УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТОРОВ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ П.П. Лутовинов, С.А. Меленькина
Статья посвящена анализу инновационной культуры промышленного предприятия, исследованию отдельных аспектов формирования механизма управления инновационной культурой промышленного предприятия с целью повышения его конкурентоспособности. Инновационная культура промышленных предприятий создает основу для модернизации производства, повышения инновационной активности, перестройки экономики на инновационный тип развития. Вследствие того, что обрабатывающие производства составляют 17% в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости субъектов РФ и 35% -Челябинской области, именно промышленные предприятия в значительной степени определяют интеллектуально-технологический уровень страны, являются фундаментом государственной экономики, основой её экономической безопасности. Таким образом, политика, направленная на рост уровня инновационной культуры промышленных предприятий, позволит осуществить заявленный руководством страны курс на модернизацию производства при опережающем развитии перерабатывающих отраслей. В статье разработана классификация факторов, формирующих инновационную культуру промышленного предприятия, которая обеспечивает их комплексный учет по наиболее полному перечню и создает предпосылки для ослабления влияния негативных и усиления действия позитивных факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. В ходе исследования были использованы сравнительный, экономико-статистический и правовой виды анализа
Ключевые слова: инновационная культура промышленного предприятия, управление инновационной культурой, факторы инновационной культуры, классификация факторов, резервы повышения инновационной культуры, обеспечение конкурентоспособности
Инновационная культура предприятия -это комплексное понятие, часть корпоративной культуры, отражающая совокупность образованности, навыков, способностей, моральных качеств и, следовательно, готовности коллектива к созданию и освоению новшеств для обеспечения конкурентоспособности производства в условиях рыночной экономики.
Инновационная культура промышленного предприятия формируется, прежде всего, на основе творческих способностей и креативного потенциала его работников. Однако на процесс формирования влияет множество факторов, которые необходимо учитывать при разработке механизма управления инновационной культурой промышленного предприятия для обеспечения и повышения его конкурентоспособности.
Современная экономическая наука выделяет различные факторы инновационной культуры промышленных предприятий по следующим признакам: разнонаправлен-ность, сила воздействия, природа происхож-
дения и прочие. С целью более глубокого изучения природы возникновения и формирования инновационной культуры необходима разработка классификации ее факторов. Используя общие подходы к группировке социально-экономических факторов управления предприятием, изложенные в трудах экономистов [1-7] считаем возможным предложить классификацию факторов, формирующих инновационную культуру, которая представлена в таблице.
Рассмотрим содержание каждой группы факторов.
К внешним факторам относятся различные условия формирования инновационной культуры промышленного предприятия, которые создаются внешними субъектами, а именно международными компаниями, объединениями, государством, другими предприятиями и организациями. К числу внешних факторов можно отнести:
- уровень научно-технического развития, его современное состояние и тип развития: экстенсивный, интенсивный. Как известно
Классификация факторов, формирующих инновационную культуру промышленного _предприятия_
Признак классификации Классификационные группы факторов
По месту создания Внешние Внутренние
По влиянию субъекта на формирование инновационной культуры Объективные Субъективные
По уровню управляемости Управляемые Неуправляемые
По направлению воздействия на инновационную культуру Технологические Социально-психологические Физиологические Организационные Экономические
По объекту воздействия Формирования инновационной культуры в целом Формирования инновационной культуры персонала Формирования культуры условий труда Формирования поддержки инновационного развития предприятия
По характеру роста уровня инновационной культуры Экстенсивные Интенсивные
По характеру воздействия Позитивного воздействия Негативного воздействия
По сроку воздействия Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные
По силе воздействия Сильные Слабые
По способу воздействия Прямые Косвенные
появление принципиально новых технологий, технических решений при производстве продукции, совершенствование технологического процесса изменяют не только характер конкуренции, но и требования, предъявляемые к конкурентоспособности предприятия [8, 9]. Эти изменения вызывают необходимость формирования инновационной культуры, ее развития и повышения до нового уровня. С целью обеспечения конкурентоспособности предприятию необходимо поддерживать требуемый уровень инновационной культуры посредством совершенствования используемых технологий, улучшения использования имеющихся ресурсов;
- уровень образования, навыков и квалификационный состав работников предприятия;
- политику государства в области научно-технического развития, которая определяет направления и темпы развития научно-технического прогресса не только в различ-
ных отраслях народного хозяйства, но и в регионах и государстве в целом. Такая политика способствует развитию финансовой, нормативно-правовой поддержке формирования требуемого уровня инновационной культуры промышленных предприятий;
- нормативно-правовую базу формирования инновационной культуры промышленных предприятий: Конституция Российской Федерации, Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы", Гражданский кодекс РФ и др. создают правовую основу в области развития инновационной культуры физических и юридических лиц;
- политику государства и местного самоуправления в области налогообложения,
способствующую или затрудняющую развитие инновационной культуры;
- уровень отраслевых НИОКР: разработки отраслевых НИИ и КБ, а также уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ промышленных предприятий;
- политику государства в области поддержки образования и подготовки кадров для отраслей промышленности, состоящая в поддержке государством образовательных программ для рабочих и специалистов промышленных предприятий на общенациональном и региональном уровнях (Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ на 2015/2016 учебный год, Областная целевая программа развития профессионального образования в Челябинской области на 2013-2015 гг.);
- состояние рынка: изменение потребностей со стороны спроса порождает необходимость внедрения инноваций, разработки перспективных НИОКР и формирования научно-технических идей, в результате чего инновационная культура предприятия приобретает такие свойства, которые позволяют оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка и, следовательно, обеспечивать требования конкурентоспособности.
Внутренние факторы создаются самим промышленным предприятием и представляют собой условия формирования и развития инновационной культуры. Среди этой группы факторов следует выделить:
- политику предприятия в области научно-технического развития, управления инновациями, работы с персоналом, которая ускоряет либо замедляет процесс формирования и развития отдельных свойств инновационной культуры;
- стратегии развития предприятия в области маркетинга и хозяйственного развития, требующие достижения и поддержания необходимого уровня инновационной культуры (например диверсификация деятельности, продвижение инновационного товара на рынок, дифференциация товаров и услуг и др.);
- уровень технической оснащенности производства (уровень отдельных составляющих инновационной культуры находится в прямой зависимости от уровня наукоемкости производимой продукции, степени механизации и автоматизации производства и НИОКР);
- систему управления инновационной культурой, включающую работу по формированию и развитию инновационной культуры персонала, условий труда, поддержки инновационного развития предприятия;
- финансовую устойчивость предприятия (высокий уровень рентабельности, платежеспособности, ликвидности, эффективности использования собственного капитала и ресурсов говорят о достаточной устойчивости, благоприятных перспективах экономического развития и могут обеспечить формирование необходимого уровня инновационной культуры промышленного предприятия для обеспечения его конкурентоспособности);
- психологию российских промышленных предприятий, особенности мышления и существующие стереотипы ведения производственной, хозяйственной, управленческой деятельности. Среди особенностей менталитета современных российских предприятий следует выделить:
~ предпочтение кратко- и среднесрочного планирования над постановкой долгосрочных целей;
~ сильное воздействие сложившихся стереотипов в действиях руководителей, сопротивление изменениям и инновациям в управлении;
~ поиск причин собственных неудач в объективных и непреодолимых обстоятельствах;
~ среди функций управления значительное предпочтение зачастую отдается функции контроля в ущерб прогнозированию, планированию и регулированию;
~ неразвитость «результативного мышления», способствующего четким постановкам целей и достижению результатов;
~ восприятие вложений в формирование и развитие инновационной культуры как дополнительных затрат, а не инвестиций в инновационное развитие, отсутствие пони-
мания эффективности инвестирования в интеллектуальный капитал;
~ неразвитость организационной культуры, способствующей сплочению коллектива в достижении благосостояния и конкурентоспособности предприятия, влияющей на развитие креативного труда, инициативности работников, снижению существующих барьеров между подразделениями предприятий и в иерархической системе управления;
~ низкая мотивация работников в области самосовершенствования, самообразования;
~ отсутствие чувства причастности работников к результатам деятельности предприятия и др.
Такие особенности российской промышленности способствуют торможению в формировании и развитии инновационной культуры, обеспечении современных предприятий конкурентными преимуществами.
Формирование инновационной культуры происходит под воздействием деятельности различных субъектов: руководителей предприятий и подразделений, а также персонала предприятия. Выделение данного признака подразделяет факторы формирования инновационной культуры промышленного предприятия на объективные и субъективные.
Объективные факторы не зависят от деятельности предприятия и возникают по различным причинам, вызванным чаще всего внешними обстоятельствами. Таким образом внешние факторы практически полностью совпадают с объективными. Исключениями являются такие внешние факторы как конкурентная среда, которая формируется, в том числе и за счет деятельности самого промышленного предприятия и относится, следовательно, к субъективным факторам.
В свою очередь субъективные факторы возникают под влиянием функционирования предприятия и зависят от конкретных решений его руководителей. Среди субъективных факторов формирования инновационной культуры можно выделить состояние научно-технического развития, уровень поддержки процесса создания и использования инноваций, как на уровне предприятия, так и на
уровне отрасли (вследствие того, что внешние факторы формируются под влиянием деятельности конкретного предприятия, входящего в отрасль).
Выделение признака «уровень управляемости» обусловлено необходимостью исследования влияния факторов на уровень инновационной культуры и выявление таких факторов, влияние которых невозможно избежать.
К управляемым факторам следует относить все субъективные факторы вследствие того, что воздействие и степень их влияния поддается прогнозированию, регулированию и контролю проявления со стороны предприятия. Учет и анализ результатов воздействия таких факторов позволит предприятию спланировать использование их влияния на уровень инновационной культуры и своевременно организовать мероприятия по его повышению.
Осуществление управления факторами этой группы и использование их влияния на формирование инновационной культуры является обязательным элементом системы управления инновационной культурой промышленного предприятия и обеспечения эффективности этого управления.
В группу неуправляемых факторов входит ряд внешних объективных факторов, к ним относятся политика государства в области поддержки образования, в сфере развития науки и техники, в области налогообложения и формирования нормативно-правовой базы развития инновационной культуры.
Выделение в классификации признака «направление воздействия на инновационную культуру» вызвано необходимостью учета и использования определенных отличительных особенностей различных факторов формирования инновационной культуры, которые проявляют свои свойства в различных аспектах и направлениях: технологические, социально-психологические, физиологические, организационные и экономические.
Технологические факторы определяются и характеризуются состоянием материально-технической базы, уровнем развития и использования современных инновационных технологий промышленным предприятием в
соответствии с требованиями, предъявляемыми к инновационной культуре для обеспечения конкурентоспособности.
Социально-психологические факторы формирования инновационной культуры включают в себя состояние морально-психологического климата на промышленном предприятии, уровень восприимчивости работников к инновациям, готовность работников предприятия к принятию и внедрению инноваций, инновационная активность персонала предприятия, творческая инициативность, уровень развития корпоративных ценностей.
Физиологические факторы определяются условиями труда, существующими на предприятии, уровнем заболеваемости работников, количеством травм на производстве, а также состоянием основных фондов (степенью их изношенности).
Согласованность работ и действий по формированию инновационной культуры во многом определяет ее уровень. Это определяет необходимость выделения такой группы факторов как организационные. Организация системы управления инновационной культурой включает в первую очередь координацию всех действий по формированию требуемого уровня инновационной культуры для обеспечения конкурентоспособности, а также состояние взаимодействия элементов системы управления и др.
Формирование и развитие инновационной культуры требует обязательных вложений со стороны предприятия. Экономические факторы зависят от финансовых возможностей предприятия, уровней платежеспособности и рентабельности, перспектив его финансово-экономического развития.
Выделение признака классификации «объект воздействия» обусловлено необходимостью рассмотрения формирования инновационной культуры в целом и по отдельным составляющим ее развития: инновационной культуры персонала, культуры условий труда, поддержки инновационного развития промышленного предприятия.
Факторы формирования инновационной культуры персонала включают в себя политику предприятия в области повышения мотива-
ции инновационной активности работников, стимулирования профессионального и квалификационного роста. На сегодняшний день уровень квалификации персонала, его восприимчивость к инновациям является основным конкурентным преимуществом промышленного предприятия, а также уникальным трудновоспроизводимым ресурсом для обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Факторы культуры условий труда носят негативный характер, так как определяются степенью изношенности основных фондов, количеством дней потери трудоспособности по больничным листам на 1 работника, численностью пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более на 1000 работников и проч.
Факторы поддержки инновационного развития промышленного предприятия носят экономический характер и зависят от финансово-экономической устойчивости предприятия.
Для повышения уровня инновационной культуры и обеспечения конкурентоспособности предприятие использует различные ресурсы. В одних случаях рост достигается путем увеличения объема привлеченных ресурсов, например, финансовых вложений, в других - за счет повышении эффективности использования существующих ресурсов, например, применение более эффективной технологии на имеющемся оборудовании. С этой точки зрения возникает необходимость рассмотрения групп интенсивных и экстенсивных факторов
При увеличении количества ресурсов различных составляющих инновационной культуры (инновационной культуры персонала, культуры условий труда, поддержки инновационного развития предприятия) для достижения требуемого уровня инновационной культуры следует говорить об экстенсивных факторах. К ним можно отнести приобретение дополнительных средств обучения и повышения квалификации персонала, капитальные вложения в материально-техническое оснащение и проч.
Более эффективное использование имеющихся на предприятии ресурсов достигает-
ся за счет мероприятий по совершенствованию организации труда, повышению мотивации и стимулированию труда.
Однако экстенсивные и интенсивные факторы не существуют обособленно друг от друга - в практической деятельности они тесно взаимодействуют и зачастую взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга. При рассмотрении стадий жизненного цикла инновационной культуры (формирование, стабилизация, развитие, упадок) видно, что в различные периоды одни и те же факторы (например, финансовые вложения) могут носить как экстенсивный, так и интенсивный характер. Так, при прохождении инновационной культурой стадии формирования требуемые вложения будут носить экстенсивный характер. Стадии стабилизации и развития зачастую требуют инвестиций в интеллектуальный капитал, научно-информационный ресурсы, что обеспечивает поддержание соотношения уровней инновационной культуры и конкурентоспособности предприятия. Такие инвестиции обладают высокой отдачей, при этом темпы роста уровня инновационной культуры опережают темпы роста затрат на ее развитие. Таким образом вложения как фактор формирования инновационной культуры в этом случае носят интенсивный характер.
С целью анализа тенденций развития инновационной культуры следует выделять факторы по характеру воздействия: позитивного и негативного. При позитивном воздействии факторы вызывают рост уровня инновационной культуры, при негативном - снижение. Важно отметить, что воздействие одного и того же фактора, в зависимости от его направления, может иметь разный характер. Например, поддержка инновационного развития предприятия вызывает как рост инновационной культуры промышленного предприятия, так и ее снижение.
При разработке стратегий формирования и развития инновационной культуры необходим учет факторов с различными сроками воздействия на нее. При анализе прогнозов развития инновационной культуры необходима разработка мероприятий на кратко-,
средне- и долгосрочную перспективу с учетом повышения влияния позитивных факторов и снижения воздействия негативных.
Вследствие большой продолжительности жизненного цикла инновационной культуры, а также отдельных его стадий планирование и регулирование инновационной культуры следует осуществлять в большей степени по средне- (1-3 года) и долгосрочным (более трёх лет) прогнозам.
Необходимость классификации факторов по силе воздействия обусловлена требованием ранжирования управленческих решений в отношении инновационной культуры, так как ряд факторов оказывают значительно большее влияние. Следует различать факторы с сильным и слабым воздействием на инновационную культуру. Критерием может стать степень повышения уровня культуры, измеряемая интегральным показателем [5]. На сегодняшний день принято считать, что поддержка инновационного развития предприятия, формирование условий труда оказывает сильное воздействие на инновационную составляющую деятельности предприятия. Однако поддержка развития инновационной культуры персонала порождает формирование уникальных конкурентных преимуществ с большим жизненным циклом.
Эффективное управление инновационной культурой требует учета различных способов воздействия факторов на нее, что в свою очередь требует использования различных методов управления. По признаку «способ воздействия» факторы формирования инновационной культуры следует разделять на две группы: прямые и косвенные. Факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на инновационную культуру, в то время как факторы косвенного воздействия оказывают опосредованное влияние. К примеру, восприимчивость работников к инновациям непосредственно влияет на инновационную культуру предприятия, то есть оказывает прямое воздействие, а восприимчивость к инновациям работников конкурентного предприятия воздействует на инновационную культуру данного предприятия косвенно.
Учитывая описанные факторы, предприятие может использовать резервы повышения уровня инновационной культуры для обеспечения конкурентоспособности в данный период и в перспективе.
Повышение эффективности управления инновационной культурой промышленного предприятия обеспечивается на основе выявления факторов, формирующих инновационную культуру. Разработанная классификация факторов позволяет создавать эффективный механизм управления инновационной культурой для обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия.
Литература
1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. - Т. 2. Безопасность и защищенность критически важных объектов.
- Ч. 1. - М.: Знание, 2012. - 896 с.
2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. - Т. 2. Безопасность и защищенность критически важных объектов.
- Ч. 2. - М.: Знание, 2012. - 592 с.
3. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - 5-е изд. доп и пе-
рераб. - М.: Институт новой экономики. 2002. 1280 с.
4. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Высш. шк., 1994. 224с.
5. Пиндайк, Р. Микроэкономика: пер. с англ. / Р. Пиндайк, Ф. Рубинфельд. - М.: Экономика, ФиС, 2012. - 510 с.
6. Слезингер, Г.Э. Социальная экономика / Г.Э. Слезингер. - М.: Дело и Сервис, 2001. - 368 с
7. Хартанович, К.В. Основы менеджмента / К.В. Хартанович, В.Н. Краев. - М.: Академический Проект, Трикста, 2006. -256 с.
8. Портер, М. Международная конкуренция: пер. с англ. / М. Портер; под ред. В.Д. Щетинина. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 896 с.
9. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: монография / Р.А. Фатхутдинов. - М: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.
10. Лутовинов, П.П. Оценка инновационной культуры персонала машиностроительного предприятия / П.П. Лутовинов, С.А. Меленькина // Вестник Южно-Уральского государственного университета, Серия «Экономика и менеджмент». - 2012. - Т. 21. - № 9. - С. 68-73.
Лутовинов Павел Павлович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика труда, финансов и управления персоналом», Уральский социально-экономический институт (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов Высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» (г. Челябинск, Российская Федерация),
Меленькина Светлана Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Экономика труда, финансов и управления персоналом», Уральский социально-экономический институт (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов Высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений», (г. Челябинск, Российская Федерация), [email protected]
THE SYSTEMATIZATION OF FACTORS RELATED TO THE MECHANISM OF INNOVATIVE CULTURE MANAGEMENT AT INDUSTRIAL COMPANIES P.P. Lutovinov, Ural Social-Economic Institute (branch) of Educational Institution of Trade Unions of the Higher Vocational Training «Academy of Work and Social Relations», Chelyabinsk, Russian Federation, lutovinov@ursei .ac.ru
S.A. Melenkina, Ural Social-Economic Institute (branch) of Educational Institution of Trade Unions of the Higher Vocational Training «Academy of Work and Social Relations», Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
The article is devoted to the analysis of innovative culture of an industrial company, and studies certain aspects of creating the mechanism of innovative culture management of industrial companies for enhancing their competitiveness. The innovative culture of industrial companies lays the basis for modernization of production, the increase of innovation activity and the transfer to the innovative way of economic development. Due to the fact that manufacturing industries constitute, respectively, 17% of the sectoral structure of gross added value of RF subjects and 35% of the one of Chelyabinsk Region, these are industrial companies which largely determine the intellectual and technological level of the country and serve as a basis of its economic security. Therefore, the policies oriented at the growth of industrial corporate innovative culture will allow to implement the course, declared by the RF authorities and aimed at production modernization in conditions of advanced development of processing industries. The article draws up the classification of factors, shaping the innovative culture of an industrial company, which ensures their most comprehensive consideration and creates the prerequisites for easing the negative effects and enhancing the positive ones, which affect the competitiveness of a company. In the course of investigation, the comparative, economic-statistical and legal types of analysis have been used
Key words: innovative culture of industrial companies, innovative culture management, factors of innovative culture, classification offactors, reserves for enhancing the innovation culture, ensuring competitiveness
References
1. Bezopasnost' Rossii. Pravovye, social'no-jekonomicheskie i nauchno-tehnicheskie aspekty [Security of Russia. Legal, social-economical and scientific-technical aspects]. V.2. Bezopasnost' i zashhishhennost' kriticheski vazhnyh ob'ektov [Safety and security of critical infrastructure]. In 2 parts. Part 1. Moscow: Znanie, 2012. 896 p.
2. Bezopasnost' Rossii. Pravovye, social'no-jekonomicheskie i nauchno-tehnicheskie aspekty [Security of Russia. Legal, social-economical and scientific-technical aspects]. V.2. Bezopasnost' i zashhishhennost' kriticheski vazhnyh ob'ektov. [Safety and security of critical infrastructure]. In 2 parts. Part 2. Moscow: Znanie, 2012. 592 p.
3. Bol'shoj jekonomicheskij slovar' [The Grand Dictionary of Economics]. Edit. By A.N. Azriliyan. 5th edition, revised and updated. Moscow: the Institute of New Economy, 2002. 1280 p.
4. Vikhansky O.S., Naumov A.I. Menedzhment [Management]. Moscow: Vyschaya Shkola, 1994. 224 p.
5. Pindyck R., Rubinfeld F. Mikrojekonomika [Microeconomics]. Moscow: Ekonomika, FiS, 2012. 510 p.
6. Slezinger G.E. Social'naja jekonomika [Social economy]. Moscow: Business and Service, 2001. 368 p.
7. Khartanovich K.V., Kraev V.N. Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of Management]. Moscow: Academic Project, Triksta, 2006. 256 p.
8. Porter M. Mezhdunarodnaja konkurencija [International Competition]. Ed. and prefaced by V.D. Schetinin. Moscow: International Relations, 1993. 896 p.
9. Fatkhutdinov R.A. Konkurentosposobnost': jekonomika, strategija, upravlenie [Competitiveness: economics, strategy, management]. Moscow: INFRA-M, 2000. 312 p.
10. Lutovinov P.P., Melenkina S.A. Ocenka innovacionnoj kul'tury personala mashi-nostroitel'nogo predprijatija [The evaluation of the innovative culture of machine-construction company staff]. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, Serija «Jekonomika i menedzhment» [The Bulletin of the South Ural State University, the series "Economics and management"]. 2012. V. 21. № 9. PP. 68-73.