Научная статья на тему 'Систематизация подходов к информационному взаимодействию педагогического вуза с выпускниками'

Систематизация подходов к информационному взаимодействию педагогического вуза с выпускниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПОНЕНТА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATIZATION OF EDUCATION / COMPONENT / INFORMATION INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атанасян Сергей Левонович, Григорьев Сергей Георгиевич, Гриншкун Вадим Валерьевич, Козловских Лидия Александровна

В статье описываются возможности расширения информационной образовательной среды педагогического вуза за счет выделения в ней отдельной компоненты взаимодействия с учителями выпускниками педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ordering of approaches to information interaction of pedagogical university with graduates

In article possibilities of expansion of the information educational environment of pedagogical university at the expense of allocation in it separate components of interaction with teachers graduates of pedagogical high school are described.

Текст научной работы на тему «Систематизация подходов к информационному взаимодействию педагогического вуза с выпускниками»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С ВЫПУСКНИКАМИ

С.Л. Атанасян, С.Г. Григорьев,

В.В. Гриншкун

Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, Москва, Россия, 129226

Л.А. Козловских

Московский государственный университет технологии и управления ул. Земляной вал, 73, Москва, Россия

В статье описываются возможности расширения информационной образовательной среды педагогического вуза за счет выделения в ней отдельной компоненты взаимодействия с учителями — выпускниками педагогического вуза.

Ключевые слова: информационная образовательная среда, информатизация образования, компонента, информационное взаимодействие.

Широкой областью применения информационных технологий в педагогическом вузе является организационно-управленческая деятельность. В работе деканатов, бухгалтерий, учебных, кадровых и других служб используются средства автоматизации, применяются компьютерные базы данных, содержащие сведения о студентах, преподавателях, средствах обучения, а также многие другие специализированные средства информатизации. Информационное обеспечение процессов взаимодействия педагогического вуза с выпускниками, работающими в школах, обладает спецификой. Учет их опыта работы и мнения позволит повысить качество подготовки выпускников — будущих учителей.

В рамках проводимых исследований предпринимаются попытки интегрировать подходы к информатизации обучения и методику подготовки педагогов с тех-

нологиями управления педагогическим вузом. Обосновано повышение качества подготовки специалистов при условии использования информационных и телекоммуникационных технологий в управлении деятельностью вуза. Однако в настоящее время не разработаны теоретические основы систематизации и интеграции подобных средств, обеспечения их полноты для эффективного решения всех образовательных задач, стоящих перед вузом в рамках подготовки учителей. Это затрудняет масштабное внедрение средств информатизации в работу вузов. В педагогических вузах отсутствует системность в разработке, накоплении и практическом использовании информационных ресурсов.

Очевидно, что выработка теоретических подходов к систематизации информационных ресурсов, обеспечению полноты информатизации различных видов образовательной деятельности, а также к подготовке учителей с использованием унифицированных и взаимосвязанных средств информатизации будет способствовать формированию у выпускников педагогических вузов потребности в системном применении таких средств и технологий в последующей профессиональной деятельности.

Необходима выработка педагогических, методических и технологических основ создания унифицированной системы технологий и средств информатизации, используемых во всех сферах деятельности педагогического вуза. В качестве такой системы может быть предложена информационная образовательная среда вуза, определяемая во многих научных публикациях как совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации образовательной деятельности. В опубликованных работах последовательно обсуждались особенности информатизации различных областей деятельности педагогического вуза [1; 2; 3].

В числе таких областей следует также выделять работу профессорско-преподавательского состава и управленческого персонала с администрацией и учителями школ, обучавшимися в вузе. Данной работе с каждым днем уделяется все большее внимание, поскольку качество педагогического труда учителей во многом определяет и качество подготовки педагогов в вузе. Кроме того, регулярное общение с учителями и администрацией образовательных учреждений, в которых они работают, позволяет вовремя и адекватно корректировать систему подготовки педагогов в вузе, повышать качество знаний, умений, навыков и компетенций выпускников вуза, готовить учителей, наиболее востребованных современной системой образования. Немаловажная роль в таком взаимном общении отводится помощи, которую оказывают преподаватели вуза своим выпускникам, особенно молодым специалистам, в решении проблем, возникающих в их практической деятельности. Кроме того, выпускникам полезна информация о возможностях повышения квалификации и переподготовки, которую они могут получить в стенах своего педагогического вуза.

Очевидно, что в данной области ресурсы и сервисы, входящие в состав информационной образовательной среды, могут оказать существенное влияние на интен-

сивность и эффективность подобной работы. Такие ресурсы позволяют наладить общение педагогов в условиях географической отдаленности вуза и школ, в которых трудятся его выпускники. Кроме того, систематизированные средства информатизации позволяют аккумулировать данные о педагогах — выпускниках вуза, использовать получаемые от них сведения в процессе подготовки педагогов в вузе, влияя на состав, содержание и качество информационных ресурсов, собранных в среде.

В ходе формирования и систематизации ресурсов и технологий необходимо учитывать перечень основных задач, в числе которых назовем следующие.

1. Сбор и анализ сведений:

— информации о трудоустройстве выпускников — учителей в школах региона и за его пределами, в том числе по заявкам школ и других учреждений образования и подготовленных по договорам о целевой контрактной подготовке;

— данных об учителях, подготовленных по договорам о целевой контрактной подготовке;

— данных о профессиональном росте, достижениях выпускников;

— данных о научно-методических разработках, проведенных учителями — выпускниками вуза;

— данных о количестве выпускников, трудоустроившихся по заявкам школ и других учреждений образования;

— данных о количестве и сути рекламаций, полученных из учреждений образования;

— данных о выпускниках, зарегистрированных на бирже труда.

2. Организация постоянного информационного взаимодействия с учителями — выпускниками вуза по вопросам совершенствования систем подготовки педагогов в вузе. Сбор и анализ сведений, поступающих от учителей в рамках подобного взаимодействия.

3. Информирование выпускников о нововведениях, осуществляемых педагогическим вузом в рамках совершенствования подготовки педагогов.

4. Привлечение учителей школ, в разные годы окончивших педагогический вуз, к профориентационной работе и, как следствие, к формированию студенческого контингента вуза за счет обучаемых ими школьников.

5. Информирование учителей о количественном и качественном составе ежегодного выпуска педагогов, осуществляемых вузом. Привлечение выпускников к трудоустройству подготовленных вузом педагогов.

6. Сбор сведений о вакансиях, имеющихся в сфере образования по направлениям подготовки учителей в вузе.

7. Прогнозирование с учетом мнений выпускников и работодателей потребности в педагогах, подготовку которых осуществляет вуз.

8. Организация интернет-анкетирования выпускников и работодателей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к вузам.

9. Психологическая и правовая адресная поддержка учителей — выпускников вуза, организуемая с привлечением специалистов из числа преподавате-

лей вуза. Координация работы кафедр по оказанию методической помощи учителям — молодым специалистам.

Очевидно, что решение подобных задач и использование соответствующих информационных технологий не укладываются в специфику формирования и функционирования организационно-управленческой компоненты среды. С одной стороны, большинство таких задач носит коммуникативный или организационный характер. Их решение во многих случаях приводит к необходимости ведения различных баз данных, характерных для организационно-управленческой компоненты. С другой стороны, подобная работа связана с организацией информационного взаимодействия вне вуза, должна учитывать особенности подготовки в разных вузах выпускников, проблемы совместимости разных технологий, используемых в разных учебных заведениях, различия в предоставляемых ими сведениях и многие другие факторы. В связи с этим работу с выпускниками вуза, соответствующие информационные ресурсы и сервисы целесообразно выделять в отдельную (возможно меньшую по объему) компоненту информационной образовательной среды вуза.

Важно учитывать, что в реальности не все выпускники педагогического вуза впоследствии работают по специальности. Но при этом с точки зрения создания возможности оценки качества подготовки педагогов в вузе и корректировки систем обучения целесообразно при построении информационной образовательной среды учитывать особенности трудовой деятельности именно тех выпускников, которые, окончив вуз, работают по полученной или смежной педагогической специальности. Таким образом, целесообразно выделение в составе информационной образовательной среды компоненты взаимодействия с учителями — выпускниками педагогического вуза.

С учетом описанных выше задач необходимо выделение в данной компоненте среды подсистем:

— сбора и анализа сведений о выпускниках;

— информационного взаимодействия с выпускниками;

— сбора сведений о вакансиях, имеющихся в системе образования;

— прогнозирования.

В ходе проведенного научно-педагогического исследования были осуществлены сбор и систематизация факторов и требований, имеющих отношение к процессам информатизации всех сфер деятельности современного педагогического вуза. В результате подобной интеграционной работы построена модель информационной образовательной среды. Общая структура такой модели отражена на рис. 1. Каждый элемент данной структуры детализируется с помощью системы графов.

Подобные графы описывают структуру и содержание шести компонент среды, требования, предъявляемые к подготовке преподавателей к работе с информационной образовательной средой, общие требования, предъявляемые к разработке и эксплуатации информационной образовательной среды в целом, основные преимущества и перспективы использования информационной образовательной среды при подготовке педагогов в вузах.

Рис. 1. Структура многокомпонентной модели информационной образовательной среды педагогического вуза

На рис. 2 приведена структура компоненты информационной образовательной среды, обеспечивающей взаимодействие с учителями — выпускниками педагогического вуза. Именно эта компонента среды представляет особый интерес с точки зрения тематики настоящей статьи.

Подобная структура и содержание модели и интеграция в ней наряду с возможными информационными ресурсами наиболее существенных требований к ним позволяет рассматривать разработанную многокомпонентную модель как теоретико-методологическое руководство по разработке и эксплуатации информационной образовательной среды педагогического вуза, нацеленной на максимальный педагогический эффект.

Возвращаясь к описанию особенностей построения организационно-управленческой компоненты, а также компоненты взаимодействия с учителями — выпускниками вуза, важно подчеркнуть, что перечисленные составляющие должны соответствовать уровню и масштабам других интегрированных в среду информационных ресурсов и управляющих подсистем. Содержание подобных информационных материалов должно быть связано с развитием научно-педагогических разработок, осуществляемых в вузе, результатами научно-исследовательской и научно-методической деятельности, интегрированных в соответствующих компонентах информационной образовательной среды, отражать передовой организационноуправленческий опыт в сфере высшего педагогического образования, накопленный в регионе, в России, за рубежом.

Сбор отзывов, полученных из учреждений образования

Сбор данных о выпускниках, зарегистрированных на бирже труда

Сбор и анализ сведений, поступающих от выпускников, о совершенствовании подготовки педагогов в вузе

Информационное взаимодействие с выпускниками по вопросам совершенствования подготовки педагогов в вузе

Информирование выпускников о нововведениях, осуществляемых педагогическим вузом

Рис. 2. Структура компоненты информационной образовательной среды, обеспечивающей взаимодействие с учителями — выпускниками педагогического вуза

ЛИТЕРАТУРА

[1] Козловских Л.А. Информационно-образовательная среда вуза и электронные образовательные ресурсы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2008. — № 3. — С. 23—26.

[2] Атанасян С.Л., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Проектирование структуры информационной образовательной среды педагогического вуза // Информатика и образование. — 2009. — № 3. — С. 90—96.

[3] Атанасян С.Л. Систематизация технологий, используемых в информатизации организационно-управленческой деятельности педагогического вуза // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2008. — № 3. — С. 32—39.

[4] Атанасян С.Л. Особенности информатизации образовательной деятельности в педагогических вузах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2009. — № 2. — С. 6—14.

ORDERING OF APPROACHES TO INFORMATION INTERACTION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY WITH GRADUATES

S.L. Atanasian, S.G. Grigoriev,

V.V. Grinshkun

Moscow city pedagogical university

2nd Selskohozyayistvennyi str., 4, Moscow, Russia, 129226

L.A. Kozlovskih

Moscow state university of technology and management Zemlyanoyi Val str., 73, Moscow, Russia

In article possibilities of expansion of the information educational environment of pedagogical university at the expense of allocation in it separate components of interaction with teachers — graduates of pedagogical high school are described.

Key words: the information educational environment, informatization of education, component, information interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.