УДК 377
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ТЕХНИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Ефанова Т.И., Мустафин А.Ф., Савицкий С.К., Хайдаров И.И.
Рассматриваются философские аспекты формирования культуры профессионального мышления в контексте подготовки техников для предприятий машиностроения. Цель статьи - рассмотреть психолого-педагогические условия процесса эффективного развития культуры профессионального мышления техника машиностроительного профиля в системе среднего профессионального образования и показать, что для изучения проблемы формирования культуры профессионального мышления техника машиностроительного профиля целесообразным является определение междисциплинарных понятий с теоретикометодологических позиций, к которым относятся понятия «мышление», «культура мышления», «культура профессионального мышления», «формирование культуры профессионального мышления». Анализ философских аспектов формирования культуры профессионального мышления техника машиностроительного профиля, представленных в данной статье, позволил сформулировать некоторые обобщенные характеристики личности техника машиностроительного профиля, который должен обладать высоким уровнем культуры профессионального мышления, состоящей из таких компонентов как обладание знаниями, умениями и навыками, способность анализировать профессиональные ситуации, а также умение оригинально решать ординарные и неординарные профессиональные задачи, в связи с этим актуальной становится проблема формирования культуры
профессионального мышления техника машиностроительного профиля как одной из ключевых сторон его общей культуры.
Ключевые слова: культура профессионального мышления;
профессиональное мастерство; техник машиностроительного профиля; философские аспекты; формирование культуры профессионального мышления.
PHILOSOPHICAL ASPECTS OF FORMATION OF CULTURE OF PROFESSIONAL THINKING OF THE TECHNICIAN OF A MACHINE-BUILDING PROFILE
Efanova T.I., Khaydarov I.I., Mustafin A.F., Savitsky S.K.
The article consider philosophical aspects of formation of culture of professional thinking in a context of technicians training for the machine-building enterprises. Article purpose - to consider psychological and pedagogical conditions of process of effective cultural development of professional thinking of the technician of a machine-building profile in system of secondary professional education and to show that, for studying of a problem of formation of culture of professional thinking of the technician of a machine-building profile definition of interdisciplinary concepts from theoretic-methodological positions which the concepts "thinking", «culture of thinking», «culture of professional thinking», «formation of culture of professional thinking» concern is expedient. The analysis of philosophical aspects of formation of culture of professional thinking of the technician of the machine-building profile, presented in this article, allowed to formulate some generalized characteristics of the identity of the technician of a machine-building profile which should possess high level of culture of the professional thinking consisting of such components as possession by knowledge, skills, ability to analyze professional situations, and also ability is original to solve the ordinary and extraordinary
professional problems, in this regard actual there is a problem of formation of culture of professional thinking of the technician of a machine-building profile as one of the key parties of its general culture.
Keywords: culture of professional thinking; the technician of a machine-building profile; formation of culture of professional thinking, philosophical aspects.
В настоящее время одной из важнейших целей системы среднего профессионального образования является формирование всесторонне развитой личности техника машиностроительного профиля, в связи с этим актуальной становится проблема формирования культуры профессионального мышления техника машиностроительного профиля как одной из ключевых сторон его общей культуры.
Для изучения проблемы формирования культуры профессионального мышления техника машиностроительного профиля целесообразным является определение междисциплинарных понятий с теоретико-методологических позиций, к таким относятся понятия «мышление», «культура мышления», «культура профессионального мышления», «формирование культуры профессионального мышления».
Среди исследований представителей различных наук выделяется множество путей решения проблемы формирования культуры профессионального мышления, но исследований направленных на формирование этого понятия относительно техника машиностроительного профиля недостаточно.
Мышление с давних времен остается одним из фундаментальных объектов философских исследований. В философских исследованиях происхождения культуры профессионального мышления главное внимание сосредоточено на противоположности и единстве мысли действительности, на постижении природы происхождения универсальных законов мышления, на фундаментализации всех
его проявлений и форм. Культура профессионального мышления на протяжении последних лет изучается в многообразии - с точки зрения разделения на конкретные содержательные формы.
Вначале схемы мышления человека устанавливались в рамках общей картины мироздания. В культуре первобытных людей мышление мифологично и синкретично, так как поведение человека соответствовало житейскому опыту племени, зафиксированному в виде мифа.
Древнегреческие философы Горгий и Протагор развивали иную «культуру мышления», используя в споре и доказательствах софизмы - неправильные выводы, различного рода приемы, завуалированные формальной логической правильностью рассуждений.
Становление у человека рационального мышления, описанного в трудах Р. Декарта, М. Вебера, Г.В. Лейбница дало возможность на практике сформировать в западноевропейском обществе и представить культуру рационального мышления человека как точный расчет адекватных средств достижения избранной цели [4].
В современной словарной трактовке мышление понимается как психологический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление - это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное только в том случае, если оно направлено на решение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли [1].
Отражение окружающей действительности в процессе мышления реализуется с помощью мыслительных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, систематизация, классификация. Человек, проводя анализ и сравнения отдельных наблюдений, основываясь на результаты былого опыта, в процессе мышления выявляет общее в отдельных объектах. Абстрагирование делает возможным объединить объекты в разнообразные системы знания, тем самым делая для человека доступным обобщенное отражение
окружающего мира. Обобщенный и опосредованный характер мышления дает возможность человеку познавать явления и их сущность. Человеку становится доступным установление всевозможных отношений и связей, что, в свою очередь, позволяет выявлять и открывать объективные закономерности.
Исходя из вышесказанного, следует акцентировать внимание на таком виде мышления, как профессиональное, под которым подразумевается процесс, происходящий в ходе практической деятельности.
В отличие от теоретического мышления, ориентированного на решение абстрактных теоретических задач, которое опосредованно связано с практикой, профессиональное мышление непосредственно направлено на решение практических задач. Решение же практических задач является средством и первоосновой формирования теоретического мышления.
Основополагающим различием мышления, которое имеет существенный смысл для развития культуры профессионального мышления техника машиностроительного профиля в образовательном процессе средней профессиональной школы, выступает различие теоретического и эмпирического мышления, исследованное и описанное в трудах В.В. Давыдова [2].
Педагогическими условиями процесса эффективного развития культуры профессионального мышления техника машиностроительного профиля в системе среднего профессионального образования являются:
- социальная адаптация (приспособление студентов к коллективу -взаимоотношение с учебной группой, курсом, факультетом, формирование собственного стиля поведения);
- развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер личности (усложнение мыслительной деятельности и эмоционально-волевого восприятия), влияний окружающей действительности и социальной среды, формирование целостной структуры интеллекта, чувств, эмоций и воли личности;
- развитие направленности (мотивы, потребности, мировоззрение), способностей и характера личности;
- развитие психологической структуры деятельности личности (способность ставить цели, умение планировать действия, умение продуцировать операции и способы, умение произвольно устанавливать отношение между целью и мотивом, вырабатывать навыки саморегуляции и самоконтроля).
В педагогическом словаре формирование личности детерминируется как процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения и социальной среды; целенаправленное развитие личности или каких-либо ее качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений [1].
Культуру можно рассматривать как процесс творческой деятельности человека; исторически развивающуюся систему созданных человеком материальных и духовных ценностей, норм, способов организации поведения и общения. В «педагогическом отношении» детерминантность определений культуры дифференцируют на три группы:
1. Культура как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (национальная культура, история культуры), где культура определяется как традиция, ценность, норма, совокупность образцов и правил поведения. Человек воспринимается с позиций соответствия принятым нормам, такое соответствие обозначается категорией «личность»: личность - это человек, соответствующий социокультурным ожиданиям.
2. Культура как высокий уровень какого-либо вида деятельности, умения, развития (культура речи, культура производства). В таком понимании к категории «культура» приближаются категории «компетентность», «квалификация», «профессионализм».
3. Культура предполагает наличие ценностных ориентиров и способности воплощать эти ценности на практике (педагогическая культура - это ориентация на определенные ценности и умение их воплотить в своей профессиональной деятельности).
Исходя из вышесказанного, основополагающие социально-философские подходы к понятию феномена культуры профессионального мышления не должны ограничиваться только теоретико-познавательным аспектом. От научной мысли требуется анализ философских, психолого-педагогических, социокультурных характеристик культуры профессионального мышления человека.
На основании анализа психолого-педагогической литературы можно сформулировать некоторые обобщенные характеристики личности техника машиностроительного профиля, который должен обладать системой интересов и знаний, составляющих эрудицию и кругозор; системой умений и усовершенствованных на их основе способностей, формирующих уровень практической деятельности; системой убеждений, формирующих мировоззренческий уровень культуры; системой освоенных методов деятельности и индивидуальных норм поведения, образующих уровень социального поведения; системой социальных чувств, формирующих уровень эмоциональной культуры; системой потребностей к анализу и самоанализу, совершенствованию и самосовершенствованию.
В своих трудах современные философы, педагоги и психологи исследование мышления конкретизируют до выделения профессиональных типов. Так, ведут речь о «педагогическом» мышлении преподавателя, о «техническом» мышлении техника.
Техник машиностроительного профиля, обладающий высоким уровнем профессионального мышления, становится и субъектом, и объектом познавательной деятельности. Таким образом, профессиональное мышление
выступает и как процесс, и как деятельность личности. Творческий характер мышления техника машиностроительного профиля выражается в определении причинно-следственных связей между производственными явлениями, поиске путей применения принципов, общих закономерностей и методов для достижения определенных целей.
Следовательно, профессиональное мышление имеет целенаправленный характер, так как деятельность техника машиностроительного профиля связана с постановкой новых целей, решением новых задач, учетом новых условий и обстоятельств деятельности. Иначе говоря, по своей сути профессиональное мышление - непрерывный процесс обобщенного отражения производственной действительности в сознании техника машиностроительного профиля, возникающий на базе практической деятельности и выходящий за ее пределы.
В процессе своей деятельности техник машиностроительного профиля приходится решать множество теоретических и практических задач. По-мнению Я.А. Пономарева, теоретическая задача возможна лишь тогда, когда на предыдущем этапе деятельности решается практическая задача: достигается практический результат, причем отсутствует его понимание. В результате решения практической задачи обогащается эмпирический опыт, а в итоге решения теоретической задачи - рациональный опыта [6].
Анализ психолого-педагогических трудов, посвященных исследованию профессионального мышления, показывает, что от понятия «профессиональное мышление техника машиностроительного профиля» можно перейти к понятию «культура профессионального мышления техника машиностроительного профиля».
Составляющими культуры техника машиностроительного профиля следует признать развитие культуры профессионального мышления, культуры языка и
речи, культуры общения и поведения, культуры чувств, общественного сознания, духовности личности.
Как и любой человек, техник машиностроительного профиля осознанно или неосознанно оценивает принятое им решение. Осознавая собственные действия, техник машиностроительного профиля приобретает информацию об эффективности и результативности выбранной модели поведения. Рефлексивные процессы оказывают существенное влияние на эффективность профессионального поведения. Рефлексивный подход дает возможность оценить себя со стороны, наработать план коррекции своего поведения и развить потребность в профессиональном самообразовании, самосовершенствовании индивидуальных моделей поведения.
Рефлексия в профессиональном мышлении имеет большое значение и становится одним из основных механизмов, которые позволяют адекватно решать профессиональные задачи с учетом реализации общих и частных целей профессиональной деятельности техника машиностроительного профиля.
Выполнение основной профессиональной функции и должно стать сущностью концепции подготовки техника машиностроительного профиля. Эта подготовка охватывает специально-методическую, специально-научную, психологическую и общепрофессиональную сферы, причем
общепрофессиональная сфера является фундаментальной, так как на ее основе выстраитвается все остальное. Именно общепрофессиональная подготовка и должна стать связующим звеном всех этих сфер, поскольку до сих пор в процессе подготовки техника машиностроительного профиля они рассматриваются отдельно друг от друга. Лишь в результате успешной реализации общепрофессиональной подготовки произойдет формирование культуры профессионального мышления будущего техника машиностроительного профиля.
Требования, предъявляемые к технику машиностроительного профиля, обусловливаются, прежде всего, производством и происходящими в нем производственными и технологическими процессами. Новые производственные условия выявили и обострили противоречия существующей системы подготовки техника машиностроительного профиля, которая не в полной мере соответствует изменившейся производственной ситуации.
В этой системе высшую цель профессионального образования, как считает В.А. Сластенин, составляет профессионально-личностное развитие выпускника. На личностном уровне выпускник уже не может быть интерпретирован как персонификация нормативной деятельности. Выпускник оказывается активным субъектом, реализующим в профессии свой способ жизнедеятельности, готовность перестраивать профессиональные задачи, принимать ответственность за их решение, расширять рамки профессиональной деятельности. Речь идет о таком уровне культуры профессионального мышления техника машиностроительного профиля, на котором он оказывается в состоянии действовать исходя из частных обстоятельств и ситуаций, которые складываются в его профессиональной деятельности, творить в условиях реального производства, вырабатывать собственную стратегию профессионального мышления [5].
Реформационные процессы в сфере среднего профессионального образования, вне сомнения, сказываются и на профессиональной подготовке техника машиностроительного профиля, обладающего высоким уровнем культуры профессионального мышления, состоящей из таких компонентов как обладание знаниями, умениями и навыками, способность анализировать профессиональные ситуации, а также умение оригинально решать ординарные и неординарные профессиональные задачи.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001. - 384 с.
4. Матюшкин А.М. Мышление. Обучение. Творчество. Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. 720 с.
5. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2004. 459 с.
6. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976. 280 с.
7. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.
344 с.
8. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. 143 с.
References
1. Vygotsky L.S. Myshlenie i rech [Thinking and speech]. Moscow: Labirint, 1999. 352 p.
2. Dadvydov V.V. Vidy obobscheniya v obuchenii: logiko-psyhologicheskie problemy postroeniya uchebnyh predmetov [Types of generalization in the training: logical and psychological problems of the construction of academic subjects]. Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2000. 480 p.
3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psyhologiya [Pedagogical psychology] Moscow: Logos, 2001. 384 p.
4. Matyushkin А.М. Myshlenie. Obuchenie. Tvorchestvo [Thinking. Training. Creation]. Voronezh: Scientific and Production Association «MODEK», 2003. 720 p.
5. Pedagogika: Uchebnoe posobie [Pedagogy: Study Guide / ed. Slastenin V.A.]. Moscow: Academia, 2004. 459 p.
6. Ponomarev Ja.A. Psyhologiya tvorchestva i pedagogika [Psychology of creation and pedagogy] Moscow: Pedagogika, 1976. 280 p.
7. Talyzina N.F. Upravlenie processom usvoeniya znanii [Managing the process of learning] Moscow: Moscow State University, 1984. 344 p.
8. Schukina G.I. Rol' deyatel'nosti v uchebnom processe [The role of activity in the educational process] Moscow: Prosveschenie, 1986. 143 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Ефанова Татьяна Ивановна, старший преподаватель кафедры экономикоматематических дисциплин
Набережночелнинский филиал « Университет управления « ТИСБИ»
ул. Татарстан, 10, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, 423800, Россия
e-mail: [email protected]
Мустафин Азат Филькатович, ведущий специалист, кандидат педагогических наук
Корпоративный университет «КАМАЗа»
проспект Автозаводский, д.2, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
423827, Россия
e-mail: [email protected]
Савицкий Сергей Константинович, доцент кафедры «Автоматизация и информационные технологии», кандидат педагогических наук, доцент Камская государственная инженерно-экономическая академия пр. Мира, д.68/19, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, 423810, Россия e-mail: [email protected]
Хайдаров Ильнар Ильгизович, преподаватель специальных дисциплин
ГБОУ СПО «Технический колледж»
Завод двигателей, АБК 308, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, 423808, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Efanova Tatyana Ivanovna, senior teacher of chair of economic-mathematical disciplines
Naberezhnochelninsky branch « University of the management "TISBI"
10, Tatarstan street, Naberezhnye Chelny, Tatarstan, 423800, Russia e-mail: [email protected]
Khaydarov Ilnar Ilgizovich, Instructor of special subjects
Technical college
ABK 308, Zavod Dvigatelei, Naberezhnye Chelny, Tatarstan, 423808, Russia e-mail: [email protected]
Mustafin Azat Filkatovich, leading expert, Candidate of Pedagogical Science
Corporate university of "KAMAZ"
2, Avtozavodskii ave., Naberezhnye Chelny, Tatarstan, 423827, Russia e-mail: [email protected]
Savitsky Sergey Konstantinovich, Associate Professor of Department «Automation and information technologies», Candidate of Pedagogical Science, Docent
Kama State Engineering Academy of Economic Studies
68/19, Mira Avenue, Naberezhnye Chelny, Tatarstan, 423810, Russia
e-mail: [email protected]
Рецензент:
Никифирова Татьяна Геннадьевна, должность, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технология машиностроения», Чебоксарский политехнический институт(филиал) ФГБОУ ВПО МГОУ имени В.С.Черномырдина