Научная статья на тему 'Систематизация источников формирования финансовых ресурсов здравоохранения в России'

Систематизация источников формирования финансовых ресурсов здравоохранения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / PUBLIC HEALTH SERVICES / FINANCIAL RESOURCES / FINANCING OF MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тащилина Ирина Петровна

Здравоохранение это необычайно ресурсоемкая отрасль, полагающая множество материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов. В бюджетном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году» было подчеркнуто, что «необходимо завершить отработку механизмов финансирования медицинской помощи, прежде всего, стационарной, с ориентацией на конечный результат и поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование медицинских учреждений». Важнейшим фактором эффективности системы общественного здравоохранения является система финансирования производителей медицинских услуг. Однако, как свидетельствует практика, до настоящего времени в нашей стране сохраняются значительные различия в организации и способах финансирования, управлении финансовыми ресурсами в сфере здравоохранения регионов. Признание на государственном уровне неэффективности отечественного здравоохранения требует не только организационных мер, но и новых теоретикометодологических подходов в понятии сущности определения и использовании финансовых ресурсов отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The public health services are extraordinary branch believing set of material, financial, labor and other resources. In the budgetary Message to Federal Meeting of the Russian Federation «About the budgetary policy in 2007» it has been underlined that «it is necessary to finish working off of mechanisms of financing of medical aid, first of all, stationary, with orientation to an end result and stage-by-stage transition to mainly single-channel financing of medical institutions». The major factor of a system effectiveness of public public health services is the system of financing of manufacturers of medical services. However, as practice testifies, till now in our country considerable distinctions in the organization and ways of financing, management of financial resources in sphere of public health services of regions remain. The recognition at the state level of an inefficiency of domestic public health services demands not only organizational measures, but also new theoretic-methodological approaches in concept of essence of definition and use of financial resources of branch.

Текст научной работы на тему «Систематизация источников формирования финансовых ресурсов здравоохранения в России»

РАЗДЕЛ 4. СИСТЕМА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

И.П. Тащилина

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ Аннотация

Здравоохранение - это необычайно ресурсоемкая отрасль, полагающая множество материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов.

В бюджетном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году» было подчеркнуто, что «необходимо завершить отработку механизмов финансирования медицинской помощи, прежде всего, стационарной, с ориентацией на конечный результат и поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование медицинских учреждений».

Важнейшим фактором эффективности системы общественного здравоохранения является система финансирования производителей медицинских услуг. Однако, как свидетельствует практика, до настоящего времени в нашей стране сохраняются значительные различия в организации и способах финансирования, управлении финансовыми ресурсами в сфере здравоохранения регионов.

Признание на государственном уровне неэффективности отечественного здравоохранения требует не только организационных мер, но и новых теоретикометодологических подходов в понятии сущности определения и использовании финансовых ресурсов отрасли.

Annotation

The public health services are extraordinary branch believing set of material, financial, labor and other resources.

In the budgetary Message to Federal Meeting of the Russian Federation «About the budgetary policy in 2007» it has been underlined that «it is necessary to finish working off of mechanisms of financing of medical aid, first of all, stationary, with orientation to an end result and stage-by-stage transition to mainly single-channel financing of medical institutions».

The major factor of a system effectiveness of public public health services is the system of financing of manufacturers of medical services. However, as practice testifies, till now in our country considerable distinctions in the organization and ways of financing, management of financial resources in sphere of public health services of regions remain.

The recognition at the state level of an inefficiency of domestic public health services demands not only organizational measures, but also new theoretic-methodological approaches in concept of essence of definition and use of financial resources of branch.

Ключевые слова

Здравоохранение, финансовые ресурсы, финансирование медицинских услуг.

Keywords

Public health services, financial resources, financing of medical services.

В настоящее время очевиден тот факт, что осуществляемые на протяжении уже многих лет реформы отечественного здравоохранения не достигли ожидаемого результата.

Реализация новаций в сфере здравоохранения связана, в первую очередь, с решением финансовых

проблем, таких как: улучшение

финансового обеспечения медицинских учреждений и более результативное использование имеющихся в их

распоряжении финансовых ресурсов.

В этой связи весьма актуальной представляется проблема определения достаточного объема финансовых

ресурсов для покрытия потребностей в целом всей системы медицинских учреждений. И противоречий тут быть не должно, учитывая их объективную заинтересованность в необходимом финансовом обеспечении, которое должно обеспечить, как минимум, возмещение всех общественно

необходимых затрат, связанных с оказанием медицинской помощи населению, а также непрерывное повышение ее качества, эффективности и результативности.

Сложившуюся ситуацию сегодня со здоровьем населения нашей страны можно охарактеризовать как критическую. Положение со смертностью в стране ухудшается с

середины 60-х гг., и сегодня она в два раза выше, чем в развитых странах Евросоюза, причем потери связаны с повышением смертности населения именно в рабочем возрасте. От этих стран Россия отстает и по показателю средней продолжительности жизни.

За период радикальных рыночных реформ во всех отраслях социальной сферы, в том числе и в здравоохранении, значительно ослабли важнейшие для общества принципы целеполагания их хозяйствующих субъектов, что привело в период перехода экономики страны к

рыночным отношениям к таким негативным последствиям, как: растущее ограничение доступности медицинской помощи для населения, неисполнение государственных

гарантий по обеспечению населения качественной и бесплатной медицинской помощью, появление платных медицинских услуг, имеющих тенденцию значительного роста и замещение ими объемов государственной медицинской помощи, появление неконтролируемого теневого сектора платных медицинских услуг, который наносит значительный материальный ущерб государству и моральный - населению.

Одной из причин такого положения является по-прежнему финансирование отрасли «здравоохранение» в России по «остаточному принципу». За все годы в стране расходы на здравоохранение из государственного бюджета не превысили 3-4% валового внутреннего продукта. Для сравнения, например, годовые расходы на здравоохранение в США составляют 13-14% валового внутреннего продукта. По оценкам ВОЗ, минимальная величина для

финансового обеспечения

здравоохранения должна составлять 66,5% валового внутреннего продукта. Россия занимает 98 место в мире по подушевым расходам на

здравоохранение средств фонда обязательного медицинского

страхования и 67 - из личных средств населения. Таким образом, очевиден тот факт, что достаточного объема финансовых ресурсов для покрытия текущих расходов медицинских учреждений и их развития не создается, несмотря на значительное количество источников финансирования.

Понятие «финансовые ресурсы» в экономической литературе ранее рассматривалось только в контексте финансово-хозяйственной деятельности

предприятий отраслей сферы

производства материальных благ. Такой подход был закономерен, поскольку данная сфера отличается от социальной сложной системой финансовых отношений и начальной фазой формирования и распределения

финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы социальной сферы, включая учреждения здравоохранения, складывались в рамках распределительной функции финансов, и финансовые ресурсы бюджетных учреждений формировались, как правило, только за счет одного источника -

государственного бюджета.

Рыночные преобразования

российской экономики принципиально изменили финансово-хозяйственную деятельность бюджетных учреждений, в том числе и оказывающих медицинские услуги населению. Произошел переход от одноканального бюджетного финансирования к многоканальному, предусматривающему использование средств многих внебюджетных

источников формирования финансовых ресурсов. Такое изложение позволяет говорить об изменении теоретических и методологических подходов к

формированию и функционированию финансового механизма учреждений

здравоохранения, что невозможно без четкого определения понятия

«финансовые ресурсы

здравоохранения», без выявления

отличий от финансовых ресурсов других секторов национальной

экономики, классификации в

соответствии с принципиально новыми для бюджетных учреждений видами, методами и источниками их формирования.

Теоретические разработки

современной финансовой науки не дают четкого определения понятия

«финансовые ресурсы здравоохранения». Для восполнения данного пробела следует определиться прежде

всего в понимании категории «финансовые ресурсы», только после этого дать определение «финансовые ресурсы здравоохранения».

Понятие «финансовые ресурсы» имеет две составляющие: «финансы» и «ресурс». «Ресурс» толковые словари определяют как запас, выступающий источником удовлетворения

потребностей формирования фондов. Большая советская энциклопедия к ресурсам относит средства, запасы, источники доходов государственного бюджета. Определение «финансовые» накладывает ограничения на емкое понятие «ресурс» и в то же время раскрывает его назначение более конкретно. Финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, поэтому под финансовыми ресурсами понимаются ресурсы, имеющие денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных ресурсов. Это положение непосредственно вытекает из сущности финансов, как определенной

совокупности денежных распределительных отношений, с чем согласны почти все экономисты, ранее работавшие и работающие в настоящем в области финансов. Они отмечают особенность финансовых ресурсов, а именно существование их в особой денежной форме1.

«Финансовые ресурсы» рассматриваются как специфическая форма денежных отношений, которая находит свое воплощение в совокупности доходов, накоплений и отчислений, находящихся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления.

1 См. В.П. Дьяченко «Товарно-денежные отношения и финансовые при социализме» М. Наука, 1974, с.422; Финансово-кредитный

энциклопедический словарь. Москва, «Финансы и кредит», 2002, с.1037; Финансы М. «Финансы и статистика», 2004. с.13, 21-22

Денежная форма «финансовых

ресурсов» требует постоянного

обеспечения сбалансированности и взаимоувязки финансовых и

материальных, трудовых и других ресурсов, соблюдение пропорций их формирования и использования.

Теоретические аспекты категории «финансовые ресурсы» всегда были в центре внимания экономистов.

Виднейшие ученые - финансисты

страны, такие как: Д.А. Аллахвердян, А.М. Бирман, Э.А. Вознесенский, Д.С. Моляков, В.К. Сенчагов, Г.М. Точильников, В.М. Родионова в своих работах давали определение

финансовым ресурсам, анализировали их содержание, состав, источники и факторы роста. Обобщая вклад в исследование их разработок, следует отметить, что в силу действующей тогда социалистической системы

хозяйствования категория «финансовые ресурсы» исследовалась применительно только к производственной сфере. Трансформация российской экономики, кардинально изменившая критерии и механизмы функционирования не только производственной, но и социальной сферы, потребовала другого подхода к рассмотрению проблем финансовых ресурсов, в частности, одной из основных отраслей социальной сферы здравоохранения.

Современная трактовка финансовых ресурсов социальной сферы выделяет ряд признаков, которые позволяют вычленить их из общего объема денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов. Так, финансовые ресурсы являются:

I - материальными носителями финансовых отношений.

Поскольку финансы - это часть экономических денежных отношений в обществе, то на практике эти отношения не абстрактны, они опосредованы реальными денежными

средствами. С помощью финансов происходит распределение и перераспределение стоимости,

сопровождаемое движением денежных средств, которые в конечной стадии формируют доходы, поступление и накопления, а в совокупности представляют собой финансовые ресурсы - материальные носители финансовых отношений.

II - принадлежат к конкретному хозяйствующему субъекту.

Финансовые ресурсы принадлежат к конкретному хозяйствующему субъекту, но представляют не весь объем денежных средств, находящихся в собственности хозяйствующих субъектов или органов власти и местного самоуправления, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказание работ и общественных (социальных) услуг или используются для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Помимо финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и органов власти всех уровней в денежной форме функционируют также кредитные ресурсы, личные доходы населения и т.п. Поэтому объемы финансовых ресурсов и денежных средств, как правило, не совпадают.

III - имеют временной период формирования и использования

Финансовые ресурсы здравоохранения имеют временные границы формирования и использования Они определены практикой финансового планирования, которая охватывает трехлетний, годовой и квартальный периоды. Повышение роли

среднесрочного финансового планирования изменяет стратегию бюджетных расходов исходя из долгосрочных тенденций в настоящее время по различным каналам финансовых ресурсов, в частности, в здравоохранении.

IV - способны удовлетворять общественную потребность.

Финансовые ресурсы здравоохранения используются исключительно для реализации основной цели их формирования.

Изучение, обобщение и анализ теоретических разработок, рассматривающих проблемы финансовых ресурсов, позволили автору предложить свое определение этой экономической категории применительно к отрасли социальной сферы здравоохранения. Финансовые ресурсы здравоохранения - это сумма денежных средств, имеющая временной период

формирования, поступающая в отрасль из бюджетов всех уровней в порядке перераспределения совокупного

общественного продукта, доходов, полученных в результате собственной функциональной деятельности

(оказание платных услуг населению, доходов предпринимательской

деятельности и др.), средств

внебюджетных фондов и прочих доходов, и используемое для реализации основной функции отрасли: обеспечения качественного удовлетворения потребности населения в медицинских услугах (см. рис. 1).

Сущность, значение, содержание категории «финансовые ресурсы» здравоохранения реализуются в сфере практических действий и деятельности государства и учреждений

здравоохранения по предоставлению медицинских услуг, связанных с функционированием таких форм организации финансовых отношений: как финансовый механизм

здравоохранения, финансово-бюджетная политика, бюджетный процесс. Эти понятия наполняют финансовые

отношения в сфере здравоохранения (в условиях рыночных отношений)

практическим содержанием и

выступают организующим началом категории «финансовые ресурсы здравоохранения».

Рис. 1. Финансовые ресурсы здравоохранения, распределенные по источникам финансирования.

Отталкиваясь от теоретических исследований экономической категории

«финансовые ресурсы здраво-

охранения», обозначаем подходы к

практическому решению задач достаточности и эффективности их использования. При этом мы считаем правильным: эффективность

функционирования финансовых

ресурсов здравоохранения следует рассматривать не только относительно использования бюджетных

ассигнований, но и внебюджетных источников, так как состояние медицинского обслуживания населения зависит от достаточного объема финансовых ресурсов, поступающих в отрасль для текущего содержания и развития медицинских учреждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позитивные структурные изменения в здравоохранении должны быть подкреплены достаточным финансовым обеспечением: структурная модер-

низация здравоохранения требует завершения процесса совершенствования механизма финансирования медицинской помощи с ориентацией на результат и с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное

финансирование медицинских учреждений, на что было указано неоднократно в Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Проблемным является сам принцип одноканального финансирования. Он успешно применялся в условиях социальной системы хозяйствования. Особенностью этого периода было, как ранее отмечалось, финансирование здравоохранения практически из единого источника: ассигнований из бюджетов.

Привлечение в рыночных условиях хозяйствования медицинских учреждений дополнительных источников финансирования в виде внебюджетных средств привело к тому, что эффективность деятельности

медицинских учреждений зависит не только от бюджетного обеспечения, но от всего объема используемых финансовых ресурсов. Поэтому при

разработке механизма формирования и использования финансовых ресурсов следует иметь в виду повышение результативности не только бюджетных ресурсов, направляемых в

здравоохранение, а в целом общего объема финансовых ресурсов бюджетных и внебюджетных, находящихся в оперативном управлении учреждений здравоохранения. Переход к одноканальному финансированию здравоохранении в бюджетном послании не означает отказа от использования внебюджетных средств, а требует разработки оптимального механизма направления всех

финансовых ресурсов здравоохранения в единое русло. Именно такому пониманию логики использования финансовых ресурсов здравоохранения наиболее соответствует логика функционирования учреждений

здравоохранения при современном состоянии рыночных отношений в стране.

Библиографический список:

1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2007 году» // Финансы. -2006. - №6.

2. В.П. Дьяченко «Товарно-денежные отношения и финансовые при социализме» М. Наука, 1974.

3. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г.

Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.:

Финансы и статистика, 2005.

4. Финансово-кредитный энцикло-

педический словарь. Москва, «Финансы и кредит», 2002.

Bibliographic list

l.The budgetary message of the President of the Russian Federation Federal meeting «About the budgetary policy in 2007»//the Finance.-2006. - №6.

2.V.P.Djachenko «Commodity-money relations and financial at sotsia-lizme» M.Nauka, 1974.

3. The Finance: the Textbook / Under the editorship of A.G. Grjaznovoj,

E.V.Markinoj . - М: Finance and statistics, 2005.

4. Financially-credit dictionary. Moscow, «the Finance and the credit», 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.