теллектуальный потенциал, творческую активность), так и личных затрат граждан в получение образования, повышение профессиональной подготовки, укрепление здоровья и др. Инвестиции в человеческий капитал - целенаправленное вложение средств в отрасли и сферы, обеспечивающие улучшение качественных параметров человека, в первую очередь его рабочей силы (уровня образованности, развития интеллекта, творческого потенциала, физического и психического здоровья, системы мотивации, ценностных установок и т.д.) [2, с. 98-99]. Человеческие способности, дарования, знания, навыки и т.п. сейчас признаются особой формой капитала, который принимает участие в процессе производства наряду с его вещественной формой. Тем самым расширяется трактовка самого понятия капитал, который выступает в вещественной и невещественной формах.
Можно сделать вывод, что инвестиции являются основной воспроизводственной категорией и представляют собой все вложения, которые способствуют повышению эффективности использования ресурсов предприятия, а также процесс, в ходе которого осуществляется преобразование ресурсов в затраты с учетом целевых установок инвесторов - получения дохода (эффекта).
Список литературы:
1. Анискин Ю.П. Управление инвестициями: учеб. пособие / Ю.П. Анис-кин. - М.: Омега-Л, 2006. - 192 с.
2. Гуслистый А.В. Управление инвестициями / А.В. Гуслистый. - М.: Интернет-Трейдинг, 2005. - 272 с.
3. Инвестиции / Под. ред. М. В. Чиненова. - М.: КноРус, 2010. - 365 с.
4. Маренков Н.Л. Основы управления инвестициями / Н.Л. Маренков. -М.: Едиториал УРСС, 2007. - 480 с.
5. Мишин Ю.В. Инвестиции в конкурентоспособное производство / Ю.В. Мишин. - М.: КНОРУС, 2005. - 288 с.
СИСТЕМНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАНОИНДУСТРИИ РФ1
© Орлова А.А.*
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Исследованы особенности развития наноиндустрии на основе системного анализа. Выявлены основные системные признаки наноиндустрии РФ. Определены основные ее составляющие.
1 При поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области, грант № 12-12-34009 а/В.
* Аспирант кафедры Мировой и региональной экономики.
В конце XX - начале XXI веков развитие нанотехнологий и наноинду-стрии стало одним из самых приоритетных направлений экономического развития ведущих держав мира. Для России данное направление развития также является ключевым. Подтверждением этому является ряд программ, принятых правительством, направленных на устойчивое развитие наноин-дустрии РФ [1-3].
Несмотря на значительное внимание со стороны государства к нано-индустрии и наличие институциональных основ развития как самой нано-индустрии, так и ее инфраструктуры, на федеральном и региональном уровнях нет четкого понимания структуры наноиндустрии, а также функций и состава инфраструктуры.
В современных условиях системный характер наноиндустрии не вызывает сомнения. Двоякий подход к сущности наноиндустрии как совокупности экономических отношений между ее элементами по поводу производства новых специфических товаров с заранее заданными свойствами и как специфической организации и взаимодействия элементов наноиндустрии обусловлен самим определением системы, которое трактуется как совокупность элементов, взаимосвязанных между собой, и как совокупность отношений этих элементов. Первый подход основан на структуре наноиндустрии и подчеркивает множество элементов, входящих в ее состав, второй - на функционировании системы и подчеркивает взаимодействие между элементами.
С точки зрения системного подхода основными признаками системы являются: целевая функция, множество составляющих ее элементов, иерархия, взаимодействие с внешней средой. Рассмотрим выделенные основные признаки применительно к наноиндустрии как системе.
Целевой функцией наноиндустрии является обеспечение выпуска нужной продукции в запланированном объеме, определенного качества с заранее запланированными свойствами путем использования наноматериалов и нанотехнологий при минимуме материальных, энергетических, трудовых и денежных затрат в целях интенсивного развития экономики государства.
Можно выделить следующие перспективы применения нанопродукции в различных отраслях экономики и сферах жизнедеятельности человека: в промышленности - производство новых материалов с высокими заранее заданными характеристиками; в сфере здравоохранения - увеличение продолжительности жизни населения и улучшение ее качества, расширение физических возможностей человека; в фармакологической отрасли - производство новых препаратов с улучшенными терапевтическими свойствами; в транспорте - производство более легкой, быстрой и надежной техники; в сельском хозяйстве - увеличение урожайности культур, ускорение развития возобновляемых источников энергии, совершенствование систем орошения [4].
В рамках системного подхода к исследованию наноиндустрии определим ее основные элементы и иерархию.
К основным элементам относятся:
- объекты наноиндустрии (наноматериалы и нанотехнологии);
- субъекты (научно-исследовательские организации и / или отдельные исследователи, производственные предприятия, государство, финансово-кредитные организации).
В «Программе развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года» было дано определение нанообъекта. «Нанообъект - объект, линейный размер которого хотя бы в одном направлении составляет порядка 1-100 нм» [5]. Спектр объектов наноиндустрии достаточно широк, начиная «от ультрадисперсных сред до наноструктурированных многослойных материалов и кристаллов, включая квантоворазмерные структуры с размерностями локализации: один - «квантовые ямы», два - квантовые проволоки или нити, три - квантовые точки» [6].
Особенность объекта наноиндустрии заключается в диапазоне пространственных размеров, в котором происходят действия и процессы, - это нано-метровый диапазон.
Относительно недавно государство, представленное своими профильными министерствами и ведомствами, являлось фактически единственным субъектом, определяющим приоритеты развития в высокотехнологичных отраслях, а также перспективные направления научно-технического прогресса. В современных условиях ситуация изменилась: в России активными субъектами политики в области высоких технологий становятся региональные власти, крупные корпорации, наукограды и муниципальные образования, в которых был накоплен значительный научный, кадровый и технологический потенциал.
В современных условиях централизованное управление процессом научно-технического развития не представляется возможным. Прежде всего, это относится к вопросам разработки и применения нанотехнологий, где при постановке стратегических задач должен быть задействован коллективный интеллект, мощные, как правило, распределенные, аналитические и экспертные системы.
В структуру наноиндустрии и ее инфраструктуры в рамках частно-государственного партнерства в сетевое взаимодействие вовлечены фирмы, компании, научные организации, государственные структуры, негосударственные исследовательские и аналитические центры, союзы и ассоциации. В таких условиях региональные и муниципальные органы власти вынуждены динамично реагировать и адаптироваться к происходящим изменениям. В рамках своей деятельности власти активно формируют новые горизонтальные и вертикальные связи, что ведет к объективному росту их роли в современных условиях развития государства [7].
С токи зрения экспертов, в современных условиях сложилась благоприятная ситуация для перехода к современному типу организации национальной наноиндустрии и ее инфраструктуры, имеющей сетевую структуру, развитые горизонтальные связи, выраженную региональную направленность с выделе-
нием, в качестве точек роста и повышения конкурентоспособности, террито-риально-локализованных инновационных нанотехнологических кластеров.
В последние несколько лет в наиболее развитых странах появилось большое число начинающих фирм (стартапов), которые осуществляют разработки в сфере нанотехнологий, а также частично уже успешно производят различные товары на их основе, называемые нанопродукцией. Такие фирмы, преимущественно, развивались на базе университетов научно-исследовательских центров. С другой стороны, наряду с малыми инновационными предприятиями, продукцию с использованием нанотехнологий и наноматериалов также производят и многие крупные, межнациональные фирмы и концерны.
Однако нужно исходить из того, что настоящие нанотехнологические инновации реализуются сравнительно небольшим числом предприятий. Основной причиной такой ситуации является то, что инвестиционные затраты на разработку и производство нанотехнологических товаров зачастую очень высоки. Более того, внедрение и дальнейшее использование нанотехнологий требует специальных знаний и высокой квалификации персонала [8].
Учитывая высокий уровень затрат на внедрение и использование нано-технологий в производстве, необходим механизм долевого финансирования такой модернизации. Около 49 % финансирования могут взять на себя госкорпорации такие как «Роснанотех». Несомненно, промышленные предприятия как конечные потребители проектов должны осуществлять определенные инвестиции, на них может приходиться до 25 %. Оставшуюся долю инвестиций могли бы взять на себя коммерческие банки.
Существенным фактом является и ряд качественных отличий нано-технологий от традиционных. Повышенная наукоемкость, междисципли-нарность и высокий уровень затрат на проведение научных исследований делают внедрение нанотехнологий не возможным без самого современного научного оборудования.
Наноиндустрия имеет всеобщий, многоуровневый, надотраслевой характер. Результатом самоорганизации системы является возникновение иерархических уровней наноиндустрии.
Ь1 Мегауровень наноиндустрии
Ь2 Мегамезоуровень наноиндустрии (ТНК, макрорегионы)
Ьз Макроуровень наноиндустрии (страны)
Ь4 Мезоуровень наноиндустрии (регионы и кластеры)
Ь5 Микроуровень наноиндустрии (фирма)
Ьб Микрорегиональный и локальный уровень наноиндустрии (производство)
Ь7 Миниуровень наноиндустрии (подразделение)
Ь8 Профессиональная рабочая группа
Ь9 Наноуровень наноиндустрии (индивидуальный актор)
Рис. 1. Структура базовых Ь3, Ь5, Ь7, Ь9) и мезоуровней наноиндустрии
Источник: составлено автором по [10].
Взаимодействие наноиндустрии с внешней средой обеспечивает нормальное ее функционирование. Выделяют внешнюю и внутреннюю среду, с которой взаимодействует наноиндустрия. Внешняя среда - микро- и макросреда (ближнее и дальнее окружение) оказывает либо прямое, либо косвенное влияние на элементы наноиндустрии и результат ее деятельности. В качестве компонентов макросреды выступают социальная, технологическая, экономическая и политическая сферы (СТЭП / ПЭСТ).
Компонентами внешней микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), бизнес-обасть, рынок новшеств, капитала, административные институты, звенья инфраструктуры наноиндустрии [9].
Наноиндустрия является сложной системой, в связи с чем, ее структура отражает не все элементы и связи между ними, а только наиболее существенные компоненты и связи.
Рассмотрев системные признаки наноиндустрии, можно сформулировать следующее определение наноиндустрии. Наноиндустрия представляет собой интегрированную систему производственных, научных и финансовых организаций различных форм собственности, осуществляющих целенаправленную деятельность по созданию интеллектуальной и конкурентоспособной наукоемкой промышленной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости и ранее недостижимыми технико-экономическими показателями.
Список литературы:
1. Концепция развития в Российской Федерации работ в области нано-технологий на период до 2010 г. [Электронный ресурс] // Российская национальная нанотехнологическая сеть: [сайт]. - Режим доступа: www.rus-nanonet.ru/docs/16687.
2. Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии» [Электронный ресурс] // Федеральный интернет-портал «Нанотехнологии и наноматериалы»: [сайт]. - Режим доступа: www.portalnano.ru/files/229.
3. Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года. [Электронный ресурс]: Одобрена Поручением Правительства РФ от 4 мая 2008 г. N ВЗ-П7-2702. - Режим доступа: www.mon.gov.ru/work/ nti/dok/str/nano 15.doc.
4. Сергеев, Д.А. Перспективы развития нанотехнологий [Электронный ресурс] // Nano news net официальный сайт о нанотехнологиях в России. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://old.nanonewsnet.ru/in-dex.php?module=Pagesetter&func=viewpub&tid=6&pid=110.
5. Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года [Электронный ресурс]: Одобрена Поручением Правительства РФ от 4 мая 2008 г. N ВЗ-П7-2702. - Режим доступа: www.mon.gov.ru/ work/nti/dok/str/nano 15.doc.
6. Тодуа П. Нанотехнологии. Нанометрология и стандартизация [Электронный ресурс] // Научно-технический журнал «Наноиндустрия». - 2009. -№ 2. - Режим доступа: http://www.nanoindustry.su/issue/2009/2/7.
7. Провинцев П. Международный форум «Высокие технологии XXI века» / П. Провинцев // Наноиндустрия. - 2007. - № 2. - С. 5-6. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.nanoindustry.su/files/article_ pdf/2/article_2658_639.pdf.
8. Хартманн У Очарование нанотехнологии / У Хартманн. - 2-е издание, исправленное / Пер. с нем. Т.Н. Захаровой под ред. проф. Л.Н. Патрикеева. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - С. 114.
9. Репьев А.П. Маркетинговое мышление или Клиентомания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/204652/read.
10. Стратегия и тактика государственной политики развития наноин-дустрии в России: материалы к докладу на Общем собрании Отделения общественных наук, 13 декабря 2010 г. / О.В. Иншаков; РАН, Отд-ние обществ. наук. - М.; Волгоград: Изд-во ВолГУ 2010. - С. 3.
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОЦВЕТАНИЯ РОССИИ
© Трифонов Е.В.*
Норильский индустриальный институт, г. Норильск
Основным средством коренной модернизации российского общества является демократизация отношений собственности. Историческое развитие отрицает как монополизацию частной собственности олигархами, так и уничтожение частной собственности вообще. Демократизация отношений собственности преодолевает ее монополизацию и обеспечивает распространение частной собственности на капитал на каждого члена общества.
В обществе множатся разнообразные идеи общенациональной программы модернизации России. Отличие предлагаемой общенациональной программы развития России от подобных программ состоит в концепции экономической и общественно-политической модернизации страны. Программы технической и технологической модернизации, которые преобладают, должны быть дополнены программой общественных преобразований. Возрождение и развитие России предполагают как техническую, так и общественно-политическую модернизацию страны.
* Доцент кафедры Бухгалтерского учета и финансов, кандидат экономических наук, доцент.