Научная статья на тему 'Систематизация и междисциплинарная дифференциация компонентов профессионального мастерства'

Систематизация и междисциплинарная дифференциация компонентов профессионального мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ТЕХНИК МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / PROFESSIONAL SKILL / THE TECHNICIAN OF A MACHINE-BUILDING PROFILE / METHODICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латипов Рустам Динфирович, Савицкий Сергей Константинович, Еремина Ирина Ильинична

Рассматривается понятие «профессиональное мастерство» в процессе подготовки техника машиностроительного профиля как интегративное, четко структурированное профессионально-значимое качество техника, позволяющее ему наиболее эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Цель статьи систематизация и междисциплинарная дифференциация компонентов профессионального мастерства. Актуальность междисциплинарных связей в среднем профессиональном образовании очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Возрастает роль знаний человека в области смежных наук и умений комплексно применять их при решении научных и производственных задач. Каждый техник машиностроительного профиля в процессе обучения не только овладевает определенным стандартным набором знаний, но и учится их применять в реальном производстве, постоянно находясь в режиме познавательного поиска рационального технического решения. На современном этапе развития машиностроения профессиональное мастерство техника машиностроительного профиля характеризуется, как свойство всех участников производственных процессов выполнять свои функциональные обязанности на высоком уровне, систематически, эффективно и надежно. Техник машиностроительного профиля приобретает профессиональное мастерство в результате специальной теоретической и профессиональной подготовки и продолжительного опыта работы. Для формирования профессионального мастерства техника машиностроительного профиля необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствоваться. В виду того, что самореализация техника машиностроительного профиля как личности наиболее плодотворно осуществляется в профессиональной деятельности, то именно профессиональная деятельность дает максимальные потенциальные возможности одновременного и наиболее полного удовлетворения всех основных его потребностей (потребности в профессиональном признании, профессиональном самоуважении). Само формирование личности техника машиностроительного профиля в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием. Следовательно, критерии отбора форм, методов и методических приемов профессиональной подготовки в учебных заведениях должны основываться на интенсификации интеллектуального развития, интуиции и инициативности техника. Это обеспечит формирование у него готовности к профессиональной деятельности на предприятиях различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовой форм, а также сформировать компоненты, характеризующие профессиональное мастерство. Именно эти аспекты реализовали в методике формирования профессионального мастерства техника в процессе преподавания общепрофессиональной дисциплины «Вычислительная техника». При этом учитывалось, что изучение данной общепрофессиональной дисциплины предусматривается на третьем курсе, данная специальная дисциплина является основой подготовки техников по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств», а также содержание дисциплины имеет тесную взаимосвязь со специальными дисциплинами, изучаемыми на остальных курсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латипов Рустам Динфирович, Савицкий Сергей Константинович, Еремина Ирина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZE AND INTERDISCIPLINARY DIFFERENTIATION OF COMPONENTS OF PROFESSIONAL SKILL

Discusses the concept of "professional skills" in preparation technique for machine building. The purpose of article classification and differentiation of interdisciplinary components of professional skill. Relevance of interdisciplinary links in secondary vocational education is obvious. It is due to the state of the science on which the distinctive character of the integration of social, natural and technical knowledge. The role of human knowledge in the field of related sciences and complex skills to apply them in solving scientific and industrial problems. Each technician of a machine-building profile in the course of training not only seizes a certain standard set of knowledge, but also learns to apply them in real production, constantly being in a mode of informative search of a rational technical solution. At the present stage of development of mechanical engineering professional skill of the technician of a machine-building profile is characterized, as property of all participants of productions to carry out the functional duties at high level, systematically, effectively and reliably. The technician of a machine-building profile gains professional skill as a result of special theoretical and vocational training and long experience. The corresponding abilities, desire and character are necessary for formation of professional skill of the technician of a machine-building profile, readiness constantly to study and be improved. In a type of that self-realization of the technician of a machine-building profile as persons is most fruitfully carried out in professional activity, professional activity gives the maximum potential possibilities of simultaneous and fullest satisfaction of all his basic needs (need for professional recognition, professional self-esteem). Formation of the identity of the technician of a machine-building profile substantially occurs during professional activity and under its influence. Therefore, criteria of selection of forms, methods and methodical receptions of vocational training in educational institutions should be based on an intensification of intellectual development, intuition and initiative of the technician. It will provide formation at it of readiness for professional activity at the enterprises of a various branch orientation irrespective of their organizational and legal forms, and also to create the components characterizing professional skill. These aspects realized in a technique of formation of professional skill of the technician in the course of teaching of all-professional discipline "Computer facilities". It was thus considered that studying of this all-professional discipline is provided on a third year, this special discipline is a basis of preparation of technicians in the specialty 220703 «Automation of technological processes and productions», and also the content of discipline has close interrelation with the special disciplines studied on other courses.

Текст научной работы на тему «Систематизация и междисциплинарная дифференциация компонентов профессионального мастерства»

УДК 377 СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И МЕЖДИСЦИПЛИНAРНAЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНAЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Латипов Р.Д., Савицкий С.К., Еремина И.И.

Рассматривается понятие «профессиональное мастерство» в процессе подготовки техника машиностроительного профиля как интегративное, четко структурированное профессионально-значимое качество техника, позволяющее ему наиболее эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Цель статьи - систематизация и междисциплинарная дифференциация компонентов профессионального мастерства. Актуальность

междисциплинарных связей в среднем профессиональном образовании очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Возрастает роль знаний человека в области смежных наук и умений комплексно применять их при решении научных и производственных задач.

Каждый техник машиностроительного профиля в процессе обучения не только овладевает определенным стандартным набором знаний, но и учится их применять в реальном производстве, постоянно находясь в режиме познавательного поиска рационального технического решения.

На современном этапе развития машиностроения профессиональное мастерство техника машиностроительного профиля характеризуется, как свойство всех участников производственных процессов выполнять свои функциональные обязанности на высоком уровне, систематически, эффективно и надежно. Техник машиностроительного профиля приобретает профессиональное мастерство в результате специальной теоретической и

профессиональной подготовки и продолжительного опыта работы. Для формирования профессионального мастерства техника машиностроительного профиля необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствоваться.

В виду того, что самореализация техника машиностроительного профиля как личности наиболее плодотворно осуществляется в профессиональной деятельности, то именно профессиональная деятельность дает максимальные потенциальные возможности одновременного и наиболее полного удовлетворения всех основных его потребностей (потребности в профессиональном признании, профессиональном самоуважении). Само формирование личности техника машиностроительного профиля в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.

Следовательно, критерии отбора форм, методов и методических приемов профессиональной подготовки в учебных заведениях должны основываться на интенсификации интеллектуального развития, интуиции и инициативности техника. Это обеспечит формирование у него готовности к профессиональной деятельности на предприятиях различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовой форм, а также сформировать компоненты, характеризующие профессиональное мастерство.

Именно эти аспекты реализовали в методике формирования профессионального мастерства техника в процессе преподавания общепрофессиональной дисциплины «Вычислительная техника». При этом учитывалось, что изучение данной общепрофессиональной дисциплины предусматривается на третьем курсе, данная специальная дисциплина является основой подготовки техников по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств», а также содержание дисциплины имеет тесную взаимосвязь со специальными дисциплинами, изучаемыми на остальных курсах.

Ключевые слова: профессиональное мастерство; техник

машиностроительного профиля, учебно-методический комплекс.

ORGANIZE AND INTERDISCIPLINARY DIFFERENTIATION OF COMPONENTS OF PROFESSIONAL SKILL

Latipov R.D., Eremina I.I., Savitsky S.K.

Discusses the concept of "professional skills" in preparation technique for machine building. The purpose of article - classification and differentiation of interdisciplinary components of professional skill. Relevance of interdisciplinary links in secondary vocational education is obvious. It is due to the state of the science on which the distinctive character of the integration of social, natural and technical knowledge. The role of human knowledge in the field of related sciences and complex skills to apply them in solving scientific and industrial problems.

Each technician of a machine-building profile in the course of training not only seizes a certain standard set of knowledge, but also learns to apply them in real production, constantly being in a mode of informative search of a rational technical solution.

At the present stage of development of mechanical engineering professional skill of the technician of a machine-building profile is characterized, as property of all participants of productions to carry out the functional duties at high level, systematically, effectively and reliably. The technician of a machine-building profile gains professional skill as a result of special theoretical and vocational training and long experience. The corresponding abilities, desire and character are necessary for formation of professional skill of the technician of a machine-building profile, readiness constantly to study and be improved.

In a type of that self-realization of the technician of a machine-building profile as persons is most fruitfully carried out in professional activity, professional activity

gives the maximum potential possibilities of simultaneous and fullest satisfaction of all his basic needs (need for professional recognition, professional self-esteem). Formation of the identity of the technician of a machine-building profile substantially occurs during professional activity and under its influence.

Therefore, criteria of selection of forms, methods and methodical receptions of vocational training in educational institutions should be based on an intensification of intellectual development, intuition and initiative of the technician. It will provide formation at it of readiness for professional activity at the enterprises of a various branch orientation irrespective of their organizational and legal forms, and also to create the components characterizing professional skill.

These aspects realized in a technique of formation of professional skill of the technician in the course of teaching of all-professional discipline "Computer facilities". It was thus considered that studying of this all-professional discipline is provided on a third year, this special discipline is a basis of preparation of technicians in the specialty 220703 «Automation of technological processes and productions», and also the content of discipline has close interrelation with the special disciplines studied on other courses.

Keywords: professional skill, the technician of a machine-building profile, methodical complex.

Неотъемлемой частью профессиональной деятельности современного специалиста является его взаимодействие с современными компьютерными технологиями. В этом плане важными факторами эффективности их взаимодействия являются владение основной терминологией компьютерной сферы деятельности, понимание реальных возможностей и особенностей применения компьютерных технологий, знание тенденций их развития и совершенствования, умение четко формулировать свои требования как пользователей к подобным компьютерным системам.

Средства достижения образовательного стандарта в настоящий момент не подлежат жесткой стандартизации и могут быть регламентированы только в общем смысле. Требования к ним сформулированы на основе таких наиболее устойчивых критериев, как:

- учебно-методическая актуальность;

- доступность технических средств.

Учебно-методический комплекс основывается на наиболее естественном в такой ситуации подходе, при котором выделены основные (стандартные) требования к знаниям и умениям обучающихся по окончанию курса.

Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебнометодической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной форм обучения. Учебно-методический комплекс должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ГОС [1]. Среднее профессиональное образование должно готовить техников, которые могут на достаточно высоком профессиональном уровне становиться частью реального производства, реализуя на практике составляющие профессиональной компетентности. Для этого техники должны обладать следующими качествами:

- Возможность совершенствования знаний и умений

- Обладание координированием производственными процессами

- Наличие компонента «ИИИ» (Инициативности, Интуиции, Интеллекта)

Добиться обладания указанными компонентами профессиональной

компетентности можно лишь через личностно-ориентированный подход, так как обучение, ориентированное на авторитарный стиль управления,

иллюстративно-объяснительные методы и механическое усвоение знаний, не может отвечать сложившейся ситуации. Содержание специальной дисциплины «Вычислительная техника»

Таблица 1

Значимые элементы специальной дисциплины «Вычислительная техника»

Значимый элементы Обозначение

Основные сведения об электронно - вычислительной технике: классификация, характеристики, принцип действия ВТ 1

Виды информации и способы представления ее в ЭВМ; ВТ 2

Системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, правила недесятичной арифметики, способы представления чисел в разрядной сетке ЭВМ; ВТ 3

Логические основы ЭВМ; ВТ 4

Элементарные логические функции: таблицы истинности, формулы, основной базис алгебры логики, законы алгебры логики, нормальные и совершенные нормальные формы, минимизация логических функций; ВТ 5

Основы микропроцессорных систем: архитектура микропроцессора и ее элементы, система команд микропроцессора, процедура выполнения команд, рабочий цикл микропроцессора; ВТ 6

Типовые узлы и устройства вычислительной техники: регистры, дешифраторы, счетчики, сумматоры; ВТ 7

Принципы построения и классификация устройств памяти; ВТ 8

Организация интерфейсов в вычислительной технике; ВТ 9

Периферийные устройства вычислительной техники; ВТ 10

Взаимодействие аппаратного и программного обеспечения в работе ЭВМ; ВТ 11

Основы алгоритмизации и программирования; ВТ 12

Программное обеспечение в сфере профессиональной деятельности ВТ 13

Рассмотрим межпредметные связи специальной дисциплины «Вычислительная техника» со смежными дисциплинами и влияние этих связей на формирование компонентов профессионального мастерства техника машиностроительного профиля.

В исследованиях известных ученых-педагогов (И.Д. Зверева, В.М. Коротова, Э.И. Моносзона, М.Н. Скаткина) межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. [2, 3]

Прогрессивные педагоги различных эпох - Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская - подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными дисциплинами для отражения целостной картины природы «в голове студента», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания. [4,5] Н.К. Крупская отмечала: «Мы должны давать не отрывочные знания, а давать их в определенной увязке и определенной связи между собой».

Актуальность межпредметных связей в среднем профессиональном образовании очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. [4, 5]

Интеграция научных знаний предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежных наук и умений комплексно применять их при решении научных и производственных задач. «Политехнизм должен пропитывать собой всю дисциплину. Нужна взаимная увязка дисциплин» (Н.К. Крупская).

Формирование компонента профессионального мастерства ПМ1 «Владение новыми знаниями и умениями» осуществляется через значимый элемент специальной дисциплины «Вычислительная техника» ВТ1 «Основные сведения об электронно - вычислительной технике: классификация,

характеристики, принцип действия» с его межпредметными связями со

специальной дисциплиной «Техническая механика», ВТ2 «Виды информации и способы представления ее в ЭВМ» с его межпредметными связями со специальной дисциплиной «Электротехника», ВТ3 «Системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, правила недесятичной арифметики, способы представления чисел в разрядной сетке ЭВМ» с его межпредметными связями со специальной дисциплиной «Инженерная графика» и ВТ4 «Логические основы ЭВМ» с его межпредметными связями со специальной дисциплиной «Электронная техника».

Во время изучения выше упомянутых значимых элементов студенты учатся овладевать новыми знаниями и умениями посредством расширения своего понятийного аппарата в области своей специальности, знакомятся с новыми типами автоматизированных производств, изучают и самостоятельно применяют законы и технологий, учатся находить рациональные решения самостоятельно.

Формирование компонента профессионального мастерства ПМ2 «Наличие профессионально-личностных качеств» осуществляется через значимый элементы ВТ5 «Элементарные логические функции: таблицы истинности, формулы, основной базис алгебры логики, законы алгебры логики, нормальные и совершенные нормальные формы, минимизация логических функций» его межпредметными связями со специальной дисциплиной «Материаловедение», ВТ6 «Основы микропроцессорных систем: архитектура микропроцессора и ее элементы, система команд микропроцессора, процедура выполнения команд, рабочий цикл микропроцессора» с его межпредметными связями со специальной дисциплиной «Метрология, стандартизация и сертификация» и ВТ7 «Типовые узлы и устройства вычислительной техники: регистры, дешифраторы, счетчики, сумматоры» с его межпредметными связями со специальной дисциплиной «Электротехнические измерения».

Изучая вышеуказанные значимые элементы, рассматривая структуру автоматизированного производства, студенты изучают составляющие

различных производственных систем, где каждая из них обладает своими особенностями, что приводит к гибкости профессионального мышления будущего техника. Студенты учатся в общем виде строить структуры различных видов производств с учетом обеспечения технологического качества, самостоятельно конфигурировать оборудование с учетом

потребностей конкретного производства, для чего необходимо наличие

профессионально-личностных качеств.

Формирование компонента профессионального мастерства ПМ3 «Обладание практическими умениями» осуществляется через значимые элементы ВТ8 «Принципы построения и классификация устройств памяти» с его межпредметными связями со специальной дисциплиной «Электрические машины», ВТ9 «Организация интерфейсов в вычислительной технике» с его межпредметными связями со специальной дисциплиной «Гидравлика,

пневматика и термодинамика», ВТ10 «Периферийные устройства вычислительной техники» с его межпредметными связями со специальной дисциплиной «Типовые технологии производства», ВТ11 «Взаимодействие аппаратного и программного обеспечения в работе ЭВМ» с его

межпредметными связями со специальной дисциплиной «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», ВТ12 «Основы алгоритмизации и программирования» с его межпредметными связями со специальной дисциплиной «Экономика отрасли» и ВТ13 «Программное обеспечение в сфере профессиональной деятельности» с его межпредметными связями со специальной дисциплиной «Менеджмент».

Рассматривая вышеобозначенные значимые элементы студенты рассматривают специфику автоматизации реальных производственных процессов с точки зрения непосредственного участника процесса, пробуют работать в различных режимах, учитывая отказоустойчивость. Формируют самостоятельно представления о производстве, устанавливают на оборудование

различной модификации периферийные устройства, тем самым, становясь частью реальных условий работы (таблица 2).

Национально-региональный компонент рассматривается с двух взаимосвязанных сторон: с точки зрения развития производства Республики Татарстан и с точки зрения удовлетворения этнокультурных запросов.

Основными структурными элементами национально-регионального компонента выступают: региональный объект профессиональной деятельности (ОАО «КАМАЗ»), формирование профессионального мастерства на примере техника машиностроительного профиля и привитие общечеловеческих ценностей через призму любви к Малой Родине - Республике Татарстан.

Таблица 2

Связь элементов специальной дисциплины «Вычислительная техника» ВТ

с компонентами профессионального мастерства ПМ

Элемент ВТ Наименование смежной дисциплины Элементы смежной дисциплины Компонент ПМ

ВТ1 Техническая механика основы теоретической механики; статика: аксиомы статики; плоская и пространственная система сил; кинематика: основные понятия кинематики; кинематика точки и твердого тела; динамика: аксиомы динамики, движение материальной точки; силы инерции; трение; работа и мощность; сопротивление материалов: деформации упругие и пластические; силы внешние и внутренние; метод сечения; растяжение и сжатие; расчеты на срез и смятие; кручение; изгиб; детали механизмов и машин: элементы конструкций; характеристики механизмов и машин ПМ1

ВТ2 Электротехника электрическое поле; электрические цепи постоянного тока, физические процессы в электрических цепях постоянного тока; расчет электрических цепей постоянного тока; магнитное поле; магнитные цепи; магнитное поле постоянного тока; электромагнитная индукция; электрические цепи переменного тока; основные сведения о синусоидальном

электрическом токе, линейные электрические цепи синусоидального тока; резонанс в электрических цепях; несинусоидальные периодические напряжения и токи; трехфазные цепи

ВТ3 Инженерная графика геометрическое черчение; правила оформления чертежей; геометрические построения и правила вычерчивания контуров технических деталей; проекционное черчение; техническое рисование; правила разработки и оформления конструкторской документации; машиностроительное черчение; категории изображений на чертеже: виды, разрезы, сечения; методы решения графических задач; средства инженерной графики; методы и приемы выполнения чертежей и схем по специальности; пакеты прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности

ВТ4 Электронная техника физические основы электронной техники; образование и свойства р-и перехода; контактные явления; устройство, принцип действия, основные параметры и характеристики и схемы включения полупроводниковых и фотоэлектронных приборов; устройства отображения информации; типовые электронные устройства: принцип действия, параметрические соотношения, схемы; электронные выпрямители, преобразователи, инверторы: принцип действия и схемы включения; защита электронных устройств; основы микроэлектроники: элементы интегральных схем (ИС); функциональная микроэлектроника; цифровые электронные схемы: основные логические операции, параметры и характеристики логических элементов; применение логических элементов в электротехнических устройствах

ВТ5 Материаловедение физико-химические основы материаловедения; строение и свойства материалов; методы измерения параметров и свойств ПМ2

материалов; области применения материалов; проводники, диэлектрики, полупроводники; их параметры и свойства, области применения; характеристика материалов, используемых в области профессиональной деятельности

ВТ6 Метрология, стандартизация и сертификация правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации; метрология: основные понятия и определения; метрологические службы, обеспечивающие единство измерений; государственный метрологический контроль и надзор; стандартизация: основные термины и определения в области стандартизации и управления качеством; международная и региональная стандартизация, Межгосударственная стандартизация в СНГ; Г осударственная система стандартизации Российской Федерации; качество продукции, показатели качества и методы их оценки; испытание и контроль продукции; технологическое обеспечение качества; системы качества; сертификация: основные термины и определения в области сертификации; организационная структура сертификации; системы сертификации; порядок и правила сертификации; обязательная и добровольная сертификация; схемы сертификации

ВТ7 Электротехнические измерения понятие об измерениях и единицах физических величин; основные виды средств измерений и их классификация; методы измерений; метрологические показатели средств измерений; погрешности измерений; приборы формирования стандартных измерительных сигналов; влияние измерительных приборов на точность измерений; автоматизация измерений; измерение тока, напряжения и

мощности; исследование формы сигналов, измерение параметров сигналов; измерение параметров и характеристик электрических цепей и компонентов; измерительные приборы: универсальные электронные мультиметры, вольтметры, измерители частотных характеристик, осциллографы, тестеры, образцовая аппаратура (для поверки средств измерений), приборы формирования стандартных измерительных сигналов; измерение параметров и исследование характеристик компонентов электрических и электронных цепей с сосредоточенными параметрами, полупроводниковых приборов и интегральных микросхем; измерение амплитудно-частотных характеристик

ВТ8 Электрические машины понятие, классификация и принцип действия электрических машин, их роль и назначение; трансформаторы: устройство, принцип действия, рабочий процесс, потери и коэффициент полезного действия, параллельная работа, специальные трансформаторы; машины постоянного тока: классификация, устройство, принцип действия, рабочий процесс; генераторы постоянного тока, двигатели постоянного тока; машины постоянного тока специального применения; машины переменного тока: классификация, устройство, принцип действия, режимы работы, рабочий процесс синхронных и асинхронных машин; пуск, регулирование; машины переменного тока специального применения; микромашины средств автоматизации ПМ3

ВТ9 Г идравлика, пневматика и термодинамика основные законы гидростатики; рабочие жидкости и масла: физические свойства, требования, выбор рабочих жидкостей; гидростатические машины; основные законы гидродинамики; гидропривод; гидравлические исполнительные

двигатели, вспомогательная аппаратура гидроприводов; основные параметры состояния газа, законы идеальных газов, законы термодинамики; рабочая среда пневматических систем, ее подготовка; пневмопривод; комбинированные приводы; основы расчёта и выбор гидравлических, пневматических и комбинированных приводов

ВТ10 Типовые технологии производства классификации типовых технологий; дискретные и непрерывные технологии; структура, краткая характеристика процессов: гидромеханических (перемещения, смешивания, центрофугирования, фильтрации, очистки жидкостей и газов), тепловых (нагревания, охлаждения, выпаривания, кристаллизации), массообменных (ректификации, адсорбции, абсорбции, сушки, экстракции), механических (перемещения твердых материалов, дозирования, измельчения); вспомогательных технологических (водо- и теплоснабжения, вентиляции, кондиционирования, очистки сточных вод и газовых выбросов)

ВТ11 Правовое обеспечение профессиональной деятельности понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; организационноправовые формы юридических лиц; трудовое право; трудовой договор и порядок его заключения, основания прекращения; оплата труда; роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; дисциплинарная и материальная ответственность работника; административные правонарушения и административная ответственность; право социальной защиты граждан; защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров

ВТ12 Экономика отрасли отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; материально- технические,

трудовые и финансовые ресурсы отрасли; отраслевой рынок труда; управление отраслью; экономические показатели развития отрасли; организация (предприятие) как хозяйствующий субъект; формы организаций (предприятий), их производственная и организационная структура; типы производства, их характеристика; основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; капитал и имущество организации; основные и оборотные средства; трудовые ресурсы; организация, нормирование и оплата труда; маркетинговая деятельность организации; производственная программа и производственная мощность; издержки производства и себестоимость продукции, услуг; ценообразование; оценка эффективности деятельности организации; качество и конкурентоспособность продукции; инновационная и инвестиционная политика; внешнеэкономическая деятельность организации; бизнес-план; методика расчета основных технико-экономических показателей

ВТ13 Менеджмент цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм; функции менеджмента; внутренняя и внешняя среда организации; основы теории принятия управленческих решений; стратегический менеджмент; система мотивации труда; управление рисками; управление конфликтами; психология менеджмента; этика делового общения; информационные технологии в сфере управления производством; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Как видно из проведенного анализа специальной дисциплины «Вычислительная техника» формирование профессионального мастерства

наиболее эффективно будет происходить при условии реализации взаимосвязи образовательных областей, особенно цикла специальных дисциплин.

В процессе изучения данной специальной дисциплины наиболее полно можно сформировать такие компоненты профессионального мастерства как: «Возможность совершенствования знаний и умений», «Обладание координированием производственными процессами», «Наличие компонента «ИИИ»».

Важное место в процессе формирования профессионального мастерства на занятиях по специальной дисциплине «Вычислительная техника» занимает принцип взаимной дополняемости образовательных областей и ориентация на современные технико-технологические преобразования на производстве.

Список литературы

1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 220301 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования). Квалификация -техник. (Москва, 2002 год).

2. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. 64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с.

3. Зверев И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема. Советская педагогика, 1974, № 12. С. 10-16.

4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. 192 с.

5. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. 160 с.

References

1. Gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego professional'nogo obrazovaniya [State educational standard of secondary professional education]. Gosudarstvennye trebovaniya k minimumu soderzhaniya i urovnyu podgotovki vypusknikov po spetsial'nosti 220301 «Avtomatizatsiya tekhnologicheskikh protsessov i proizvodstv (po otraslyam)» (bazovyy uroven' srednego professional'nogo obrazovaniya). Kvalifikatsiya - tekhnik. (Moscow, 2002).

2. Zverev I.D. Vzaimnaya svyaz' uchebnykh predmetov [Interconnection of subjects] M.: Znanie, 1977. 64 p.

3. Zverev I.D. Mezhpredmetnye svyazi kak pedagogicheskaya problema [Intersubject communications as pedagogical problem]. Sovetskaya pedagogika, no. 12 (1974): 10-16.

4. Maksimova V.N. Mezhpredmetnye svyazi v protsesse obucheniya [Intersubject communications in the course of training]. M.: Prosveshchenie, 1988. 192 p.

5. Maksimova V.N. Mezhpredmetnye svyazi v uchebno-vospitatel'nom protsesse sovremennoy shkoly [Intersubject communications in teaching and educational process of modern school]. M.: Prosveshchenie, 1987. 160 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Латипов Рустам Динфирович, преподaвaтель специальных дисциплин

Технический колледж

Зaвод двигaтелей, AБК 308, г. ^бережные Челны, Республит Тaтaрстaн, 423808, Россия e-mail: [email protected]

Савицкий Сергей Константинович, доцент гафедры «Aвтомaтизaция и информaционные технологии», кaндидaт педaгогических тук, доцент Кaмскaя госудaрственнaя инженерно-экономичесшя aкaдемия

пр. Мирa, д.68/19, г. Eaбережные Челны, Республит Тaтaрстaн, 423810, Россия

e-mail: savitsky_s@mail. ru

Ерёмина Ирина Ильинична, доцент кафедры «Математического моделирования и информационных технологии в экономике», кандидат педагогических наук, доцент

Камская государственная инженерно-экономическая академия

пр. Мира, д.68/19, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, 423810,

Россия

е-таіі: [email protected] DATA ABOUT THE AUTHORS

Latipov Rustam Dinfirovich, Instructor of special subjects

Techn^l college

ABK 308, Zavod Dvigatelei, Naberezhnye Chelny, Tatarstan, 423808, Russia e-таИ: [email protected]

Savitsky Sergey Konstantinovich Associate Professor of Department «А^отайоп and information technologies», Candidate of Pedagogical Science, Docent

Ката State Engineering Academy of Economic Studies

68/19, Mim Avenue, Naberezhnye Chelny, Tatarstan, 423810, Russia

e-таИ: savitsky_s@mail. ru

Eremina Irina Ilinichna, Associate Professor of "та^та^а! modeling and information technology in the economy", Candidate of Pedagogical Science, Docent

Ката State Engineering Academy of Economic Studies Mim, d.68/19, Naberezhnye Chelny, Tatarstan, 423810, Russia e-таИ: [email protected]

Рецензент:

Мустафин A3aT Филь^тович, ведущий специалист, кандидат педагогических наук, Корпоративный университет «КАМАЗа»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.