Научная статья на тему 'Системная организация международного франчайзинга в региональной экономике: концептуальный подход'

Системная организация международного франчайзинга в региональной экономике: концептуальный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / INTERNATIONAL FRANCHISING / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / АКТИВИЗАЦИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ / ACTIVATION OF REPRODUCTIVE PROCESSES / СХЕМА СИСТЕМНОГО ВЫБОРА ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ФРАНЧАЙЗИНГА / SCHEME OF SYSTEM CHOICE OF EFFECTIVE FRANCHISING FORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самофалов В. И., Лихолетова А. А.

В работе рассматривается концепция применения международного франчайзинга в активизации региональной экономики. Предложена логическая схема системного разрешения региональных экономических проблем средствами международного франчайзинга в отраслях хозяйства путем создания и функционирования «Региональной системы организации международного франчайзинга» с внедрением на территории главного регионального франчайзи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of applying international franchising in the activation of the regional economy is considered in this paper. The logical scheme of the systemic resolution of regional economic problems is suggested by means of creating and operating the "Regional system of organizing international franchising" with the introduction of the main regional franchise in the territory.

Текст научной работы на тему «Системная организация международного франчайзинга в региональной экономике: концептуальный подход»

Самофалов В.И.,

д.э.н., профессор кафедры мировой экономики, политики и глобализации РГЭУ (РИНХ)

E-mail: samofalov.vi@yandex.ru Лихолетова А.А.,

магистрант кафедры мировой экономики, политики и глобализации РГЭУ (РИНХ)

СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

В работе рассматривается концепция применения международного франчайзинга в активизации региональной экономики. Предложена логическая схема системного разрешения региональных экономических проблем средствами международного франчайзинга в отраслях хозяйства путем создания и функционирования «Региональной системы организации международного франчайзинга» с внедрением на территории главного регионального франчайзи.

Ключевые слова: международный франчайзинг, региональная экономика, активизация воспроизводственных процессов, схема системного выбора эффективных форм франчайзинга.

Samofalov V.I., Likholetova A.A.

SYSTEMS ORGANIZATION OF INTERNATIONAL FRANCHISING IN THE REGIONAL ECONOMY:

A CONCEPTUAL APPROACH

The concept of applying international franchising in the activation of the regional economy is considered in this paper. The logical scheme of the systemic resolution of regional economic problems is suggested by means of creating and operating the "Regional system of organizing international franchising" with the introduction of the main regional franchise in the territory.

Keywords: international franchising, regional economy, activation of reproductive processes, scheme of system choice of effective franchising forms.

Интернационализация и глобализация всемирного хозяйства способствуют распространению международного франчайзинга в различных странах и регионах мира, вовлечению в данную форму бизнеса расширяющегося числа хозяйствующих субъектов на различных иерархических уровнях мировой экономики.

При исследовании проблем франчайзинга основное внимание традиционно продолжает уделяться рассматриваемым на микроэкономическом уровне вопросам классификации видов и сфер применения франчайзинга, специфике франчайзинго-вого соглашения, которые являются наиболее разработанными и представленными в отечественной и зарубежной экономической литературе.

Наименее изученными в этой области остаются, в частности, вопросы идентификации понятийно-категориального аппарата, терминологической базы, вопросы соответствия национальных нормативно-правовых баз регулирования франчайзинга, а также теоретико-методического осмысления сущности, структуры, формирования, распространения и функционирования системы франчайзинга в мире, особенностей построения и функционирования франчайзинговых сетей в России и ее регионах.

Специфика переходной стадии национальной экономики России не исключает возможности целенаправленного администрирования процессов развития фран-чайзинговой формы ведения бизнеса, в частности, на региональном уровне в силу неоднозначности законодательного обеспечения франчайзинга в стране и поведенческого своеобразия российских бизнес-структур.

Идентификация франчайзинга, как формы ведения международного бизнеса, получающей ныне широкое развитие в практике российских предпринимательских структур, потребовало выделения его

субъектно-объектной сущности во взаимодействии российских и зарубежных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), способов и инструментов формализации отношений между ними, а также выявления целевой направленности данных отношений - получения экономического

эффекта как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, индивидуальных частных предпринимателей - микро- и наноуровни), так и на уровне региональной и национальной экономики - мезо- и макроуровни (рис. 1) [1].

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Глобализация

Интернационализация

Транснационализиция

Глокализация

Мегаэкономика Макроэкономика

I

Продукт/услуга Технология Ресурсы Управление

Субъект фр

Мезоуровень Микроуровень Наноуровень

Предметная область анализа международного франчайзинга

взаимосвязь и взаимопроникновение понятий

прямое включение понятий

Рисунок 1 - Логика выделения предметной области исследования международного франчайзинга*

*Источник: составлено авторами по источнику: Омельченко Т.В., Самофалов В.И. Франчайзинг в системе внешнеэкономической деятельности региона: монография / Рост. гос. экон. ун-т. - Ростов н/ Д, 2011.

Поскольку нынешняя стадия развития международных экономических отношений (МЭО) распространяется и на нетрадиционные для российских условий виды и формы внешнеэкономической деятельности, отражающие как, собственно, торговые, так и воспроизводственные формы ВЭД (табл. 1) [1], логику выделения предметной области исследования международного франчайзинга можно задать схемой, представленной на рисунке 1.

Данная концепция идентификации международного франчайзинга основывается на том предположении, что с использованием субъектно-объектного подхода к определению и анализу предметной области международного франчайзинга существует возможность идентифицировать его свойства не только в качестве эффективного способа предпринимательства и специфической формы внешнеэкономической деятельности, но и как фактора активизации воспроизводственных процессов в многоуровневой экономической системе.

С точки зрения оценки воздействия международного франчайзинга, на воспроизводственные процессы регионов целесообразно относить международный франчайзинг к группе форм внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, ведущих международную торговлю товарами (или услугами) или международное научно-техническое и производственное сотрудничество (табл. 1). В связи с этим при планировании развития региональной ВЭД целесообразно выбирать и активировать такие формы международного франчайзинга, которые наилучшим образом сказывались бы на росте экономической эффективности региональной экономики в целом. В этом собственно и состоит сущность воспроизводственного подхода к внедрению международного франчайзинга в региональную экономику.

Воспроизводственная функция международного франчайзинга отражается, в частности, в классификации ее содержательных и специфических характеристиках (табл. 1): по признаку «сфера использования» франчайзинг может быть идентифи-

цирован как способ последовательного вовлечения во франчайзинговую сеть отдельных фаз воспроизводственного цикла посредством реализации его классических содержательных видов - франчайзинг сбытовой, товарный, производственный и сервисный [1].

Суть классической модели франчайзинга, как известно, состоит в следующем: франчайзи напрямую заключает с франчайзером договор на поставку его товаров или оказание услуг в обмен на обязательство выплатить первоначальный взнос, а затем вносить определенные суммы, исчисляемые в процентах от объема продаж (роялти). В последние годы классическая модель франчайзинга изменилась в направлении обеспечения франчайзера дополнительными возможностями быстрого развития с наименьшими затратами.

Здесь классическая модель франчайзинга, которая упоминалась выше и которая может быть развита в смысле приложения к экономике региона, представляется, в частности, тремя методами: региональным франчайзингом, субфранчайзингом и развивающимся франчайзингом. Тем самым идентифицируются региональные (территориальные) особенности соответствующего вида франчайзинга.

Выбирая региональный франчайзинг, зарубежный франчайзер, не обладая достаточными средствами или коллективом, чтобы развиваться на территории так быстро, как хотелось бы, может опираться в регионе на поддержку «главного фран-чайзи», включенного в структуру регулирования региональной ВЭД (рис. 2). В свою очередь, главный франчайзи имеет право не только подбирать новых фран-чайзи в своем географическом районе, но и обеспечивать их первоначальное обучение, и прочие услуги, что обычно делает сам франчайзер. В ответ главный франчайзи в будущем получает от франчайзера роялти, величина которых зависит от доли в общем объеме реализации тех новых фран-чайзи, которых он вовлек в эту фран-чайзинговую систему.

Таблица 1 - Идентификация места франчайзинга в системе международного бизнеса (торговые и воспроизводственные группы, виды и формы международного бизнеса)

Группы I - Торговые II - Воспроизводственные

Виды ВЭД (Р) Внешняя торговля - 1 "———.^товарами услугами ——^^ Валютно-финансовые операции - 2 Производственное сотрудничество - 3 Научно-техническое сотрудничество - 4 Инвестиционное сотрудничество - 5

Формы ВЭД (0 ---------экспорт импорт ------__ Международные расчеты Совместное производство на основе специализации Торговля лицензиями Кредитное сотрудничество

Традиционные и товарообменные (компенсационные сделки, бартер, авансовые закупки, толлинг и т.п.) Международн ый франчайзинг Обучение персонала

Основные и обеспечивающие (в части торговли услугами) Торговля валютой Подрядное сотрудничество Совместные научные исследования Портфельные инвестиции

Кредитование и субсидирование внешней торговли Международный франчайзинг

Международн ый франчайзинг Консалтинг, инжиниринг

Торговля ценными бумагами предприятий Совместное производство в рамках совместного предприятия (предприятия с иностранными инвестициями)

Международный финансовый лизинг

*Составлено авторами с использованием источника - Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб. пособие /Под ред. проф. Е.П.Пузаковой. - М.: Экономистъ, 2005.

V л

Рекомендуемая схема построения «Региональной системы организации международного франчайзинга» (РСОМФ) рассчитана на создание в регионе эксперт-но-советующего органа, имеющего статус, например, государственно-частной компании, которой вменяется в обязанность вно-

Системный механизм привлечения международного франчайзинга в региональную экономику для целей повышения эффективности внешнеэкономической деятельности региона, должен базироваться на субъектно-объектном представлении воспроизводственного процесса и включать следующие функционально-понятийные блоки (рис. 3) [1]:

1) ретроспективный анализ организационно-экономических проблем развития региона за ряд лет, т.е. проведение в отраслевом разрезе исследования состояния экономики отраслей региона и выбор исходных данных, необходимых для принятия решений о возможности и целесообразности привлечения международного франчайзинга соответствующего вида (формы) в целях разрешения выявленных проблем региональной экономики;

2) исследование существа отдельных видов франчайзинговых схем по их функ-

сить предложения (региональные проекты ВЭД) для администрации региона при разработке средне- и долговременных планов социально-экономического развития территории, включающих франчайзинговые хозяйственные сети.

циям, отраслевой принадлежности в системе регионального управления, территориальной распространенности (размещении) элементов структуры международного франчайзинга;

3) выбор концепции формирования франчайзинговых структур в отраслях регионального хозяйства в рамках «Региональной системы организации международного франчайзинга» (РСОМФ); важнейшей составной частью (РСОМФ) является реформирование экономического механизма на всех уровнях и во всех фазах воспроизводственного процесса. При этом осуществляется ориентир на индивидуально-конкретный подход к постановке и решению каждой региональной проблемы, на их включение в единую иерархически структурируемую систему управления экономикой, обеспечивающую многоуровневую координацию единичных действий и функций в производственно-хозяйственной сфере;

«Региональная система организации международного франчайзинга»

франшизы

З А Р У Б Е Ж ' л Н Ы Е Ф Р А Н Ч А Й З Е Р Ы III 1 >1 г

ГЛАВНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФРАНЧАЙЗИ 1

О Т Р А С Л И Р Е Г И О Н А Л Ь Н О Й Э К О Н О М И К И

субфраншизы

ОТРАСЛЕВЫЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ (ФРАНЧАЙЗИ)

логические связи субъектов франчайзинговых сетей

Источник: разработано авторами.

Рисунок 2 - Принципиальная схема построения региональной системы

международного франчайзинга

- последовательность проектных работ

-------- информационные потоки

Рисунок 3 - Системная организация международного франчайзинга

в региональной экономике*

*Разработано авторами по источнику: Омельченко Т.В., Самофалов В.И. Франчайзинг в системе внешнеэкономической деятельности региона: монография/Рост. гос. экон. ун-т. - Ростов н/ Д, 2011.

4) оценка целесообразности приме- шении хозяйственных проблем региональ-

нения франчайзинговой концепции в ре- ной экономики заключается в отборе эф-

фективных моделей франчайзинговых схем в зависимости от существа проблем в отрасли (отраслях), применяемых формах бизнеса и от возможностей отдельных видов международного франчайзинга в конкретных ситуациях;

5)выбор метода организации и развития соответствующей формы международного франчайзинга, моделирование механизма взаимодействия (возможно, интеграции) участников франчайзинговых структур по конкретной проблеме, конкретной отрасли или в межотраслевом пространстве; это самостоятельная нетривиальная задача, решение которой базируется на использовании организационно-экономического механизма создания или реорганизации международных компаний;

6)завершением данного подхода к привлечению средств внешнеэкономической деятельности в регионе для повышения его экономического потенциала средствами международных франчайзинговых схем хозяйствования является разработка бизнес-планов внедрения международного франчайзинга в экономику региона (по отраслям, по видам бизнеса, по формам ВЭД), а также оптимизация схем внешнеэкономических операций по конкретным международным сделкам.

Исследуемая выше система организация международного франчайзинга в региональной экономике может рассматриваться как элемент методического обеспечения в оптимизации планов социально-экономического развития территорий и может быть рекомендована к применению в работе региональных административных структур, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Омельченко Т.В., Самофалов В.И. Франчайзинг в системе внешнеэкономической деятельности региона: монография / Рост. гос. экон. ун-т. - Ростов н/ Д, 2011.

2. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб. пособие /Под ред. проф. Е.П. Пузаковой. - М.: Экономисту 2005.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Omelchenko T. V., Samofalov V. I. Franchising in the system of foreign economic activity of the region: monograph / Growth. state Econ. Univ. of Illinois - Rostov n/ D, 2011.

2. Voronkova O. N., Puzakova E. P. foreign economic activity: organization and management: proc. the allowance /Under the editorship of Professor E. P. Puzakova. -Moscow: Economist, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.