительность, неуверенность.

Работников локомотивных бригад из первой группы отличают высокий уровень активности, хорошее настроение, оптимизм, нервно-психическая устойчивость, оптимальный уровень тревожности, независимость в суждениях, общительность, уверенность в себе, самостоятельность, ориентация на собственные цели и интересы. Они воспринимают себя как способных к успеху, уверенных, независимых, самостоятельных, ориентированных на собственные цели и интересы.

Таким образом, диагностика личностных черт и состояний посредством надежных психодиагностических методик обеспечивает выявление групп риска с целью проведения мероприятий, направленных на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, переутомления и на сохранение профессионального долголетия.

Ключевые слова: системная оценка; работники локомотивных бригад; безопасность профессиональной деятельности; индивидуально-личностные свойства; внезапная смерть на рабочем месте; риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Для цитаты: Богданова В. Е., Сериков В. В., Закревская А. А., Дмитриева Е. В. Системная оценка личностных свойств машинистов в контексте риска внезапной смерти // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 14-25. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.02

© Богданова В. Е., Сериков В. В., Закревская А. А., Дмитриева Е. В., 2022

Богданова Валентина Евгеньевна, научный сотрудник лаборатории физиологии труда и профилактической эргономики Научно-исследовательского института медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова, Москва.

E-mail: salve7@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-7123-4117

Сериков Василий Васильевич, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией физиологии труда и профилактической эргономики Научно-исследовательского института медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова, Москва.

E-mail: vasiliy_serikov@mail.ru

ORCID: 0000-0001-7523-4686

Закревская Анна Александровна, научный сотрудник лаборатории физиологии труда и профилактической эргономики Научно-исследовательского института медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова, Москва.

E-mail: sternwanderer@mail.ru

ORCID: 0000-0003-2552-302X

Дмитриева Екатерина Владимировна, научный сотрудник лаборатории физиологии труда и профилактической эргономики Научно-исследовательского института медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова, Москва.

E-mail: kativladi@list.ru

ORCID: 0000-0002-9204-753X

UDC 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.02

SYSTEM ASSESSMENT OF THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF MACHINISTS IN THE CONTEXT OF A SUDDEN DEATH RISK

V. E. Bogdanova,

RIOH, Moscow,

salve7@yandex.ru,

V. V. Serikov,

RIOH, Moscow, vasiliy_serikov@mail.ru,

A. A. Zakrevskaya,

RIOH, Moscow, sternwanderer@mail.ru,

E. V. Dmitrieva,

RIOH, Moscow,

kativladi@list.ru

The article presents the results of a systemic assessment of the individual and personal characteristics of locomotive crew workers (machinists and assistant machinists) of two groups: conditionally healthy and those who died as a result of sudden cardiac death in the workplace. The study is devoted to the scientific substantiation of medical and psychological preventive measures in order to correct the threat factors of sudden death, the development of cardiovascular diseases in workers of locomotive crews.

The analysis of the data of periodic psychophysiological examination of employees of locomotive crews of various types of traffic provided by the Directorate of Medical Support of the Company Russian Railways (RZD) is presented. Method research: Kettell's 16-factor Personality questionnaire; the "Level of Subjective Control" technique; the Eysenck Personality questionnaire (EPQ); the "Well-being, Activity, Mood" questionnaire; the "Level of Subjective Control" technique; the "Diagnostics of Interpersonal Relations" technique; the Spielberger - Khanin questionnaire. According to the results of the study, differences in the personal characteristics of machinists in two groups were revealed: practically healthy and those who died as a result

of sudden cardiac death in the workplace. The psychological profile of locomotive crew workers who suddenly died in the workplace is characterized by a lower level of emotional stability, cheerfulness, energy, selfishness, well-being, mood, internality in the field of achievements and health. They are characterized by shyness, conformity, neuroticism, anxiety, fatigue, sensitivity, uncertainty.

Employees of locomotive crews of the "conditionally healthy" group are distinguished by a high level of activity, good mood, optimism, neuropsychic stability, optimal level of anxiety, independence in judgments, sociability, self-confidence, independence, orientation to their own goals and interests. They perceive themselves as capable of success, confident, independent, focused on their own goals and interests. Thus, the diagnosis of personality traits and conditions through reliable psychodiagnostic techniques ensures the identification of risk groups and the implementation of measures aimed at the prevention of cardiovascular diseases, fatigue and the preservation of professional longevity.

Keywords: system assessment; locomotive crew workers; safety of professional activity; individual and personal characteristics; sudden death in the workplace; risk of cardiovascular diseases.

For citation: Bogdanova V. E., Serikov V. V., Zakrevskaya A. A., Dmitrieva E. V. System assessment of the personal characteristics of machinists in the context of a sudden death risk // Systems Psychology and Sociology. 2022. № 2 (42). P. 14-25. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.02

Bogdanova Valentina Evgenievna, researcher at the Laboratory of Occupational Physiology and Preventive Ergonomics of the Izmerov Research Institute of Occupational Health, Moscow, Russia.

E-mail: salve7@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-7123-4117

Serikov Vasily Vasilyevich, PhD in Psychology, Head of the Laboratory of Occupational Physiology and Preventive Ergonomics of the Izmerov Research Institute of Occupational Health, Moscow, Russia.

E-mail: vasiliy_serikov@mail.ru

ORCID: 0000-0001-7523-4686

Zakrevskaya Anna Alexandrovna, researcher at the Laboratory of Occupational Physiology and Preventive Ergonomics of the Izmerov Research Institute of Occupational Health, Moscow, Russia.

E-mail: sternwanderer@mail.ru

ORCID: 0000-0003-2552-302X

Dmitrieva Ekaterina Vladimirovna, researcher at the Laboratory of Occupational Physiology and Preventive Ergonomics of the Izmerov Research Institute of Occupational Health, Moscow, Russia.

E-mail: kativladi@list.ru

ORCID: 0000-0002-9204-753X

Введение

Проблема снижения уровня здоровья, работоспособности, внезапной сердечной смерти на рабочем месте специалистов опасных профессий является важным вопросом здравоохранения многих стран мира ввиду высокой значимости безопасности деятельности. Среди основных причин смертности специалистов на рабочем месте ведущее место занимают сердечно-сосудистые заболевания. В частности, по данным ВОЗ, число умерших от заболеваний сердечно-сосудистой системы насчитывает более 17 млн человек ежегодно1. В экономически

1 Сердечно-сосудистые заболевания: информационный бюллетень ВОЗ. 17 мая 2017 г. [Электронный

развитых странах смертность от ишемической болезни сердца (инфаркт миокарда) составляет 53,6 %; на долю цереброваскулярных заболеваний (инсульты мозга) приходится 31,1 % [13]. По результатам исследований 2006 г. и 2014 г., Россия занимает второе место в мире по уровню распространенности заболеваний сердечно-сосудистой системы, превосходя по данному показателю в 6-8 раз США, Японию, страны Европы [5: с. 34].

Высокая смертность работников от заболеваний сердечно-сосудистой системы связана с потерями в социально-экономической

ресурс] // Всемирная организация здравоохранения: сайт. URL: https://www.who.int/ru/news-room/ fact-sheets/detail/cardiovascular-diseases-(cvds) (дата обращения: 04.04.2022).

сфере в связи с убыванием численности населения трудоспособного возраста. Так, в России в 2008-2009 гг. экономический ущерб от сердечно-сосудистых заболеваний (преждевременной смертности, потери трудоспособности) превысил 1 трлн руб. (3 % всего ВВП страны за соответствующий период) [3; 10: с. 4]. В качестве метода борьбы с внезапной смертью в результате заболеваний сердечно-сосудистой системы ряд авторов отмечают необходимость использования дополнительных диагностических [15] и профилактических мероприятий [14]. В этой связи актуальность приобретает системный подход к проблеме раннего распознавания склонности к сердечно-сосудистой патологии с целью сохранения профессионального долголетия.

В предлагаемом исследовании на основе системного подхода предпринята попытка изучения проблемы раннего распознавания склонности к сердечно-сосудистой патологии, внезапной остановке сердца у работников локомотивных бригад. Поиск и анализ взаимосвязи личностных свойств и риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы работников дает возможность оценить особенности организации личностной структуры специалистов с различными уровнями адаптивного потенциала. Решение данных вопросов является актуальной прикладной задачей обеспечения профессионального здоровья и безопасности деятельности специалистов опасных профессий.

Индивидуально-личностные особенности

работников локомотивных бригад

Среди работников локомотивных бригад отмечена повышенная склонность к артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца [6]. Несмотря на то что в РЖД применена эффективная система мониторинга и оценки функционального состояния работников локомотивных бригад с помощью автоматизированной системы предрейсового медицинского осмотра (АСПО), с помощью которой удалось снизить количество внезапных сердечных смертей у сотрудников компании, этих мероприятий не вполне достаточно.

Оптимизация графиков сменной работы машинистов также не решает в полной мере проблему адаптации физиологических возможностей организма работников к предъявляемым требованиям [8]. Необходимо выявлять группы риска по сердечно-сосудистым заболеваниям заблаговременно, изучив типологические особенности работников с помощью психологических личностных методик.

Представленные данные подчеркивают высокую значимость проблемы распространенности сердечно-сосудистых заболеваний, приводящих к инвалидизации, внезапной сердечной смерти работников железнодорожного транспорта. Среди заболеваний, связанных с нарушением ритма сердца у машинистов локомотивов, наиболее часто встречаются фибрилляция предсердий, наджелудочковые пароксизмальные тахикардии, нарушения проводимости сердца, экстрасистолия. Поэтому изучение факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний имеет большое значение для совершенствования методов ранней диагностики кардиоваскулярных заболеваний [4], повышения эффективности высокотехнологичной медицинской помощи, снижения смертности, контроля и прогноза деятельности [7; 9].

Среди факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у работников железнодорожного транспорта традиционно выделяют факторы, связанные с образом жизни и профессиональной деятельностью: психосоциальный стресс; состояние психоэмоционального перенапряжения; неблагоприятная психологическая атмосфера в организации; сменный график работы; шум, вибрация, загрязненность, электромагнитные излучения; курение, нерациональное питание, низкая физическая активность, алкогольная зависимость, лишний вес). Важную роль также играет среда обитания (экологические и социальные условия), факторы труда, которые при взаимодействии с генетически и социально-психологически обусловленными свойствами способствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний [1; 7]. Немаловажное значение для развития сердечно-сосудистых заболеваний имеет состояние общества: психосоциальный стресс, низкая социальная поддержка, низкий

уровень дохода и образования, падение престижа выбранной профессии, безработица, социально-экономический кризис [11].

Сегодня в отечественной и зарубежной медицине обсуждение содержания понятия «фактор риска» связано с интересом ученых к профилактике производственно обусловленной патологии у работающих специалистов. Несомненно, что специфические реакции человека на стресс зависят как от влияния внешней среды, так и от индивидуально-личностных особенностей [2].

Однако в настоящее время проблема изучения роли индивидуально-личностных показателей в развитии сердечно-сосудистых заболеваний рассматривается в единичных исследованиях. Данные об их прогностической значимости носят фрагментарный характер [12: с. 39-40]. Анализ научной литературы, проведенный в рамках исследования, позволяет говорить, что проблема соотнесения индивидуально-личностных свойств и возникновения синдрома внезапной смерти на рабочем месте работников локомотивных бригад в настоящее время практически не изучалась.

В этой связи целью настоящего исследования является теоретико-методологическое обоснование медико-психологических профилактических мероприятий, направленных на коррекцию факторов угрозы внезапной сердечной смерти, а также развития сердечно-сосудистых заболеваний у работников локомотивных бригад. Задачи исследования — поиск и анализ возможной связи индивидуально-личностных свойств и синдрома внезапной остановки сердца у работников железнодорожного транспорта.

Методы исследования

Исследование проводилось на основе анализа данных периодического психофизиологического обследования работников локомотивных бригад (помощников машиниста и машинистов различных видов движения), предоставленных дирекцией медицинского обеспечения РЖД. Выборка состояла из двух групп: в первую были отнесены 30 условно здоровых работников локомотивных бригад,

выбранных из общей базы компании случайным образом, во вторую — 30 работников, погибших от внезапной сердечной смерти на рабочем месте. Возраст респондентов первой группы — 45,7 ± 9,8 лет (от 24 до 63 лет), второй группы — 48,1 ± 7,8 лет (от 23 до 58 лет).

В исследовании применялись 16-фактор-ный личностный опросник Кеттелла; методика «Уровень субъективного контроля»; личностный опросник Айзенка (EPI); опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН); методика «Уровень субъективного контроля» (УСК); методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО); опросник Спилбергера - Ханина.

Математико-статистические методы обработки эмпирических данных: сравнительный анализ, непараметрический критерий Манна -Уитни. Полученные результаты подвергались проверке на нормальность распределения.

Результаты сравнительного анализа личностных свойств в разных группах

работников локомотивных бригад

На рисунке 1 представлены усредненные личностные профили по 16-факторному опроснику Кеттелла в группах работников локомотивных бригад, условно здоровых и погибших от внезапной остановки сердца на рабочем месте.

Значимые и достоверные различия компонентов профиля работников локомотивных бригад выявлены по следующим шкалам методики Кеттелла:

шкала С — эмоциональная стабильность/эмоциональная нестабильность (р < 0,001);

S шкала Н — робость/смелость (р < 0,001); шкала I — жесткость/чувствительность (р < 0,05);

шкала О — спокойствие/тревожность (р < 0,001);

шкала Q2 — конформизм/нонкомфор-мизм (р < 0,001);

S шкала Q4 — тревожность / высокая тревожность (р < 0,003);

S шкала F1 — жизнерадостность (р < 0,003);

шкала F2 — общительность (р < 0,006);

S шкала F3 — энергичность (р < 0,001).

Рис. 1. Результаты опросника Кеттелла в группах работников локомотивных бригад, условно здоровых и погибших в результате внезапной сердечной смерти на рабочем месте (*** _р < 0,001; ** — р < 0,003; * — р < 0,05)

Далее были выявлены различия личностных особенностей работников локомотивных бригад в двух группах по следующим методикам: опросник Г. Айзенка; опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН); методика «Уровень субъективного контроля» (УСК); опросник Лири «Диагностика межличностных отношений» (ДМО).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно результатам, представленным на рисунке 2, между группами наблюдаются различия по показателям нейротизма, который связан с тревожностью, эмоциональной нестабильностью. И хотя в обеих группах средние значения невелики, среди умерших работников они значимо выше, чем в группе условно здоровых (в среднем 9,1 балла против 6,47).

Были выявлены следующие достоверные различия: в группе внезапно умерших работников чуть ниже средний уровень самочувствия и чуть выше — уровень активности в сравнении с группой условно здоровых (см. рис. 3). Поскольку в ходе анализа были взяты данные психофизиологического обследования, ближайшие к дате смерти, можно предположить, что перед своей смертью работники, включенные во вторую группу, стремились выложиться до конца, игнорируя или скрывая проблемы со здоровьем.

Различия между двумя группами отмечены по шкалам I — «авторитарность» и II — «эгоистичность». Оставаясь в тех пределах, когда можно интерпретировать эти качества как уверенность в себе, независимость, самостоятельность, ориентацию на собственные цели и интересы, эти качества слабее выражены среди внезапно умерших работников локомотивных бригад. Тенденции к различиям (р < 0,1) обнаружены по шкалам V «застенчивость» и VI «послушность», показатели которых в группе внезапно умерших чуть выше (см. рис. 4). Сложно сказать, связан ли риск внезапной сердечной смерти с застенчивостью и склонностью брать на себя чужие обязанности, однако уход от внешнего конфликта отнюдь не означает отсутствия вну-триличностного конфликта, который по тем или иным причинам не проявляется на поведенческом уровне, но в фоновом режиме расходует психические ресурсы личности.

В группе внезапно умерших работников локомотивных бригад существенно снижен уровень интернальности в области достижений, производственных отношений и здоровья и как следствие, общей интернальности (см. рис. 5). Таким образом, внезапно умершие работники не чувствовали в себе достаточно сил, чтобы добиваться успеха, в особенности

Рис. 2. Результаты опросника Айзенка в группах работников локомотивных бригад, условно здоровых и погибших в результате внезапной сердечной смерти на рабочем месте (** — р < 0,004)

Рис. 3. Результаты опросника САН в группах работников локомотивных бригад, условно здоровых и погибших в результате внезапной сердечной смерти на рабочем месте (* — р < 0,015) Примечание: С — самочувствие; А — общая активность; Н — настроение.

Рис. 4. Результаты опросника Лири в группах работников локомотивных бригад, условно здоровых и погибших в результате внезапной смерти на рабочем месте (* — р < 0,019; ** — р < 0,01)

Рис. 5. Результаты опросника УСК в группах работников локомотивных бригад, условно здоровых и погибших в результате внезапной сердечной смерти на рабочем месте (* — р < 0,02, ** — р < 0,02, *** — р < 0,09, **** — р < 0,019) Примечание: шкалы интернальности: Ио — общей; Ид — в области достижений; Ин — в области неудач; Ис — в области семейных отношений; Ип — в области производственных отношений; Им — в области межличностных отношений; Из — в отношении здоровья и болезни.

влиять на какие-либо аспекты профессиональных отношений, а также в некотором смысле махнули рукой на свое здоровье.

По уровню ситуативной тревожности различий между группами не выявлено, а по уровню личностной — можно отметить тенденцию к различиям (р = 0,07): у внезапно умерших работников этот показатель выше (рис. 6).

заболеваний и состояний сниженной работоспособности.

4. Необходимы дополнительные меры по совершенствованию психодиагностических обследований и профилактических мероприятий работников локомотивных бригад. Однако в современных условиях психологи практически не привлекаются к работе по реализации

Опросник Спилбергера - Ханина

Умершие

СитуашЕная тревожность

.Ътчностная тревожность

Рис. 6. Результаты опросника Спилбергера - Ханина в группах работников локомотивных бригад, условно здоровых и погибших в результате внезапной сердечной смерти на рабочем месте (* — р = 0,07)

Выводы

1. Медико-психологический компонент имеет большое значение для охраны здоровья машинистов и помощников машинистов.

2. На основе системной оценки результатов проведенного исследования установлен диапазон различий показателей личностных свойств между группами работников локомотивных бригад условно здоровых и погибших в результате внезапной сердечной смерти на рабочем месте.

3. Полученные результаты свидетельствуют о том, что диагностика личностных черт (профессионально важных качеств) посредством надежных психодиагностических методик обеспечивает выявление групп риска, требующих внимания со стороны медико-психологической службы. Получение текущих показателей об усталости, состоянии здоровья работников, оценка их личностных свойств и профессионально важных качеств позволяет проводить мероприятия, направленные на профилактику сердечно-сосудистых

первичных профилактических и реабилитационных мероприятий.

5. В целом полученные результаты не могут рассматриваться как окончательные. Для оценки взаимосвязи свойств личности работника и склонности к сердечно-сосудистым заболеваниям необходимо собрать данные о взаимозависимости между возрастом, регуляторными свойствами организма, напряженностью труда и частотой аварий и ошибок деятельности. Требуются дальнейшие исследования в этом направлении.

Заключение

В работе были рассмотрены личностные особенности работников локомотивных бригад, а также различия индивидуально-личностных свойств в группах условно здоровых и внезапно погибших на рабочем месте.

В настоящее время в психодиагностических обследованиях работников локомотивных бригад в недостаточной мере учитывается

влияние личностных характеристик на состояние здоровья, хотя они могут являться критерием прогнозирования риска сердечно-сосудистых заболеваний работников, безопасности и надежности их профессиональной деятельности.

Представленные результаты позволяют говорить о том, что работники локомотивных бригад (группа внезапно погибших на рабочем месте и группа условно здоровых) отличаются друг от друга избирательной выраженностью личностных черт, в значительной степени влияющих на развитие синдрома внезапной смерти на рабочем месте.

В частности, определены следующие различия в выраженности личностных свойств обследованных групп. Работников локомотивных бригад, составивших группу внезапно погибших на рабочем месте, характеризует более низкий уровень выраженности черт по шкалам эмоциональной устойчивости (поддающийся чувствам), смелости (робкие, осторожные), спокойствия (легко расстраиваются), жизнерадостности (склонные к печали), авторитарности (склонные к уступчивости), энергичности (склонные к апатии), общительности (склонность избегать общества), эгоистичности, уравновешенности, самочувствия. Выявлено также, что им (в сравнении с группой условно здоровых) свойственны более высокие показатели по шкалам «усталость» (напряженность), «чувствительность», «конформность», «тревожность», «циклотим-ность», «нейротизм».

Эти результаты позволяют определить психологический профиль работников железнодорожного транспорта, склонных к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Им свойственны такие комплексы черт личности (типологические, социально-психологические и психофизиологические), которые можно расценивать как образования, характеризующиеся недостаточными поведенческими ресурсами. В условиях производственной среды такие специалисты, возможно, склонны игнорировать риски сердечно-сосудистых

заболеваний, утомления, снижения работоспособности. Это, в свою очередь, негативно влияет на функциональное состояние работников, снижая безопасность профессиональной деятельности.

Напротив, психологический профиль работников локомотивных бригад группы условно здоровых отличают следующие комплексы личностных черт: высокий уровень активности, хорошее настроение, оптимизм, нервно-психическая устойчивость, оптимальный уровень тревожности, независимость в суждениях, общительность, уверенность в себе, самостоятельность, ориентация на собственные цели и интересы. Они воспринимают себя как самодостаточных, обладающих способностью добиваться успеха, влиять на какие-либо аспекты профессиональных отношений, регулировать состояние здоровья.

Тема, затронутая в работе, требует внимания и дальнейшего развития, так как важным условием безопасности деятельности, связанной с высокими рисками чрезвычайных ситуаций, аварий, травматизма, является качественное психологическое сопровождение специалистов опасных профессий. Анализ представленных результатов исследования позволяет говорить о необходимости повышенного внимания медико-психологических служб к профилактике снижения адаптивных ресурсов, диагностике индивидуально-личностных (профессионально важных) качеств, профессиональных деформаций, возникающих по причине хронического стресса.

Результаты исследования могут быть использованы для разработки автоматизированных систем психологического сопровождения специалистов опасных профессий с целью оценки состояния здоровья работников; обеспечения коррекционных профилактических мероприятий, оптимизирующих работоспособность личности. Данные проведенного исследования указывают на определяющую роль личностных особенностей в обеспечении профессионального здоровья и безопасности поездной деятельности.

Литература

1. Бабанов С., Бараева Р. Профессиональные поражения сердечно-сосудистой системы // Врач. 2015. № 3. С. 7-10.

2. Баланова Ю. А. Распространенность поведенческих факторов риска сердечнососудистых заболеваний в Российской популяции по результатам исследования ЭСС-РФ / Ю. А. Баланова и др. // Профилактическая медицина. 2014. Т. 17. № 5. С. 42-53.

3. Бойцов С. А., Шальнова С. А., Деев А. Д. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в Российской Федерации и возможные механизмы ее изменения // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2018. Т. 118. № 8. С. 98-103.

4. Бойцов С. А. Кардиоваскулярная профилактика 2017. Российские национальные рекомендации / С. А. Бойцов и др. // Российский кардиологический журнал. 2018. Т. 23. № 6. С. 7-122.

5. Бухтияров И. В., Кузьмина Л. П., Пфаф В. Ф. Актуальные проблемы профилактики производственно обусловленной патологии // Актуальные проблемы медицины труда: сборник трудов института / НИИ медицины труда им. акад. Н. Ф. Измерова. Саратов: Амирит, 2018. С. 26-36.

6. Гоженко А. И. Вопросы охраны труда, здоровья и организационно-методические аспекты определения функционального состояния машинистов локомотивных бригад / А. И. Гоженко и др. // Актуальные проблемы транспортной медицины. 2013. Т. 2. № 2 (32). С. 009-013.

7. Джорупбекова К. Ш., Кыдыралиева Р. Б., Алтымышева А. Т. Оценка распространенности основных факторов риска средечно-сосудистых заболеваний // Международное научное обозрение. 2016. Т. 20. № 30. С. 84-90.

8. Закревская А. А., Алпаев Д. В., Сериков В. В. Рекомендации по формированию графиков сменной работы в основных железнодорожных профессиях (машинисты локомотивов, диспетчера и другие операторские профессии) // Медицина труда и промышленная экология. 2017. № 7. С. 32-35.

9. Калинина А. М. Результаты выявления болезней системы кровообращения при диспансеризации взрослого населения: опыт первых 2 лет / А. М. Калинина и др. // Терапевтический архив. 2016. Т. 88. № 1. С. 46-52.

10. Оганов Р. Г., Концевая А. В., Калинина А. М. Экономический ущерб от сердечно-сосудистых заболеваний в Российской Федерации // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2011. Т. 10. № 4. С. 4-9.

11. Сенаторова О. В. К вопросу об изучении взаимодействия психосоциальных и генетических факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний / О. В. Сенаторова и др. // Сибирский медицинский журнал. 2016. Т. 31. № 1-1. С. 6-11.

12. Уразалина С. Ж. Стратификация сердечно-сосудистого риска, современное состояние проблемы // Российский медицинский журнал. 2012. № 5. 2012. С. 39-45.

13. La Rovere M. T., Gorini A., Schwartz P. J. Stress, the autonomic nervous system, and sudden death // Autonomic Neuroscience. 2022. Vol. 237. P. 102921. D0I:10.1016/j.autneu.2021.102921

14. Marijon E. Fighting against sudden cardiac death: need for a paradigm shift — adding near-term prevention and pre-emptive action to long-term prevention / E. Marijon et al. // European Heart Journal. 2022. Vol. 43. № 15. P. 1457-1464. D0I:10.1093/eurheartj/ehab903. URL: https://academic.oup.com/eurheartj/ad-vance-article/doi/10.1093/eurheartj/ehab903/6525331?login=false (дата обращения: 02.04.2022).

15. Uskovas G. Driver cardiovascular disease detection using seismocardiogram / G. Uskovas et al. // Electronics. 2022. Vol. 11. № 3. P. 484. DOI: 10.3390/electronics11030484. URL: https://www.mdpi.com/2079-9292/11/3/484 (дата обращения: 02.04.2022).

References

1. Babanov S., Baraeva R. Professional ny e porazheniya serdechno-sosudistoj sistemy' [Occupational lesions of the cardiovascular system] // Vrach [Doctor]. 2015. № 3. P. 7-10.

2. Balanova Yu. A. Rasprostranennosf povedencheskix faktorov riska serdechnososudisty'x zabolevanij v Rossijskoj populyacii po rezul'tatam issledovaniya E'SS-RF [The prevalence of behavioral risk factors for cardiovascular diseases in the Russian population according to the results of the ESS-RF study] / Yu. A. Balanova et al. // Profilakticheskaya medicina [Preventive Medicine]. 2014. Vol. 17. № 5. P. 42-53.

3. Bojczov S. A., Shal'nova S. A., Deev A. D. Smertnost ot serdechno-sosudisty'x zabolevanij v Rossijskoj Federacii i vozmozhnye mexanizmy' ee izmeneniya [Mortality from cardiovascular diseases in the Russian Federation and possible mechanisms of its change] // Zhurnal nevrologii i psixiatrii imeni C. C. Korsakova [S. S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry]. 2018. Vol. 118. № 8. P. 98-103.

4. Bojczov S. A. Karidiovaskulyarnaya profilaktika 2017. Rossijskie nacional'ny'e rekomendacii [Cardiovascular prophylaxis 2017. Russian national guidelines] / S. A. Bojczov et al. // Rossijskij kardiologicheskij zhurnal [Russian Journal of Cardiology]. 2018. Vol. 23. № 6. P. 7-122.

5. Buxtiyarov I. V., Kuz'mina L. P., Pfaf V. F. Aktual'ny'e problemy' profilaktiki proizvodstvenno obuslovlennoj patologii [Actual problems of prevention of occupational pathology] //Aktual'ny'e problemy' mediciny' truda: sbornik trudov instituta [Actual problems of occupational medicine: a collection of the Institute's works] / NII mediciny truda imeni akademika N. F. Izmerova. Saratov: Amirit, 2018. P. 26-36.

6. Gozhenko A. I. Voprosy' oxrany' truda, zdorov'ya i organizacionno- metodicheskie aspekty' opre-deleniya funkcional'nogo sostoyaniya mashinistov lokomotivny'x brigad [Issues of labor protection, health and organizational and methodological aspects of determining the functional state of locomotive crew drivers] / A. I. Gozhenko et al. // Aktual'ny'e problemy' transportnoj mediciny' [Actual problems of transport medicine]. 2013. Vol. 2. № 2 (32). P. 009-013.

7. Dzhorupbekova K. Sh., Ky'dy'ralieva R. B., Alty'my'sheva A. T. Ocenka rasprostranennosti osnovny'x faktorov riska sredechno-sosudisty'x zabolevanij [Evaluation of the prevalence of the main risk factors for medium-vascular diseases] // Mezhdunarodnoe nauchnoe obozrenie [International Scientific Review]. 2016. Vol. 20. № 30. P. 84-90.

8. Zakrevskaya A. A., Alpaev D. V., Serikov V. V. Rekomendacii po formirovaniyu grafikov smennoj raboty' v osnovny'x zheleznodorozhny'x professiyax (mashinisty' lokomotivov, dispetchera i drugie opera-torskie professii) [Recommendations for the formation of shift work schedules in the main railway professions (locomotive drivers, dispatchers and other operator professions)] // Medicina truda i promy'shlennaya e'kologiya [Occupational Medicine and Industrial Ecology]. 2017. № 7. P. 32-35.

9. Kalinina A. M. Rezul'taty' vy'yavleniya boleznej sistemy' krovoobrashheniya pri dispanserizacii vzroslogo naseleniya: opy't pervy'x 2 let [Results of detection of diseases of the circulatory system during clinical examination of the adult population: experience of the first 2 years] / A. M. Kalinina et al. // Terapev-ticheskij arxiv [Therapeutic archive]. 2016. Vol. 88. № 1. P. 46-52.

10. Oganov R. G., Koncevaya A. V., Kalinina A. M. E'konomicheskij ushherb ot serdechno-sosudisty'x zabolevanij v Rossijskoj Federacii [Economic damage from cardiovascular diseases in the Russian Federation] // Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika [Cardiovascular therapy and prevention]. 2011. Vol. 10. № 4. P. 4-9.

11. Senatorova O. V K voprosu ob izuchenii vzaimodejstviya psixosocial'ny'x i geneticheskix faktorov riska serdechno-sosudisty'x zabolevanij [To the question of studying the interaction of psychosocial and genetic risk factors for cardiovascular diseases] / O. V. Senatorova et al. // Sibirskij medicinskij zhurnal [Siberian Medical Journal]. 2016. Vol. 31. № 1-1. P. 6-11.

12. Urazalina S. Zh. Stratifikaciya serdechno-sosudistogo riska, sovremennoe sostoyanie problemy' [Stratification of cardiovascular risk, the current state of the problem] // Rossijskij medicinskij zhurnal [Russian Medical Journal]. 2012. № 5. 2012. P. 39-45.

13. La Rovere M. T., Gorini A., Schwartz P. J. Stress, the autonomic nervous system, and sudden death // Autonomic Neuroscience. 2022. Vol. 237. P. 102921. DOI:10.1016/j.autneu.2021.102921

14. Marijon E. Fighting against sudden cardiac death: need for a paradigm shift — adding near-term prevention and pre-emptive action to long-term prevention / E. Marijon et al. // European Heart Journal. 2022. Vol. 43. № 15. P. 1457-1464. URL: https://academic.oup.com/eurheartj/advance-article/doi/10.1093/eurheartj/ ehab903/6525331?login=false (date accessed: 16.03.2022).

15. Uskovas G. Driver cardiovascular disease detection using seismocardiogram / G. Uskovas et al. // Electronics. 2022. Vol. 11. № 3. P. 484. DOI: 10.3390/electronics11030484. URL: https://www.mdpi.com/2079-9292/11/3/484 (date accessed: 16.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.