Научная статья на тему 'СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В РАМКАХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В РАМКАХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая реклама / товарно-рыночный подход / психологический подход / информационно-коммуникационный подход / систематизация / электоральный процесс / political advertising / product-market approach / psychological approach / information and communication approach / systematization / electoral process

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бобров И. М.

В статье предложен к рассмотрению вопрос о систематизации подходов к пониманию политической рекламы. В ходе исследования автор систематизировал ключевые подходы к пониманию политической рекламы основываясь на том, каким способом происходит реклама политического субъекта. Выделены следующие подходы: товарно-рыночный, психологический, информационно-коммуникационный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF APPROACHES FOR RESEARCHING POLITICAL ADVERTISING WITHIN FRAMEWORK OF ELECTORAL PROCESS

The article proposes for consideration the issue of systematizing approaches to understanding political advertising. During the study, the author systematized key approaches to understanding political advertising based on the way in which advertising of a political subject occurs. The following approaches are identified: commodity-market, psychological, information and communication.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В РАМКАХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 32

Бобров И.М.

студент кафедры социологии и политологии Волгоградский государственный университет (г. Волгоград, Россия)

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В РАМКАХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация: в статье предложен к рассмотрению вопрос о систематизации подходов к пониманию политической рекламы. В ходе исследования автор систематизировал ключевые подходы к пониманию политической рекламы основываясь на том, каким способом происходит реклама политического субъекта. Выделены следующие подходы: товарно-рыночный, психологический, информационно-коммуникационный.

Ключевые слова: политическая реклама, товарно-рыночный подход, психологический подход, информационно-коммуникационный подход, систематизация, электоральный процесс.

Политическая реклама является одним из видов коммуникации между властными структурами, субъектами и обществом. Процесс развития политической рекламы особенно стремительно протекает на фоне предвыборных кампаний, в рамках такого события коммуникация между членами общества также возрастает.

Исследования политической рекламы можно традиционно разделить на 2 направления. Исследователи одного направления, которые представляли С. Блэк, Г. Блумер, Г. Джовет, Э. Мартин, сузили границы применения политической рекламы как вида коммуникации и свели ее к однонаправленному виду коммуникации - передачи информации, которая лишает людей свободы выбора, то есть, такое понимание имеют отрицательные

характеристики. Вторая группа исследователей, в которую входят К. Поппер, Ч. Симонс, рассматривали политическую рекламу в более широком смысле данного понятия, оценивая ее с точки зрения качества распространяемой информации и умения убеждать массовую аудиторию. Господствующим остаётся направление, где политическая пропаганда всё же рассматривается как односторонний процесс, целью которого является изменение общественного сознания.

Понятие "политическая реклама" используется и трактуется по-разному в зависимости от того, какая научная область рассматривает данный феномен. Так исследователь Г. Г. Почепцов пишет о том, что политическая реклама -деятельность, направленная на успешную продажу политического кандидата[1]. Такое определение политической рекламы даётся исходя из товарно-рыночного подхода.

Разделяет данный подход к изучению феномена и С. Л. Лисова[2]. По мнению автора, политическая реклама носит коммерческий характер, который состоит из неотъемлемых экономических элементов, а именно: рынка, товара и потребителя.

Еще одним сторонником товарно-рыночного подхода является О. А. Феофанов, который утверждает, что политическая и коммерческая рекламы достаточно синонимичные понятия[3]. Цели таких реклам смежны, они нацелены на продажу конкретного товара/продукта. О. А. Феофанов пишет о том, что у политической и коммерческой рекламы имеется общий производитель: агентства по рекламе, такие агентства, очевидно, традиционно используют товарно-рыночный подход.

Ситуация, в которой кандидатов, политических партий достигает большого количества - характеризуется тем, что в оборот идут манипуляции. Такой подход называется психологический. В рамках этого подхода, политическая реклама ставит перед собой цель: в условиях большого количества кандидатов или партий создать и транслировать в массы те идеи, которые люди будут подсознательно воспринимать как ключевые и нужные.

Как и говорилось выше - актуализация политической рекламы особо высока в ходе избирательных кампаний, в этот период в традиционных СМИ и различных медиапространств количество информации становится все больше и больше.

Следующий подход к изучению феномена политической рекламы именуются как информационно-коммуникационный. Данный подход рассматривает политическую рекламу как коммуникацию, в рамках которой информация несет открытый и не манипулятивный характер, никакая информация от избирателей не скрывается, а цель такой коммуникации -полное и достоверное информирование общества, не прибегая к манипуляционным воздействиям.

Важно отметить, что политическая реклама схожа с другими формами информации о политических объектах, в связи с этим процесс их идентификации затруднен. Однако политическая реклама все же имеет свои особенности. К примеру, политическая реклама является некоммерческой, то есть она не направлена на получение материальной прибыли, так как основная ее задача состоит в изменении отношений субъекта политического процесса к объекту с желаемым результатом [4].

Таким образом, из всего выше перечисленного можно сделать вывод, политическая реклама является формой массовой коммуникации, целью которой является создание положительного образа кандидата или политической партии, а также побуждение избирателей к определенному действию с желаемым результатом. Политическая реклама также обладает важной характеристикой - способностью к манипуляции электоральным поведением и мнением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцев. - Текст : непосредственный // М. : "Рефл-бук", К.: "Ваклер". - 2004. - 698 с;

2. Лисова, С.Ю. Манипуляция массовым сознанием в политической рекламе (региональный аспект) / С.Ю. Лисова. - Текст : электронный // автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. полит. наук: 23.00.02. - М. - 2004. - С. — 28. - Режим доступа : https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002668748?page=1&rotate=0&theme=white;

3. Феофанов, О. А. США: реклама и общество / О. А. Феофанов. - Текст : непосредственный // М. : Мысль. - 1974. — С. 266;

4. Галлямов, Ф. Ф. Реклама - инструмент высокозатратный / Ф. Ф. Галлямов. - Текст : непосредственный // Банковское дело. - 1996. - № 12. - С. 28-30.

Bobrov I.M.

Volgograd State University (Volgograd, Russia)

SYSTEMATIZATION OF APPROACHES FOR RESEARCHING POLITICAL ADVERTISING WITHIN FRAMEWORK OF ELECTORAL PROCESS

Abstract: the article proposes for consideration the issue of systematizing approaches to understanding political advertising. During the study, the author systematized key approaches to understanding political advertising based on the way in which advertising of a political subject occurs. The following approaches are identified: commodity-market, psychological, information and communication.

Keywords: political advertising, product-market approach, psychological approach, information and communication approach, systematization, electoral process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.