Научная статья на тему 'Систематизация и унификация как правотворческая и информационная деятельность'

Систематизация и унификация как правотворческая и информационная деятельность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1389
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / УЧЕТ НПА / КОНСОЛИДАЦИЯ / КОДИФИКАЦИЯ / ИНКОРПОРАЦИЯ / УНИФИКАЦИЯ / SYSTEMATISATION / LEGISLATION / NORMATIVE LEGAL ACTS / COLLECTION AND PROCESSING OF NORMATIVE LEGAL ACTS / CONSOLIDATION / CODIFICATION / INCORPORATION / UNIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боевец Любовь Александровна

В статье анализируются формы, процесс, условия, стимулы систематизации, основные требования, предъявляемые к ней. Также речь идет об унификации, ее основных принципах и целях проведения. Автор выделяет такие формы систематизации, как кодификация, инкорпорация, консолидация; рассказывает о девяти требованиях к систематизации; об отношении граждан к упорядочению законодательства; о необходимости учета нормативных правовых актов с целью фиксирования их существования; также о принципах систематизации, о соотношении систематизации и унификации. В заключении автор делает вывод о том, что существование систематизации и унификации законодательства способствует верному функционированию государства и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATISATION AND UNIFICATION AS A LAW-MAKING AND INFORMATIONAL ACTIVITY

The forms, procedure, conditions, and stimuli of systematisation as well as the main requirements to systematisation are analysed in the paper. The paper also concerns unification, its main principles and goals. The author distinguishes such forms of systematisation as codification, incorporation, consolidation and sets forth the following topics: nine requirements to systematisation, the citizens’ attitude to the harmonisation of legislation, the need to collect and process normative legal acts with a view to record their existence, the principles of systematisation, and the relationship between systematisation and unification. In the concluding part the author comes to the conclusion that the existence of systematisation and unification promotes a correct functioning of law and state.

Текст научной работы на тему «Систематизация и унификация как правотворческая и информационная деятельность»

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И УНИФИКАЦИЯ КАК ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

БоевецЛ. А.*

Аннотация. В статье анализируются формы, процесс, условия, стимулы систематизации, основные требования, предъявляемые к ней. Также речь идет об унификации, ее основных принципах и целях проведения. Автор выделяет такие формы систематизации, как кодификация, инкорпорация, консолидация; рассказывает о девяти требованиях к систематизации; об отношении граждан к упорядочению законодательства; о необходимости учета нормативных правовых актов с целью фиксирования их существования; также о принципах систематизации, о соотношении систематизации и унификации. В заключении автор делает вывод о том, что существование систематизации и унификации законодательства способствует верному функционированию государства и права.

Ключевые слова: систематизация, законодательство, нормативные правовые акты, учет НПА, консолидация, кодификация, инкорпорация, унификация.

Теоретиками права часто поднимается тема систематизации и унификации законодательства, однако у всех имеются различные мнения на этот счет. В первую очередь необходимо дать определение систематизации законодательства. Чаще всего, под систематизацией подразумевается упорядочение и совершенствование действующего нормативно-правового материала путем его обработки и изложения по определенной системе в виде сборников актов или в форме сводных кодификационных актов1.

Как об этом писал В.А. Сивицкий [1 ], основными формами систематизации являются кодификация (создание одного нормативного правового акта, который отличался бы внутренне упорядоченным содержанием и определенной структурой) и инкорпорация (упорядочение нормативных правовых актов по какой-либо теме или хронологии, помещение их в один сборник). Также существует такой способ систематизации, как консолидация (способ систематизации, который заключается в объединении двух или нескольких нормативных

1 Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право / отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Юрид. литература, 1973. С. 326.

правовых актов, схожих по сфере их действия и содержанию). Он также считается одним из основных способов систематизации, однако некоторые профессора не учитывают его важную роль в процессе упорядочения законодательства и исключают из центральных способов, относя его к вспомогательным. Это действие можно считать совершенно нелогичным, так как процесс консолидации, особенно в современных государствах совершенно незаменим. Давайте посмотрим, какую же роль этот способ играет для законодательства в целом. В наше время издается огромное количество нормативных правовых актов, которые могут содержать похожие нормы, регулирующие одну сферу общественной жизни. В такие моменты появляются вопросы, связанные с токованием закона, с его пониманием для всего населения государства, в котором был издан этот нормативный правовой акт. Главной целью консолидации становится сужение данного акта, выявление определенной логической последовательности. Вырабатывается соответствующий единый стиль, ликвидируются ненужные повторения, многословия. Производится корректировка предписаний, устранение устаревшей терминологии, нормы со схожим содержанием складываются в один акт.

* Боевец Любовь Александровна, студент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» E-mail: [email protected]

Все эти поправки вырабатываются для общего единообразного удобного толкования и понимания норм права. Как в международной, так и в российской практике можно найти немало примеров использования этого способа систематизации. Наиболее ярким примером служит консолидация Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1.10.1980 г. «О праздничных и памятных днях». В нем были совмещены 48 нормативных актов, каждый из которых имел отношение лишь к одному празднику. Поэтому, наряду с кодификацией и инкорпорацией, на мой взгляд, необходимо ставить и консолидацию.

К способам систематизации В. А. Сивицкий [1] и С. С. Алексеев [2] также относят справочно-инфор-мационную работу, которая заключается в сборе, хранении, размещении по разделам нормативного материала, выдаче уведомительных данных, справок.

Необходимо отметить, что для полноценного и удачного проведения полной систематизации нормативных правовых актов обязательно выполнение некоторых требований к последовательности ее проведения и к конечному результату деятельности.

Обычно выделяют девять требований.

1. Необходимость охватывать все нормативные правовые акты, то есть упорядочивать нормы в нормативном правовом акте, а этот акт должен иметь свое место среди других НПА.

2. Стремление к наиболее понятной для всех форме нормативного правового акта, который был бы удобен и логичен для его всеобщего толкования и понимания.

3. Удобство использования подвергнутого систематизации законодательства. Необходимо довести нормативный правовой акт до такого состояния, когда найти его не составит большого труда.

4. Единение всех нормативных правовых актов и правовых норм, что включает в себя выражение целостности законодательства, наличия ее определенной, общей для всех, структуры.

5. Непротиворечивость одного нормативного правового акта другому, так как систематизация законодательства и производится для того, чтобы исключить эти противоречия.

6. Подчиненность процесса систематизации определенному, заранее выработанному порядку действий, так как незапланированная систематизация может привести к возникновению различных казусов в системе законодательства.

Также необходимо официальное утверждение полностью разработанного плана.

7. Единовременное вступление систематизированных нормативных правовых актов в силу, так как система должна функционировать совместно со всеми изменениями и поправками в законодательстве.

8. Нормативное закрепление систематизации. Все, что относится к систематизации законодательства, а именно, основные критерии, по которым проводится эта операция, принципы, подготовка и порядок утверждения, должно быть урегулировано в нормативном правовом акте. (Например, Приказ Генпрокуратуры РФ от 19.04.2004 № 9 «О систематизации законодательства в органах прокуратуры).

9. Успешное проведение систематизации. Однако следует отметить, что осуществить этот процесс без специального органа очень сложно, поэтому В.А. Сивицкий [1] настаивает на учреждении такого нового органа, занимающегося систематизацией законодательства.

Так, все выше перечисленные требования являются основами процесса систематизации, на которых и строится вся деятельность компетентных органов государства. Эти принципы объединены между собой, их реализация отдельно друг от друга считается невозможной.

Для осуществления систематизации законодательства в государстве необходимы некоторые условия, о которых сейчас мы и поговорим. В первую очередь, систематизация должна быть одобрена государственными органами, на это необходима их политическая воля. Также для проведения ряда операций все компетентные органы государственной власти должны прийти к единому мнению и согласию, иначе начинать сам процесс будет просто нелогично. Но, конечно же, необходима заинтересованность участников процесса в осуществляемом деле, пассивное отношение к работе в группе может передаться и на остальных, тогда проект не будет осуществлен в принципе. Еще одним условием является финансовое сопровождение и обеспечение, так как систематизация требует привлечения большого числа специалистов и техники.

Сравнивая систематизацию законодательства в России и во Франции, можно выделить несколько очень важных отличий: • Термин «кодификация» во Франции имеет более широкое содержание, чем в россий-

Систематизация и унификация как правотворческая и информационная..

ском праве. Он включает кодификацию в собственном смысле и кодификацию в широком смысле.

• Во Франции выделяют такие принципы кодификации: 1) полнота; 2) формальный характер и 3) непрерывность.

• Все кодексы разбиты на четыре основные группы: кодексы в 1) области экономики; 2) социальной сфере; 3) интеллектуальной сфере и 4) политической (публичной) области.

Теперь поговорим об унификации. Унификация законодательства - это процесс, заключающийся в составлении одного нормативного правового акта для отношений схожего характера. Но различие правовых форм, в которых реализовываются данные правовые нормы, не играет роли. Основной целью является приведение к единой форме нескольких нормативных правовых актов. Унификация производится независимо от этого фактора. Существует несколько принципов, без которых проведение унификации не будет возможным (см.: Лоренц Д. В. [3]).

1. Единое построение системы внутреннего содержания документа, путем предъявления единых требований к документации. 1. Необходимо сделать документ наиболее информативным, однако совершенно неуместно вносить в акт нормы, не относящиеся к конкретному виду отношений, так как их наличие помешает единообразному и верному толкованию документа. 1. Неизменность требований к составляемым нормативным правовым актам на протяжении длительного периода времени. 1. Соответствие нормативных правовых актов действующему законодательству, так как из-за их несогласованности и противоречивости унификация будет признана некачественной и будет подлежать аннулированию. 1. Четкое планирование процесса унификации на каждом ее этапе.

Стрюков Е.А. [4] относит систематизацию к формам унификации, выделяя такие из них как универсализация, интеграция и систематизация. Универсализация - это способ выработки общих предписаний на основе существующих нормативных правовых актов и норм в них. При помо-

щи этих положений формируется основа одной или нескольких отраслей права. Интеграция же относится лишь к конкретным нормативным правовым актам, которые фигурируют в сфере межправительственных отношений. Автор считает ее высшей ступенью унификации законодательства. Она может относиться и к межотраслевым отношениям, однако все равно всегда касается одного конкретного нормативного правового акта. В систематизации он выделяет два направления: устранение противоречий в НПА и обобщение нескольких актов посредством их объединения.

Стрюков Е.А. [4] делает вывод, что под понятием унификации следует понимать сложный и тщательный процесс, главной целью которого является упрощение законодательства посредством регулирования схожих явлений одним, а не несколькими способами, создания нормативных правовых актов, подходящих для всего населения государства, как компетентных, так и некомпетентных в этом вопросе лиц. Все это влияет на всю правовую сферу в целом, может оказывать определенное воздействие на законодательство и правовую информацию.

Каждый день принимается от одного до нескольких десятков различных законов, поправок к ним, постановлений, указов и др. В настоящее время в РФ действует 21 кодекс по различным отраслям права, это облегчает поиск необходимой нормы или НПА для принятия решения по какому-либо делу.

В последнее время началось создание и использование автоматизированной информационной системы (АИС). Это еще больше упрощает поиск информации, т.к. нет необходимости, например, пересматривать весь кодекс в поисках одной нормы.

Таким образом, систематизация и унификация законодательства являются неотъемлемыми частями правильного единообразного функционирования и существования права. Забота государства о гражданах не обходится без этих способов распределения нормативных правовых актах для обеспечения возможности при необходимости пользоваться актами права. Деятельность государства целиком и полностью основана на праве, а без упорядочения всех нормативных правовых актов она не может быть результативной.

Литература

1. Сивицкий, В.А. Систематизация законодательства как способ развития. М.: 2010.

2. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: 1981.

3. Лоренц Д. В. Владельческая защита в России и Европейском Союзе: вопросы унификации законодательства и формирования единообразной судебной практики [Электронный ресурс] / Д. В.

Лоренц // сборник IV Междунар. науч.-прак. конф. «Государственно-правовая политика в Северо-Западном регионе» (25-26 октября 2012) / под общ. ред. К.Н. Серова, А.В Кузьмина. СПб.: СПбГУСЭ, 2012. С. 145-150. URL: http://www.znanium.com/ . 4. Стрюков Е. А. Общие подходы к пониманию унификации нормативных правовых актов / Е. А. Стрюков // Юридическая наука и практика. 2014. № 2. С. 285-289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.