Научная статья на тему 'СИСТЕМНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕГОННЫХ УСТРОЙСТВ СЧЁТА ОСЕЙ'

СИСТЕМНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕГОННЫХ УСТРОЙСТВ СЧЁТА ОСЕЙ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
39
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИГНАЛИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ БЛОКИРОВКА (СЦБ) / АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ / НЕГОРЮЧИЙ ПОЛИВИНИЛХЛОРИД (НПХ) / ЭЛЕКТРИЧЕСТВА ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ (ЭЦ) / КОРОБКА ТРАНСФОРМАТОРА (КТ)

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Тошбоев Зохид Бахрон Угли, Хужамкулов Элдорбек Ғайратжон Уғли

В данной статье рассматриваются существующие проблемы при расчете длины кабельных линий на станциях. Он направлен на расчет длины кабельных линий на станциях новыми методами. Объяснено определение длины устройств автоматического и телемеханического управления и общих тросов на станциях новым методом. В этом случае сокращается длина кабелей на станции, она имеет значительную экономическую эффективность и автоматическую надежность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Тошбоев Зохид Бахрон Угли, Хужамкулов Элдорбек Ғайратжон Уғли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC AND INFORMATIONAL ORGANIZATION OF AXIS COUNTING DISTRIBUTION DEVICES

This article discusses the existing problems in calculating the length of cable lines at stations. It is aimed at calculating the length of cable lines at stations with new methods. The determination of the length of automatic and telemechanical control devices and common cables at stations by a new method is explained. In this case, the length of the cables at the station is reduced, it has significant economic efficiency and automatic reliability.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕГОННЫХ УСТРОЙСТВ СЧЁТА ОСЕЙ»

• 7universum.com

UNIVERSUM:

, ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ_январь. 2023 г.

DOI - 10.32743/UniTech.2023.106.1.14910

СИСТЕМНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕГОННЫХ УСТРОЙСТВ СЧЁТА ОСЕЙ

Тошбоев Зохид Бахрон угли

и.о. доц.,

кафедра «Автоматика и телемеханика», Ташкентский государственный университет транспорта, Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: toshboyevzohid1991 @gmail. com

Хужамкулов Элдорбек Fайратжон угли

ассистент,

кафедра «Автоматика и телемеханика», Ташкентский государственный университет транспорта, Республика Узбекистан, г. Ташкент

№ 1 (106)

SYSTEMIC AND INFORMATIONAL ORGANIZATION OF AXIS COUNTING DISTRIBUTION DEVICES

Zokhid Toshboyev

Assistant professor

"Automation and Telemechanics ", Tashkent State transport, Republic of Uzbekistan, Tashkent

Eldor Khujamkulov

Assistant professor

"Automation and Telemechanics", Tashkent State transport, Republic of Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются существующие проблемы при расчете длины кабельных линий на станциях. Он направлен на расчет длины кабельных линий на станциях новыми методами. Объяснено определение длины устройств автоматического и телемеханического управления и общих тросов на станциях новым методом. В этом случае сокращается длина кабелей на станции, она имеет значительную экономическую эффективность и автоматическую надежность.

ABSTRACT

This article discusses the existing problems in calculating the length of cable lines at stations. It is aimed at calculating the length of cable lines at stations with new methods. The determination of the length of automatic and telemechanical control devices and common cables at stations by a new method is explained. In this case, the length of the cables at the station is reduced, it has significant economic efficiency and automatic reliability.

Ключевые слова: сигнализации централизации блокировка (СЦБ), автоматики и телемеханики, негорючий поливинилхлорид (НПХ), электричества централизация (ЭЦ), коробка трансформатора (КТ).

Keywords: interlocking signaling (IS), automation and telemechanics, non-combustible polyvinyl chloride (NPCH), electricity centralization (EC), transformer box (TB).

Методы построения УСО и возможности их развития определяют новые, в том числе и вариантные, подходы к принципам организации движения поездов. Функциональная универсальность аппаратуры УСО и совместимость с действующими системами позволяет применить ее к устройствам АБ, ЭЦ и ПАБ, а также к станциям с ключевой зависимостью

стрелок и сигналов. Проанализируем основные закономерности, определяющие увеличение технико-экономической эффективности перегонных устройств СЖАТ при использовании в них аппаратуры УСО.

Функциональная универсальность УСО иллюстрируется обобщенной структурной схемой контроля участка пути Lуч. (рис. 2.1), которая может быть применена в различных устройствах СЖАТ - ПАБ,

Библиографическое описание: Тошбоев З.Б., Хужамкулов 3.F. СИСТЕМНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕГОННЫХ УСТРОЙСТВ СЧЁТА ОСЕЙ // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2023. 1(106). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/14910

№ 1 (106)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

январь, 2023 г.

АБ, ЭЦ, ГАЦ и др. Для этих устройств длина участка пути, показанного на схеме, будет соответствовать:

L = ЬПАБ,

уч. пер '

уч.

АБ б '

т = тЭЦ

Lуч. = ТП ,

(1),

где

L

ПАБ

'пер

- длина перегона при ПАБ;

L

АБ

бу - длина блок-участка при автоблокировке;

¿Л - длина стрелочной секции или бесстрелочного участка пути на станции при электрической централизации.

Функциональным назначением входного и выходного рельсовых датчиков РДВХ и РДвых является преобразование наличия или отсутствия в зоне их действия металлической массы колесной пары

в импульсный электрический сигнал:

\7

V вых

\7

РСЦБ = 0.1

\7

V вх

u

u

Рисунок 1. Обобщенная структурная схема контроля участка пути

В необходимых случаях выходным сигналом НЭМ может служить информация о скорости проследования поезда по тому или иному РД, что показано (2) на схеме рис. 2.1 информационными выходами

Увх . или уВЬ1Х .

Для компенсации неоднозначности преобразующих функций /д вх. и /дВЬ1Х служит функция автоподстройки с управляющими сигналами

fд вх ,(grn ), = fд вьх ,(gm ).

В большинстве случаев преобразующие функции /д

вх. и /д вьх. не равны между собой из-за

технологического разброса параметров РД и вследствие различных магнитных и электрических характеристик датчиков, что определяется конструктивным расположением РД относительно рельса.

Напольные электронные модули (НЭМ) вы -полняют преобразование аналоговых импульсных имп. имп.

сигналов ивх и ивых. в стандартные логические

импульсы, число которых соответствует количеству

АГКП

колесных пар N вх . и N ВЬ1Х , проследовавших через соответствующие рельсовые датчики:

АП,

АП,

кИМП- ^ N

1<П

N

ИМП. вьх

N

ВХ.

КП вьх

(3)

' вх и АЛ вьж , имеющаяся в каждом из

НЭМ. Наличие в НЭМ автоподстройки РД обеспечивает стабильность работы датчиков при всех эксплуатационных и производственных изменениях параметров РД.

Функционально-структурный узел НЭМ конструктивно и пространственно может быть реализован по-разному. Это определяется видом перегонных устройств УСО. Однако его входные и выходные информационные параметры идентичны для любого вида НЭМ.

С точки зрения информационных параметров, это же относится и к постовым устройствам (ПУ) УСО, которые конструктивно и пространственно, как будет показано далее, могут быть различными, а термин «постовые» носит условный характер,

№ 1 (106)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

январь, 2023 г.

так как они могут располагаться в релейных шкафах на перегоне.

Для примера на рис. 2.2 приведена схема связей функциональных узлов УСО для ПАБ, где связи автоподстройки АП условно не показаны.

Устройство (ПУ), и выходной сигнал ПУ выражается следующим функциональным выражением:

P =

1 СЦБ

1 при NBX О при NBX

ИМП. _ pj-ИМП

ИМП ■ ф jy-ИМП

ВЫХ. ■>

ИМП ВЫХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(4)

Очевидно, что это выражение условное, выражающее лишь информационный смысл функционирования ПУ. Сигнал Рсцб , поступающий на вход

исполнительной аппаратуры СЖАТ, должен соответствовать требованиям безопасности. Это определяет необходимость его реализации в виде

динамического сигнала, где величина Рсцб

означает наличие соответствующей последовательности импульсов, а Рсцб = 0 - ее отсутствие.

Информация импульсов и N. по-

ступает на входы постовых устрой

При использовании устройств УСО в схемах автоблокировки возможны, в отличие от ПАБ, несколько вариантов реализации обмена информацией между станциями и сигнальными точками (светофорами).

ИМП.

N

ИМП.

Н3М Ч /ГМГГ Н3М 2 Н3М 12 Т/ГМГГ Н3М 14 ИМП Н3М 16

Ст.А

ИМП ИМП

N N

отпр ' пр

чСт Б С^Ч

отпр

НЭМотпр

отпр

ПУотпр

Тчрд

Н3М Ч

ПУ Ст. Б

-~7\-ИМ

Рисунок 2. Обобщенная структурная схема

С^12 Г)-|и С^16 СтА

7\РД

Н3М 2

1грсЦБ 2

Тчд

12

Н3М 12

N

1.

/\РД 14 /\РД

16

Н3М 14

Н3М 16

ГСЦБ 16

=ы пу

Ст.А

б)

\

ОН

/\РД Ч

Пимп ИЧ

С^2

СИ"

Г

/\РД 14 /\РД 16 \

Н3М Ч

ПУ Ст.Б

Н3М 2

12

Н3М 1 2

(Г РСЦБ 2 Л А 1)РСЦБ 12

1

Н3М 1 4

N

И

Н3М 1 6

ПУ

Ст А

Рисунок 3. Вариант АБ с разделением аппаратуры ЭССО на перегоне

1

И

N

Ч

9

И

1/1

14

И

И

ч

о

N

'N

N

Р

Р

Ч

Т/1

тл

ТчТ

N

'141

N

р

р

р

№ 1 (106)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

январь, 2023 г.

Блок-участка перегона, а сигнал дачи согласия РСЦБ поступает в аппаратуру сигнальной точки на открытие светофора с соответствующим разрешающим показанием

P =

1 СЦБi

при N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИМП. i+2

N

npuNf""* N"un

(5)

Сравнение структурных схем рис. 2 и 3, а показывает, что принципиально они идентичны, так как перегон между станциями схемы ПАБ (рис.2) функционально соответствует одному блок-участку АБ схемы рис. 3, а. Одновременно с этим структурное построение схемы рис. 3, а аналогично стандартным схемам существующих систем АБ с рельсовыми цепями, например, числовой кодовой автоблокировке, где зависимости показаний перегонных светофоров определяются результатом обмена информацией между соседними сигнальными точками, а не усложненной передачей ее на станции приема или отправления.

Вторая система построения автоблокировки с использованием УСО приведена на структурной схеме рис. 3, б. Здесь принят централизованный принцип обмена информацией между сигнальными точками через станцию отправления.

Эти варианты структурных схем реализации АБ имеют свои специфические особенности, преимущества и недостатки, которые заключаются в следующем.

Недостатком варианта АБ (рис. 3, а) является наличие на каждой сигнальной точке перегона довольно сложной аппаратуры ПУ1. Это увеличивает

эксплуатационные расходы и обусловливает значительное время на устранение отказов аппаратуры, вызывая увеличенные задержки поездов. в значительной степени это скажется при наличии на участке дороги длинных перегонов с большим числом сигнальных точек.

В схеме АБ (рис. 3, б) аппаратура ПУi

перене-

сена на станцию отправления, что улучшает условия ее эксплуатации и устраняет отмеченные недостатки схемы, приведенной на рис. 3, а. Совмещение в одном ПУ станции отправления с функциями перегонных

устройств ПУ1 позволяет упростить и удешевить

аппаратуру постовых устройств УСО.

Положительное свойство рассматриваемого варианта (рис. 3, б) заключается в том, что на станциях будет иметься информация о занятости или свобод-ности всех блок-участков перегона. Причем наличие этой информации обеспечивается без введения дополнительной контрольной аппаратуры. Однако обрыв информационных связей, например, в середине перегона приводит к отказу всех сигнальных точек перегона. в этом случае повышение живучести АБ схемы (рис. 3, б) может быть достигнуто введением кольцевого (двухстороннего) обмена информацией.

Возможны также два других варианта реализации АБ с использованием УСО (рис. 3, а, б).

На схеме рис. 3, а перегон разделен на две части, каждая из которых взаимодействует по информационным каналам с соответствующей станцией отправления или приема, как это принято в существующих системах автоблокировки АБТ-Ц. Этот вариант АБ обладает, в определенной степени, тем же недостатком, что и схема, приведенная на рис. 3, б, так как обрыв связей внутри полуперегона приведет к отказу этой части сигнальных точек АБ перегона.

Повысить живучесть можно введением дополнительных связей между станциями и конечными точками полуперегонов (рис. 3, б).

Выбор того или иного варианта структурной реализации АБ определяется эксплуатационными факторами, экономическими и нормативными требованиями, сравнительным анализом устройств и др. в частности, если доминируют обеспечение более высокой надежно сти и снижение эксплуатационных расходов, то рациональной является схема рис. 3, б. Однако при этом усложняется схема передачи информации и, в свою очередь, возрастают сложность и стоимость кабельных сетей.

Таким образом, УСО позволяет не только довольно просто реализовать перегонные устройства ПАБ и АБ, но и применять различные варианты перегонных устройств АБ, отличающиеся той или иной степенью оптимальности по различным, в том числе и эксплуатационным характеристикам. Это позволяет выбрать наиболее рациональные варианты перегонных устройств и дает большую свободу при их проектировании в зависимости, например, от конкретных условий эксплуатации и требований к системе.

Список литературы:

1. Saitov A. et al. Improvement of control devices for road sections of railway automation and telemechanics // E3S Web of Conferences. - EDP Sciences, 2021. - Т. 264. - С. 05031.

2. Boltayev S. et al. A block model development for intelligent control of the switches operating apparatus position in the electrical interlocking system //E3S Web of Conferences. - EDP Sciences, 2021. - Т. 264. - С. 05043.

3. Bakhron o'gli T.Z. et al. SORTING HILLS CURRENT PROBLEMS IN AUTOMATION AND TELEMECHANICS SYSTEMS //Open Access Repository. - 2022. - Т. 9. - №. 02. - С. 1-4.

4. Talat G., Zokhid T. TO THE QUESTION OF RESEARCH OF NONLINEAR IDENTIFICATIONS OF COMPLEX OBJECTS //Universum: технические науки. - 2022. - №. 11-7 (104). - С. 59-63.

№ 1 (106)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

январь, 2023 г.

5. Курбанов Ж.Ф., Тошбоев З.Б. У. ТЕМИР ЙУЛ САРАЛАШ ТЕПАЛИГИ АВТОМАТИКА ВА ТЕЛЕМЕХАНИКА НАЗОРАТ ^УРИЛМАЛАРИНИ МИКРОПРОЦЕССОР БОШ^АРУВ АСОСИДА ТАКОМИЛЛАШТИРИШ // Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 5. - С. 425-431.

6. Курбанов Ж.Ф., Тошбоев З.Б. У. САРАЛАШ ТЕПАЛИГИДАГИ АВТОМАТЛАШТИРИЛГАН БОШ^АРУВ ТИЗИМИ ЖАРАЁНЛАРИНИ РИВОЖЛАНТИРИШНИ АСОСИЙ ТАМОЙИЛЛАРИ //Scientific progress. -2021. - Т. 2. - №. 5. - С. 432-435.

7. Bahron o'g'li T.Z. IMPROVEMENT OF MICROPROCESSOR CONTROL OF RAILWAY DECELERATION WAGON DECELERATION DEVICES. 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.