Болодурина М.П.,
к.э.н., доцент кафедры финансов Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected] Андреева Ю. С.,
магистр финансово-экономического факультета Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
СИСТЕМА ТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПОЛИКРИТЕРИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ
Цель исследования заключается в развитии методического обеспечения оценки эффективности деятельности компании.
В настоящей работе отражены результаты терминологического анализа понятия «эффективность» и родственных ему понятий, определена его поликритериальная сущность, проанализированы существующие подходы к оценке эффективности, охарактеризован состав, преимущества и недостатки показателей оценки. Проведена систематизация показателей оценки эффективности в разрезе подходов для проведения поликритериальной оценки эффективности деятельности компаний.
Ключевые слова: эффективность, оценка эффективности, система показателей.
Bolodurina M.P., Andreeva J.S.
SYSTEMATIZATION OF THE APPROACHES TO CONDUCTING MULTICRITERIA ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF ACTIVITIES OF COMPANIES
The aim of the study is the development of methodological support of es-
timation of efficiency of activity of the company.
The present work shows the results of terminological analysis of the concept of «efficiency» and related concepts are defined policitally essence, analyzed existing approaches to assessing the effectiveness of the described composition, the advantages and disadvantages of assessment indicators. Conducted systematization of indicators to measure efficiency in terms of approaches for conducting polyethera-mines of evaluating the performance of companies.
Keywords: the efficiency, effectiveness evaluation, indicators.
Мысль о том, что нельзя управлять тем, что не можем оценить, подтверждает актуальность проблемы оценки эффективности деятельности для компании.
Эффективность, по мнению целого ряда исследователей, является весьма сложной категорией экономической науки. При этом понятия эффект, эффективность, результативность относятся к числу важнейших экономических категорий, используемых в процессе анализа деятельности компании. Все они являются показателями успешности деятельности и тесно связаны между собой. Тем не менее их следует различать. Понятие эффект не вызывает особых разногласий, а вот к пониманию сущности экономической эффективности и ее отличий от результативности в экономической науке до сих пор наблюдаются различные подходы.
В результате изучения отечественного и зарубежного опыта, посвященного оценке эффективности, представляется возможным выделить несколько самостоятельных подходов к трактовке понятия эффективность. Систематизация этих подходов представлена на рисунке 1.
Затратный подход
Рисунок 1 - Методологические подходы к трактовке эффективности [1]
Большинство современных авторов придерживаются словарных определений, рассматривают эффективность как относительный эффект. В сущности, эффективность трактуется как экономичность, производительность, характеристика уровня использования производственных мощностей и ресурсов, т.е. чем выше результат и чем меньше затраты, тем эффективнее работает экономическая система [1].
Исходя из существенности затрат или ресурсов, включаемых в базу сравнения расчета эффективности хозяйственной деятельности компании, встречается два основных подхода к анализу эффективности. При потенциальном подходе эффект сопоставляется с потенциальными (непотребленными) ресурсами, тем самым определяется прогнозная эффективность. При затратном подходе полученный эффект сопоставляется с затратами как потребленными ресурсами, тем самым определяется реальная (текущая) эффективность.
Второй подход заключается в оценке эффективности как измерении степени достижения поставленных целей, т.е. происходит отождествление понятий эффективность и результативность. В рамках данного подхода можно рассмотреть два направления: управленческое, когда эффективность трактуется как достижение целей управления, и стейкхолдерское, когда эффектив-
ность трактуется как выполнение требований заинтересованных групп лиц.
Первого подхода придерживаются М.В. Мельник и В.В. Бердников [2], Г.В. Гернес, ЕЮ. Духонин, Д.В. Исаев [3] и др. Они предлагают оценивать эффективность через соотношение фактических результатов деятельности с желаемыми. Эффективность в их понимании - это мера достижения целей компании.
Второе направление более широкое, оно заключается в определении эффективности компании как меры удовлетворения определенных требований акционеров, инвесторов, потребителей, менеджеров. Иными словами, эффективность - мера достижения частных целей, которые являются требованиями определенных категорий заинтересованных лиц. Наиболее полно раскрыт данный подход у Э. Хелферта [4]. Так, к числу основных партнерских групп он относит владельцев, менеджеров, поэтому показатели группируются в соответствии с интересами данных лиц. Данная точка зрения отмечена и у М.В. Мейера [5].
Таким образом, среди авторов наиболее распространены две точки зрения на сущность эффективности. Большинство экономистов под эффективностью понимают экономичность деятельности, степень отдачи используемых ресурсов. Остальные рассматри-
вают ее - как степень достижения поставленных целей и решение задач, тем самым отождествляя понятия результативность и эффективность. И в том, и в другом случае эффективность рассматривается как характеристика результата.
Однако можно выделить еще одно самостоятельное, но недостаточно широко распространенное направление научной мысли - эффективность деятельности есть нефинансовая характеристика действий и процессов, благодаря которой достигается успех.
В определении факторов, наибольшим образом оказывающих
влияние на эффективность, наблюдается единение мнений. Так, принято выделять внешние факторы (рыночные, экономические, технологические, политические, социально-культурные) и внутренние (рабочая сила, средства производства, используемые ресурсы, система менеджмента, организация бизнес-процессов). В результате влияния этого многообразия факторов, можно рассматривать различные виды эффективности, представленные в таблице 1, в зависимости от выделенного классификационного признака.
Таблица 1 - Классификация эффективности по видам [6]
Классификационный признак Вид эффективности
Области возможного эффекта экономическая, социальная, эффективность менеджмента
Блоки хозяйственной деятельности эффективность закупок, производства, сбыта
Уровень экономической системы эффективность рабочего места, производственного участка, цеха, предприятий, предприятий региона, государства, межгосударственной системы
Элементы системы менеджмента эффективность субъектов, объектов
Функции менеджмента эффективность прогнозирования, планирования, организации, мотивации, контроля, учета, анализа, нормирования, координации
Стиль управления эффективность авторитарного, демократического, либерального стилей управления
Тип сферы производства эффективность основного, вспомогательного, обслуживающего производства
Уровень системы менеджмента эффективность низшего, среднего, высшего уровня
Характер производственного процесса эффективность технологического, логистического процесса
Стадия управленческого решения эффективность подготовки, принятия, реализации, оценки управленческих решений
Вид ресурсов эффективность материальных, информационных, финансовых, инвестиционных, человеческих ресурсов
Стадия бизнес-процесса эффективность действий, операций, функций, видов деятельности
Политика продвижения товаров эффективность рекламы, стимулирования сбыта, РЯ
Отношение к предприятию внешняя и внутренняя эффективность
Характер адаптации к внешней среде статическая и динамическая эффективность
Величина полученного эффекта локальная (коммерческая), народохозяйственная эффективность
Масштаб деятельности эффективность отдельного продукта, направления деятельности, эффективность на рынке региона, страны, экспортная эффективность
А.Д. Шеремет выделяет следующие факторы эффективности хозяйственной деятельности компании:
- социальные условия и уровень использования человеческого фактора;
- природные условия и уровень рациональности природопользования;
- научно-технический прогресс и научно- технический уровень производства и продукции;
- внешнеэкономические связи и уровень их развития;
- структуру хозяйственной системы и уровень организации производства и труда;
- хозяйственный механизм и уровень организации управления [7].
Широко известен принцип «сначала сохранение, потом развитие», который присущ определению эффективности деятельности отечественных компаний, но в современных условиях необходимо переходить на новую парадигму, предложенную Виссема Х. - «сохранение посредством развития». Именно это позволит осуществить переход управления с одного качественного уровня на другой. Этой точки зрения также придерживается и Гительман Л.Д. [6]
Одной из причин такого разнообразия трактовок может быть историческое происхождение самого понятия и его приход в русский язык. Так, два совершенно разных английских термина efficiency и effectiveness часто на русский язык переводятся одним словом - эффективность. Но разница принципиальная: efficiency означает экономичность в смысле рационального расходования ресурсов, в то время как effectiveness трактуется как результативность в смысле достижения поставленных целей.
Таким образом, под экономической эффективностью следует понимать комплексное отражение конечных результатов использования различных ресурсов для достижения целей производственной или иной деятельности компании, т.е. следует рассматривать эффективность как «индивидуальный набор финансовых и нефинансовых показателей компании». Результаты терминологического исследования понятия «эффективность», а также других родственных ему и тесно взаимосвязанных с ним понятий, обобщены и представлены на рисунке 2.
Данная схема отражает сущность противоположных по смыслу понятий, например, таких как деструктивность и
эффективность, которые рассматриваются Болдыревой Н.П. [6]
На основе вышеизложенного необходимо отметить, что в современной литературе не наблюдается единой трактовки категории «эффективность». В большинстве исследований эффективность рассматривается как характеристика результата деятельности, находящаяся под влиянием разнонаправленного множества факторов.
Детализация процедурной стороны оценки эффективности зависит от поставленных целей, а также от различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Достоверность и объективность результатов оценки эффективности непосредственно зависят от полноты и качества используемой информации. Необходимо отметить роль информационной системы в управлении эффективностью деятельности в промышленных компаниях, которые обременены движением прогресса, а значит, и модернизацией своего производства, развитием инновационного потенциала. В современном обществе информация и скорость ее передачи занимают ключевую позицию в становлении, развитии хозяйствующих субъектов, поэтому важно уделить особое внимание информационному обеспечению исследуемого процесса.
Связь информационных систем управления эффективностью с самой процедурой оценки заключается в том, что, основываясь на сформированном информационном обеспечении, разработчик методики может включить тот или иной критерий в систему показателей оценки эффективности. Поликритериальная оценка эффективности предполагает использование целого ряда качественных нефинансовых показателей, расчет которых затруднен или невозможен для большинства отечественных компаний. Это объясняется следующими причинами: на практике не всегда используются унифицированные формы
регистрации данных; не определены ответственные за сбор «нефинансовой информации» для различных уровней управления компанией; не ведется архивация данных на долгосрочной осно-
ве, ввиду трансформационных процессов, происходящих в российской экономике в целом и отечественных промышленных компаниях, в частности.
Итог 1
Итог 3
Итог N - количественный или качественный абсолютный показатель, характеризующий аспект хозяйственной деятельности предприятия в определенный момент времени
положительш
1 г
Эффект - результат, отражающий позитивные тенденции в развитии компании
Результат - совокупный (интегральный) итог характеризующий состояние одной и/или нескольких сфер и всей хозяйственной деятельности предприятия в определенный момент времени
отрицательныи
затраты
Деструкция - противоположное по смыслу понятию эффект, т.е. характеризующее негативные тенденции развития, деградацию компании
Эффективность - относительный показатель, характеризующий позитивную динамику развития компании в определенный момент времени и равный отношению результата (эффекта) к затратам, обусловившим его получение
Деструктивность - относительный показатель, характеризующий негативную динамику развития компании в технологическом, рыночном, организационном, социальном, экономическом, финансовом аспекте в определенный момент времени
Рисунок 2 - Схема, отражающая результаты терминологического анализа понятия «эффективность» и родственных ему понятий
Таким образом, информационное обеспечение анализа эффективности деятельности - важнейшая характеристика при оценке деятельности компании, так как именно от качества информации и ее источников зависит объективность и реальность полученных результатов, которые в свою очередь станут основой принимаемых управленческих решений, рассчитываемых прогно-
зов. На основе имеющегося информационного обеспечения для оценки эффективности деятельности компании осуществляется выбор соответствующего подхода и методики. Для управления эффективностью деятельности конкретной компании необходима разработка единых подходов к измерению и оценке работы компании в условиях постоянных изменений внешней и внутренней
среды. Но как не существует единой трактовки категории эффективность, так и не существует в настоящее время единой общепризнанной методики ее анализа и оценки.
Длительное время способы измерения эффективности деятельности коммерческих компаний были относительно простыми, поскольку предполагалось, что их стремление к максимизации прибыли упрощает измерение эффективности. Появление сбалансированной системы показателей и других современных концепций стало сигналом того, насколько сложным и трудоемким процессом является измерение эффек-
тивности. Эволюция показателей эффективности обусловлена переходом от операционного менеджмента к стратегическому, расширение угла зрения финансовых менеджеров и экономистов.
Представляется возможным и целесообразным сгруппировать предлагаемые в современной экономической литературе методы оценки эффективности в методические подходы, представленные на рисунке 3. Под методическим подходом в данном случае понимают перечень критериев и показателей эффективности, совокупность способов исследования эффективности деятельности.
Современные подходы к оценке эффективности деятельности предприятия
С точки зрения управления ресурсами
С точки зрения управления денежными потоками
С точки зрения
создаваемой бизнесом стоимости
С точки зрения эффективности бизнес-процессов
Аккумулирует все подходы
Ресурсоемкость, ресурсоотдача, рентабельность, оборачиваемость
Денежный поток, чистая текущая стоимость и т.д.
Остаточный доход, ЕУЛ, МУЛ и др.
Клиентская рентабельность, рентабельность бизнес-процессов
Совокупность финансовых и нефинансовых показателей
Рисунок 3 - Подходы к оценке
Все способы оценки эффективности деятельности, в основе которых лежит оценка эффективности и измерение интенсивности использования ресурсов, сопоставление темпов роста основных показателей деятельности, видится возможным объединить в один подход -экономический.
Экономический подход нацелен на измерение, как правило, текущей эффективности основной деятельности. С помощью данного подхода можно опре-
ективности деятельности [1]
делить эффективность производства или эффективность использования отдельных ресурсов, сбалансированность развития компании. В рамках выделенного подхода к оценке эффективности можно выделить несколько относительно самостоятельных способов измерения эффективности, так называемые затратный и потенциальный подходы, оценку деловой активности, рентабельности, анализ динамических рядов данных [1].
Предлагаемые широким кругом авторов затратный и ресурсный подходы не противоречат друг другу, совместное применение их при анализе позволяет более полно исследовать эффективность использования затраченных ресурсов и ресурсного потенциала компании.
Для оценки эффективности деятельности используются также показатели деловой активности и рентабельности. В рамках экономического подхода наиболее распространен способ оценки эффективности деятельности компании через показатели рентабельности.
Так, В.Я. Поздняков называет рентабельность основным синтетическим (обобщающим) показателем, характеризующим экономическую эффективность компании [13]. Показатели рентабельности первичны, просты в расчете трактовки значений, а кроме того соответствуют господствовавшей прежде концепции о максимизации получаемой прибыли как главной цели деятельности любого коммерческого предприятия. Оценку же стратегической эффективности компании предлагают Д.А. Ендо-вицкий и В.Е. Соболева [14].
В качестве следующего подхода можно выделить подход, в основе которого лежит измерение денежных потоков. Денежные потоки обусловливают осуществление хозяйственной деятельности компании практически во всех ее аспектах, а потому представляют наибольший интерес для анализа в ряду показателей финансовых результатов. В рамках данной группировки методов оценки эффективности можно назвать этот подход финансовым.
В основе подхода лежит сопоставление эффекта денежных потоков с затратами. Методики, которые следует отнести к данному подходу, применяются для оценки эффективности инвестиционных проектов, но могут применяться и в целом для оценки эффективности деятельности компании. Это не только измерение величины денежных потоков,
но и ЫРУ-анализ и производные от него. Наибольшее распространение получили динамические показатели эффективности инвестиций, учитывающие изменение стоимости денег во времени.
Современные тенденции в развитии менеджмента формулируют главную стратегическую цель организации как сбалансированное удовлетворение потребностей заинтересованных сторон. Поэтому широкое распространение в современной литературе получил именно стоимостный подход к оценке эффективности деятельности компании, иначе - подход ценностно-ориентированного управления.
В рамках данного подхода используются индикаторы созданной или разрушенной бизнесом стоимости, а привычный показатель рентабельности из самостоятельного показателя эффективности превращается в фактор стоимости бизнеса.
Следующий подход - процессный. Любую компанию можно рассматривать как совокупность бизнес-процессов. Применение процессного подхода позволяет решить проблему концепции черного ящика при оценке эффективности, которая заключается в том, что нивелируются различия между компанией и ее бизнес-единицами, агрегация показателей скрывает важную информацию об источниках их изменчивости. Предлагается отнести к данному подходу метод процессно-ориентированного анализа рентабельности, предложенный М.В. Мейером [5].
Также можно выделить комплексный подход к измерению эффективности деятельности компании, который предусматривает использование различных показателей: классических финансовых, стоимостных и нефинансовых.
К данному подходу можно отнести существующие в американской практике управленческого учета рекомендации по использованию показателей для оценки эффективности деятельности компании, которые изложены в стандарте управ-
ленческого учета «Измерение эффективности предприятия» [1].
В данной системе показателей наряду с привычными показателями, используемыми большинством крупных и средних компаний, присутствуют и стоимостные.
К комплексному подходу следует отнести концепцию сбалансированной системы показателей. Она была разработана американскими учеными Нортоном и Капланом в начале 90-х годов и применяется в крупнейших компаниях как государственного, так и частного сектора. Данная концепция основана на балансе между краткосрочными и долгосрочными показателями, финансовыми и нефинансовыми, результирующими и опережающими. Сбалансированная система показателей предполагает, что предприятие рассматривается с точки зрения шести взаимосвязанных аспектов: финансов, клиентов, обучения и разви-
тия персонала, внутренних бизнес-процессов, удовлетворенности сотрудников, окружающей среды и сообщества.
Важно не забывать включать в систему при необходимости технико-экономические и специфические показатели, отражающие отдельные стороны процесса производства промышленных компаний или учитывающие специфические факторы роста такой компании. В настоящее время сбалансированная система показателей рассматривается в качестве одного из важнейших инструментов системы управления организацией.
Особое место занимают ключевые показатели. Так, на рисунке 4 представлен состав, достоинства и недостатки ключевых показателей результативности. Из представленной схемы видно, что наибольшим количеством достоинств обладают именно стоимостные показатели, которые уже получили мировое признание.
Рисунок 4 - Состав, достоинства и недостатки ключевых показателей результативности
Таким образом, выделим показатели оценки эффективности, присущие рассмотренным подходам (табл. 2). Но следует отметить, что представленная систематизация показателей не является универсальной, так как предполагает субъективный взгляд на их выбор заинтересованными группами пользователей в зависимости от сформированных целей и приоритетов. Для проведения
комплексной оценки эффективности считаем необходимым использовать индивидуальный набор параметров, объединенных в рейтинг, что подтверждается сформировавшаяся практикой оценки эффективности инвестиционно-финансовой, операционной деятельности крупнейших публичных предприятий, лидеров отраслей.
Таблица 2 - Систематизация показателей в разрезе подходов для проведения поликритериальной оценки эффективности деятельности компаний
Показатель Порядок расчета
1. Экономический
ресурсоемкость затраты примененного в производстве ресурса/полученный результат
рентабельность прибыль/показатель, рентабельность которого следует определить
ресурсоотдача выручка/средняя величина активов
оборачиваемость выручка/показатель, оборачиваемость которого следует определить
2. Финансовый
денежный поток FCF=ЧП+А +АДО-АСОК-КВ
чистая текущая стоимость ^ Т NPV= > ----/„ 6(1 + г)- 0
3. Стоимостный
экономическая
добавленная стои- EVA =IC*(ROIC-WACC)
мость
рыночная добавленная стоимость MVA= EVA/ WACC
4. Процессный
клиентская рентабельность доходы от клиента/расходы на обслуживание клиента
процессность отношение количества «разрывов» (отсутствие причинно-следственной связи между экземплярами - действиями бизнес-процесса) к сумме классов процессов
контролируемость отношение количества классов бизнес-процесса к количеству собственников процесса
регулируемость отношение количества имеющейся регламентной документации к количеству классов
5. Комплексный
прибыль в расчете на сотрудника прибыль/количество сотрудников
коэффициент до- £рг — (норма отраслевой рентабельности * валюта баланса)
статочности прибыли
длительность хо-
зяйственных связей наличие долговременных связей, большая часть с постоянными контрагентами
длительность работы на рынке количество лет с момента образования по текущий период
Первоначально рейтингование использовалось для оценки эффективности крупных компаний как в зарубежной, так и в отечественной практике. С
одной стороны, рейтингование, как инструмент анализа, является основой деятельности специализированных рейтинговых агентств. С другой стороны,
является информационным источником и основой принятия управленческих решений собственниками, менеджментом компаний, финансовыми институтами и внешними пользователями.
Учитывая наличие разнонаправленных требований и ожиданий субъектов внешней и внутренней среды компании, необходимо оценивать ее общую эффективность многокритериальным и многоуровневым образом, затрагивая интересы контрагентов и самой компании как экономического субъекта, осуществляющего протяженное во времени объединение организационных, производственных, рыночных, инновационно-воспроизводственных процессов. Система показателей эффективности, соответствующая всему многообразию стратегических целей и позволяющая адекватно оценить их реализацию, должна учитывать особенности ориентации компании, ее специфику, а также - состояние окружающей среды, степени ее воздействия и другие факторы.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод о многообразии методик оценки эффективности, а также о значительном увеличении их количества в последнее время. Наиболее рациональным является комплексный, системный подход, предусматривающий разработку и внедрение индивидуальной системы показателей, учитывающей особенности деятельности конкретной компании и демонстрирующей причинно-следственные связи процессов, способной дать полную картину деятельности. Также систематизация имеет практическую значимость в случае формирования критериев оценки деятельности подразделений, отдельных направлений деятельности и всей компании в целом.
Систематизация подходов видится необходимой с практической точки зрения, так как она облегчает восприятие, а также может служить основой для выбора менеджером того или иного подхода. А комплексный подход - это
научная база принятия эффективных управленческих решений в бизнесе. В отечественной и зарубежной практике используются различные приемы комплексных оценок, отличные друг от друга как по целям, так и по методам, но заимствование отдельных элементов способствует развитию методического обеспечения оценки эффективности деятельности различных компаний, с учетом их внутренних и отраслевых особенностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Болодурина М.П. Система показателей оценки эффективности деятельности предприятий в составе нефтегазового холдинга // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. -№ 35. - С. 48-59.
2. Мельник М.В., Бердников В.В. Анализ и контроль в коммерческой организации: учебник. - М.: ЭкСМО, 2011.
3. Духонин Е.Ю., Исаев Д.В., Мостовой Е.Л. Управление эффективностью бизнеса / под ред. Г.В. Генса. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
4. Хелферт Э. Техника финансового анализа / пер. с англ. - М.: Аудит : Юнити, 1996.
5. Мейер М.В. Оценка эффективности бизнеса / пер. с англ. - М.: Вершина, 2004.
6. Болдырева Н.П. Сущность и критерии экономической эффективности производства в современных условиях // Проблемы и перспективы экономики России : сб. науч. тр. - Орск: ОГ-ТИ, 2002. - С. 122-125.
7. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ : учеб. пособие для студентов вузов / А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 479 с.
8. Кузнецова Л.Н. Анализ состояния управленческого учета в организациях и перспектив его развития // Управленческий учет. - 2013. - № 1. -С. 21-30.
9. Ефимова, О.В. Годовая отчетность для целей финансового анализа // Бухгалтерский учет. 2009. № 2. С. 32-3l.
1G. Осмоловский В.В., Кравченко Л.И., Русак Н.А. Теория анализа хозяйственной деятельности : учеб. - Мн.: Новое знание, 2GG5. - 318 с.
11. Лоханина И.М. Финансовый анализ на основе бухгалтерской отчетности : учеб. пособие. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - Ярославль: Сервис, 2GGl. -103 с.
12. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ : учеб. пособие. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2GGl. - 479 с.
13. Поздняков М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник. - М.: ИНФРА-М, 2GG9. - 617 с.
14. Ендовицкий Д.А., Соболева В.Е. Экономический анализ компаний. - М.: КноРус, 2G13. - 438 с.
15. Лисицина Е.В. Ключевые показатели результативности в системе показателей эффективности деятельности компании // Управление финансами предприятия. - 2G12. - № 4. - С. 13-2l.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Boloduri^ M.P. System of indexes of estimation of efficiency of activity of enterprises in the structure of oil and gas holding company // The Economic analysis: the theory and practice. - 2G12. -№ 35. - P. 4В-59.
2. Melnik M.V., Berdnikov V.V. Analysis and control in the commercial organization: textbook. - M.: Eksmo, 2G11.
3. Duhonin E.J., Isaev D.V., Mos-tovoi E.L. The business performance Management / under edition of G.V. Gens. -Alpina Business books, 2GGB.
4. Helfert E. Techniques of financial analysis. - М.: Audit : Unity, 1996.
5. Meyer M.V. Assessment of efficiency of business. - M.: Top, 2004.
6. Boldyreva N.P. The nature and criteria of economic efficiency of production in modern conditions // Collection of scientific works «Problems and perspectives of Russian economy». - Orsk: OGTI, 2002. - P. 122-125.
7. Sheremet A.D. Finance management and analysis: textbook, manual for students of universities. - M.: INFRA-M, 2009.
8. Kuznetsov L.N. Analysis of the status of management accounting in organizations and prospects of its development // Managerial accounting. - 2013. - № 1. -P. 21-30.
9. Efimova O.V. Annual accounts for purposes of financial analysis // Accounting. - 2009. - № 2. - P. 32-37.
10. Osmolovsky V.V., Kravchen-ko L.I., Rusak N.A. Theory of analysis of economic activity: textbook. - Minsk: New knowledge, 2005. - 318 p.
11. Lahaina I.M. Financial analysis on the basis of financial statements: textbook. - Yaroslavl: Service, 2007. - 103 p.
12. Selezneva N.N., Ionova A.F.,. Financial analysis: textbook. - M.: UNITY-DANA, 2007. - 479 p.
13. Pozdnyakov M. Analysis and diagnostics of financial and economic activity of enterprises: textbook. - M.: INFRA-M, 2009. - 617 p.
14. Endovitskii D.A., Sobolev V.E. Economic analysis of companies: scientific publication. - M.: KnoRus, 2013. - 438 p.
15. Lisitsina E.V. Key performance indicators in the system of indicators of efficiency of activity of the company // Management of company. - 2012. - № 4. - P. 13-27.