Научная статья на тему 'Систематизация информации для работы с населением в интересах атомной энергетики'

Систематизация информации для работы с населением в интересах атомной энергетики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГК "РОСАТОМ" / ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ / ПРОБЛЕМЫ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ АРХИВ / STATE ATOMIC ENERGY CORPORATION / AWARENESS-BUILDING ACTIVITIES / NUCLEAR POWER ENGINEERING / INFORMATION SUPPORT / ELECTRONIC ARCHIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головихина О.С., Брехова Н.В., Горин Н.В., Шмаков Д.В.

Введение. Переход к активной информационно-разъяснительной работе с населением для изменения его отношения к развитию атомной энергетики требует соответствующего информационного обеспечения – необходимо, как минимум, около сотни книг, журнальных статей, фильмов, докладов и презентаций на конференциях и, скорее всего, пользователю неизбежно придется их систематизировать. Материалы и методы. Информационные источники в электронном формате удобнее всего представлять в виде широко распространенных баз данных с существующими механизмами хранения и поиска информации. Информация должна быть систематизирована применительно к разным категориям населения, начиная от младших школьников и вплоть до пенсионеров, выделяя молодежь (школьников и студентов), взрослое население и специалистов журналистов, педагогов, медиков, специалистов органов местного самоуправления и пр. Результаты. В настоящее время в РФЯЦ-ВНИИТФ подготовлены электронные архивы информационных материалов для разных категорий населения. Они оформлены в виде баз данных в Access с системой поиска, позволяющей за 1-2 шага получать доступ к нужному первоисточнику. Поиск информации выполнен по нескольким критериям, по названию первоисточника или его части, авторам и по ключевым словам. Обсуждение. Возможности Access позволяют пользователю сокращать или дополнять базу своими первоисточниками, убирать, добавлять или изменять ключевые слова в системе поиска и пр. В результате он может получить индивидуальную информационную базу, наилучшим образом соответствующую его целям, задачам и предпочтениям. Заключение. Результаты работы могут быть полезны специалистам, проводящим разъяснительную работу с населением и противодействующим противникам развития атомной энер­гетики.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Awareness-building activities contributing to public acceptance of nuclear power engineering require appropriate informational support, i.e. they require at least around one hundred books, journal articles, films, and conference proceedings. Furthermore, users will need some search engine to browse this data bank. Materials and Methods. The most obvious solution for this problem will be the use of widespread databases with embedded mechanisms of data storage and search. Moreover, the information should be organized according to some criteria, for example, the age of users ranging from the elementary-school age and through the retirement age with the focus on the young people (secondary school students and college students), adult population, and professional communities, i.e. journalists, teachers, medical workers, and local authority officials, etc. Results. By now RFNC-VNIITF specialists have created Access-2003 database with these materials for different population categories. This data format allows for the search engine providing access to a desired source papers within 1…2 steps. As a result, the user can easily search for the information needed by the title of a paper or its subtitle, authors, and key words. Discussion. Access-2003 features allow a user to make amendments in the database, i.e. add or remove source papers or add/remove or edit key words, etc. As a result, this will be a customized database meeting user’s objectives and preferences. Conclusion. This work can be helpful to those involved in awareness-building activities and advocating further development of nuclear power engineering.

Текст научной работы на тему «Систематизация информации для работы с населением в интересах атомной энергетики»

19. Tryapitsyna A.P. (2013), Soderzhanie professional'noj podgotovki studentov - budushchih uchitelej k resheniyu zadach modernizacii obshchego obrazovaniya [Teacher-to-be student's teaching for education modernization problems content]. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 1, 50-61. (In Russian).

20. Gnatyshina E.V. (2015), Aksiologicheskie osnovaniya informacionnoj podgotovki v professional'nom obrazovanii [The axiological bases of information preparation in professional education]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspect. 4, 71-77. (In Russian).

DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.06

УДК 002.6:621.384 ББК 76.120.8:31.4(2Рос)

О.С. Головихина1, Н.В. Брехова2, Н.В. Горин3, Д.В. Шмаков4

1 ORCID № 0000-0002-2552-4586, ведущий специалист, Госкорпорация «Росатом», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: OSGolovikhina@rosatom.ru 2 ORCID № 0000-0002-2284-8091, инженер, Российский Федеральный ядерный центр -

Всероссийский НИИ технической физики имени академика Е.И. Забабахина, г. Снежинск, Челябинская область, Российская Федерация. E-mail: n.v.brehova@vniitf.ru 3 ORCID № 0000-0001-7468-1492, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник, Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский НИИ технической физики имени академика Е.И. Забабахина, г. Снежинск, Челябинская область, Российская Федерация. E-mail: n.gorin@vniitf.ru 4 ORCID № 0000-0002-4762-2902, инженер, Российский Федеральный ядерный центр -

Всероссийский НИИ технической физики имени академика Е.И. Забабахина, г. Снежинск, Челябинская область, Российская Федерация. E-mail: d.v.shmakov@vniitf.ru

систематизация информации для работы

С НАСЕЛЕНИЕМ В ИНТЕРЕСАХ АТОМНОй ЭНЕРГЕТИКИ

Аннотация

Введение. Переход к активной информационно-разъяснительной работе с населением для изменения его отношения к развитию атомной энергетики требует соответствующего информационного обеспечения - необходимо, как минимум, около сотни книг, журнальных статей, фильмов, докладов и презентаций на конференциях и, скорее всего, пользователю неизбежно придется их систематизировать.

Материалы и методы. Информационные источники в электронном формате удобнее всего представлять в виде широко распространенных баз данных с существующими механизмами хранения и поиска информации. Информация должна быть систематизирована применительно к разным категориям населения, начиная от младших школьников и вплоть до пенсионеров, выделяя молодежь (школьников и студентов), взрослое население и специалистов - журналистов, педагогов, медиков, специалистов органов местного самоуправления и пр.

Ре.зультаты. В настоящее время в РФЯЦ-ВНИИТФ подготовлены электронные архивы информационных материалов для разных категорий населения. Они оформлены в виде баз данных в Access с системой поиска, позволяющей за 1-2 шага получать доступ к нужному первоисточнику. Поиск информации выполнен по нескольким критериям, по названию первоисточника или его части, авторам и по ключевым словам.

Обсуждение. Возможности Access позволяют пользователю сокращать или дополнять базу своими первоисточниками, убирать, добавлять или изменять ключевые слова в системе поиска и пр. В результате он может получить индивидуальную информационную базу, наилучшим образом соответствующую его целям, задачам и предпочтениям.

Заключение. Результаты работы могут быть полезны специалистам, проводящим разъяснительную работу с населением и противодействующим противникам развития атомной энергетики.

Ключевые слова: ГК «Росатом», информационная работа с населением, проблемы атомной энергетики, информационное обеспечение, электронный архив.

Основные положения:

• подготовлены электронные архивы информационных материалов для разных категорий населения;

• информация систематизирована применительно к разным категориям населения;

• возможности архива позволяют пользователю сокращать или дополнять его своими первоисточниками, убирать, добавлять или изменять ключевые слова в системе поиска и наилучшим образом сформировать его для своих целей, задач и предпочтений;

• результаты работы будут полезны специалистам, проводящим работу с населением.

1. Введение (Introduction)

В настоящее время ГК «Росатом» переходит к активной разъяснительной работе с населением для изменения его отношения к атомной энергетике и развитию ядерных технологий, что требует надежных и официальных информационных материалов [1; 2]. Их перечень обширен - сотни книг, статей, докладов, презентаций и фильмов. Вряд ли следует все эти материалы собирать в одну информационную базу данных, т.к. их слишком много и, во-вторых, вряд ли они все одновременно понадобятся пользователю из-за разной тематики, значимости и актуальности для конкретного региона пользователя и, что немаловажно, из-за его собственных предпочтений. Поэтому первоначально следует ограничиться небольшим перечнем основополагающих первоисточников, значимость и актуальность которых не вызывает сомнений. Ниже изложены основные способы их систематизации. Возможно, что для нескольких десятков информационных единиц это не очень актуально, но по мере проведения информационной работы и расширения архива систематизация потребуется.

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

Основная задача. В рамках Федеральной целевой программ (ФЦП)1 поставлена долгосрочная задача воспитания у населения радиационной грамотности и

благожелательного отношения к ГК «Росатом». Методы ее решения находятся на стыке нескольких научных дисциплин -атомной энергетики, ядерных технологий, радиационной безопасности, информатики, социологии, экологии и, что самое главное, педагогики [3]. Каждая из них - серьезная научная дисциплина. Так, например, в радиационной безопасности сложился свой понятийный аппарат, инструментарий, методики, научные журналы, конференции, опубликована масса книг, учебников и нормативных документов. Учебный курс радиационной безопасности в обычном техническом вузе занимает, как минимум, семестр. В настоящее время действующие образовательные программы в старших классах средней школы не предусматривают изучение перечисленных дисциплин, студентам гуманитарных специальностей не читают соответствующие курсы, в том числе курс радиационной безопасности, и в лучшем случае возможно лишь знакомство с основными понятиями и положениями.

Для радиационной грамотности этого недостаточно.

Поэтому только педагогика может и должна так организовать процесс обучения школьников старших классов и студентов гуманитарных специальностей, чтобы, не вдаваясь в профессиональные проблемы, убедить слушателей в безопасности и неизбежности разви-

1 ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Официальный сайт, раздел «Новости». http:www.fcp-radbez.ru [Дата обращения: 15.12.2017].

I-

ф ф

X

m >s о

X

о

I-

го

х га

о ф

^ ф

IX

.0 I-

о ю

го ^

к с; ч

го о

X

го

ш

о ¡£ го

Ш

Ш ±

(О ей о

X ф

^

ш Ш и:

го"

X

тия атомной энергетики. Для этого необходимо вооружить преподавателей, а возможно и слушателей (все они ниже названы «пользователями») тщательно отобранной и систематизированной информацией, охватывающей все важнейшие аспекты перечисленных дисциплин применительно к поставленной задаче. Часть информации используют школьники и студенты, заинтересовавшиеся этой темой, часть - преподаватели школ для внеклассной работы, а в высших учебных заведениях - для организации самостоятельных работ студентов.

Базовая информация. Основная/базовая информация должна информировать пользователя о проблемах и достижениях атомной энергетики и ядерных технологий в России, влиянии современных ядерных технологий на здоровье и окружающую среду, о крупнейших авариях и пр. В ее составе должны быть, например, ФЦП, обзор становления всей атомной промышленности страны [4] и литература по накопленному ядерному наследию [5-8], литература об авариях в Чернобыле и Фукусиме [9; 10], атласы радиационного загрязнения [11], статьи о медико-биологических последствиях аварии 1957 г. [12] и сельскохозяйственной радиоэкологии [13]. Рекомендуется представить книгу [14] с большим количеством фотографий о ГК «Росатом», людях, городах, АЭС, ядерном оружии и пр. Знакомство с ней будет способствовать формированию у пользователя положительного образа и благожелательного отношения к ГК «Росатом». Желательно представить несколько материалов с альтернативными точками зрения об опасности атомной энергетики, например [15], при этом следует понимать, что не все их положения бесспорны, но при проведении информационно-разъяснительной работы необходимо знать аргументы своих оппонентов. В списке базовой литера-

туры будет полезна книга с математической моделью мира [16] и прогнозам его развития. Следует представить хотя бы одну памятку для населения, например, о действиях на загрязненных терри-ториях1.

Литературу по региональным проблемам пользователь может подобрать самостоятельно по официальным и надежным источникам [17].

Вся эта литература доступна в интернете и позволит пользователю получить представление о нормальной радиационной ситуации в стране. Однако не все необходимые первоисточники в настоящее время представлены в электронном виде. Так, тема проведения ядерных испытаний на полигонах страны и мирных ядерных взрывов доступна пока, в основном, в книгах, которые пользователю придется заказывать в библиотеках [18; 19], однако книга о Тоцком испытании в электронном виде [20] доступна для копирования в интернете, часть книг представлена для чтения в электронной библиотеке ГК «Росатом»2.

Подбор информации выполнен в РФЯЦ-ВНИИТФ и оформлен в виде электронного архива.

Актуальность. Многие годы ядерные специалисты вообще не тратили время на работу с общественностью, считая, что властные структуры всех уровней обладают должной информацией и квалификацией для принятия правильных решений. Это было и оправдано, и разумно с точки зрения минимизации лишних усилий. Изменившаяся ситуация требует не только разъяснительной работы с населением, но и противодействия противникам атомной энергетики, которые, как правило, не сравнивают техногенные и естественные уровни радиоактивности [21, с. 3-4].

Социологические опросы показывают, что чем выше степень информированности населения об источниках

ш о с; .о

О О

1 Памятка для населения по условиям безопасного проживания на радиоактивно загрязненных территориях. МЧС России. М., 2012. 81 с.

2 Электронная библиотечная система «История Росатома» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.biblioatom.ru

возможного и реального радиационного загрязнения, тем шире распространено позитивное отношение к развитию атомной энергетики. Результаты опроса подсказывают возможный способ решения проблемы - если человеку показать достоинства и недостатки атомной энергетики по сравнению с углеводородной и обосновать ее неизбежность и экологическую привлекательность, т.е. сформулировать вопросы более развернуто и аргументированно, то его мнение может измениться, и он, скорее всего, даст положительный ответ при опросах.

Категории населения. Категории населения для проведения массовой информационно-разъяснительной работы определены как [22]: детское население, старшие школьники и студенты, экспертные сообщества, общественные организации, органы государственной власти и местного самоуправления, стейкхолдеры, трудоспособное население и пенсионеры. В явном виде выделены школьники и студенты, как самые восприимчивые категории к обучению. Категории «экспертные сообщества», «общественные организации» и «органы государственной власти и местного самоуправления» следует отнести к авторитетным группам населения, задачей которых будет непосредственная информационно-разъяснительная работа с остальными категориями населения.

Взаимодействие с населением проходит на встречах по месту жительства, лекциях и беседах в вузах и пионерских лагерях, на уроках в школах, на тематических выставках, публикациях в СМИ, демонстрациях учебных фильмов, при проведении социологических опросов, раздаче памяток поведения в аварийных ситуациях и работе в Интернете. Информационная работа с населением по радиационным проблемам проводилась и проводится в настоящее время, в частности МЧС3, эти наработки учтены при формировании структу-

ры оболочки и наполнении ее информацией.

Предлагаемая структура учитывает сформированный перечень источников информации для работы с населением, категории населения и существующие в интернете электронные библиотеки, например, «История Росатома» (elib. biblioatom.ru) - сетевой полнотекстовой многофункциональной информационной системы, аккумулирующей материалы по истории ядерной индустрии СССР и Российской Федерации. Ее цель - сбор, систематизация и предоставление в свободный сетевой доступ разнообразных документов и изданий, подчас уникальных и малодоступных, отражающих создание и развитие атомной промышленности, атомного оружия и атомной энергетики.

3. Результаты (Results)

Поиск информации в электронном архиве РФЯЦ-ВНИИТФ выглядит следующим образом: каждой единице информации (книге, журналу, статье, фильму и пр.) администратор архива (если речь идет об организации) или сам пользователь приписывают набор ключевых слов, характеризующих содержание информационного материала. Нескольких таких слов, по крайней мере, не более двух десятков, достаточно для одной единицы информации, около сотни ключевых слов будет достаточно для отобранного массива всех источников. Отметим, что для некоторых изданий набор ключевых слов может оказаться достаточно большим, и пользователю придется задавать их, сообразуясь со своими целями и задачами.

В исходном состоянии все ключевые слова представлены перед пользователем в одном из полей экранной формы, и если пользователь не знает нужный ему источник информации, то он выбирает одно или несколько слов, программное обеспечение обрабатывает запрос и выдает пользователю перечень материалов с такими ключевыми словами.

3 Портал МЧС «Населению о радиации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rb.mchs. gov.ru/about_radiation

н

си ф

X

m >s о

X

о н га

х га

о ф

^ ф

IX

X

ф

с; ф о го

X

-О I-

о ю го

К

с; ч

го о

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го

I-

го ф

I-

о

S

о

Рис. 1. Экранная форма с найденной книгой Fig. 1. Screen with a book from the database

0

(0 S

3 оэ ci

x" s

£ m

1

го" m

0 x

О) LÛ

Ш

1

го"

X

Рис. 2. Экранная форма для чтения книги

Fig. 2. Screen for reading a book

Можно рекомендовать следующие ключевые слова: «Альтернативные источники энергии», «АЭС», «Атомный флот», «Города Росатома», «Естественный радиационный фон», «ВУРС», «Чернобыльская АЭС», «Мирные ядерные взрывы», «Памятки», «Радиационная безопасность» и «Ядерное оружие». В действительности пользоватею потребуется существенно большее их количество и создавать их ему придется самостоятельно.

На рис. 1 представлен результат поиска - экранная форма с одной из найденных книг [23], с перечислением авторов, реквизитов, аннотации, ключевых слов и иконкой обложки. Одновременно поиск информации может проводиться по авторам, по названиям книг и фильмов, по прямому обращению к тому первоисточнику, с которым пользователь работал ранее.

Экранная форма для чтения книги представлена на рис. 2.

4. Обсуждение (Discussion) Возможности Access позволяют пользователю (например, преподавателю

или студенту), при необходимости, сокращать или дополнять список литературы своими первоисточниками, убирать, добавлять или изменять ключевые слова в системе поиска и пр. В результате он может получить индивидуальный архив или информационную базу, наилучшим образом соответствующую его целям, задачам и предпочтениям. Реализация этого не представит принципиальных трудностей для квалифицированного программиста.

Оболочка архива РФЯЦ-ВНИИТФ подготовлена в общеизвестной и распространенной системе Access и наполнена информацией из ~100 книг, статей и фильмов для работы с разными группами населения и системой поиска, позволяющей за 1-2 шага получать доступ к нужному первоисточнику. Работа с оболочкой трудностей не вызывает, конкретные операции должны быть изложены в руководстве для пользователя.

Аппаратно-программное обеспечение электронного архива не выходит за рамки обычных требований к офисной технике: компьютер с процессором Pentium 3 или выше, с оперативной памятью 512 Мб или выше, ОС Windows XP, Windows 2000/7/8/10, свободное пространство на жёстком диске не менее 8 Gb и, как правило, компьютеры пользователей удовлетворяют этим требованиям.

Вся информация для информационно-разъяснительной работы с населением - текстовая, презентации, фотографии и фильмы, как правило, будут представлены в общепринятых форматах *.pdf, *.djvu, *.doc, *.ppt, *.jpg, *.avi, *.mpg, *.wmv и пр. Для работы с ними вполне достаточно существующего офисного программного обеспечения - Microsoft Office Access 2003 или выше, Microsoft Power Point, Adobe Acrobat (Adobe Reader), Microsoft Word, Интернет-браузер (Internet explorer, Opera), WinDjview, любое ПО для просмотра изображений и видеофайлов (Windows Media, Media Player Classic).

5. Заключение (Conclusion)

Таким образом, можно рекомендовать

к использованию опыт РФЯЦ-ВНИИТФ по созданию архива материалов и систематизации информации для разъяснительной работы с населением в интересах атомной энергетики.

6. Благодарности (Acknowledgments)

Авторы считают своим приятным

долгом поблагодарить А.В. Чалову и А.М. Чупрунову (РФЯЦ-ВНИИТФ) за оформление информационных источников в виде электронного архива, Л.Ф. Токарь (Управление образования г. Снежинска) за консультации по использованию отобранных источников в учебном процессе.

н

си ф

X

m >s о

X

о н га

х га

о ф

^ ф

IX

Библиографический список

1. Горин, Н.В. Информационное обеспечение разъяснительной работы с населением по вопросам радиационной безопасности [Текст] / Н.В. Горин, М.В. Александрова, Л.Ф. Токарь, О.С. Голо-вихина // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. - 2017. - № 2 (18). - С. 57-66.

2. Разумова, И.К. Информационное обеспечение российских университетов по основным отраслям науки [Текст] / И.К. Разумова, А.Ю. Кузнецов, О.В. Кирилова // Интеграция образования. -2017. - Т. 21. - № 3. - С. 505-521. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.505-521

3. Лушникова, О.Л. Социальный заказ школе [Текст] / О.Л. Лушникова // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20. - № 4. - С. 542-556. DOI: 10.15507/1991-9468.085.020.201604.542-556.

4. Круглов, А.К. Как создавалась атомная промышленность СССР [Текст]: монография / А.К. Кру-глов. - М.: ЦНИИатоминформ, 1995. - 380 с.

5. Евстратов, Е.В. Проблемы ядерного наследия и пути их решения [Текст]: монография / Е.В. Ев-стратов, А.М. Агапов, Н.П. Лаверов и др. - М.: ОАО «Энергопроманалитика», 2012. - Т. 1. - 356 с.

6. Проблемы ядерного наследия и пути их решения [Текст]: монография / Под общей редакцией Л.А. Большова, Н.П. Лаверова, И.И. Линге. - М.: Энергопроманалитика, 2013. - Т. 2. - 392 с.

7. Проблемы ядерного наследия и пути их решения. Вывод из эксплуатации [Текст]: монография / Л.А. Большова, Н.П. Лаверова, И.И. Линге. - М.: Энергопроманалитика, 2015. - Т. 3. - 316 с.

8. Ликвидация ядерного наследия: 2008-2015 годы [Текст]: монография / под общей редакцией А.А. Абрамова, О.В. Крюкова, И.И. Линге. - М.: Энергопроманалитика, 2015. - 182 с.

х

ф с; ф о го

X

.0 I-

о ю го

К

с; ч

го о

X

го

I-

го ф

I-

о

S

о

9. Российский национальный доклад 30 лет Чернобыльской аварии. Итоги и перспективы преодоления ее последствий в России 1986-2016 [Текст]: монография / под общей редакцией В.А. Пуч-кова и Л.А. Большова. - М.: МЧС, 2016. - 202 с.

10. Большов, Л.А. Авария на АЭС «Фукусима-1»: опыт реагирования и уроки [Текст] / Л.А. Боль-шов, Р.В. Арутюнян и др. - М.: Наука, 2013. - 249 с.

11. Атлас современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Белоруссии. - М.; Минск: Инфосфера; НИА Природа, 2009. - 147 с., ил.

12. Гуськова, А.К. Основные итоги исследований медико-биологических последствий аварии 1957 года. Уроки на будущее [Текст] / А.К. Гуськова // Научно-практический журнал ФГУП «ПО «Маяк»» «Вопросы радиационной безопасности». - 2007. - Специальный выпуск. - С. 13-19.

13. Алексахин, Р.М. Сельскохозяйственная радиоэкология: этапы эволюции и некоторые итоги [Текст] / Р.М. Алексахин // Научно-практический журнал ФГУП «ПО «Маяк»» «Вопросы радиационной безопасности». - 2007. - Специальный выпуск. - С. 4-12.

14. Символы Росатома [Текст] / коллектив авторов под руководством акад. А.Л. Хазина. - М.: Кей Груп, 2015. - 224 с., ил.

15. Яблоков, А.В. За и против атомной энергетики (спор с атомщиками) [Текст] / А.В. Ябло-ков. - М.: Медиа-ПРЕСС, 2011. - 249 с.

16. Медоуз, Д. Пределы роста. 30 лет спустя [Текст] / Д. Медоуз, Й. Рандер, Д. Медоуз. - М.: Академкнига, 2007. - 343 с.

17. Панченко, С.В. Радиологическая обстановка в регионах расположения предприятий Росатома [Текст] / С.В. Панченко, И.И. Линге, К.В. Сахаров и др. - М.: «САМ полиграфист», 2015. - 296 с.

18. Васильев, А.П. Ядерные взрывные технологии: эксперименты и промышленные применения [Текст] / А.П. Васильев, Ю.В. Дубасов, В.А. Ильичев и др. - Снежинск: РФЯЦ-ВНИИТ, 2017. - 508 с.

19. Современная радиологическая обстановка в местах проведения мирных ядерных взрывов на территории Российской Федерации [Текст] / Коллектив авторов под руководством проф. В.А. Логачева. - М.: ИздАТ. 2005. - 256 с.

20. Васильев, А.Г. Эколого-генетический анализ отдаленных последствий Тоцкого ядерного взрыва в Оренбургской области в 1954 году. (Факты, модели, гипотезы) [Текст] / А.Г. Васильев, А.М. Боев, Э.А. Гилева и др. - Екатеринбург: Екатеринбург, 1997. - 192 с.

21. Сивинцев, Ю.В. Техногенные радионуклиды в морях, омывающих Россию «Белая книга-2000» [Текст] / Ю.В. Сивинцев, С.М. Вакуловский, А.П. Васильев и др. - М.: ИздАТ, 2005. - 624 с.

22. Патраков, Э.В. Организационные и психологические аспекты определения категорий населения для проведения массовой информационно-разъяснительной работы по обеспечению радиационной безопасности [Текст] / Э.В. Патраков, Н.И. Разикова, В.Д. Попов, А.А. Шистерова // Био> сферная совместимость: человек, регион, технологии. - 2017. - № 2(18). - С. 45-56.

у

го 23. Адамов, Е.О. Белая книга ядерной энергетики [Текст]: монография / Е.О. Адамов, Л.А. Боль-

шов, И.Х. Ганев и др. - М.: ГУП НИКИЭТ, 2001. - 270 с.

Q O.S. Golovikhina1, N.V. Brehova2, N.V. Gorin3, D.V. Shmakov2

° :ORCID No. 0000-0002-2552-4586, Leading Specialist, State Atomic Energy Corporation

ROSATOM, Moscow, Russia. E-mail: OSGolovikhina@rosatom.ru 2 ORCID No. 0000-0002-2284-8091, инженер, Российский Федеральный ядерный центр

-Всероссийский НИИ технической физики имени академика Е.И. Забабахина, г. Снежинск, Челябинской области, Российская Федерация. E-mail: n.v.brehova@vniitf.ru Й 3 ORCID No. 0000-0001-7468-1492, Candidate of Sciences (Physics and Mathematics),

^ Senior Research Scientist, Russian Federal Nuclear Center - All-Russian Research Institute of Experimental Physics named after Academician of the USSR Academy of Sciences E.I. Zababakhin, Snezhinsk, Chelyabinsk Region, Russia. E-mail: n.gorin@vniitf.ru ORCID No. 0000-0002-4762-2902, Engineer, Russian Federal Nuclear Center - All-Russian

Research Institute of Experimental Physics named after Academician of the USSR Academy of Sciences E.I. Zababakhin, Snezhinsk,

to О

Chelyabinsk Region, Russia. E-mail: d.v.shmakov@vniitf.ru

CUSTOMIZING INFORMATION FOR THE wORK

with population to the benefit of nuclear

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

POwER ENGINEERING

Abstract

Introduction. Awareness-building activities contributing to public acceptance of nuclear power engineering require appropriate informational support, i.e. they require at least around one hundred books, journal articles, films, and conference proceedings. Furthermore, users will need some search engine to browse this data bank.

Materials and Methods. The most obvious solution for this problem will be the use of widespread databases with embedded mechanisms of data storage and search. Moreover, the information should be organized according to some criteria, for example, the age of users ranging from the elementary-school age and through the retirement age with the focus on the young people (secondary school students and college students), adult population, and professional communities, i.e. journalists, teachers, medical workers, and local authority officials, etc.

Results. By now RFNC-VNIITF specialists have created Access-2003 database with these materials for different population categories. This data format allows for the search engine providing access to a desired source papers within 1...2 steps. As a result, the user can easily search for the information needed by the title of a paper or its subtitle, authors, and key words.

Discussion. Access-2003 features allow a user to make amendments in the database, i.e. add or remove source papers or add/remove or edit key words, etc. As a result, this will be a customized database meeting user's objectives and preferences.

Conclusion. This work can be helpful to those involved in awareness-building activities and advocating further development of nuclear power engineering.

Keywords: State Atomic Energy Corporation, awareness-building activities, nuclear power engineering, information support, electronic archive. o

Highlights:

• We created digital database with these materials for different population categories;

• We organized data taking into account the needs of various population categories;

• We introduced such features as add/remove source papers, add/remove or edit key-words and ° the overall ability to customize the database in accordance with one's requirements and preferences; «

• The results of our work can be helpful to those involved in awareness-building activities.

References

1. Gorin N.V., Aleksandrova M.V., Tokar L.F., Golovikhina O.S. (2017), Informacionnoe obespeche-nie razjasnitel'noj raboty s naseleniem po voprosam radiacionnoj bezopasnosti [Informational support to public radiation-safety awareness building]. Biosfernaja sovmestimost': chelovek, region, tehnologii. 2(18), 57-66. (In Russian).

2. Razumova I.K., Kuznetsov A.Yu., Kirillova O.V. (2017), Informacionnoe obespechenie rossijskih universitetov po osnovnym otraslyam nauki [Information support of russian universities in core research areas]. Integratsiya obrazovaniya. 21(3), 505-521. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.505-521. (In Russian).

3. Lushnikova O.L. (2016), Social'nyj zakaz shkole [Social mandate for high school], Integratsiya obrazovaniya. 4(20), 542-556. D0I:10.15507/1991-9468.085.020.201604.542-556. (In Russian).

4. Kruglov A.K. (1995). Kak sozdavalas' atomnajapromyshlennost' SSSR [Creating the nuclear industry of the USSR], M.: CNIIatominform Publ. (In Russian).

5. Evstratov E.V. Agapov A.M., Laverov N.P. (2012), Problemy jadernogo nasledija iputi ih reshenija [Nuclear legacy problems and ways of their handling], M.: EHnergopromanalitika Publ. (In Russian). ^

6. Evstratov E.V. Agapov A.M., Laverov N.P. (2013), Problemy jadernogo nasledija iputi ih reshenija [Nuclear legacy problems and ways of their handling], M.: Energopromanalitika Publ. (In Russian). O

7. Bolshov N.P., Laverov, I.I., Linge I.I. (2015), Problemy jadernogo nasledija iputi ih reshenija. Vyvod iz jek-spluatacii. [Nuclear legacy problems and ways of their handling. Decommissioning], M.: Energopromanali-tika Publ. (In Russian).

8. Abramov A.A., Kryukov O.V., I Linge I.I. (eds). (2015), Likvidacija jadernogo nasledija: 2008-2015gody [Elimination of nuclear legacy: 2008-2015], M.: Energopromanalitika Publ. (In Russian).

9. Puchkov V.A., Bolshov L.A. (2016), Rossijskij nacional'nyj doklad 30 let Chernobyl'skoj avarii. Itogi i pers-pektivy preodolenija ee posledstvij v Rossii 1986-2016. [Russian national report "30 year of Chernobyl accident. Overall results and prospects of responding to its consequences in Russia, 1986-2016"], M.: MCHS Publ. (In Russian).

10. Bolshov L.A., Arutyunyan R.V. (2013), Avarija na AJeS «Fukusima-1»: opyt reagirovanija i uroki [Accident on "Fukusima-1" atomic power plant: responding experience and lessons learned], M.: Nauka Publ. (In Russian).

11. Fond «Infosfera». - NIA Priroda (2009), Atlas sovremennyh i prognoznyh aspektov posledstvij avarii na Chernobyl'skoj AJeS na postradavshih territorijah Rossii i Belorussii [Atlas of present-day and anticipated aspects of consequences in Chernobyl accident stricken areas of Russia and Belarus]. 1Moskva-Minsk, Fond "Infosfera" Publ. - NIA Priroda (In Russian).

12. Guskova A.K. (2007), Osnovnye itogi issledovanij mediko-biologicheskih posledstvij avarii 1957 goda. Uroki na budushhee [Major results of 1957 accident biomedical consequences study. Lessons for the future]. Nauchno-prakticheskij zhurnal FGUP "PO "Mayak" "Voprosy radiacionnoj bezopasnosti". 13-19. (In Russian).

13. Aleksakhin R.M. (2007), Sel'skohozjajstvennaja radiojekologija: jetapy jevoljucii i nekotorye itogi [Agricultural radioecology: evolution stages and certain results] Nauchno-prakticheskij zhurnal FGUP "PO "Mayak" «Voprosy radiacionnoj bezopasnostii». 4-12. (in Russian).

14. Hasin A.L. (2015), Simvoly Rosatoma [Symbols of Rosatom], M.: Kej Grup Publ. (In Russian).

15. Yablokov A.V. (2011), Za iprotiv atomnoj jenergetiki (spors atomshhikami) [Pros and cons as for nuclear power engineering (dispute with nuclear experts and scientists)], M. Media-PRESS Publ. (In Russian).

16. Meadows D., Randers J. (2007), Predely rosta. 30 letspustya [Limits to Growth. The 30-Year Update], M.: Akademkniga Publ. (In Russian).

17. Panchenko S.V., Linge I.I., Sakharov K.B. (2015), Radiologicheskaya obstanovka v regionakh raspolozeni-ya predpriyatii Rosatoma [Radiological situation in regions hosting Rosatom facilities], M.: SAM poligrafist Publ. (In Russian).

18. Vasiliev A.P. (2017), Jadernye vzryvnye tehnologii: jeksperimenty ipromyshlennyeprimenenija [Nuclear Fast Technologies: Experiments and Creating], Snezhinsk: RFYAC-VNIIT Publ. (In Russian).

19. Logachev V.A. (ed). (2005), Sovremennaja radiologicheskaja obstanovka v mestah provedenija mirnyh jad-ernyh vzryvov na territorii Rossijskoj Federacii [Present-day radiological situation at peaceful nuclear explosion sites in Russian Federation], Moskva. IzdAT Publ. (In Russian).

20. Vasiliev A.G., Boev A.M., Gileva E.A. (1997), Jekologo-geneticheskij analiz otdalennyh posledstvij Tockogo jadernogo vzryva v Orenburgskoj oblasti v 1954 godu. (Fakty, modeli, gipotezy) [Ecological and genetic analysis of remote effects from the Totsk nuclear explosion in the Orenburg Region in 1954. (Facts, models, hypotheses)], Ekaterinburg: Ekaterinburg Publ. (In Russian).

21. Sivintsev YU.V., Vakulovsky S.M., Vasiliev A.P. (2005), Tehnogennye radionuklidy v morjah, omyvajush-hih Rossiju «Belaja kniga-2000» [Technogenic radionuclides in seas washing Russia «White Book -2000»], M.: IzdAT Publ. (In Russian).

22. Patrakov E.V., Razikova N.I., Popov V.D., Shisterova A.A. (2017), Organizacionnye i psihologicheskie aspekty opredelenija kategorij naselenija dlja provedenija massovoj informacionno-raz#jasnitel'noj raboty po obespecheniju radiacionnoj bezopasnosti [Organizational and psychological aspects in identifying population categories for public radiation-safety awareness building]. Biosfernaya sovmestimost': chelovek, region, tekhnologii. 2 (18), 45-56. (In Russian).

23. Adamov E.O. (2001), Belaja kniga jadernoj jenergetiki [White Book of Nuclear energy], M.: GUP NI-KIEHT Publ. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.